Jump to content

История польских ВВС

Польские ВВС , подразделение воздушной войны Польских вооруженных сил, возникли во второй половине 1917 года и были официально созданы через несколько месяцев после окончания Первой мировой войны в 1918 году.

Albatros D.III (Oef) Истребители 7-й польской воздушной эскадрильи на аэродроме Левандовка зимой 1919–1920 гг.

История польских ВВС началась в конце Первой мировой войны. В 1918 году в составе польских частей в странах-союзниках были созданы авиационные эскадрильи. В России одна эскадра была создана в составе польского I корпуса генерала Юзефа Довбора-Мушницкого , расформированного затем вместе с корпусом в мае 1918 года. Во Франции в составе армии генерала Юзефа Галлера было создано семь эскадров (три Breguet XIV : nos. 39, 59, 66, три Salmson 2 : №№ 580, 581, 582 и один Spad VII № 162). [ 1 ] Они вернулись в Польшу в целости и сохранности в мае 1919 года. [ 1 ]

Военная авиация в свободной Польше началась еще до официально признанной даты восстановления независимости (11 ноября 1918 г.). Польша находилась под немецкой и австро-венгерской оккупацией До перемирия поляки начали брать под свой контроль , но после распада Центральных держав . Первоначально польские ВВС состояли в основном из немецких и австрийских самолетов, оставленных бывшими оккупантами или захваченных у них, в основном во время Великопольского восстания . Впервые они были использованы в конфликте с Украиной в районе Львова (ныне Львов) в конце 1918 года. 2 ноября польские части захватили аэродром Левандовка во Львове. [ 2 ] а 5 ноября 1918 года пилот Стефан Бастыр выполнил первый боевой полет польского самолета ( Oeffag C.II ). [ 3 ] Другие действия включали ответную бомбардировку аэродрома во Франкфурте-на-Одере 9 января 1919 года самолетами LVG CV во время Великопольского восстания. [ 4 ]

С начала 1919 года Польша была вовлечена в войну с Советской Россией и начала закупать самолеты за рубежом, как у бывших центральных держав, так и у стран-союзников. К середине 1920 г. было создано 15 разведывательных, 4 истребительные эскадрильи ( эскадра по-польски, №№ с 1 по 19) и одна бомбардировочная эскадрилья (№21 эскадрилья эсминцев). [ 1 ] Они активно использовались во время польско-советской войны до прекращения огня в октябре 1920 года. Воздушные бои были редкостью, и большая часть деятельности польских ВВС заключалась в разведке, легких бомбардировках и обстрелах, особенно против . кавалерии Буденного [ 4 ] В тот период ВВС Польши состояли из множества британских, французских, немецких, австрийских и итальянских самолетов времен Первой мировой войны. Большую часть составляли разведчики и легкие бомбардировщики; наиболее многочисленными были: Breguet 14 (всего 158), LVG CV (151), Bristol F.2 Fighter (106), AEG C.IV (91), SVA.10 (86), Rumpler CI (84), DFW CV. (63), Салмсон 2 (53). [ 5 ] В меньшем количестве использовались, в частности, DH-9 самолеты , Альбатрос ( CI C.VII , CX , JI ), Hannover CL.II , Hansa-Brandenburg CI , Halberstadt CL.II. [ 5 ] Основными истребителями, использовавшимися, были: Fokker D.VII , SPAD VII , SPAD XIII , Oeffag D.III , Ansaldo Balilla , Albatros D.III , Sopwith Dolphin , Fokker EV (D.VIII). [ 5 ]

Шахматная доска ВВС 1918–93 гг.
СМ-1
Миль Ми-2
Антонов Ан-2
Yakovlev Yak-11
Yakovlev Yak-12
Ильюшин Ил-28
Ильюшин Ил-14
Туполев Ту-154М Люкс
Yakovlev Yak-40
Mikoyan-Gurevich MiG-15
Лим-5 (МиГ-17 лицензионного постройки)
Mikoyan-Gurevich MiG-21
Mikoyan-Gurevich MiG-23
ТС-8 Бис
TS-11 Iskra
Ми-14
Сухой Су-20
Польский F-16
|-

После польско-советской войны старинные самолеты времен Первой мировой войны постепенно были сняты с вооружения, и военно-воздушные силы были оснащены в основном французскими самолетами. В 1924–26 типовым истребителем стал SPAD 61 (280 самолетов). Стандартные легкие бомбардировщики также были французскими: Potez 15 (245), затем Breguet XIX (250) и Potez 25 (316). Бомбардировщики Potez производились в Польше. Средними бомбардировщиками были «Фарман Голиаф» , а затем военный вариант «Фоккер F-VII» .

До разработки истребителей собственной разработки 50 чешских истребителей-бипланов Avia BH-33 производились по лицензии под обозначением PWS-A. Первой польской разработкой был истребитель с высоким крылом PWS-10 , число которых с 1932 года насчитывалось 80. Польские военно-морские силы использовали ряд французских летающих лодок, в основном Schreck FBA 17 , Lioré et Olivier LeO H-13 и его вариант H- 17. 135 и Лэтэм 43 . Все эти самолеты были выведены из строевых частей к 1939 году.

В 1933 году на вооружение поступил первый цельнометаллический высокоплан конструкции Зигмунта Пулавского — PZL P.7a , серия из 150 самолетов. За ним последовали 30 улучшенных PZL P.11a самолетов . Окончательный проект, PZL P.11c , был поставлен в 1935 году в количестве 175 экземпляров. Современный истребитель 1935 года оставался единственным польским истребителем до 1939 года, когда он был устарел из-за зарубежной конструкции самолетов. Его разработка PZL P.24 строилась только на экспорт и была куплена четырьмя странами. Новый прототип истребителя PZL.50 Jastrząb («Ястреб»), аналогичный макету Северского Р-35 , был разработан слишком поздно для производства. Прототипами остались двухмоторные тяжёлые истребители PZL.38 Wilk и PZL.48 Lampart .

Что касается бомбардировщиков, то Potez 25 и Breguet 19 были заменены цельнометаллическим монопланом PZL.23 Karaś (построено 250 штук, после 1936 г.), но даже к 1939 г. Karas устарел. В 1938 году польский завод PZL разработал современный двухмоторный средний бомбардировщик PZL.37 Łoś («Лось»), возможно, лучший бомбардировщик в мире, когда он поступил на вооружение в том году. «Лось» имел бомбовую нагрузку 2580 кг и максимальную скорость 439 км/ч. К сожалению, до войны на вооружение поступило слишком мало бомбардировщиков (до начала войны было поставлено около 30 бомбардировщиков Лос-А (однокилевое оперение) и 70 бомбардировщиков Лос-Б (двухкилевое оперение). В качестве самолета наблюдения и непосредственной разведки польские эскадры использовали медленные и легко повреждаемые Lublin R-XIII , затем RWD-14 Czapla . Польская военно-морская авиация использовала на поплавках Lublin R-XIII. Накануне войны было заказано несколько итальянских самолетов-торпедоносцев CANT Z.506 , но поставлен только один, без вооружения. Основным учебно-тренировочным самолетом был построенный в Польше высокоплан RWD-8 (основной) и биплан PWS-26 (учебно-тренировочный). В 1939 году Польша заказала 160 штук. МС-406 и 10 истребителей Hawker Hurricane за границей, но до начала войны они не были поставлены.

Количество самолетов на 1 сентября 1939 г.
Источник: Начальник польского штаба Вацлав Стахевич в своих мемуарах приводит следующие цифры ( Вацлав Стахевич (1998). Сохраняйте солдатскую верность . ОЙ РИТМ. ISBN  83-86678-71-2 . )
Тип Модель Общий Вкл. в боевых порядках
Истребители ПЗЛ П.11 175 140
ПЗЛ П.7 105 30
Линейные плоскости
легкие бомбардировщики / тактические бомбардировщики
ПЗЛ.23А 35 0
ПЗЛ.23Б 170 120
Бомбардировщики
средние бомбардировщики
PZL.37 Лось 61 36
PZL.30 Зубр 15 0
Ассоциированные самолеты
Самолет наблюдения и самолет сотрудничества армии
Люблин Р-XIII 150 55
RWD-14 Цапля 60 40
Общий 771 421

В начале вторжения в Польшу , к 1 сентября 1939 года, все польские боевые самолеты были переброшены на поле боя; вопреки распространенному мнению, основанному на немецкой пропаганде, они избегали разрушений на разбомбленных авиабазах. Немецким бомбардировщикам удалось уничтожить на аэродромах преимущественно учебно-тренировочные самолеты. Истребители были сгруппированы в 15 эскадрилий (пять из них составляли бригаду преследования , дислоцированную в районе Варшавы ). Несмотря на моральный износ, польские истребители PZL-11 сбили более 170 немецких самолетов. Бомбардировщики, сгруппированные в девять эскадров бомбардировочной бригады , атаковали бронеколонны, неся большие потери. Семь разведывательных и 12 наблюдательных эскадрилий, развернутых в отдельных армиях, использовались преимущественно для разведки. Большая часть польских ВВС была уничтожена в ходе кампании, а остальные самолеты были захвачены или выведены в Румынию. Впоследствии румыны использовали оставшиеся самолеты для собственных нужд. Большому числу пилотов и экипажей удалось бежать во Францию.

1940 (Франция)

[ редактировать ]

После падения Польши польские ВВС начали перегруппировку во Франции. Единственным полноценным подразделением, созданным до нападения Германии на Францию, была истребительная эскадрилья GC 1/145, летавшая на легких истребителях Caudron C.714 (это было единственное подразделение, эксплуатирующее C.714). Польские летчики также были направлены в различные французские эскадрильи, летая на всех типах французских истребителей, но преимущественно на МС-406 .

1940–1947 (Великобритания)

[ редактировать ]

После капитуляции Франции в 1940 году польские подразделения были сформированы в Великобритании как часть Королевских ВВС и известны как Польские ВВС (PAF). Первыми эскадрильями были: 300-я польская бомбардировочная эскадрилья , 301-я бомбардировочная эскадрилья, а также 302-я и 303-я истребительные эскадрильи. Эскадрильи истребителей, летавшие на Hawker Hurricane , впервые приняли участие в третьем этапе битвы за Британию в августе 1940 года, показав очень хорошие результаты. Польские летные навыки были хорошо развиты после вторжения в Польшу , и пилоты считались бесстрашными, а иногда и безрассудными. Тем не менее, показатели успеха были очень высокими по сравнению с пилотами Великобритании и Империи. 303-я эскадрилья стала на тот момент самым боеспособным истребительным подразделением Королевских ВВС. Многие польские пилоты также летали в других эскадрильях Королевских ВВС.

В последующие годы были созданы дальнейшие польские эскадрильи: 304 (бомбардировочная, затем Береговая командование ), 305 (бомбардировочная), 306 (истребительная), 307 (ночная истребительная), 308 (истребительная), 309 (разведывательная, затем истребительная), 315. (истребитель), 316 (истребитель), 317 (истребитель), 318 (истребитель-разведчик) и № 663 (воздушное наблюдение/корректировка артиллерии). Истребительные эскадрильи сначала летали на «Харрикейнах», затем на «Спитфайрах» Supermarine и, наконец, на «Мустангах» P-51 . Ночными истребителями, использовавшимися 307-й авиацией, были Boulton-Paul Defiant , Bristol Beaufighter и, наконец, de Havilland Mosquito . Эскадрильи бомбардировщиков первоначально были оснащены самолетами Fairey Battles и Vickers Wellington , затем Avro Lancasters (300-я эскадрилья), Handley Page Halifax и Consolidated B-24 Liberators (301-я эскадрилья), а также de Havilland Mosquitos и B-25 Mitchell (305-я эскадрилья). 663-я эскадрилья летала на Auster AOP III и Vs. После войны, в связи с изменившейся международной обстановкой, их оборудование было возвращено англичанам, но лишь часть пилотов и экипажей вернулась в Польшу.

Наряду с Польской народной армией ( Ludowe Wojsko Polskie ) в СССР была создана Ludowe Lotnictwo Polskie — Польские народные военно-воздушные силы. В конце 1943 года были созданы 1-й истребительный полк «Варшава», (лётавший на Як-1 и Як-9 ), 2-й ночной бомбардировочный полк «Краков» ( Поликарпов По-2 (с 1949 года выпускался также в Польше как CSS-13 ), и 3-й штурмовой полк ( Ильюшин Ил-2 ). В 1944–45 годах были созданы дополнительные полки, сформировавшие 1-й смешанный авиакорпус, состоящий из бомбардировочной дивизии, штурмовой дивизии, истребительной дивизии и смешанной дивизии. 9-й польский истребительный полк . После войны они вернулись в Польшу и породили военно-воздушные силы Польской Народной Республики .

Начиная с 1950 года Польша получала «Петляков Пе-2» и «Туполев Ту-2», из СССР бомбардировщики а также учебные бомбардировщики УСБ-1 и УСБ-2 . В 1949 году Ли-2сб, на вооружение поступил транспортный приспособленный к бомбардировкам. В 1950 году прибыли истребитель Як-17 , транспортный Ил-12 , учебно-тренировочный Як-18 и УТБ-2 учебно-бомбардировочный бомбардировщик . С 1951 года ВВС Польши были оснащены реактивными истребителями Як-23 и МиГ-15 (вместе с учебной версией УТИМиГ-15 ), а затем ( МиГ-17 ) в 1961 году).

Помимо самолетов советского производства, МиГ-15 производился по лицензии в Польше как Лим-1 (с 1952 г.), МиГ-15бис (с 1953 г.) и как Лим-2 (с 1957 г.), МиГ-17 (с 1957 г.). 1955) как Лим-5. Отечественный штурмовой вариант Лим-5М был разработан как Лим-6бис (1964 г.).

Единственным реактивным бомбардировщиком был Ил-28 , выпущенный в 1952 году. Польша использовала лишь небольшое количество МиГ-19 с 1959 года, поскольку основным сверхзвуковым истребителем с 1963 года стал МиГ-21 . Этот самолет использовался во многих вариантах: от МиГ-21Ф-13, МиГ-21ПФ и МФ до МиГ-21бис. Позже ВВС Польши получили 37 МиГ-23 (1979 г.) и 12 МиГ-29 (1989 г.). Основным штурмовиком после 1949 года был Ил-10 (с 1951 года также учебный вариант УИл-10 ). С 1964 г. Польша также использовала значительное количество штурмовиков Су-7Б (с 1965 г.), замененных в качестве 27 Су-20 (с 1974 г.) и 110 Су-22 основных штурмовиков (1984 г.).

Единственным учебно-тренировочным самолетом был отечественный самолет ТС-11 «Искра» , пришедший на смену собственным двигателям «Юнак-2» (на вооружении с 1952 г.), ТС-9 «Юнак-3» (на вооружении с 1954 г.) и ПЗЛ ТС-8 «Бис» (с 1958 г.). Другой польский учебно-тренировочный самолет, PZL I-22 Iryda , использовался некоторое время, но из-за продолжающихся проблем все машины были возвращены PZL для модификации, и в настоящее время он не находится в эксплуатации. В качестве многоцелевых самолетов Як-12 (с 1951 г.), Ан-2 (с 1955 г.) и Вильга-35 П. использовались Транспортными самолетами были: Ил-14 (с 1955 года), Ил-18 (с 1961 года), Ан-12Б (с 1966 года), Ан-26 (с 1972 года), Як-40 (с 1973 года) и Туполев Ту-154 .

Вертолеты, использовавшиеся Войском Польским: СМ-1 (по лицензии Ми-1 ) — многоцелевой (с 1956 г.), Ми-4 — многоцелевой (с 1958 г.), СМ-2 — многоцелевой (с 1960 г.), Ми-Ми- 2 и Ми-8 (позже также Ми-17 ) (с 1968 г.) — многоцелевой и Ми-24 (с 1976 г.) — боевой вертолет. Также Ми-14 в качестве вертолета-амфибии используются , а в качестве транспортного - Ми-6 .

В 1954 году ВВС были объединены с Силами ПВО, в результате чего были созданы Силы воздушной и страновой противовоздушной обороны . Он был сформирован как из летающих, так и из зенитных частей. В 1962 году ОК ВЛиОПЛ вновь были разделены на: ВВС и ПВО страны Силы . 1 июля 1990 года они были вновь объединены в Силы воздушной и противовоздушной обороны ( Woska Lotnicze i Defense Poznanej — WLiOP или WLOP).

С 1990 года

[ редактировать ]

После политических перемен в 1989 году и сокращения вооружений в Европе польские ВВС были сокращены. В 1990 году в его состав входили МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-20 и Су-22. Остальные Лим-6бисы были сняты с вооружения в начале 1990-х годов, а вскоре за ними последовали Су-20. МиГ-23 были сняты с вооружения к 1999 году из-за их малочисленности. На протяжении 1990-х годов Польша не закупала ни одного нового боевого самолета, а сумела приобрести МиГ-29 лишь в Чехии (1995 г.) и Германии (2004 г.). Окончательно МиГ-21 были сняты с вооружения в 2003 году. В 2004 году единственными боевыми самолетами были МиГ-29 и Су-22 . Парк Су-22 нуждается в модернизации, чтобы сохранить боевую ценность, но его будущее неясно. В 2003 году F-16C в качестве нового многоцелевого истребителя был выбран Block 52, первые поставки состоялись в ноябре 2006 года и продолжатся до 2008 года в рамках операции Peace Sky . Ожидается, что ВВС Польши сформируют три эскадрильи F-16, которые выйдут на полную боевую готовность к 2012 году.

Выбрав F-16, Польша сможет извлечь выгоду из программы JSF , основанную на ее интернациональности и долгосрочном экономическом сотрудничестве со многими странами.

«Приобретение истребителя F-16C/D облегчит Польше переход на самолет нового поколения Joint Strike Fighter ( F-35 Lightning II ), который будет самым технологичным многоцелевым истребителем. Польские ВВС оснащены F-16C/D и F-35 к 2020 году станут одними из самых современных военно-воздушных сил в мире. Используя преимущества военной тактической подготовки, предлагаемой ВВС США, польские ВВС смогут модернизироваться. Более того, участие в польской программе JSF создаст возможность получения преимуществ для польской промышленности. Программа позволит польской промышленности принять участие в проекте стоимостью 400 миллиардов долларов США", - сказал лейтенант. Генерал Том Х. Уолтерс-младший , директор Агентства США по сотрудничеству в области оборонной безопасности, задачей которого является продажа американской военной техники внешнеторговым партнерам.

Приобретение F-16 не обошлось без ожесточенной конкуренции со стороны европейских аэрокосмических фирм. В какой-то момент в конкурсе польских истребителей участвовали Dassault Mirage 2000 и Saab JAS 39 Gripen . Польские F-16 Block 52+ оснащены новейшим турбовентиляторным двигателем Pratt and Whitney F-100-229 с форсажной камерой, а комплекс авионики будет оснащен радиолокационной системой картографирования местности APG-68 (V)9 и ALQ-211 ( V)4 комплекса радиоэлектронной борьбы. Все польские F-16 будут полностью оснащены новейшими высокоточными боеприпасами США, начиная от JDAM/JSOW и заканчивая новейшими экспортными вооружениями класса «воздух-воздух» (включая AIM-120C и AIM-9M 8/9).

Неудивительно, что Соединенные Штаты предложили самую низкую цену, поскольку переход на F-35 JSF и F/A-22 Raptor в настоящее время продолжается, в результате чего улучшенные истребители четвертого поколения, такие как F-16, остаются привлекательными и привлекательными. экономически эффективный вариант для стран с устаревшей техникой, желающих модернизировать свои ВВС.

  1. ^ Перейти обратно: а б с Моргала (1997), стр.249
  2. ^ Копаньски, Томаш (2001). Авиация при обороне Львова в ноябре 1918 года , «Милитария и факты» № 1. 6/2001, стр. 40-45.
  3. ^ Моргала (1997), стр.97
  4. ^ Перейти обратно: а б Моргала (1997), стр.91
  5. ^ Перейти обратно: а б с Моргала (1997), стр.242-243.

Библиография

[ редактировать ]
  • Моргала, Анджей (1997). Военная авиация в Польше 1918–1924 на польском языке ( ). Варшава: Леопард. ISBN  83-86776-34-Х .
  • Нельцарц, Бартоломей и Печковски, Роберт (2001). Белые орлы: самолеты, люди и действия польских ВВС 1918–1939 гг . Оттрингем, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN  1-902109-73-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 655cd0d4a409a204b9c1c556b87f4253__1691556480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/53/655cd0d4a409a204b9c1c556b87f4253.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Polish Air Force - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)