Кисии люди
Общая численность населения | |
---|---|
2,703,235 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Кения | |
Языки | |
Экегуси | |
Религия | |
Христианство , Традиционные верования , Ислам | |
Родственные этнические группы | |
Взрослые , [2] Амеру , [3] Эмбу , [3] Kikuyu , [3] Становиться , [3] в гипсе , [4] Масаи [4] Лингвистическое родство: Нгурими , [2] Я хочу тебя , [3] останавливаться , [3] Цвет , [2] Мбугве , [2] Симбити . [2] Мараголи [3] и народ суба (Кения) [3] |
Гуси | |
---|---|
Человек | Однородный |
Люди | Абагусии |
Язык | Экегуси |
Страна | Гусии |
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
Кухня |
Абагусии . (также известные как Кисии ( Мкисии / Вакисии ) на суахили или Гусии на Экегусии) — этническая группа и нация банту , коренная нация в графствах Кисии и Ньямира бывшей Ньянзы , а также в частях графств Керичо и Бомет бывшего Рифта Долинная провинция Кении.
Абагусии традиционно населяют округа Кисии и Ньямира, а также части округов Керичо и Бомет , все из которых находились в пределах бывших провинций Ньянза и Рифт-Валли в Кении . Исследования восточноафриканских банту языков [2] и антропологические данные свидетельствуют о том, что Абагусии вместе с Курией , Нгурими , Ранги , Мбугве , Симбити , Занаки и Икома произошли от восточноафриканских неолитических агроскотоводов и охотников/собирателей . [5] [6] [7] Считается, что он пришел с севера горы Элгон . [3] Также считается, что на абагусов оказали сильное влияние банту носители , мигрировавшие из Центральной Африки и Западной Африки ; некоторые группы абагусов, возможно, были ассимилированы из лухая и олусуба , говорящего на языке народа суба , который произошел с запада от озера Виктория . [8] Большинство абагусов тесно связаны с масаи , кипсиги , абакурией и амеру в Кении.
Абагусии также имеют тесную языковую связь с нгурими , ранги , мбугве , симбити , [2] Занаки , икома и мараголи народы . Они говорят на языке экегусии , который относится к языкам банту Великих озер . Однако включение абагусии в языковую группу банту является предметом споров, учитывая, что исследования восточноафриканских языков банту показали, что экегусии , вместе с языками курия , симбити , нгурими , ранги и мбугве, весьма отличаются от других языков банту. по структуре и времени. [2]
Этимология
[ редактировать ]Термин «киси» на языке суахили происходит от колониальной британской администрации, которая использовала его в колониальной Кении для обозначения народа абагуси, поскольку его было гораздо легче произносить. [9] Однако термин Кисии не имеет значения на языке Экегусии. [9] На языке суахили форма единственного числа — Mkisii, а форма множественного числа — Wakisii; на суахили название языка экегусии — кикисии. Этот термин сейчас широко используется в Кении для обозначения народа абагусии. [9]
У абагусов имя Кисии относится не к народу, а к городу — Кисии , также называемому Босонго или Гетембе. [10] местными жителями, является крупным родным городским центром народа Абагусии. Считается, что название Босонго произошло от слова Абасонго, что означает «белые» или «место, где селятся белые люди (d))», имея в виду поселенцев, живших в городе в колониальную эпоху. [11]
Другое название, которое британцы использовали по отношению к Абагусии, было Косова/Косова. [9] что является производным от выражения Экегусии «Инка Собо», что означает их дом. Эндонимы - Абагусии (множественное число) и Омогусии (единственное число); язык, на котором говорят люди, — экегусии. Термин «Гусии» предположительно происходит от Могуса, основателя общины.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]На основе лингвистического [2] Согласно антропологическим данным, абагусии произошли от неолитических агро-скотоводческих жителей современной Кении, особенно из бывших провинций Ньянза и Рифт-Валли . [5] [6] [12] [13] Конкурирующая теория некоторых ученых о том, что абагусы мигрировали из Уганды , отсутствует, поскольку нет никаких исторических свидетельств того, что абагусы поселились в Уганде и, как известно, селились только на восточных склонах кенийской стороны горы Элгон. [3]
Устная традиция абагусов утверждает, что их предки мигрировали из места под названием Мисири, к северу от горы Элгон, возможно, на территории современного Египта . [3] Эти предки были основателями шести основных кланов Гусии: Абагетуту, Абаньярибари, Абагиранго, Абанчари, Абамачоге и Абабаси. Эта первоначальная группа позже поглотила группу поселенцев с запада от озера Виктория , там, где сейчас находятся Буганда и Бусога ; эти поселенцы, возможно, были ассимилированы из лухья и олусуба , говорящего на языке народа суба . [8]
Поселение в Гусиланде
[ редактировать ]Современный Гусиленд, наряду с Кенией и Восточной Африкой в целом, был заселен с периода неолита. В результате его поселенцы имеют разное происхождение. Первыми поселенцами, вероятно, были охотники/собиратели, подобные койсанам и огиекам , за которыми последовали кушиты Ньянза/рифт, которые заменили этих охотников-собирателей, ассимилировали их и поселились в период пасторального неолита Саванны (около 3200–1300 гг. до н.э.). [7] [5] Следующей группой поселенцев были скотоводы -нилоты из современного Южного Судана , которые поселились в этом районе ок. 500 г. до н.э. [6] [14] Последней группой, поселившейся в этом районе, являются носители языка банту , миграция которых в этот район началась в 1 году нашей эры. [15] Несколько южных нилотов и южных кушитов были ассимилированы с абагусами, которые, вероятно, несут ответственность за практику обрезания гусиев и другие практики из-за культурного распространения. [16]
Колониальная эпоха
[ редактировать ], считали абагусов воинственными и жестокими бойцами Другие этнические группы, наряду с амеру, абакурией и масаи ; Абагетуту считались самыми воинственными из всех кланов Абагусии. [9] Это восприятие очевидно в выдержках из экспедиций комиссара Восточноафриканского протектората сэра Чарльза Элиота в начале 1900-х годов в Гусиленд и прилегающие районы:
К северу от железной дороги (Уганды) берег озера поднимается в страну Нанди и плато Уасин Гишу. На юге между хребтом Мау и озером находится малоизвестный регион, различные части которого носят названия Угайя, Коссова и Лумбва. Угайя — ближайшая к озеру часть, густо населенная кавирондо и богатая скотом. Коссова или Кисии — холмистый район за Угаей и одна из наименее известных частей Протектората. Жители, похоже, говорят на банту и имеют плохую репутацию свирепых людей, но это может просто означать, что у них есть наследственная вражда со своими соседями, которые не являются банту, и не обязательно означает, что они будут враждебны по отношению к европейцам. ..
Их воинственный характер считался угрозой британскому правлению, особенно лагерям для скота, которые часто посещали воины, и британцы проводили карательные экспедиции, которые совершали набеги на скот и сокрушали воинов. Это постепенно положило конец пастырскому и военному образу жизни большинства абагусов. [9]
Британцы ввели новых иммигрантов в округ Кисии и другие части Кении в 1930-х годах, чтобы они работали солдатами, носильщиками и фермерами. Это были Баганда , [17] Мараголи , Нуби , [18] и олусуба народ суба , говорящий на языке (Кения), с острова Русинга , острова Мфангано и некоторых частей округа Хома-Бэй . Нубийцы были поселены британцами в современном городе Кисии и работали солдатами на британское правительство, в то время как говорящие на банту народы мараголи, баганда и суба поселились в городе Кисии в качестве носильщиков и рабочих на белых фермах и чайных плантациях. Некоторые из новых иммигрантов, привезенных в город Кисии британцами, в значительной степени ассимилировались с обществом Гусии, но другие, особенно нуби, никогда не ассимилировались и до сих пор сохраняют свое первоначальное поселение в городе Кисии. [18]
Постколониальный
[ редактировать ]В постколониальную эпоху абагусии вышли за пределы своего традиционного ареала, поселившись в крупных городах округов Луо-Ньянза , таких как Хома-Бэй , Мигори , Кисуму и Сиая , а также в других кенийских городах и поселках. Существует также значительная диаспора в США (особенно в Миннесоте ), Великобритании, Канаде, Новой Зеландии, Австралии и Южной Африке. [19]
Отношения с другими народами
[ редактировать ]Отношения с носителями нилота
[ редактировать ]Отношения между абагуси и соседними общинами, говорящими на нилотском языке (такими как масаи , нанди , кипсигис , луо ), часто негативно изображаются в социальных сетях. Колониальное восприятие нилотиков как более враждебных и воинственных продолжает сохраняться в более широком кенийском дискурсе, о чем свидетельствуют работы таких ученых и исследователей, как Очиенг и Огот, среди других. Эти ученые использовали такие колониальные стереотипы и в своих работах в значительной степени стереотипизировали общины, говорящие на нилотском языке. Несмотря на эти стереотипы, абагусы часто поддерживали позитивные отношения со своими соседями-нилотами в до- и постколониальную эпоху. До колонизации абагусы занимались бартерной торговлей с этими общинами, особенно с народом луо , и иногда работали вместе, чтобы победить похитителей скота. [9] [4] Сосуществование абагусов и соседних нилотских общин было в основном мирным, несмотря на то, что эти общины и абагусы время от времени сталкивались в результате жестоких угонов скота и конфликтов, связанных с пастбищами. [9] [4]
Отношения с носителями восточноафриканского банту
[ редактировать ]В доколониальный период абагусы в основном поддерживали контакты со своими непосредственными соседями, говорящими на нилотском языке. [4] В результате контакты между общинами, говорящими на языке абагусии и банту, были ограниченными, о чем свидетельствует то, что экегусии имели черты, отсутствующие в других языках банту. [2] Однако не все группы, говорящие на языке банту, были отрезаны от абагусов. К группам, говорящим на банту, контактировавшим с абагуси в доколониальной Кении, относятся курия , занаки , икома , ранги , мбугве , нгурими , симбити , некоторые кланы суба и мараголи . [4] [2] Однако в постколониальный период контакты с другими общинами, говорящими на банту, как внутри, так и за пределами Кении, резко возросли как в результате переселения британского населения, так и в результате появления современного транспорта.
Этимология банту и отношение к Абагусии
[ редактировать ]Современное использование термина «банту» появилось только в 19 веке с приходом европейской колонизации; до колонизации такого разделения в Африке не существовало. [20] [21] Такое разделение населения Африки на отдельные, внутренне однородные группы рассматривается в лучшем случае как обобщение, а в худшем — неточное. [20] В контексте абагусов вместе с курией , занаки , икома , ранги , мбугве , нгурими и симбити некоторые лингвистические и культурные данные указывают на то, что они могут находиться под большим влиянием нилотских и кушитских общин, чем другие группы банту. [2]
Экономическая деятельность
[ редактировать ]Сельское хозяйство и скотоводство
[ редактировать ]В доколониальную эпоху абагусы выращивали пальчатое просо, сорго, ячмень, тыкву и другие местные культуры; Для возделывания сельскохозяйственных культур использовались плуги, запряженные быками, и железные мотыги. Однако абагусы были в основном скотоводами и охотниками-собирателями, которые в основном полагались на свой крупный рогатый скот, коз, овец и, в меньшей степени, на домашнюю птицу в качестве пищи. [9] [22] В 19 веке европейцы представили чай, кофе, бананы/подорожники и, самое главное, кукурузу. К 1920-м годам кукуруза быстро заменила пальчатое просо и сорго в качестве основной и товарной культуры. К 1930-м годам чай и кофе стали основными товарными культурами. [9] [22]
Сегодня абагусы по-прежнему продолжают разводить скот и птицу наряду с сельским хозяйством, придерживаясь старых методов ведения сельского хозяйства; некоторые культуры, которые они выращивают сегодня, включают, среди прочего, маниоку, картофель, помидоры, бананы, фасоль, лук, тропические фрукты и горох. Сельское хозяйство остается доминирующим видом деятельности в Гусиланде из-за высокой плотности населения.
Промышленная деятельность
[ редактировать ]В доколониальный период Абагусии производили железные инструменты, оружие, украшения, деревянные орудия, керамику и корзины. [9] [22] Абагусии также импортировали керамику из соседней общины Луо. [9] [22] Кузнецы и представители других профессий, работавших с железом и железной рудой, были весьма уважаемыми и влиятельными членами общества Абагусии, несмотря на то, что они не составляли отдельной социальной касты; кузнечным делом в основном занимались мужчины. [9] [22]
Торговля
[ редактировать ]Основной формой торговли, осуществлявшейся в доколониальные времена, был бартер, и он в основном имел место внутри усадеб, а также с соседними общинами, особенно с луо; обычно обменивались инструментами, оружием, ремеслами, домашним скотом и сельскохозяйственной продукцией. [9] [22] Крупный рогатый скот был важной формой валюты, а козы служили менее ценной валютой. [9] [22] Бартерная торговля между абагуси и луо происходила на приграничных рынках и фермах абагусии и велась в основном женщинами.
В современную эпоху Абагусии основали торговые центры, магазины и рынки, что еще больше связало их с остальной частью Кении, в отличие от их сравнительно изолированной доколониальной экономики. [9] [22]
Разделение труда
[ редактировать ]Традиционно общество Абагусии разделяло труд между мужчинами и женщинами. Ожидалось, что женщины будут готовить, варить, убирать, выращивать и перерабатывать урожай, а также приносить воду и дрова; Ожидалось, что мужчины будут пасти скот, строить дома и заборы, расчищать поля и выполнять другие обязанности. [9] [23] Мужчины меньше занимались выращиванием сельскохозяйственных культур по сравнению с женщинами. Скотоводством в основном занимались мальчики и неженатые мужчины, а девочки и незамужние женщины помогали в выращивании сельскохозяйственных культур. [9] [23] Такое разделение труда со временем исчезло, и женщины постепенно взяли на себя многие традиционные обязанности мужчин. [9]
Культура
[ редактировать ]Ритуалы совершеннолетия
[ редактировать ]Среди абагусов обрезание мальчиков без анестезии в возрасте около 10 лет является важным обрядом посвящения. [9] Традиционно абагусы не вступали в брак с представителями племен, которые не практиковали обрезание, хотя в последние поколения эта практика пришла в упадок. [24] Ритуал обычно проводится каждый год в ноябре и декабре, после чего наступает период уединения, когда мальчики постарше руководят различными занятиями. В этот период к посвященным допускаются только обрезанные мальчики старшего возраста. Посещение этого места в это время считается табу. В этот период изоляции посвященных мужчин обучают их роли молодых людей в обществе и кодексу поведения обрезанного мужчины. Посвященных мальчиков также обучали правилам стыда («чинсони » ) и уважения («о госика »). [9] [24] Это время праздника для семей и общества в целом. Кандидаты приглашают членов семьи, друзей и соседей присоединиться к семейному празднованию за несколько дней до этого.
Музыка
[ редактировать ]Абагусии традиционно играют на большой басовой лире, называемой обокано , наряду с барабанами и флейтами. Среди известных музыкантов сообщества Абагусии: Ньяшински, Раджив Окемва Радж, Рингтон, Мвалиму Ариси Осабабу, Кристофер Мониончо, Сунгусия, Сагеро, Riakimai '91 Jazz, младшая группа Боньякони Кирванда, г-н Онгэнго, гроссмейстер. Мазесе, Дипак Бракс (Тяжеловес Мак), Джигги, мистер Блум, Вирузи, Бабу Джи, Викёнг Энсанако, Бракс Рнб, Сабби Окенго, Мачоге Уан Джаз, Дела и другие.
Искусство
[ редактировать ]Абагусии также известны своими всемирно известными скульптурами из мыльного камня , называемыми « чигварами », которые в основном сосредоточены в южных частях уезда Кисии, вокруг города Табака. [9]
Религия
[ редактировать ]До появления христианства и ислама в Африке абагусы были монотеистами и верили в верховного Бога по имени Энгоро ; этого Бога среди абагусов также в народе называют « Ньясаэ », заимствованное из языка дхолуо . Абагусии верят, что Энгоро создал Вселенную и был источником всей жизни. Солнце (« Рисасе ») и звезды важны в религии Абагусии. Смерть, болезни и уничтожение посевов и скота считались противоестественными событиями, вызванными злыми духами, невезением, колдовством или недовольством духов предков. [9] [25] Абагусии также почитали знахарей и практиковали поклонение предкам , называя духов предков « Эбиреча ».
Сегодня большинство абагусов исповедуют христианство, причем четырьмя основными деноминациями являются католицизм , Церковь адвентистов седьмого дня , шведское лютеранство и пятидесятнические Ассамблеи Бога . Меньшинство абагусов по-прежнему придерживается своей традиционной религии, а другие соблюдают синкретическую форму своей традиционной религии и христианства. Многие до сих пор ходят к прорицателю (« оморагори »), который может указать на недовольных духов умерших и подсказать способы их успокоения. [9]
Свадьба
[ редактировать ]Традиционно брак заключался родителями, которые использовали посредников, называемых « чисигани »; эти посредники выступали в качестве арбитров для будущих жениха и невесты. После того, как родители договорились о приданом, должна была быть организована свадьба. В свадебной церемонии участвовал наставник, которого называли « омомари », который мог оказывать постоянную поддержку молодоженам. Брак между членами одного клана традиционно был запрещен. Брак официально заключался путем выплаты приданого в виде скота семье жены. [9] [24] После этого мужчина и женщина официально считаются мужем и женой. Развод среди абагусов обычно не допускается, поскольку брак считается постоянным союзом, который разрушается только смертью. [9] [24] В настоящее время у абагусов признаются гражданские и христианские браки.
Семья
[ редактировать ]Типичная семья Гусий состоит из мужчины, его жен и их детей, живущих на одной земле. Оно было разделено на две части: усадьбу (« Омочье ») и стоянки для скота (« Эбисарат »). [9] [26] жили женатый мужчина, его жены, их незамужние дочери и необрезанные мальчики В омотиэ . Эбисарат . , расположенный на пастбищах, охранялся воинами-мужчинами, защищавшими от воровства со стороны угонщиков скота и налетчиков [9] [26]
Архитектура
[ редактировать ]Типичный дом Гусии имеет коническую соломенную крышу из травы и обычно имеет круглую, хотя иногда и прямоугольную форму. Сегодня дома Гусии по-прежнему похожи, хотя для крыш и стен иногда используются листы гофрированного железа и камень. [9] [26]
В традиционном комплексе Гусии были приподнятые зернохранилища для хранения сельскохозяйственных культур, таких как просо и другие культуры. Абагусы обычно строили крепостные стены и рыли траншеи вокруг своих усадеб и деревень, чтобы защититься от угона скота и набегов соседних общин. Однако в 1913 году стойбища для скота были упразднены британцами, в результате чего Абагусии стали жить в рассредоточенных усадьбах. [9] [26]
Кухня
[ редактировать ]Первоначальный рацион Абагусии до колонизации состоял из мяса, молока и крови домашнего скота, злаков из проса и сорго , а также фруктов, овощей, птиц, съедобных насекомых (« чинтуга ») и мяса диких животных, добытых в результате охоты и собирательства. . Постколониальная диета абагусов и других африканских племен претерпела изменения и подверглась влиянию взаимодействия с европейскими колонистами, которые представили новые культуры и методы ведения сельского хозяйства в Гусииланде и Африке.
Основным блюдом является обокима , блюдо из пшенной муки или муки сорго, приготовленное с водой до затвердевшей тестообразной консистенции. Его часто подают с ринагу, чинсагой, рикунени, эндеремой, эмбогой, омотере, рисосой, эгесаре и другими местными зелеными листьями, которые употребляют в качестве овощей. Его подают с молоком, особенно с кислым молоком домашнего скота; [9] [22] его также можно подавать с любым другим рагу. Слово Экегусии, означающее «прием еды» («рагера»), обычно означает трапезу, которой находится обокима в центре . К 1920-м годам кукуруза была завезена в Гусиланд и обогнала пальчатое просо и сорго в качестве основных и товарных культур. [9] [22] В результате кукуруза теперь в основном используется для приготовления обокимы . Ритокэ (множественное число: « аматокэ »), блюдо из приготовленных и ароматизированных бананов, является популярной закуской, но считается дополнительной пищей, а не полноценной едой.
Социальная организация
[ редактировать ]Общественная организация Абагусии носит клановый и децентрализованный характер. Общество Абагусии в меньшей степени основано на социальном/кастовом расслоении по сравнению с другими обществами, и в нем было мало иерархических слоев, основанных на касте или социальном статусе. [9] Например, некоторые профессии, такие как кузнецы по железу (« оботури ») и воины (« оборвани » / « чинкороро »), в целом пользовались уважением, но не образовывали отдельную касту.
Политическая организация
[ редактировать ]Абагусии имели децентрализованную и клановую форму правления. Каждый клан имел свое независимое правительство и лидера; лидер клана ( «оморвоти/омогамби ») был высшим руководящим рангом для всех кланов и был эквивалентен роли короля / вождя. [9] Мужчины Абагусии обычно в разговоре называют своих сверстников в сообществе « эрвоти » или « омомамби ». Существовали также более низкие руководящие ранги, уникальные для отдельных кланов. Воины играли важную роль защитников сообщества и их общего богатства в виде коров. [9]
Известные люди Абагусии
[ редактировать ]- Дэвид Кенани Марага , бывший председатель Верховного суда Кении
- Закари Онёнка , министр образования, затем иностранных дел
- Сэм Онгери , бывший сенатор округа Кисии
- Фред Матианги , бывший секретарь кабинета министров внутренних дел и координации национальной безопасности
- Симеон Ньяче , бывший министр кабинета министров
- Джеймс Онгве , бывший губернатор округа Кисии
- Джон Ньягарама , бывший губернатор округа Ньямира
- Джордж Аньона , член парламента от Китуту-Ист/Масаба.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Гибсон, Ханна (2019). «Грамматизация глагольно-вспомогательного порядка в восточноафриканском банту. От информационной структуры к временному аспекту» (PDF) . Исследования по языку . 43 (4): 757–799. дои : 10.1075/sl.17033.gib . S2CID 204479937 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Очиенг, WR (1972). « Легенды о Мисри в Восточной и Центральной Африке» . Восточноафриканский журнал .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Омвойо, Самсон Моенга (2000). Сельскохозяйственные изменения на земле Кипсигис, ок. 1894–1963: Историческое исследование (Диссертация).
- ^ Jump up to: а б с Эрет, К. (1980). Историческая реконструкция южнокушитской фонологии и лексики . Вклад Кельна в африканистику. Том 5. Берлин: Реймер. ISBN 9783496001041 .
- ^ Jump up to: а б с Амвросий, SH (1982). «Археологические и лингвистические реконструкции истории Восточной Африки». Ин Эхерт, К.; Познанский, М. (ред.). Археологическая и лингвистическая реконструкция африканской истории . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520045934 .
- ^ Jump up to: а б Эрет, К. (2002). Цивилизации Африки: история до 1800 года . Университетское издательство Вирджинии. ISBN 0-8139-2085-Х .
- ^ Jump up to: а б Окелло, Айот. История луо-абасуба Западной Кении, 1760–1940 гг .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Хаканссон, Н. Томас. «Гусий» . Компакт-диск «Энциклопедия мировых культур» – через sscnet.ucla.edu. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Городские центры в Гусии» .
- ^ Босире, Кеннеди (2013). Авторитетный Экегусии-английский словарь . Найроби: Проект энциклопедии Экегусии.
- ^ Эрет, К. (2002). Цивилизации Африки: история до 1800 года . Университетское издательство Вирджинии. ISBN 0-8139-2085-Х .
- ^ Амвросий, SH (1986). Язык и история Африки . Том 7. Гельмут Буске. п. 11. ISBN 9783871187605 .
- ^ Эрет, К. (1983). Мак, Дж.; Робертшоу, П. (ред.). История культуры в Южном Судане . Найроби: Британский институт в Восточной Африке. стр. 19–48. ISBN 1-872566-04-9 .
- ^ Эрет, К. (1998). Африканский классический век: Восточная и Южная Африка в мировой истории, с 1000 г. до н.э. по 400 г. н.э. Шарлоттсвилл: Университетское издательство Вирджинии. стр. xvii, 354. ISBN. 0-8139-2057-4 .
- ^ Ниан, Джибрил Тамсир; Джозеф, Ки-Зербо (1998). Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . Всеобщая история Африки ЮНЕСКО. Том. IV. Беркли, США: Издательство Калифорнийского университета. п. 193. ИСБН 9780520066991 .
- ^ «Как Баганда пришла в Кисииленд» . Восточноафриканский . 6 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Моуз, Питер Н. (2018). «Многоязычие и сохранение первого языка: носители нубийского языка в Западной Кении». Журнал панафриканских исследований . 12 (4): 248+.
- ^ «Кенийская диаспора в США» (PDF) . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Блик, Вильгельм (1855). «О языках Западной и Южной Африки» . Труды Филологического общества . 2 (4): 40–50. дои : 10.1111/j.1467-968X.1855.tb00791.x .
- ^ Гринберг, Джозеф (1949). «Исследования по африканской лингвистической классификации: I. Нигерско-Конголезская семья». Юго-западный журнал антропологии . 5 (2): 79–100. дои : 10.1086/soutjanth.5.2.3628626 . S2CID 149333938 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хаканссон, Томас. «Зерно, крупный рогатый скот и власть: социальные процессы интенсивного культивирования и обмена в доколониальной Западной Кении». Журнал антропологических исследований (50): 249–276.
- ^ Jump up to: а б Хаканссон, Н. Томас; ЛеВайн, Роберт (1995). «Противоречие и перемены: гендер и различные стратегии жизненного пути среди гусов». В Вайснер, Томас; Брэдли, Кэндис; Килбрайд, Филип (ред.). В африканских семьях и кризисе социальных перемен . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс.
- ^ Jump up to: а б с д Хаканссон, Томас (1988). «Выкуп невесты, женщины и земля: социальные изменения среди гуси Кении». Упсальские исследования по культурной антропологии (9). Стокгольм: Альмквист и Wiksell International.
- ^ ЛеВайн, Роберт А. (1982). «Похороны Гусии: смыслы жизни и смерти в африканском сообществе» . Этос . 10 (10): 26–65. дои : 10.1525/eth.1982.10.1.02a00030 .
- ^ Jump up to: а б с д Хаканссон, Томас (1994). «Отделяемые женщины: гендер и родство в процессе социально-экономических изменений среди гуси Кении». Американский этнолог (21): 516–538. дои : 10.1525/ae.1994.21.3.02a00040 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гринберг, Дж., 1963.: Вклад в историю лингвистики банту: статьи, опубликованные в 1935–1960 гг. CM Doke, DT Cole. Американский антрополог, 65 (5), стр. 1193–1194.
- ЛеВайн, Роберт А., Сара ЛеВайн, П. Герберт Лейберман, Т. Бетти Бразелтон, Сюзанна Диксон, Эми Ричман и Констанс Х. Кифер (1994). Уход за детьми и культура: уроки Африки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ЛеВайн, Роберт А. (1959). «Сексуальные преступления Гусии: исследование социального контроля». Американский антрополог 61: 965–990.
- ЛеВайн, Роберт А. и Барбара Б. ЛеВин (1966). Ньянсонго: Сообщество гусии в Кении. Серия «Шесть культур» , том. 2. Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.
- ЛеВайн, Сара (1979). Матери и жены: Гусийские женщины Восточной Африки . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- ЛеВайн, Сара и Роберт А. ЛеВин (готовится к печати). Стабильность и стресс: психосоциальная история африканского сообщества .
- Майер, Филип (1950). «Гусийское выкупное право и обычаи». Документы Родса-Ливингстона , вып. 18. Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- Майер, Филип (1949). «Принцип родословной в обществе гусов». Меморандум Международного африканского института №. 24. Лондон: Издательство Оксфордского университета.