Jump to content

№ 303-й эскадрильи RAF

№ 303 (Косцюшко) эскадрилья RAF
Дизайн почетного знака 303-й эскадрильи
Активный 2 августа 1940 г. - 11 декабря 1946 г.
Страна  Великобритания
Верность  Польское правительство в изгнании
Ветвь Королевские ВВС
Роль Истребительная эскадрилья
Часть Истребительное командование Королевских ВВС
Псевдоним(а) Костюшко
Рафальки
Цвет шарфа Скарлет
Юбилеи 1 сентября праздник эскадрильи
Боевые почести Битва за Британию 1940 г., Крепость Европа 1941–1944 гг. , Франция и Германия 1944–1945 гг.
Командиры
Примечательный
командиры
РГ, мне пришлось
Джон А. Кент
Здзислав Краснодембский
Витольд Урбанович
Ян Зумбах
Витольд Локуцевский
Знаки отличия
Коды эскадрилий РФ (август 1940 г. - апрель 1945 г.)
ПД (апрель 1945 г. - декабрь 1946 г.)
Самолет летал
боец Хоукер Ураган
Супермарин Спитфайр
Мустанг IV

303-я эскадрилья RAF , также известная как 303-я Варшавская истребительная эскадрилья имени Тадеуша Костюшко , [ а ] была одной из двух польских эскадрилий , сражавшихся во время битвы за Британию вместе с 302-й эскадрильей , из 16 полных польских эскадрилий во время Второй мировой войны . летающая на Hawker Hurricanes Эскадрилья, , взяла на себя наибольшее количество сбитых самолетов из 66 истребительных эскадрилий союзников , участвовавших в битве за Британию , хотя она вступила в бой через два месяца после начала битвы. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

303-я эскадрилья RAF была сформирована в июле 1940 года в Блэкпуле , Англия. [ 6 ] перед отправкой в ​​ВВС Великобритании в Нортхолте 2 августа в рамках соглашения между польским правительством в изгнании и Соединенным Королевством . Он имел выдающийся боевой опыт и был расформирован в декабре 1946 года.

«Если бы не великолепные материалы, предоставленные польскими эскадрильями, и их непревзойденная храбрость, — писал главный маршал авиации сэр Хью Даудинг , глава истребительного командования Королевских ВВС, — я не решаюсь сказать, что исход битвы (за Британию) был бы невозможен». были такими же». [ 7 ]

303-я эскадрилья базировалась на базе британских ВВС Нортхолт со 2 августа 1940 года и вступила в строй 31 августа. Его первоначальный состав состоял из 13 офицеров, 8 летчиков-унтер-офицеров и 135 польских наземных сотрудников. Вначале действующие офицеры Королевских ВВС были назначены командирами (старший лейтенант Р. Г. Келлетт ) и командирами звеньев (лейтенант Дж. А. Кент и флайт А. С. Форбс ) вместе с поляками, поскольку польские пилоты не были знакомы с истребительным командованием Королевских ВВС. язык, процедуры и обучение.

Прозвище, выбранное эскадрильей, было дано в честь знаменитого польского генерала XVIII века Тадеуша Костюшко . 303-я эскадрилья также была связана с первоначальной эскадрильей Костюшко 1919 года через личный состав, служивший в этой эскадрилье. Позже дальнейшие части ВВС этого подразделения были переименованы в 7-ю, 121-ю и 111-ю эскадрильи ВВС Польши.

Битва за Британию, август – октябрь 1940 г.

[ редактировать ]
126 немецких самолетов или «Адольфов» были захвачены пилотами 303-й эскадрильи во время битвы за Британию .

Во время битвы за Британию 303-я эскадрилья была оснащена Hawker Hurricane истребителями . Укомплектованная опытными ветеранами, оснащенная истребителями, технически не уступающими большинству своих противников, и умело поддерживаемая хорошо налаженной инфраструктурой командования, связи и логистики Королевских ВВС, эскадрилья смогла стать эффективной боевой силой во время битвы. [ 8 ] После периода обучения эскадрилья была поднята в воздух 24 августа 1940 года, хотя при этом она не вступала в контакт с какими-либо самолетами противника. впервые [ 9 ] 30 августа 1940 года эскадрилья одержала свою первую победу, хотя официально еще не действовала, когда немецкий Messerschmitt Bf 110 из 4./ZG 76 (первоначально ошибочно записанный как Dornier Do 17 ) был сбит фланговым офицером Людвиком Пашкевичем во время тренировочный полет. Обломки были раскопаны в 1982 году. [ 10 ] По личной рекомендации S/L Келлетта на следующий день эскадрилья была объявлена ​​в боевой готовности 11-й группой RAF .

Ближе к вечеру 31 августа 1940 года эскадрилья была поднята в воздух во время своего первого боевого вылета. В воздушном бою над Кентом рейс «А» одержал четыре подтвержденные и две вероятные победы над Мессершмиттами Bf 109 , возможно LG 2 . Истцами были старший офицер Келлет, флайт-офицер Хеннеберг , пилот-офицер Ферич и сержант. Карубин .

В течение 2 сентября 1940 года эскадрилья трижды поднималась в воздух. В последней схватке пилот-офицер Ферич сбил Bf 109, а затем совершил вынужденную посадку недалеко от Дувра, в то время как бывший пилот ВВС Чехословакии сержант. Йозеф Франтишек одержал победу на Bf 110. На следующий день над Дувром Франтишек одержал вторую победу; одержав в общей сложности 17 побед, он был одним из самых результативных летчиков-истребителей союзников во время битвы за Британию. 5 сентября девять «Харрикейнов» № 303 перехватили немецкий бомбардировочный строй в сопровождении Bf 109, при этом поляки заявили, что пять Bf 109 и три Junkers Ju 88 за одну потерю: пилот-офицер Лапковский, который выручил раненых.

6 сентября 1940 года девять «Харрикейнов» были подняты в воздух к приближающимся группам бомбардировщиков. Однако во время набора высоты их отбили Bf 109 из III./JG 27 . Старший лейтенант Келлет и флайт-лейтенант Форбс совершили вынужденную посадку и были легко ранены, сержант Карубин вытащил раненых, старший лейтенант Краснодембский получил серьезные ожоги, а три других «Харрикейна» были повреждены. [ 11 ] Эскадрилья забрала пять Bf 109 (JG 27 и JG 52 ), Do 17 и Heinkel He 111 . Ф/О Витольд Урбанович был назначен исполняющим обязанности командира эскадрильи.

7 сентября 1940 года немецкое воздушное наступление перешло на лондонские доки. 303-я эскадрилья успешно направилась к приближающимся потокам бомбардировщиков и забрала 12 Do 17 и два Bf 109 с пилотами Zumbach , P/O Feric, Sgt. Шапошников и сержант. Войтович все одержал двойные победы. Пилот Дашевский был сбит и тяжело ранен, а фланг Писарек спасся. Его «Ураган» разбился в саду за домом в Лоутоне , в результате чего погибла семья из трех человек, находившаяся в их убежище. [ 12 ] Еще два самолета получили повреждения. 9 сентября 1940 года 12 «Харрикейнов» были подняты в воздух, и Цумбах (оба из JG 53 ) предъявил две претензии к Bf 109 и одну Франтишеку (Bf 109 из 7./JG 27), который также заявил, что He 111 из KG 53 является истребителем. «вероятно», а Bf 110 был сбит флайт-лейтенантом «Кент». сержант Казимежу Вюнше пришлось спастись с ожогами над Бичи-Хед , а сержанту. Франтишек совершил аварийную посадку.

11 сентября 1940 года в 16:00 эскадрилья атаковала строй бомбардировщиков к югу от Лондона. Ф/о Цебжинский был смертельно ранен ответным огнем, а сержант. Войтович сбил два Мессершмитта Bf 110, прежде чем был сбит и убит. Пилоты забрали два Bf 110, один Bf 109, три Do 17 и четыре He 111.

В массированных воздушных боях над Лондоном 15 сентября 1940 года эскадрилья приняла активное участие: девять «Харрикейнов» под командованием флайт-лейтенанта Кента перехватили немецкий налет в середине утра. Было заявлено о девяти сбитых самолетах: шесть Bf 109, один Bf 110 и два Do 17. Во второй половине дня группа звена под командованием старшего лейтенанта Келлета одержала четыре победы, в то время как группа из пяти человек под командованием флайт-офицера Урбановича забрала два Do 17, в результате чего были сбиты два польских пилота (сержант Бжезовский убит, Сержант Андрушков спасся, а пилот Локуцевский был ранен в ногу и благополучно вернулся на базу). За день 303-я эскадрилья одержала 15 побед. [ 13 ]

Во второй половине дня 26 сентября 1940 года 303-я эскадрилья была переброшена в сторону крупного рейда противника на Хэмпшир, при этом поляки заявили о 13 победах при трех поврежденных «Харрикейнах» ( Люфтваффе составили девять). всего фактические потери [ 14 ] 27 сентября 1940 года последовали дальнейшие интенсивные бои, когда 11 «Харрикейнов» атаковали массированный эскорт группы из KG 77 30 бомбардировщиков . Эскадрилья одержала 15 побед: шесть Bf 109, два Bf 110 LG 1 , четыре He 111 (вероятно, Ju 88) и три Ju 88, хотя фланговый офицер Пашкевич и сержант Андрушков были убиты. Ф/О Жак был ранен и спасся с парашютом над Хоршамом , всего было потеряно четыре Харрикейна. Во второй половине дня в исправном состоянии находились всего шесть самолетов, участвовавших в налете 15 Ju 88. До вмешательства эскорта были сбиты два бомбардировщика, также был заявлен Bf 109. Ф/о Урбанович за день захватил четыре немецких самолета. 30 сентября 1940 года пилот Урбанович снова одержал четыре победы, а Do 17 был сбит пилотом. Радомский, который спасся, как и сержант. Белц , а сержант. Карубин забрал Bf 109.

5 октября 1940 года польские пилоты забрали пять Bf 110 и четыре Bf 109, однако пилот Войцех Янушевич погиб. ( Erprobungsgruppe 210 потеряла два Bf 110 Jabos , а также JG 3 и JG 53, по Bf 109 каждый). В бою над устьем Темзы 7 октября были заявлены права на три Bf 109 LG 2. 8 октября чешский ас Йозеф Франтишек погиб в авиакатастрофе. Он был самым результативным пилотом 303-й эскадрильи и четвертым по результативности асом в Битве за Британию с 17 заявками. 11 октября 1940 года эскадрилья была переведена на отдых в Леконфилд в составе группы № 12, завершив свое участие в битве за Британию.

303-я эскадрилья заявила о большем количестве сбитых самолетов из 66 истребительных эскадрилий союзников , участвовавших в битве за Британию, хотя она вступила в бой через два месяца после начала битвы. [ 1 ]

Его успех в бою можно главным образом объяснить годами обширной и тщательной предвоенной подготовки, которую многие из польских ветеранов получили на своей родине, гораздо больше, чем многие из их более молодых и неопытных товарищей из Королевских ВВС, брошенных тогда в бой. , а также множество убийств, приписанных непольским пилотам в эскадрилье. Тактика и мастерство также сыграли свою роль; Однажды сержант № 303 Станислав Карубин применил крайнюю тактику, чтобы сбить немецкий истребитель. После продолжительного воздушного боя Карубин преследовал немецкий истребитель на уровне верхушек деревьев. Подойдя к хвосту немецкого истребителя, Карубин понял, что у его «Харрикейна» закончились боеприпасы. Вместо того чтобы повернуть обратно на базу, он сократил дистанцию ​​и поднялся прямо над немецким истребителем. Немецкий пилот был настолько потрясен, увидев нижнюю часть «Харрикейна» на расстоянии вытянутой руки от своей кабины, что инстинктивно снизил высоту, чтобы избежать столкновения, и врезался в землю. [ 15 ]

На момент вывода из боя на отдых 11 октября 1940 года эскадрилья за шесть недель уничтожила 126 самолетов. По сравнению с сбитыми самолетами противника потери поляков были небольшими: потеряно 18 «Харрикейнов», семь пилотов убиты и пять тяжело ранены. [ 16 ] 303-я эскадрилья была одной из лучших истребительных частей в бою и лучше всего оснащена «Харрикейнами». У него также было самое высокое соотношение потерь к потерям - 2,8: 1. Однако Дж. Алькорн не смог приписать 30 сбитых самолетов какому-либо конкретному подразделению, а по данным Ежи Цинка и других польских историков, реальное количество побед 303-й эскадрильи составляло около 55–60. [ 10 ] По словам польского историка Яцека Куцнера, подтвержденное количество убийств 303-й эскадрильи составляет около 58,8, что по-прежнему ставит ее выше всех других эскадрилий по количеству подтвержденных убийств. Это представлено диаграммой Куцнера, на которой показаны подтвержденные польскими убийствами (левый столбец), подтвержденные убийства всех эскадрилий союзников, включая польские (центральный столбец), и реальные немецкие потери в каждый день, когда 303-я эскадрилья участвовала в воздушном бою (правый столбец). ). [ 17 ] За первые семь дней боев эскадрилья уничтожила около 40 самолетов противника. [ 18 ]

Война за Европу 1941 г.

[ редактировать ]

К 1941 году непосредственная угроза Великобритании миновала, и истребительное командование Королевских ВВС сформулировало более наступательные операции истребителей над оккупированной Европой. Один из них имел кодовое название «Ревень» и представлял собой импровизированные обстрелы на малых высотах по оппортунистическим целям на земле. № 303 совершил свой первый боевой вылет на «Ревене» 22 января 1941 года. Шесть «Харрикейнов» под командованием флайт-лейтенанта Хеннеберга атаковали аэродром 1./JG 26 в Креси , убив одного наземного члена экипажа и уничтожив два Bf 109, а также ранив пилота. [ 19 ]

В конце января 1941 года эскадрилья была преобразована в Supermarine Spitfire Mk I. В феврале эскадрилья участвовала в первых истребительных наступательных операциях, обычно сопровождая небольшое количество легких бомбардировщиков.

В начале апреля 1941 года 306-я (польская) эскадрилья прибыла в Нортхолт и вместе с 303-й эскадрильей сформировала 1-й польский истребительный авиаполк . 601-я эскадрилья RAF , также дислоцированная в Нортхолте, дополняла два польских подразделения. Крылом командовали W/C Джонни Кент и W/C Урбанович. 12 апреля 1941 года шесть «Спитфайров» № 303 под командованием S/L Henneberg совершили серию обстрелов немецких аэродромов. S/L Spitfire IIa (P8029) S/L Henneberg был поражен зенитной артиллерией, и пилоту пришлось броситься в пролив; несмотря на интенсивную поисково-спасательную операцию, его так и не нашли. 11 апреля 1941 года флайт-лейтенант Кустржинский сбил Bf 109 во время полета ревеня над Францией.

16 апреля 1941 года Польское крыло провело свою первую операцию по сопровождению «Цирка» . В бою с Bf 109 были потеряны два поляка: п/о Вашкевич и п/о Межва. 18 июня 1941 года пилоты № 303 без потерь забрали четыре Bf 109; два - на P / O Drobinski, поскольку истребительное командование Королевских ВВС заявило, что 10 уничтожено (Ягдваффе потерь не понесло). [ 20 ] 21 июня Дробинский серьезно повредил Bf 109F-2 полковника Адольфа Галланда , командира JG 26 , который совершил вынужденную посадку в Кале, а W/C Kent сбил Fw. Хегенауэр (ведомый Галланда).

22 июня 1941 года истребительное командование оптимистично заявило о сбитых 29 истребителях, № 303 заявил о шести из них, два - от S/L Лапковски (JG 2 и JG 26 фактически потеряли три самолета). [ 21 ] 23 июня 1941 года № 303 совершил два вылета на сопровождение в полном составе над Францией и против 9./JG 2 заявил, что уничтожено пять истребителей. Пилот «Майк» Болеслав Гладич заявил, что трое подтвержденных самолетов были подтверждены, но был ранен и сумел совершить аварийную посадку в Великобритании. JG 2 потерял шесть Bf 109 и четырех пилотов. 28 июня № 303 забрал еще четыре Bf 109, хотя пилот Ж. Бондарь был сбит и убит Уззом . Бабенц, 3./JG 26. Истребительное командование заявило о шести уничтоженных самолетах (JG 26 потерял два и еще три получили серьезные повреждения). [ 22 ]

2 июля 1941 года польское крыло № 1 с № 303 вступило в бой с примерно 60 Bf 109 над Лиллем. Хотя № 303 заявил о четырех победах (JG 2 потерял три Bf 109), эскадрилья потеряла S/L Лапковского убитым, а сержанту Гурецкому пришлось катапультироваться, и он был спасен из Ла-Манша. Командование перешло к S/L Арентовичу, который сам был сбит и убит всего шесть дней спустя. Его заменил флайт Янкевич. После пяти месяцев работы № 303 был отправлен на отдых 13 июля, перебравшись в Спик недалеко от Ливерпуля, в 9-ю группу истребительного командования.

7 октября 1941 года эскадрилья вернулась в Нортхолт и перевооружилась на Spitfire Mk Vb. В число его противников теперь входили грозные Focke-Wulf Fw 190 , а 13 октября фотоснимок пилота № 303 предоставил Королевским ВВС первое фотографическое свидетельство существования нового истребителя. [ 23 ] С приближением зимы из-за плохой погоды операции значительно сократились. Однако 24 октября № 303 заявил, что над Гравелином сбиты четыре истребителя .

В ходе боевых действий в течение 1941 года 303-я эскадрилья заявила, что было уничтожено около 46 самолетов противника, семь, вероятно, уничтожено и четыре повреждено, при этом потеряно девять пилотов (включая трех командиров). Около 20 «Спитфайров» были списаны или потеряны в бою.

После спокойного начала года, 12 февраля 1942 года, 303-я эскадрилья участвовала в наступательном ответе британских ВВС на « Ланш-рывок » немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» . Польское крыло под командованием капитана Рольского совершило несколько боевых вылетов в плохую погоду.

13 марта 1942 года эскадрилья потеряла флайт-лейтенанта В. Локуциевского, сбитого JG 26 и взятого в плен, а 4 апреля флайт-лейтенант Дашевский (убитый) и флайт-лейтенант Кустржинский (военнопленный) погибли над Сен-Омером, выстрелив сбил два истребителя Fw 190. Ф/Л Кустржиньски попал в плен, когда все еще сидел в кабине своего потерпевшего крушение Спитфайра, потому что его спина была серьезно повреждена и он не мог двигаться. Позже он был переведен в лагерь для военнопленных в замке Кольдиц и, в конечном итоге, в Шталаг Люфт III Саган за постоянные попытки к бегству. В конце концов он совершил успешный побег вместе с асом-истребителем Королевских ВВС Робертом Стэнфордом Таком , и они были репатриированы обратно в Великобританию российскими военными властями, которые нашли их после того, как они прошли через Польшу после побега. [ 24 ]

Весной 1942 года частота наступательных вылетов увеличилась, и к маю № 303 ежедневно летал над Ла-Маншем, выполняя многочисленные вылеты по сопровождению «Цирка» и истребительные зачистки. Он неоднократно вступал в бой с немецкими истребителями, хотя JG 2 и JG 26, основные истребительные подразделения против истребительного командования, несли все больший урон, используя превосходящие Fw 190A. В начале июня подразделение совершило шестнадцать боевых вылетов в составе эскадрильи, а также многочисленные спасательные операции в воздухе и на море, перехват и сопровождение конвоев. 5 июня 1942 года эскадрилья вступила в бой с истребителями Fw 190 и заявила о трех истребителях без потерь. 15 июня эскадрилья отдохнула и перебазировалась в Киртон в Линдси в Линкольншире.

15 августа 1942 года эскадрилья временно перебралась в Редхилл недалеко от Лондона для подготовки рейда союзников на Дьепп (операция «Юбилей») . № 303 должен был летать вместе с 317-й польской истребительной эскадрильей и четырьмя другими эскадрильями. Прикрывая военно-морские и сухопутные войска, 303-я эскадрилья заявила о наибольшем количестве сбитых самолетов среди всех участвовавших эскадрилий союзников. Затем № 303 вернулся в Киртон в Линдси, где оставался до марта 1943 года.

303-я эскадрилья заявила, что в 1942 году был уничтожен 21 вражеский самолет, потеряв 10 пилотов: четверо убито в бою, двое в результате аварий и четверо взяты в плен.

В начале июня 1943 года подразделение снова вернулось в Нортхолт и 1-е польское крыло. Эскадрилья переоборудовалась в новые Spitfire Mk IX и в июне возобновила боевые действия. 9 июня 1943 года флайт-офицер Сливински одержал 200-ю победу подразделения на Fw 190. 14 июня 1943 года сержант. Пилот Юзеф Домбровский погиб во время тренировки по перехвату, когда его самолет врезался в землю на кладбище Ислингтон в Финчли. 24 июня п/о Карцмарж и п/о Кобылинский были сбиты пилотами 10./JG 26 и попали в плен.

В июле 1943 года S/L Falkowski заменил S/L Bieńkowski . 6 июля эскадрилья под командованием флайт-лейтенанта Маевского и в составе 316-й эскадрильи над Амьеном вела продолжительный воздушный бой с Fw 190 с № 303, забрав без потерь три немецких истребителя из JG 2 и JG 27. [ 25 ] К этому времени большая часть работы № 303 заключалась в сопровождении растущего числа миссий ВВС США самолетов Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator тяжелых бомбардировщиков над Европой. Во время сопровождения злополучной миссии в Швайнфурте 17 августа 1943 года № 303 сообщил о сбитых еще трех истребителях. В ходе вылета «Ромрод» 6 сентября эскадрилья заявила, что уничтожено еще шесть истребителей.

12 ноября 1943 года это подразделение было отправлено в RAF Ballyhalbert в Северной Ирландии, и вскоре после этого S/L Koc принял командование. Эскадрилья осуществляла патрулирование конвоев и проводила оперативную подготовку. К концу 1943 года 303-я эскадрилья заявила о 203 уничтоженных, 40 вероятных и 25 поврежденных самолетах противника.

В апреле 1944 года эскадрилья перебралась на передовой посадочный полигон в Хорне , в 30 милях к югу от Лондона, и присоединилась к 142-му истребительному авиаполку. Подразделение начало совершать вылеты на сопровождение для бомбардировок объектов летающих бомб Фау-1 . 21 мая эскадрилья обстреляла цели возле Лилля, потеряв двух пилотов: флайт-офицер Бжески и сержант Кемпка были сбиты и взяты в плен. На следующий день погиб и сержант Бартковяк, который избежал плена и вернулся в часть через четыре месяца.

Для операции «Оверлорд» (вторжение союзников в Нормандию в июне 1944 года) эскадрилья была оснащена истребителями Spitfire V LF, действовавшими с временного аэродрома в Хорне, графство Суррей, в составе ПВО Великобритании (ADGB), хотя и под оперативным контролем Королевских ВВС. Вторая тактическая воздушная армия . [ 26 ] В день «Д» 303-й самолет несколько раз пролетал над берегами приземления. После дня «Д» эскадрилья осталась в составе ADGB. С началом наступления Фау-1 на Лондон, 19 июня 1944 года, № 303 перешел в RAF Westhampnett , а затем в RAF Merston . В июне был сбит и убит Ф/С Чудек (девять убитых). 18 июля подразделение вернулось в Вестгемпнетт и получило новые Spitfire Mk IX. Любое сопротивление истребителей Люфтваффе теперь по-прежнему практически отсутствовало в сфере действий эскадрильи, но зенитная оборона по-прежнему приносила свои плоды. 26 сентября S/L Drobinski заменил S/L Koc, а № 303 продолжил использовать свои «Спитфайры» в различных наземных атаках на стартовые площадки Фау-1 и Фау-2, расположенные в Нидерландах.

В 1945 году 303-я эскадрилья была переведена в авиабазу RAF Coltishall в Норфолке, Восточная Англия, для операций над Нидерландами. В 1945 году 303-я эскадрилья продолжала действовать над Нидерландами. 3 апреля эскадрилья присоединилась к 133-й эскадрилье в Эндрюс-Филд и была перевооружена на North American Mustang Mk. IV . 25 апреля 1945 года 303-я эскадрилья совершила свой последний боевой вылет во время войны, сопровождая Авро Ланкастеров в рейде на Берхтесгаден .

Послевоенный

[ редактировать ]

303-я эскадрилья была самой эффективной эскадрильей польских ВВС во время Второй мировой войны. В некоторых источниках утверждается, что ее пилоты были приглашены на лондонский парад Победы 1946 года . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Дейли Телеграф [ 30 ] сообщил, что он был единственным представителем польских вооруженных сил на Западе . В приглашении было отказано, поскольку другие польские подразделения приглашены не были. Однако, по другим данным, 303-я эскадрилья не была приглашена. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] и поэтому не мог отказаться от приглашения. После окончания войны боевой дух эскадрильи снизился из-за обращения с Польшей со стороны союзников ( предательство Польши Западом ), и в декабре 1946 года эскадрилья была в конечном итоге расформирована. После войны они были удостоены чести возведения Польской войны. Мемориал в Западном Лондоне , в котором перечислены имена всех польских пилотов, служивших в ВВС Великобритании.

В 2022 году, после второго вторжения России в Украину , номер «303» был выбран группой польских интернет-активистов для названия своего отряда 303, который рассылает антивоенные послания отдельным россиянам. [ 35 ]

Статистика эскадрильи

[ редактировать ]
Зигмунт Беньковский и Ян Зумбах вручают «трофей» 303-й эскадрильи.
С 19 июля 1940 г. по 8 мая 1945 г.
1940 1941 1942 1943 1944 1945 Общий
Боевые вылеты 1,049 2,143 1,348 2,075 2,653 632 9,900
Часы полета 1,086 2,743 1,967 3,693 5,259 1,118 15,866
Захвачен вражеский самолет – Битва за Британию
Счет
уничтожен 126
вероятный 13
поврежден 9

(4,7% всех самолетов противника, сбитых в ходе боя.)

Заявлены вражеские самолеты - с 1 сентября 1940 г. по 8 мая 1945 г.
Счет
уничтожен 297 1/6
вероятный 35
поврежден 25

(включая 303 самолета противника на земле)

Командиры

[ редактировать ]
Летчики 303-й эскадрильи. Слева направо: флайт-оператор Ферич , флайт-лейтенант Кент, фл/о Гжещак, п/о Радомски, п/о Зумбах , флайт-офицер Локуциевский, флайт-офицер Хеннеберг, сержант Роговский, сержант Шапошников (в 1940 г.).

(под британским командованием до 1 января 1941 года. Сокращения: майор: майор , капитан: капитан , подполковник: лейтенант )

Пилоты 303-го

[ редактировать ]
  • Командир эскадрильи Р.Г. Келлетт DSO DFC Первоначальный командир 303-й эскадрильи.
  • Лейтенант полета Джон А. Кент , командир канадского звена во время битвы (11 заявлений)
  • Сержант Йозеф Франтишек , чешский пилот, летавший в составе 303-й польской эскадрильи, был одним из лучших летчиков-истребителей в битве за Британию, на его счету 17 подтвержденных побед.
  • Летный офицер Витольд Урбанович , польский командир 303-й эскадрильи с 5 сентября 1940 года, совершил 15 убийств во время битвы за Британию (всего 17 или 19 + 1 + 0).
  • Пилот-офицер Ян Зумбах , командир 303-й эскадрильи с 19 мая 1942 года, совершил 8 сбитых самолетов во время битвы за Британию (всего 12 1/3 + 5 + 1).
Список пилотов 303-й польской истребительной эскадрильи «Костюшко».
Тадеуш Андрушков | Зенон Бартковяк | Хенрик Биенек | Мариан Белц | Михал Бжезовский | Арсен Цебжиньский | Ян Дашевский | Мирослав Ферич | Атол Форбс | Йозеф Франтишек | Павел Галлус | Богдан Гжещак | Евгениуш Горбачевский | Войцех Янушевич | Юзеф Кания | Станислав Карубин | Джон Кент | Бронислав Клосин | Войцех Колачковски | Тадеуш Колецкий | Ян Ковальски | Хенрик Карасинский, старший сержант, 1940–1945 гг. | Ромуальд Кнобельсдорф Сержант | Кароль Кравчинский | Збигнев Кустржинский | Богуслав Межва | Влодзимеж Микса | Тадеуш Опульский | Ян Палак | Ежи Палусинский | Людвик Витольд Пашкевич | Эдвард Патерек | Станислав Петрашкевич | Мариан Писарек | Мечислав Попек | Ежи Радомский | Ян Роговский | Александр Рокитницкий | Тадеуш Савич | Хенрик Скоурон | Станислав Словиковский | Бронислав Сикора | Антони Сиудак | Станислав Соха | Юзеф Стасик Владислав Раубо | Евгениуш Шапошников | Мирослав Войцеховский [ 40 ] | Стефан Войтович | Казимеж Вунше | Станислав Здановский | Эдвард В. Мартенс | Витольд А. Хербст | Бронислав Зборовский

Эскадрилья самолетов

[ редактировать ]
  • 8 августа 1940 г. - ураган I.
  • 22 января 1941 г. - Спитфайр I.
  • 3 марта 1941 г. - Спитфайр IIA.
  • 20 мая 1941 г. - Спитфайр IIB.
  • 25 августа 1941 г. - Спитфайр I.
  • 7 октября 1941 г. - Спитфайр В.Б.
  • 1 июня 1943 г. - Spitfire F IXC.
  • 12 ноября 1943 г. - Spitfire VB, Spitfire VC и Spitfire LF VB, Spitfire LF VC.
  • 18 июля 1944 г. - Spitfire F IX, Spitfire LF IX и Spitfire HF IX.
  • 4 апреля 1945 г. - Мустанг IV и Мустанг IVA. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
[ редактировать ]

Эскадрилья стала предметом книги 1942 года «303-я эскадрилья» , написанной польским писателем Аркадием Фидлером , которая считается самой популярной среди многочисленных произведений этого писателя и была продана тиражом более 1,5 миллионов экземпляров.

«Поскольку книга была опубликована во время войны, чтобы защитить польских летчиков и их семьи, оставшихся в оккупированной Польше, от репрессий со стороны Германии, Фидлер использовал псевдонимы для летчиков 303-й эскадрильи. Эта практика была предусмотрена в памятке о конфиденциальной информации, выпущенной Министерство авиации от 14 октября 1949 года. of Britain Fighter Squadron — это первое новое англоязычное издание Dywizjon 303 с 1942 года, в котором впервые на английском языке пилоты указаны по их настоящим именам». [ 41 ]

В 2010 году участие эскадрильи в битве за Британию было показано в драматическом документальном фильме «Польская битва за Британию», снятом компанией Hardy Pictures для Channel 4 сериала «Кровавые иностранцы» . Channel Four также выпустил игру под названием Battle of Britain: 303 Squadron . [ 42 ] [ 43 ]

303-я эскадрилья была героем фильмов 2018 года «Ураган» и «303-я эскадрилья» . [ 44 ]

303-я эскадрилья упоминается в первом припеве песни Sabaton Aces in Exile.

Музей 303 в Наполеоне, Силезское воеводство, Польша, посвящен 303-й эскадрилье. [ 45 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Польский : 303-я истребительная эскадрилья «Варшавского им. Тадеуш Костюшко» , часто сокращается до Dywizjon 303.
  1. ^ Перейти обратно: а б Дейтон 1996, стр. 188, 275.
  2. ^ Олсон и Клауд 2003
  3. ^ Сток и Крюк 1982, с. 15.
  4. ^ Гретцингер и Матусиак 1998, стр. 25.
  5. ^ «Польские летчики, участвовавшие в битве за Британию» . Имперские военные музеи . 1 сентября 1939 года . Проверено 3 декабря 2019 г.
  6. ^ «История 303-й эскадрильи» . Polishsquadronsremembered.com . Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 года . Проверено 25 марта 2012 г.
  7. ^ «Йозеф Франтишек: чешский герой битвы за Британию - BBC News» . Новости Би-би-си . 14 сентября 2018 г.
  8. ^ Ратушинский, Вильгельм. «История 303-й польской эскадрильи». Архивировано 29 апреля 2015 года в Wayback Machine . Вспомнили польские эскадрильи. . Проверено 24 марта 2012 г.
  9. ^ Бристоу, Марк и Сильвия Лэйдлоу-Петерсен. История Королевских ВВС Нортхолта. Королевские ВВС Нортхолт: Нет. 1 АИДУ, 2005.
  10. ^ Перейти обратно: а б Письмо Ежи Цинка журналу Skrzydlata Polska 1/2006, стр. 61–62 (на польском языке)
  11. ^ Рамзи 1989, с. 422.
  12. ^ Рамзи 1989, с. 436.
  13. ^ "Сержант Войцеховский". . Проверено 30 октября 2011 г.
  14. ^ Рамзи 1989
  15. ^ Гретзинжер 2001, с. 62.
  16. ^ Ратушинский, Вильгельм, «Вспомнили 303-ю эскадрилью» . Проверено 25 ноября 2011 г.
  17. ^ «303-я эскадрилья. Сбивки (на польском языке)» . Проверено 30 октября 2011 г.
  18. ^ Ратушинский, Вильгельм. «303-я эскадрилья в битве за Британию». Польские эскадрильи вспомнили. . Проверено 21 октября 2009 г.
  19. ^ Колдуэлл 1996, с. 97.
  20. ^ Колдуэлл 1996, с. 137.
  21. ^ Колдуэлл 1996, с. 140.
  22. ^ Колдуэлл 1996, с. 142.
  23. ^ Колдуэлл 1996, с. 184.
  24. ^ Ларри Форрестер «Лети ради своей жизни»
  25. ^ Колдуэлл 1996, с. 115.
  26. ^ Дельве, с. 137.
  27. ^ Андерс 1949, с. 299.
  28. ^ Лукас, Эдвард. «Глазами британцев – шокирующее видение». (на польском языке) Wprost . Проверено 22 октября 2009 г.
  29. ^ Лукас, Эдвард. «Английский перевод статьи Wprost». Впрост . Проверено 22 октября 2009 г.
  30. ^ Хейнс, Лестер. «Польский «Спитфайр» сбил BNP: ошибка с изображением антииммиграционного плаката». The Register , 4 марта 2009 г. Проверено 21 октября 2009 г.
  31. ^ «Борьба с союзниками: вспоминая польских бойцов». Архивировано 12 ноября 2012 года на канале Wayback Machine PBS ( За закрытыми дверями ). Проверено 21 октября 2009 г.
  32. ^ Мроз, Энн. «Дому не место». Times , 9 ноября 2001 г. Проверено 21 октября 2009 г.
  33. ^ Рудницкий, Марек. «Вспоминая вклад Польши во Вторую мировую войну». [ постоянная мертвая ссылка ] Chicagopublicradio.org , 15 сентября 2009 г. Проверено 21 октября 2009 г.
  34. ^ «19 сентября - обнаружен военный мемориал польских войск». сайт polandstreet.org.uk . Проверено 21 октября 2009 г.
  35. ^ «Хакерская группа Squad303 создает инструмент для рассылки случайных антивоенных сообщений на российские телефоны» . Ньюшуб . Проверено 28 ноября 2022 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б с Роулингс 1978, с. 391.
  37. ^ Перейти обратно: а б Галлей 1988, с. 357.
  38. ^ Перейти обратно: а б Джеффорд 2001, стр. 86–87.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Ратушинский, Вильгельм. «История 303-й польской эскадрильи» . Polishsquadronsremembered.com . Проверено 12 декабря 2019 г.
  40. ^ Войцеховский, Ян. «Мирослав Игнаций Войцеховский 1917–1956». Мирослав Игнаций Войцеховский, 27 января 2007 г. Проверено 26 июля 2012 г.
  41. ^ «303-я польская истребительная эскадрилья» (PDF) . п. 9.
  42. ^ "ТВ-превью: Кровавые иностранцы". scotsman.com, 26 июня 2010 г. Проверено 26 июля 2012 г.
  43. ^ «Польская битва за Британию». sbs.com, 28 октября 2011 г. Проверено 26 июля 2012 г.
  44. ^ https://www.imdb.com/title/tt5475734/ Проверено 12 февраля 2021 г. [ источник, созданный пользователем ]
  45. ^ http://www.muzeum303.pl/ [ только URL ]

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76b0ea031bb3c6c568ef7b40cd2b953f__1718862960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/3f/76b0ea031bb3c6c568ef7b40cd2b953f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
No. 303 Squadron RAF - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)