Чокьи Гьялцен, десятый Панчен-лама
Лобсанг Тринлей Лхундруб Чокьи Гьялцен эмблема религии | |
---|---|
Десятый Панчен-лама | |
![]() Панчен-лама ок. 1955 год | |
Десятый Панчен-лама | |
Царствование | 3 июня 1949 г. - 28 января 1989 г. |
Предшественник | Тубтен Чокьи Ньима |
Преемник | 11-й Панчен-лама : Гедун Чокьи Ньима (выбран Далай-ламой XIV) Гьяинкаин Норбу (выбран руководством Китая) |
Директор Подготовительного комитета Тибетского автономного района (действующий) | |
В офисе | 1959 – 1964 |
Предшественник | Четырнадцатый Далай-лама |
Преемник | Нгапои Нгаванг Джигме (действующий) |
Заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей | |
В офисе | 27 сентября 1954 г. - 27 апреля 1959 г. |
В офисе | 10 сентября 1980 г. - 28 января 1989 г. |
Заместитель председателя Народного политического консультативного совета Китая | |
В офисе | 25 декабря 1954 г. - 5 января 1965 г. |
В офисе | 2 июля 1979 г. - 17 июня 1983 г. |
Рожденный | Гёнбо Седан 19 февраля 1938 г. Бидо, уезд Сюньхуа , Цинхай , Китайская Республика , известный как Амдо |
Умер | 28 января 1989 г. Шигадзе , Тибетский автономный район , Китайская Народная Республика , известный как Ю-Цанг. | (50 лет)
Похороны | Монастырь Таши Лунпо , Шигадзе |
Супруг | Ли Цзе |
Проблема | Ябши Пан Ринзинвангмо |
Отец | Gonpo Tseten |
Мать | Сонам Дролма |
Религия | Тибетский буддизм |
Подпись | ![]() |
Официальное название: 10-й Панчен Эрдени. | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Десятый Панчен Эрдени | ||
Упрощенный китайский | Десятый Панчен Эрдени | ||
Буквальный смысл | Число-10- срок службы + Пандита -Ченпо ( санскритско -тибетский буддийский титул, означающий «Великий учёный ») + Эрдэни ( маньчжурское заимствование из монгольского языка , означающее «сокровище») | ||
|
Имя в Дхарме : Лобсанг Тринле Лхундруб Чокьи Гьялцен. | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Лобсанг Трили Лхундуп Чокьи Гьялцен | ||
Упрощенный китайский | Лобсанг Трили Лхундуп Чокьи Гьялцен | ||
Буквальный смысл | Хорошая и мудрая карьера превратится в столп Дхармы. | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | Бло-бзанг Пхрин-лес Лхун-лич Чой-кьи-ргьял-мтшан | ||
|
Оригинальное название: Gönbo Cedän. | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Кампот-Сидан | ||
Упрощенный китайский | Кампот-Сидан | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | Гонпо Церинг | ||
|
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Лобсанг Тринлей Лхундруб Чокьи Гьялцен (урожденный Гёнбо Седан ; 19 февраля 1938 — 28 января 1989) был десятым Панчен-ламой , официально 10-м Панчен Эрдени ( китайский : 第十世班禅额尔德尼 ; букв. «Число-10 — на всю жизнь Великий »). Ученый Сокровища») гелуг школы тибетского буддизма . Согласно тибетскому буддизму , Панчен-ламы являются живыми эманациями будды Амитабхи . Его часто называли просто Чокьи Гьялцен .
Признание
[ редактировать ]Линия воплощений Панчен-ламы началась в семнадцатом веке после того, как Пятый Далай-лама дал Чокьи Гьелцену титул и объявил его эманацией Будды Амитабы . Официально он стал первым Панчен-ламой в линии преемственности, а также был шестнадцатым настоятелем монастыря Ташилунпо . [ 1 ]
Десятый Панчен-лама родился как Гонпо Цетен 19 февраля 1938 года в Бидо, нынешнем Саларском автономном округе Цинхая Сюньхуа - , известном как Амдо . Его отца также звали Гонпо Цетен, а мать — Сонам Дролма. После смерти Девятого Панчен-ламы в 1937 году в ходе двух одновременных поисков десятого Панчен-ламы были найдены разные мальчики: правительство Лхасы предпочло мальчика из Сиканга , а кхенпо Девятого Панчен-ламы и его соратники выбрали Гонпо Цетэна. [ 2 ] 3 июня 1949 года правительство Китайской Республики (КР) заявило о своей поддержке Гонпо Цэтэна.
11 июня 1949 года, в возрасте двенадцати лет по тибетской системе счета, Гонпо Цетен был возведен на трон в главном монастыре Гелугпа в Амдо, монастыре Кумбум Джампа Линг , как 10-й Панчен-лама и получил имя Лобсанг Тринлей Лхундруб Чокьи Гьялцен. На мероприятии присутствовали также Гуань Цзиюй , глава Комиссии по делам Монголии и Тибета , и гоминьдановский губернатор Цинхая Ма Буфан . [ 3 ] Еще в Лхасе Далай-лама узнал Панчен-ламу Чокьи Гьялцена несколько лет спустя, после их встречи. [ 4 ]

Гражданская война в Китае
[ редактировать ]Китайская республика хотела использовать Чокьи Гьялцена для создания широкой антикоммунистической базы на юго-западе Китая . [ 2 ] Китайской Республики Гоминьдан сформулировал план, согласно которому Панчен-лама будет помогать трем тибетским дивизиям Кхампа противостоять коммунистам. [ 5 ]
Когда Лхаса отказала Чокьи Гьялцену в территории, которую традиционно контролировал Панчен-лама, он попросил Ма Буфанга помочь ему возглавить армию против Тибета в сентябре 1949 года. [ 6 ] Ма пытался убедить Панчен-ламу приехать с гоминьдановским правительством на Тайвань , когда приближалась победа коммунистов, но Панчен-лама вместо этого заявил о своей поддержке Коммунистической Народной Республики Китая . [ 7 ] [ 8 ] Более того, регентство Далай-ламы было нестабильным, поскольку в 1947 году разразилась гражданская война, и Гоминьдан воспользовался этим для расширения своего влияния в Лхасе. [ 9 ]
Китайская Народная Республика
[ редактировать ]Сообщается, что Панчен-лама поддержал претензии Китая на суверенитет над Тибетом и поддержал политику Китая по реформированию Тибета. [ 4 ] Радио Пекина передало призыв религиозного лидера к «освобождению» Тибета Китаю, что оказало давление на правительство Лхасы с целью заставить его вести переговоры с Народной Республикой. [ 2 ] [ нужны разъяснения ]
В монастыре Кумбум Панчен-лама дал посвящение Калачакры в 1951 году. [ 10 ] В том же году Панчен-лама был приглашен в Пекин, когда тибетская делегация подписывала Соглашение из 17 пунктов и отправляла Далай-ламе телеграмму с просьбой выполнить Соглашение. [ 11 ] Его признал Далай-лама XIV , когда они встретились в 1952 году.
В сентябре 1954 года Далай-лама и Панчен-лама отправились в Пекин, чтобы присутствовать на первой сессии первого Всекитайского собрания народных представителей , встретиться с Мао Цзэдуном и другими лидерами. [ 12 ] [ 13 ] Панчен-лама вскоре был избран членом Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей , а в декабре 1954 года стал заместителем председателя Китайского народного политического консультативного совета . [ 14 ] В 1956 году Панчен-лама отправился в Индию в паломничество вместе с Далай-ламой. Когда Далай-лама бежал в Индию в 1959 году, Панчен-лама публично поддержал китайское правительство, китайцы привезли его в Лхасу и сделали председателем Подготовительного комитета Тибетского автономного района. [ 15 ]

Ходатайство и арест
[ редактировать ]Петиция на 70 000 персонажей
[ редактировать ]После турне по Тибету в 1962 году Панчен-лама написал документ, адресованный премьер-министру Чжоу Эньлаю, осуждающий жестокую политику и действия Китайской Народной Республики в Тибете. Это стало известно как «Петиция 70 000 персонажей». [ 16 ] [ 17 ] По словам Изабель Хилтон , это остается «самой подробной и обоснованной атакой на политику Китая в Тибете, которая когда-либо была написана». [ 18 ]
Панчен-лама встретился с Чжоу Эньлаем, чтобы обсудить написанную им петицию. Первоначальная реакция была положительной, но в октябре 1962 года власти КНР, работающие с населением, подвергли петицию критике. Председатель Мао назвал петицию «... отравленной стрелой, выпущенной в партию реакционными феодальными правителями».
На протяжении десятилетий содержание этого доклада оставалось скрытым от всех, кроме самых высоких уровней китайского руководства, пока в 1996 году не появилась одна копия. [ 19 ] В январе 1998 года, по случаю 60-летия со дня рождения Десятого Панчен-ламы, английский перевод тибетского эксперта Роберта Барнетта под названием «Отравленная стрела: Секретный доклад 10-го Панчен-ламы» . был опубликован [ 20 ] [ 21 ]
Арест
[ редактировать ]В 1964 году он был публично унижен на заседаниях Политбюро , отстранен от всех руководящих постов, объявлен «врагом тибетского народа», конфискован и использован против него дневник его мечты. [ 22 ] и затем был заключен в тюрьму. На тот момент ему было 26 лет. [ 23 ] Ситуация Панчена ухудшилась, когда началась Культурная революция . Китайский диссидент и бывший красногвардеец Вэй Цзиншэн опубликовал в марте 1979 года письмо под своим именем, но написанное другим, анонимным автором, осуждающее условия в тюрьме Циньчэн , где находился 10-й Панчен-лама. [ 24 ] [ 25 ] содержался под домашним арестом в Пекине . В октябре 1977 года он был освобожден, но до 1982 года [ 26 ]

Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1978 году, отказавшись от обета монашества, он путешествовал по Китаю в поисках жены для создания семьи. [ 27 ] Он начал ухаживать за Ли Цзе, утробной внучкой Дун Циу , генерала НОАК , который командовал армией во время Корейской войны . Она была студенткой-медиком в Четвертом военно-медицинском университете в Сиане . В то время у ламы не было денег, и он все еще находился в черном списке партии, но жена Дэн Сяопина и вдова Чжоу Эньлая видели символическую ценность брака между тибетским ламой и ханьской женщиной. Они лично вмешались, чтобы поженить пару на большой церемонии в Доме народных собраний в 1979 году. [ 28 ] Год спустя Панчен-лама получил должность заместителя председателя Всекитайского собрания народных представителей и другие политические посты, а он был полностью политически реабилитирован к 1982 году .
Дочь
[ редактировать ]Ли Цзе родила дочь в 1983 году, которую назвали Ябши Пан Ринзинвангмо ( стандартный тибетский язык : Ябши Пан Ригдзин Вангмо ). [ 29 ] Широко известная как «Принцесса Тибета». [ 30 ] она считается важной в тибетском буддизме и тибетско-китайской политике , поскольку она является единственным известным потомком за более чем 620-летнюю историю Панчен-ламы или Далай-ламы линий реинкарнации .
Что касается смерти ее отца, Ринзинвангмо, как сообщается, отказалась комментировать, предположительно объясняя его раннюю смерть плохим здоровьем, сильным увеличением веса и хроническим лишением сна. [ 28 ] [ нужна ссылка ] Смерть 10-го Панчен-ламы вызвала шестилетний спор о его активах на сумму 20 миллионов долларов США между его женой и дочерью и монастырем Ташилунпо. [ 28 ]
Вернуться в Тибет
[ редактировать ]Панчен-лама совершил несколько поездок в Тибет из Пекина в 1980 году и позже.
Во время поездки по восточному Тибету в 1980 году Панчен-лама также посетил знаменитого Ньингма мастера школы Кхенчена Джигме Пунцока в Ларунг Гаре . [ 31 ]
В 1987 году Панчен-лама снова встретился с Кхенченом Джигме Пунцоком в Пекине, даровал учение Тридцати семи практик бодхисаттвы, благословил и поддержал Ларунг Гар и присвоил ему имя Серта Ларунг Нгарик Нангтен Лоблинг ( gser rta bla rung lnga rig nang bstan blob gling ), обычно переводится как Серта Буддийская академия Ларунг Пять наук . [ 31 ]
По приглашению Панчен-ламы Кхенчен Джигме Пунцок присоединился к нему в 1988 году на ритуале освящения в центральном Тибете, который стал монументальным паломничеством по священным буддийским местам в Тибете, среди которых дворец Потала , Норбулинка , монастырь Нечунг , а затем монастырь Сакья . и монастырь Ташилунпо , а также монастырь Самье . [ 31 ] [ 32 ]
Также в 1987 году Панчен-лама основал компанию под названием «Корпорация развития Тибета Ганг-Гьен», призванную обеспечить будущее Тибета, благодаря чему тибетцы могли взять на себя инициативу по развитию и присоединиться к своей собственной модернизации. Были включены планы по восстановлению священных буддийских мест, разрушенных в Тибете в 1959 году и позже. Гьяра Церинг Самдруп работал с этим бизнесом, но был арестован в мае 1995 года после того, как был признан 11-й Панчен-лама Гедхун Чокьи Ньима . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
В начале 1989 года 10-й Панчен-лама снова вернулся в Тибет, чтобы перезахоронить извлеченные кости из могил предыдущих Панчен-лам, могил, которые были разрушены в монастыре Ташилунпо в 1959 году. [ 22 ] Красной гвардией и освящен в чортене, построенном в качестве вместилища.
23 января 1989 года Панчен-лама произнес речь в Тибете, в которой сказал: «После освобождения, безусловно, произошло развитие, но цена, заплаченная за это развитие, была больше, чем выгоды». [ 36 ] [ 37 ] Он раскритиковал крайности Культурной революции в Тибете и похвалил реформы и открытость 1980-х годов. [ 38 ]
Смерть
[ редактировать ]Пять дней спустя, 28 января, Панчен-лама скончался в Шигадзе в возрасте 50 лет. [ 39 ] Хотя официальной причиной смерти был назван сердечный приступ, некоторые тибетцы подозревают, что это была нечестная игра. [ 36 ]
Среди тибетцев распространилось множество теорий о смерти Панчен-ламы. По одной из версий, он предвидел собственную смерть в послании жене при их последней встрече. По другому, радуга . перед его смертью в небе появилась [ 38 ] Другие люди, в том числе Далай-лама, [ 28 ] считают, что его отравил собственный медицинский персонал. Сторонники этой теории ссылаются на высказывания Панчен-ламы, сделанные 23 января высокопоставленным чиновникам и опубликованные в газетах People's Daily и China Daily .
В августе 1993 года его тело было перевезено в монастырь Таши Лунпо , где его тело сначала положили в носилки из сандалового дерева, затем поместили в специально изготовленный безопасный шкаф и, наконец, перенесли в Драгоценную бутылку в ступе монастыря, где оно и сохраняется. . [ 40 ]
В 2011 году китайский диссидент Юань Хунбин заявил, что Ху Цзиньтао , тогдашний секретарь Коммунистической партии Тибета и политический комиссар тибетских подразделений НОАК, организовал смерть 10-го Панчен-ламы. [ 41 ]
По данным государственной газеты People's Daily , Далай-лама был приглашен Буддийской ассоциацией Китая присутствовать на похоронах Панчен-ламы и воспользоваться возможностью связаться с религиозными общинами Тибета . Далай-лама не смог присутствовать на похоронах. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Панчен-лама , Сокровищница жизней, https://treasuryoflives.org/incarnation/Panchen-Lama
- ^ Перейти обратно: а б с Линь, Сяо-тин (2010). Этнические границы современного Китая: путешествие на Запад . Тейлор и Фрэнсис . стр. 116–118.
- ^ Паршотам Мехра (2004). От конфликта к примирению: новый взгляд на тибетское государство: краткий исторический обзор противостояния Далай-ламы и Панчен-ламы, ок. 1904–1989 . Издательство Отто Харрасовица. п. 87. ИСБН 3-447-04914-6 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 года . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мелвин С. Гольдштейн, Маккей, 2003 г., с. 222.
- ^ Сяо-тин Линь (2010). Этнические границы современного Китая: путешествие на запад . Том. 67 исследований Рутледжа по современной истории Азии (иллюстрированное издание). Тейлор и Фрэнсис. п. 117. ИСБН 978-0-415-58264-3 . Проверено 27 декабря 2011 г.
Крайний северо-запад Китая.23 Одновременно предлагалось, что при поддержке нового Панчен-ламы и его окружения по крайней мере три армейские дивизии антикоммунистических тибетцев Кхампа могут быть сосредоточены на юго-западе Китая.
- ^ «12-летний изгнанный лама хочет возглавить армию в Тибете» . Лос-Анджелес Таймс . 6 сентября 1949 года. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года.
- ^ Гольдштейн, Мелвин К. (2009). История современного Тибета: затишье перед бурей: 1951–1955, том 2 . Издательство Калифорнийского университета. стр. 272, 273. ISBN. 978-0-520-25995-9 .
- ^ Хилтон, Элизабет (2001). В поисках Панчен- ламы WW Нортон и компания. п. 110. ИСБН 0-393-32167-3 .
- ^ Хилтон, Элизабет (2001). В поисках Панчен- ламы WW Нортон и компания. п. 112. ИСБН 0-393-32167-3 .
В Лхасе не было ни мира, ни счастья уже некоторое время. Регентство Далай-ламы часто было периодом заговоров и нестабильности, и период меньшинства четырнадцатого Далай-ламы не был исключением. Ситуация стала настолько хаотичной и коррумпированной, что в 1947 году даже произошла короткая гражданская война. столица.
- ^ Николь Уиллок, Шестой Цетен Жабдрунг, Джигме Ригпай Лодро , Сокровищница жизней, https://treasuryoflives.org/biographys/view/Jigme-Rigpai-Lodro/P1646
- ↑ «Десятый Панчен-лама». Архивировано 10 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Нгапои вспоминает об основании ТАР». Архивировано 13 октября 2007 года в Wayback Machine , Нгапои Нгаванг Джигме , China View , 30 августа 2005 года.
- ^ «Избранные иностранные высокопоставленные лица встречались с 1954 по 1989 год». Архивировано 9 мая 2008 года в Wayback Machine.
- ^ Гольдштейн, MC, История современного Тибета, Том 2 - Затишье перед бурей: 1951–1955 , стр. 496
- ^ Фейгон 1996, с. 163
- ^ «Обновления новостей: информация и анализ событий в Тибете - отрывок из «Reports From Tibet», ноябрь 1990 г. - февраль 1991 г., TIN News Update» (PDF) . Колумбийский университет . Лондон: Информационная сеть Тибета. 20 февраля 1991 г. с. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 18 апреля 2016 г.
- ^ «Новости Всемирной тибетской сети: опубликован секретный отчет о Тибете 1960-х годов» . Тибет.ca . Канадский Тибетский комитет. 12 февраля 1998 года. Архивировано из оригинала 25 мая 2015 года . Проверено 18 апреля 2016 г.
- ^ Хилтон, Изабель (2001) [1-й паб. Нортон: 2000]. В поисках Панчен-ламы (1-е американское изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. п. 156. ИСБН 978-0-393-32167-8 . ОСЛК 48420207 . Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 года . Проверено 18 апреля 2016 г.
- ^ Куртенбах, Элейн (11 февраля 1998 г.). «Доклад тибетского лидера за 1962 год сообщает о массовых избиениях и голодании» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 21 июля 2001 года . Проверено 18 апреля 2016 г.
- ^ Опубликован секретный отчет о Тибете 1960-х годов (TIN) .
- ^ Секретный отчет 10-го Панчен-ламы Тибета впервые доступен в Интернете (TIN) .
- ^ Перейти обратно: а б Хилтон 2000
- ^ «Изучение истории Китая :: Восточноазиатский регион :: Тибет». Архивировано 1 июля 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Отрывки из Циньчэн: Бастилия двадцатого века». Архивировано 2 марта 2016 г. в Wayback Machine , опубликовано в журнале Exploration, март 1979 г.
- ^ «Необычный взгляд на китайский ГУЛАГ» . Нью-Йорк Таймс . 13 мая 1979 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ тибетское обозрение (15 февраля 2018 г.). «Китай ожидает от своего Панчен-ламы новых вкладов в укрепление своего правления в Тибете» . Тибетский обзор . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ Хилтон, Изабель (21 марта 2004 г.). «Дочь Будды» . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джонсон, Тим (2011). Багровая трагедия: как Далай-лама завоевал мир, но проиграл битву с Китаем . Национальные книги. стр. 170–172.
- ^ «Дочь Будды: молодая тибетско-китайская женщина». Архивировано 8 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Макдональд, Хэмиш (12 ноября 2005 г.). «Преодоление разрыва» . Сидней Морнинг Геральд . Архивировано из оригинала 19 августа 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Антонио Терроне (октябрь 2013 г.). Кхенпо Джигме Пунцок . Сокровищница жизней. https://treasuryoflives.org/biographies/view/Khenpo-Jigme-Puntsok/10457 , В начале 1980-х годов в горном убежище, которое Кхенпо Джигме Пунцок построил в горах к югу от Серты, под названием Ларунг Гар (бла рунг сгар), он большую часть своего времени посвятил практике и преподаванию Дзогчена, в то время как его слава как добродетельного практика и преданного учителя привлекала всё больше и больше монашествующие. Он особенно подчеркнул важность буддийской этики и кодекса монашеской дисциплины Винайи. Его слава была такова, что его посетил Десятый Панчен-лама Чокьи Гьелцен (paN chen 10 chos kyi rgyal mtshan, 1949–1989) во время его турне по восточному Тибету в 1980 году.
- ^ Дэвид Джермано, Вспоминая расчлененное тело Тибета: современные тибетские визионерские движения в Китайской Народной Республике . Редакторы Мелвин Гольдштейн и Мэтью Капштейн. «Буддизм в современном Тибете: религиозное возрождение и культурная самобытность», UC Press, 1998.
- ^ Старший тибетский монах приговорен Китаем к тюремному заключению (8 мая 1997 г.), https://www.nytimes.com/1997/05/08/world/senior-tibetan-monk-given-jail-term-by-china. html Старший тибетский монах приговорен к тюремному заключению в Китае
- ^ Дава Норбу, Тибет: дорога вперед , Rider & Co, 1998. ISBN 978-0712671965 , стр.320-321.
- ^ Патрик Френч , Тибет: личная история затерянной страны, 2005 г., ISBN 978-2-226-15964-9 , с. 73
- ^ Перейти обратно: а б Лэрд 2006, с. 355
- ^ «Панчен-лама Отравленная стрела» . BBC h2g2 – энциклопедический проект, в котором участвуют люди со всего мира. 14 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2007 г. Проверено 29 апреля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хилтон 2000, стр. 192–194.
- ^ Хилтон 2000, с. 1
- ^ «Монастырь Ташилхунгпо: резиденция Панчен-ламы» . Китайская культура . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ↑ Калсанг Ринчен, «Ху убил Панчена: китайский диссидент». Архивировано 13 сентября 2017 г. на Wayback Machine , Phayul.com , 16 марта 2011 г.
- ^ «Переговоры между Далай-ламой и центральным правительством раскрыты» . Народная газета . 4 февраля 2002 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 5 ноября 2010 г.
- ^ «Обзор китайско-тибетского диалога — официальный сайт Центральной тибетской администрации» . Архивировано из оригинала 11 июня 2010 года . Проверено 19 января 2011 г.
- ^ Капштейн 2006, с. 295
Источники
[ редактировать ]- Фейгон, Ли. Демистифицируя Тибет: раскрывая секреты страны снегов (1996) Иван Р. Ди, издатель. ISBN 1-56663-089-4 .
- Гольдштейн, Мелвин К. Снежный лев и дракон: Китай, Тибет и Далай-лама (1997) University of California Press. ISBN 0-520-21951-1 .
- Хилтон, Элизабет. В поисках Панчен-ламы (2000) WW Norton & Company. ISBN 0-393-04969-8 .
- Капштейн, Мэтью Т. Тибетцы (2006) Blackwell Publishing. ISBN 978-0-631-22574-4 .
- Лэрд, Томас. (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой . Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- Маккей, Алекс (ред.). Тибет и ее соседи: История (2003) Вальтер Кениг. ISBN 3-88375-718-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1938 рождений
- 1989 смертей
- Панчен-ламы
- Ламы 20-го века
- Заключенные тюрьмы Циньчэн
- Люди из Хайдуна
- Политики Китайской Народной Республики из Цинхая
- Политические чиновники в Тибете
- Тибетские буддисты из Китая
- Тибетский народ
- Заместители председателя Национального комитета Народного политического консультативного совета Китая
- Заместители председателя Всекитайского собрания народных представителей
- Жертвы культурной революции