История польских ВВС
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2012 г. ) |
Польские ВВС , подразделение воздушной войны Польских вооруженных сил, возникли во второй половине 1917 года и были официально созданы через несколько месяцев после окончания Первой мировой войны в 1918 году.
1918–1922
[ редактировать ]
История польских ВВС началась в конце Первой мировой войны. В 1918 году в составе польских частей в странах-союзниках были созданы авиационные эскадрильи. В России одна эскадра была создана в составе польского I корпуса генерала Юзефа Довбора-Мушницкого , расформированного затем вместе с корпусом в мае 1918 года. Во Франции в составе армии генерала Юзефа Галлера было создано семь эскадров (три Breguet XIV : nos. 39, 59, 66, три Salmson 2 : №№ 580, 581, 582 и один Spad VII № 162). [ 1 ] Они вернулись в Польшу в целости и сохранности в мае 1919 года. [ 1 ]
Военная авиация в свободной Польше началась еще до официально признанной даты восстановления независимости (11 ноября 1918 г.). Польша находилась под немецкой и австро-венгерской оккупацией До перемирия поляки начали брать под свой контроль , но после распада Центральных держав . Первоначально польские ВВС состояли в основном из немецких и австрийских самолетов, оставленных бывшими оккупантами или захваченных у них, в основном во время Великопольского восстания . Впервые они были использованы в конфликте с Украиной в районе Львова (ныне Львов) в конце 1918 года. 2 ноября польские части захватили аэродром Левандовка во Львове. [ 2 ] а 5 ноября 1918 года пилот Стефан Бастыр выполнил первый боевой полет польского самолета ( Oeffag C.II ). [ 3 ] Другие действия включали ответную бомбардировку аэродрома во Франкфурте-на-Одере 9 января 1919 года самолетами LVG CV во время Великопольского восстания. [ 4 ]
С начала 1919 года Польша была вовлечена в войну с Советской Россией и начала закупать самолеты за рубежом, как у бывших центральных держав, так и у стран-союзников. К середине 1920 г. было создано 15 разведывательных, 4 истребительные эскадрильи ( эскадра по-польски, №№ с 1 по 19) и одна бомбардировочная эскадрилья (№21 эскадрилья эсминцев). [ 1 ] Они активно использовались во время польско-советской войны до прекращения огня в октябре 1920 года. Воздушные бои были редкостью, и большая часть деятельности польских ВВС заключалась в разведке, легких бомбардировках и обстрелах, особенно против . кавалерии Буденного [ 4 ] В тот период ВВС Польши состояли из множества британских, французских, немецких, австрийских и итальянских самолетов времен Первой мировой войны. Большую часть составляли разведчики и легкие бомбардировщики; наиболее многочисленными были: Breguet 14 (всего 158), LVG CV (151), Bristol F.2 Fighter (106), AEG C.IV (91), SVA.10 (86), Rumpler CI (84), DFW CV. (63), Салмсон 2 (53). [ 5 ] В меньшем количестве использовались, в частности, DH-9 самолеты , Альбатрос ( CI C.VII , CX , JI ), Hannover CL.II , Hansa-Brandenburg CI , Halberstadt CL.II. [ 5 ] Основными истребителями, использовавшимися, были: Fokker D.VII , SPAD VII , SPAD XIII , Oeffag D.III , Ansaldo Balilla , Albatros D.III , Sopwith Dolphin , Fokker EV (D.VIII). [ 5 ]
1923–1932
[ редактировать ]![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
После польско-советской войны старинные самолеты времен Первой мировой войны постепенно были сняты с вооружения, и военно-воздушные силы были оснащены в основном французскими самолетами. В 1924–26 типовым истребителем стал SPAD 61 (280 самолетов). Стандартные легкие бомбардировщики также были французскими: Potez 15 (245), затем Breguet XIX (250) и Potez 25 (316). Бомбардировщики Potez производились в Польше. Средними бомбардировщиками были «Фарман Голиаф» , а затем военный вариант «Фоккер F-VII» .
До разработки истребителей собственной разработки 50 чешских истребителей-бипланов Avia BH-33 производились по лицензии под обозначением PWS-A. Первой польской разработкой был истребитель с высоким крылом PWS-10 , число которых с 1932 года насчитывалось 80. Польские военно-морские силы использовали ряд французских летающих лодок, в основном Schreck FBA 17 , Lioré et Olivier LeO H-13 и его вариант H- 17. 135 и Лэтэм 43 . Все эти самолеты были выведены из строевых частей к 1939 году.
1933–1938
[ редактировать ]В 1933 году на вооружение поступил первый цельнометаллический высокоплан конструкции Зигмунта Пулавского — PZL P.7a , серия из 150 самолетов. За ним последовали 30 улучшенных PZL P.11a самолетов . Окончательный проект, PZL P.11c , был поставлен в 1935 году в количестве 175 экземпляров. Современный истребитель 1935 года оставался единственным польским истребителем до 1939 года, когда он был устарел из-за зарубежной конструкции самолетов. Его разработка PZL P.24 строилась только на экспорт и была куплена четырьмя странами. Новый прототип истребителя PZL.50 Jastrząb («Ястреб»), аналогичный макету Северского Р-35 , был разработан слишком поздно для производства. Прототипами остались двухмоторные тяжёлые истребители PZL.38 Wilk и PZL.48 Lampart .
Что касается бомбардировщиков, то Potez 25 и Breguet 19 были заменены цельнометаллическим монопланом PZL.23 Karaś (построено 250 штук, после 1936 г.), но даже к 1939 г. Karas устарел. В 1938 году польский завод PZL разработал современный двухмоторный средний бомбардировщик PZL.37 Łoś («Лось»), возможно, лучший бомбардировщик в мире, когда он поступил на вооружение в том году. «Лось» имел бомбовую нагрузку 2580 кг и максимальную скорость 439 км/ч. К сожалению, до войны на вооружение поступило слишком мало бомбардировщиков (до начала войны было поставлено около 30 бомбардировщиков Лос-А (однокилевое оперение) и 70 бомбардировщиков Лос-Б (двухкилевое оперение). В качестве самолета наблюдения и непосредственной разведки польские эскадры использовали медленные и легко повреждаемые Lublin R-XIII , затем RWD-14 Czapla . Польская военно-морская авиация использовала на поплавках Lublin R-XIII. Накануне войны было заказано несколько итальянских самолетов-торпедоносцев CANT Z.506 , но поставлен только один, без вооружения. Основным учебно-тренировочным самолетом был построенный в Польше высокоплан RWD-8 (основной) и биплан PWS-26 (учебно-тренировочный). В 1939 году Польша заказала 160 штук. МС-406 и 10 истребителей Hawker Hurricane за границей, но до начала войны они не были поставлены.
1939
[ редактировать ]Тип | Модель | Общий | Вкл. в боевых порядках |
---|---|---|---|
Истребители | ПЗЛ П.11 | 175 | 140 |
ПЗЛ П.7 | 105 | 30 | |
Линейные плоскости легкие бомбардировщики / тактические бомбардировщики |
ПЗЛ.23А | 35 | 0 |
ПЗЛ.23Б | 170 | 120 | |
Бомбардировщики средние бомбардировщики |
PZL.37 Лось | 61 | 36 |
PZL.30 Зубр | 15 | 0 | |
Ассоциированные самолеты Самолет наблюдения и самолет сотрудничества армии |
Люблин Р-XIII | 150 | 55 |
RWD-14 Цапля | 60 | 40 | |
Общий | 771 | 421 |
В начале вторжения в Польшу , к 1 сентября 1939 года, все польские боевые самолеты были переброшены на поле боя; вопреки распространенному мнению, основанному на немецкой пропаганде, они избегали разрушений на разбомбленных авиабазах. Немецким бомбардировщикам удалось уничтожить на аэродромах преимущественно учебно-тренировочные самолеты. Истребители были сгруппированы в 15 эскадрилий (пять из них составляли бригаду преследования , дислоцированную в районе Варшавы ). Несмотря на моральный износ, польские истребители PZL-11 сбили более 170 немецких самолетов. Бомбардировщики, сгруппированные в девять эскадров бомбардировочной бригады , атаковали бронеколонны, неся большие потери. Семь разведывательных и 12 наблюдательных эскадрилий, развернутых в отдельных армиях, использовались преимущественно для разведки. Большая часть польских ВВС была уничтожена в ходе кампании, а остальные самолеты были захвачены или выведены в Румынию. Впоследствии румыны использовали оставшиеся самолеты для собственных нужд. Большому числу пилотов и экипажей удалось бежать во Францию.
1940 (Франция)
[ редактировать ]После падения Польши польские ВВС начали перегруппировку во Франции. Единственным полноценным подразделением, созданным до нападения Германии на Францию, была истребительная эскадрилья GC 1/145, летавшая на легких истребителях Caudron C.714 (это было единственное подразделение, эксплуатирующее C.714). Польские летчики также были направлены в различные французские эскадрильи, летая на всех типах французских истребителей, но преимущественно на МС-406 .
1940–1947 (Великобритания)
[ редактировать ]После капитуляции Франции в 1940 году польские подразделения были сформированы в Великобритании как часть Королевских ВВС и известны как Польские ВВС (PAF). Первыми эскадрильями были: 300-я польская бомбардировочная эскадрилья , 301-я бомбардировочная эскадрилья, а также 302-я и 303-я истребительные эскадрильи. Эскадрильи истребителей, летавшие на Hawker Hurricane , впервые приняли участие в третьем этапе битвы за Британию в августе 1940 года, показав очень хорошие результаты. Польские летные навыки были хорошо развиты после вторжения в Польшу , и пилоты считались бесстрашными, а иногда и безрассудными. Тем не менее, показатели успеха были очень высокими по сравнению с пилотами Великобритании и Империи. 303-я эскадрилья стала на тот момент самым боеспособным истребительным подразделением Королевских ВВС. Многие польские пилоты также летали в других эскадрильях Королевских ВВС.
В последующие годы были созданы дальнейшие польские эскадрильи: 304 (бомбардировочная, затем Береговая командование ), 305 (бомбардировочная), 306 (истребительная), 307 (ночная истребительная), 308 (истребительная), 309 (разведывательная, затем истребительная), 315. (истребитель), 316 (истребитель), 317 (истребитель), 318 (истребитель-разведчик) и № 663 (воздушное наблюдение/корректировка артиллерии). Истребительные эскадрильи сначала летали на «Харрикейнах», затем на «Спитфайрах» Supermarine и, наконец, на «Мустангах» P-51 . Ночными истребителями, использовавшимися 307-й авиацией, были Boulton-Paul Defiant , Bristol Beaufighter и, наконец, de Havilland Mosquito . Эскадрильи бомбардировщиков первоначально были оснащены самолетами Fairey Battles и Vickers Wellington , затем Avro Lancasters (300-я эскадрилья), Handley Page Halifax и Consolidated B-24 Liberators (301-я эскадрилья), а также de Havilland Mosquitos и B-25 Mitchell (305-я эскадрилья). 663-я эскадрилья летала на Auster AOP III и Vs. После войны, в связи с изменившейся международной обстановкой, их оборудование было возвращено англичанам, но лишь часть пилотов и экипажей вернулась в Польшу.
1943–1989
[ редактировать ]Наряду с Польской народной армией ( Ludowe Wojsko Polskie ) в СССР была создана Ludowe Lotnictwo Polskie — Польские народные военно-воздушные силы. В конце 1943 года были созданы 1-й истребительный полк «Варшава», (лётавший на Як-1 и Як-9 ), 2-й ночной бомбардировочный полк «Краков» ( Поликарпов По-2 (с 1949 года выпускался также в Польше как CSS-13 ), и 3-й штурмовой полк ( Ильюшин Ил-2 ). В 1944–45 годах были созданы дополнительные полки, сформировавшие 1-й смешанный авиакорпус, состоящий из бомбардировочной дивизии, штурмовой дивизии, истребительной дивизии и смешанной дивизии. 9-й польский истребительный полк . После войны они вернулись в Польшу и породили военно-воздушные силы Польской Народной Республики .
Начиная с 1950 года Польша получала «Петляков Пе-2» и «Туполев Ту-2», из СССР бомбардировщики а также учебные бомбардировщики УСБ-1 и УСБ-2 . В 1949 году Ли-2сб, на вооружение поступил транспортный приспособленный к бомбардировкам. В 1950 году прибыли истребитель Як-17 , транспортный Ил-12 , учебно-тренировочный Як-18 и УТБ-2 учебно-бомбардировочный бомбардировщик . С 1951 года ВВС Польши были оснащены реактивными истребителями Як-23 и МиГ-15 (вместе с учебной версией УТИМиГ-15 ), а затем ( МиГ-17 ) в 1961 году).
Помимо самолетов советского производства, МиГ-15 производился по лицензии в Польше как Лим-1 (с 1952 г.), МиГ-15бис (с 1953 г.) и как Лим-2 (с 1957 г.), МиГ-17 (с 1957 г.). 1955) как Лим-5. Отечественный штурмовой вариант Лим-5М был разработан как Лим-6бис (1964 г.).
Единственным реактивным бомбардировщиком был Ил-28 , выпущенный в 1952 году. Польша использовала лишь небольшое количество МиГ-19 с 1959 года, поскольку основным сверхзвуковым истребителем с 1963 года стал МиГ-21 . Этот самолет использовался во многих вариантах: от МиГ-21Ф-13, МиГ-21ПФ и МФ до МиГ-21бис. Позже ВВС Польши получили 37 МиГ-23 (1979 г.) и 12 МиГ-29 (1989 г.). Основным штурмовиком после 1949 года был Ил-10 (с 1951 года также учебный вариант УИл-10 ). С 1964 г. Польша также использовала значительное количество штурмовиков Су-7Б (с 1965 г.), замененных в качестве 27 Су-20 (с 1974 г.) и 110 Су-22 основных штурмовиков (1984 г.).
Единственным учебно-тренировочным самолетом был отечественный самолет ТС-11 «Искра» , пришедший на смену собственным двигателям «Юнак-2» (на вооружении с 1952 г.), ТС-9 «Юнак-3» (на вооружении с 1954 г.) и ПЗЛ ТС-8 «Бис» (с 1958 г.). Другой польский учебно-тренировочный самолет, PZL I-22 Iryda , использовался некоторое время, но из-за продолжающихся проблем все машины были возвращены PZL для модификации, и в настоящее время он не находится в эксплуатации. В качестве многоцелевых самолетов Як-12 (с 1951 г.), Ан-2 (с 1955 г.) и Вильга-35 П. использовались Транспортными самолетами были: Ил-14 (с 1955 года), Ил-18 (с 1961 года), Ан-12Б (с 1966 года), Ан-26 (с 1972 года), Як-40 (с 1973 года) и Туполев Ту-154 .
Вертолеты, использовавшиеся Войском Польским: СМ-1 (по лицензии Ми-1 ) — многоцелевой (с 1956 г.), Ми-4 — многоцелевой (с 1958 г.), СМ-2 — многоцелевой (с 1960 г.), Ми-Ми- 2 и Ми-8 (позже также Ми-17 ) (с 1968 г.) — многоцелевой и Ми-24 (с 1976 г.) — боевой вертолет. Также Ми-14 в качестве вертолета-амфибии используются , а в качестве транспортного - Ми-6 .
В 1954 году ВВС были объединены с Силами ПВО, в результате чего были созданы Силы воздушной и страновой противовоздушной обороны . Он был сформирован как из летающих, так и из зенитных частей. В 1962 году ОК ВЛиОПЛ вновь были разделены на: ВВС и ПВО страны Силы . 1 июля 1990 года они были вновь объединены в Силы воздушной и противовоздушной обороны ( Woska Lotnicze i Defense Poznanej — WLiOP или WLOP).
С 1990 года
[ редактировать ]После политических перемен в 1989 году и сокращения вооружений в Европе польские ВВС были сокращены. В 1990 году в его состав входили МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-20 и Су-22. Остальные Лим-6бисы были сняты с вооружения в начале 1990-х годов, а вскоре за ними последовали Су-20. МиГ-23 были сняты с вооружения к 1999 году из-за их малочисленности. На протяжении 1990-х годов Польша не закупала ни одного нового боевого самолета, а сумела приобрести МиГ-29 лишь в Чехии (1995 г.) и Германии (2004 г.). Окончательно МиГ-21 были сняты с вооружения в 2003 году. В 2004 году единственными боевыми самолетами были МиГ-29 и Су-22 . Парк Су-22 нуждается в модернизации, чтобы сохранить боевую ценность, но его будущее неясно. В 2003 году F-16C в качестве нового многоцелевого истребителя был выбран Block 52, первые поставки состоялись в ноябре 2006 года и продолжатся до 2008 года в рамках операции Peace Sky . Ожидается, что ВВС Польши сформируют три эскадрильи F-16, которые выйдут на полную боевую готовность к 2012 году.
Выбрав F-16, Польша сможет извлечь выгоду из программы JSF , основанную на ее интернациональности и долгосрочном экономическом сотрудничестве со многими странами.
«Приобретение истребителя F-16C/D облегчит Польше переход на самолет нового поколения Joint Strike Fighter ( F-35 Lightning II ), который будет самым технологичным многоцелевым истребителем. Польские ВВС оснащены F-16C/D и F-35 к 2020 году станут одними из самых современных военно-воздушных сил в мире. Используя преимущества военной тактической подготовки, предлагаемой ВВС США, польские ВВС смогут модернизироваться. Более того, участие в польской программе JSF создаст возможность получения преимуществ для польской промышленности. Программа позволит польской промышленности принять участие в проекте стоимостью 400 миллиардов долларов США", - сказал лейтенант. Генерал Том Х. Уолтерс-младший , директор Агентства США по сотрудничеству в области оборонной безопасности, задачей которого является продажа американской военной техники внешнеторговым партнерам.
Приобретение F-16 не обошлось без ожесточенной конкуренции со стороны европейских аэрокосмических фирм. В какой-то момент в конкурсе польских истребителей участвовали Dassault Mirage 2000 и Saab JAS 39 Gripen . Польские F-16 Block 52+ оснащены новейшим турбовентиляторным двигателем Pratt and Whitney F-100-229 с форсажной камерой, а комплекс авионики будет оснащен радиолокационной системой картографирования местности APG-68 (V)9 и ALQ-211 ( V)4 комплекса радиоэлектронной борьбы. Все польские F-16 будут полностью оснащены новейшими высокоточными боеприпасами США, начиная от JDAM/JSOW и заканчивая новейшими экспортными вооружениями класса «воздух-воздух» (включая AIM-120C и AIM-9M 8/9).
Неудивительно, что Соединенные Штаты предложили самую низкую цену, поскольку переход на F-35 JSF и F/A-22 Raptor в настоящее время продолжается, в результате чего улучшенные истребители четвертого поколения, такие как F-16, остаются привлекательными и привлекательными. экономически эффективный вариант для стран с устаревшей техникой, желающих модернизировать свои ВВС.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Моргала (1997), стр.249
- ^ Копаньски, Томаш (2001). Авиация при обороне Львова в ноябре 1918 года , «Милитария и факты» № 1. 6/2001, стр. 40-45.
- ^ Моргала (1997), стр.97
- ^ Перейти обратно: а б Моргала (1997), стр.91
- ^ Перейти обратно: а б с Моргала (1997), стр.242-243.
Библиография
[ редактировать ]- Моргала, Анджей (1997). Военная авиация в Польше 1918–1924 на польском языке ( ). Варшава: Леопард. ISBN 83-86776-34-Х .
- Нельцарц, Бартоломей и Печковски, Роберт (2001). Белые орлы: самолеты, люди и действия польских ВВС 1918–1939 гг . Оттрингем, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 1-902109-73-2 .