Пять священных ран
В католической традиции Пять священных ран , также известные как Пять священных ран или Пять драгоценных ран , представляют собой пять колющих ран, которые Иисус Христос получил во время своего распятия . Раны были предметом особого поклонения, особенно в позднем средневековье , и часто находили отражение в церковной музыке и искусстве.
Раны
[ редактировать ]Пять ран включали 1) отверстие от гвоздя на его правой руке, 2) отверстие от гвоздя на левой руке, 3) отверстие от гвоздя на правой ноге, 4) отверстие от гвоздя на левой ноге, 5) рану на его туловище от прокола копья . Раны вокруг головы от тернового венца и следы ударов плетью от жгутиков не квалифицируются, поскольку их не было на кресте.
- Две раны были либо на его руках, либо на запястьях, куда были вбиты гвозди, чтобы прикрепить Иисуса к перекладине креста, на котором он был распят. По мнению судебно-медицинского эксперта Фредерика Т. Зугибе , наиболее вероятной областью для входа гвоздя в случае с Иисусом является верхняя часть ладони, расположенная под углом к запястью, поскольку эта область может легко выдерживать вес тела и гарантирует отсутствие костей. сломанная, отмечает место, где, по мнению большинства людей, она находилась, объясняет, где большинство стигматиков выставили напоказ свои раны, и именно здесь ее обозначали художники на протяжении веков. Это положение приведет к кажущемуся удлинению пальцев руки из-за сжатия. [1]
- Двое прошли сквозь ноги, где был гвоздь(и) [2] прошел через оба к вертикальному лучу. [3]
- Последняя рана была в боковой части груди Иисуса, где, согласно Новому Завету , его тело было пронзено Копьем Лонгиния, чтобы убедиться, что он мертв. В Евангелии от Иоанна говорится, что из этой раны лились кровь и вода ( Иоанна 19:34 ). Хотя в Евангелиях не уточняется, с какой стороны он был ранен, в искусстве это традиционно изображалось как находящееся справа от Иисуса , хотя на некоторых изображениях, в частности, работах Рубенса , оно показано справа . [4]
Осмотр ран « Неверующего Фомы » апостола , о котором сообщается только в Евангелии от Иоанна ( Иоанна 20:24–29) , был в центре внимания многих комментариев и часто изображался в искусстве, где этот предмет имеет официальное название « Неверие». Томаса . [ нужна ссылка ]
Средневековый контекст
[ редактировать ]Согласно описаниям его распятия в христианских евангелиях , во время Страстей Иисус получил различные раны, например, от тернового венца или от бичевания у столба. Средневековое народное благочестие сосредоточивалось на пяти ранах, непосредственно связанных с распятием Христа: ранах от гвоздей на Его руках и ногах и ране от Святого Копья , пронзившего Его бок. [ нужна ссылка ]
Возрождение религиозной жизни и ревностная деятельность Бернара Клервоского и Франциска Ассизского в XII и XIII веках вместе с энтузиазмом крестоносцев, вернувшихся из Святой Земли, дали рост преданности Страстям Иисуса Христа. [5]
Многие средневековые молитвы в честь Святых Ран, в том числе приписываемые Кларе Ассизской , [6] были сохранены. Мечтильда и Гертруда Хельфтские были посвящены Святым Ранам, причем последняя ежедневно читала молитву в честь 5466 ран, которые, согласно средневековой традиции, были нанесены Иисусу во время Его Страстей. В четырнадцатом веке в южной Германии было принято читать пятнадцать Отче Ностеров каждый день (что, таким образом, составляло 5475 в течение года) в память о Святых Ранах. [ нужна ссылка ]
В средневековых миссалах существовала особая месса в честь ран Христа, известная как Золотая месса. Во время ее служения всегда зажигалось пять свечей, и в народе считалось, что если кто-нибудь произнесет или услышит ее в течение пяти дней подряд, он никогда не испытывайте боли адского огня. [5]
Доминиканские четки также способствовали распространению преданности Святым ранам, поскольку пятьдесят маленьких бусинок относятся к Марии, а пять больших бусинок и соответствующие Патер Ностерс предназначены в честь Пяти ран Христа. В некоторых местах по пятницам в полдень было принято звонить в колокол, чтобы напомнить верующим о необходимости произнести пять Патеров и Авов в честь Святых Ран. [5]
Посвящения
[ редактировать ]Венчик пяти ран Иисуса
[ редактировать ]В своей книге 1761 года «Страсти и смерть Иисуса Христа » Альфонс Мария де Лигуори , основатель отцов-редемптористов , перечислил среди различных благочестивых упражнений « Маленький веночек пяти ран распятого Иисуса» . [7] [8] [9]
Лигуори написал молитвенный текст как размышление о пяти колющих ранах, которые Христос получил во время распятия. [10]
Венчик пяти ран
[ редактировать ]«Венок пяти ран» — пассионистский венец , посвященный Святым ранам Иисуса как средство поощрения преданности Страстям Христовым. [11]
Венчик принадлежит Павлу Алоизию, шестому генералу пассионистов. Он был разработан в Риме в 1821 году. [12] Корона Пяти ран была одобрена Папой Львом XII 11 августа 1823 года. Второе одобрение она получила в 1851 году.
Преданность также чтит тайну воскресшего Христа , отмеченную знаками Пяти ран. [13] В этом венке 25 бусин, сгруппированных в пять наборов. « Глория Патри» . На каждой бусине написано [13] В конце каждой секции четок Радуйся, Мария» в честь скорбей Марии произносится « . В конце венка произносятся еще три слова «Радуйся, Мария» в честь ее слез. Благословение четок принадлежит пассионистам. [5]
Венчик Святых Ран
[ редактировать ]Венчик Святых Ран (или «Четки Святых Ран») был впервые представлен в начале 20 века сестрой Марией Мартой Шамбон (6 марта 1841 – 21 марта 1907), римско-католической монахиней монастыря Орден Посещения Святой Марии в Шамбери , Франция. [14] [15]
Франсуаза Шамбон родилась 6 марта 1841 года в бедной фермерской семье в деревне Круа-Руж, недалеко от Шамбери, в Савойе. Ее первое видение произошло, когда ей было девять лет. Во время посещения службы Страстной пятницы со своей крестной в приходской церкви Леменка Франсуаза увидела распятого Иисуса, покрытого ранами и кровью. Она рассказала, что позже в том же году, когда она приняла первое причастие, она увидела младенца Иисуса, который сказал ей: «Дитя, мое любимое, так будет каждый раз, когда ты будешь причащаться». [16] Она работала в столовой в интернате. [17]
В возрасте двадцати одного года она присоединилась к монастырю Ордена посещений в Шамбери, Франция, и получила имя Мари-Марта. [18] Она умерла 21 марта 1907 года; [17] Причина ее беатификации была объявлена в 1937 году.
Частные откровения
[ редактировать ]Мария Марта Шамбон начала сообщать о видениях Иисуса в 1866 году, советуя ей созерцать Святые раны. [19] Настоятельница вела летопись своей жизни, которая была опубликована в 1923 году и широко разошлась. В следующем году Ватикан предоставил индульгенцию тем, кто произнес следующую молитву, основанную на ее видениях, о которых она сообщила: «Отец Вечный, я предлагаю раны Господа нашего Иисуса Христа, чтобы исцелить раны наших душ». [19]
Она сообщила, что Иисус попросил ее объединить свои страдания с его в Розарии Святых Ран как акт искупления грехов мира. [18] Она сообщила, что Иисус сказал ей: «Когда ты приносишь Мои Святые Раны за грешников, ты не должна забывать делать это за души в Чистилище, поскольку лишь немногие думают об их облегчении... Святые Раны - это сокровищница сокровищ для душ в Чистилище ».
Венок Святых Ран читается на стандартных пятидесятилетних четках . [20] Этот венец был утвержден для Ордена Посещения Святой Марии в 1912 году и разрешен для всей католической церкви Указом Конгрегации доктрины веры от 23 марта 1999 года. [17]
Формат венчика
[ редактировать ]Один из методов молитвы венок состоит из трех молитв, которые произносятся над определенными частями четок следующим образом: [21]
- произносится следующая молитва На распятии : «О Иисусе, Божественный Искупитель, будь милостив к нам и ко всему миру. Аминь».
- затем первые три бусинки:
- «Святый Боже, Боже Крепкий, Боже Бессмертный, помилуй нас и весь мир. Аминь» (Эта молитва встречается в позднем Венчике Божественного Милосердия . Более широко она используется в восточных обрядах Католической Церкви, где оно называется Трисвятым .)
- «Благодать и милость, о мой Иисус, во время нынешних опасностей, покрой нас Своей драгоценной кровью. Аминь».
- «Отче Вечный, даруй нам милость через Кровь Иисуса Христа, Сына Твоего Единородного; даруй нам милость, мы умоляем Тебя. Аминь, аминь, аминь».
- На больших бусинах четок произносится следующая молитва: «Отче Вечный, я предлагаю Тебе Раны Господа нашего Иисуса Христа, чтобы исцелить раны наших душ».
- На маленьких бусинах цепочки четок произносится следующая молитва: «Иисус Мой, прости и милости, за заслуги Твоих Святых Ран»
Посвящение первого четверга
[ редактировать ], Благочестие первого четверга также называемое Актом возмещения ран Иисуса и Святой Евхаристии, берет свое начало в явлениях Христа в Балазаре , Португалия , о которых сообщила Александрина Мария да Кошта в 20 веке. [ нужна ссылка ]
Символическое использование
[ редактировать ]Еще в 1139 году Афонсу I Португальский поместил эмблему Пяти священных ран на свой герб как король Португалии. [ нужна ссылка ]
, Иерусалимский крест или «Крест крестоносцев», своими пятью крестами напоминает о пяти святых ранах. Святые раны использовались как символ христианства . Участники крестовых походов часто носили Иерусалимский крест — эмблему, символизирующую Святые раны; версия до сих пор используется на флаге Грузии . «Пять ран» были эмблемой « Паломничества благодати на севере Англии », восстания в ответ на Генрихом VIII роспуск монастырей . [ нужна ссылка ]
До современной ассоциации с использовалась как оккультизмом пентаграмма символ Святых Ран. Пентаграмма играет важную символическую роль в английской поэме XIV века « Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» , в которой символ украшает щит героя Гавейна . Неназванный поэт приписывает происхождение этого символа царю Соломону и объясняет, что каждая из пяти взаимосвязанных точек представляет собой добродетель, связанную с группой из пяти: Гавейн совершенен в своих пяти чувствах , а пять пальцев, верные Пяти ранам Христа, принимают мужество от пяти радостей , которые Мария получила от Иисуса, и иллюстрирует пять добродетелей рыцарства . [22]
помазывают его в при освящении алтаря Ряд христианских церквей пяти местах, что свидетельствует о Пяти святых ранах. Восточно-православные церкви иногда имеют пять куполов, символизирующих Пять святых ран, а также альтернативный символизм Христа и Четырех евангелистов . [ нужна ссылка ]
В духовной музыке
[ редактировать ]Средневековая поэма Salve mundi salutare (также известная как Rhythmica oratio ) ранее приписывалась Бонавентуре или Бернару Клервоскому , [23] но сейчас считается, что скорее всего он был написан цистерцианским аббатом Арнульфом Левенского (ум. 1250). Продолжительное размышление о Страстях Христовых, оно состоит из семи частей, каждая из которых относится к одному из членов распятого тела Христа. [24] в 1680 году как цикл из семи кантат Популярная в 17 веке, она была аранжирована Дитрихом Букстехуде . Его Membra Jesu Nostri 1680 года разделена на семь частей, каждая из которых адресована отдельному члену распятого тела Христа: ступни, колени, руки, бока, грудь, сердце и голова, обрамленные избранными стихами Ветхого Завета, содержащими прообразы. [ нужна ссылка ]
Кантата дошла до нас, более широко известная как гимн «О, окруженная священной главой» , названный в честь заключительной строфы стихотворения, обращенного к голове Христа, которое начинается словами «Salve caput cruentatum». В переводе лютеранского гимниста Пауля Герхардта Иоганн Себастьян Бах аранжировал мелодию и использовал пять строф гимна в своих «Страстях по Матфею». Ференц Лист включил аранжировку этого гимна на шестой станции «Святая Вероника вытирает Святой Лик» в свою Via Crucis (Крестные станции). [ нужна ссылка ]
В искусстве
[ редактировать ]В искусстве тема « Сомневающийся Фома» , или «Недоверчивость святого Фомы» , была распространена, по крайней мере, с начала VI века, когда она появилась в мозаиках базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне . [25] и на ампулах Монцы . Среди наиболее известных примеров — скульптурная пара Христа и Святого Фомы работы Андреа дель Верроккьо (1467–1483) для Орсанмикеле во Флоренции и «Недоверчивость Святого Фомы» , Караваджо ныне находящаяся в Потсдаме . [ нужна ссылка ]
В позднем Средневековье Иисус с одной стороной своей одежды, откинутой назад, обнажая рану на боку и четыре другие раны (называемые ostentatio vulnerum , «демонстрация ран»), был взят с изображений Сомневающегося Фомы и обращен в позу, принятую одним лишь Иисусом, который часто вкладывает свои пальцы в рану на боку. Эта форма стала общей чертой отдельных знаковых фигур Иисуса и таких сюжетов, как Страшный суд ( Бамбергского собора ранний образец датируется примерно 1235 годом), Христос в величии , Муж скорбей и Христос с Арма Кристи . подчеркнуть страдания Христа, а также факт Его Воскресения. [26]
Также было широко распространено религиозное искусство, ориентированное на боковую рану; Например, в некоторых молитвенниках из позднесредневековой Германии боковая рана была окружена текстом, указывающим ее точные размеры. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Часть серии о |
Посвящения Иисусу в католической церкви |
---|
Посвящения |
Молитвы |
Портал католической церкви |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зугибе Барбет вновь посетил судебно-медицинское исследование распятия» . www.crucifixion-shroud.com . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ В восточном христианстве распятие традиционно изображается с ногами Иисуса рядом и с отдельным гвоздем для каждой; В западном христианстве на распятии обычно изображены две ноги, поставленные одна над другой и пробитые одним гвоздем.
- ↑ Из всех тысяч распятых римлянами археологи пока обнаружили скелетные останки только одного, и у того был гвоздь, пронзивший пятку.
- ^ Гуревич, Владимир, «Рубенс и рана на боку Христа. Постскриптум», Журнал Институтов Варбурга и Курто , Vol. 26, № 3/4 (1963), с. 358, Институт Варбурга, JSTOR
- ^ Jump up to: а б с д «Католическая энциклопедия: Пять священных ран» . www.newadvent.org . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Фиге, Мариан (1900). Принцесса бедности: Святая Клара Ассизская и орден бедных дам / отец Мариан Фиге . Католический теологический союз. Эвансвилл, Индиана: Бедные Клэр из монастыря Св. Клэр.
- ^ Лигуори, Альфонсо Мария де'; Гримм, Евгений (1887). Страсти и смерть Иисуса Христа . Нью-Йоркская публичная библиотека. Нью-Йорк: Братья Бензигер.
- ^ Святой Альфонс Лигуори, преподобный Д. Ф. Миллер и преподобный Л. К. Обен, январь 2009 г., стр. 176.
- ^ Вуэст, Джозеф. «Редемптористы». Католическая энциклопедия. Том. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 2 июня 2013 г.
- ^ Лигуори, Альфонсо Мария де, Святой. Страсти и смерть Иисуса Христа , стр.472, братья Бензигер, Нью-Йорк, 1887 г.
- ^ Вомак, Уоррен (декабрь 1951 г.). «Венок пяти ран: его историческое благословение и индульгенции» . Пассионист : 270–274, 333–334. Архивировано из оригинала 23 октября 2019 года . Проверено 13 декабря 2013 г.
- ^ «Венок пяти ран» . www.cpprovince.org . Архивировано из оригинала 23 октября 2019 года . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Болл, Энн (2003). Энциклопедия католических обрядов и практик . Наш воскресный гость. стр. 123–124. ISBN 978-0-87973-910-2 .
- ^ Энн Болл, Энциклопедия католических преданий и практик, 2003 г. ISBN 0-87973-910-X
- ^ Келли, Лиз. Розарий: путь к молитве , 2004 г. ISBN 0-8294-2024-X стр. 162
- ^ "Мария-Марта Шамбон", Пассинисты южной Германии и Австрии.
- ^ Jump up to: а б с « Сестра Мари-Марта Шамбон», La Visitation Sainte Marie de Nantes» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Фриз, Майкл. 1993, Голоса, видения и явления , OSV Publishing ISBN 0-87973-454-X с. 252
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Дэвид (2004). Пять ран Христа . Издательство Грейсвинг. п. 28. ISBN 0-85244-620-9 . стр. 80
- ^ Келли, Лиз (2006). Майская коронация, месса и Мертон: и другие причины, по которым мне нравится быть католиком . Лойола Пресс. стр. 143–144. ISBN 0-8294-2025-8 .
- ^ «Как вы молитесь за раны?», Adorare
- ^ Морган, Джеральд (1979). «Значение символизма пятиугольника в «Сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» ». Обзор современного языка . 74 (4): 769–790. дои : 10.2307/3728227 . JSTOR 3728227 .
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Salve Mundi Salutare» . www.newadvent.org . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Снайдер, Керала. Дж., Дитрих Букстехуде: органист в Любеке , University Rochester Press, 1987 ISBN 978-1-58046-253-2
- ^ Сопер, 188 лет, список еще нескольких ранних событий.
- ^ Шиллер, Том 2, 188–189, 202.
Источники
[ редактировать ]- Фриз, Майкл. 1993, Голоса, видения и явления , OSV Publishing ISBN 0-87973-454-X
- Керр, Энн Сесил. Сестра Мэри Марта Чамбон из издательства Visitation B. Herder Publishing, 1937 год.
- Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства , Том. II, 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0-85331-324-5