Jump to content

Чокьи Гьялцен, десятый Панчен-лама

(Перенаправлено с Чокьи Гьялцена )

Лобсанг Тринлей Лхундруб Чокьи Гьялцен
эмблема религии
Десятый Панчен-лама
Панчен-лама ок. 1955 год
Десятый Панчен-лама
Царствование 3 июня 1949 г. - 28 января 1989 г.
Предшественник Тубтен Чокьи Ньима
Преемник 11-й Панчен-лама :
Гедун Чокьи Ньима (выбран Далай-ламой XIV)
Гьяинкаин Норбу (выбран руководством Китая)
Директор Подготовительного комитета Тибетского автономного района
(действующий)
В офисе 1959 – 1964
Предшественник Четырнадцатый Далай-лама
Преемник Нгапои Нгаванг Джигме (действующий)
Заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей
В офисе 27 сентября 1954 г. - 27 апреля 1959 г.
В офисе 10 сентября 1980 г. - 28 января 1989 г.
Заместитель председателя Народного политического консультативного совета Китая
В офисе 25 декабря 1954 г. - 5 января 1965 г.
В офисе 2 июля 1979 г. - 17 июня 1983 г.
Рожденный Гёнбо Седан
( 1938-02-19 ) 19 февраля 1938 г.
Бидо, уезд Сюньхуа , Цинхай , Китайская Республика , известный как Амдо
Умер 28 января 1989 г. ( 1989-01-28 ) (50 лет)
Шигадзе , Тибетский автономный район , Китайская Народная Республика , известный как Ю-Цанг.
Похороны Монастырь Таши Лунпо , Шигадзе
Супруг Ли Цзе
Проблема Ябши Пан Ринзинвангмо
Отец Gonpo Tseten
Мать Сонам ​​Дролма
Религия Тибетский буддизм
Подпись
Официальное название: 10-й Панчен Эрдени.
Традиционный китайский Десятый Панчен Эрдени
Упрощенный китайский Десятый Панчен Эрдени
Буквальный смысл Число-10- срок службы
+
Пандита -Ченпо ( санскритско -тибетский буддийский титул, означающий «Великий учёный »)
+
Эрдэни ( маньчжурское заимствование из монгольского языка , означающее «сокровище»)
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinDìshíshì Bānchán É'ěrdéní
Wade–GilesTiShih Shih Pan Ch'an E Erh Te Ni
Tongyong PinyinDishih shih ban chan e er de ni
Yue: Cantonese
Yale RomanizationDiShr Shr Ban Chan E Er De Ni
Имя в Дхарме : Лобсанг Тринле Лхундруб Чокьи Гьялцен.
Китайское имя
Традиционный китайский Лобсанг Трили Лхундуп Чокьи Гьялцен
Упрощенный китайский Лобсанг Трили Лхундуп Чокьи Гьялцен
Буквальный смысл Хорошая и мудрая карьера превратится в столп Дхармы.
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinLuósāng Chìliè Lúnzhū Quèjí Jiānzàn
тибетское имя
тибетский Бло-бзанг Пхрин-лес Лхун-лич Чой-кьи-ргьял-мтшан
Транскрипции
WylieBlo-bzang Phrin-las Lhun-grub Chos-kyi Rgyal-mtshan
Tibetan PinyinLobsang Chinlai Lhünchub Qoigyi Gyaicain
Оригинальное название: Gönbo Cedän.
Китайское имя
Традиционный китайский Кампот-Сидан
Упрощенный китайский Кампот-Сидан
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinGòngbù Cídān
тибетское имя
тибетский Гонпо Церинг
Транскрипции
Wyliemgon po tshe brtan
Tibetan PinyinGönbo Cêdän

Лобсанг Тринлей Лхундруб Чокьи Гьялцен (урожденный Гёнбо Седан ; 19 февраля 1938 — 28 января 1989) был десятым Панчен-ламой , официально 10-м Панчен Эрдени ( китайский : 第十世班禅额尔德尼 ; букв. «Число-10 — на всю жизнь Великий »). Ученый Сокровища») гелуг школы тибетского буддизма . Согласно тибетскому буддизму , Панчен-ламы являются живыми эманациями будды Амитабхи . Его часто называли просто Чокьи Гьялцен .

Признание

[ редактировать ]

Линия воплощений Панчен-ламы началась в семнадцатом веке после того, как Пятый Далай-лама дал Чокьи Гьелцену титул и объявил его эманацией Будды Амитабы . Официально он стал первым Панчен-ламой в линии преемственности, а также был шестнадцатым настоятелем монастыря Ташилунпо . [ 1 ]

Десятый Панчен-лама родился как Гонпо Цетен 19 февраля 1938 года в Бидо, нынешнем Саларском автономном округе Цинхая Сюньхуа - , известном как Амдо . Его отца также звали Гонпо Цетен, а мать — Сонам ​​Дролма. После смерти Девятого Панчен-ламы в 1937 году в ходе двух одновременных поисков десятого Панчен-ламы были найдены разные мальчики: правительство Лхасы предпочло мальчика из Сиканга , а кхенпо Девятого Панчен-ламы и его соратники выбрали Гонпо Цетэна. [ 2 ] 3 июня 1949 года правительство Китайской Республики (КР) заявило о своей поддержке Гонпо Цэтэна.

11 июня 1949 года, в возрасте двенадцати лет по тибетской системе счета, Гонпо Цетен был возведен на трон в главном монастыре Гелугпа в Амдо, монастыре Кумбум Джампа Линг , как 10-й Панчен-лама и получил имя Лобсанг Тринлей Лхундруб Чокьи Гьялцен. На мероприятии присутствовали также Гуань Цзиюй , глава Комиссии по делам Монголии и Тибета , и гоминьдановский губернатор Цинхая Ма Буфан . [ 3 ] Еще в Лхасе Далай-лама узнал Панчен-ламу Чокьи Гьялцена несколько лет спустя, после их встречи. [ 4 ]

Молодой Панчен-лама в 1947 году.

Гражданская война в Китае

[ редактировать ]

Китайская республика хотела использовать Чокьи Гьялцена для создания широкой антикоммунистической базы на юго-западе Китая . [ 2 ] Китайской Республики Гоминьдан сформулировал план, согласно которому Панчен-лама будет помогать трем тибетским дивизиям Кхампа противостоять коммунистам. [ 5 ]

Когда Лхаса отказала Чокьи Гьялцену в территории, которую традиционно контролировал Панчен-лама, он попросил Ма Буфанга помочь ему возглавить армию против Тибета в сентябре 1949 года. [ 6 ] Ма пытался убедить Панчен-ламу приехать с гоминьдановским правительством на Тайвань , когда приближалась победа коммунистов, но Панчен-лама вместо этого заявил о своей поддержке Коммунистической Народной Республики Китая . [ 7 ] [ 8 ] Более того, регентство Далай-ламы было нестабильным, поскольку в 1947 году разразилась гражданская война, и Гоминьдан воспользовался этим для расширения своего влияния в Лхасе. [ 9 ]

Китайская Народная Республика

[ редактировать ]

Сообщается, что Панчен-лама поддержал претензии Китая на суверенитет над Тибетом и поддержал политику Китая по реформированию Тибета. [ 4 ] Радио Пекина передало призыв религиозного лидера к «освобождению» Тибета Китаю, что оказало давление на правительство Лхасы с целью заставить его вести переговоры с Народной Республикой. [ 2 ] [ нужны разъяснения ]

В монастыре Кумбум Панчен-лама дал посвящение Калачакры в 1951 году. [ 10 ] В том же году Панчен-лама был приглашен в Пекин, когда тибетская делегация подписывала Соглашение из 17 пунктов и отправляла Далай-ламе телеграмму с просьбой выполнить Соглашение. [ 11 ] Его признал Далай-лама XIV , когда они встретились в 1952 году.

В сентябре 1954 года Далай-лама и Панчен-лама отправились в Пекин, чтобы присутствовать на первой сессии первого Всекитайского собрания народных представителей , встретиться с Мао Цзэдуном и другими лидерами. [ 12 ] [ 13 ] Панчен-лама вскоре был избран членом Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей , а в декабре 1954 года стал заместителем председателя Китайского народного политического консультативного совета . [ 14 ] В 1956 году Панчен-лама отправился в Индию в паломничество вместе с Далай-ламой. Когда Далай-лама бежал в Индию в 1959 году, Панчен-лама публично поддержал китайское правительство, китайцы привезли его в Лхасу и сделали председателем Подготовительного комитета Тибетского автономного района. [ 15 ]

Молодой Панчен-лама в тибетском монастыре.

Ходатайство и арест

[ редактировать ]

Петиция на 70 000 персонажей

[ редактировать ]

После турне по Тибету в 1962 году Панчен-лама написал документ, адресованный премьер-министру Чжоу Эньлаю, осуждающий жестокую политику и действия Китайской Народной Республики в Тибете. Это стало известно как «Петиция 70 000 персонажей». [ 16 ] [ 17 ] По словам Изабель Хилтон , это остается «самой подробной и обоснованной атакой на политику Китая в Тибете, которая когда-либо была написана». [ 18 ]

Панчен-лама встретился с Чжоу Эньлаем, чтобы обсудить написанную им петицию. Первоначальная реакция была положительной, но в октябре 1962 года власти КНР, работающие с населением, подвергли петицию критике. Председатель Мао назвал петицию «... отравленной стрелой, выпущенной в партию реакционными феодальными правителями».

На протяжении десятилетий содержание этого доклада оставалось скрытым от всех, кроме самых высоких уровней китайского руководства, пока в 1996 году не появилась одна копия. [ 19 ] В январе 1998 года, по случаю 60-летия со дня рождения Десятого Панчен-ламы, английский перевод тибетского эксперта Роберта Барнетта под названием «Отравленная стрела: Секретный доклад 10-го Панчен-ламы» . был опубликован [ 20 ] [ 21 ]

В 1964 году он был публично унижен на заседаниях Политбюро , отстранен от всех руководящих постов, объявлен «врагом тибетского народа», конфискован и использован против него дневник его мечты. [ 22 ] и затем был заключен в тюрьму. На тот момент ему было 26 лет. [ 23 ] Ситуация Панчена ухудшилась, когда началась Культурная революция . Китайский диссидент и бывший красногвардеец Вэй Цзиншэн опубликовал в марте 1979 года письмо под своим именем, но написанное другим, анонимным автором, осуждающее условия в тюрьме Циньчэн , где находился 10-й Панчен-лама. [ 24 ] [ 25 ] содержался под домашним арестом в Пекине . В октябре 1977 года он был освобожден, но до 1982 года [ 26 ]

Тибетский Панчен-лама во время сеанса борьбы , 1964 год.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В 1978 году, отказавшись от обета монашества, он путешествовал по Китаю в поисках жены для создания семьи. [ 27 ] Он начал ухаживать за Ли Цзе, утробной внучкой Дун Циу , генерала НОАК , который командовал армией во время Корейской войны . Она была студенткой-медиком в Четвертом военно-медицинском университете в Сиане . В то время у ламы не было денег, и он все еще находился в черном списке партии, но жена Дэн Сяопина и вдова Чжоу Эньлая видели символическую ценность брака между тибетским ламой и ханьской женщиной. Они лично вмешались, чтобы поженить пару на большой церемонии в Доме народных собраний в 1979 году. [ 28 ] Год спустя Панчен-лама получил должность заместителя председателя Всекитайского собрания народных представителей и другие политические посты, а он был полностью политически реабилитирован к 1982 году .

Ли Цзе родила дочь в 1983 году, которую назвали Ябши Пан Ринзинвангмо ( стандартный тибетский язык : Ябши Пан Ригдзин Вангмо ). [ 29 ] Широко известная как «Принцесса Тибета». [ 30 ] она считается важной в тибетском буддизме и тибетско-китайской политике , поскольку она является единственным известным потомком за более чем 620-летнюю историю Панчен-ламы или Далай-ламы линий реинкарнации .

Что касается смерти ее отца, Ринзинвангмо, как сообщается, отказалась комментировать, предположительно объясняя его раннюю смерть плохим здоровьем, сильным увеличением веса и хроническим лишением сна. [ 28 ] [ нужна ссылка ] Смерть 10-го Панчен-ламы вызвала шестилетний спор о его активах на сумму 20 миллионов долларов США между его женой и дочерью и монастырем Ташилунпо. [ 28 ]

Вернуться в Тибет

[ редактировать ]

Панчен-лама совершил несколько поездок в Тибет из Пекина в 1980 году и позже.

Во время поездки по восточному Тибету в 1980 году Панчен-лама также посетил знаменитого Ньингма мастера школы Кхенчена Джигме Пунцока в Ларунг Гаре . [ 31 ]

В 1987 году Панчен-лама снова встретился с Кхенченом Джигме Пунцоком в Пекине, даровал учение Тридцати семи практик бодхисаттвы, благословил и поддержал Ларунг Гар и присвоил ему имя Серта Ларунг Нгарик Нангтен Лоблинг ( gser rta bla rung lnga rig nang bstan blob gling ), обычно переводится как Серта Буддийская академия Ларунг Пять наук . [ 31 ]

По приглашению Панчен-ламы Кхенчен Джигме Пунцок присоединился к нему в 1988 году на ритуале освящения в центральном Тибете, который стал монументальным паломничеством по священным буддийским местам в Тибете, среди которых дворец Потала , Норбулинка , монастырь Нечунг , а затем монастырь Сакья . и монастырь Ташилунпо , а также монастырь Самье . [ 31 ] [ 32 ]

Также в 1987 году Панчен-лама основал компанию под названием «Корпорация развития Тибета Ганг-Гьен», призванную обеспечить будущее Тибета, благодаря чему тибетцы могли взять на себя инициативу по развитию и присоединиться к своей собственной модернизации. Были включены планы по восстановлению священных буддийских мест, разрушенных в Тибете в 1959 году и позже. Гьяра Церинг Самдруп работал с этим бизнесом, но был арестован в мае 1995 года после того, как был признан 11-й Панчен-лама Гедхун Чокьи Ньима . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]

В начале 1989 года 10-й Панчен-лама снова вернулся в Тибет, чтобы перезахоронить извлеченные кости из могил предыдущих Панчен-лам, могил, которые были разрушены в монастыре Ташилунпо в 1959 году. [ 22 ] Красной гвардией и освящен в чортене, построенном в качестве вместилища.

23 января 1989 года Панчен-лама произнес речь в Тибете, в которой сказал: «После освобождения, безусловно, произошло развитие, но цена, заплаченная за это развитие, была больше, чем выгоды». [ 36 ] [ 37 ] Он раскритиковал крайности Культурной революции в Тибете и похвалил реформы и открытость 1980-х годов. [ 38 ]

Пять дней спустя, 28 января, Панчен-лама скончался в Шигадзе в возрасте 50 лет. [ 39 ] Хотя официальной причиной смерти был назван сердечный приступ, некоторые тибетцы подозревают, что это была нечестная игра. [ 36 ]

Среди тибетцев распространилось множество теорий о смерти Панчен-ламы. По одной из версий, он предвидел собственную смерть в послании жене при их последней встрече. По другому, радуга . перед его смертью в небе появилась [ 38 ] Другие люди, в том числе Далай-лама, [ 28 ] считают, что его отравил собственный медицинский персонал. Сторонники этой теории ссылаются на высказывания Панчен-ламы, сделанные 23 января высокопоставленным чиновникам и опубликованные в газетах People's Daily и China Daily .

В августе 1993 года его тело было перевезено в монастырь Таши Лунпо , где его тело сначала положили в носилки из сандалового дерева, затем поместили в специально изготовленный безопасный шкаф и, наконец, перенесли в Драгоценную бутылку в ступе монастыря, где оно и сохраняется. . [ 40 ]

В 2011 году китайский диссидент Юань Хунбин заявил, что Ху Цзиньтао , тогдашний секретарь Коммунистической партии Тибета и политический комиссар тибетских подразделений НОАК, организовал смерть 10-го Панчен-ламы. [ 41 ]

По данным государственной газеты People's Daily , Далай-лама был приглашен Буддийской ассоциацией Китая присутствовать на похоронах Панчен-ламы и воспользоваться возможностью связаться с религиозными общинами Тибета . Далай-лама не смог присутствовать на похоронах. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]

Десятый Панчен-лама посетил Тибет в августе 1987 года, и тысячи тибетцев несколько дней шли, чтобы выстроиться в очередь и получить благословение.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Панчен-лама , Сокровищница жизней, https://treasuryoflives.org/incarnation/Panchen-Lama
  2. ^ Перейти обратно: а б с Линь, Сяо-тин (2010). Этнические границы современного Китая: путешествие на Запад . Тейлор и Фрэнсис . стр. 116–118.
  3. ^ Паршотам Мехра (2004). От конфликта к примирению: новый взгляд на тибетское государство: краткий исторический обзор противостояния Далай-ламы и Панчен-ламы, ок. 1904–1989 . Издательство Отто Харрасовица. п. 87. ИСБН  3-447-04914-6 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 года . Проверено 9 апреля 2011 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Мелвин С. Гольдштейн, Маккей, 2003 г., с. 222.
  5. ^ Сяо-тин Линь (2010). Этнические границы современного Китая: путешествие на запад . Том. 67 исследований Рутледжа по современной истории Азии (иллюстрированное издание). Тейлор и Фрэнсис. п. 117. ИСБН  978-0-415-58264-3 . Проверено 27 декабря 2011 г. Крайний северо-запад Китая.23 Одновременно предлагалось, что при поддержке нового Панчен-ламы и его окружения по крайней мере три армейские дивизии антикоммунистических тибетцев Кхампа могут быть сосредоточены на юго-западе Китая.
  6. ^ «12-летний изгнанный лама хочет возглавить армию в Тибете» . Лос-Анджелес Таймс . 6 сентября 1949 года. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года.
  7. ^ Гольдштейн, Мелвин К. (2009). История современного Тибета: затишье перед бурей: 1951–1955, том 2 . Издательство Калифорнийского университета. стр. 272, 273. ISBN.  978-0-520-25995-9 .
  8. ^ Хилтон, Элизабет (2001). В поисках Панчен- ламы WW Нортон и компания. п. 110. ИСБН  0-393-32167-3 .
  9. ^ Хилтон, Элизабет (2001). В поисках Панчен- ламы WW Нортон и компания. п. 112. ИСБН  0-393-32167-3 . В Лхасе не было ни мира, ни счастья уже некоторое время. Регентство Далай-ламы часто было периодом заговоров и нестабильности, и период меньшинства четырнадцатого Далай-ламы не был исключением. Ситуация стала настолько хаотичной и коррумпированной, что в 1947 году даже произошла короткая гражданская война. столица.
  10. ^ Николь Уиллок, Шестой Цетен Жабдрунг, Джигме Ригпай Лодро , Сокровищница жизней, https://treasuryoflives.org/biographys/view/Jigme-Rigpai-Lodro/P1646
  11. «Десятый Панчен-лама». Архивировано 10 июня 2011 г. в Wayback Machine.
  12. ^ «Нгапои вспоминает об основании ТАР». Архивировано 13 октября 2007 года в Wayback Machine , Нгапои Нгаванг Джигме , China View , 30 августа 2005 года.
  13. ^ «Избранные иностранные высокопоставленные лица встречались с 1954 по 1989 год». Архивировано 9 мая 2008 года в Wayback Machine.
  14. ^ Гольдштейн, MC, История современного Тибета, Том 2 - Затишье перед бурей: 1951–1955 , стр. 496
  15. ^ Фейгон 1996, с. 163
  16. ^ «Обновления новостей: информация и анализ событий в Тибете - отрывок из «Reports From Tibet», ноябрь 1990 г. - февраль 1991 г., TIN News Update» (PDF) . Колумбийский университет . Лондон: Информационная сеть Тибета. 20 февраля 1991 г. с. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 18 апреля 2016 г.
  17. ^ «Новости Всемирной тибетской сети: опубликован секретный отчет о Тибете 1960-х годов» . Тибет.ca . Канадский Тибетский комитет. 12 февраля 1998 года. Архивировано из оригинала 25 мая 2015 года . Проверено 18 апреля 2016 г.
  18. ^ Хилтон, Изабель (2001) [1-й паб. Нортон: 2000]. В поисках Панчен-ламы (1-е американское изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. п. 156. ИСБН  978-0-393-32167-8 . ОСЛК   48420207 . Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 года . Проверено 18 апреля 2016 г.
  19. ^ Куртенбах, Элейн (11 февраля 1998 г.). «Доклад тибетского лидера за 1962 год сообщает о массовых избиениях и голодании» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 21 июля 2001 года . Проверено 18 апреля 2016 г.
  20. ^ Опубликован секретный отчет о Тибете 1960-х годов (TIN) .
  21. ^ Секретный отчет 10-го Панчен-ламы Тибета впервые доступен в Интернете (TIN) .
  22. ^ Перейти обратно: а б Хилтон 2000
  23. ^ «Изучение истории Китая :: Восточноазиатский регион :: Тибет». Архивировано 1 июля 2013 г. в Wayback Machine.
  24. ^ «Отрывки из Циньчэн: Бастилия двадцатого века». Архивировано 2 марта 2016 г. в Wayback Machine , опубликовано в журнале Exploration, март 1979 г.
  25. ^ «Необычный взгляд на китайский ГУЛАГ» . Нью-Йорк Таймс . 13 мая 1979 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 5 декабря 2023 г.
  26. ^ тибетское обозрение (15 февраля 2018 г.). «Китай ожидает от своего Панчен-ламы новых вкладов в укрепление своего правления в Тибете» . Тибетский обзор . Проверено 5 декабря 2023 г.
  27. ^ Хилтон, Изабель (21 марта 2004 г.). «Дочь Будды» . Житель Нью-Йорка . ISSN   0028-792X . Проверено 5 декабря 2023 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Джонсон, Тим (2011). Багровая трагедия: как Далай-лама завоевал мир, но проиграл битву с Китаем . Национальные книги. стр. 170–172.
  29. ^ «Дочь Будды: молодая тибетско-китайская женщина». Архивировано 8 марта 2008 г. в Wayback Machine.
  30. ^ Макдональд, Хэмиш (12 ноября 2005 г.). «Преодоление разрыва» . Сидней Морнинг Геральд . Архивировано из оригинала 19 августа 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Антонио Терроне (октябрь 2013 г.). Кхенпо Джигме Пунцок . Сокровищница жизней. https://treasuryoflives.org/biographies/view/Khenpo-Jigme-Puntsok/10457 , В начале 1980-х годов в горном убежище, которое Кхенпо Джигме Пунцок построил в горах к югу от Серты, под названием Ларунг Гар (бла рунг сгар), он большую часть своего времени посвятил практике и преподаванию Дзогчена, в то время как его слава как добродетельного практика и преданного учителя привлекала всё больше и больше монашествующие. Он особенно подчеркнул важность буддийской этики и кодекса монашеской дисциплины Винайи. Его слава была такова, что его посетил Десятый Панчен-лама Чокьи Гьелцен (paN chen 10 chos kyi rgyal mtshan, 1949–1989) во время его турне по восточному Тибету в 1980 году.
  32. ^ Дэвид Джермано, Вспоминая расчлененное тело Тибета: современные тибетские визионерские движения в Китайской Народной Республике . Редакторы Мелвин Гольдштейн и Мэтью Капштейн. «Буддизм в современном Тибете: религиозное возрождение и культурная самобытность», UC Press, 1998.
  33. ^ Старший тибетский монах приговорен Китаем к тюремному заключению (8 мая 1997 г.), https://www.nytimes.com/1997/05/08/world/senior-tibetan-monk-given-jail-term-by-china. html Старший тибетский монах приговорен к тюремному заключению в Китае
  34. ^ Дава Норбу, Тибет: дорога вперед , Rider & Co, 1998. ISBN   978-0712671965 , стр.320-321.
  35. ^ Патрик Френч , Тибет: личная история затерянной страны, 2005 г., ISBN   978-2-226-15964-9 , с. 73
  36. ^ Перейти обратно: а б Лэрд 2006, с. 355
  37. ^ «Панчен-лама Отравленная стрела» . BBC h2g2 – энциклопедический проект, в котором участвуют люди со всего мира. 14 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2007 г. Проверено 29 апреля 2007 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б Хилтон 2000, стр. 192–194.
  39. ^ Хилтон 2000, с. 1
  40. ^ «Монастырь Ташилхунгпо: резиденция Панчен-ламы» . Китайская культура . Проверено 19 февраля 2024 г.
  41. Калсанг Ринчен, «Ху убил Панчена: китайский диссидент». Архивировано 13 сентября 2017 г. на Wayback Machine , Phayul.com , 16 марта 2011 г.
  42. ^ «Переговоры между Далай-ламой и центральным правительством раскрыты» . Народная газета . 4 февраля 2002 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 5 ноября 2010 г.
  43. ^ «Обзор китайско-тибетского диалога — официальный сайт Центральной тибетской администрации» . Архивировано из оригинала 11 июня 2010 года . Проверено 19 января 2011 г.
  44. ^ Капштейн 2006, с. 295

Источники

[ редактировать ]
  • Фейгон, Ли. Демистифицируя Тибет: раскрывая секреты страны снегов (1996) Иван Р. Ди, издатель. ISBN   1-56663-089-4 .
  • Гольдштейн, Мелвин К. Снежный лев и дракон: Китай, Тибет и Далай-лама (1997) University of California Press. ISBN   0-520-21951-1 .
  • Хилтон, Элизабет. В поисках Панчен-ламы (2000) WW Norton & Company. ISBN   0-393-04969-8 .
  • Капштейн, Мэтью Т. Тибетцы (2006) Blackwell Publishing. ISBN   978-0-631-22574-4 .
  • Лэрд, Томас. (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой . Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN   978-0-8021-1827-1 .
  • Маккей, Алекс (ред.). Тибет и ее соседи: История (2003) Вальтер Кениг. ISBN   3-88375-718-7 .
[ редактировать ]
Государственные учреждения
Предшественник как директор
(бежал в Индию во время восстания 1959 года )
Директор Подготовительного комитета Тибетского автономного района
Действуя

1959–1964
Преемник в качестве исполняющего обязанности директора
Религиозные титулы
Предшественник Реинкарнация Панчен-ламы
10-е место

1949–1989
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a9f607478a2a2ccc609462468e322567__1723459740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/67/a9f607478a2a2ccc609462468e322567.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Choekyi Gyaltsen, 10th Panchen Lama - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)