Битва при Сиддиме
Битва при Сиддиме | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Абрам заставляет бежать врагов, удерживающих его племянника (офорт Антонио Темпеста, 1613 год, Национальная галерея искусств ) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Пять городов равнины Без выравнивания:
|
Месопотамские королевства | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Пять королей |
Четыре короля
|
Битва в долине Сиддим , также часто называемая Войной девяти царей или резней Кедорлаомера , — это событие в еврейской библейской книге Бытие 14:1–17 , которое происходит во дни Аврама и Лота . Долина Сиддим была полем битвы для городов равнины реки Иордан , восставших против господства Месопотамии .
Произошло ли это событие в истории, ученые оспаривают. [ 1 ] По словам Рональда Хенделя, «нынешний консенсус заключается в том, что в книге Бытия мало или совсем нет исторических воспоминаний о доизраильских событиях». [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]В Книге Бытия объясняется, что во времена Лота долина Сиддим представляла собой речную долину , где произошла битва при Сиддиме между четырьмя месопотамскими армиями и пятью городами Иорданской равнины. Согласно библейскому повествованию, перед разрушением Содома и Гоморры эламский царь Кедорлаомер подчинил себе племена и города, окружавшие равнину реки Иордан. Через 13 лет четыре царя городов Иорданской равнины восстали против правления Кедорлаомера. В ответ Кедорлаомер и три других царя начали кампанию против царя Содома Беры и четырех других царей-союзников. [ 3 ]
Расположение
[ редактировать ]Долина Сиддим или Долина Сиддим , иврит : עֵ֖מֶק שִׂדִּים 'emeq haś-Сиддим , приравнивается к «Солёному морю» в Бытие 14:3 , само приравнивается к «морю Аравии » во Второзаконии 3:17 , то же самое как «Мёртвое море» [ 4 ] — это библейский топоним, упомянутый в 14-й главе Книги Бытия : «И долина Сиддим была полна иловых ям» ( Бытие 14:3, 8, 10 ).
Считается, что Сиддим расположен на южной оконечности Мертвого моря . Теологи предположили, что разрушение городов Иорданской равнины божественным огнем и серой могло привести к тому, что Сиддим превратился в соленое море, то, что сейчас является Мертвым морем. [ 4 ]
Мертвое море также называется «восточным морем» в Иезекииля 47:18 ( ср. Иоиль 2:20 ), Бахр Лутом (морем Лут) по-арабски и Асфальтитовым озером в трудах Иосифа Флавия .
Последствия
[ редактировать ]Северные силы разбили южных царей Иорданской равнины, загнав некоторых из них в асфальтовые или смоляные ямы , усеивающие долину. Те, кому удалось спастись, бежали в горы, в том числе цари Содома и Гоморры. Затем из этих двух городов были разграблены товары и продовольствие, а некоторые из их граждан были взяты в плен. Среди пленников был племянник Аврама Лот. [ 5 ]
Когда весть дошла до Аврама, когда он находился в Элонеи Мамре с Анером и Эшколом , он немедленно организовал спасательную операцию, вооружив 318 своих обученных слуг, которые отправились в погоню за вражескими армиями, возвращавшимися на родину. Они догнали их в городе Дан , обойдя врага с нескольких сторон во время ночного рейда. Атака дошла до Ховы , к северу от Дамаска , где он разгромил Кедорлаомера и его войска. Аврам вернул себе все имущество и пленников (включая Лота). [ 6 ]
После битвы Мелхиседек , царь Салема , вынес хлеб и вино и благословил Аврама, который отдал ему десятую часть добычи в качестве десятины. Тогда Бера, царь Содома, пришел к Авраму и поблагодарил его, попросив его оставить добычу себе, но вернуть свой народ. Аврам отказался, сказав: «Я поклялся, что никогда ничего не возьму у тебя, поэтому ты никогда не сможешь сказать: «Я сделал Аврама богатым». Вместо этого Аврам принял от Беры еду для своих 318 человек и своих соседей-амореев. [ 7 ]
Научный анализ
[ редактировать ]Идентификация месопотамских царей
[ редактировать ]Амрафель
[ редактировать ]Амрафеля считали Некоторые ученые, например авторы Католической энциклопедии (1907 г.), [ 8 ] и Еврейская энциклопедия (1906 г.) [ 9 ] быть альтернативным именем знаменитого Хаммурапи . Имя также связано с Ибал-пи-элем Эснунны II . [ 10 ] Однако в последние годы от этой точки зрения практически отказались, поскольку в Ямхаде и Угарите были и другие цари по имени Хаммурапи. [ 11 ] [ 12 ] Уильям Ф. Олбрайт реконструировал это имя как аккадское * Amurru-ippal , * Amurru-apil , * Amurru-apili или * Amurru-ipul , все из которых переводятся как некоторые вариации « награды Амурру ». [ 13 ] Другие ученые отождествляли Амрафила с Аралием, одним из имен в более поздних списках вавилонских царей, приписываемых сначала Ктесию.
Дэвид Рол выступал за идентификацию с Амар-Сином , третьим правителем династии Ура III . [ 14 ] Некоторые предполагают, что Амрафель — это семитское имя, состоящее из двух элементов: «Амар», которое также использовал шумерский царь, Амар-Син, и «апл». [ 15 ] Джон Ван Сетерс в книге «Авраам в истории и традициях » отверг историческое существование Амрафеля. [ 16 ] По словам Стефани Дэлли , Амрафел был «[е] либо Хаммурапи с необъяснимым суффиксом -эль , либо Амуд-пиэлом , царем Катны , с распространенным неправильным прочтением буквы r вместо d ; возможно, это путаница двух имен». [ 17 ]
Ариох
[ редактировать ]Ариох Считалось, что был королем Ларсы ( Элласар альтернативной версией этого является ). Также было высказано предположение, что это УРУ КИ , что означает «это место здесь». Другие отождествляют Элласара с Илансурой , городом, известным из марийских архивов второго тысячелетия до нашей эры и расположенным в окрестностях к северу от Мари , а Ариоха — с Аррюком, который фигурирует в марийских архивах как подчиненный Зимри-Лима . [ 15 ] [ 18 ] Отождествление Ариоха с правителем Аррюком, упомянутое в марийских архивах, недавно поддержали ассирологи Жан-Мари Дюран и Стефани Далли . [ 19 ] [ 17 ] Согласно апокрифу Бытия (колонка 21), Арио был царем Каппадокии .
Кедорлаомер
[ редактировать ]В Септуагинте имя Кедорлаомера транскрибируется как Ходоллогомор , сохраняя древнееврейское слово гайн , которое слилось с айином после III века до нашей эры. После обнаружения документов, написанных на эламском языке и вавилонском языке , считалось, что Кедорлаомер — это транслитерация эламского соединения Кудур-Лагамар , означающего слугу Лагамару — отсылка к Лагамару , эламскому божеству, о существовании которого упоминал Ашшурбанипал . Однако никаких упоминаний о человеке по имени Кудур Лагамар пока не обнаружено; надписи, которые, как считалось, содержали это имя, теперь известны под разными названиями (путаница возникла из-за схожих букв). [ 20 ] [ 21 ] По мнению Дэлли, отсутствие внебиблейских подтверждений имени царя объясняется тем фактом, что в 18 веке до нашей эры существовало несколько одновременных эламских лидеров и что их обычно называют по титулам, а не по именам. [ 17 ]
В так называемых «Таблицах Кедорлаомера» из коллекции табличек Спартоли в Британском музее «царь Элама» по имени Кудур-Лаггумал упоминается как победивший «Дур-сил-илани, сына Эри-э-Аку » и « Туддула , сын Газзы-X». Эти таблички, написанные где-то между VII и II веками до нашей эры, [ 22 ] используйте загадочные или двусмысленные имена для обозначения королей, поэтому считается, что Кудур-Лаггумал представляет короля Кутир-Наххунте II. [ 23 ] Кутир-Наххунте II правил в 11 веке до нашей эры, через сотни лет после того, как предположительно должна была произойти битва при Сиддиме, но его тезка, Кутир-Наххунте I из династии Суккалма , был современником Хаммурапи , и действительно, его правление в В 19–18 веках до н.э. был единственный раз, когда Элам был одной из доминирующих держав Месопотамии, что соответствует его описанию в Библии. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Приливный
[ редактировать ]Приливный [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Считается, что это транслитерация Тудхалия – либо относящаяся к первому царю хеттского Нового царства ( Тудхалия I ), либо к протохеттскому царю по имени Тудхалия . В первом случае титул « царь народов» будет относиться к союзникам Хеттского царства, таким как Аммурру и Миттани; у последних термин « гои » имеет значение «они, те люди». аль («их сила») дает ощущение народа или племени, а не королевства. Отсюда и т.д. гои («эти люди создали государство и распространили свою власть»). [ 30 ] Другие отождествляют гоев с хеттами , хурритами и другими группами Центральной Анатолии . [ 17 ] Согласно апокрифу Бытия (столб. 21), гои располагались на земле между двумя реками (т. е. в Месопотамии). Гранерёд предполагает, что гои Тидала могут быть связаны с «островами народов ( гоев )», появляющимися в Бытие 10:5. [ 12 ]
Геополитический контекст
[ редактировать ]Альянсы
[ редактировать ]Вассалы/союзники обычно сопровождали могущественного короля во время его завоеваний. Например, в письме примерно 1770 г. до н.э. [ 10 ] сообщая о речи, направленной на то, чтобы убедить кочевые племена признать власть Зимри-Лима Марийского:
Нет короля, который мог бы быть могущественным в одиночку. Десять или пятнадцать царей следуют за Хаммурапи, вавилонянином; столько же следуют за Рим-Сином, человеком из Ларсы, Ибал-пи-Элем, человеком из Эшнунны, и Амут-пи-Элем, человеком из Катны , и двадцать царей следуют за Ярим-Лимом, человеком из Ямхада .
Альянс четырех государств управлял бы городами/странами, которые были распространены на обширной территории: от Элама на крайнем восточном конце Плодородного полумесяца до Анатолии на западной окраине этого региона. Из-за этого существует ограниченный диапазон периодов времени, соответствующих геополитическому контексту Бытия 14. В этом рассказе Кедорлаомер описывается как царь, которому города равнины платят дань. Таким образом, Элам должен быть доминирующей силой в регионе, а остальные три короля, следовательно, будут вассалами Элама и/или торговыми партнерами. [ 10 ]
Торговля
[ редактировать ]Были периоды, когда Элам был в союзе с Мари посредством торговли. [ 31 ] Мари также имела связи с Сирией и Анатолией, которые, в свою очередь, имели политические, культурные, языковые и военные связи с Ханааном. [ 32 ] Самой ранней зарегистрированной империей была империя Саргона , которая просуществовала до его внука Нарама Сина . [ 10 ]
По словам Кеннета Китчена , [ 33 ] Лучшее соответствие условиям времен Кедорлаомера дает Ур Намму. Мари имел связи с остальной частью Месопотамии посредством торговли в Персидском заливе еще в период Джемдет Насра, но расширение политических связей с Ассирией не происходило до времен Исби-Эрры . [ 10 ] Амореи или МАРТУ также были связаны с хеттами Анатолии торговлей. [ 10 ]
Торговля между хараппской культурой Индии и Джемдет Насром процветала между ок. 2000–1700 гг. до н.э. По мере того как Исин приходил в упадок, состояние Ларсы, расположенной между Эшнунной и Эламом, росло, пока Ларса не была побеждена Хаммурапи. Между 1880 и 1820 годами до нашей эры ассирийская торговля с Анатолией велась, в частности, металлом «аннакум», вероятно, оловом. [ 31 ] [ 34 ] [ 35 ]
Главный торговый путь между Ашуром и Канешем, пролегавший между Тигром и Евфратом, проходил через Харран . Империя Шамши-Адада I и Рим-Сина I включала большую часть северной Месопотамии. Таким образом, Китчен заключает, что это период, когда повествование 14-й главы Бытия близко соответствует событиям времен Шамси Адада и Кедорлаомера. [ 10 ]
Правители региона в ок. 1800 г. до н.э.
[ редактировать ]Соответствующими правителями региона в то время были:
- Последний царь Исина Дамик-илишу правил в 1816–1794 гг. [ 10 ]
- Рим Син I из Ларсы правил в 1822–1763 гг. [ 10 ]
- Последний король Урука Набиилишу правил в 1802 году. [ 10 ]
- В Вавилоне Хаммурапи правил в 1792–1750 гг. [ 10 ]
- В Эшнунне Ибал Пи-Эль II правил около 1762 г. [ 10 ]
- В Эламе был царь Кудузулуш. [ 10 ]
- В Ашуре Шамси Адад I правил около 1781-1813 гг. [ 10 ]
- В Мари Ясмах-Адад правил в 1796–1780 гг., а затем Зимри-Лин в 1779–1757 гг. [ 10 ]
Датировка событий
[ редактировать ]Когда клинопись была впервые расшифрована в 19 веке, Теофил Пинчес перевел некоторые вавилонские таблички, которые были частью коллекции Спартоли в Британском музее , и полагал, что он нашел в « табличках Кедорлаомера » имена трех «царей Востока». назван в Бытие 14. Поскольку это единственная часть Бытия, которая, кажется, вводит Авраама в более широкую политическую историю, многим экзегетам и ассириологам 19-го и начала 20-го веков казалось, что они предлагают возможность датировать Авраама, если бы рассматриваемые цари только могли быть идентифицированы.
Перевод « Таблеток Кедорлаомера » из собрания Спартоли : [ 36 ] [ 37 ]
По своему твердому совету они провозгласили Кудур-Лагамара, царя Элама. Теперь тот, кто угоден им [-] будет царствовать в Вавилоне, городе Вавилонии (...) Какой есть царь Элама, который обеспечил Эсагилу и... ? Вавилоняне... и [-] их послание: «(Что касается) [слов, которые вы написали: «Я царь, сын царя, из [царского семени]вечного, [воистину] сын дочь короля, сидевшая на царском троне. [Что касается] Дур-шил-илани, сына Эрие[А]ку , который [унес] добычу [-], он воссел на царском троне... [-] [Что касается] нас, то пусть придет король чье [родословие] прочно укоренено] с древних времен, его следует называть владыкой Вавилона (...) Когда плачет хранитель благополучия [-] Защитный дух Эшарры [-] был спугнут. Эламитяне поспешили на злые дела, ибо Господь замыслил зло Вавилону. Когда гений-защитник справедливости отступил в сторону, дух-защитник Эшарры, храма всех богов, был испуган. Эламский враг отобрал его имущество, Энлиль, живший там, пришел в ярость. Когда небеса (?) изменили свой облик, огненный свет и злой ветер стерли их лица. Их боги испугались, они спустились на глубину. Вихри, злые ветры охватили небеса. Создатель Ану (богов) пришел в ярость. Он уменьшил их (небесные) проявления, он опустошил (?) свое (собственное небесное) положение, сожжением святилища Э-ана он уничтожил его замыслы. [-] Эшарра, преисподняя задрожала. [Энлиль?] приказал тотально уничтожить. [Бог] пришел в ярость: он приказал Шумеру сокрушить землю Эн[лила]. Кто из них Кудур-Лагамар, злодей? Поэтому он призвал Умман-человека (да он выровнял), возглавлявшего землю Энлиля, он опустошил (?) [-] на их стороне. Когда [-] К-зида, и Набу, попечитель всех [-] поспешил к [-] Он отправился [выйти] вниз по течению, к океану, Ибби-Туту, который был на море, поспешил на Восток, Он (Набу) пересек море и поселился в чужом жилище. Ритуалы Э-зиды, надежного дома, были мертвенно неподвижны. Эламитянин [враг] выслал свою колесницу и направился вниз по течению к Борсиппе. Он спустился темной дорогой и вошел в Борсиппу. Подлый эламит разрушил его святилище, убил вельмож... оружием, разграбил все храмы. Он взял их имущество и унес в Елам. Он разрушил его стену, он наполнил землю [плачем...] (...) непредусмотрительного государя [-] он сразил оружием Дур-шил-илани, сына Эри-[э]Аку , он разграбил [-] воду над Вавилоном и Эсагилой, он зарезал ее [-] своим оружием, как овец, [-] сжег огнем старых и молодых, [-] оружием, [ -] он истреблял молодых и старых. Туддула, сын Газзы[-], разграбил [-] воду над Вавилоном и Эсагилой, [-] его сын разбил себе голову собственным оружием. [-]его светлость на [обряды] Аннунит[ум] [царь] Элама [-] разграбил великого..., [-] он послал, как потоп, все культовые центры Аккада и их святилища он сжег [огнём]ре Кудур-Лагамар, сын его, рас[ут?] середину свою и сердце железным кинжалом, [-] врага своего он взял и разыскал (?). Злые цари, преступники, [-] взяты в плен. Царь богов Мардук разгневался на них (...) [Совершивший] зло ему [-] его сердце [-] делатель греха не должен [-]
В 1887 году Шрейдер был первым, кто предположил, что Амрафель может быть альтернативным написанием Хаммурапи . [ 38 ] Терминал -bi в конце имени Хаммурапи был замечен как аналог Амрафеля, поскольку клинописный символ -bi также может произноситься как -pi . Были известны таблички, в которых первоначальный символ Хаммурапи, произносимый как kh, означающий Хаммурапи , был опущен, так что произношение Аммурапи было жизнеспособным. Если бы Хаммурапи был обожествлен при жизни или вскоре после этого (добавив к своему имени -ил, чтобы обозначить его божественность), это привело бы к чему-то близкому к библейскому Амрафелу. Чуть позже Жан-Винсент Шейль табличку нашел в Императорском Османском музее в Стамбуле из Хаммурапи, содержащую имя, которое он прочитал как Кудур-нугамар , которого он идентифицировал как Чедорлаомера, и табличку Кудур-Лагамар Пинчеса. Таким образом, к началу 20-го века многие ученые пришли к убеждению, что цари из Быт. 14:1 были идентифицированы: [ 8 ] [ 39 ] в результате получились следующие соответствия: [ 40 ]
Имя из Быт. 14:1. | Имя из археологии |
---|---|
Амрафел, царь Сеннаара | Хаммурапи («Аммурапи») царь Шумера |
Ариох, царь Элласара | Эри-я король Ларсы |
Кедорлаомер, царь Элама (= Ходологомор в LXX ) | Кудур-Лагамар, царь Элама |
Прилив, царь наций (т.е. гоев , букв. «Народы») | Тудхалия I (сын Газзы), царь хеттов |
Сегодня эти попытки датирования представляют собой не более чем исторический курьез. С одной стороны, поскольку научный консенсус по древней истории Ближнего Востока сместился в сторону отнесения Хаммурапи к концу XVIII века (или даже позже), а не к XIX веку, конфессиональные и евангелические богословы обнаружили, что им приходится выбирать между принятием этих отождествлений и признанием библейская хронология; большинство из них не были склонны заявлять, что Библия могла быть ошибочной, и поэтому начали синхронизировать Аврама с империей Саргона I , а работы Шредера, Пинчеса и Шейля потеряли популярность. Между тем, дальнейшие исследования Месопотамии и Сирии во втором тысячелетии до нашей эры подрывают попытки привязать Авраама к определенному веку и рассматривать его как строго историческую фигуру, и, хотя с лингвистической точки зрения это не является неправдоподобным, отождествление Хаммурапи с Амрафелом теперь считается несостоятельным. . [ 41 ]
Одна из современных интерпретаций 14-й главы Бытия резюмирована Майклом Астуром в «Якорном библейском словаре» (св. «Амрафил», «Ариох» и «Кедорлаомер»), который объясняет эту историю как продукт антивавилонской пропаганды во время вавилонского плена в VI веке. из евреев:
После широко принятого, но ошибочного определения Беля м Ту-уд-хул-а с одним из хеттских царей по имени Тудхалия , Тадмор нашел правильное решение, приравняв его к ассирийскому царю Сеннахириму (см. Тидал). Астур (1966) отождествил двух оставшихся царей текстов Кедорлаомера с Тукульти-Нинуртой I Ассирии (см. Ариох ) и с халдейским Меродах-баладаном (см. Амрафель ). Общим знаменателем между этими четырьмя правителями является то, что каждый из них независимо занял Вавилон, угнетал его в большей или меньшей степени и отнял у него священные божественные изображения, в том числе статую его главного бога Мардука; более того, все они пришли к трагическому концу... Все попытки реконструировать связь между текстами Кедорлаомера и 14-й главой Бытия остаются спекулятивными. Однако имеющиеся доказательства, похоже, согласуются со следующей гипотезой: еврей в Вавилоне, знавший аккадский язык и клинопись, нашел в ранней версии текстов Кедорлаомера определенные вещи, соответствующие его антивавилонским чувствам. [ 42 ]
Сейчас считается, что «таблички Кедорлаомера» относятся к VII или VI веку до нашей эры, через тысячелетие после времен Хаммурапи , но примерно в то время, когда, как полагают, были записаны основные элементы Книги Бытия. Другой выдающийся ученый считает связь между табличкой и книгой Бытия спекулятивной, но идентифицирует Тудхулу как завуалированную ссылку на Сеннахирима Ассирии, а Кедорлаомера - как «воспоминание о царе Элама XII века до нашей эры, который недолго правил Вавилоном». [ 23 ] Аналогично, в 1898 году Л. В. Кинг показал, что прочтение Шейлом Кудур-нугамара на табличке Хаммурапи было неправильным прочтением имени Инухасамар . [ 43 ] [ 44 ]
Последняя серьезная попытка отнести исторического Авраама ко второму тысячелетию произошла после открытия имени Авираму в вавилонских контрактах примерно за 2000 г. до н. э., но эта линия аргументации потеряла свою силу, когда было показано, что это имя было также распространено в первое тысячелетие, [ 45 ] оставив патриархальные повествования в относительной библейской хронологии, но без привязки к известной истории Ближнего Востока.
Некоторые ученые с этим не согласны: Китчен утверждает, что единственный известный исторический период, когда царь Элама , находясь в союзе с Ларсой, смог привлечь хеттского царя и царя Эшунны в качестве партнеров и союзников в войне против ханаанских городов, приходится на время Старого Вавилона около 1822–1764 гг. До н.э. Это когда Вавилон находится под властью Хаммурапи, а Рим Син I (Эри-Аку) контролирует Мари, которая связана торговлей с хеттами и другими союзниками на всем протяжении Евфрата. Эта торговля упоминается в марийских письмах, источнике, который документирует геополитические отношения, относящиеся к тому времени, когда корабли Дилмуна, Маккана и Мелухи пришвартовались у причалов Агаде во времена Саргона. В период Старого Вавилона , около 1822–1764 гг. до н.э., Рим Син I (Эри-Аку) объединил царей Сиро-Анатолии, чьи королевства располагались на Евфрате, в коалицию, ориентированную на Мари , царем которой был Шамси Адад. Китчен использует геополитический контекст, цену рабов и природу заветов, заключенных Авраамом, чтобы датировать события, с которыми он сталкивается. Он рассматривает заветы между Авраамом и другими персонажами, с которыми он встречался в различные моменты путешествий Авраама, как датируемые текстовые артефакты, имеющие форму юридических документов, которые можно сравнить с формой юридических документов разных периодов. [ 33 ] Особый интерес представляют отношения Авраама и его жены Сарры. Когда Сарра оказывается бесплодной, она предлагает Аврааму свою служанку Агарь , чтобы она подарила ему наследника. Такое расположение, наряду с другими аспектами заветов Авраама, привело Китчена к относительно узкому диапазону дат, который, по его мнению, соответствует времени Хаммурапи. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Сьюзан Брейфорд (2007). Бытие . Серия комментариев к Септуагинте. БРИЛЛ. п. 293. ИСБН 978-90-04-15552-7 .
- ^ Рональд Хендель (2012). «Исторический контекст» . У Крейга А. Эванса; Джоэл Н. Лор; Дэвид Л. Петерсен (ред.). Книга Бытия: состав, восприятие и интерпретация . БРИЛЛ. п. 64. ИСБН 978-90-04-22653-1 .
В настоящее время существует общее мнение, что в книге Бытия мало или совсем нет исторических воспоминаний о доизраильских событиях.
- ^ Бытие 14: 1–7.
- ^ Перейти обратно: а б Фридман, Майерс и Бек. Библейский словарь Эрдмана , 2000, ( ISBN 0802824005 , ISBN 978-0-8028-2400-4 ), с. 1218, Сиддим, Долина
- ^ Бытие 14: 10–12.
- ^ Бытие 14: 13–17.
- ^ Бытие 14: 18–20.
- ^ Перейти обратно: а б Уссани, Габриэль (1907). «Амрафэль» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Еврейская энциклопедия
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Майкл Роуф «Кембриджский атлас археологии - списки королей, стр. 111 и стр. 108–123».
- ^ Роберт Норт (1993). «Авраам». У Брюса М. Мецгера; Майкл Д. Куган (ред.). Оксфордский справочник Библии. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 5. ISBN 0-19-504645-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Гард Гранерёд (26 марта 2010 г.). Авраам и Мелхиседек: Деятельность переписчиков времен Второго Храма в Бытие 14 и Псалме 110. Вальтер де Грюйтер. стр. 118-121. ISBN 978-3-11-022346-0 .
- ^ Олбрайт, ВФ (1924). «Шинар-Шандар и его монарх Амрафел» . Американский журнал семитских языков и литератур . 40 (2): 125–133. дои : 10.1086/370017 . ISSN 1062-0516 .
- ^ Рол, Дэвид (2010). Лорды Авариса . Случайный дом. п. 294.
- ^ Перейти обратно: а б Уолтон, Джон Х. и Крейг С. Кинер. Культурные традиции NRSV. Изучение Библии: оживление древнего мира Священного Писания . Зондерван, 2019. с. 39.
- ^ Сетерс, Джон Ван (1975). Авраам в истории и традиции . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-01792-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Далли, Стефани (2021). Город Вавилон: История, ок. 2000 г. до н. э. – 116 г. н. э . Издательство Кембриджского университета. стр. 319–321. ISBN 9781107136274 .
- ^ К. А. Китчен, О достоверности Ветхого Завета [OROT], William B. Eerdmans Publishing, 2003. с. 320.
- ^ Дюран, Жан-Мари (2005). «De l'époque amorrite à la Bible: le cas d'Arriyuk» . В Когане Леонид Ефимович (ред.). Воспоминания Игоря Михайловича Дьяконова . Бабель и Бибель (на французском языке). Том 2. Айзенбрауны. стр. 59–69. ISBN 978-1-57506-123-8 .
- ^ «Кедорлаомер» на JewishEncyclepedia.com
- ^ Кудур-Лагамар из «Истории Египта» Г. Масперо
- ^ КА Кухня (2003). О достоверности Ветхого Завета . Вм. Б. Эрдманс. п. 569.
- ^ Перейти обратно: а б Хендель, Рональд (1994). «В поисках исторических воспоминаний в патриархальных повествованиях». Обзор библейской археологии. 21 (4): 52–59, 70–72.
- ^ Де Греф, Кэтрин. 2018. «В тавернах, когда Сумус: О тавернах, женщинах Надитуме и Кагуме в старовавилонском Сиппаре». В книге «Гендер и методология на древнем Ближнем Востоке: подходы ассириологии и за его пределами», под редакцией Стефани Линн Будин и др., 136. Barcino Monographica Orientalia 10. Барселона: Университет Барселоны.
- ^ Поттс, Дэниел Т. 2012. «Эламиты». В Оксфордском справочнике по истории Ирана под редакцией Тураджа Дарьяи и Турага Дарьяи, 43–44. Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Шарпен, Доминик. 2012а. «Анси говорит об императоре по поводу переписки суккал-мах». В Сузах и Эламе. Археологические, филологические, исторические и географические перспективы: материалы международного конгресса, состоявшегося в Гентском университете, 14–17 декабря 2009 г., под редакцией Катриен Де Граф и Яна Тавернье, 352. Лейден: Brill.
- ^ Аккадский tD («растянулись»)
- ^ (аккадская глагольная основа интенсивная, рефлексивная, выражающая возникновение государства)
- ^ тД
- ^ Фридман, Мейерс и Бек. Библейский словарь Эрдмана ( ISBN 0802824005 , ISBN 978-0-8028-2400-4 ), 2000, стр.232.
- ^ Перейти обратно: а б Халифа, Шайка Хайя Али Аль; Райс, Майкл (1986). Бахрейн сквозь века . КПЭ. ISBN 0-7103-0112-Х .
- ^ Марийские письма
- ^ Перейти обратно: а б с Китчен, Кеннет А. «Патриархальная эпоха: миф или история?» Архивировано 18 июля 2011 г. в Wayback Machine в Шанксе, Гершель (ред.) Biblical Archeology Review 21:02 (март/апрель 1995 г.).
- ^ Наим, доктор. Мухаммед Абдул (1990). Предыстория и протоистория Аравийского полуострова . Хайдарабад.
- ^ Роаф, Майкл (1990). Культурный атлас Месопотамии и Древнего Ближнего Востока . Равноденствие. ISBN 0-8160-2218-6 .
- ^ Герту, Жерар (2015). Авраам и Кедорлаомер: хронологические, исторические и археологические свидетельства . Лулу.com. стр. 27-28. ISBN 978-1329553538 .
- ^ Пинчес, Теофил (1908). Ветхий Завет в свете исторических записей и легенд Ассирии и Вавилонии (третье изд.). Лондон: Общество распространения христианских знаний. стр. 223-233.
- ^ Орр, Джеймс, изд. (1915). «Хаммурапи». Международная стандартная библейская энциклопедия .
- ^ Пинчес, Теофил (1908). Ветхий Завет в свете исторических записей и легенд Ассирии и Вавилонии (третье изд.). Лондон: Общество распространения христианских знаний.
- ^ Маккензи, Дональд (1915). «Золотой век Вавилонии». Мифы Вавилонии и Ассирии . п. 247.
Отождествление Хаммурапи с Амрафелом сейчас общепринято.
- ^ Браунинг, WRF (2009). «Амрафэль». Библейский словарь (второе изд.). Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-158506-7 .
Идентификация, когда-то популярная, что этот Амрафел был знаменитым Хаммурапи Вавилонского (1728–1686 гг. до н.э.), несостоятельна ... Большинство ученых сомневаются, что Бытие 14 описывает исторические события.
- ^ Библейский словарь Anchor , св. "Кедорлаомер"
- ^ Кинг, LW (1898). Письма и надписи Хаммурапи, царя Вавилона, около 2200 г. до н.э.: к которым добавлена серия писем других царей Первой вавилонской династии . Семитский текст и серия переводов Лузака. Лузак и компания. стр. XXV–XXXVI . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Семинария Св. Иосифа (Йонкерс, Нью-Йорк) (1907 г.). Нью-Йоркское обозрение . Семинария Святого Иосифа. стр. 240–241 . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Томпсон, Томас (2002). Историчность патриархальных повествований: поиск исторического Авраама . Вэлли-Фордж, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN 1-56338-389-6 .