Девочки ага

Кизлар -ага ( османский турецкий язык : قيزلر اغاسي , турецкий : kılzar ağası , букв. ага « девушек » ) , формально агха Дома счастья (османский турецкий язык: Darüssaade Ağası , турецкий: Darüssaade Ağası ), [ 1 ] был главой евнухов , охранявших Османский императорский гарем в Константинополе .
Основанный в 1574 году, этот пост считался одним из самых важных в Османской империи до начала 19 века, особенно после того, как управление двумя священными городами Меккой и Мединой и надзор за всеми вакфами (благотворительными фондами) в Империи перешли под его управление. сфера деятельности. Накопленное таким образом богатство, близость к султану и роль дам из гарема в придворных интригах (« Султанат женщин ») означали, что его обладательница имела значительное политическое влияние; несколько кызлар-агов были ответственны за падение великих визирей и приход к власти султанов. Вскоре после его создания и до его отмены, незадолго до упразднения Османского султаната , этот пост стали занимать чернокожие африканские рабы-евнухи , и поэтому его также называют Главным черным евнухом .
История
[ редактировать ]
Пост кызлар агасы был создан во время правления Мурада III ( годы правления 1574–1595 ) в 1574 году, первым его занимающим стал Хабеши Мехмед-ага. [ 2 ] [ 3 ] До этого в османском дворце доминировали белые евнухи, в основном из христианского населения Балкан или Кавказа .
Однако в 16 веке произошел быстрый рост населения дворца Топкапы , в том числе среди евнухов, число которых выросло с 40 при Селиме I ( годы правления 1512–1520 ) до более тысячи при Мураде III. Хотя черные евнухи служили во дворце вместе с белыми евнухами, к 1592 году по неясным причинам установилось как разделение ролей, так и превосходство черных евнухов над белыми: белые евнухи были ограничены надзором. мужских пажей ( iç oğlan (« Внутренний [дворцовый] мальчик»]] ), в то время как черные евнухи взяли на себя гораздо более престижный надзор за частными покоями султана и дворцовые женщины ( гарем ). [ 4 ] Следовательно, «главный черный евнух» быстро затмил «главного белого евнуха» или kapı ağası , стал «ага ворот», который до сих пор был главой дворцового персонала, и, по словам востоковеда К. Э. Босворта , «фактически главный чиновник всего дворца». [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]
На пике могущества поста в 17-18 веках кызлар агасы был визирем первого ранга («с тремя хвощами » ) и занимал третье место в государственной иерархии, уступая только главному министру Империи, великому визирю. и главный религиозный авторитет Шейх аль-Ислам . [ 1 ] [ 7 ]
Обязанности суда
[ редактировать ]Власть поста проистекала не только из его близости к султану, но и из его связи с матерями султанов, могущественными валиде-султанами , которые часто доминировали в политике (так называемый период « Султаната женщин »). Кизлар-ага также была фактически единственным посредником между закрытым миром гарема и внешними мужскими помещениями дворца ( селамликом ), контролируя его снабжение, а также сообщения туда и обратно. [ 6 ] [ 8 ] Кроме того, он был единственным человеком, которому разрешалось передавать султану послания великого визиря, и он играл признанную роль в публичных церемониях. [ 8 ] Среди его обязанностей во дворце был также надзор за образованием императорских принцев до достижения ими половой зрелости, когда они были зачислены в дворцовую школу . [ 9 ]
Отношение к гарему
[ редактировать ]В императорском гареме неясно, почему в основном набирались восточноафриканцы, а не евнухи кавказского происхождения. Утверждается, что, поскольку мужской гарем уже состоял из белых евнухов еще до создания женского гарема, а также интенсивного притока рабов Хабеши после создания указанного гарема во дворце Топкапы, черные евнухи, назначенные при дворе, естественно, заполнят этот новый гарем. сложившаяся роль. [ 10 ] Этих элитных черных рабов отбирали для султана египетский паша и мамлюкские беи. [ 11 ]
Другой причиной использования черных евнухов считаются культурные и географические различия между Кизлар-агой и охраняемым им гаремом. Смысл в том, что это поможет смягчить сексуальные контакты между опекунами и гаремом. [ 10 ] Джейн Хэтэуэй, исследователь, специализирующийся на истории Османской империи, также утверждает, что этим перемещенным элитным рабам отдавалось предпочтение перед свободными подданными из-за опасений по поводу лояльности свободных подданных - зависимость восточноафриканских рабов от своих новых правителей и отсутствие семейных связей гарантировали отсутствие региональной предвзятости. присутствовал. [ 12 ]
Большинство Кизлар-ага до самой смерти не оставались на службе в гареме. Они будут уволены и сосланы в Каир, лишены центрального политического влияния. [ 10 ] Несмотря на то, что изгнанные Кизлар-ага были удалены из гарема османской столицы, они по-прежнему сохраняли влияние, поскольку они присоединялись к сети других ранее изгнанных Кизлар-ага, о которых новый исполняющий обязанности Кизлар-ага должен был знать. [ 13 ]
Политическое влияние
[ редактировать ]В османской правовой теории султан должен был вести государственные дела исключительно через великого визиря, но на самом деле эту договоренность часто обходили. Как пишет османист Колин Имбер , султан «имел более тесный контакт со пажами личной палаты, агой ворот, агой девушек или с другими придворными, чем с великим визирем, и они тоже могли обращаться с петициями к султан от своего имени или от чьего-либо имени. Он также мог бы быть более склонен последовать совету своей матери, наложницы или главного садовника у руля королевской баржи. чем великого визиря». [ 14 ] Таким образом, политическая власть кызлар-аги, хотя и осуществлялась за кулисами, была очень значительной, влияя на имперскую политику и временами контролируя назначения великого визиря. [ 8 ] или даже вмешиваться в династические споры и престолонаследие. Кизлар-ага Хаджи Мустафа-ага обеспечил наследование Мустафы I ( годы правления 1617–1618, 1622–1623 ) на престоле в 1617 году. [ 15 ] и поддержал попытки Османа II ( годы правления 1618–1622 ) провести военную реформу; [ 16 ] в то время как в 1651 году Кизлар-ага Узун Сулейман-ага убила могущественную Валиде Султан Кёсем от имени своей соперницы и невестки Турхан . [ 15 ] [ 16 ]
Часто пагубное участие главных черных евнухов в политике привело, по крайней мере, к одной попытке великого визиря Силахдара Дамата Али-паши в 1715 году ограничить их влияние, запретив вербовку и кастрацию черных рабов, но это так и не было осуществлено из-за его смерть вскоре после этого. [ 17 ] Действительно, длительное пребывание Хаджи Бешир Аги в должности , последовавшее за ним в 1717–1746 годах, считается, возможно, апогеем могущества и влияния этого поста. Бешир-ага был известным покровителем культуры « Эры тюльпанов », процветавшей в то время в империи, он занимался «интеллектуальными и религиозными занятиями», которые, по словам историка Джатина Лада, «способствовали османскому бренду ханафитского ислама и суннитской ортодоксальности в целом». . [ 18 ] [ 16 ] После падения султана Ахмеда III в 1730 году его влияние было таково, что он отвечал за возвышение великих визирей и руководство иностранными делами. [ 16 ] В 1731 году великий визирь Кабакулак Ибрагим-паша пытался заставить Бешира уйти в отставку, чтобы помешать ему вмешиваться в государственные дела, но под влиянием валиде-султана Бешир вместо этого добился увольнения Ибрагима. [ 8 ] Бешир умер в 1747 году в преклонном возрасте. Его преемник, которого также звали Бешир, был казнен в 1752 году. [ 19 ]
После этого великие визири ограничили власть кызлар-агов. [ 16 ] ) 1830-х годов Реформы султана Махмуда II ( годы правления 1808–1839 окончательно положили конец политической власти кызлар-агов, и те, кто занимал эту роль, были ограничены своей дворцовой и церемониальной ролью, которая продолжалась до упразднения этой должности после правления Молодёжи. Турецкая революция 1908 года. [ 16 ] [ 17 ]
Администрация вакифов
[ редактировать ]
Кизлар-ага также играл особую роль в качестве назира, «администратора» вакфов, предназначенных для содержания двух священных городов ( аль-Харамайн ) ислама, Мекки и Медины , отвечая за их снабжение, а также за ежегодный ритуал. отправка подарков ( sürre ). им [ 1 ] [ 8 ] [ 20 ] Вакифы, предназначенные для содержания мусульманских святынь, были созданы членами османского двора с давних времен, а управление ими поручалось специальным ведомствам уже с конца XV века. Первоначально находившийся под общим руководством Капи-аги, в 1586 году Мурад III передал ответственность кизлар-аге. [ 20 ]
По словам Бернарда Льюиса , контроль над вакфами был основным «источником власти и прибыли» для кизлар-аги. [ 20 ] и основа политического влияния этой должности: ее присвоение Мурадом III ознаменовало начало восхождения на эту должность, а ее окончательное удаление Махмудом II ознаменовало ее конец. [ 16 ] В рамках попыток великих визирей уменьшить власть кизлар-агов в годы правления Мустафы III ( годы правления 1757–1774 ) и Абдул-Хамида I ( годы правления 1774–1789 ) предпринимались безуспешные попытки устранить вакфы из его юрисдикция. [ 20 ] Наконец, в 1834 году Махмуд II лишил поста надзора за вакфами и передал его новому Министерству вакфов. [ 17 ] [ 20 ]
Это положило начало длительному процессу, в ходе которого кизлар-ага постепенно приобрел широкую юрисдикцию над различными вакфами Империи: уже в мае 1598 года он получил контроль над фондами, выделенными на содержание императорских мечетей в столице, а вскоре за ним - вакифами. как в Константинополе, так и в других частях Империи, его часто вверяли его заботе дворцовые дамы. [ 20 ] В числе владений, перешедших таким образом кизлар-аге, был город Афины . Согласно сообщению 17 века, возможно, полувымышленному, управление городом первоначально было передано Базилике, одной из любимых наложниц султана Ахмеда I ( годы правления 1603–1617 ), которая была родом из города и которая, получив множество жалоб на плохое управление, получил его в дар от султана. После ее смерти Афины перешли под юрисдикцию Кизлар-аги. [ 21 ]
Управление вакфами осуществлялось через двух подчиненных, главного секретаря ( yazici ) и инспектора вакфов ( müfettiş ), и было разделено на два финансовых отдела: Счетное бюро священных городов ( muhasebe-i haremeyn kalemi ), которое к концу XVIII века контролировало императорские мечети и вакфы Стамбула и европейских провинций, а также Бюро Аренды священных городов ( мукатаа-и харемейн калеми ), которыми контролировали вакифов азиатских и африканских провинций. Особая казна, харемейн долаби , хранила доходы от вакифов , а кизлар-ага еженедельно проводил диван или совет для проверки счетов. [ 20 ]
Набор и продвижение по службе
[ редактировать ]
Большинство должностных лиц, как и большинство черных евнухов в целом, были выходцами из Хабеши , рабов традиционно набирали из групп нилотов, населяющих южные внутренние районы Эфиопии , а также из групп Омотов . [ 22 ] [ 16 ] Черные рабы, которых обычно покупали мальчиками из Нубии , затем кастрировали и вводили на дворцовую службу, начали использовать в качестве охраны женщин султанского гарема со времен предшественника Мурада III, Селима II ( годы правления 1566–1574). ), и продолжали использоваться до конца Османской империи. [ 9 ] Поскольку исламская религия была против кастрации, предпочтительными рабами были кастрированные мальчики из коптских христиан, евреев Судана и египетского происхождения. Также на эту работу принимались люди, кастрированные из-за своих преступлений. [ 23 ] Евнухи обычно получали цветочные имена и после периода обучения в дворцовой школе поступали на службу в гарем. [ 9 ] Евнухи начинали с должности рядового рекрута ( en aşağı , буквально «самый низший», и acemi ağa , «необученный») и постепенно продвигались по служебной лестнице от невбет калфа («заменитель часового») до старших должностей в армии. страж гарема. [ 7 ] [ 24 ] Завершив обучение и пройдя период службы, некоторые были отстранены от караульных обязанностей и переданы на службу обитателям гарема: личным слугам султана ( müsahip ağaları ), семи слугам-евнухам плюс главному евнуху ( baş ağa ). прикрепленный к каждому валиде , главная жена ( кадин ) или принц ( шехзаде ), евнухи- имамы, возглавлявшие гаремные молитвы, казначей гарема ( haznedar ağası ), или müsendereci , который руководил работой остальных евнухов. [ 7 ] Старших евнухов называли хасылли , от арабского слова, означающего «продукт». [ 24 ]
Из этих старших должностей евнух мог быть выбран и назначен на должность кызлар-аги императорским указом ( хатт-и хумаюн ) и торжественным получением служебного облачения ( хил'ат ) от султана. Помимо земель, принадлежавших должности, кызлар-ага обычно получал личный феод ( хасс ). [ 7 ] Во дворце Топкапы кизлар-ага имел собственную просторную квартиру возле Вольерных ворот, а остальные евнухи, находившиеся под его началом, жили вместе в тесноте и довольно убогих условиях в трехэтажной казарме. [ 9 ] [ 25 ] Когда они были уволены, главные черные евнухи получали пенсию ( асатлык , буквально «документ свободы») и с 1644 года были сосланы в Египет или Хиджаз . [ 26 ] [ 7 ] Начиная с конца 17 века, многие бывшие держатели были назначены во главе евнухов, охранявших гробницу Мухаммеда в Медине. [ 16 ] В результате служащие кизлар-ага часто заботились о том, чтобы подготовиться к комфортной пенсии в Египте, покупая недвижимость и создавая вакифы там свои . Таким образом, они стали местными вельможами и покровительствовали торговле и сельскому хозяйству. Таким образом, учитывая важную роль, которую Египет играл в обеспечении продовольствием двух священных городов, за что кизлар-аги несли особую ответственность во время своего пребывания у власти, аги и их агенты ( вакили ) стали играть очень важную роль в экономике Египта. под властью Османской империи . [ 27 ]
Карьера большого количества кизлар-ага известна из « Гамилетуль-кубера» османского государственного деятеля и историка конца XVIII века Ахмеда Ресми Эфенди , в котором перечислены лица, занимавшие этот пост, от Мехмеда-аги (1574–1590 гг.) до Морали Бешир-аги. (1746–52). Работа дополнена избранными биографиями ученого конца XIX века Мехмеда Сурейя-бея в « Сицилл-и Османи» , а информация об истории и развитии офиса в институциональных рамках османского дворца содержится в « Тарих-Ате» Тайярзаде Ахмеда Аты. и Ата (1876). [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Босворт 1986 , с. 243.
- ^ Хэтэуэй 2018 , стр. 276–279.
- ^ Пусть 2010 , с. 142.
- ^ Пусть 2010 , с. 142–144.
- ^ Свободно 2000 , стр. 40–42, 75.
- ^ Jump up to: а б Дождь 2002 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б с д и Дэвис 1986 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д и Дэвис 1986 , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б с д Свободно 2000 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б с Хэтэуэй 2005 , стр. 14–16.
- ^ Аль-Абдин 2009 .
- ^ Хэтэуэй 2005 , стр. 1–2.
- ^ Хэтэуэй 1992 .
- ^ Дождь 2002 , с. 175
- ^ Jump up to: а б Пусть 2010 , стр. 166.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хэтэуэй 2019 .
- ^ Jump up to: а б с Дэвис 1986 , с. 22.
- ^ Пусть 2010 , с.
- ^ Шольц 2001 , с. 229.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Льюис 1971 , стр. 175–176.
- ^ Августинос 2007 , стр. 23–24.
- ^ Роуолдт Шелл 2018 .
- ^ Дэвис 1986 , стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б Пусть 2010 , с. 143.
- ^ Пусть 2010 , с. 168–169.
- ^ Хэтэуэй 1998 , с. 53.
- ^ Хэтэуэй 1998 , стр. 53–55.
- ^ Лад 2010 , с. 172 (примечание 9).
Источники
[ редактировать ]- Аль-Абдин, Башир (2009). «Политическая и административная роль Кизлара в Египте в первой половине двенадцатого века хиджры (1687–1737 гг. Н.э.) в современных арабских рукописных источниках» . Исследовательский журнал Университета Ан-Наджа - B (гуманитарные науки) . 23 (4): 1223–1240. дои : 10.35552/0247-023-004-010 . hdl : 20.500.11888/2625 . S2CID 154713768 .
- Августинос, Ольга (2007). «Восточные наложницы, западные любовницы: История современной Греции Прево » . В Бутуровиче, Амила; Шик, Ирвин Джемил (ред.). Женщины на Османских Балканах: пол, культура и история . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. стр. 11–44. ISBN 978-1-84511-505-0 .
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (1986). «Хиц» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 242–243. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Дэвис, Фанни (1986). Османская леди: социальная история с 1718 по 1918 год . Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-24811-7 .
- Свободно, Джон (2000). Внутри сераля: частная жизнь султанов в Стамбуле . Книги о пингвинах. ISBN 0-14-027056-6 .
- Хэтэуэй, Джейн (1992). «Роль Кизлара Ааси в Османском Египте 17-18 веков». Студия Исламика (75): 141–158. дои : 10.2307/1595624 . JSTOR 1595624 .
- Хэтэуэй, Джейн (1998). «Египет в семнадцатом веке». В Дейли, М.В. (ред.). Кембриджская история Египта, том 2: с 1517 года до конца двадцатого века . Издательство Кембриджского университета. стр. 34–58. дои : 10.1017/CHOL9780521472111.003 . ISBN 978-0-521-47211-1 .
- Хэтэуэй, Джейн (2005). Бешир-ага: главный евнух Османского императорского гарема . Оксфорд: Один мир. ISBN 1-85168-390-9 .
- Хэтэуэй, Джейн (2018). «Глава 12». Главный евнух османского гарема: от африканского раба до влиятельного посредника . Издательство Кембриджского университета. стр. 276–279. дои : 10.1017/9781316257876 . ISBN 9781107108295 . S2CID 165833400 .
- Хэтэуэй, Джейн (2019). «Брат девочки» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Имбер, Колин (2002). Османская империя, 1300–1650: Структура власти (Первое изд.). Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-3336-1386-3 .
- Джунн, Джордж Х. (2016). Черные евнухи Османской империи: сети власти при дворе султана . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-8577-2808-1 .
- Лад, Джатин (2010). «Паноптические тела: черные евнухи как стражи гарема Топкапы». В Буте, Мэрилин (ред.). Истории гаремов: предвидение мест и жилых помещений . Издательство Университета Дьюка. стр. 136–176. дои : 10.1215/9780822393467-009 . ISBN 978-0-8223-4869-6 . JSTOR j.ctv11g9658 .
- Льюис, Бернард (1971). «Аль-Харамайн » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 175–176. OCLC 495469525 .
- Роуолдт Шелл, Сандра (2018). Дети надежды: Одиссея рабов оромо из Эфиопии в Южную Африку . Издательство Университета Огайо. ISBN 978-0-8214-2318-9 .
- Шольц, Петр О. (2001). Евнухи и кастраты: история культуры . Издательство Маркуса Винера. ISBN 978-1-55876-200-8 .
