Jump to content

Подземный мир Древней Месопотамии

(Перенаправлено из шумерского преисподней )
Отпечаток древней шумерской цилиндрической печати, изображающий бога Думузида, которого пытали в подземном мире галла- демоны.

Древний месопотамский подземный мир (известный по- шумерски как Кур , Иркалла , Кукку , Арали или Кигал , а по -аккадски как Эршету ) был самой нижней частью древнего ближневосточного космоса , примерно параллельной региону, известному как Тартар из ранней греческой космологии. . Ее описывали как темную, унылую пещеру, расположенную глубоко под землей. [1] [2] Считалось, что жители продолжают «транспозиционную версию жизни на Земле». [1] Единственной едой и питьем была сухая пыль, но члены семьи умершего выливали священные минеральные возлияния им из земли . В шумерском подземном мире изначально считалось, что окончательного приговора над умершим не выносится и мертвые не наказываются и не вознаграждаются за свои деяния при жизни.

Правительницей подземного мира была богиня Эрешкигаль , жившая во дворце Ганзир , иногда используемом как название самого подземного мира. Ее мужем был либо Гугаланна , «инспектор каналов Ану», либо, особенно в более поздних историях, Нергал , бог войны. После аккадского периода ( ок. 2334–2154 до н. э.) Нергал иногда брал на себя роль правителя подземного мира. Семь врат подземного мира охраняет привратник, которого по-шумерски зовут Нети . Бог Намтар Эрешкигаль действует как суккал , или божественный помощник. Умирающий бог Думузид проводит половину года в подземном мире, а в течение другой половины его место занимает его сестра, богиня-писец Гештинанна , записывающая имена умерших. Подземный мир также был обителью различных демонов, в том числе отвратительного пожирателя детей Ламашту , грозного демона ветра и бога-защитника Пазузу , а также галлы , утаскивавшей смертных в подземный мир.

было У шумеров большое количество различных имен, которые они применяли к подземному миру, включая Арали , Иркалла , Кукку , Кур , Кигал и Ганзир . [3] Все эти термины позже были заимствованы на аккадский язык. [3] В остальное время подземный мир назывался просто словами, означающими «земля» или «песок», включая термины Кур и Ки на шумерском языке и слово эрсету на аккадском языке. [3] Когда слово Кур используется по отношению к подземному миру, оно обычно означает «земля». [3] [4] [а] но иногда это значение путают с другим возможным значением слова Кур как «гора». [3] Клинописный знак Кура был идеографически написан клинописным знаком 𒆳, пиктограммой горы. [7] Иногда подземный мир называют «страной невозврата», «пустыней» или «нижним миром». [3] Самое распространенное название земли и подземного мира на аккадском языке эрсету , [8] но есть и другие названия подземного мира: аммату , арали / аралли , бит. д думузи («Дом Думузи »), danninu , erṣetu la tàri («Земля невозврата»), ganzer / kanisurra , ḫaštu , irkalla , kiūru , kukkû («Тьма»), kurnugû («Земля невозврата»), ламму , мату шаплиту и каккару . [8] В мифе « Нергал и Эрешкигаль » он также упоминается как Курнуги . [9]

Деталь панели «Мир» штандарта Ура с Королевского кладбища в Уре , изображающая человека, играющего на лире. Шумеры верили, что для самых привилегированных людей музыка может облегчить мрачные условия подземного мира. [10]

Все души отправились в один и тот же загробный мир, [1] [3] и действия человека в течение жизни не повлияли на то, как с ним будут обращаться в будущем мире. [1] В отличие от загробной жизни древнего Египта , здесь не было процесса суждения или оценки умершего; [3] они просто предстали перед Эрешкигаль, которая объявила их мертвыми, [3] и их имена будут записаны богиней-писцом Гештинанной . [3] Считалось, что души в Куре не едят ничего, кроме сухой пыли. [11] и члены семьи умершего ритуально лили возлияния в могилу умершего через глиняную трубку, тем самым позволяя мертвому пить. [12] По этой причине считалось необходимым иметь как можно больше потомков, чтобы потомки могли продолжать приносить умершему возлияния в течение многих лет. [13] Те, кто умер без потомков, больше всего страдали бы в подземном мире, потому что им вообще нечего было бы пить, [14] и считалось, что они преследуют живых. [15] Иногда мертвых описывают обнаженными или одетыми в перья, как у птиц. [3]

Тем не менее, существуют предположения, согласно которым сокровища в богатых могилах предназначались в качестве подношений Уту и ануннакам , чтобы покойный получал особые благосклонности в подземном мире. [2] Во времена Третьей династии Ура ( ок. 2112 – ок. 2004 до н. э.) считалось, что обращение с человеком в загробной жизни зависит от того, как он был похоронен; [12] с теми, кого похоронили роскошно, будут обращаться хорошо, [12] но тем, кого похоронили плохо, придется плохо. [12] Те, кто не был похоронен должным образом, например, те, кто погиб в огне и чьи тела были сожжены, или те, кто умер в одиночестве в пустыне, вообще не существовали бы в подземном мире, а просто прекратили бы свое существование. [14] Шумеры верили, что для самых привилегированных людей музыка может облегчить мрачные условия подземного мира. [10]

География

[ редактировать ]

Лестница вела вниз к вратам подземного мира. [3] Сам подземный мир обычно расположен даже глубже под землей, чем Абзу , водоем с пресной водой, который, как полагали древние месопотамцы, находился глубоко под землей. [3] Однако в других, противоречивых традициях он, похоже, расположен в отдаленном и недоступном месте на Земле, возможно, где-то на крайнем западе. [3] На эту альтернативную традицию намекает тот факт, что подземный мир иногда называют «пустыней». [3] и тем, что настоящие реки, расположенные далеко от Шумера, иногда называют «реками подземного мира». [3] Считалось, что в подземном мире есть семь врат, через которые должна пройти душа. [1] Все семь ворот были защищены засовами . [16] Бог Нети был привратником. [17] [18] , или посланником Эрешкигаль Суккалом , был бог Намтар . [19] [17] Дворец Эрешкигаль назывался Ганзир. [16]

Считалось , что ночью бог Солнца Уту путешествовал по подземному миру, направляясь на восток, готовясь к восходу солнца. [20] В одном шумерском литературном произведении упоминается Уту, освещающий подземный мир и выносящий там приговор. [21] а в Гимне Шамаш 31 (BWL 126) говорится, что Уту служит судьей мертвых в подземном мире наряду с малку , кусу и ануннаками . [21] Считалось, что на своем пути через подземный мир Уту проходил через сад бога Солнца. [20] в котором росли деревья, плодами которых были драгоценные камни. [20] Шумерский гимн «Инанна и Уту» содержит этиологический миф , в котором сестра Уту Инанна умоляет брата Уту отвезти ее в Кур. [22] чтобы она вкусила плода дерева, которое там растет, [22] который раскроет ей все тайны секса. [22] Уту подчиняется, и в Куре Инанна пробует плод и узнает о сексе. [22]

Эрешкигаль и семья

[ редактировать ]
« Царица Ночной помощи » ( ок. девятнадцатого или восемнадцатого века до нашей эры), которая, как полагают, представляет либо Эрешкигаль, либо ее младшую сестру Инанну.

Древние месопотамцы считали, что ряд божеств обитают в подземном мире. [3] Царицей подземного мира была богиня Эрешкигаль. [16] [17] [1] Считалось, что она жила во дворце, известном как Ганзир. [16] В более ранних историях ее муж — Гугаланна , [16] но в более поздних мифах ее мужем является бог Нергал . [16] [17] Ее привратником был бог Нети. [17] а ее суккал — бог Намтар . [16] В стихотворении « Сошествие Инанны в подземный мир » Эрешкигаль описывается как «старшая сестра» Инанны. [23]

Гугаланна — первый муж Эрешкигаль, королевы подземного мира. [16] Его имя, вероятно, первоначально означало «инспектор каналов Ана». [16] и он может быть просто альтернативным именем Эннуги . [16] Сын Эрешкигаль и Гугаланны — Ниназу . [16] В «Сошествии Инанны в подземный мир » Инанна сообщает привратнику Нети, что спускается в подземный мир, чтобы присутствовать на похоронах «Гугаланны, мужа моей старшей сестры Эрешкигаль». [16] [24] [23]

В аккадский период ( ок. 2334 – 2154 гг. до н. э.) роль Эрешкигаля как правителя подземного мира была возложена на Нергала, бога смерти. [1] [17] Аккадцы попытались гармонизировать это двойное правление подземным миром, сделав Нергала Эрешкигаль мужем. [1] Нергал — божество, которое чаще всего называют мужем Эрешкигаль. [25] Его также ассоциировали с лесными пожарами (и отождествляли с богом огня Гибилом) . [26] ), лихорадки, эпидемии и войны. [25] В мифах он вызывает разрушения и опустошения. [25]

Ниназу — сын Эрешкигаль и отец Нингишзида . [27] Он тесно связан с преступным миром. [27] Ему в основном поклонялись в Эшнунне в третьем тысячелетии до нашей эры, но позже его вытеснил хурритский бог бури Тишпак . [27] Богу по имени Ниназу также поклонялись в Энеги на юге Шумера. [27] но это может быть другой местный бог с тем же именем. [27] Его божественным зверем был мушушу , разновидность дракона, которого позже отдали Тишпаку, а затем Мардуку. [27]

Нингишзида — бог, который обычно живет в подземном мире. [28] Он сын Ниназу, и его имя может быть этимологически образовано от фразы, означающей «Повелитель Доброго Дерева». [28] В шумерской поэме «Смерть Гильгамеша » герой Гильгамеш умирает и встречает Нингишзиду вместе с Думузидом в подземном мире. [29] Гудеа , шумерский царь города-государства Лагаш , почитал Нингишзиду как своего личного защитника. [29] В мифе об Адапе Думузид и Нингишзида описаны как охраняющие врата высочайшего Неба. [30] Нингишзида была связана с созвездием Гидры . [31]

Другие божества подземного мира

[ редактировать ]
Терракотовая мемориальная доска, относящаяся к периоду амореев ( ок. 2000–1600 до н. э.), изображающая мертвого бога (вероятно, Думузида), покоящегося в своем гробу.

Думузид, позже известный под искаженной формой Таммуза, — древний месопотамский бог пастухов. [32] и главный супруг богини Инанны. [32] Его сестра — богиня Гештинанна. [32] [33] Помимо того, что Думузид был богом пастухов, он также был сельскохозяйственным божеством, связанным с ростом растений. [34] [35] Древние народы Ближнего Востока ассоциировали Думузид с весной, когда земля была плодородной и изобильной. [34] [36] но в летние месяцы, когда земля была сухой и бесплодной, считалось, что Думузид «умер». [34] [37] В течение месяца Думузид , который приходился на середину лета, люди по всему Шумеру оплакивали его смерть. [38] [39] Вокруг его смерти по всему Ближнему Востоку ходило огромное количество популярных историй. [38] [39]

Гештинанна — сельская богиня земледелия, которую иногда связывают с толкованием снов . [40] Она сестра Думузида, бога пастухов. [40] В одной из историй она защищает своего брата, когда демоны галла приходят, чтобы утащить его в подземный мир, пряча его последовательно в четырех разных местах. [40] В другой версии истории она отказывается рассказать галле , где он прячется, даже после того, как ее пытают. [40] В конце концов галла забирают Думузида после того , как его предал неназванный «друг». [40] но Инанна постановляет, что он и Гештинанна будут меняться местами каждые шесть месяцев, каждый из которых проводит полгода в подземном мире, а другой остается на Небесах. [40] Пока она находится в подземном мире, Гештинанна служит писцом Эрешкигаль. [40]

Лугал-ирра и Месламта-эа — совокупность богов-близнецов, которым поклонялись в деревне Кисига, расположенной в северной Вавилонии . [41] Их считали стражами дверных проемов. [42] и, возможно, первоначально их представляли как пару близнецов, охраняющих врата подземного мира, которые рубили мертвецов на куски, когда они проходили через врата. [43] В неоассирийский период (911–609 гг. До н.э.) их небольшие изображения хоронили у входов. [42] Лугал-ирра всегда слева, а Месламта-еа всегда справа. [42] Они идентичны и изображены в рогатых шапках, каждый держит топор и булаву. [42] Их отождествляют с созвездием Близнецов , названным в их честь. [42]

Нети – страж подземного мира. [44] В истории « Сошествие Инанны в подземный мир » он проводит Инанну через семь врат подземного мира. [44] [45] снимая по одной одежде у каждых ворот, чтобы, когда она предстанет перед Эрешкигаль, она была обнажена и символически бессильна. [44] [45] Белет-Сери хтоническая богиня подземного мира, которая, как считалось, записывала имена умерших, когда они входили в подземный мир. [46] Энмесарра — второстепенное божество подземного мира. [47] Говорят, что семь или восемь других второстепенных божеств были его потомками. [47] Его символом был сушшуру (разновидность голубя ). [47] В одном из заклинаний Энмесарра и Нинмешарра, его женский аналог, упоминаются как предки Энки и первобытные божества. [47] Эннуги - «инспектор каналов богов». [16] Он сын Энлиля или Энмесарры. [16] а его жена — богиня Нанибгал . [16] Он связан с подземным миром [47] и это может быть Гугаланна, первый муж Эрешкигаль, под другим именем. [16]

Бронзовая статуэтка Пазузу ( ок. 800 – ок. 700 до н.э.)
Крупный план Ламашту на свинцовой защитной табличке неоассирийского периода (911–609 до н. э.)

Древние месопотамцы также верили, что подземный мир является домом для множества демонов. [3] которых иногда называют «потомками арали ». [3] Эти демоны иногда могли покидать подземный мир и терроризировать смертных на земле. [3] Один класс демонов, которые, как полагали, обитали в подземном мире, был известен как галла ; [48] их основной целью, судя по всему, было перетащить несчастных смертных обратно в Кур. [48] Они часто упоминаются в магических текстах. [49] а в некоторых текстах их семь. [49] В нескольких дошедших до нас стихотворениях описывается галла, утаскивающая бога Думузида в подземный мир. [18] Однако, как и другие демоны, галла могла быть и доброжелательной. [18] а в гимне короля Гудеа из Лагаша ( ок. до н. э.) второстепенный бог по имени Иг-алима описывается как «великая галла Гирсу 2144–2124 ». [18] Демоны не имели культа в Месопотамии, поскольку демоны «не знают еды, не знают питья, не едят мучных приношений и не пьют возлияний». религиозной практике [50]

Ламашту была демонической богиней с «головой льва, ослиными зубами, обнаженной грудью, волосатым телом, руками, испачканными (кровью?), длинными пальцами и ногтями и ногами Анзу ». [51] Считалось, что она питается кровью человеческих младенцев. [51] и его многие обвиняли как причину выкидышей и детской смертности . [51] Хотя Ламашту традиционно считали демоницей, [52] тот факт, что она могла причинять зло самостоятельно, без разрешения других божеств, убедительно указывает на то, что ее считали самостоятельной богиней. [51] Месопотамские народы защищались от нее с помощью амулетов и талисманов . [51] Считалось, что она плыла на своей лодке по реке подземного мира. [51] и она ассоциировалась с ослами. [51] Считалось, что она дочь Ана . [51]

Пазузу — демонический бог, который был хорошо известен вавилонянам и ассирийцам на протяжении первого тысячелетия до нашей эры. [53] Он показан с «довольно собачьей мордой с ненормально выпученными глазами, чешуйчатым телом, змееголовым пенисом, птичьими когтями и обычно крыльями». [53] Считалось, что он был сыном бога Ханби . [54] Его обычно считали злым, [53] но иногда он также мог быть благотворным существом, защищающим от ветров, несущих мор. [53] и считалось, что он сможет заставить Ламашту вернуться в подземный мир. [55] Амулеты с его изображением размещались в жилищах, чтобы защитить младенцев от Ламашту. [54] а беременные женщины часто носили амулеты с его головой в качестве защиты от нее. [54]

Имя Шул-па-э означает «юный блеск», но его не считали юным богом. [56] Согласно одной традиции, он был супругом Нинхурсаг, традиция, которая противоречит обычному изображению Энки как супруга Нинхурсаг. [56] [57] В одной шумерской поэме Шул-па-э приносят подношения в подземном мире, а в более поздней мифологии он был одним из демонов подземного мира. [56]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В своей книге «Шумерская мифология» , впервые опубликованной в 1944 году и переработанной в 1961 году, учёный Сэмюэл Ной Крамер утверждал, что Кур мог также относиться к личному существу, чудовищному драконоподобному существу, аналогичному вавилонской Тиамат . [5] но эта интерпретация была опровергнута как необоснованная Торкильдом Якобсеном в его эссе «Шумерская мифология: обзорная статья». [6] и не упоминается в более поздних источниках.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Чокси 2014г .
  2. ^ Jump up to: а б Баррет 2007 , стр. 7–65.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Черное и зеленое 1992 , с. 180.
  4. ^ Крамер 1961 , с. 76.
  5. ^ Крамер 1961 , стр. 76–83.
  6. ^ Якобсен 2008a , стр. 121–126.
  7. ^ Крамер 1961 , с. 110.
  8. ^ Jump up to: а б Горовиц 1998 , стр. 268–269.
  9. ^ Далли 2008 , с. 169.
  10. ^ Jump up to: а б Черное и зеленое 1992 , с. 25.
  11. ^ Black & Green 1992 , стр. 58, 180.
  12. ^ Jump up to: а б с д Черное и зеленое 1992 , с. 58.
  13. ^ Black & Green 1992 , стр. 180–181.
  14. ^ Jump up to: а б Черное и зеленое 1992 , с. 181.
  15. ^ Black & Green 1992 , стр. 88–89.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Черное и зеленое 1992 , с. 77.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Немет-Нежат 1998 , с. 184.
  18. ^ Jump up to: а б с д Черное и зеленое 1992 , с. 86.
  19. ^ Черное и зеленое 1992 , с. 134.
  20. ^ Jump up to: а б с Голландия 2009 , с. 115.
  21. ^ Jump up to: а б Горовиц 1998 , с. 352.
  22. ^ Jump up to: а б с д Лейк 1998 , с. 91.
  23. ^ Jump up to: а б Волькштейн и Крамер 1983 , с. 55.
  24. ^ Крамер 1961 , с. 90.
  25. ^ Jump up to: а б с Черное и зеленое 1992 , с. 136.
  26. ^ Касак и Виде 2001 , с. 28.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж Черное и зеленое 1992 , с. 137.
  28. ^ Jump up to: а б Черное и зеленое 1992 , с. 138.
  29. ^ Jump up to: а б Черное и зеленое 1992 , с. 139.
  30. ^ Black & Green 1992 , стр. 139–140.
  31. ^ Черное и зеленое 1992 , с. 140.
  32. ^ Jump up to: а б с Черное и зеленое 1992 , с. 72.
  33. ^ Волькштейн и Крамер 1983 , стр. 74–84.
  34. ^ Jump up to: а б с Акерман 2006 , с. 116.
  35. ^ Якобсен 2008b , стр. 87–88.
  36. ^ Якобсен 2008b , стр. 83–84.
  37. ^ Якобсен 2008b , стр. 83–87.
  38. ^ Jump up to: а б Черное и зеленое 1992 , с. 73.
  39. ^ Jump up to: а б Якобсен 2008b , стр. 74–84.
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж г Черное и зеленое 1992 , с. 88.
  41. ^ Черное и зеленое 1992 , с. 123.
  42. ^ Jump up to: а б с д и Черное и зеленое 1992 , с. 124.
  43. ^ Black & Green 1992 , стр. 123–124.
  44. ^ Jump up to: а б с Крамер 1961 , с. 87.
  45. ^ Jump up to: а б Волькштейн и Крамер 1983 , стр. 157–159.
  46. ^ Джордан 2002 , с. 48.
  47. ^ Jump up to: а б с д и Черное и зеленое 1992 , с. 76.
  48. ^ Jump up to: а б Черное и зеленое 1992 , с. 85.
  49. ^ Jump up to: а б Black & Green 1992 , стр. 85–86.
  50. ^ см . строка 295 в «Сошествии Инанны в преисподнюю»
  51. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Черное и зеленое 1992 , с. 116.
  52. ^ Black & Green 1992 , стр. 115–116.
  53. ^ Jump up to: а б с д Черное и зеленое 1992 , с. 147.
  54. ^ Jump up to: а б с Черное и зеленое 1992 , с. 148.
  55. ^ Black & Green 1992 , стр. 147–148.
  56. ^ Jump up to: а б с Черное и зеленое 1992 , с. 173.
  57. ^ Джордж 1999 , с. 225.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 90dc3963f6ad72204aed3fe7b8b656e6__1722364740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/e6/90dc3963f6ad72204aed3fe7b8b656e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ancient Mesopotamian underworld - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)