Jump to content

Битва на Сомме (фильм)

Битва на Сомме
Yorkshire Evening Post , 1916 год. Реклама фильма
Продюсер: Жюри ВФ
Кинематография Джеффри Малинс
Джей Би Макдауэлл
Под редакцией Чарльз Урбан
Г.Х. Малинс
Музыка Дж. Мортон Хатчесон (оригинальное попурри 1916 года)
Лаура Росси (2006)
Распространено Британский тематический комитет военных фильмов
Дата выпуска
  • 21 августа 1916 г. ( 21 августа 1916 г. )
Время работы
74 минуты
Страна Великобритания
Языки Немой фильм
английские субтитры

«Битва на Сомме» (американское название « Великая армия Китченера в битве на Сомме» ) — британский документальный и пропагандистский военный фильм 1916 года , снятый двумя официальными операторами , Джеффри Малинсом и Джоном Макдауэллом. В фильме изображен британский экспедиционный корпус в предварительные и первые дни битвы на Сомме (1 июля - 18 ноября 1916 г.). фильма Премьера состоялась в Лондоне 10 августа 1916 года, а в прокат он вышел 21 августа. В фильме показаны позиционная война , марширующая пехота, артиллерийские обстрелы немецких позиций, британские войска, ожидающие атаки 1 июля, лечение раненых британских и немецких солдат, убитых британцев и немцев, а также захваченная немецкая техника и позиции. Сцена, в которой британские солдаты приседают в канаве, а затем «перелезают через нее», была поставлена ​​​​для камеры за линией фронта.

Фильм имел большой успех, его посмотрели около 20 миллионов человек в Великобритании за первые шесть недель показа и распространили в восемнадцати странах. Второй фильм, освещающий более поздний этап битвы, был выпущен в 1917 году под названием « Битва при Анкре и наступление танков» . В 1920 году фильм хранился в киноархиве Императорского военного музея . В 2005 году он был внесен в ЮНЕСКО реестр «Память мира », отреставрирован в цифровом формате и выпущен на DVD в 2008 году. «Битва на Сомме» важна как ранний пример кинопропаганды, исторический отчет о битве и как популярный источник видеоматериалов, иллюстрирующих Первую мировую войну.

Содержание

[ редактировать ]
Битва на Сомме (1916)

«Битва на Сомме» — это черно-белый немой фильм, состоящий из пяти частей, эпизоды которых разделены титрами, резюмирующими содержание. В первой части показана подготовка к бою; есть ряды войск, идущих на фронт, французские крестьяне за работой в тылу, накопление боеприпасов, генерал-майор Бовуар де Лиль обращается к 29-й дивизии и некоторые подготовительные бомбардировки из 18-фунтовых , 60-фунтовых и 4,7-фунтовых дюймовые орудия, 6-дюймовые , 9,2-дюймовые гаубицы и 2-дюймовые минометы . орудий. показаны [ 1 ]

Во второй части изображены дальнейшие приготовления, движение войск в траншеи на линии фронта, усиление артиллерийского огня с помощью 12-дюймовых и 15-дюймовых гаубиц, 9,45-дюймового тяжелого миномета и подрыв мины под редутом Хоторн-Ридж . Третья часть начинается с нападения в первый день на Сомму (1 июля 1916 г.), с некоторыми реконструкциями и показывает выздоровление раненых британцев и немецких пленных. В четвертой части показано больше сцен раненых британцев и немцев, расчистки поля боя и некоторых последствий. В заключительной части показаны сцены опустошения, в том числе руины деревни Мамец , отдых британских войск и подготовка к следующему этапу наступления. [ 1 ]

Производство

[ редактировать ]

2 ноября 1915 года Британский тематический комитет военных фильмов, представляющий британских продюсеров кинохроники и поддерживаемый военным министерством , отправил двух операторов во Францию. Джеффри Малинс из Gaumont British и Эдвард Тонг из Jury's Imperial Pictures должны были снимать кадры для коротких кинохроник. [ 2 ] К началу июня Тонг заболел, и его отправили домой, но он и Малинс сняли пять серий кинохроники, которые, хотя и были хорошо приняты, не произвели впечатления на британское кино. [ 2 ] Джон Макдауэлл из британской и колониальной кинокомпании вызвался заменить Тонга и уехал во Францию ​​23 июня 1916 года. [ 2 ] 24 июня британская и французская армии начали подготовительный артиллерийский обстрел немецких позиций к битве на Сомме . [ 3 ]

Фотография

[ редактировать ]
Шахта Хоторн-Ридж-Редут , 1 июля 1916 года. Фотография Эрнеста Брукса .
Кратер Хоторн-Ридж, ноябрь 1916 года, фотография Эрнеста Брукса.
[ а ]

Малинс и Макдауэлл снимали фильм с 26 июня по 7-9 июля. Малинс снят в окрестностях Бомонт-Амеля в составе 29-й дивизии ( VIII корпус ); Макдауэлл действовал южнее, возле Фрикура и Мамеца, в составе 7-й дивизии (XV корпуса). [ 5 ] Перед боем Малинс работал на северной оконечности сектора Британской Соммы, фотографируя марширующие войска и тяжелую артиллерию к западу от Гоммекура . Де Лиль предложил Малинсу увидеть бомбардировку Бомонт-Амеля с Лестницы Иакова, недалеко от Белого города, резкого обрыва вниз по склону долины, где около 25 ступенек врезаны в землю и кажутся белыми из-за мела. [ 6 ] Саперы выкопали большую шахту под Хоторн-Ридж перед Белым городом. Немецкие снаряды падали, когда Малинс пробирался к траншее на Ланвик-стрит; ему пришлось подняться над парапетом, чтобы убрать мешки с песком, а затем установить камеру, замаскированную мешковиной. [ 7 ]

Малинс вернулся, чтобы снять речь де Лиля перед 2-м Королевским стрелковым полком , после чего Малинс узнал об отсрочке боя на 48 часов . Малинс вернулся в Белый город, чтобы снять обстрел редута Хоторн-Ридж траншейными минометами, во время которого произошли три осечки, которые разрушили позицию траншейных минометов поблизости. [ 8 ] 1 июля Малинс заснял войска 1-го батальона ланкаширских стрелков, ожидающих продвижения в Бомонт-Амеле из затонувшего переулка на нейтральной полосе, который был занят рытьем туннеля размером 2 х 5 футов (0,61 х ​​1,52 м) за ночь. Затем Малинс вернулся к Лестнице Иакова, чтобы снять взрыв шахты Хоторн-Ридж. В 7:19 Малинс начал съемку, и взрыв мины потряс землю, когда войска Королевских инженеров продвинулись с обеих сторон, чтобы занять кратер. [ 7 ]

Позже в тот же день взрыв снаряда повредил штатив камеры; Малинс отремонтировал его и вечером снял переклички. [ 7 ] На следующий день Малинс снимал фильм в Ла-Буассель перед отъездом в Лондон около 9 июля. [ 9 ] Малинс вернулся во Францию ​​и с 12 по 19 июля снимал сцены артиллерийских обстрелов и продвижения войск из окопов, поставленные на камеру в Третьей армии минометной школе недалеко от Сен-Поля . [ 9 ] [ 10 ] Макдауэлл достиг фронта на Сомме после Малинза и 28 или 29 июня начал снимать приготовления британцев к востоку от Альберта . Он освещал первый день сражения из окрестностей Карнуа и с перевязочного пункта в Минден-Пост. Успех 7-й дивизии позволил Макдауэллу заснять захваченные немецкие траншеи возле Фрикура и Мамеца . [ 9 ]

Редактирование

[ редактировать ]

10 июля бригадный генерал Джон Чартерис сообщил военному министерству, что было отснято около 8000 футов (2400 м) отснятого материала , и рекомендовал выпустить фрагменты фильма как можно скорее. Впервые кадры были просмотрены как негативные 12 июля, и считается, что Чарльз Урбан начал работу над фильмом в качестве редактора при содействии Малинза. [ 11 ] Позже Урбан утверждал, что предложил выпустить фильм как художественный фильм, а не как короткие отрывки. Изменение формата было согласовано с Британским тематическим комитетом по военным фильмам, и к 19 июля была готова версия фильма длиной 5000 футов (1500 м). [ 11 ] Большая часть отснятого материала из публичной версии была подвергнута цензуре , поскольку военное министерство хотело, чтобы фильм содержал изображения, которые поддержали бы военные действия и подняли боевой дух. [ 5 ] версия 77-минутная была готова к 31 июля, а черновой вариант был показан в Британского экспедиционного корпуса Генеральном штабе (GHQ) (BEF) в Монтрёе, Па-де-Кале и в штабе 4-й армии . Командующий генерал-лейтенант Генри Роулинсон сказал, что «некоторые из них очень хороши, но они избавили от многих ужасов среди убитых и раненых». [ 12 ] [ 13 ] Фильм был показан государственному военному секретарю Дэвиду Ллойду Джорджу 2 августа и представителям киноиндустрии поздно вечером 7 августа, в день, когда фильм получил окончательное разрешение на выпуск. [ 13 ]

Выпускать

[ редактировать ]
Сцена наступления британских войск, поставленная для фильма.

Фильм состоит из пяти частей и длится 77 минут . [ 14 ] Первый показ состоялся 10 августа 1916 года в театре «Скала» перед аудиторией, состоящей из журналистов, чиновников министерства иностранных дел , деятелей киноиндустрии и офицеров императорского генерального штаба . Показу предшествовало оглашение письма Ллойд Джорджа, призывающего зрителей «увидеть, чтобы эта картина, которая сама по себе является эпопеей самопожертвования и доблести, дошла до каждого. Возвестите подвиги наших храбрецов до конца». земли. Это твой долг». [ 15 ]

Музыкальное попурри с отрывками из классических, народных, современных и популярных произведений, которое должно было исполняться в кинотеатрах в сопровождении музыкантов, было придумано Дж. Мортоном Хатчесоном и опубликовано в журнале «Биоскоп» 17 августа 1916 года. [ 16 ] 21 августа фильм начал показываться одновременно в тридцати четырех кинотеатрах Лондона , а на следующей неделе открылся в провинциальных городах, когда фильм был показан одновременно в двадцати кинотеатрах Бирмингема , как минимум в двенадцати кинотеатрах Глазго и Эдинбурге , шести кинотеатрах Кардиффа и Эдинбурга. трое в Лидсе . [ 13 ] [ 17 ] [ 18 ] королевская семья получила частный показ в Виндзорском замке 2 сентября ; фильм демонстрировался более чем в восемнадцати странах. [ 19 ]

Британия

[ редактировать ]
Кадр из эпизода 34: Британские Томми спасают товарища под артиллерийским обстрелом. ( Этот человек умер через 30 минут после того, как добрался до окопов. ) [ 20 ] [ б ]

Популярность фильма была беспрецедентной, и кинотеатры показывали его дольше, чем обычно, часто при переполненных залах, а некоторые устраивали дополнительные показы, чтобы удовлетворить спрос. [ 21 ] Считается, что за первые шесть недель проката фильм собрал двадцать миллионов зрителей. [ 22 ] Фильм также привлек больше зрителей среднего класса, некоторые из которых никогда раньше не были в кинотеатре. [ 21 ] Уильям Джури, как директор по бронированию фильма, первоначально взимал с экспонентов 40 фунтов стерлингов, при этом плата уменьшалась на 5 фунтов стерлингов в неделю; Через два месяца сниженная плата в размере 6 фунтов стерлингов за три ночи поставила фильм в ценовой диапазон деревенских управлений, желающих его показать. [ 17 ] К октябрю 1916 года фильм был заказан более чем двумя тысячами кинотеатров Великобритании, заработав более 30 000 фунтов стерлингов. [ 23 ] Британские власти показали фильм публике как средство повышения морального духа , и в целом он был встречен благосклонно. газета «Таймс» 22 августа сообщила, что

Многочисленные зрители... были заинтересованы и взволнованы тем, что перед ними так ярко были представлены реалии войны, и если женщинам приходилось иногда закрывать глаза, чтобы на мгновение уйти от трагедии потерь в битве, которую представляет фильм, мнение кажется В общем, было мудро, чтобы люди дома имели представление о том, что наши солдаты делают, отваживаются и страдают в Пикардии.

- «Таймс», 22 августа 1916 г. [ 24 ]

Некоторые зрители считали аморальным изображать сцены насилия; Хенсли Хенсон , декан Дарема , протестовал «против развлечения , которое ранит сердце и нарушает саму неприкосновенность скорби». Другие жаловались, что столь серьезный фильм разделяет кинопрограмму с комедийными фильмами . [ 25 ] 28 августа газета Yorkshire Evening Post напечатала комментарий, приписываемый Ллойду Джорджу: «Если выставка этой картины во всем мире не положит конец войне, Боже, помоги цивилизации». [ 26 ] Фильм был показан британским войскам во Франции с 5 сентября; Подполковник Роуленд Фейлдинг, офицер, который видел фильм на грязном поле недалеко от Морланкура , охарактеризовал его как «замечательную и наиболее реалистичную постановку», но раскритиковал фильм за то, что в нем не удалось записать звуки винтовок и пулеметов, хотя там были артиллерийское сопровождение из стреляющих поблизости орудий. [ 5 ] Фейлдинг предположил, что фильм может успокоить новобранцев, дав им некоторое представление о том, чего ожидать в бою; субтитры были откровенными и описывали образы травм и смерти. [ 27 ]

Международный

[ редактировать ]

Фильм был показан в Новой Зеландии в октябре 1916 года. 12 октября газета Wellington Evening Post опубликовала рекламу фильма, назвав его «выдающимися фильмами о «большом рывке» и «внушающим трепет, великолепным представлением того, что наши герои сегодня добиваются успехов». [ 28 ] В обзоре, опубликованном 16 октября, было написано, что «эти фотографии битвы на Сомме являются реальным и ценным вкладом в национальные знания и мощным стимулом для национальных усилий». [ 29 ] Премьера фильма состоялась в Австралии 13 октября в Кинотеатре Хойта в Мельбурне . Газета Melbourne Argus посчитала, что после сцены нападения «... вы находитесь не в мельбурнском кинотеатре, а на самом переднем крае битвы на Сомме», и назвала фильм «этой трогательной реальностью битвы». [ 30 ]

Фильм и его прием вызвали большой интерес в Германии , где удалось прочитать репортаж нейтрального репортера из Лондона, поданный в газету Berliner Tageblatt . Говорят, что британское кино серьезно относится к войне, чему способствовало правительство, которое организовало производство «настоящих военных фильмов». Битва на Сомме была «захватывающей» и привлекла огромную аудиторию. Немецкие войска обнаружили письмо от британского гражданского лица, посмотревшего фильм 26 августа и написанное солдату во Франции, в котором описывалась выдача листовки каждому кинозрителю, в которой говорилось, что фильм является не развлекательным, а официальным фильмом. Посмотрев фильм, писатель был уверен, что он просветит зрителя так, как никогда раньше. [ 31 ]

Другие фильмы

[ редактировать ]

В течение второй недели августа король Георг V , премьер-министр Его Святейшество Асквит и Ллойд Джордж совершили поездку по Западному фронту и были сняты на видео Малинсом. Военное министерство выпустило фильм в октябре под названием « Король посещает свои армии во время великого наступления» . [ 32 ] Малинс снял третий фильм «Битва при Анкре и наступление танков», который открылся в январе 1917 года. [ 33 ] [ с ] В том же месяце был показан немецкий фильм « С нашими героями на Сомме» , но ему «не хватало непосредственности», как британскому фильму, поскольку он представлял собой реконструкцию учебных заведений в тылу и был встречен вяло. [ 34 ] В буклете, сопровождавшем фильм, говорилось, что он изображает «волю Германии в войне», и подразумевалось, что враги Германии использовали колониальные войска, чтобы подорвать «немецкую честь». [ 35 ] Последний художественный фильм Малинса «Отступление немцев и битва при Аррасе» был выпущен в июне 1917 года и показывает разрушение Перонна и первых британских войск через Сомму после вывода немецких войск; фильму не удалось привлечь зрителей 1916 года. [ 36 ]

Сохранение

[ редактировать ]

В 1920 году оригинальный нитрат-негатив был передан на сохранение в Имперский военный музей . нитратной защиты Архивный мастер был изготовлен в 1921 году, а ацетатный – в 1931 году. Нитратные мастера были уничтожены в 1970-е годы после начала необратимого разложения нитратов. [ 37 ] Отрывки были взяты для телевизионных документальных фильмов , в том числе «Великая война» (1964. BBC ), «Великая война и формирование 20-го века» (1996, PBS ) и «Первая мировая война» (2003, Channel 4 ). [ 38 ] В 1987 году фильм был представлен на видеокассете VHS и стал первым фильмом из киноархива Имперского военного музея, выпущенным на видео. [ 39 ] В 2005 году «Битва на Сомме» была внесена в ЮНЕСКО реестр «Память мира» за сохранение мирового документального наследия. Этот фильм был описан ЮНЕСКО как «захватывающее документальное свидетельство одного из ключевых сражений Первой мировой войны [и] первый полнометражный документальный фильм о боевых действиях, снятый где-либо в мире» и «сыгравший важную роль в установление методологии документального и пропагандистского кино». [ 40 ] [ 37 ]

Последние показы

[ редактировать ]

22 октября 2006 года, после проекта реставрации фильма , улучшенная версия фильма была показана в Королевском Елизаветинском зале в Лондоне в сопровождении Филармонического оркестра , исполняющего оригинальную оркестровую партитуру Лауры Росси . [ 41 ] Позднее реставрация была номинирована Федерацией коммерческих аудиовизуальных библиотек на премию «Проект реставрации или сохранения архивов». [ 42 ] В ноябре 2008 года отреставрированный фильм был выпущен на DVD в ознаменование 90-летия перемирия с Германией в 1918 году. DVD включал партитуру Лауры Росси, сопровождающую музыкальную попурри 1916 года, комментарии Роджера Смитера, киноархивиста из Имперский военный музей и интервью со Смитером, Росси, Тоби Хаггитом (киноархивистом) и Стивеном Хорном (музыкантом немого кино) о реконструкции современного попурри; В DVD также были включены фрагменты фильма и недостающие сцены. [ 43 ]

В 2012 году при поддержке Имперского военного музея прошли публичные показы отреставрированного фильма под аккомпанемент живого оркестра, исполняющего фонограмму музыки Росси. [ 44 ] Целью Somme100 FILM является сто показов фильма любительскими и профессиональными оркестрами в год столетия, с июля 2016 по июль 2017 года. [ 45 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Земля, на которой я стоял, сильно содрогнулась. Она покачнулась и раскачивалась. Я схватился за штатив, чтобы устоять. Затем, как гигантская губка, земля поднялась высоко в воздух на высоту сотен метров. футов все выше и выше он поднимался, и с ужасным скрежетающим ревом земля оседала на себя, оставляя на своем месте гору дыма». [ 4 ]
  2. Смитер описал этот эпизод как символ Первой мировой войны, «один из самых известных изображений в коллекциях Имперского военного музея», и что личность «спасателя из окопов» неизвестна. [ 20 ]
  3. ^ «Я бы хотел увидеть, как танк спускается по прилавкам / Покачиваясь под мелодии рэг-тайма или «Дом, милый дом» / И в мюзик-холлах больше не будет шуток / Чтобы издеваться над изрешеченными трупами вокруг Бапауме. " (Зигфрид Сассун, «Висельники» , 1917). [ 33 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Смитер 2008 , стр. 4–28.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Бэдси 1983 , с. 104.
  3. ^ Прайор и Уилсон 2005 , с. 61.
  4. ^ Малинс 1920 , с. 163.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Даффи 2007 , с. 93.
  6. ^ Пещера 1994 , с. 51.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Пещера 1994 , стр. 53–54.
  8. ^ Cave 1994 , стр. 51–52.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Смитер 2008 , с. 3.
  10. ^ И Т. Д. 2022 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Фрейзер, Робертшоу и Робертс 2009 , с. 172.
  12. ^ Филпотт 2009 , с. 302.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Фрейзер, Робертшоу и Робертс 2009 , с. 173.
  14. ^ Ривз 1983 , с. 467.
  15. ^ Бэдси 1983 , с. 99.
  16. ^ Хаггит 2002 , с. 11–24.
  17. ^ Перейти обратно: а б Бэдси 1983 , с. 108.
  18. ^ Ривз 1997 , с. 14.
  19. ^ Бэдси 1983 , стр. 108, 100.
  20. ^ Перейти обратно: а б Смитер 2002 , стр. 390–404.
  21. ^ Перейти обратно: а б Ривз 1986 , с. 14.
  22. ^ Ривз 1986 , с. 15.
  23. ^ Ривз 1986 , с. 472.
  24. ^ Таймс 1916 , с. 3.
  25. ^ Бэдси 1983 , с. 110.
  26. ^ Филпотт 2009 , с. 303.
  27. ^ Фейлдинг 1929 , стр. 109–110.
  28. ^ Evening Post 1916a , стр. 2.
  29. ^ Evening Post 1916b , стр. 3.
  30. ^ Аргус 1916 , с. 18.
  31. ^ Даффи 2007 , стр. 93–94.
  32. ^ Филпотт 2009 , с. 323.
  33. ^ Перейти обратно: а б Филпотт 2009 , с. 369.
  34. ^ Филпотт 2009 , с. 311.
  35. ^ Шеффилд 2003 , с. 154.
  36. ^ Филпотт 2009 , стр. 461–462.
  37. ^ Перейти обратно: а б ЮНЕСКО 2012 , с. 438.
  38. ^ Смитер 2004 , с. 1.
  39. ^ Смитер 2004 , с. 7.
  40. ^ Смитер 2004 , с. 5.
  41. ^ Таймс 2006 , с. 17.
  42. ^ ФОКАЛ 2007 .
  43. ^ Маквильямс 2009 , стр. 130–133.
  44. Пресс-релиз от 20 января 2012 г.
  45. ^ Somme100 FILM - Тур по столетию битвы на Сомме - 100 представлений о битве на Сомме

Книги

  • Кейв, Н. (1994). Бомонт Амель . Барнсли: Лео Купер. ISBN  978-0-85052-398-0 .
  • Даффи, К. (2007) [2006]. Глазами немцев: Британцы и Сомма, 1916 г. (изд. Феникса). Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN  978-0-7538-2202-9 .
  • Фейлдинг, Р. (1929). Военные письма жене: Франция и Фландрия, 1915–1919 гг . Лондон: Медичи. OCLC   752947224 .
  • Малинс, Г.Х. (1920). Как я снимал войну: запись необыкновенного опыта человека, снимавшего великие сражения на Сомме и т. д . Лондон: Герберт Дженкинс. OCLC   246683398 . Проверено 5 октября 2013 г. - через Archive Federation.
  • Филпотт, В. (2009). Кровавая победа: жертва на Сомме и становление двадцатого века (1-е изд.). Лондон: Литтл, Браун. ISBN  978-1-4087-0108-9 .
  • Прайор, Р.; Уилсон, Т. (2005). Сомма . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-10694-7 – через Архивную Федерацию.
  • Ривз, Н. (1986). Официальная британская кинопропаганда во время Первой мировой войны . Лондон: Крум Хелм. ISBN  978-0-7099-4225-2 .
  • Фрейзер, Аластер; Робертшоу, Эндрю; Робертс, Стив (2009). Призраки на Сомме: съемки боя, июнь – июль 1916 года . Барнсли: Книги о пере и мече . ISBN  978-1-84415-836-2 .
  • Шеффилд, Г. (2003). Сомма . Лондон: Касселл. ISBN  978-0-304-36649-1 – через Архивную Федерацию.
  • Смитер, РБН (2008). Битва на Сомме (руководство по просмотру DVD) (PDF) (2-е исправленное издание). Лондон: Имперский военный музей. ISBN  978-0-901627-94-0 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 января 2009 года . Проверено 6 октября 2013 г.
  • Память мира: Битва на Сомме . ЮНЕСКО. 2012. ISBN  978-92-3-104237-9 . Проверено 6 октября 2013 г.

Журналы

Газеты

Веб-сайты

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Книги

Журналы

  • Калберт, Дэвид (октябрь 1995 г.). «Имперский военный музей: каталог фильмов о Первой мировой войне и битва на Сомме (видео)». Исторический журнал кино, радио и телевидения . 15 (4): 575–580. дои : 10.1080/01439689500260441 . ISSN   1465-3451 .
  • МакКернан, Л. (2002). «Пропаганда, патриотизм и прибыль: Чарльз Урбан и британские официальные военные фильмы в Америке во время Первой мировой войны». История кино . 14 (3/4): 369–389. дои : 10.2979/fil.2002.14.3-4.369 . ISSN   0892-2160 . JSTOR   3815438 .
  • Смитер, Р. (1993). « «Чудесная идея боя»: Вопрос о подделках в «Битве на Сомме» ». Исторический журнал кино, радио и телевидения . 13 (2): 149–168. дои : 10.1080/01439689300260181 . ISSN   0143-9685 .

веб-сайты

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc35379bde2993efc36f63eaacf9faa1__1722200220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/a1/bc35379bde2993efc36f63eaacf9faa1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Battle of the Somme (film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)