Тубтен Чокьи Ньима, девятый Панчен-лама
Тубтен Чокьи Ньима | |
---|---|
Тубтен Чокьи Ньима | |
![]() Тубтен Чокьи Ньима, девятый Панчен-лама | |
Заголовок | Девятый Панчен-лама |
Персональный | |
Рожденный | Дагпо, Тибет , династия Цин. | 19 февраля 1883 г.
Умер | 1 декабря 1937 г. | (54 года)
Место отдыха | Монастырь Таши Лунпо , Шигадзе , Тибетский автономный район , Китай |
Религия | Тибетский буддизм |
Старшая должность | |
Предшественник | Тенпай Вангчук |
Преемник | Чокьи Гьялцен |
Тубтен Чокьи Ньима | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Тудан Куджи Ньима | ||
Упрощенный китайский | Тудан Куджи Ньима | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | Тубтен Чокьи Ньима | ||
|
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |

Тубтен Чокьи Ньима ( тибетский : ཐུབ་བསྟན་ ཆོས་ཀྱི་ཉི་མ་ , Уайли : Thub-bstan Chos-kyi Nyi-ma , ZYPY : Tubdain Qoigyi Nyima ) (1883–1937), часто называемый Чокьи Ньима , был девятым ламой Тибета Панчен - .
Тубтен Чокьи Ньима — девятый в своей линии, как признает монастырь Таши Лхунпо , традиционная резиденция Панчен-лам. [ 1 ]
В 1901 году Чокьи Ньима посетил монгольский лама Агван Доржиев . всего два дня Хотя он пробыл в Ташилунпо , Доржиев получил некоторые тайные учения от Панчен-ламы, а также чтения « Молитвы Шамбалы» , написанной Лобсангом Палденом Еше , шестым (или третьим) Панчен-ламой, относительно буддийского царства Шамбала , которые имели большое значение для развития Доржиевым учения Калачакры («Колесо времени») тантрического . Чокьи Ньима также подарил Доржиеву подарки, в том числе несколько золотых статуй. [ 2 ]
В 1906 году сэр Чарльз Альфред Белл был приглашен посетить 9-го Панчен-ламу в Ташилунпо , где они провели дружеские дискуссии о политической ситуации. [ 3 ]
Он бежал во Внутреннюю Монголию , Китай, в 1924 году после спора с тринадцатым Далай-ламой , когда он почувствовал, что может столкнуться с угрозой после того, как монахам его собственного монастыря было запрещено занимать какие-либо должности в правительстве Центрального Тибета, а его чиновники были заперты в Лхасе . [ 4 ] [ 5 ] Среди монголов девятый Панчен-лама стал очень любимой фигурой. [ 6 ] В то же время изучение документов не подтвердило широко распространенных утверждений о том, что восстания в Монголии 1930-х годов были вдохновлены или поддержаны 9-м Панчен-ламой. [ 7 ] Далай-лама пытался получить доходы от имущества Панчен-ламы, чтобы покрыть четверть военных расходов Тибета и уменьшить власть Панчен-ламы, которая в то время управляла фактически автономным регионом вокруг Шигадзе. [ 8 ]
В Китае девятый Панчен-лама работал над планами развития Тибета по современным принципам. [ 9 ] Он также занимал должность в Комиссии по делам Монголии и Тибета .
Согласно официальным китайским источникам, Панчен-лама считался крайне «прокитайским». [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Чокьи перенял идеи Сунь Ятсена , как и кхамский революционер Пандацанг Рапга . [ 13 ] Было предложено, чтобы он прочитал произведения Сунь Ятсена, переведенные Рапгой. [ 14 ]
В 1936 году группа монахов из Лхасы направлялась в северо-восточный Тибет в поисках новой реинкарнации Далай -ламы 13-го , умершего в 1933 году. Во-первых, из-за исторических тесных связей между Далай-ламой и Панчен-лама, они посетили Панчен-ламу в Кхаме, восточный Тибет, чтобы попросить его совета. Он остановился в Джекундо , районе восточного Кхама, который был аннексирован китайцами из-под контроля тибетского правительства «во время их вторжения». [ 15 ] Панчен-лама, находившийся под властью Китая, задерживался там при попытке вернуться в Центральный Тибет из-за вмешательства Китая и требований, чтобы его сопровождал отряд из 500 вооруженных китайских солдат; [ 16 ] естественно, это условие было совершенно неприемлемо для тибетского правительства в Лхасе. Пока шли переговоры между правительством Лхасы, Панчен-ламой и китайскими властями по вопросу эскорта, он застрял в Джьекундо. [ 17 ] Поэтому он был занят расследованием сообщений о необычных детях, рожденных в этом районе, которые могли быть реинкарнацией 13-го Далай-ламы; глубокая духовная связь между двумя ламами никогда не ослабевала, несмотря на очевидные политические трудности и попытки китайского вмешательства. [ 18 ]
Фактически, когда к нему прибыла поисковая группа, Панчен-лама уже определил трех потенциальных кандидатов. [ 15 ] Он передал подробности лидеру поисковой группы Кьюцангу Ринпоче , который затем продолжил расследование. Один из этих трех кандидатов был уже мертв, а другой, плача, убежал, когда ему показали предметы, принадлежавшие покойному Далай-ламе. [ 15 ] Третий кандидат, живший в Такцере , характеризовался как «бесстрашный» и действительно оказался истинным воплощением. Таким образом, именно Панчен-лама Тубтен Чокьи Ньима первым обнаружил и опознал 14-го Далай-ламу. [ 19 ] [ 18 ]
В 1937 году Панчен-лама умер в Кьегу (тибетский: Джекундо ; китайский: Юшу) в провинции Цинхай, не имея возможности вернуться в Цанг. [ 18 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Гробницы пятого-девятого Панчен-лам были разрушены во время Культурной революции и были восстановлены десятым Панчен-ламой с огромной гробницей в монастыре Ташилунпо в Шигадзе , известной как Таши Лангьяр. [ 23 ]

См. также
[ редактировать ]- Янсанджаб , монгольский принц, проводивший церемонию ламы.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Кто такой Панчен Ринпоче?» . tashilhunpo.org . Монастырь Ташилунпо . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ Снеллинг 1993, с. 77.
- ^ Чепмен 1940, с. 141
- ^ Таттл 2006
- ^ Китайская тибетология . Офис журнала China Tibetology. 2006. с. 16.
- ^ Знаменский, Андрей (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии (иллюстрированное издание). Книги квестов. п. 35. ISBN 978-0835608916 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Кузьмин С. Деятельность 9-го Панчен-ламы во Внутренней Монголии и Маньчжурии. – Дела Дальнего Востока, № 1, 2014, стр. 123-137.
- ^ Пауэрс 2004, с. 99.
- ^ Ягу, стр. 156–159, 206–208.
- ^ Китайский центр материалов (1982). Кто есть кто в Китае, 1918-1950: 1931-1950 . Том. 3 книги «Кто есть кто в Китае, 1918-1950: с указателем», Джером Кавано. Китайский центр материалов . Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ Еженедельный обзор Китая, том 54 . Издательство Миллард. 1930. с. 406 . Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ Ежемесячный обзор Китая, том 56 . Millard Publishing Co., Inc., 1931. с. 306 . Проверено 5 июня 2011 г.
- ^ Грей Таттл (2007). Тибетские буддисты в создании современного Китая (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. 153 . ISBN 978-0-231-13447-7 .
- ^ Грей Таттл (2007). Тибетские буддисты в создании современного Китая (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. 152. ИСБН 978-0-231-13447-7 . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Белл 1946, с. 397.
- ^ Шакабпа 1984, стр. 280-283.
- ^ Ричардсон 1984, стр. 143-146.
- ^ Jump up to: а б с Лэрд 2006, с. 265.
- ^ Белл 1946, с. 398.
- ^ Шакабпа 1984, с. 283.
- ^ Белл 1946, с. 365.
- ^ Ричардсон 1984, с. 146 http://www.xuehuile.com/thesis/Gelek Surkhang Wangchen (Тибетский журнал, том 8, № 1, весна 1983 г., Тибет: критические годы (часть 2), «Шестой Панчен-лама»)
- ^ Мэйхью 2005, с. 175.
Источники
[ редактировать ]- Белл, сэр Чарльз. Портрет Далай-ламы (1946) Wm. Коллинз, Лондон, 1-е издание. (1987) Публикации мудрости, Лондон. ISBN 086171055X .
- Чепмен, Спенсер. Лхаса: Священный город (1940) Readers Union Ltd., Лондон.
- Жагу, Фабьен. Девятый Панчен-лама (1883–1937): Проблемы китайско-тибетских отношений .
- Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой (1-е изд.). Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- Гольдштейн «История современного Тибета 1913–1951» Калифорнийского университета, 1989.
- Мэйхью, Брэдли и Кон, Майкл. Тибет, 6-е издание (2005 г.) Публикации Lonely Planet. ISBN 1-74059-523-8 .
- Пауэрс, Джон. История как пропаганда: тибетские изгнанники против Китайской Народной Республики (2004) Oxford University Press. ISBN 978-0-19-517426-7 .
- Ричардсон, Хью Э. (1984). Тибет и его история (2-е изд., перераб. и доп. изд.). Бостон: Шамбала. ISBN 978-0877733768 .
- Шакабпа, Цепон В.Д. (1984), Тибет: политическая история . Сингапур: Публикации Потала. ISBN 0961147415 .
- Снеллинг, Джон. Буддизм в России: История Агвана Доржиева: посланник Лхасы царю (1993) Element Books. ISBN 1-85230-332-8 .
- Таттл, Грей. Обзор Le 9e Панчен-ламы (1883–1937): Enjeu des Relations Sino-Tibetanes , JIATS, no. 2 (август 2006 г.) Колумбийский университет. ТДЛ № T2726.