Jump to content

Битва при Сиддиме

(Перенаправлено из «Битвы в долине Сиддим» )

Битва при Сиддиме

Абрам заставляет бежать врагов, удерживающих его племянника (офорт Антонио Темпеста, 1613 год, Национальная галерея искусств )
Дата Начало 2-го тысячелетия до нашей эры.
Расположение
Долина Сиддим ( Соленое море )
Результат Города Иорданской равнины освобождены от контроля Месопотамии; Лот и пленники спасены
Воюющие стороны

Пять городов равнины


Без выравнивания:

Месопотамские королевства

Командиры и лидеры

Пять королей

Четыре короля

Битва в долине Сиддим , также часто называемая Войной девяти царей или резней Кедорлаомера , — это событие в еврейской библейской книге Бытие 14:1–17 , которое происходит во дни Аврама и Лота . Долина Сиддим была полем битвы для городов равнины реки Иордан , восставших против господства Месопотамии .

Произошло ли это событие в истории, ученые оспаривают. [ 1 ] По словам Рональда Хенделя, «нынешний консенсус заключается в том, что в книге Бытия мало или совсем нет исторических воспоминаний о доизраильских событиях». [ 2 ]

В Книге Бытия объясняется, что во времена Лота долина Сиддим представляла собой речную долину , где произошла битва при Сиддиме между четырьмя месопотамскими армиями и пятью городами Иорданской равнины. Согласно библейскому повествованию, перед разрушением Содома и Гоморры эламский царь Кедорлаомер подчинил себе племена и города, окружавшие равнину реки Иордан. Через 13 лет четыре царя городов Иорданской равнины восстали против правления Кедорлаомера. В ответ Кедорлаомер и три других царя начали кампанию против царя Содома Беры и четырех других царей-союзников. [ 3 ]

Расположение

[ редактировать ]

Долина Сиддим или Долина Сиддим , иврит : עֵ֖מֶק שִׂדִּים 'emeq haś-Сиддим , приравнивается к «Солёному морю» в Бытие 14:3 , само приравнивается к «морю Аравии » во Второзаконии 3:17 , то же самое как «Мёртвое море» [ 4 ] — это библейский топоним, упомянутый в 14-й главе Книги Бытия : «И долина Сиддим была полна иловых ям» ( Бытие 14:3, 8, 10 ).

Считается, что Сиддим расположен на южной оконечности Мертвого моря . Теологи предположили, что разрушение городов Иорданской равнины божественным огнем и серой могло привести к тому, что Сиддим превратился в соленое море, то, что сейчас является Мертвым морем. [ 4 ]

Мертвое море также называется «восточным морем» в Иезекииля 47:18 ( ср. Иоиль 2:20 ), Бахр Лутом (морем Лут) по-арабски и Асфальтитовым озером в трудах Иосифа Флавия .

Последствия

[ редактировать ]
Мелхиседек благословляет Аврама (иллюстрация Чарльза Фостера, 1897 г.)

Северные силы разбили южных царей Иорданской равнины, загнав некоторых из них в асфальтовые или смоляные ямы , усеивающие долину. Те, кому удалось спастись, бежали в горы, в том числе цари Содома и Гоморры. Затем из этих двух городов были разграблены товары и продовольствие, а некоторые из их граждан были взяты в плен. Среди пленников был племянник Аврама Лот. [ 5 ]

Когда весть дошла до Аврама, когда он находился в Элонеи Мамре с Анером и Эшколом , он немедленно организовал спасательную операцию, вооружив 318 своих обученных слуг, которые отправились в погоню за вражескими армиями, возвращавшимися на родину. Они догнали их в городе Дан , обойдя врага с нескольких сторон во время ночного рейда. Атака дошла до Ховы , к северу от Дамаска , где он разгромил Кедорлаомера и его войска. Аврам вернул себе все имущество и пленников (включая Лота). [ 6 ]

После битвы Мелхиседек , царь Салема , вынес хлеб и вино и благословил Аврама, который отдал ему десятую часть добычи в качестве десятины. Тогда Бера, царь Содома, пришел к Авраму и поблагодарил его, попросив его оставить добычу себе, но вернуть свой народ. Аврам отказался, сказав: «Я поклялся, что никогда ничего не возьму у тебя, поэтому ты никогда не сможешь сказать: «Я сделал Аврама богатым». Вместо этого Аврам принял от Беры еду для своих 318 человек и своих соседей-амореев. [ 7 ]

Научный анализ

[ редактировать ]

Идентификация месопотамских царей

[ редактировать ]

Амрафель

[ редактировать ]

Амрафеля считали Некоторые ученые, например авторы Католической энциклопедии (1907 г.), [ 8 ] и Еврейская энциклопедия (1906 г.) [ 9 ] быть альтернативным именем знаменитого Хаммурапи . Имя также связано с Ибал-пи-элем Эснунны II . [ 10 ] Однако в последние годы от этой точки зрения практически отказались, поскольку в Ямхаде и Угарите были и другие цари по имени Хаммурапи. [ 11 ] [ 12 ] Уильям Ф. Олбрайт реконструировал это имя как аккадское * Amurru-ippal , * Amurru-apil , * Amurru-apili или * Amurru-ipul , все из которых переводятся как некоторые вариации « награды Амурру ». [ 13 ] Другие ученые отождествляли Амрафила с Аралием, одним из имен в более поздних списках вавилонских царей, приписываемых сначала Ктесию.

Дэвид Рол выступал за идентификацию с Амар-Сином , третьим правителем династии Ура III . [ 14 ] Некоторые предполагают, что Амрафель — это семитское имя, состоящее из двух элементов: «Амар», которое также использовал шумерский царь, Амар-Син, и «апл». [ 15 ] Джон Ван Сетерс в книге «Авраам в истории и традициях » отверг историческое существование Амрафеля. [ 16 ] По словам Стефани Дэлли , Амрафел был «[е] либо Хаммурапи с необъяснимым суффиксом -эль , либо Амуд-пиэлом , царем Катны , с распространенным неправильным прочтением буквы r вместо d ; возможно, это путаница двух имен». [ 17 ]

Ариох Считалось, что был королем Ларсы ( Элласар альтернативной версией этого является ). Также было высказано предположение, что это УРУ КИ , что означает «это место здесь». Другие отождествляют Элласара с Илансурой , городом, известным из марийских архивов второго тысячелетия до нашей эры и расположенным в окрестностях к северу от Мари , а Ариоха — с Аррюком, который фигурирует в марийских архивах как подчиненный Зимри-Лима . [ 15 ] [ 18 ] Отождествление Ариоха с правителем Аррюком, упомянутое в марийских архивах, недавно поддержали ассирологи Жан-Мари Дюран и Стефани Далли . [ 19 ] [ 17 ] Согласно апокрифу Бытия (колонка 21), Арио был царем Каппадокии .

Кедорлаомер

[ редактировать ]

В Септуагинте имя Кедорлаомера транскрибируется как Ходоллогомор , сохраняя древнееврейское слово гайн , которое слилось с айином после III века до нашей эры. После обнаружения документов, написанных на эламском языке и вавилонском языке , считалось, что Кедорлаомер — это транслитерация эламского соединения Кудур-Лагамар , означающего слугу Лагамару — отсылка к Лагамару , эламскому божеству, о существовании которого упоминал Ашшурбанипал . Однако никаких упоминаний о человеке по имени Кудур Лагамар пока не обнаружено; надписи, которые, как считалось, содержали это имя, теперь известны под разными названиями (путаница возникла из-за схожих букв). [ 20 ] [ 21 ] По мнению Дэлли, отсутствие внебиблейских подтверждений имени царя объясняется тем фактом, что в 18 веке до нашей эры существовало несколько одновременных эламских лидеров и что их обычно называют по титулам, а не по именам. [ 17 ]

В так называемых «Таблицах Кедорлаомера» из коллекции табличек Спартоли в Британском музее «царь Элама» по имени Кудур-Лаггумал упоминается как победивший «Дур-сил-илани, сына Эри-э-Аку » и « Туддула , сын Газзы-X». Эти таблички, написанные где-то между VII и II веками до нашей эры, [ 22 ] используйте загадочные или двусмысленные имена для обозначения королей, поэтому считается, что Кудур-Лаггумал представляет короля Кутир-Наххунте II. [ 23 ] Кутир-Наххунте II правил в 11 веке до нашей эры, через сотни лет после того, как предположительно должна была произойти битва при Сиддиме, но его тезка, Кутир-Наххунте I из династии Суккалма , был современником Хаммурапи , и действительно, его правление в В 19–18 веках до н.э. был единственный раз, когда Элам был одной из доминирующих держав Месопотамии, что соответствует его описанию в Библии. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Приливный

[ редактировать ]

Приливный [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Считается, что это транслитерация Тудхалия – либо относящаяся к первому царю хеттского Нового царства ( Тудхалия I ), либо к протохеттскому царю по имени Тудхалия . В первом случае титул « царь народов» будет относиться к союзникам Хеттского царства, таким как Аммурру и Миттани; у последних термин « гои » имеет значение «они, те люди». аль («их сила») дает ощущение народа или племени, а не королевства. Отсюда и т.д. гои («эти люди создали государство и распространили свою власть»). [ 30 ] Другие отождествляют гоев с хеттами , хурритами и другими группами Центральной Анатолии . [ 17 ] Согласно апокрифу Бытия (столб. 21), гои располагались на земле между двумя реками (т. е. в Месопотамии). Гранерёд предполагает, что гои Тидала могут быть связаны с «островами народов ( гоев )», появляющимися в Бытие 10:5. [ 12 ]

Геополитический контекст

[ редактировать ]

Вассалы/союзники обычно сопровождали могущественного короля во время его завоеваний. Например, в письме примерно 1770 г. до н.э. [ 10 ] сообщая о речи, направленной на то, чтобы убедить кочевые племена признать власть Зимри-Лима Марийского:

Нет короля, который мог бы быть могущественным в одиночку. Десять или пятнадцать царей следуют за Хаммурапи, вавилонянином; столько же следуют за Рим-Сином, человеком из Ларсы, Ибал-пи-Элем, человеком из Эшнунны, и Амут-пи-Элем, человеком из Катны , и двадцать царей следуют за Ярим-Лимом, человеком из Ямхада .

Альянс четырех государств управлял бы городами/странами, которые были распространены на обширной территории: от Элама на крайнем восточном конце Плодородного полумесяца до Анатолии на западной окраине этого региона. Из-за этого существует ограниченный диапазон периодов времени, соответствующих геополитическому контексту Бытия 14. В этом рассказе Кедорлаомер описывается как царь, которому города равнины платят дань. Таким образом, Элам должен быть доминирующей силой в регионе, а остальные три короля, следовательно, будут вассалами Элама и/или торговыми партнерами. [ 10 ]

Торговля

[ редактировать ]

Были периоды, когда Элам был в союзе с Мари посредством торговли. [ 31 ] Мари также имела связи с Сирией и Анатолией, которые, в свою очередь, имели политические, культурные, языковые и военные связи с Ханааном. [ 32 ] Самой ранней зарегистрированной империей была империя Саргона , которая просуществовала до его внука Нарама Сина . [ 10 ]

По словам Кеннета Китчена , [ 33 ] Лучшее соответствие условиям времен Кедорлаомера дает Ур Намму. Мари имел связи с остальной частью Месопотамии посредством торговли в Персидском заливе еще в период Джемдет Насра, но расширение политических связей с Ассирией не происходило до времен Исби-Эрры . [ 10 ] Амореи или МАРТУ также были связаны с хеттами Анатолии торговлей. [ 10 ]

Торговля между хараппской культурой Индии и Джемдет Насром процветала между ок. 2000–1700 гг. до н.э. По мере того как Исин приходил в упадок, состояние Ларсы, расположенной между Эшнунной и Эламом, росло, пока Ларса не была побеждена Хаммурапи. Между 1880 и 1820 годами до нашей эры ассирийская торговля с Анатолией велась, в частности, металлом «аннакум», вероятно, оловом. [ 31 ] [ 34 ] [ 35 ]

Главный торговый путь между Ашуром и Канешем, пролегавший между Тигром и Евфратом, проходил через Харран . Империя Шамши-Адада I и Рим-Сина I включала большую часть северной Месопотамии. Таким образом, Китчен заключает, что это период, когда повествование 14-й главы Бытия близко соответствует событиям времен Шамси Адада и Кедорлаомера. [ 10 ]

Правители региона в ок. 1800 г. до н.э.

[ редактировать ]

Соответствующими правителями региона в то время были:

  • Последний царь Исина Дамик-илишу правил в 1816–1794 гг. [ 10 ]
  • Рим Син I из Ларсы правил в 1822–1763 гг. [ 10 ]
  • Последний король Урука Набиилишу правил в 1802 году. [ 10 ]
  • В Вавилоне Хаммурапи правил в 1792–1750 гг. [ 10 ]
  • В Эшнунне Ибал Пи-Эль II правил около 1762 г. [ 10 ]
  • В Эламе был царь Кудузулуш. [ 10 ]
  • В Ашуре Шамси Адад I правил около 1781-1813 гг. [ 10 ]
  • В Мари Ясмах-Адад правил в 1796–1780 гг., а затем Зимри-Лин в 1779–1757 гг. [ 10 ]

Датировка событий

[ редактировать ]

Когда клинопись была впервые расшифрована в 19 веке, Теофил Пинчес перевел некоторые вавилонские таблички, которые были частью коллекции Спартоли в Британском музее , и полагал, что он нашел в « табличках Кедорлаомера » имена трех «царей Востока». назван в Бытие 14. Поскольку это единственная часть Бытия, которая, кажется, вводит Авраама в более широкую политическую историю, многим экзегетам и ассириологам 19-го и начала 20-го веков казалось, что они предлагают возможность датировать Авраама, если бы рассматриваемые цари только могли быть идентифицированы.

Перевод « Таблеток Кедорлаомера » из собрания Спартоли : [ 36 ] [ 37 ]

По своему твердому совету они провозгласили Кудур-Лагамара, царя Элама. Теперь тот, кто угоден им [-] будет царствовать в Вавилоне, городе Вавилонии (...) Какой есть царь Элама, который обеспечил Эсагилу и... ? Вавилоняне... и [-] их послание: «(Что касается) [слов, которые вы написали: «Я царь, сын царя, из [царского семени]вечного, [воистину] сын дочь короля, сидевшая на царском троне. [Что касается] Дур-шил-илани, сына Эрие[А]ку , который [унес] добычу [-], он воссел на царском троне... [-] [Что касается] нас, то пусть придет король чье [родословие] прочно укоренено] с древних времен, его следует называть владыкой Вавилона (...) Когда плачет хранитель благополучия [-] Защитный дух Эшарры [-] был спугнут. Эламитяне поспешили на злые дела, ибо Господь замыслил зло Вавилону. Когда гений-защитник справедливости отступил в сторону, дух-защитник Эшарры, храма всех богов, был испуган. Эламский враг отобрал его имущество, Энлиль, живший там, пришел в ярость. Когда небеса (?) изменили свой облик, огненный свет и злой ветер стерли их лица. Их боги испугались, они спустились на глубину. Вихри, злые ветры охватили небеса. Создатель Ану (богов) пришел в ярость. Он уменьшил их (небесные) проявления, он опустошил (?) свое (собственное небесное) положение, сожжением святилища Э-ана он уничтожил его замыслы. [-] Эшарра, преисподняя задрожала. [Энлиль?] приказал тотально уничтожить. [Бог] пришел в ярость: он приказал Шумеру сокрушить землю Эн[лила]. Кто из них Кудур-Лагамар, злодей? Поэтому он призвал Умман-человека (да он выровнял), возглавлявшего землю Энлиля, он опустошил (?) [-] на их стороне. Когда [-] К-зида, и Набу, попечитель всех [-] поспешил к [-] Он отправился [выйти] вниз по течению, к океану, Ибби-Туту, который был на море, поспешил на Восток, Он (Набу) пересек море и поселился в чужом жилище. Ритуалы Э-зиды, надежного дома, были мертвенно неподвижны. Эламитянин [враг] выслал свою колесницу и направился вниз по течению к Борсиппе. Он спустился темной дорогой и вошел в Борсиппу. Подлый эламит разрушил его святилище, убил вельмож... оружием, разграбил все храмы. Он взял их имущество и унес в Елам. Он разрушил его стену, он наполнил землю [плачем...] (...) непредусмотрительного государя [-] он сразил оружием Дур-шил-илани, сына Эри-[э]Аку , он разграбил [-] воду над Вавилоном и Эсагилой, он зарезал ее [-] своим оружием, как овец, [-] сжег огнем старых и молодых, [-] оружием, [ -] он истреблял молодых и старых. Туддула, сын Газзы[-], разграбил [-] воду над Вавилоном и Эсагилой, [-] его сын разбил себе голову собственным оружием. [-]его светлость на [обряды] Аннунит[ум] [царь] Элама [-] разграбил великого..., [-] он послал, как потоп, все культовые центры Аккада и их святилища он сжег [огнём]ре Кудур-Лагамар, сын его, рас[ут?] середину свою и сердце железным кинжалом, [-] врага своего он взял и разыскал (?). Злые цари, преступники, [-] взяты в плен. Царь богов Мардук разгневался на них (...) [Совершивший] зло ему [-] его сердце [-] делатель греха не должен [-]

В 1887 году Шрейдер был первым, кто предположил, что Амрафель может быть альтернативным написанием Хаммурапи . [ 38 ] Терминал -bi в конце имени Хаммурапи был замечен как аналог Амрафеля, поскольку клинописный символ -bi также может произноситься как -pi . Были известны таблички, в которых первоначальный символ Хаммурапи, произносимый как kh, означающий Хаммурапи , был опущен, так что произношение Аммурапи было жизнеспособным. Если бы Хаммурапи был обожествлен при жизни или вскоре после этого (добавив к своему имени -ил, чтобы обозначить его божественность), это привело бы к чему-то близкому к библейскому Амрафелу. Чуть позже Жан-Винсент Шейль табличку нашел в Императорском Османском музее в Стамбуле из Хаммурапи, содержащую имя, которое он прочитал как Кудур-нугамар , которого он идентифицировал как Чедорлаомера, и табличку Кудур-Лагамар Пинчеса. Таким образом, к началу 20-го века многие ученые пришли к убеждению, что цари из Быт. 14:1 были идентифицированы: [ 8 ] [ 39 ] в результате получились следующие соответствия: [ 40 ]

Имя из Быт. 14:1. Имя из археологии
Амрафел, царь Сеннаара Хаммурапи («Аммурапи») царь Шумера
Ариох, царь Элласара Эри-я король Ларсы
Кедорлаомер, царь Элама (= Ходологомор в LXX ) Кудур-Лагамар, царь Элама
Прилив, царь наций (т.е. гоев , букв. «Народы») Тудхалия I (сын Газзы), царь хеттов

Сегодня эти попытки датирования представляют собой не более чем исторический курьез. С одной стороны, поскольку научный консенсус по древней истории Ближнего Востока сместился в сторону отнесения Хаммурапи к концу XVIII века (или даже позже), а не к XIX веку, конфессиональные и евангелические богословы обнаружили, что им приходится выбирать между принятием этих отождествлений и признанием библейская хронология; большинство из них не были склонны заявлять, что Библия могла быть ошибочной, и поэтому начали синхронизировать Аврама с империей Саргона I , а работы Шредера, Пинчеса и Шейля потеряли популярность. Между тем, дальнейшие исследования Месопотамии и Сирии во втором тысячелетии до нашей эры подрывают попытки привязать Авраама к определенному веку и рассматривать его как строго историческую фигуру, и, хотя с лингвистической точки зрения это не является неправдоподобным, отождествление Хаммурапи с Амрафелом теперь считается несостоятельным. . [ 41 ]

Одна из современных интерпретаций 14-й главы Бытия резюмирована Майклом Астуром в «Якорном библейском словаре» (св. «Амрафил», «Ариох» и «Кедорлаомер»), который объясняет эту историю как продукт антивавилонской пропаганды во время вавилонского плена в VI веке. из евреев:

После широко принятого, но ошибочного определения Беля м Ту-уд-хул-а с одним из хеттских царей по имени Тудхалия , Тадмор нашел правильное решение, приравняв его к ассирийскому царю Сеннахириму (см. Тидал). Астур (1966) отождествил двух оставшихся царей текстов Кедорлаомера с Тукульти-Нинуртой I Ассирии (см. Ариох ) и с халдейским Меродах-баладаном (см. Амрафель ). Общим знаменателем между этими четырьмя правителями является то, что каждый из них независимо занял Вавилон, угнетал его в большей или меньшей степени и отнял у него священные божественные изображения, в том числе статую его главного бога Мардука; более того, все они пришли к трагическому концу... Все попытки реконструировать связь между текстами Кедорлаомера и 14-й главой Бытия остаются спекулятивными. Однако имеющиеся доказательства, похоже, согласуются со следующей гипотезой: еврей в Вавилоне, знавший аккадский язык и клинопись, нашел в ранней версии текстов Кедорлаомера определенные вещи, соответствующие его антивавилонским чувствам. [ 42 ]

Сейчас считается, что «таблички Кедорлаомера» относятся к VII или VI веку до нашей эры, через тысячелетие после времен Хаммурапи , но примерно в то время, когда, как полагают, были записаны основные элементы Книги Бытия. Другой выдающийся ученый считает связь между табличкой и книгой Бытия спекулятивной, но идентифицирует Тудхулу как завуалированную ссылку на Сеннахирима Ассирии, а Кедорлаомера - как «воспоминание о царе Элама XII века до нашей эры, который недолго правил Вавилоном». [ 23 ] Аналогично, в 1898 году Л. В. Кинг показал, что прочтение Шейлом Кудур-нугамара на табличке Хаммурапи было неправильным прочтением имени Инухасамар . [ 43 ] [ 44 ]

Последняя серьезная попытка отнести исторического Авраама ко второму тысячелетию произошла после открытия имени Авираму в вавилонских контрактах примерно за 2000 г. до н. э., но эта линия аргументации потеряла свою силу, когда было показано, что это имя было также распространено в первое тысячелетие, [ 45 ] оставив патриархальные повествования в относительной библейской хронологии, но без привязки к известной истории Ближнего Востока.

Некоторые ученые с этим не согласны: Китчен утверждает, что единственный известный исторический период, когда царь Элама , находясь в союзе с Ларсой, смог привлечь хеттского царя и царя Эшунны в качестве партнеров и союзников в войне против ханаанских городов, приходится на время Старого Вавилона около 1822–1764 гг. До н.э. Это когда Вавилон находится под властью Хаммурапи, а Рим Син I (Эри-Аку) контролирует Мари, которая связана торговлей с хеттами и другими союзниками на всем протяжении Евфрата. Эта торговля упоминается в марийских письмах, источнике, который документирует геополитические отношения, относящиеся к тому времени, когда корабли Дилмуна, Маккана и Мелухи пришвартовались у причалов Агаде во времена Саргона. В период Старого Вавилона , около 1822–1764 гг. до н.э., Рим Син I (Эри-Аку) объединил царей Сиро-Анатолии, чьи королевства располагались на Евфрате, в коалицию, ориентированную на Мари , царем которой был Шамси Адад. Китчен использует геополитический контекст, цену рабов и природу заветов, заключенных Авраамом, чтобы датировать события, с которыми он сталкивается. Он рассматривает заветы между Авраамом и другими персонажами, с которыми он встречался в различные моменты путешествий Авраама, как датируемые текстовые артефакты, имеющие форму юридических документов, которые можно сравнить с формой юридических документов разных периодов. [ 33 ] Особый интерес представляют отношения Авраама и его жены Сарры. Когда Сарра оказывается бесплодной, она предлагает Аврааму свою служанку Агарь , чтобы она подарила ему наследника. Такое расположение, наряду с другими аспектами заветов Авраама, привело Китчена к относительно узкому диапазону дат, который, по его мнению, соответствует времени Хаммурапи. [ 33 ]

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Сьюзан Брейфорд (2007). Бытие . Серия комментариев к Септуагинте. БРИЛЛ. п. 293. ИСБН  978-90-04-15552-7 .
  2. ^ Рональд Хендель (2012). «Исторический контекст» . У Крейга А. Эванса; Джоэл Н. Лор; Дэвид Л. Петерсен (ред.). Книга Бытия: состав, восприятие и интерпретация . БРИЛЛ. п. 64. ИСБН  978-90-04-22653-1 . В настоящее время существует общее мнение, что в книге Бытия мало или совсем нет исторических воспоминаний о доизраильских событиях.
  3. ^ Бытие 14: 1–7.
  4. ^ Перейти обратно: а б Фридман, Майерс и Бек. Библейский словарь Эрдмана , 2000, ( ISBN   0802824005 , ISBN   978-0-8028-2400-4 ), с. 1218, Сиддим, Долина
  5. ^ Бытие 14: 10–12.
  6. ^ Бытие 14: 13–17.
  7. ^ Бытие 14: 18–20.
  8. ^ Перейти обратно: а б Общественное достояние Уссани, Габриэль (1907). «Амрафэль» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  9. ^ Еврейская энциклопедия
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Майкл Роуф «Кембриджский атлас археологии - списки королей, стр. 111 и стр. 108–123».
  11. ^ Роберт Норт (1993). «Авраам». У Брюса М. Мецгера; Майкл Д. Куган (ред.). Оксфордский справочник Библии. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 5. ISBN   0-19-504645-5 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Гард Гранерёд (26 марта 2010 г.). Авраам и Мелхиседек: Деятельность переписчиков времен Второго Храма в Бытие 14 и Псалме 110. Вальтер де Грюйтер. стр. 118-121. ISBN   978-3-11-022346-0 .
  13. ^ Олбрайт, ВФ (1924). «Шинар-Шандар и его монарх Амрафел» . Американский журнал семитских языков и литератур . 40 (2): 125–133. дои : 10.1086/370017 . ISSN   1062-0516 .
  14. ^ Рол, Дэвид (2010). Лорды Авариса . Случайный дом. п. 294.
  15. ^ Перейти обратно: а б Уолтон, Джон Х. и Крейг С. Кинер. Культурные традиции NRSV. Изучение Библии: оживление древнего мира Священного Писания . Зондерван, 2019. с. 39.
  16. ^ Сетерс, Джон Ван (1975). Авраам в истории и традиции . Издательство Йельского университета. ISBN   978-0-300-01792-2 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Далли, Стефани (2021). Город Вавилон: История, ок. 2000 г. до н. э. – 116 г. н. э . Издательство Кембриджского университета. стр. 319–321. ISBN  9781107136274 .
  18. ^ К. А. Китчен, О достоверности Ветхого Завета [OROT], William B. Eerdmans Publishing, 2003. с. 320.
  19. ^ Дюран, Жан-Мари (2005). «De l'époque amorrite à la Bible: le cas d'Arriyuk» . В Когане Леонид Ефимович (ред.). Воспоминания Игоря Михайловича Дьяконова . Бабель и Бибель (на французском языке). Том 2. Айзенбрауны. стр. 59–69. ISBN  978-1-57506-123-8 .
  20. ^ «Кедорлаомер» на JewishEncyclepedia.com
  21. ^ Кудур-Лагамар из «Истории Египта» Г. Масперо
  22. ^ КА Кухня (2003). О достоверности Ветхого Завета . Вм. Б. Эрдманс. п. 569.
  23. ^ Перейти обратно: а б Хендель, Рональд (1994). «В поисках исторических воспоминаний в патриархальных повествованиях». Обзор библейской археологии. 21 (4): 52–59, 70–72.
  24. ^ Де Греф, Кэтрин. 2018. «В тавернах, когда Сумус: О тавернах, женщинах Надитуме и Кагуме в старовавилонском Сиппаре». В книге «Гендер и методология на древнем Ближнем Востоке: подходы ассириологии и за его пределами», под редакцией Стефани Линн Будин и др., 136. Barcino Monographica Orientalia 10. Барселона: Университет Барселоны.
  25. ^ Поттс, Дэниел Т. 2012. «Эламиты». В Оксфордском справочнике по истории Ирана под редакцией Тураджа Дарьяи и Турага Дарьяи, 43–44. Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  26. ^ Шарпен, Доминик. 2012а. «Анси говорит об императоре по поводу переписки суккал-мах». В Сузах и Эламе. Археологические, филологические, исторические и географические перспективы: материалы международного конгресса, состоявшегося в Гентском университете, 14–17 декабря 2009 г., под редакцией Катриен Де Граф и Яна Тавернье, 352. Лейден: Brill.
  27. ^ Аккадский tD («растянулись»)
  28. ^ (аккадская глагольная основа интенсивная, рефлексивная, выражающая возникновение государства)
  29. ^ тД
  30. ^ Фридман, Мейерс и Бек. Библейский словарь Эрдмана ( ISBN   0802824005 , ISBN   978-0-8028-2400-4 ), 2000, стр.232.
  31. ^ Перейти обратно: а б Халифа, Шайка Хайя Али Аль; Райс, Майкл (1986). Бахрейн сквозь века . КПЭ. ISBN  0-7103-0112-Х .
  32. ^ Марийские письма
  33. ^ Перейти обратно: а б с Китчен, Кеннет А. «Патриархальная эпоха: миф или история?» Архивировано 18 июля 2011 г. в Wayback Machine в Шанксе, Гершель (ред.) Biblical Archeology Review 21:02 (март/апрель 1995 г.).
  34. ^ Наим, доктор. Мухаммед Абдул (1990). Предыстория и протоистория Аравийского полуострова . Хайдарабад.
  35. ^ Роаф, Майкл (1990). Культурный атлас Месопотамии и Древнего Ближнего Востока . Равноденствие. ISBN  0-8160-2218-6 .
  36. ^ Герту, Жерар (2015). Авраам и Кедорлаомер: хронологические, исторические и археологические свидетельства . Лулу.com. стр. 27-28. ISBN   978-1329553538 .
  37. ^ Пинчес, Теофил (1908). Ветхий Завет в свете исторических записей и легенд Ассирии и Вавилонии (третье изд.). Лондон: Общество распространения христианских знаний. стр. 223-233.
  38. ^ Орр, Джеймс, изд. (1915). «Хаммурапи». Международная стандартная библейская энциклопедия .
  39. ^ Пинчес, Теофил (1908). Ветхий Завет в свете исторических записей и легенд Ассирии и Вавилонии (третье изд.). Лондон: Общество распространения христианских знаний.
  40. ^ Маккензи, Дональд (1915). «Золотой век Вавилонии». Мифы Вавилонии и Ассирии . п. 247. Отождествление Хаммурапи с Амрафелом сейчас общепринято.
  41. ^ Браунинг, WRF (2009). «Амрафэль». Библейский словарь (второе изд.). Издательство Оксфордского университета, США. ISBN  978-0-19-158506-7 . Идентификация, когда-то популярная, что этот Амрафел был знаменитым Хаммурапи Вавилонского (1728–1686 гг. до н.э.), несостоятельна ... Большинство ученых сомневаются, что Бытие 14 описывает исторические события.
  42. ^ Библейский словарь Anchor , св. "Кедорлаомер"
  43. ^ Кинг, LW (1898). Письма и надписи Хаммурапи, царя Вавилона, около 2200 г. до н.э.: к которым добавлена ​​серия писем других царей Первой вавилонской династии . Семитский текст и серия переводов Лузака. Лузак и компания. стр. XXV–XXXVI . Проверено 30 июня 2024 г.
  44. ^ Семинария Св. Иосифа (Йонкерс, Нью-Йорк) (1907 г.). Нью-Йоркское обозрение . Семинария Святого Иосифа. стр. 240–241 . Проверено 30 июня 2024 г.
  45. ^ Томпсон, Томас (2002). Историчность патриархальных повествований: поиск исторического Авраама . Вэлли-Фордж, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN  1-56338-389-6 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e8109b4817d3a6a08f9fe449ffa9478__1721634540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/78/8e8109b4817d3a6a08f9fe449ffa9478.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Siddim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)