Jump to content

13-й Далай-лама

Тубтен Гьяцо
Тубтен Гьяцо
Заголовок 13-й Далай-лама
Персональный
Рожденный ( 1876-02-12 ) 12 февраля 1876 г.
Такпо Лангдун, У-Цанг , Тибет
Умер 17 декабря 1933 г. (1933-12-17) (57 лет)
Место отдыха Дворец Потала
Религия Тибетский буддизм
Родной город Лхаса
Известный 13-й Далай-лама
Подпись
Военная служба
Классифицировать Далай-лама
Старшая должность
Учитель Пхурчок Нгаванг Джампа Ринпоче [1]
Период пребывания в должности 31 июля 1879 г. - 17 декабря 1933 г.
Предшественник Тринли Гьяцо
Преемник Тензин Гьяцо
Рукоположение 1895

«История змеи» , сокращенно «История змеи». [1] ( тибетский : Художник , Уайли : Туб Бастан Ргья Мтшо ; 12 февраля 1876 — 17 декабря 1933) — 13-й -лама Тибета Далай . [2] возведен на престол в неспокойную эпоху и крах династии Цин. Называемый «Великим Тринадцатым», он также известен тем, что вновь провозгласил национальную независимость Тибета, а также своими инициативами по реформированию и модернизации.

В 1878 году его признали реинкарнацией Далай-ламы. сопроводил его в Лхасу и дал обеты перед послушничеством Панчен-лама Тенпай Вангчук , назвав его «Нгаванг Лобсанг Туптен Гьяцо Джигдрал Чокли Намгьял». [1] В 1879 году он был возведен на трон во дворце Потала , но не принимал на себя политическую власть до 1895 года. [3] после того, как он достиг зрелости.

Тубтен Гьяцо был интеллектуальным реформатором и умелым политиком. Он отвечал за противодействие британской экспедиции в Тибет , восстановление дисциплины в монашеской жизни и увеличение числа мирских чиновников , чтобы избежать передачи чрезмерной власти в руки монахов .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

13-й Далай-лама родился в деревне Такпо Лангдун, однажды на машине, к юго-востоку от Лхасы. [4] and near Sam-ye Monastery, Tak-po province, in June 1876 [5] родителям Кунга Ринчен и Лобсанг Долма, крестьянская пара. [1] Лэрд указывает дату своего рождения 27 мая 1876 года. [4] и Маллин называет это рассветом 5-го месяца года Огненной Мыши (1876 г.). [6]

Связаться с Агваном Доржиевым

[ редактировать ]
Ретрит Далай-ламы XIII, Нечунг , Тибет.

Агван Доржиев (1854–1938), хори- бурятский монгол , русский подданный, родился в селе Хара-Шибир, недалеко от Удинска , к востоку от озера Байкал . [7] Он ушел из дома в 1873 году в возрасте 19 лет, чтобы учиться в монастыре Гелугпа , Дрепунг , недалеко от Лхасы , крупнейшем монастыре Тибета . Успешно окончив традиционный курс религиоведения, он приступил к получению академической буддийской степени гешей Лхарампы (высшая степень «докторской степени буддийской философии»). [8] Он продолжил обучение и стал Цанид-Хамбо, или «Мастером буддийской философии». [9] Он стал наставником и «партнером по дебатам» подростка Далай-ламы, который очень подружился с ним и позже использовал его в качестве посланника в России и других странах. [10]

Военные экспедиции в Тибет

[ редактировать ]
13-й Далай-лама в 1910 году в Дарджилинге, Индия.

После в Тибет британской экспедиции сэра Фрэнсиса Янгхасбанда в начале 1904 года Доржиев убедил Далай-ламу бежать в Ургу в Монголии , почти в 2400 км (1500 миль) к северо-востоку от Лхасы, путешествие, которое заняло четыре месяца. Далай-лама провел более года в Урге и монастыре Ван Хурээ (к западу от столицы), давая учения монголам. В Урге он несколько раз встречался с 8-м Богд Гегэном Джебцундамба Хутукту (духовным лидером Внешней Монголии). Содержание этих встреч неизвестно. По сообщению А.Д. Хитрово, русского пограничного комиссара в Кяхте , Далай-ламы и влиятельного монгольского хутукту, высшие ламы и князья «решили безвозвратно выйти из состава Китая как самостоятельное федеративное государство, осуществив эту операцию под покровительством и поддержкой со стороны Россия, заботящаяся о том, чтобы избежать кровопролития». [11] Далай-лама настаивал на том, что, если Россия не поможет, он даже попросит о помощи Великобританию, своего бывшего врага. [ нужна ссылка ]

После того как Далай-лама бежал, династия Цин немедленно провозгласила его свергнутым и снова заявила о своем суверенитете над Тибетом, предъявив притязания на Непал и Бутан . также [12] был Лхасский договор подписан в Потале между Великобританией и Тибетом в присутствии амбаня , представителей Непала и Бутана 7 сентября 1904 года. [13] Положения договора 1904 года были подтверждены договором 1906 года. [14] подписано между Великобританией и Китаем. Британцы за вознаграждение от цинского суда также согласились не аннексировать территорию Тибета и не вмешиваться в управление Тибетом, в то время как Китай согласился не позволять какому-либо другому иностранному государству вмешиваться в территорию или внутреннее управление Тибета. [14] [15]

Считается, что Далай-лама был причастен к антииностранному тибетскому восстанию 1905 года . Британское вторжение в Лхасу в 1904 году имело последствия для тибетского буддийского мира. [16] [ ненадежный источник? ] вызывая крайние антизападные и антихристианские настроения среди тибетских буддистов. Британское вторжение также спровоцировало интенсивное и внезапное вмешательство Цин в тибетские территории с целью развития, ассимиляции и установления сильного центрального контроля Цин. [17] Тибетские ламы в Батанге возобновили восстание в 1905 году, устроив резню китайских чиновников, французских миссионеров и новообращенных христиан-католиков. Тибетские монахи выступили против католиков, разрушив церковь католической миссии и убив всех католических миссионеров и чиновников Цин. [18] [19] [ не удалось пройти проверку ] Маньчжурский чиновник Цин Фэнцюань был убит тибетскими батанг-ламами вместе с другими маньчжурскими и ханьскими китайскими чиновниками Цин и французскими католическими священниками, которые были убиты, когда в марте 1905 года началось восстание. Тибетские монахи гелугпа в Ньяронге , Чамдо и Литанге также восставали и нападали на миссии и церкви и убивали жителей Запада. [20] Британское вторжение в Лхасу, миссионеры и Цин были связаны в глазах тибетцев как враждебные иностранцы, на которых можно было напасть. [21] В Чжунтянь (Чунгтянь) находился монастырь Батанг. [22] Тибетцы вырезали новообращенных, подожгли здание миссионеров в Батанге из-за своей ксенофобии. [23] [ нужен неосновной источник ] Сэр Фрэнсис Эдвард Янгхасбенд писал , что в то же время на противоположной стороне Тибета они действовали еще более активно агрессивно, изгоняя римско-католических миссионеров из их давних домов в Батанге, убивая многих из их новообращенных и сжигая миссионерский дом. . [24] [ нужен неосновной источник ] В Тибете процветали антихристианские настроения и ксенофобия. [25]

№ 10. Депеша генерального консула Уилкинсона сэру Э. Сатоу от Юньнань-фу, 28 апреля 1905 г. (Получена в Лондоне 14 июня 1905 г.) Пере Мэр, провикер Римско-католической миссии здесь, назвал это утром, чтобы показать мне телеграмму, которую он только что получил от местного священника из своей миссии в Тали. Телеграмма, написанная на латыни, датирована Тали, 24 апреля, и сообщает, что ламы Батанга убили П.П. Мюссе и Сульи, а также, как полагают, еще 200 новообращенных. Часовня в Атенце сожжена, а ламы задерживают дорогу в Тачиен-лу. Пере Бурдоннек (еще один член Французской Тибетской миссии) умоляет Пере Мэра принять меры. Отец Мэр соответственно написал г-ну Ледюку, моему французскому коллеге, который, несомненно, свяжется с генерал-губернатором. Провикер полагает, что миссионеры подверглись нападению по приказу экс-Далай-ламы, как ближайших европейцев, которым он мог отомстить за свой позор. Он достаточно любезен, чтобы сказать, что предоставит мне любую дополнительную информацию, которую он может получить. Телеграфирую вам известие о резне.

У меня есть и т. д. (Подпись) У.Х. УИЛКИНСОН. Восточная Индия (Тибет): документы, касающиеся Тибета [и дополнительные документы...], выпуски 2–4, Великобритания. Министерство иностранных дел, с. 12., [26] [27]

В октябре 1906 года Джон Уэстон Брук стал первым англичанином, получившим аудиенцию у Далай-ламы, и впоследствии ему было предоставлено разрешение возглавить две экспедиции в Тибет. [28] Также в 1906 году сэр Чарльз Альфред Белл был приглашен посетить Тубтена Чокьи Ньима , 9-го Панчен-ламы в Ташилунпо , где они провели дружеские дискуссии о политической ситуации. [29]

Позже Далай-лама остановился в великом монастыре Кумбум недалеко от Синина , а затем отправился на восток, к самой священной из четырех буддийских гор Китая, Утай-Шань, расположенной в 300 км от Пекина. Отсюда Далай-лама принял парад послов: Уильяма Вудвилла Рокхилла , американского министра в Пекине; Густав Маннергейм , полковник Императорской Российской армии, впоследствии ставший маршалом Финляндии и шестым президентом Финляндии ; немецкий врач из пекинской миссии; английский исследователь Кристофер Ирвинг; РФ Джонсон, британский дипломат Колониальной службы; и Анри Д'Оллоне, майор и виконт французской армии. [30] Далай-лама проводил кампанию по укреплению своих международных связей и освобождению своего королевства от китайского правления.

В июне 1908 года КГЭ Маннергейм встретил Тубтена Гьяцо в Утай-Шане во время своей экспедиции из Туркестана в Пекин. Маннергейм вел свой дневник и записи на шведском языке, чтобы скрыть тот факт, что его этнографическая и научная группа также представляла собой тщательно продуманную миссию по сбору разведывательной информации для российской императорской армии. Далай-лама XIII благословил русского царя на белый шелк . Обеспокоенный своей безопасностью, Маннергейм подарил духовному понтифику Тибета револьвер Браунинг и показал, как перезаряжать оружие. [31] [32]

«Очевидно, — сказал Далай-лама XIV , — Далай-лама XIII имел острое желание установить отношения с Россией, и я также думаю, что поначалу он был немного скептически настроен по отношению к Англии. Потом был Доржиев. Для англичан он был шпион, но на самом деле он был хорошим учёным и искренним буддийским монахом, очень преданным 13-му Далай-ламе». [33]

В сентябре 1908 года Далай-лама получил аудиенцию у императора Гуансюй и вдовствующей императрицы Цыси . Император пытался подчеркнуть подчиненную роль Тибета, хотя Далай-лама отказался поклониться . ему [34] Он оставался в Пекине до конца 1908 года; за это время и император Гуансюй, и вдовствующая императрица умерли, и им наследовал император Сюаньтун с принцем Чуном в качестве регента. [12]

Вернувшись в Тибет в декабре 1908 года, он начал реорганизацию правительства, но в 1910 году Цин отправил в Тибет собственную военную экспедицию , и ему пришлось бежать в Индию. [35] [36]

Принятие политической власти

[ редактировать ]
13-й Далай-лама Тибета, британский политический деятель Чарльз Белл (оба сидят) и Сидкеонг Тулку Намгьял из Сиккима в 1910 году.

В 1895 году Тубтен Гьяцо принял на себя правящую власть от монастырей, которые ранее пользовались большим влиянием через регента. Благодаря двум периодам ссылки в 1904–1909 годах, чтобы избежать британского вторжения 1904 года, и с 1910 по 1913 год, чтобы избежать китайского вторжения, он хорошо осознавал сложности международной политики и был первым Далай-ламой, осознавшим о важности международных отношений. Далай-лама «в сопровождении шести министров и небольшого эскорта», в который входил его близкий помощник, дипломат и военный деятель Царонг Дзаса , бежал через Джелеп Ла. [37] в Сикким и Дарджилинг , где они пробыли почти два года. В этот период он был приглашен в Калькутту вице -королем лордом Минто , что помогло восстановить отношения с англичанами. [38] [ нужна страница ]

В 1911 году против имперских властей поднялась революция , сначала в Учане , а затем и во всем Китае, кульминацией которой стало отречение императора Сюаньтуна , отмена монархии и создание Китайской Республики в 1912 году. На материке развернулся хаос. местными Китайские войска были изгнаны из Тибета националистами, которые 4 апреля 1912 года провозгласили Тибет независимой страной, открыв путь к возвращению Далай-ламы.

Тубтен Гьяцо вернулся в Лхасу в январе 1913 года вместе с Царонгом Дзасой из Дарджилинга, где он жил в изгнании. Новое китайское правительство извинилось за действия предыдущей династии Цин и предложило восстановить Далай-ламу на прежнем посту. Он ответил, что его не интересуют китайские ряды и что он принимает на себя духовное и политическое руководство Тибетом. [39]

После своего возвращения из изгнания в Индии в 1913 году Тубтен Гьяцо взял на себя контроль над международными отношениями и общался напрямую с махараджей , британским политическим чиновником в Сиккиме и королем Непала, вместо того, чтобы позволять это делать Кашагу или парламенту. [40]

В документах из архива МИД России содержится подробная аргументация Далай-ламы XIII о том, что Тибет никогда не был частью Китая. [41] Тубтен Гьяцо провозгласил независимость от Китая в начале 1913 года (13 февраля), вернувшись из Индии после трех лет изгнания. Затем он стандартизировал тибетский флаг в его нынешнем виде. [42] В конце 1912 года были выпущены первые почтовые марки Тибета и первые банкноты . [ нужна ссылка ]

Тубтен Гьяцо построил новый медицинский колледж (Мэнциканг) в 1913 году на месте послереволюционной традиционной больницы недалеко от Джоханга . [43]

Было принято законодательство по борьбе с коррупцией среди чиновников , была создана и введена в действие национальная система налогообложения , а также создана полиция. Уголовно-исполнительная система была пересмотрена и стала единой по всей стране. «Смертная казнь была полностью отменена, а телесные наказания сокращены. Условия жизни в тюрьмах также были улучшены, и были назначены должностные лица, которые следили за соблюдением этих условий и правил». [44] [45]

В дополнение к системе религиозного образования была введена система светского образования. Тубтен Гьяцо отправил четырех многообещающих студентов в Англию на обучение и приветствовал иностранцев, в том числе японцев, британцев и американцев. [44]

В результате своих путешествий и контактов с иностранными державами и их представителями (например, Петром Козловым , Чарльзом Альфредом Беллом и Густавом Маннергеймом ) Далай-лама проявил интерес к мировым делам и ввёл электричество , телефон и первые автомобили. [ нужна ссылка ] в Тибет. Тем не менее, в конце своей жизни в 1933 году он увидел, что Тибет вот-вот отступит от внешнего влияния.

В последнее десятилетие своей жизни личный помощник Далай-ламы Тубтен Кунпела пришел к власти и возглавил несколько важных проектов модернизации Тибета. В 1931 году в Трапчи был основан новый фабричный комплекс, состоящий из монетных дворов и заводов по производству боеприпасов, машины которого приводились в движение энергией первой гидроэлектростанции в Тибете. Современный армейский полк был создан в том же году, после того как вспыхнул конфликт в Восточном Тибете. [46]

13-й Далай-лама в 1932 году, за год до своей смерти.

В 1930 году тибетская армия вторглась в Сикан и Цинхай во время китайско-тибетской войны . В 1932 году мусульманские цинхайские и ханьско-китайские сычуаньские армии Национальной революционной армии под предводительством китайского генерала-мусульманина Ма Буфана и ханьского генерала Лю Вэньхуэя нанесли поражение тибетской армии во время последующей цинхайско-тибетской войны . Ма Буфанг разгромил тибетские армии и отбил несколько уездов в Сикан провинции . Шицю, Дэнке и другие уезды были захвачены у тибетцев. [47] [48] [49] Тибетцы были отброшены на другой берег реки Цзиньша. [50] [51] Ма и Лю предупредили тибетских чиновников, чтобы они не осмелились снова пересечь реку Цзиньша. [52] Ма Буфанг разбил тибетцев при Дан Чокоргоне. Несколько тибетских генералов сдались и были понижены в должности Далай-ламой. [53] К августу тибетцы потеряли так много земель из-за сил Лю Вэньхуэя и Ма Буфана, что Далай-лама телеграфировал британскому правительству Индии о помощи. Британское политическое давление привело к тому, что Нанкин объявил о прекращении огня. [54] Отдельные перемирия были подписаны Ма и Лю с тибетцами в 1933 году, положив конец боевым действиям. [55] [56] [57]

Пророчества и смерть

[ редактировать ]

Перед смертью 13-й Далай-лама предсказал:

Очень скоро в этой стране (с гармоничным сочетанием религии и политики) могут произойти обманные действия как снаружи, так и внутри. В то время, если мы не осмелимся защитить нашу территорию, наши духовные личности, в том числе Победоносные Отец и Сын (Далай-лама и Панчен-лама ), могут быть бесследно истреблены, собственность и авторитет наших Лакангов (резиденций перевоплощенных лам) и монахов могут забрать. Более того, наша политическая система, разработанная Тремя Великими Королями Дхармы ( Три Сонгцен Гампо , Три Сонгдецен и Три Ралпачен ), исчезнет, ​​и ничего не останется. Имущество всех людей, как высоких, так и низких, будет конфисковано, а люди вынуждены стать рабами. Всем живым существам придется терпеть бесконечные дни страданий и будет охвачен страхом. Такое время придет. [58]

  1. ^ Jump up to: а б с д «Краткие биографии предыдущих Далай-лам» . Далай-Лама.com . Проверено 13 мая 2018 г.
  2. ^ Шил, Р.Н. Рахул. «Институт Далай-ламы». Тибетский журнал , Дхарамсала, Индия. Том. XIV № 3. Осень 1989 г., с. 28. ISSN 0970-5368.
  3. ^ «Его Святейшество Тринадцатый Далай-лама Туптен Гьяцо» . Монастырь Намгьял. Архивировано из оригинала 21 октября 2009 года . Проверено 10 октября 2009 г.
  4. ^ Jump up to: а б Лэрд 2007, стр.211
  5. ^ Белл (1946); п. 40-42
  6. ^ Маллин 1988, стр.23
  7. ^ Путеводитель Red Star. Архивировано 6 декабря 2007 года в Wayback Machine .
  8. ^ Чо-Янг: Голос тибетской религии и культуры . Издание «Год Тибета», с. 80. 1991. Ганчен Кийшонг, Дхарамсала, HP, Индия.
  9. Островская-Младшая, Елена А. Буддизм в Санкт-Петербурге. Архивировано 17 июля 2007 года в Wayback Machine .
  10. ^ Френч, Патрик. Янгхасбенд: Последний великий имперский искатель приключений , с. 186. (1994). Перепечатка: Фламинго, Лондон. ISBN   978-0-00-637601-9 .
  11. ^ Кузьмин, С.Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации . Санкт-Птересбург: Нартанг, 2010, онлайн-версия на http://savetibet.ru/2010/03/10/manjuria_2.html.
  12. ^ Jump up to: а б Чепмен, Ф. Спенсер (1940). Лхаса: Священный город , с. 137. Союз читателей, Лондон. ОСЛК   10266665
  13. ^ Ричардсон, Хью Э.: Тибет и его история , Шамбала, Боулдер и Лондон, 1984, стр.268-270. Полная английская версия конвенции воспроизведена Ричардсоном.
  14. ^ Jump up to: а б «Конвенция между Великобританией и Китаем о Тибете (1906 г.)» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 года . Проверено 8 августа 2009 г.
  15. ^ Белл, Чарльз (1924) Тибет: прошлое и настоящее . Оксфорд: Кларендон Пресс; п. 288.
  16. ^ Шотландский клуб садов камней (1935). Джордж Форрест, VMH: исследователь и ботаник, который своими открытиями и успешно интродуцированными растениями значительно обогатил наши сады. 1873–1932 . Напечатано Stoddart & Malcolm, Ltd. п. 30 . Проверено 28 июня 2014 г.
  17. ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1997). Снежный лев и дракон: Китай, Тибет и Далай-лама . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 26 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  18. ^ Таттл, Грей (2005). Тибетские буддисты в создании современного Китая (иллюстрировано, переиздание под ред.). Издательство Колумбийского университета. п. 45. ИСБН  0231134460 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  19. ^ Пражняк, Роксана (1999). О верблюжьих королях и других вещах: сельские бунтовщики против современности в позднем императорском Китае . Издательство Rowman & Littlefield. п. 147. ИСБН  1461639638 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  20. ^ Линь, Сяо-тин (декабрь 2004 г.). «Когда встретились христианство и ламаизм: меняющаяся судьба первых западных миссионеров в Тибете» . Отчет о Тихоокеанском регионе . Серия периодических статей Центра Тихоокеанского региона ВМС США (36). Университет Сан-Франциско. Архивировано из оригинала 15 июля 2012 года . Проверено 13 июля 2014 г.
  21. ^ Брей, Джон (2011). «Священные слова и земные силы: христианское миссионерское взаимодействие с Тибетом» . Труды Азиатского общества Японии . пятая серия (3). Токио: Джон Брей и Азиатское общество Японии: 93–118 . Проверено 13 июля 2014 г.
  22. ^ Джон Ховард Джеффри (1 января 1974 г.). Кхамс или Восточный Тибет . Стоквелл. стр. 66–67. ISBN  9780722306956 .
  23. ^ Чарльз Белл (1992). Тибет прошлое и настоящее . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 60–. ISBN  978-81-208-1048-8 .
  24. ^ Сэр Фрэнсис Эдвард Янгхасбэнд (1910). Индия и Тибет: история отношений, существовавших между двумя странами со времен Уоррена Гастингса до 1910 года; с подробным отчетом о миссии в Лхасу 1904 года . Дж. Мюррей. стр. 47–.
  25. ^ Линда Уиллис (2010). В поисках мистера Смита: в поисках истины о долгой прогулке, величайшей истории выживания, когда-либо рассказанной . Skyhorse Publishing Inc., стр. 164–. ISBN  978-1-61608-158-4 .
  26. ^ Великобритания. Министерство иностранных дел (1904 г.). Восточная Индия (Тибет): документы, касающиеся Тибета [и дополнительные документы...], выпуски 2–4 . Авторы Индия. Иностранный и политический департамент, Индия. Генерал-губернатор. Канцелярский офис HM. п. 12.
  27. ^ Восточная Индия (Тибет): документы, касающиеся Тибета [и дополнительные документы...] . Канцелярский офис HM. 1897. стр. 5–.
  28. ^ Фергюссон, WN; Брук, Джон В. (1911). Приключения, спорт и путешествия по тибетским степям , предисловие. Скрибнер, Нью-Йорк, ОСЛК   6977261
  29. ^ Чепмен (1940), с. 141.
  30. ^ Тамм, Эрик Энно. «Лошадь, прыгающая сквозь облака: рассказ о шпионаже, Шелковом пути и возвышении современного Китая». Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 2010, стр. 364. См. http://horsethatleaps.com.
  31. ^ Тамм, Эрик Энно. «Лошадь, прыгающая сквозь облака: рассказ о шпионаже, Шелковом пути и возвышении современного Китая». Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 2010, с. 368. См. http://horsethatleaps.com .
  32. ^ Люкконен, Петри. «Барон Карл Густав (Эмиль) Маннергейм» . Книги и писатели (kirjasto.sci.fi) . Финляндия: Публичная библиотека Куусанкоски. Архивировано из оригинала 22 января 2010 года.
  33. ^ Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 221. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN   978-0-8021-1827-1 .
  34. ^ Тамм, Эрик Энно. «Лошадь, прыгающая сквозь облака: рассказ о шпионаже, Шелковом пути и возвышении современного Китая». Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 2010, стр. 367. См. http://horsethatleaps.com.
  35. ^ Чепмен (1940), с. 133.
  36. ^ Френч, Патрик. Янгхасбенд: Последний великий имперский искатель приключений , с. 258. (1994). Перепечатка: Фламинго, Лондон. ISBN   978-0-00-637601-9 .
  37. Тринадцатый Далай-лама, Туптен Гьяцо. Архивировано 20 сентября 2012 года в Wayback Machine , dalailama.com.
  38. ^ Чепмен (1940).
  39. ^ Мэйхью, Брэдли и Майкл Кон. (2005). Тибет , с. 32. Публикации Lonely Planet. ISBN   1-74059-523-8 .
  40. ^ Шил, Р.Н. Рахул. «Институт Далай-ламы». Тибетский журнал , Том. XIV № 3. Осень 1989 г., стр. 24 и 29.
  41. ^ Кузьмин С.Л. 13-й Далай-лама о статусе Тибета. – Востоковедение, 2020, вып. 13, № 2, с. 252-268.
  42. ^ Шил, с. 20.
  43. ^ Дауман, Кейт. (1988). Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника , с. 49. Routledge & Kegan Paul Ltd., Лондон. ISBN   0-7102-1370-0 .
  44. ^ Jump up to: а б Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета . Перепечатка: Touchstone Books. Нью-Йорк. ISBN   0-671-20559-5 , стр. 317–318.
  45. ^ Лэрд (2006), с. 244.
  46. ^ Гольдштейн, Мелвин К. История современного Тибета, 1913–1951: упадок ламаистского государства (Беркли: University of California Press, 1989) ISBN   978-0-520-07590-0 , стр.151.
  47. ^ Цзявэй Ван; Нимацзяньзан (1997). Историческое положение китайского Тибета . Издательство Wuzhou Communication, стр. 150 .  7-80113-304-8 . Проверено 28 июня 2010 г.
  48. ^ Ханьчжан Я; Я Ханьчжан (1991). Биографии Далай-лам . Издательство иностранных языков. п. 442. ИСБН  0-8351-2266-2 . Проверено 28 июня 2010 г.
  49. ^ Б. Р. Дипак (2005). Индия и Китай, 1904–2004 гг.: век мира и конфликтов . Публикации Манака. п. 82. ИСБН  81-7827-112-5 . Проверено 28 июня 2010 г.
  50. ^ Международная ассоциация тибетских исследований. Семинар Лоуренса Эпштейна (2002). Истории Кхамса: видение людей, места и власти: PIATS 2000, Тибетоведение, материалы 9-го семинара Международной ассоциации тибетских исследований, Лейден, 2000 г. БРИЛЛ. п. 66. ИСБН  90-04-12423-3 . Проверено 28 июня 2010 г.
  51. ^ Грей Таттл (2005). Тибетские буддисты в создании современного Китая . Издательство Колумбийского университета. п. 172. ИСБН  0-231-13446-0 . Проверено 28 июня 2010 г.
  52. ^ Сяоюань Лю (2004). Пограничные переходы: этнополитика и подъем китайского коммунизма, 1921–1945 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 89. ИСБН  0-8047-4960-4 . Проверено 28 июня 2010 г.
  53. ^ К. Дхондуп (1986). Водоплавающая птица и другие годы: история Далай-ламы Тринадцатого и после . Издательство Рангванг. п. 60 . Проверено 28 июня 2010 г.
  54. ^ Ричардсон, Хью Э. (1984). Тибет и его история . 2-е издание, стр. 134–136. Публикации Шамбалы, Бостон. ISBN   0-87773-376-7 (пбк).
  55. ^ Восточное общество Австралии (2000). Журнал Восточного общества Австралии, тома 31–34 . Восточное общество Австралии. стр. 35, 37 . Проверено 28 июня 2010 г.
  56. ^ Майкл Герверс; Уэйн Шлепп (1998). Исторические темы и текущие изменения в Центральной и Внутренней Азии: доклады, представленные на семинаре по Центральной и Внутренней Азии, Университет Торонто, 25–26 апреля 1997 г., Том 1997 г. Объединенный центр азиатско-тихоокеанских исследований. Объединенный центр азиатско-тихоокеанских исследований. п. 195. ИСБН  1-895296-34-Х . Проверено 28 июня 2010 г.
  57. ^ «Историк: Войны и конфликты между Тибетом и Китаем» .
  58. ^ Ринпоче, Арджиа (2010). Выжить дракона: рассказ тибетского ламы о 40 годах правления Китая . Родейл . п. VII. ISBN  9781605291628 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Белл, Чарльз (1946) Портрет Далай-ламы: жизнь и времена Великого Тринадцатого , Чарльз Альфред Белл, сэр Чарльз Белл, Издатель: Wisdom Publications (MA), январь 1987 г., ISBN   978-0-86171-055-3 (впервые опубликовано как Портрет Далай-ламы : Лондон: Коллинз, 1946).
  • Белл, Чарльз (1924) Тибет: прошлое и настоящее . Оксфорд: Кларендон Пресс
  • Белл, Чарльз (1931) Религия Тибета . Оксфорд: Кларендон Пресс
  • Гелек, Суркханг Вангчен. 1982. «Тибет: критические годы (Часть 1) Тринадцатого Далай-ламы». Тибетский журнал . Том. VII, № 4. Зима 1982 г., стр. 11–19.
  • Гольдштейн, Мелвин К. История современного Тибета, 1913–1951: упадок ламаистского государства (Беркли: University of California Press, 1989) ISBN   978-0-520-07590-0
  • Лэрд, Томас (2007). История Тибета: Беседы с Далай-ламой (изд. в мягкой обложке). Лондон: Атлантика. ISBN  978-1-84354-145-5 .
  • Маллин, Гленн Х (1988). Тринадцатый Далай-лама: Путь воина-бодхисаттвы (изд. в мягкой обложке). Итака, Нью-Йорк: Снежный лев. ISBN  0-937938-55-6 .
  • Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации , стр. 376–451. Издательство Clear Light. Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN   1-57416-092-3 .
  • Ричардсон, Хью Э. (1984): Тибет и его история . Боулдер и Лондон: Шамбала. ISBN   0-87773-292-2 .
  • Самтен, Джампа. (2010). «Заметки о конфиденциальном письме Тринадцатого Далай-ламы российскому царю ». В: Тибетский журнал , специальный выпуск. Осень 2009 г., том XXXIV, н. 3-лето 2010 г., том XXXV, н. 2. «Записки Земляного Быка», под редакцией Роберто Витали, стр. 357–370.
  • Смит, Уоррен (1997): Тибетская нация . Нью-Дели: ХарперКоллинз. ISBN   0-8133-3155-2
  • Тамм, Эрик Энно. «Лошадь, прыгающая сквозь облака: рассказ о шпионаже, Шелковом пути и возвышении современного Китая». Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 2010, главы 17 и 18. ISBN   978-1-55365-269-4 . См. http://horsethatleaps.com.
  • Церинг Шакья (1999): Дракон в стране снегов. История современного Тибета с 1947 года . Лондон: Пимлико. ISBN   0-7126-6533-1
  • Чудесный Розарий Драгоценностей . Официальная биография, составленная для правительства Тибета, завершенная в феврале 1940 года.
[ редактировать ]
Буддийские титулы
Предшественник Далай-лама
1879–1933
Признан в 1878 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb2390e1207fcb11cfdf8f223d9622e5__1711428960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/e5/fb2390e1207fcb11cfdf8f223d9622e5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
13th Dalai Lama - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)