Флидис
Флидас или Флидас (современное написание: Fliodhas , Fliodhais ) — женская фигура в ирландской мифологии , известная под эпитетом Foltchaín («красивые волосы»). Считается, что она была богиней скота и плодородия. [ 1 ] [ 2 ]
Мифология
[ редактировать ]Флидас упоминается в Метрических Диндшенчасах как мать Фанда , [ 3 ] и в Леборе Габала Эренн как мать Аргоэна, Бе Тейт , Динанда и Бе Шуй . [ 1 ] [ 4 ] Динанд и Бе Шуй упоминаются как «земледельцы» в отрывке о Диан Кехт в «Леборе Габала Эренн» и как ведьмы во Второй битве при Мойтуре, где они соглашаются заколдовать деревья, камни и дерн земли, чтобы они стали хозяин под ружьем. [ 4 ] [ 5 ] В среднеирландском глоссарии Cóir Anmann («Соответствие имен») Флидас упоминается как жена легендарного Верховного короля Адамаира и мать Нии Сегамейн .
В сказке Ольстерского цикла «Вести о Конхобаре» говорится, что для удовлетворения Фергюса потребовалось семь женщин, если только он не смог получить Флидис. [ 6 ] Ее роман с Фергюсом является предметом устной традиции в графстве Мейо . [ 7 ]
Эпосы о набегах скота
[ редактировать ]Мифы, связанные с Флиодхайсом, в основном сосредоточены на крупном рогатом скоте.
Флидис - центральная фигура в «Тайн Бо Флидайс» («Отгон скота Флидиса»), произведении «Ольстерский цикл » , где она любовница Фергуса Мак Ройха и владелица волшебного стада крупного рогатого скота. История, действие которой происходит в Эррисе , графство Мейо, рассказывает о том, как Фергюс унес ее и ее скот от ее мужа, Эйлила Финна. [ 8 ]
Во время Táin Bó Cúailnge (набега скота на Кули) она спала в палатке Айлиля мак Маты , короля Коннахта, и каждые семь дней ее стадо поставляло молоко для всей армии. [ 9 ] В Тайн-Бо-Флидхаисе у нее есть любимая белая корова, известная как «Маол», которая может накормить 300 человек за одну ночь дойки. [ 10 ] [ 11 ]
Устаревшие интерпретации
[ редактировать ]В недавнем прошлом Флидис часто представляли как лесную богиню, похожую на греческую Артемиду и римскую Диану . Сейчас ученые считают, что это неверно. [ 2 ]
Ее сын, Ниа Сегамейн , мог доить диких оленей, как если бы они были коровами, благодаря силе, полученной от его матери. [ 12 ] Эта косвенная ассоциация с оленями и последующее ее приписывание лесной богине основаны на маловероятной средневековой народной этимологии ее имени как flid ois или «влажность фавна». [ 2 ] Эта этимология, возможно, была попыткой объединить Флидис с девушкой-оленихой Садбх из фенийского цикла ; однако мифология Флиодхайса в подавляющем большинстве сосредоточена только на домашнем скоте и доении.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Монаган, Патрисия (2004). Энциклопедия кельтской мифологии и фольклора . Издательство информационной базы. п. 197.
- ^ Jump up to: а б с Бек, Н. (2009). «Кельтская богиня-олень?» . Богини в кельтской религии (Диссертация). унив. Лион 2. ULL2, UCD.
- ^ Гвинн, Эдвард, изд. (1906). «Поэма 49» . Метрические Диндшенчи . Том. 3.
- ^ Jump up to: а б Джонс, Мэри. «Лебор Габала Эренн: Книга вторжений» . Коллектив кельтской литературы . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ Стоукс (переводчик), Уитли. «Вторая битва при Мойтуре» . Издание Корпуса электронных текстов . Университетский колледж Корка . Проверено 26 октября 2019 г.
{{cite web}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Стоукс, Уитли, изд. (1908). «Весть о Конхобаре, сыне Несса» . Эриу . Том. II. Лондон, Великобритания: Дэвид Натт.
- ^ МакКиллоп, Джеймс, изд. (1998). Словарь кельтской мифологии .
- ^ Лихи (ред.). «Перегон скота из Флидиса» . Героические романсы . Том. II. стр. 108–128.
- ^ О'Рахили, Сесиль , изд. (1967). «Тайн Бо Куайлнге» . Книга Ленстера . п. 146.
- ^ Данфорд, С., изд. (2008). Тайн Бо Флидхайс . Дублин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Лихи (ред.). Героические романы Ирландии . Том. II. стр. 104–105.
- ^ Лихи, А.Х., изд. (1906). Героические романы Ирландии . Том. II. п. 107.