Jump to content

Мухаммад аль-Джавад

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено от Имама Мухаммада ат-Таки )

Мухаммад аль-Джавад
Девятый имам двунадесятного шиизма
Мухаммад Аль-Джавад
Каллиграфическая надпись имени аль-Джавада на зарихе Хусейна ибн Али , расположенном в Кербеле.
Девятый шиитский имам
В офисе
819 г. н.э. – 835 г. н.э.
Предшественник Али аль-Рида
Преемник Али аль-Хади
Заголовок
Посмотреть список
Персональный
Рожденный в. 8 апреля 811 г. н.э. (10 раджаба 195 г.х. )
Умер в. 29 ноября 835 г. ) ( 29 лет (29 лет Зу аль-Када 220 г. хиджры) ( 835-11-29 )
Багдад , Аббасидский халифат
Причина смерти Отравление аль-Мутасимом (большинство шиитских источников)
Место отдыха Мечеть Аль-Казимия , Багдад, Ирак
33 ° 22'48 "N 44 ° 20'16,64" E  /  33,38000 ° N 44,3379556 ° E  / 33,38000; 44.3379556
Религия Шиитский ислам
Супруг
Дети
Родители

Мухаммад ибн Али аль-Джавад ( араб . محمد بن علي الجواد , латинизированный : Мухаммад ибн Али аль-Джавад , ок. 8 апреля 811 — 29 ноября 835) был потомком исламского пророка Мухаммеда и девятым из Двенадцати имамов , преемником его отец Али аль-Рида ( ум. 818 ). Он известен под эпитетами аль-Джавад (араб. الجواد , букв. «щедрый») и аль-Таки (араб. التقي , букв. «благочестивый»). Как и большинство своих предшественников, Мухаммад держался в стороне от политики и занимался религиозным обучением, организуя при этом дела имамитской шиитской общины через сеть представителей ( вокала ). обширная переписка аль-Джавада с его последователями по вопросам исламского права В шиитских источниках сохранилась , ему приписывают также многочисленные содержательные религиозно-этические высказывания.

Мухаммад аль-Джавад родился в Медине в 810–811 годах и был сыном Али ар-Риды, восьмого из Двенадцати имамов. В 817 году аббасидский халиф аль-Мамун ( годы правления 813–833 ) вызвал аль-Рида в Хорасан и назначил его своим наследником , возможно, чтобы смягчить частые шиитские восстания. Это назначение вызвало сильную оппозицию в Ираке , которая вынудила аль-Мамуна вернуться в столицу Багдад в 818 году и отказаться от своей прошиитской политики. На обратном пути в Багдад аль-Рида внезапно заболел и умер в Тусе , вероятно, отравленный по приказу аль-Мамуна, когда тот пошел на уступки оппозиции. После смерти ар-Риды в 818 году наследование имамата его единственного сына Мухаммеда в возрасте около семи лет стало спорным. Большинство шиитов-имамитов приняли имамата аль-Джавада, потому что имам, по их мнению, получил свои совершенные религиозные знания через божественное вдохновение, независимо от его возраста. В то время некоторые вместо этого обратились за лидерством к дяде аль-Джавада, Ахмаду ибн Мусе аль-Казиму, а некоторые другие присоединились к Вакифиты , но преемственность аль-Джавада, очевидно, не создала каких-либо постоянных разделений в шиитском сообществе. Двенадцать источников часто оправдывают имамата молодого аль-Джавада, проводя параллели с Иисусом и Иоанном Крестителем , оба из которых в Коране получили свою пророческую миссию в детстве.

В 830 году аль-Джавад был вызван в Багдад аль-Мамуном, который женил на первом свою дочь Умм Фадль. Однако этот брак должен был быть беспроблемным и мог оказаться неудачным. Его преемник Али аль-Хади родился уже в 828 году в семье Саманы, освобожденного раба ( умм валад ). В 833 году аль-Мамун умер, и ему наследовал его брат аль-Мутасим ( годы правления 833–842 ), который вызвал аль-Джавада в Багдад в 835 году и принял его и его жену, возможно, для расследования каких-либо связей. между аль-Джавадом и новыми шиитскими восстаниями. Там аль-Джавад умер в том же году в возрасте около двадцати пяти лет. Все основные суннитские источники умалчивают о способе его смерти, в то время как шиитские власти почти единодушны в том, что он был отравлен своей недовольной женой Умм аль-Фадл по наущению ее дяди аль-Мутасима. Мухаммад аль-Джавад был похоронен рядом со своим дедом, Мусой аль-Казимом , седьмым из Двенадцати имамов, на кладбище курайшитов , где храм Казимайн позже был воздвигнут . Казимайн с тех пор стал важным центром паломничества.

Мухаммад ибн Али, девятый из Двенадцати Имамов , иногда известен в шиитских источниках как аль-Таки (араб. التقى , букв. «Благочестивый»), [ 1 ] но чаще всего как аль-Джавад (араб. الجواد , букв. «щедрый») за его щедрость. [ 2 ] Имам упоминается в шиитской хадисной литературе как Абу Джафар аль-Тани (араб. ابو جعفر الثاني , букв. «Абу Джафар, второй»), [ 3 ] с титулом Абу Джафар, зарезервированным для его предшественника Мухаммада аль-Бакира ( ум. 732 ), пятого из Двенадцати Имамов. [ 4 ] Его позор - Абу Али (араб. ابو علي ), [ 4 ] хотя современники также знали его как Ибн ар-Рида (араб. ابن الرضا , букв. «сын ар-Риды»), потому что он был единственным ребенком Али аль-Риды . [ 3 ]

Рождение ( ок. 810 г.)

[ редактировать ]

Мухаммад аль-Джавад родился в Медине . [ 5 ] [ 3 ] или в деревне недалеко от Медины, основанной его дедом Мусой аль-Казимом ( ум. 799 ). [ 6 ] [ 7 ] Источники, похоже, сходятся во мнении, что он родился в 195 г. хиджры (810–811 гг. н. э. ), но точная дата оспаривается. [ 3 ] Большинство источников-двунадесятников отмечают в середине Рамадана день рождения Мухаммеда 195 года хиджры (середина июня 811 года нашей эры), но Ибн Айяс ( ум. 1522/4 ) отдает предпочтение 10 раджабу 195 года хиджры (8 апреля 811 года нашей эры). Эта последняя дата согласуется с Зиярат ан-Нахия аль-мукаддаса , мольбой, приписываемой Мухаммаду аль-Махди , последнему из Двенадцати Имамов. [ 3 ] Именно эту дату шииты отмечают ежегодно. [ 3 ] [ 8 ] Его отец Али ар-Рида, восьмой из Двенадцати Имамов, был потомком Али ибн Аби Талиба ( ум. 661 ) и Фатимы ( ум. 632 ), которые приходились двоюродным братом и дочерью исламского пророка Мухаммеда соответственно. Большинство записей сходятся во мнении, что мать Мухаммада аль-Джавада была освобожденной рабыней ( умм валад ) из Нубии , [ 5 ] хотя в источниках ее имя указывается по-разному: Сабика или Дурра (иногда Хайзуран). [ 3 ] [ 6 ] Возможно, она принадлежала семье Марии аль-Кибтии , вольноотпущенной рабыни пророка и матери его сына Ибрагима , умершего в детстве. [ 3 ] [ 6 ]

Правление аль-Мамуна ( годы правления 813–833 )

[ редактировать ]

Брак ( ок. 817 г. )

[ редактировать ]

Мухаммед остался в Медине, когда его отец ар-Рида отправился в Мерв в Хорасане по просьбе аббасидского халифа аль-Мамуна ( годы правления 813–833 ). [ 9 ] Халиф назначил аль-Риду своим наследником в 202 году хиджры (817 г. н. э.). [ 9 ] а также изменил официальный цвет Аббасидов с черного на зеленый , возможно, чтобы обозначить это примирение между Аббасидами и Алидами . [ 7 ] [ 10 ] Чтобы создать политический союз, [ 11 ] халиф также женился на одной из своих дочерей по имени Умм Хабиб. [ 4 ] аль-Риде в 202 году хиджры (817 г. н.э.) и пообещал еще одну дочь по имени Умм аль-Фадл, [ 12 ] Мухаммеду, который в то время был еще несовершеннолетним, [ 13 ] [ 9 ] в возрасте около семи лет. [ 12 ] Среди суннитских историков ат-Табари ( ум. 923 ), Ибн Аби Тахир Тайфур ( ум. 893 ) и Ибн аль-Асир аль-Джазари ( ум. 1232–1233 ) согласны с этим сообщением. [ 14 ] Вполне вероятно, что Мухаммед отсутствовал на церемонии. [ 4 ] [ 15 ] хотя Абу'л-Хасан Байхаки ( ум. 1169 ) сообщает, что он посетил своего отца в Мерве в 202 году хиджры (817 г. н.э.). [ 4 ] Напротив, суннитский историк аль-Хатиб аль-Багдади ( ум. 1071 ) [ 16 ] и шиитские историки аль-Масуди ( ум. 956 ). [ 12 ] и аль-Якуби ( ум. 897-898 ) [ 6 ] поместите обручение Мухаммеда после смерти ар-Риды в 204 году хиджры (819 г. н.э.), после возвращения аль-Мамуна в свою столицу Багдад . В частности, аль-Масуди в своей книге «Итбат аль-васия» пишет, что аль-Мамун вызвал Мухаммеда в Багдад, поселил его возле своего дворца, а позже решил женить его на своей дочери Умм Фадл. [ 12 ] чье имя было Зайнаб. [ 6 ] [ 3 ] По словам аль-Багдади, Мухаммеду на момент обручения было около девяти лет. [ 16 ]

Смерть отца ( ок. 818 г. )

[ редактировать ]

Али аль-Рида был видным Алидом , потомком Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Алиды рассматривались как соперники за халифат Аббасидами, которые были потомками Аббаса , дяди Мухаммеда по отцовской линии. [ 17 ] Таким образом, назначение Алида ар-Риды халифом Аббасидов вызвало сильную оппозицию, особенно среди членов династии Аббасидов и иракских сторонников легитимизма Аббасидов. [ 7 ] [ 13 ] Они восстали и назначили дядю аль-Мамуна, Ибрагима ибн аль-Махди , антихалифом в Багдаде. [ 13 ] [ 18 ] [ 19 ] Таким образом, халиф и его окружение покинули Хорасан и направились в Багдад в 203 году хиджры (818 г. н.э.). [ 15 ] в сопровождении аль-Риды. [ 7 ] [ 19 ] Последний вскоре умер в Тусе после непродолжительной болезни. [ 20 ] возможно, после отравления. [ 13 ] [ 15 ] Смерть аль-Риды последовала за убийством аль-Фадла ибн Сала ( ум. 818 ), персидского визиря аль-Мамуна. [ 13 ] который стал фигурой, вызывающей разногласия. [ 21 ] Обе смерти в шиитских источниках связываются с аль-Мамуном и рассматриваются как уступки арабской стороне, чтобы облегчить его возвращение в Ирак. [ 22 ] [ 23 ] [ 15 ] Современные ученые также склонны подозревать халифа в смерти аль-Риды. [ 7 ] [ 24 ] [ 22 ] [ 20 ] После возвращения в Багдад в 204 г. хиджры (819 г. н. э.) [ 25 ] [ 6 ] аль-Мамун отказался от своей прошиитской политики, [ 15 ] [ 13 ] [ 26 ] и восстановил традиционный черный цвет Аббасидов. [ 13 ] Мухаммеду было около семи лет, когда умер его отец. [ 6 ] Есть многочисленные сообщения шиитов о том, что он рассказал другим о смерти своего отца до того, как новость пришла в Медину. [ 27 ] а некоторые традиции указывают, что он чудесным образом присутствовал при погребении ар-Риды в Хорасане и молился над его телом. [ 4 ] [ 28 ]

Вызван в Багдад ( ок. 819 г. ).

[ редактировать ]

Вскоре после прибытия в Багдад в 204 г. хиджры (819 г. н. э.) [ 25 ] аль-Мамун вызвал молодого Мухаммеда, который затем остался при дворе халифа. [ 29 ] Помолвке Мухаммеда и Умм Фадл или ее предложению, очевидно, противостояли некоторые Аббасиды. [ 30 ] [ 6 ] как сообщается, из-за смуглого цвета лица Мухаммеда. [ 6 ] Отчет об их протестах содержится в биографическом труде «Китаб аль-Иршад» , написанном богословом-двунадесятником аль-Шейхом аль-Муфидом ( ум. 1022 ). [ 31 ] хотя исламистка Шона Ф. Уордроп подозревает, что на самом деле это может относиться к назначению аль-Риды прямым наследником. [ 32 ] В любом случае, аль-Муфид предполагает, что оппозиция на самом деле опасалась политического подъема Мухаммеда, подобного его отцу аль-Риде. [ 4 ] и точка зрения исламиста Вильферда Маделунга аналогична. [ 6 ] Противники брака устроили публичные дебаты, на которых главный судья Яхья ибн Актам задавал молодому Мухаммеду сложные богословские вопросы, на которые он ответил правильно. [ 3 ] [ 4 ] Об этом сообщает аль-Масуди: [ 33 ] но сборник хадисов семнадцатого века Бихар аль-Анвар добавляет, что Яхья также задавал Мухаммеду провокационные вопросы о статусе первых халифов Абу Бакра ( годы правления 632–634 ) и Умара ( годы правления 634–644 ), включая предполагаемое пророчество. традиция, сравнивающая двух халифов с архангелами Гавриилом и Михаилом . Эти утверждения аль-Джавад опроверг в мягких выражениях. [ 34 ] Однако приписывание этого последнего диалога Мухаммаду аль-Джаваду сомнительно, поскольку аналогичный обмен между аль-Мамуном и некоторыми суннитскими учеными описан в сборнике хадисов десятого века Уюн аль-Ахбар ар-Рида . [ 35 ] В любом случае, по словам аль-Масуди и аль-Муфида, именно в конце этого собрания аль-Мамун официально выдал свою дочь замуж за Мухаммеда. [ 36 ] [ 4 ] Таким образом, этот эпизод рассматривается двунадесятниками как свидетельство исключительных знаний Мухаммеда аль-Джавада. [ 3 ]

Китаб аль-Иршад подразумевает, что Мухаммед вернулся в Медину после этого эпизода в Багдаде. [ 37 ] Однако, по некоторым сведениям, он пробыл в Багдаде около восьми лет, в основном занимаясь преподаванием, прежде чем вернуться в Медину со своей семьей после смерти аль-Мамуна в 218 году хиджры (833 г. н. э.). [ 38 ] [ 30 ] Историк Джассим М. Хусейн рассматривает это как домашний арест. [ 39 ] со ссылкой на сообщение аль-Масуди. [ 40 ] Об этом периоде его жизни известно немного. [ 41 ]

Вызван в Багдад (830)

[ редактировать ]

Брак аль-Джавада с дочерью халифа был заключен в 215 году хиджры (830 г. н.э.). [ 15 ] когда аль-Мамун пригласил первого в Багдад из Медины. [ 6 ] [ 3 ] Пара оставалась там до сезона хаджа (январь 831 г.), когда они вернулись в Медину после завершения ритуала хаджа. [ 3 ] [ 16 ] Возможно, надеясь ослабить шиитскую оппозицию с помощью Аль-Джавада, [ 42 ] Говорят, что халиф проявил к молодому человеку большую привязанность. [ 3 ] [ 30 ] Выдавая свою дочь замуж за аль-Джавада, ученый-двунадесятник Мухаммад Х. Табатабай ( ум. 1981 ) предполагает, что аль-Мамун, возможно, хотел внимательно следить за ним как снаружи, так и внутри его семьи. [ 43 ] Хусейн аналогичным образом предполагает, что аль-Мамун намеревался контролировать аль-Джавада и разделить шиитскую оппозицию. [ 39 ] надеясь таким образом смягчить свои восстания, в том числе несколько новых восстаний в Куме. [ 44 ] Эту точку зрения отвергает историк Муджан Момен , который говорит, что аль-Мамуну, возможно, нечего было опасаться восстаний в Куме. [ 30 ] Медофф считает, что аль-Мамун проводил политику одновременного умиротворения и сдерживания проалидских группировок. [ 3 ] в то время как Уордроп пишет, что брак был призван отговорить шиитов от революции. [ 45 ] Хуссейн и Эсмаил Багестани говорят, что этот брак не принес аль-Мамуну поддержки шиитов и не остановил шиитские восстания. [ 42 ] [ 4 ]

Правление аль-Мутасима ( годы правления 833–842 )

[ редактировать ]

По словам Медоффа , халиф аль-Мамун умер в 218 году хиджры (833 г. н. э.), и ему наследовал его брат аль-Мутасим , который продолжил политику своего предшественника по одновременному умиротворению и сдерживанию проалидских групп. [ 3 ] Возможно, для продолжения этой политики аль-Мутасим вызвал аль-Джавада в Багдад в 220 г. хиджры (835 г. н.э.) и принял его и его жену. [ 3 ] Уходу аль-Джавада, очевидно, способствовал Абд аль-Малик аз-Зайят по велению халифа. [ 46 ] Исключением здесь является сообщение аль-Масуди, в котором прямо не говорится, что аль-Джавад был вызван аль-Мутасимом. [ 47 ] Во всяком случае, аль-Джавад умер там в том же году, примерно через десять месяцев после своего прибытия. [ 46 ] в возрасте около двадцати пяти лет. [ 30 ] [ 6 ] В течение этого короткого периода шиитские источники обвиняют аль-Мутасима в многочисленных попытках дискредитировать аль-Джавада и, наконец, в его убийстве. [ 46 ] Эта предполагаемая враждебность аль-Мутасима, возможно, была усугублена недавней волной шиитских восстаний в Куме и Таликане, хотя нет никаких доказательств того, что аль-Джавад был причастен к ним. [ 48 ] Одну такую ​​попытку против аль-Джавада предотвратил один из его сторонников, Ахмад ибн Хаммад аль-Марвази, который, тем не менее, был советником Ибн Аби Дауда, влиятельного кади . Халиф, очевидно, отказался от своего плана опозорить аль-Джавада, выставив его напоказ в состоянии алкогольного опьянения после того, как Ахмад убедил кадия в тщетности этого плана, заявив, что гнев халифа только укрепит лояльность имамитов к аль-Джаваду. Кади . передал совет халифу [ 49 ] Другой рассказ Ибн Аврама, цитируемый в «Бихар аль-анвар» и «Манакиб» , описывает, как аль-Джавад разоблачил лжесвидетелей, обвинявших его в заговоре против халифа, хотя чудесный финал этого рассказа ослабляет его исторический вес. [ 50 ] Другой рассказ передан Зурканом, сахибом кади Ибн Аби Дауда: « Говорят, что халиф добивался и предпочитал судебное постановление аль-Джавада об ампутации руки вора в присутствии других ученых. Это разозлило кади , который позже посетил халифа и предупредил его о непреднамеренном усилении общественной поддержки аль-Джавада как альтернативы аль-Мутасиму. Это положило начало заговору с целью отравить аль-Джавада. [ 51 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

как и его предшественники, аль-Джавад жил скромно и щедро раздавал бедным. По словам Дуайта М. Дональдсона ( ум. 1976 ), [ 52 ] Багестани добавляет, что аль-Джавад раздавал милостыню в начале каждого месяца и ходатайствовал перед властями от имени народа. [ 4 ] Его брак по расчету в 215 году хиджры (830 г. н.э.) с Умм аль-Фадл не привел к рождению детей. [ 6 ] Есть и другие признаки того, что этот брак не был особенно удачным, в том числе сообщения о том, что она жаловалась аль-Мамуну на свой брак. [ 3 ] конкретно о том, что ее муж взял наложницу, [ 53 ] но халиф отклонил ее жалобу. [ 6 ] [ 53 ] В шиитских источниках Умм аль-Фадл также обычно считается ответственной за смерть аль-Джавада в 220 году хиджры (835 г. н.э.) в результате отравления. [ 3 ] [ 6 ] Али аль-Хади, преемник аль-Джавада, родился у Саманы, освобожденного раба ( умм валад ) марокканского происхождения, [ 30 ] около 212 г. хиджры (828 г. н.э.). [ 7 ] Другими детьми аль-Джавада были Муса аль-Мубаррака и две или четыре дочери. [ 3 ] В некоторых генеалогических книгах упоминаются и другие сыновья, но в самых ранних источниках о них нет упоминаний. Дочери аль-Джавада в источниках названы по-разному. Здесь аль-Муфид приводит имена Фатима и Амама, а биографический источник Далаиль аль-имама перечисляет Хадиджу, Хакиму и Умм Кульсум. Суннитский богослов Фахр Рази ( ум. 1209 ) добавляет к этим именам Бехджата и Барихе, говоря, что ни один из них не оставил после себя потомков. Все дети аль-Джавада родились у Саманы. [ 4 ]

Храм Казимайн , где похоронен аль-Джавад.

Мухаммад аль-Джавад умер 6 зу аль-хиджа 220 года хиджры (30 ноября 835 года н.э.) в Багдаде после прибытия туда в 220 года мухаррама (январь 835 года) по просьбе аль-Мутасима. [ 6 ] который принимал его и его жену во время визита. [ 3 ] Он умер в возрасте около двадцати пяти лет, будучи самым молодым среди Двенадцати Имамов. [ 3 ] [ 54 ] Все основные суннитские источники умалчивают о причине его смерти, в том числе источники ат-Табари, аль-Багдади и Ибн аль-Асира. [ 55 ] Среди средневековых суннитских авторов исключением является Ибн ас-Саббах, допускающий возможность убийства. [ 56 ] Напротив, шиитские источники считают Аббасидов ответственными за смерть нескольких шиитских имамов, включая аль-Джавада. [ 57 ] [ 58 ] В его случае шиитские источники почти единодушны в том, что он был убит по наущению аль-Мутасима. [ 57 ] Молчание суннитских источников здесь шииты объясняют атмосферой страха и запугивания при Аббасидах. В частности, Ибн Шахрашуб сказал, что он написал свой «Манакиб эль Аби Талиб» , «чтобы выявить то, что они [сунниты] подавляли». [ 57 ] Исключением здесь является аль-Муфид, который не считает доказательства убийства достоверными. [ 59 ] [ 60 ] [ 6 ] Среди других источников Итбат аль-Вассия приписывает аль-Риде, бездетному в то время, хадис, в котором он, очевидно, предсказывает рождение своего сына аль-Джавада и его убийство. [ 61 ]

Хотя способ его смерти шиитские авторы описывают по-разному: [ 60 ] большинство говорят, что аль-Джавад был отравлен своей недовольной женой Умм аль-Фадл по наущению ее дяди аль-Мутасима. [ 43 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 62 ] К ним относятся шиитский историк аль-Масуди, [ 63 ] и учёные-двунадесятники Ибн Джарир ат-Табари ас-Сагир, [ 64 ] [ а ] Мохаммад-Бакер Маджлеси ( ум. 1699 ), Аббас Коми ( ум. 1941 ) и Табатабай. [ 66 ] Ученый-двунадесятник Шейх Табарси ( ум. 1153 ) не вынес вердикта, но упоминает распространенное шиитское мнение о том, что аль-Джавад был отравлен. [ 67 ] Суннитские источники обычно сообщают, что Умм аль-Фадл присутствовала в Багдаде, когда умер ее муж. [ 68 ] Ссылаясь на суннитского историка аль-Багдади и некоторых других, Багестани пишет, что присоединилась к гарему аль-Мутасима после смерти аль-Джавада. [ 4 ] Он был похоронен рядом со своим дедом, Мусой аль-Казимом, седьмым из Двенадцати имамов, на кладбище курайшитов на западном берегу Тигра , где храм Казимайн . позже был воздвигнут [ 6 ] Казимайн стал важным центром паломничества. [ 69 ]

Назначение имамом

[ редактировать ]

Мухаммеду аль-Джаваду было около семи лет, когда его отец аль-Рида умер в 203 году хиджры (818 г. н. э.). [ 70 ] [ 1 ] Даже будучи единственным ребенком аль-Риды, правопреемство молодого Мухаммеда на посту имамата вызвало споры. [ 6 ] но не привело к постоянным разделениям шиитской общины. [ 71 ] [ 72 ] В то время аль-Масуди отмечает путаницу ( хайра ) среди имамитов-шиитов по поводу квалификации молодого аль-Джавада на должность имамата. [ 73 ] [ 3 ] Как передают аль-Масуди и Маджлеси: [ 74 ] Таким образом, несколько сторонников ар-Риды собрались в Багдаде в доме Абд ар-Рахмана ибн аль-Хаджаджа, выдающегося сподвижника трех предыдущих имамов, а именно Джафара ас-Садика ( ум. 765 ), аль-Казима, и Аль-Рида. [ 3 ] [ 75 ] Сообщается, что из присутствующих Юнус ибн Абд ар-Рахман предложил выбрать временного лидера, пока аль-Джавад не достигнет совершеннолетия. Но преобладало мнение, что взрослая жизнь не является обязательным условием для мудрости. [ 76 ] и других источниках также есть сообщение В «Итбат аль-Васийа» , в котором говорится, что выдающиеся шииты со всей империи испытали молодого аль-Джавада во время сезона хаджа, и их сомнения относительно него рассеялись. [ 1 ] [ 77 ] Имеются также сообщения о прямом или косвенном назначении ( насс ) аль-Джавада следующим имамом его предшественником. [ 78 ] Об этом часто рассказывает ближайшее окружение аль-Риды. [ 79 ] тем самым обозначая их видимую роль в консолидации имамата молодого аль-Джавада. [ 80 ] Примером косвенного обозначения может служить утверждение о молодом аль-Джаваде как о «величайшем благословении для шиитов», приписываемое аль-Риде в каноническом « Китаб аль-Иршад» и других источниках. [ 81 ] В другом месте, когда аль-Хусейн ибн аль-Кьяяма спросил имамата ар-Риды об отсутствии у него в то время наследника, он ответил, что у него будет сын, который станет его преемником. [ 82 ]

По мнению Уордропа, как единственного сына аль-Риды, следовало ожидать признания аль-Джавада наследником имамата, [ 83 ] добавив, что в хадисной литературе имеется немало свидетельств против горизонтального переноса имамата между братьями после Хасана ибн Али ( ум. 670 ) и Хусейна ибн Али ( ум. 680 ), второго и третьего из Двенадцати Имамов. [ 84 ] Уордроп отмечает, что достойных альтернатив Аль-Джаваду в любом случае было очень мало. [ 85 ] назвав своих дядей Ахмадом ибн Мусой и Абдаллахом ибн Мусой, а также другого Хасанида с последним именем. [ 86 ] считает, что альтернативы аль-Джаваду не было Мусульманский юрист Хосейн Модарресси . [ 87 ] Внимание, которое аль-Джавад получал от аль-Мамуна, который женил его на своей дочери, возможно, также укрепило аргументы в пользу аль-Джавада. [ 88 ] Таким образом, Уордроп заключает, что главной проблемой для имамата аль-Джавада был его юный возраст, учитывая, что шииты рассматривали имамата как высший источник знаний ( илм ) и руководства. [ 89 ] Таким образом, группа последователей аль-Рида приняла имамата его брата Ахмада ибн Мусы. [ 6 ] [ 3 ] который ранее соперничал с аль-Ридой. [ 82 ] Другая группа присоединилась к вакифитам , которые считали аль-Казима последним имамом и ожидали его возвращения в качестве Махди , обещанного спасителя в исламе. [ 6 ] [ 3 ] Некоторые из них, очевидно, утверждали, что их имам не мог быть ребенком. [ 90 ] По словам Маделунга, некоторые другие, которые оппортунистически поддерживали имамата аль-Риды после его назначения наследником, теперь вернулись в свои суннитские или зайдитские общины. [ 6 ]

Прецеденты

[ редактировать ]

Что касается прецедентов, то до аль-Джавада детей-имамов не было, хотя Али ибн Аби Талиб исповедовал ислам примерно в десять лет, а Хасан и Хусейн формально присягнули на верность пророку, когда им было около шести. [ 91 ] Авторы-имамиты отмечают, что Иисус получил свою пророческую миссию в Коране, когда он был еще ребенком. [ 92 ] [ 62 ] предполагая, что аль-Джавад также получил необходимое совершенное знание всех религиозных вопросов через божественное вдохновение со времени его преемственности, независимо от его возраста. [ 3 ] [ 7 ] Подобные заявления также приписывают аль-Риде: «Этот [его возраст] не причиняет ему вреда [аль-Джаваду], Иса [Иисус] стал худжой Бога ( букв. « доказательство » ), когда ему было три года». [ 93 ] Соответствующий стих Корана 19:12 включает в себя: «Мы дали ему [ Иоану Крестителю ] хукм ( букв. « Мудрость » ), когда он был ребенком». [ 94 ] Несмотря на это, некоторые шииты все еще спорили о том, равен ли молодой имам взрослому имаму во всех аспектах. [ 95 ] [ 96 ] о чем свидетельствуют некоторые сообщения в ересиографиях и в аль-Макалате аль-Муфида. Последний сообщает, что некоторые предлагали, чтобы «благочестивые люди с религиозными и юридическими знаниями» возглавляли страну до тех пор, пока аль-Джавад не повзрослеет. [ 97 ] Однако преобладающим ответом было то, что и взрослые, и младшие имамы равны, поскольку оба получают свои знания из сверхъестественных источников. [ 95 ] Действительно, уже существовали традиции, приписываемые более ранним имамам, утверждающие, что каждый имам унаследует все знания своего предшественника после его смерти. [ 98 ]

Сеть представителей

[ редактировать ]

Для организации дел растущего шиитского населения, распространившегося далеко на восток Ирака и Аравии, молодой аль-Джавад во многом полагался на своих представителей или агентов ( вокала , сг. вакиль ) по всей империи. [ 3 ] Это подземелье [ 99 ] Сеть агентов по всей империи Аббасидов была основана его дедом аль-Казимом ( ум. 799 ) и поддерживалась его сыном аль-Ридой. [ 4 ] Есть даже некоторые свидетельства того, что ранняя сеть существовала при ас-Садике ( ум. 765 ). [ 100 ] [ 101 ] Эта сеть руководила финансовыми и религиозными делами имамитов-шиитов. [ 4 ] [ 102 ] После смерти аль-Риды на консолидацию имамата аль-Джавада, возможно, ушло до четырех лет. [ 103 ] В этот период неопределенности сеть вокала , вероятно, продолжала функционировать, но делала это более независимо, чем когда-либо прежде. [ 104 ] Уордроп предполагает, что этот уровень автономии сохранялся на протяжении всего детства аль-Джавада. [ 105 ] После аль-Риды некоторые агенты остались верны его преемнику, возможно, после того, как подвергли его испытанию во время сезона хаджа. [ 4 ] Среди них были Абд аль-Азиз ибн аль-Мухтади, Айюб ибн Нух , [ 106 ] И Яхья ибн Аби Имран. [ 107 ] Некоторые другие этого не сделали, в том числе, возможно, Сафван ибн Яхья, Мухаммад ибн Синан, Закария ибн Адам и Саад ибн Саад. [ 108 ] Имеются противоречивые сведения об этих четверых и о том, удерживали ли они собранную милостыню от аль-Джавада, но, как сообщается, некоторые из них позже вернулись к имаму. [ 109 ] Из-за относительной изоляции аль-Джавада Аббасидами, [ 110 ] Имамиты-шииты обычно общались со своим имамом через его агентов, за исключением во время хаджа, когда они встречались непосредственно с ним. [ 4 ]

Во время имамата аль-Джавада шиитские активисты были отправлены в Египет и другие страны, как сообщает традиционалист-двунадесятник ан-Наджаши ( ум. 1058 ). Они, очевидно, добились успеха, и в отчете традиционалиста-двунадесятника аль-Кулайни ( ум. 941 ) описывается, как Али ибн Асбат посетил аль-Джавад от имени египетских имамитов. [ 111 ] Среди агентов аль-Джавада были Али ибн Махзиар в Ахвазе , Ибрагим ибн Мухаммад Хамдани в Хамедане , Яхья ибн Аби Имран в Райе , Юнус ибн Абдулрахман и Абу Амр аль-Хадда' в Басре , Али ибн Хасан Васети в Багдаде , Али ибн Асбат в Египте, Сафван ибн Яхья в Куфе , Салех ибн Мухаммад Ибн Сахль и Закария ибн Адам в Куме. Помимо этих агентов, аль-Джавад иногда отправлял в города специальных представителей для сбора религиозных налогов. [ 4 ] включая Хумс . [ 112 ] Некоторые последователи аль-Джавада получили разрешение работать в правительстве Аббасидов на благо шиитской общины. [ 102 ] [ 4 ] В их число входили Мухаммад ибн Исмаил ибн Бази и Ахмад ибн аль-Хамза аль-Коми в визире, Хусейн ибн Абдаллах ан-Нейшабури, правитель Боста и Систана , Хакам ибн Алиа аль-Асади, правитель из Бахрейна , и Нух ибн Даррадж, кади Багдада, а затем Куфы. [ 102 ] [ 4 ] Теперь известно, что некоторые из этих деятелей тайно платили свои хумсы аль-Джаваду. [ 102 ] К концу жизни аль-Джавада организация и деятельность его агентов еще больше расширились. [ 4 ] Некоторые из его последователей интегрировались в армию Аббасидов, в то время как он объявил о своем преемнике Али аль-Хади через своего главного агента Мухаммада ибн аль-Фараджа. [ 42 ] или через другого товарища, Абу аль-Хайрани. [ 113 ]

Роль в шиитских восстаниях

[ редактировать ]

Мухаммад аль-Джавад занял молчаливую позицию и держался в стороне от политики , как и многие его предшественники. [ 52 ] Тем не менее, Хусейн связывает восстание 210 г. хиджры (825 г. н. э.) в Куме с политической деятельностью агентов аль-Джавада, хотя имамитские источники умалчивают о каком-либо военном участии его подпольной организации. [ 4 ] [ 114 ] До этого восстания жители Кума, растущего шиитского центра, [ 115 ] [ 30 ] призвал аль-Мамуна снизить налоги, как он это сделал для города Рай . [ 102 ] Халиф отклонил их апелляцию, затем подавил последующее восстание и существенно повысил налоги. [ 3 ] Это подробно описано традиционалистом-двунадесятником Ибн Шахрашубом ( ум. 1192 ): [ 116 ] который пишет, что армия Аббасидов разрушила стену, окружающую город, убила многих и почти в четыре раза увеличила налоги. [ 102 ] Среди убитых был видный участник восстания по имени Яхья ибн Имран. [ 3 ] который мог быть представителем ( вакилем ) Мухаммада аль-Джавада. [ 3 ] [ 102 ] Однако отношение аль-Джавада к этому восстанию остается неясным. [ 3 ] поскольку имамитские источники умалчивают об этом восстании и его связи с аль-Джавадом или об отсутствии таковой. [ 114 ] Вероятно, связав аль-Джавада с шиитскими восстаниями, аль-Мамун вызвал первого из Медины в Багдад в 215 году хиджры (830 г. н.э.) и выдал за него замуж свою дочь Умм Фазл. Этот брак, однако, не принес аль-Мамуну поддержки шиитов и не остановил восстания в Куме. [ 4 ] [ 114 ] Действительно, в некоторых сообщениях ат-Табари и Ибн аль-Асира добавлено, что среди лидеров повстанцев, которые были сосланы в Египет , Джафар ибн Дауд аль-Коми позже сбежал и снова восстал в Куме. [ 102 ] разгром армии Аббасидов в 216 году хиджры. Восстания шиитов продолжались даже после его казни Аббасидами в 217 году хиджры. После того, как аль-Мамун сменил аль-Мутасим, аль-Мутасим вызвал аль-Джавада в Багдад в 220 г. хиджры (835 г. н.э.) и держал его под пристальным наблюдением, вероятно, чтобы выяснить его роль в шиитских восстаниях. [ 4 ] [ 114 ]

Сподвижники и передатчики хадисов

[ редактировать ]

Шейх Туси ( ум. 1067 ) перечислил сто шестнадцать передатчиков хадисов из аль-Джавада, хотя лишь немногие из них были его доверенными товарищами, в том числе Али ибн Махзиар Ахвази, Абу Хашим Дауд ибн аль-Касим аль-Джафари. , Абд аль-Азим аль-Хасани , Ахмад ибн Мухаммад аль-Базанти , Али ибн Асбат Куфи, Усман ибн Саид аль-Асади и Амро ибн Фират. [ 4 ] В частности, Ибн Махзиар был агентом аль-Джавада в Ахвазе и написал две книги, а именно, «Китаб аль-Малахим» и «Китаб аль-Каим» , о затмении. [ 4 ] Это эсхатологическое убеждение , что Махди , потомок исламского пророка Мухаммеда, уже родился и впоследствии был скрыт от общественности. [ 117 ] Два сына Ибн Махзиара, по имени Ибрагим и Мухаммад, позже служили представителями двенадцатого имама в Ахвазе. [ 118 ] Имам дистанцировался от гулатов ( букв. « преувеличителей » ), которые верили в божественность имамов. [ 119 ] Среди них были Абу ль-Хаттаб , Абу аль-Самхари и Ибн Аби Зарка, которые, как говорят, опорочили шиитов, подделывая традиции, приписывая их имамам и представляясь их представителями. [ 4 ]

Жениться

[ редактировать ]

В шиитских источниках аль-Джаваду приписывают некий карамат ( сг. карама ), [ 120 ] то есть сверхъестественные действия или чудеса, которые в исламе иногда приписывают святым. [ 121 ] К ним относятся произнесение в момент его рождения тай аль-арда (телепортации в исламском мистицизме) из Медины в Хорасан для погребения его отца аль-Рида, чудесного исцеления больных, исполнения его молитв за друзей и против врагов, сообщающее о внутренних тайнах человека, предсказывающее будущие события, и в частности его смерть. Шииты часто приводят их в качестве доказательства своего имамата. [ 4 ] Тонкая история такого рода в Бихар аль-Анваре и Китаб аль-Кафи рассказана со слов Абдаллаха ибн Разина. Посещая имама, он решил собрать немного земли, на которую ступил аль-Джавад, - желание, которое он позже счел греховным. Однако все его попытки сделать это тактично были сорваны аль-Джавадом, который незаметно изменил свой распорядок дня. Это продолжалось до такой степени, что удивило слугу Имама и позволило Абдаллаху понять, что аль-Джавад осознавал свое греховное намерение. И только после того, как Абдаллах решил сдаться, аль-Джавад вернулся к своему обычному распорядку дня. [ 122 ]

Преемник

[ редактировать ]

После смерти аль-Джавада в 220 г. хиджры (835 г. н. э.) [ 6 ] большинство его последователей признавали имаматом его сына Али, [ 54 ] позже он стал известен под эпитетами аль-Хади ( букв. « проводник » ) и ан-Наки ( букв. « выдающийся » ). [ 30 ] Как и его отец, Али также был несовершеннолетним, когда стал его преемником в 220 г. хиджры (835 г. н.э.) в возрасте около семи лет. [ 54 ] В завещании, приписываемом аль-Джаваду в Китаб аль-Кафи, говорится, что Али унаследует от него и будет нести ответственность за своего младшего брата Мусу и его сестер. [ 123 ] [ 7 ] Сообщается также, что Мухаммад аль-Джавад объявил о преемственности Али через своего главного агента Мухаммада ибн аль-Фараджа. [ 42 ] или через Абу аль-Хайрани. [ 113 ] Этот посланник передал это назначение собранию сподвижников после смерти аль-Джавада, и, как сообщается, большинство из них согласились с выбором имамата Али аль-Хади. [ 124 ]

Наследие

[ редактировать ]

Мухаммад аль-Джавад занимался преподаванием в течение восьми лет своего пребывания в Багдаде. [ 38 ] и, по словам Эдварда Д.А. Халмса, он был известен своей публичной защитой исламских традиций. [ 62 ] его обширная переписка со своими последователями по вопросам исламского права ( фикха В шиитских источниках сохранилась ) о браке, разводе и наследовании. Говорят, что Али аль-Рида даже хвалил своего сына за то, что он писал «чрезвычайно элегантные» письма, когда он был еще маленьким мальчиком. [ 3 ] По словам Хамида Мавани, большинство шиитских хадисов о хумсе (исламская милостыня, букв. « одна пятая » ) приписываются аль-Джаваду и его преемнику аль-Хади. [ 125 ] Мавани считает Хумса примером дискреционной власти имамов как шиитских лидеров, которая в данном случае противодействовала перенаправлению закята (еще одной исламской милостыни) на поддержание репрессивных режимов и поддержку богатого образа жизни халифов. [ 125 ] Среди шиитов титулы аль-Каим ( букв. « тот, кто восстанет » ) и реже аль-Махди относятся к мессианской фигуре в исламе. [ 126 ] [ 127 ] Это, очевидно, создало путаницу, и, как сообщается, аль-Джавад опознал этих двоих, заявив, что аль-Каим - последний имам, а он будет аль-Махди. [ 128 ] Стихи 81:15-16: «О, но я призываю во свидетели планеты и звезды, которые восходят и заходят». [ 129 ] были также истолкованы аль-Джавадом и его предшественником аль-Бакиром как относящиеся к новому появлению аль-Махди, таким образом сравнивая его с падающей звездой в темной ночи. [ 130 ] Муснад аль-имам аль-Джавад перечисляет сборники хадисов, которые содержат проповеди и высказывания, приписываемые аль-Джаваду, в том числе «Ат-Тазкират аль-Хамдуния» суннитского ученого Ибн Хамдана ( ум. 1295 ). [ 4 ] Среди многих содержательных религиозно-этических высказываний, приписываемых аль-Джаваду, [ 3 ] Дональдсон цитирует некоторые из них: [ 38 ]

  • Мухаммад аль-Джавад рассказал от Али ибн Аби Талиба , что однажды, когда Пророк отправил его в Йемен, он сказал ему: «О Али, он никогда не разочаровывается, кто просит добра (у Бога), и у Него никогда нет мотива для кающийся, просящий (Его) совета».
  • Мухаммад аль-Джавад сообщил, что пророк сказал Али: «Вставайте вовремя во имя Бога, ибо Бог даровал благословение моему народу в его ранний подъем».
  • «Кто приобретет себе брата в Боге, тот приобрел себе обитель в Раю».
  • Мухаммад аль-Джавад сообщил от пророка: «Сделайте упор на путешествие ночью, поскольку ночью можно преодолеть больше территории, чем днем». [ 38 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Речь идет о книге « Далаил аль-имама» , хотя ее приписывание ученому-двунадесятнику одиннадцатого века ат-Табари ас-Сагиру оспаривается. [ 65 ]
  1. ^ Jump up to: а б с Дональдсон 1933 , с. 190.
  2. ^ Пирс 2016 , с. 43.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Медофф 2016 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Багестани 2014 .
  5. ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 42.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Маделунг 2012 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Маделунг 2011 .
  8. ^ Момент 1985 , с. 239.
  9. ^ Jump up to: а б с Дафтари 2013 , стр. 60, 61.
  10. ^ Бобрик 2012 , с. 205.
  11. ^ Уордроп 1988 , стр. 31–2.
  12. ^ Jump up to: а б с д Уордроп 1988 , с. 33.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г Сурдел 1970 , с. 121.
  14. ^ Уордроп 1988 , с. 32, 56н19.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Листы 2013 , с. 61.
  16. ^ Jump up to: а б с Уордроп 1988 , с. 32.
  17. ^ Момент 1985 , с. 71.
  18. ^ Глассе 2008 .
  19. ^ Jump up to: а б Льюис 2012 .
  20. ^ Jump up to: а б Байхом-Дау 2009 .
  21. ^ Бобрик 2012 , стр. 205, 206.
  22. ^ Jump up to: а б Бобрик 2012 , стр. 205–6.
  23. ^ Куперсон 2013 .
  24. ^ Кеннеди 2015 , с. 133.
  25. ^ Jump up to: а б Уордроп 1988 , с. 18н2.
  26. ^ Рахман 1989 , с. 171.
  27. ^ Уордроп 1988 , с. 74.
  28. ^ Уордроп 1988 , с. 74-5.
  29. ^ Уордроп 1988 , с. 4.
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Момент 1985 , с. 43.
  31. ^ Уордроп 1988 , с. 35, 57н29.
  32. ^ Уордроп 1988 , с. 36.
  33. ^ Уордроп 1988 , с. 37.
  34. ^ Уордроп 1988 , с. 38.
  35. ^ Уордроп 1988 , стр. 39, 40.
  36. ^ Уордроп 1988 , с. 58н35.
  37. ^ Уордроп 1988 , стр. 47, 52.
  38. ^ Jump up to: а б с д Дональдсон 1933 , с. 194.
  39. ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 28.
  40. ^ Хусейн 1986 , с. 173н104.
  41. ^ Уордроп 1988 , стр. 47–8.
  42. ^ Jump up to: а б с д Хусейн 1986 , с. 47.
  43. ^ Jump up to: а б Табатабай 1975 , с. 183.
  44. ^ Момен 1985 , стр. 43, 327n12.
  45. ^ Уордроп 1988 , стр. 3, 31.
  46. ^ Jump up to: а б с Уордроп 1988 , с. 98.
  47. ^ Уордроп 1988 , стр. 102–3.
  48. ^ Уордроп 1988 , с. 101.
  49. ^ Уордроп 1988 , с. 99.
  50. ^ Уордроп 1988 , стр. 98–9.
  51. ^ Уордроп 1988 , с. 100.
  52. ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 192.
  53. ^ Jump up to: а б Пирс 2016 , с. 49.
  54. ^ Jump up to: а б с Листы 2013 , с. 62.
  55. ^ Пирс 2016 , стр. 43–4.
  56. ^ Пирс 2016 , с. 183н23.
  57. ^ Jump up to: а б с Пирс 2016 , с. 44.
  58. ^ Сачедина 1981 , стр. 64, 65.
  59. ^ Пирс 2016 , с. 45.
  60. ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 37.
  61. ^ Уордроп 1988 , с. 76.
  62. ^ Jump up to: а б с Халмс 2008 .
  63. ^ Пирс 2016 , стр. 45–6.
  64. ^ Пирс 2016 , с. 47.
  65. ^ Пирс 2016 , стр. 23–4.
  66. ^ Пирс 2016 , стр. 49–50.
  67. ^ Пирс 2016 , с. 48.
  68. ^ Пирс 2016 , с. 183.
  69. ^ Кольберг 2012 .
  70. ^ Момент 1985 , с. 41.
  71. ^ Табатабай 1975 , с. 69.
  72. ^ Момент 1985 , с. 60.
  73. ^ Хусейн 1986 , с. 45.
  74. ^ Уордроп 1988 , с. 20н25.
  75. ^ Уордроп 1988 , с. 5.
  76. ^ Уордроп 1988 , с. 6.
  77. ^ Уордроп 1988 , с. 7.
  78. ^ Уордроп 1988 , с. 10.
  79. ^ Уордроп 1988 , стр. 12–3.
  80. ^ Уордроп 1988 , с. 13.
  81. ^ Уордроп 1988 , стр. 11, 21n42.
  82. ^ Jump up to: а б Уордроп 1988 , с. 45.
  83. ^ Уордроп 1988 , стр. 28–9.
  84. ^ Уордроп 1988 , стр. 45, 54.
  85. ^ Уордроп 1988 , с. 54.
  86. ^ Уордроп 1988 , стр. 45–6.
  87. ^ Модарресси 1993 , с. 63.
  88. ^ Уордроп 1988 , стр. 31, 41–2.
  89. ^ Уордроп 1988 , с. 53.
  90. ^ Уордроп 1988 , с. 30.
  91. ^ Уордроп 1988 , с. 63.
  92. ^ Момент 1985 , стр. 42–3.
  93. ^ Уордроп 1988 , с. 65.
  94. ^ Уордроп 1988 , с. 67.
  95. ^ Jump up to: а б Медофф 2016
  96. ^ Уордроп 1988 , с. 69.
  97. ^ Уордроп 1988 , стр. 29, 69.
  98. ^ Уордроп 1988 , стр. 72–3.
  99. ^ Уордроп 1988 , с. 178.
  100. ^ Уордроп 1988 , с. 180.
  101. ^ Хусейн 1986 , с. 79.
  102. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хусейн 1986 , с. 46.
  103. ^ Уордроп 1988 , с. 198.
  104. ^ Уордроп 1988 , стр. 198–9.
  105. ^ Уордроп 1988 , с. 199.
  106. ^ Уордроп 1988 , с. 202.
  107. ^ Уордроп 1988 , с. 203.
  108. ^ Уордроп 1988 , с. 200.
  109. ^ Уордроп 1988 , стр. 199–201.
  110. ^ Уордроп 1988 , стр. 14, 213–4.
  111. ^ Хусейн 1986 , стр. 45–6.
  112. ^ Уордроп 1988 , стр. 204–5.
  113. ^ Jump up to: а б Уордроп 1988 , стр. 14–5.
  114. ^ Jump up to: а б с д Хусейн 1986 , стр. 46–7.
  115. ^ Дрекслер 2009 .
  116. ^ Хусейн 1986 , с. 173н118.
  117. ^ Собхани 2001 , с. 116.
  118. ^ Хусейн 1986 , с. 4.
  119. ^ Солома 2001 .
  120. ^ Уордроп 1988 , стр. 212–3.
  121. ^ Охранник 2012 .
  122. ^ Уордроп 1988 , стр. 212–213.
  123. ^ Уордроп 1988 , с. 16.
  124. ^ Уордроп 1988 , стр. 14–6.
  125. ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 147.
  126. ^ Модарресси 1993 , с. 89.
  127. ^ Сачедина 1981 , с. 61.
  128. ^ Хусейн 1986 , с. 23.
  129. ^ Хусейн 1986 , с. 15.
  130. ^ Хусейн 1986 , с. 30.
[ редактировать ]
Мухаммад аль-Джавад
из Ахль аль-Байт
Родился: 10-го раджаба 195 года хиджры ≈ 12 апреля 811 года нашей эры.   Умер: 30-го зуль-кида 220 года хиджры ≈ 29 ноября 835 года нашей эры.
Титулы шиитского ислама
Предшественник Девятый имам двунадесятного шиитского ислама
818–835
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 894a7c417fb063777232835af837de18__1723962540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/18/894a7c417fb063777232835af837de18.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muhammad al-Jawad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)