Jump to content

Кисии люди

(Перенаправлено с Гусии )

Абагусии (Аба-гуси)
Народ абагусии поет и танцует, играя на родной арфе (она же обокано )
Общая численность населения
2,703,235 [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Кения
Языки
Экегуси
Религия
Христианство , Традиционные верования , Ислам
Родственные этнические группы
Взрослые , [2] Амеру , [3] Эмбу , [3] Kikuyu , [3] Становиться , [3] в гипсе , [4] Масаи [4] Лингвистическое родство: Нгурими , [2] Я хочу тебя , [3] останавливаться , [3] Цвет , [2] Мбугве , [2] Симбити . [2] Мараголи [3] и народ суба (Кения) [3]
Гуси
Человек Однородный
Люди Абагусии
Язык Экегуси
Страна Гусии

Абагусии . (также известные как Кисии ( Мкисии / Вакисии ) на суахили или Гусии на Экегусии) — этническая группа и нация банту , коренная нация в графствах Кисии и Ньямира бывшей Ньянзы , а также в частях графств Керичо и Бомет бывшего Рифта Долинная провинция Кении.

Абагусии традиционно населяют округа Кисии и Ньямира, а также части округов Керичо и Бомет , все из которых находились в пределах бывших провинций Ньянза и Рифт-Валли в Кении . Исследования восточноафриканских банту языков [2] и антропологические данные свидетельствуют о том, что Абагусии вместе с Курией , Нгурими , Ранги , Мбугве , Симбити , Занаки и Икома произошли от восточноафриканских неолитических агроскотоводов и охотников/собирателей . [5] [6] [7] Считается, что он пришел с севера горы Элгон . [3] Также считается, что на абагусов оказали сильное влияние банту носители , мигрировавшие из Центральной Африки и Западной Африки ; некоторые группы абагусов, возможно, были ассимилированы из лухая и олусуба , говорящего на языке народа суба , который произошел с запада от озера Виктория . [8] Большинство абагусов тесно связаны с масаи , кипсиги , абакурией и амеру в Кении.

Абагусии также имеют тесную языковую связь с нгурими , ранги , мбугве , симбити , [2] Занаки , икома и мараголи народы . Они говорят на языке экегусии , который относится к языкам банту Великих озер . Однако включение абагусии в языковую группу банту является предметом споров, учитывая, что исследования восточноафриканских языков банту показали, что экегусии , вместе с языками курия , симбити , нгурими , ранги и мбугве, весьма отличаются от других языков банту. по структуре и времени. [2]

Этимология

[ редактировать ]

Термин «киси» на языке суахили происходит от колониальной британской администрации, которая использовала его в колониальной Кении для обозначения народа абагуси, поскольку его было гораздо легче произносить. [9] Однако термин Кисии не имеет значения на языке Экегусии. [9] На языке суахили форма единственного числа — Mkisii, а форма множественного числа — Wakisii; на суахили название языка экегусии — кикисии. Этот термин сейчас широко используется в Кении для обозначения народа абагусии. [9]

У абагусов имя Кисии относится не к народу, а к городу — Кисии , также называемому Босонго или Гетембе. [10] местными жителями, является крупным родным городским центром народа Абагусии. Считается, что название Босонго произошло от слова Абасонго, что означает «белые» или «место, где селятся белые люди (d))», имея в виду поселенцев, живших в городе в колониальную эпоху. [11]

Другое название, которое британцы использовали по отношению к Абагусии, было Косова/Косова. [9] что является производным от выражения Экегусии «Инка Собо», что означает их дом. Эндонимы - Абагусии (множественное число) и Омогусии (единственное число); язык, на котором говорят люди, — экегусии. Термин «Гусии» предположительно происходит от Могуса, основателя общины.

Женщина-гусия в родном наряде ок. 1905–1907 гг.
Женщина-гусия в местных украшениях ок. 1905–1907 гг.
Три женщины Гусии идут ок. 1916–1938.

Происхождение

[ редактировать ]

На основе лингвистического [2] Согласно антропологическим данным, абагусии произошли от неолитических агро-скотоводческих жителей современной Кении, особенно из бывших провинций Ньянза и Рифт-Валли . [5] [6] [12] [13] Конкурирующая теория некоторых ученых о том, что абагусы мигрировали из Уганды , отсутствует, поскольку нет никаких исторических свидетельств того, что абагусы поселились в Уганде и, как известно, селились только на восточных склонах кенийской стороны горы Элгон. [3]

Устная традиция абагусов утверждает, что их предки мигрировали из места под названием Мисири, к северу от горы Элгон, возможно, на территории современного Египта . [3] Эти предки были основателями шести основных кланов Гусии: Абагетуту, Абаньярибари, Абагиранго, Абанчари, Абамачоге и Абабаси. Эта первоначальная группа позже поглотила группу поселенцев с запада от озера Виктория , там, где сейчас находятся Буганда и Бусога ; эти поселенцы, возможно, были ассимилированы из лухья и олусуба , говорящего на языке народа суба . [8]

Поселение в Гусиланде

[ редактировать ]

Современный Гусиленд, наряду с Кенией и Восточной Африкой в ​​целом, был заселен с периода неолита. В результате его поселенцы имеют разное происхождение. Первыми поселенцами, вероятно, были охотники/собиратели, подобные койсанам и огиекам , за которыми последовали кушиты Ньянза/рифт, которые заменили этих охотников-собирателей, ассимилировали их и поселились в период пасторального неолита Саванны (около 3200–1300 гг. до н.э.). [7] [5] Следующей группой поселенцев были скотоводы -нилоты из современного Южного Судана , которые поселились в этом районе ок. 500 г. до н.э. [6] [14] Последней группой, поселившейся в этом районе, являются носители языка банту , миграция которых в этот район началась в 1 году нашей эры. [15] Несколько южных нилотов и южных кушитов были ассимилированы с абагусами, которые, вероятно, несут ответственность за практику обрезания гусиев и другие практики из-за культурного распространения. [16]

Колониальная эпоха

[ редактировать ]
Отеньо Ньяматерере , воин Гусии, ок. 1905–1907.

, считали абагусов воинственными и жестокими бойцами Другие этнические группы, наряду с амеру, абакурией и масаи ; Абагетуту считались самыми воинственными из всех кланов Абагусии. [9] Это восприятие очевидно в выдержках из экспедиций комиссара Восточноафриканского протектората сэра Чарльза Элиота в начале 1900-х годов в Гусиленд и прилегающие районы:

К северу от железной дороги (Уганды) берег озера поднимается в страну Нанди и плато Уасин Гишу. На юге между хребтом Мау и озером находится малоизвестный регион, различные части которого носят названия Угайя, Коссова и Лумбва. Угайя — ближайшая к озеру часть, густо населенная кавирондо и богатая скотом. Коссова или Кисии — холмистый район за Угаей и одна из наименее известных частей Протектората. Жители, похоже, говорят на банту и имеют плохую репутацию свирепых людей, но это может просто означать, что у них есть наследственная вражда со своими соседями, которые не являются банту, и не обязательно означает, что они будут враждебны по отношению к европейцам. ..

Их воинственный характер считался угрозой британскому правлению, особенно лагерям для скота, которые часто посещали воины, и британцы проводили карательные экспедиции, которые совершали набеги на скот и сокрушали воинов. Это постепенно положило конец пастырскому и военному образу жизни большинства абагусов. [9]

Британцы ввели новых иммигрантов в округ Кисии и другие части Кении в 1930-х годах, чтобы они работали солдатами, носильщиками и фермерами. Это были Баганда , [17] Мараголи , Нуби , [18] и олусуба народ суба , говорящий на языке (Кения), с острова Русинга , острова Мфангано и некоторых частей округа Хома-Бэй . Нубийцы были поселены британцами в современном городе Кисии и работали солдатами на британское правительство, в то время как говорящие на банту народы мараголи, баганда и суба поселились в городе Кисии в качестве носильщиков и рабочих на белых фермах и чайных плантациях. Некоторые из новых иммигрантов, привезенных в город Кисии британцами, в значительной степени ассимилировались с обществом Гусии, но другие, особенно нуби, никогда не ассимилировались и до сих пор сохраняют свое первоначальное поселение в городе Кисии. [18]

Постколониальный

[ редактировать ]

В постколониальную эпоху абагусии вышли за пределы своего традиционного ареала, поселившись в крупных городах округов Луо-Ньянза , таких как Хома-Бэй , Мигори , Кисуму и Сиая , а также в других кенийских городах и поселках. Существует также значительная диаспора в США (особенно в Миннесоте ), Великобритании, Канаде, Новой Зеландии, Австралии и Южной Африке. [19]

Отношения с другими народами

[ редактировать ]

Отношения с носителями нилота

[ редактировать ]

Отношения между абагуси и соседними общинами, говорящими на нилотском языке (такими как масаи , нанди , кипсигис , луо ), часто негативно изображаются в социальных сетях. Колониальное восприятие нилотиков как более враждебных и воинственных продолжает сохраняться в более широком кенийском дискурсе, о чем свидетельствуют работы таких ученых и исследователей, как Очиенг и Огот, среди других. Эти ученые использовали такие колониальные стереотипы и в своих работах в значительной степени стереотипизировали общины, говорящие на нилотском языке. Несмотря на эти стереотипы, абагусы часто поддерживали позитивные отношения со своими соседями-нилотами в до- и постколониальную эпоху. До колонизации абагусы занимались бартерной торговлей с этими общинами, особенно с народом луо , и иногда работали вместе, чтобы победить похитителей скота. [9] [4] Сосуществование абагусов и соседних нилотских общин было в основном мирным, несмотря на то, что эти общины и абагусы время от времени сталкивались в результате жестоких угонов скота и конфликтов, связанных с пастбищами. [9] [4]

Отношения с носителями восточноафриканского банту

[ редактировать ]

В доколониальный период абагусы в основном поддерживали контакты со своими непосредственными соседями, говорящими на нилотском языке. [4] В результате контакты между общинами, говорящими на языке абагусии и банту, были ограниченными, о чем свидетельствует то, что экегусии имели черты, отсутствующие в других языках банту. [2] Однако не все группы, говорящие на языке банту, были отрезаны от абагусов. К группам, говорящим на банту, контактировавшим с абагуси в доколониальной Кении, относятся курия , занаки , икома , ранги , мбугве , нгурими , симбити , некоторые кланы суба и мараголи . [4] [2] Однако в постколониальный период контакты с другими общинами, говорящими на банту, как внутри, так и за пределами Кении, резко возросли как в результате переселения британского населения, так и в результате появления современного транспорта.

Этимология банту и отношение к Абагусии

[ редактировать ]

Современное использование термина «банту» появилось только в 19 веке с приходом европейской колонизации; до колонизации такого разделения в Африке не существовало. [20] [21] Такое разделение населения Африки на отдельные, внутренне однородные группы рассматривается в лучшем случае как обобщение, а в худшем — неточное. [20] В контексте абагусов вместе с курией , занаки , икома , ранги , мбугве , нгурими и симбити некоторые лингвистические и культурные данные указывают на то, что они могут находиться под большим влиянием нилотских и кушитских общин, чем другие группы банту. [2]

Экономическая деятельность

[ редактировать ]
Женщины-гусии измельчают просо, в то время как другие туземцы наблюдают за происходящим ок. 1916–1938 гг.
Женщины-гусии молотят кукурузу вместе с детьми, наблюдая за ок. 1916–1938.
Гусийские женщины мелли просо ок. 1916–1938 гг.

Сельское хозяйство и скотоводство

[ редактировать ]

В доколониальную эпоху абагусы выращивали пальчатое просо, сорго, ячмень, тыкву и другие местные культуры; Для возделывания сельскохозяйственных культур использовались плуги, запряженные быками, и железные мотыги. Однако абагусы были в основном скотоводами и охотниками-собирателями, которые в основном полагались на свой крупный рогатый скот, коз, овец и, в меньшей степени, на домашнюю птицу в качестве пищи. [9] [22] В 19 веке европейцы представили чай, кофе, бананы/подорожники и, самое главное, кукурузу. К 1920-м годам кукуруза быстро заменила пальчатое просо и сорго в качестве основной и товарной культуры. К 1930-м годам чай и кофе стали основными товарными культурами. [9] [22]

Сегодня абагусы по-прежнему продолжают разводить скот и птицу наряду с сельским хозяйством, придерживаясь старых методов ведения сельского хозяйства; некоторые культуры, которые они выращивают сегодня, включают, среди прочего, маниоку, картофель, помидоры, бананы, фасоль, лук, тропические фрукты и горох. Сельское хозяйство остается доминирующим видом деятельности в Гусиланде из-за высокой плотности населения.

Промышленная деятельность

[ редактировать ]

В доколониальный период Абагусии производили железные инструменты, оружие, украшения, деревянные орудия, керамику и корзины. [9] [22] Абагусии также импортировали керамику из соседней общины Луо. [9] [22] Кузнецы и представители других профессий, работавших с железом и железной рудой, были весьма уважаемыми и влиятельными членами общества Абагусии, несмотря на то, что они не составляли отдельной социальной касты; кузнечным делом в основном занимались мужчины. [9] [22]

Торговля

[ редактировать ]

Основной формой торговли, осуществлявшейся в доколониальные времена, был бартер, и он в основном имел место внутри усадеб, а также с соседними общинами, особенно с луо; обычно обменивались инструментами, оружием, ремеслами, домашним скотом и сельскохозяйственной продукцией. [9] [22] Крупный рогатый скот был важной формой валюты, а козы служили менее ценной валютой. [9] [22] Бартерная торговля между абагуси и луо происходила на приграничных рынках и фермах абагусии и велась в основном женщинами.

В современную эпоху Абагусии основали торговые центры, магазины и рынки, что еще больше связало их с остальной частью Кении, в отличие от их сравнительно изолированной доколониальной экономики. [9] [22]

Разделение труда

[ редактировать ]

Традиционно общество Абагусии разделяло труд между мужчинами и женщинами. Ожидалось, что женщины будут готовить, варить, убирать, выращивать и перерабатывать урожай, а также приносить воду и дрова; Ожидалось, что мужчины будут пасти скот, строить дома и заборы, расчищать поля и выполнять другие обязанности. [9] [23] Мужчины меньше занимались выращиванием сельскохозяйственных культур по сравнению с женщинами. Скотоводством в основном занимались мальчики и неженатые мужчины, а девочки и незамужние женщины помогали в выращивании сельскохозяйственных культур. [9] [23] Такое разделение труда со временем исчезло, и женщины постепенно взяли на себя многие традиционные обязанности мужчин. [9]

Культура

[ редактировать ]
Женщина Гусии с младенцем и кучей дров ок. 1916–1938 гг.
Женщина Гусии сидит перед хижиной, ок. 1916–1938 гг.

Ритуалы совершеннолетия

[ редактировать ]

Среди абагусов обрезание мальчиков без анестезии в возрасте около 10 лет является важным обрядом посвящения. [9] Традиционно абагусы не вступали в брак с представителями племен, которые не практиковали обрезание, хотя в последние поколения эта практика пришла в упадок. [24] Ритуал обычно проводится каждый год в ноябре и декабре, после чего наступает период уединения, когда мальчики постарше руководят различными занятиями. В этот период к посвященным допускаются только обрезанные мальчики старшего возраста. Посещение этого места в это время считается табу. В этот период изоляции посвященных мужчин обучают их роли молодых людей в обществе и кодексу поведения обрезанного мужчины. Посвященных мальчиков также обучали правилам стыда («чинсони » ) и уважения («о госика »). [9] [24] Это время праздника для семей и общества в целом. Кандидаты приглашают членов семьи, друзей и соседей присоединиться к семейному празднованию за несколько дней до этого.

Абагусии традиционно играют на большой басовой лире, называемой обокано , наряду с барабанами и флейтами. Среди известных музыкантов сообщества Абагусии: Ньяшински, Раджив Окемва Радж, Рингтон, Мвалиму Ариси Осабабу, Кристофер Мониончо, Сунгусия, Сагеро, Riakimai '91 Jazz, младшая группа Боньякони Кирванда, г-н Онгэнго, гроссмейстер. Мазесе, Дипак Бракс (Тяжеловес Мак), Джигги, мистер Блум, Вирузи, Бабу Джи, Викёнг Энсанако, Бракс Рнб, Сабби Окенго, Мачоге Уан Джаз, Дела и другие.

Искусство

[ редактировать ]

Абагусии также известны своими всемирно известными скульптурами из мыльного камня , называемыми « чигварами », которые в основном сосредоточены в южных частях уезда Кисии, вокруг города Табака. [9]

Христианин Гусии в сопровождении других соплеменников Гусии ок. 1916–1938 гг.
Уроженцы Гусии в адвентистской школе ок. 1916–1938 гг.

До появления христианства и ислама в Африке абагусы были монотеистами и верили в верховного Бога по имени Энгоро ; этого Бога среди абагусов также в народе называют « Ньясаэ », заимствованное из языка дхолуо . Абагусии верят, что Энгоро создал Вселенную и был источником всей жизни. Солнце (« Рисасе ») и звезды важны в религии Абагусии. Смерть, болезни и уничтожение посевов и скота считались противоестественными событиями, вызванными злыми духами, невезением, колдовством или недовольством духов предков. [9] [25] Абагусии также почитали знахарей и практиковали поклонение предкам , называя духов предков « Эбиреча ».

Сегодня большинство абагусов исповедуют христианство, причем четырьмя основными деноминациями являются католицизм , Церковь адвентистов седьмого дня , шведское лютеранство и пятидесятнические Ассамблеи Бога . Меньшинство абагусов по-прежнему придерживается своей традиционной религии, а другие соблюдают синкретическую форму своей традиционной религии и христианства. Многие до сих пор ходят к прорицателю (« оморагори »), который может указать на недовольных духов умерших и подсказать способы их успокоения. [9]

Традиционно брак заключался родителями, которые использовали посредников, называемых « чисигани »; эти посредники выступали в качестве арбитров для будущих жениха и невесты. После того, как родители договорились о приданом, должна была быть организована свадьба. В свадебной церемонии участвовал наставник, которого называли « омомари », который мог оказывать постоянную поддержку молодоженам. Брак между членами одного клана традиционно был запрещен. Брак официально заключался путем выплаты приданого в виде скота семье жены. [9] [24] После этого мужчина и женщина официально считаются мужем и женой. Развод среди абагусов обычно не допускается, поскольку брак считается постоянным союзом, который разрушается только смертью. [9] [24] В настоящее время у абагусов признаются гражданские и христианские браки.

Типичная семья Гусий состоит из мужчины, его жен и их детей, живущих на одной земле. Оно было разделено на две части: усадьбу (« Омочье ») и стоянки для скота (« Эбисарат »). [9] [26] жили женатый мужчина, его жены, их незамужние дочери и необрезанные мальчики В омотиэ . Эбисарат . , расположенный на пастбищах, охранялся воинами-мужчинами, защищавшими от воровства со стороны угонщиков скота и налетчиков [9] [26]

Архитектура

[ редактировать ]

Типичный дом Гусии имеет коническую соломенную крышу из травы и обычно имеет круглую, хотя иногда и прямоугольную форму. Сегодня дома Гусии по-прежнему похожи, хотя для крыш и стен иногда используются листы гофрированного железа и камень. [9] [26]

В традиционном комплексе Гусии были приподнятые зернохранилища для хранения сельскохозяйственных культур, таких как просо и другие культуры. Абагусы обычно строили крепостные стены и рыли траншеи вокруг своих усадеб и деревень, чтобы защититься от угона скота и набегов соседних общин. Однако в 1913 году стойбища для скота были упразднены британцами, в результате чего Абагусии стали жить в рассредоточенных усадьбах. [9] [26]

Первоначальный рацион Абагусии до колонизации состоял из мяса, молока и крови домашнего скота, злаков из проса и сорго , а также фруктов, овощей, птиц, съедобных насекомых чинтуга ») и мяса диких животных, добытых в результате охоты и собирательства. . Постколониальная диета абагусов и других африканских племен претерпела изменения и подверглась влиянию взаимодействия с европейскими колонистами, которые представили новые культуры и методы ведения сельского хозяйства в Гусииланде и Африке.

Основным блюдом является обокима , блюдо из пшенной муки или муки сорго, приготовленное с водой до затвердевшей тестообразной консистенции. Его часто подают с ринагу, чинсагой, рикунени, эндеремой, эмбогой, омотере, рисосой, эгесаре и другими местными зелеными листьями, которые употребляют в качестве овощей. Его подают с молоком, особенно с кислым молоком домашнего скота; [9] [22] его также можно подавать с любым другим рагу. Слово Экегусии, означающее «прием еды» («рагера»), обычно означает трапезу, которой находится обокима в центре . К 1920-м годам кукуруза была завезена в Гусиланд и обогнала пальчатое просо и сорго в качестве основных и товарных культур. [9] [22] В результате кукуруза теперь в основном используется для приготовления обокимы . Ритокэ (множественное число: « аматокэ »), блюдо из приготовленных и ароматизированных бананов, является популярной закуской, но считается дополнительной пищей, а не полноценной едой.

Гусии-копейщики со щитами и копьями, ок. 1916–1938 гг.

Социальная организация

[ редактировать ]

Общественная организация Абагусии носит клановый и децентрализованный характер. Общество Абагусии в меньшей степени основано на социальном/кастовом расслоении по сравнению с другими обществами, и в нем было мало иерархических слоев, основанных на касте или социальном статусе. [9] Например, некоторые профессии, такие как кузнецы по железу (« оботури ») и воины (« оборвани » / « чинкороро »), в целом пользовались уважением, но не образовывали отдельную касту.

Политическая организация

[ редактировать ]
Традиционные лидеры Гусии ок. 1916–1938.

Абагусии имели децентрализованную и клановую форму правления. Каждый клан имел свое независимое правительство и лидера; лидер клана ( «оморвоти/омогамби ») был высшим руководящим рангом для всех кланов и был эквивалентен роли короля / вождя. [9] Мужчины Абагусии обычно в разговоре называют своих сверстников в сообществе « эрвоти » или « омомамби ». Существовали также более низкие руководящие ранги, уникальные для отдельных кланов. Воины играли важную роль защитников сообщества и их общего богатства в виде коров. [9]

Известные люди Абагусии

[ редактировать ]
  1. ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г. .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Гибсон, Ханна (2019). «Грамматизация глагольно-вспомогательного порядка в восточноафриканском банту. От информационной структуры к временному аспекту» (PDF) . Исследования по языку . 43 (4): 757–799. дои : 10.1075/sl.17033.gib . S2CID   204479937 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Очиенг, WR (1972). « Легенды о Мисри в Восточной и Центральной Африке» . Восточноафриканский журнал .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Омвойо, Самсон Моенга (2000). Сельскохозяйственные изменения на земле Кипсигис, ок. 1894–1963: Историческое исследование (Диссертация).
  5. ^ Jump up to: а б с Эрет, К. (1980). Историческая реконструкция южнокушитской фонологии и лексики . Вклад Кельна в африканистику. Том 5. Берлин: Реймер. ISBN  9783496001041 .
  6. ^ Jump up to: а б с Амвросий, SH (1982). «Археологические и лингвистические реконструкции истории Восточной Африки». Ин Эхерт, К.; Познанский, М. (ред.). Археологическая и лингвистическая реконструкция африканской истории . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520045934 .
  7. ^ Jump up to: а б Эрет, К. (2002). Цивилизации Африки: история до 1800 года . Университетское издательство Вирджинии. ISBN  0-8139-2085-Х .
  8. ^ Jump up to: а б Окелло, Айот. История луо-абасуба Западной Кении, 1760–1940 гг .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Хаканссон, Н. Томас. «Гусий» . Компакт-диск «Энциклопедия мировых культур» – через sscnet.ucla.edu. [ мертвая ссылка ]
  10. ^ «Городские центры в Гусии» .
  11. ^ Босире, Кеннеди (2013). Авторитетный Экегусии-английский словарь . Найроби: Проект энциклопедии Экегусии.
  12. ^ Эрет, К. (2002). Цивилизации Африки: история до 1800 года . Университетское издательство Вирджинии. ISBN  0-8139-2085-Х .
  13. ^ Амвросий, SH (1986). Язык и история Африки . Том 7. Гельмут Буске. п. 11. ISBN  9783871187605 .
  14. ^ Эрет, К. (1983). Мак, Дж.; Робертшоу, П. (ред.). История культуры в Южном Судане . Найроби: Британский институт в Восточной Африке. стр. 19–48. ISBN  1-872566-04-9 .
  15. ^ Эрет, К. (1998). Африканский классический век: Восточная и Южная Африка в мировой истории, с 1000 г. до н.э. по 400 г. н.э. Шарлоттсвилл: Университетское издательство Вирджинии. стр. xvii, 354. ISBN.  0-8139-2057-4 .
  16. ^ Ниан, Джибрил Тамсир; Джозеф, Ки-Зербо (1998). Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . Всеобщая история Африки ЮНЕСКО. Том. IV. Беркли, США: Издательство Калифорнийского университета. п. 193. ИСБН  9780520066991 .
  17. ^ «Как Баганда пришла в Кисииленд» . Восточноафриканский . 6 июля 2020 г.
  18. ^ Jump up to: а б Моуз, Питер Н. (2018). «Многоязычие и сохранение первого языка: носители нубийского языка в Западной Кении». Журнал панафриканских исследований . 12 (4): 248+.
  19. ^ «Кенийская диаспора в США» (PDF) . Проверено 8 ноября 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б Блик, Вильгельм (1855). «О языках Западной и Южной Африки» . Труды Филологического общества . 2 (4): 40–50. дои : 10.1111/j.1467-968X.1855.tb00791.x .
  21. ^ Гринберг, Джозеф (1949). «Исследования по африканской лингвистической классификации: I. Нигерско-Конголезская семья». Юго-западный журнал антропологии . 5 (2): 79–100. дои : 10.1086/soutjanth.5.2.3628626 . S2CID   149333938 .
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хаканссон, Томас. «Зерно, крупный рогатый скот и власть: социальные процессы интенсивного культивирования и обмена в доколониальной Западной Кении». Журнал антропологических исследований (50): 249–276.
  23. ^ Jump up to: а б Хаканссон, Н. Томас; ЛеВайн, Роберт (1995). «Противоречие и перемены: гендер и различные стратегии жизненного пути среди гусов». В Вайснер, Томас; Брэдли, Кэндис; Килбрайд, Филип (ред.). В африканских семьях и кризисе социальных перемен . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс.
  24. ^ Jump up to: а б с д Хаканссон, Томас (1988). «Выкуп невесты, женщины и земля: социальные изменения среди гуси Кении». Упсальские исследования по культурной антропологии (9). Стокгольм: Альмквист и Wiksell International.
  25. ^ ЛеВайн, Роберт А. (1982). «Похороны Гусии: смыслы жизни и смерти в африканском сообществе» . Этос . 10 (10): 26–65. дои : 10.1525/eth.1982.10.1.02a00030 .
  26. ^ Jump up to: а б с д Хаканссон, Томас (1994). «Отделяемые женщины: гендер и родство в процессе социально-экономических изменений среди гуси Кении». Американский этнолог (21): 516–538. дои : 10.1525/ae.1994.21.3.02a00040 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гринберг, Дж., 1963.: Вклад в историю лингвистики банту: статьи, опубликованные в 1935–1960 гг. CM Doke, DT Cole. Американский антрополог, 65 (5), стр. 1193–1194.
  • ЛеВайн, Роберт А., Сара ЛеВайн, П. Герберт Лейберман, Т. Бетти Бразелтон, Сюзанна Диксон, Эми Ричман и Констанс Х. Кифер (1994). Уход за детьми и культура: уроки Африки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • ЛеВайн, Роберт А. (1959). «Сексуальные преступления Гусии: исследование социального контроля». Американский антрополог 61: 965–990.
  • ЛеВайн, Роберт А. и Барбара Б. ЛеВин (1966). Ньянсонго: Сообщество гусии в Кении. Серия «Шесть культур» , том. 2. Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.
  • ЛеВайн, Сара (1979). Матери и жены: Гусийские женщины Восточной Африки . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • ЛеВайн, Сара и Роберт А. ЛеВин (готовится к печати). Стабильность и стресс: психосоциальная история африканского сообщества .
  • Майер, Филип (1950). «Гусийское выкупное право и обычаи». Документы Родса-Ливингстона , вып. 18. Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  • Майер, Филип (1949). «Принцип родословной в обществе гусов». Меморандум Международного африканского института №. 24. Лондон: Издательство Оксфордского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b7f9dbf1fec876421f15407a1490a224__1717248180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/24/b7f9dbf1fec876421f15407a1490a224.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kisii people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)