Панчаят пуджа

Панчаятана-пуджа ( IAST Pañcāyatana pūjā ), также известная как Панча Деви Дева Пуджа — это система пуджи (поклонения) в смарта- сампрадае , которая является одной из четырех основных сампрадай индуизма , . [ 1 ] Он состоит из поклонения пяти божествам, расположенным в форме квинконса . [ 2 ] пять божеств — Ганеша , Ади Шакти , Шива , Вишну и Сурья . [ 3 ] [ 4 ] Иногда Ишта Девата (любой личный бог по выбору преданного) или Картикея является шестым божеством в мандале (см. Шанмата ). [ 1 ]
Панчаятана-пуджа приписывается Ади Шанкаре VIII века нашей эры , индуистскому философу . [ 5 ] Эта практика стала популярной в средневековой Индии. [ 1 ] Однако археологические данные свидетельствуют о том, что эта практика возникла задолго до рождения Ади Шанкары. Было обнаружено множество мандал и храмов Панчаятаны, относящихся к периоду империи Гуптов , а одна панчаятана из деревни Нанд (около 24 километров от Аджмера ) была датирована эпохой Кушанской империи (до 300 г. н.э.). [ 6 ] В набор кушанского периода входят Шива, Вишну, Сурья, Шакти и одно божество, личность которого неясна. [ 6 ] По словам Джеймса Харла, крупные индуистские храмы 1-го тысячелетия нашей эры очень часто включают в себя архитектуру панкаятаны , от Одиши до Карнатаки и Кашмира ; а храмы, содержащие божества слияния, такие как Харихара (наполовину Шива, наполовину Вишну), построены в стиле поклонения Панчаятана. [ 2 ]

С философской точки зрения традиция Смарта подчеркивает, что все мурти (идолы) являются символами сагуна Брахмана , средства реализации абстрактной Высшей Реальности, называемой ниргуна Брахман . Пять или шесть икон рассматриваются Смартасом как множественные изображения одного Сагуна Брахмана (то есть личного Бога с формой), а не как отдельные существа. Конечная цель этой практики — отказаться от использования икон, а затем следовать философским и медитативным путем к пониманию единства Атмана (души, «я») и Брахмана — как «Это Ты». [ 5 ]
В зависимости от традиции, которой следуют семьи Смарта, одно из этих божеств хранится в центре, а остальные четыре угла окружающего его квадрата. Используется либо культовый идол(ы), либо аниконическое изображение(я), либо их комбинация для каждого божества. [ 1 ] Эти пять можно представить просто как пять видов камней, называемых набором для пуджи Панчаятана , или просто пять знаков, нарисованных на полу. [ 5 ] Такое расположение также представлено в храмах Смарта Панкаятана, найденных в Индии, с одной центральной святыней и четырьмя меньшими святынями по углам квадрата. [ 1 ] [ 7 ]
Панчаятана-пуджа преимущественно является традицией индуизма. Однако удаси – традиция, почитающая Гуру Грантха Сахиба сикхистского – также поклоняются пяти божествам панчаятаны. [ 8 ] [ 9 ]
В Пуранах
[ редактировать ]закреплена в нескольких Пуранах Вопреки возражениям, выдвигаемым некоторыми конкурирующими школами Смарта-сампрадаи, практика Панчаятана-пуджи также , что еще раз подтверждает ее древнее происхождение. Присутствие этой практики во всех категориях Пуран, будь то вайшнавские , шайвские или шактистские, является убедительным свидетельством того факта, что это была широко популярная форма поклонения в древние времена.
В Нарада-пуране III.65.44-50 говорится:
Когда он поклоняется Вишну в середине, он должен поклоняться Винаяке, Рави (Солнцу) , 44-50. Шиве и Шиве вне них. Когда он поклоняется Шанкаре в середине, он должен поклоняться Солнцу, Ганеше, Амбе и Хари вне их. Когда он поклоняется Шиве в середине, он должен поклоняться Исе, Вигнешваре, Солнцу и Говинде снаружи. Если он поклоняется Гананаяке (Ганеше) в середине, он должен поклоняться Шиве, Шиве, Солнцу и Вишну снаружи. в середине он должен поклоняться Ганеше, Вишну, Амбе и Шиве соответственно, таким образом он должен почтительно поклоняться пяти божествам каждый день ». [ 10 ]
В «Карттикамаса-махатмье» «Сканда-пураны» Господь Сурья утверждает:
16–18». Вишну, Шарва, Я, Богиня и Вигнешвара, то есть Ганеша (должны поклоняться). Хотя мне всего один, меня стало пятеро, как в случае с режиссером в ходе пьесы. Знайте, О повелитель птиц, все это наши собственные различные формы. Поэтому Сауры (последователи Солнца), Ганеши (последователи Вигнешвары), Шакты должны совершить святое омовение в месяце Карттика (последователи Солнца) с целью рассеять все грехи. последователи Шакти или Богини), шайвы (последователи Шивы) и вайшнавы (последователи Вишну) . [ 11 ]
В «Падма-пуране» 6.88.43-44 Господь Кришна говорит Сатьябхаме :
« Как дождевая вода уходит в океан, последователи Шивы, Солнца, Ганеши, Вишну, так и поклонники Шакти приходят только ко мне. Я один, рожден пятью способами и играю именами — как называет один Девадатта его сыновья и т. д. с (разными) именами » . [ 12 ]
Деви -Бхагавата Пурана 11.17.34-36 гласит следующее:
Таким образом , предписаны правила утренней Сандхьи. Выполнив дела до сих пор, попрощайтесь с вышеупомянутой Гаятри. Затем, закончив жертвоприношение Агнихотра Хома, поклонитесь пяти Дэватам: Шиве, Шиве, Ганеше, Сурье. Поклонение Пуруша-Сукта-мантре, или Хрим-мантре, или Вьяхрити-мантре, или Шришате Лакшмиша и т. д. поместите Бхавани в центр на северо-востоке, а Шиву на юге. - восточный угол; Ганеша в юго-западном углу и Солнце в северо-западном углу, а затем поклоняйтесь им, совершая поклонение шестнадцатью подношениями, поклоняясь повторением шестнадцати мантр » . [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Бюнеманн, Гудрун (2003). Мандалы и Янтры в индуистской традиции . БРИЛЛ Академик. п. 60. ИСБН 978-9004129023 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Харл, Джеймс К. (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 140–142 , 191, 201–203. ISBN 978-0-300-06217-5 – через archive.org.
- ^ Флуд, Гэвин Д. (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. п. 17 . ISBN 978-0-521-43878-0 – через archive.org.
- ^ Эк, Диана Л. (1998). Даршан: Видение божественного образа в Индии . Издательство Колумбийского университета. п. 49. ИСБН 978-0-231-11265-9 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с «Четыре деноминации индуизма» . Гималайская академия . Основы индуизма. Индуистский монастырь Кауаи.
- ^ Jump up to: а б Ашер, Фредерик (1981). Джоанна Готфрид Уильямс (ред.). Каладаршана: американоведение в искусстве Индии . Брилл Академик. стр. 1–4. ISBN 90-04-06498-2 – через Google Книги.
- ^ Рейтц, Фальк (1997). Комплексы Панкаятаны в Северной Индии: Происхождение, развитие и региональные характеристики индийской формы архитектуры [ Комплексы Панкаятаны в Северной Индии: Происхождение, развитие и региональные характеристики индийской формы архитектуры ] (PDF) (докторская диссертация) (в Немецкий). Берлин, Германия: Свободный университет Берлина .
- ^ Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма . Том. ЯВЛЯЮСЬ. Издательская группа Розен. п. 61. ИСБН 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Сингх, Пашаура и Фенек, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 376. ИСБН 978-0-19-969930-8 – через Google Книги.
- ^ «Нарада Пурана ENG 03 1951 OCR Мотилал Банасирдасс» .
- ^ «Слава Карттики [Глава 3]» . 27 февраля 2020 г.
- ^ «Падма-Пурана. Часть 8» . Издательство Мотилал Банарсидасс PVT. ООО, Дели. 1952.
- ^ «Шримад Деви Бхагаватам — английский перевод» .