Jump to content

Девочки ага

(Перенаправлено с Кизлар Ага )
Изображение Кизлар-аги XVII века из Роламба . Книги костюмов

Кизлар -ага ( османский турецкий язык : قيزلر اغاسي , турецкий : kılzar ağası , букв. ага « девушек » ) , формально агха Дома счастья (османский турецкий язык: Darüssaade Ağası , турецкий: Darüssaade Ağası ), [ 1 ] был главой евнухов , охранявших Османский императорский гарем в Константинополе .

Основанный в 1574 году, этот пост считался одним из самых важных в Османской империи до начала 19 века, особенно после того, как управление двумя священными городами Меккой и Мединой и надзор за всеми вакфами (благотворительными фондами) в Империи перешли под его управление. сфера деятельности. Накопленное таким образом богатство, близость к султану и роль дам из гарема в придворных интригах (« Султанат женщин ») означали, что его обладательница имела значительное политическое влияние; несколько кызлар-агов были ответственны за падение великих визирей и приход к власти султанов. Вскоре после его создания и до его отмены, незадолго до упразднения Османского султаната , этот пост стали занимать чернокожие африканские рабы-евнухи , и поэтому его также называют Главным черным евнухом .

Изображение Главного черного евнуха (слева), придворного карлика (в центре) и главного белого евнуха (справа) в XIX веке.

Пост кызлар агасы был создан во время правления Мурада III ( годы правления 1574–1595 ) в 1574 году, первым его занимающим стал Хабеши Мехмед-ага. [ 2 ] [ 3 ] До этого в османском дворце доминировали белые евнухи, в основном из христианского населения Балкан или Кавказа .

Однако в 16 веке произошел быстрый рост населения дворца Топкапы , в том числе среди евнухов, число которых выросло с 40 при Селиме I ( годы правления 1512–1520 ) до более тысячи при Мураде III. Хотя черные евнухи служили во дворце вместе с белыми евнухами, к 1592 году по неясным причинам установилось как разделение ролей, так и превосходство черных евнухов над белыми: белые евнухи были ограничены надзором. мужских пажей ( iç oğlan Внутренний [дворцовый] мальчик»]] ), в то время как черные евнухи взяли на себя гораздо более престижный надзор за частными покоями султана и дворцовые женщины ( гарем ). [ 4 ] Следовательно, «главный черный евнух» быстро затмил «главного белого евнуха» или kapı ağası , стал «ага ворот», который до сих пор был главой дворцового персонала, и, по словам востоковеда К. Э. Босворта , «фактически главный чиновник всего дворца». [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]

На пике могущества поста в 17-18 веках кызлар агасы был визирем первого ранга («с тремя хвощами » ) и занимал третье место в государственной иерархии, уступая только главному министру Империи, великому визирю. и главный религиозный авторитет Шейх аль-Ислам . [ 1 ] [ 7 ]

Обязанности суда

[ редактировать ]

Власть поста проистекала не только из его близости к султану, но и из его связи с матерями султанов, могущественными валиде-султанами , которые часто доминировали в политике (так называемый период « Султаната женщин »). Кизлар-ага также была фактически единственным посредником между закрытым миром гарема и внешними мужскими помещениями дворца ( селамликом ), контролируя его снабжение, а также сообщения туда и обратно. [ 6 ] [ 8 ] Кроме того, он был единственным человеком, которому разрешалось передавать султану послания великого визиря, и он играл признанную роль в публичных церемониях. [ 8 ] Среди его обязанностей во дворце был также надзор за образованием императорских принцев до достижения ими половой зрелости, когда они были зачислены в дворцовую школу . [ 9 ]

Отношение к гарему

[ редактировать ]

В императорском гареме неясно, почему в основном набирались восточноафриканцы, а не евнухи кавказского происхождения. Утверждается, что, поскольку мужской гарем уже состоял из белых евнухов еще до создания женского гарема, а также интенсивного притока рабов Хабеши после создания указанного гарема во дворце Топкапы, черные евнухи, назначенные при дворе, естественно, заполнят этот новый гарем. сложившаяся роль. [ 10 ] Этих элитных черных рабов отбирали для султана египетский паша и мамлюкские беи. [ 11 ]

Другой причиной использования черных евнухов считаются культурные и географические различия между Кизлар-агой и охраняемым им гаремом. Смысл в том, что это поможет смягчить сексуальные контакты между опекунами и гаремом. [ 10 ] Джейн Хэтэуэй, исследователь, специализирующийся на истории Османской империи, также утверждает, что этим перемещенным элитным рабам отдавалось предпочтение перед свободными подданными из-за опасений по поводу лояльности свободных подданных - зависимость восточноафриканских рабов от своих новых правителей и отсутствие семейных связей гарантировали отсутствие региональной предвзятости. присутствовал. [ 12 ]

Большинство Кизлар-ага до самой смерти не оставались на службе в гареме. Они будут уволены и сосланы в Каир, лишены центрального политического влияния. [ 10 ] Несмотря на то, что изгнанные Кизлар-ага были удалены из гарема османской столицы, они по-прежнему сохраняли влияние, поскольку они присоединялись к сети других ранее изгнанных Кизлар-ага, о которых новый исполняющий обязанности Кизлар-ага должен был знать. [ 13 ]

Политическое влияние

[ редактировать ]

В османской правовой теории султан должен был вести государственные дела исключительно через великого визиря, но на самом деле эту договоренность часто обходили. Как пишет османист Колин Имбер , султан «имел более тесный контакт со пажами личной палаты, агой ворот, агой девушек или с другими придворными, чем с великим визирем, и они тоже могли обращаться с петициями к султан от своего имени или от чьего-либо имени. Он также мог бы быть более склонен последовать совету своей матери, наложницы или главного садовника у руля королевской баржи. чем великого визиря». [ 14 ] Таким образом, политическая власть кызлар-аги, хотя и осуществлялась за кулисами, была очень значительной, влияя на имперскую политику и временами контролируя назначения великого визиря. [ 8 ] или даже вмешиваться в династические споры и престолонаследие. Кизлар-ага Хаджи Мустафа-ага обеспечил наследование Мустафы I ( годы правления 1617–1618, 1622–1623 ) на престоле в 1617 году. [ 15 ] и поддержал попытки Османа II ( годы правления 1618–1622 ) провести военную реформу; [ 16 ] в то время как в 1651 году Кизлар-ага Узун Сулейман-ага убила могущественную Валиде Султан Кёсем от имени своей соперницы и невестки Турхан . [ 15 ] [ 16 ]

Часто пагубное участие главных черных евнухов в политике привело, по крайней мере, к одной попытке великого визиря Силахдара Дамата Али-паши в 1715 году ограничить их влияние, запретив вербовку и кастрацию черных рабов, но это так и не было осуществлено из-за его смерть вскоре после этого. [ 17 ] Действительно, длительное пребывание Хаджи Бешир Аги в должности , последовавшее за ним в 1717–1746 годах, считается, возможно, апогеем могущества и влияния этого поста. Бешир-ага был известным покровителем культуры « Эры тюльпанов », процветавшей в то время в империи, он занимался «интеллектуальными и религиозными занятиями», которые, по словам историка Джатина Лада, «способствовали османскому бренду ханафитского ислама и суннитской ортодоксальности в целом». . [ 18 ] [ 16 ] После падения султана Ахмеда III в 1730 году его влияние было таково, что он отвечал за возвышение великих визирей и руководство иностранными делами. [ 16 ] В 1731 году великий визирь Кабакулак Ибрагим-паша пытался заставить Бешира уйти в отставку, чтобы помешать ему вмешиваться в государственные дела, но под влиянием валиде-султана Бешир вместо этого добился увольнения Ибрагима. [ 8 ] Бешир умер в 1747 году в преклонном возрасте. Его преемник, которого также звали Бешир, был казнен в 1752 году. [ 19 ]

После этого великие визири ограничили власть кызлар-агов. [ 16 ] ) 1830-х годов Реформы султана Махмуда II ( годы правления 1808–1839 окончательно положили конец политической власти кызлар-агов, и те, кто занимал эту роль, были ограничены своей дворцовой и церемониальной ролью, которая продолжалась до упразднения этой должности после правления Молодёжи. Турецкая революция 1908 года. [ 16 ] [ 17 ]

Администрация вакифов

[ редактировать ]
Изображение Кизлар-аги, ок. 1809 г.

Кизлар-ага также играл особую роль в качестве назира, «администратора» вакфов, предназначенных для содержания двух священных городов ( аль-Харамайн ) ислама, Мекки и Медины , отвечая за их снабжение, а также за ежегодный ритуал. отправка подарков ( sürre ). им [ 1 ] [ 8 ] [ 20 ] Вакифы, предназначенные для содержания мусульманских святынь, были созданы членами османского двора с давних времен, а управление ими поручалось специальным ведомствам уже с конца XV ​​века. Первоначально находившийся под общим руководством Капи-аги, в 1586 году Мурад III передал ответственность кизлар-аге. [ 20 ]

По словам Бернарда Льюиса , контроль над вакфами был основным «источником власти и прибыли» для кизлар-аги. [ 20 ] и основа политического влияния этой должности: ее присвоение Мурадом III ознаменовало начало восхождения на эту должность, а ее окончательное удаление Махмудом II ознаменовало ее конец. [ 16 ] В рамках попыток великих визирей уменьшить власть кизлар-агов в годы правления Мустафы III ( годы правления 1757–1774 ) и Абдул-Хамида I ( годы правления 1774–1789 ) предпринимались безуспешные попытки устранить вакфы из его юрисдикция. [ 20 ] Наконец, в 1834 году Махмуд II лишил поста надзора за вакфами и передал его новому Министерству вакфов. [ 17 ] [ 20 ]

Это положило начало длительному процессу, в ходе которого кизлар-ага постепенно приобрел широкую юрисдикцию над различными вакфами Империи: уже в мае 1598 года он получил контроль над фондами, выделенными на содержание императорских мечетей в столице, а вскоре за ним - вакифами. как в Константинополе, так и в других частях Империи, его часто вверяли его заботе дворцовые дамы. [ 20 ] В числе владений, перешедших таким образом кизлар-аге, был город Афины . Согласно сообщению 17 века, возможно, полувымышленному, управление городом первоначально было передано Базилике, одной из любимых наложниц султана Ахмеда I ( годы правления 1603–1617 ), которая была родом из города и которая, получив множество жалоб на плохое управление, получил его в дар от султана. После ее смерти Афины перешли под юрисдикцию Кизлар-аги. [ 21 ]

Управление вакфами осуществлялось через двух подчиненных, главного секретаря ( yazici ) и инспектора вакфов ( müfettiş ), и было разделено на два финансовых отдела: Счетное бюро священных городов ( muhasebe-i haremeyn kalemi ), которое к концу XVIII века контролировало императорские мечети и вакфы Стамбула и европейских провинций, а также Бюро Аренды священных городов ( мукатаа-и харемейн калеми ), которыми контролировали вакифов азиатских и африканских провинций. Особая казна, харемейн долаби , хранила доходы от вакифов , а кизлар-ага еженедельно проводил диван или совет для проверки счетов. [ 20 ]

Набор и продвижение по службе

[ редактировать ]
Открытка с главным черным евнухом султана Абдул-Хамида II , начало 20 века.

Большинство должностных лиц, как и большинство черных евнухов в целом, были выходцами из Хабеши , рабов традиционно набирали из групп нилотов, населяющих южные внутренние районы Эфиопии , а также из групп Омотов . [ 22 ] [ 16 ] Черные рабы, которых обычно покупали мальчиками из Нубии , затем кастрировали и вводили на дворцовую службу, начали использовать в качестве охраны женщин султанского гарема со времен предшественника Мурада III, Селима II ( годы правления 1566–1574). ), и продолжали использоваться до конца Османской империи. [ 9 ] Поскольку исламская религия была против кастрации, предпочтительными рабами были кастрированные мальчики из коптских христиан, евреев Судана и египетского происхождения. Также на эту работу принимались люди, кастрированные из-за своих преступлений. [ 23 ] Евнухи обычно получали цветочные имена и после периода обучения в дворцовой школе поступали на службу в гарем. [ 9 ] Евнухи начинали с должности рядового рекрута ( en aşağı , буквально «самый низший», и acemi ağa , «необученный») и постепенно продвигались по служебной лестнице от невбет калфа («заменитель часового») до старших должностей в армии. страж гарема. [ 7 ] [ 24 ] Завершив обучение и пройдя период службы, некоторые были отстранены от караульных обязанностей и переданы на службу обитателям гарема: личным слугам султана ( müsahip ağaları ), семи слугам-евнухам плюс главному евнуху ( baş ağa ). прикрепленный к каждому валиде , главная жена ( кадин ) или принц ( шехзаде ), евнухи- имамы, возглавлявшие гаремные молитвы, казначей гарема ( haznedar ağası ), или müsendereci , который руководил работой остальных евнухов. [ 7 ] Старших евнухов называли хасылли , от арабского слова, означающего «продукт». [ 24 ]

Из этих старших должностей евнух мог быть выбран и назначен на должность кызлар-аги императорским указом ( хатт-и хумаюн ) и торжественным получением служебного облачения ( хил'ат ) от султана. Помимо земель, принадлежавших должности, кызлар-ага обычно получал личный феод ( хасс ). [ 7 ] Во дворце Топкапы кизлар-ага имел собственную просторную квартиру возле Вольерных ворот, а остальные евнухи, находившиеся под его началом, жили вместе в тесноте и довольно убогих условиях в трехэтажной казарме. [ 9 ] [ 25 ] Когда они были уволены, главные черные евнухи получали пенсию ( асатлык , буквально «документ свободы») и с 1644 года были сосланы в Египет или Хиджаз . [ 26 ] [ 7 ] Начиная с конца 17 века, многие бывшие держатели были назначены во главе евнухов, охранявших гробницу Мухаммеда в Медине. [ 16 ] В результате служащие кизлар-ага часто заботились о том, чтобы подготовиться к комфортной пенсии в Египте, покупая недвижимость и создавая вакифы там свои . Таким образом, они стали местными вельможами и покровительствовали торговле и сельскому хозяйству. Таким образом, учитывая важную роль, которую Египет играл в обеспечении продовольствием двух священных городов, за что кизлар-аги несли особую ответственность во время своего пребывания у власти, аги и их агенты ( вакили ) стали играть очень важную роль в экономике Египта. под властью Османской империи . [ 27 ]

Карьера большого количества кизлар-ага известна из « Гамилетуль-кубера» османского государственного деятеля и историка конца XVIII века Ахмеда Ресми Эфенди , в котором перечислены лица, занимавшие этот пост, от Мехмеда-аги (1574–1590 гг.) до Морали Бешир-аги. (1746–52). Работа дополнена избранными биографиями ученого конца XIX века Мехмеда Сурейя-бея в « Сицилл-и Османи» , а информация об истории и развитии офиса в институциональных рамках османского дворца содержится в « Тарих-Ате» Тайярзаде Ахмеда Аты. и Ата (1876). [ 28 ]

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81351d404f64e23187c58126af9a5ecc__1712941560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/cc/81351d404f64e23187c58126af9a5ecc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kizlar agha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)