Дэни люди
Хубула, Балим, Бест | |
---|---|
Общая численность населения | |
90,000 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Индонезия ( Нагорное Папуа ) | |
Языки | |
Гранд Вэлли Дани , индонезийский язык | |
Религия | |
Христианство (особенно протестантское ), Ислам | |
Родственные этнические группы | |
Люди Хупла , Люди Лани , Люди Ндуга , Люди Валак , Люди Вано , Люди Яли |
Дани Ндани (также пишется как ) — этническая группа из Центрального нагорья Западной Новой Гвинеи в долине Балием , Хайленд Папуа , Индонезия . В долине Балием проживает около 100 000 человек, состоящих из представителей племен дани в нижней и верхней частях долины по 20 000 и 50 000 в средней части (всего 90 000 человек). В районах к западу от долины Балием проживает около 180 000 представителей народа лани , неправильно называемого «западным дани». [ 1 ] Всех жителей долины Балием и прилегающих территорий часто называют дани , поэтому их также иногда путают с другими горными племенами, такими как лани на западе; Валак на севере; Ндуга, Мек и Яли на юге и востоке. [ 2 ]
Это одно из самых густонаселенных племен в горной местности, разбросанное по горной местности. Дани - одна из самых известных этнических групп в Папуа из-за относительно большого количества туристов, посещающих долину Балием, где они преобладают. Ндани, означающее «народ востока», — это имя, данное Лани, живущему к востоку от Мони , которое в то время неправильно понималось как относящееся ко всем жителям долины Балием . [ 3 ] и хотя они называют себя Хубула (или Хувулра, Хугула, Хубла ), [ 4 ] они были известны как Дэни после экспедиции Смитсоновского института и голландского колониального правительства в Новую Гвинею в 1926 году под руководством Мэтью Стирлинга, который посетил Мони. [ 5 ] [ 2 ]
Язык
[ редактировать ]Лингвисты выделяют как минимум четыре подгруппы языков дани или языков долины Балием: [ 6 ]
- Их язык
- Нггемский язык
- Центральный Дани
- Гранд Вэлли Дэни :
- Дани Нижне-Гранд-Вэлли (20 000 говорящих) и язык хупла
- Мид-Гранд Вэлли Дани (50 000 говорящих)
- Дани Верхней Гранд-Вэлли (20 000 говорящих)
- Лани или западный дани (180 000 говорящих) и язык валак
- Гранд Вэлли Дэни :
- Переключить язык :
В языках дани различают только два основных цвета: мили для холодных/темных оттенков, таких как синий, зеленый и черный, и мола для теплых/светлых цветов, таких как красный, желтый и белый. Эта черта делает его интересной областью исследований для языковых психологов, например Элеоноры Рош , стремящейся узнать, существует ли связь между образом мышления и языком.
Первый контакт с европейцами
[ редактировать ]Небольшая маргинальная группа дани (технически Ндуга ), жившая к югу от Пунчак-Трикора и представлявшая себя племенами Песегем и Хорип, была встречена 29 октября 1909 года Второй экспедицией на юг Новой Гвинеи под руководством Хендрикуса Альберта Лоренца , который остался несколько ночей в своей деревне. Первый контакт с густонаселенными западными дани ( лани ) был осуществлен в октябре 1920 года во время экспедиции в Центральную Новую Гвинею , в ходе которой группа исследователей в течение шести месяцев оставалась с ними на их фермах в верховьях долины реки Сварт (ныне долина Толи , регентство Толикара). ). Гранд -Вэлли была замечена только 23 июня 1938 года с самолета PBY Catalina Ричардом Арчболдом , который наткнулся на долину во время изучения высокогорной растительности в горах Джаявиджая . [ 7 ]
Первыми белыми людьми, жившими среди дани, были Джон и Хелен Деккер. [ 8 ] под чьим служением христианское население среди дани выросло до 13 000 человек. [ 9 ]
Культура
[ редактировать ]Сладкий картофель играет важную роль в местной культуре , являясь наиболее важным инструментом, используемым в бартере , особенно в сфере приданого . свиней Точно так же праздники чрезвычайно важны для совместного празднования событий; Успех застолья, а также успех деревенского деятеля (влиятельного человека) или организатора часто измеряется количеством забитых свиней.
Дани используют метод земляной печи (называемый бакар бату или барапен ) для приготовления свиней и их основных культур, таких как сладкий картофель , бананы и маниока . Они нагревают камни в огне до тех пор, пока они не станут очень горячими, и выстилают некоторыми из них яму. Кусочки мяса и кусочки сладкого картофеля или банана заворачивают в банановые листья , пакеты с продуктами опускают в яму, сверху кладут еще горячие камни, а яму накрывают травой и накрывают крышкой для сохранения пара. пару часов и еда готова к употреблению. Свиньи слишком ценны, чтобы их можно было подавать регулярно, и их приберегают только для особых случаев. Ритуальные небольшие войны между соперничающими деревнями были неотъемлемой частью традиционной культуры дани, в ходе которой много времени тратилось на подготовку оружия и лечение полученных травм. В 1966 году произошла резня, в результате которой в результате нападения вражеского клана погибло 125 человек. [ 10 ] Обычно в бою упор делается на оскорбление врага и ранение или убийство символических жертв, а не на захват территории или собственности или завоевание вражеской деревни. Такие бои больше не ведутся.
Этнографические исследования
[ редактировать ]В 1961 году, будучи участником исследования Гарварда-Пибоди, кинорежиссер Роберт Гарднер начал снимать дани долины реки Балием, особенно в округах Курулу и Вита-Вая, Регентство Джаявиджайя . в 1965 году он создал фильм « Мертвые птицы» На основе этого опыта . Гарднер подчеркивает темы смерти и людей-птиц в культуре дани. «Мертвые птицы» или «мертвецы» — это термины, которые дани используют для обозначения оружия и украшений, отнятых у врага во время битвы ( вим ). Эти трофеи выставляются во время двухдневного танца победы ( эдай ) после убийства врага.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ремигиуш Мельчарек (2012). «Исчезающая культура папуасского народа дани и влияние туризма на ее сохранение» . Студия Периегетика . стр. 53–72. ISSN 1897-9262 . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Модель лидерства Ап Каинтек для сообщества Хубула в долине Балим, Папуа» . Восточный Фаджар STFT . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ Фикрам, Мухаммед; Ванимбо, Анггинак С. (6 июня 2024 г.). «Мен Лани и Котека Кобевак» . ДЕТИК Индонезия (на индонезийском языке) . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ «Знакомство с племенем хугула в Папуа» . Журнал Папуа (на индонезийском языке). 18 июня 2024 г. Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ Дженнифер Бенсли, 1994 г. Церковь дани Ириан Джая и проблемы, с которыми она сталкивается сегодня. Архивировано 10 мая 2013 г. в Wayback Machine , Глава 1, стр. 17-18.
- ^ Ларсон, Гордон Ф. (1977). «Реклассификация некоторых языковых семей высокогорья Ириан-Джая: лексикостатическая межсемейная подклассификация с историческими последствиями». Ириан . VI (2): 3–40.
- ^ Лени, Вероника (июль – декабрь 2013 г.). «Понимание системы культурных знаний жителей центральных гор, Джаявиджая, Папуа, в контексте стихийного бедствия» . Индонезийский журнал социальной и культурной антропологии . 34 (2): 134–151. URL-адрес аннотации на английском языке со ссылкой на текст на индонезийском языке, который можно загрузить.
- ^ Фельминг, Анн-Мари (1 февраля 2000 г.). «Индонезия призывает миссионера Монтроуза» . Монтроуз Дейли Пресс . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ «Поддержите Джона Деккера» . Партнеры Интернешнл . 2020. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 года.
- ^ Даймонд, Джаред (2012). Мир до вчерашнего дня: чему мы можем научиться у традиционных обществ? . Викинг Пресс. ISBN 978-0-670-02481-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарднер, Роберт. (1968). Сады войны: жизнь и смерть в каменном веке Новой Гвинеи . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
- Хайдер, Карл Г. (1970). Дугум Дани: папуасская культура в горной местности Западной Новой Гвинеи . Издательство Альдин.
- Хайдер, Карл Г. (1996). Гранд-Вэлли-Дани: Мирные воины (тематические исследования в области культурной антропологии) . Издательство Wadsworth (3-е изд.).
- Маттиссен, Питер. (1962). Под горной стеной: хроника двух времен года в Новой Гвинее каменного века. Викинг Пресс. ISBN 978-0-14-025270-5
- Монбиот, Джордж. (1989). Отравленные стрелы: исследовательское путешествие по Индонезии . Счеты ISBN 0-7181-3153-3
- Зукофф, Митчелл. (2011). Затерянные в Шангри-Ла: правдивая история выживания, приключений и самой невероятной спасательной миссии Второй мировой войны . Харпер ISBN 978-0-06-198834-9
- Арбай, Эви Арьяти (2014). «Горец Дэни (Горец)». Самостоятельное издательство Эви Арьяти Арбай. ISBN 978-1-78280-317-1 (Великобритания), ISBN 978-602-70671-0-3 (Индонезия)
- Парк, Майкл Аллен (2014) «Мирные воины и фермеры-каннибалы» в книге «Внедрение антропологии в комплексный подход» (Нью-Йорк: McGraw Hill) 14:343 ISBN 978-0-07-803506-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Дэни, на Викискладе?
- Обширная библиотека английского языка, некоторые материалы написаны представителями племени Лани (горное). Архивировано 19 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- Этнолог SIL в Папуа, Индонезия
- Экспедиции в Западное Папуа
- Очерк морфологии дани. Архивировано 24 апреля 2013 г. в Wayback Machine.
- Фестиваль культуры долины Балием