Битва на Сомме (фильм)
Битва на Сомме | |
---|---|
![]() Yorkshire Evening Post , 1916 год. Реклама фильма | |
Продюсер: | Жюри ВФ |
Кинематография | Джеффри Малинс Джей Би Макдауэлл |
Под редакцией | Чарльз Урбан Г.Х. Малинс |
Музыка | Дж. Мортон Хатчесон (оригинальное попурри 1916 года) Лаура Росси (2006) |
Распространено | Британский тематический комитет военных фильмов |
Дата выпуска |
|
Время работы | 74 минуты |
Страна | Великобритания |
Языки | Немой фильм английские субтитры |
«Битва на Сомме» (американское название « Великая армия Китченера в битве на Сомме» ) — британский документальный и пропагандистский военный фильм 1916 года , снятый двумя официальными операторами , Джеффри Малинсом и Джоном Макдауэллом. В фильме изображен британский экспедиционный корпус в предварительные и первые дни битвы на Сомме (1 июля - 18 ноября 1916 г.). фильма Премьера состоялась в Лондоне 10 августа 1916 года, а в прокат он вышел 21 августа. В фильме показаны позиционная война , марширующая пехота, артиллерийские обстрелы немецких позиций, британские войска, ожидающие атаки 1 июля, лечение раненых британских и немецких солдат, убитых британцев и немцев, а также захваченная немецкая техника и позиции. Сцена, в которой британские солдаты приседают в канаве, а затем «перелезают через нее», была поставлена для камеры за линией фронта.
Фильм имел большой успех, его посмотрели около 20 миллионов человек в Великобритании за первые шесть недель показа и распространили в восемнадцати странах. Второй фильм, освещающий более поздний этап битвы, был выпущен в 1917 году под названием « Битва при Анкре и наступление танков» . В 1920 году фильм хранился в киноархиве Императорского военного музея . В 2005 году он был внесен в ЮНЕСКО реестр «Память мира », отреставрирован в цифровом формате и выпущен на DVD в 2008 году. «Битва на Сомме» важна как ранний пример кинопропаганды, исторический отчет о битве и как популярный источник видеоматериалов, иллюстрирующих Первую мировую войну.
Фильм
[ редактировать ]Содержание
[ редактировать ]«Битва на Сомме» — это черно-белый немой фильм, состоящий из пяти частей, эпизоды которых разделены титрами, резюмирующими содержание. В первой части показана подготовка к бою; есть ряды войск, идущих на фронт, французские крестьяне за работой в тылу, накопление боеприпасов, генерал-майор Бовуар де Лиль обращается к 29-й дивизии и некоторые подготовительные бомбардировки из 18-фунтовых , 60-фунтовых и 4,7-фунтовых дюймовые орудия, 6-дюймовые , 9,2-дюймовые гаубицы и 2-дюймовые минометы . орудий. показаны [ 1 ]
Во второй части изображены дальнейшие приготовления, движение войск в траншеи на линии фронта, усиление артиллерийского огня с помощью 12-дюймовых и 15-дюймовых гаубиц, 9,45-дюймового тяжелого миномета и подрыв мины под редутом Хоторн-Ридж . Третья часть начинается с нападения в первый день на Сомму (1 июля 1916 г.), с некоторыми реконструкциями и показывает выздоровление раненых британцев и немецких пленных. В четвертой части показано больше сцен раненых британцев и немцев, расчистки поля боя и некоторых последствий. В заключительной части показаны сцены опустошения, в том числе руины деревни Мамец , отдых британских войск и подготовка к следующему этапу наступления. [ 1 ]
Производство
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]2 ноября 1915 года Британский тематический комитет военных фильмов, представляющий британских продюсеров кинохроники и поддерживаемый военным министерством , отправил двух операторов во Францию. Джеффри Малинс из Gaumont British и Эдвард Тонг из Jury's Imperial Pictures должны были снимать кадры для коротких кинохроник. [ 2 ] К началу июня Тонг заболел, и его отправили домой, но он и Малинс сняли пять серий кинохроники, которые, хотя и были хорошо приняты, не произвели впечатления на британское кино. [ 2 ] Джон Макдауэлл из британской и колониальной кинокомпании вызвался заменить Тонга и уехал во Францию 23 июня 1916 года. [ 2 ] 24 июня британская и французская армии начали подготовительный артиллерийский обстрел немецких позиций к битве на Сомме . [ 3 ]
Фотография
[ редактировать ]

Малинс и Макдауэлл снимали фильм с 26 июня по 7-9 июля. Малинс снят в окрестностях Бомонт-Амеля в составе 29-й дивизии ( VIII корпус ); Макдауэлл действовал южнее, возле Фрикура и Мамеца, в составе 7-й дивизии (XV корпуса). [ 5 ] Перед боем Малинс работал на северной оконечности сектора Британской Соммы, фотографируя марширующие войска и тяжелую артиллерию к западу от Гоммекура . Де Лиль предложил Малинсу увидеть бомбардировку Бомонт-Амеля с Лестницы Иакова, недалеко от Белого города, резкого обрыва вниз по склону долины, где около 25 ступенек врезаны в землю и кажутся белыми из-за мела. [ 6 ] Саперы выкопали большую шахту под Хоторн-Ридж перед Белым городом. Немецкие снаряды падали, когда Малинс пробирался к траншее на Ланвик-стрит; ему пришлось подняться над парапетом, чтобы убрать мешки с песком, а затем установить камеру, замаскированную мешковиной. [ 7 ]
Малинс вернулся, чтобы снять речь де Лиля перед 2-м Королевским стрелковым полком , после чего Малинс узнал об отсрочке боя на 48 часов . Малинс вернулся в Белый город, чтобы снять обстрел редута Хоторн-Ридж траншейными минометами, во время которого произошли три осечки, которые разрушили позицию траншейных минометов поблизости. [ 8 ] 1 июля Малинс заснял войска 1-го батальона ланкаширских стрелков, ожидающих продвижения в Бомонт-Амеле из затонувшего переулка на нейтральной полосе, который был занят рытьем туннеля размером 2 х 5 футов (0,61 х 1,52 м) за ночь. Затем Малинс вернулся к Лестнице Иакова, чтобы снять взрыв шахты Хоторн-Ридж. В 7:19 Малинс начал съемку, и взрыв мины потряс землю, когда войска Королевских инженеров продвинулись с обеих сторон, чтобы занять кратер. [ 7 ]
Позже в тот же день взрыв снаряда повредил штатив камеры; Малинс отремонтировал его и вечером снял переклички. [ 7 ] На следующий день Малинс снимал фильм в Ла-Буассель перед отъездом в Лондон около 9 июля. [ 9 ] Малинс вернулся во Францию и с 12 по 19 июля снимал сцены артиллерийских обстрелов и продвижения войск из окопов, поставленные на камеру в Третьей армии минометной школе недалеко от Сен-Поля . [ 9 ] [ 10 ] Макдауэлл достиг фронта на Сомме после Малинза и 28 или 29 июня начал снимать приготовления британцев к востоку от Альберта . Он освещал первый день сражения из окрестностей Карнуа и с перевязочного пункта в Минден-Пост. Успех 7-й дивизии позволил Макдауэллу заснять захваченные немецкие траншеи возле Фрикура и Мамеца . [ 9 ]
Редактирование
[ редактировать ]10 июля бригадный генерал Джон Чартерис сообщил военному министерству, что было отснято около 8000 футов (2400 м) отснятого материала , и рекомендовал выпустить фрагменты фильма как можно скорее. Впервые кадры были просмотрены как негативные 12 июля, и считается, что Чарльз Урбан начал работу над фильмом в качестве редактора при содействии Малинза. [ 11 ] Позже Урбан утверждал, что предложил выпустить фильм как художественный фильм, а не как короткие отрывки. Изменение формата было согласовано с Британским тематическим комитетом по военным фильмам, и к 19 июля была готова версия фильма длиной 5000 футов (1500 м). [ 11 ] Большая часть отснятого материала из публичной версии была подвергнута цензуре , поскольку военное министерство хотело, чтобы фильм содержал изображения, которые поддержали бы военные действия и подняли боевой дух. [ 5 ] версия 77-минутная была готова к 31 июля, а черновой вариант был показан в Британского экспедиционного корпуса Генеральном штабе (GHQ) (BEF) в Монтрёе, Па-де-Кале и в штабе 4-й армии . Командующий генерал-лейтенант Генри Роулинсон сказал, что «некоторые из них очень хороши, но они избавили от многих ужасов среди убитых и раненых». [ 12 ] [ 13 ] Фильм был показан государственному военному секретарю Дэвиду Ллойду Джорджу 2 августа и представителям киноиндустрии поздно вечером 7 августа, в день, когда фильм получил окончательное разрешение на выпуск. [ 13 ]
Выпускать
[ редактировать ]
Фильм состоит из пяти частей и длится 77 минут . [ 14 ] Первый показ состоялся 10 августа 1916 года в театре «Скала» перед аудиторией, состоящей из журналистов, чиновников министерства иностранных дел , деятелей киноиндустрии и офицеров императорского генерального штаба . Показу предшествовало оглашение письма Ллойд Джорджа, призывающего зрителей «увидеть, чтобы эта картина, которая сама по себе является эпопеей самопожертвования и доблести, дошла до каждого. Возвестите подвиги наших храбрецов до конца». земли. Это твой долг». [ 15 ]
Музыкальное попурри с отрывками из классических, народных, современных и популярных произведений, которое должно было исполняться в кинотеатрах в сопровождении музыкантов, было придумано Дж. Мортоном Хатчесоном и опубликовано в журнале «Биоскоп» 17 августа 1916 года. [ 16 ] 21 августа фильм начал показываться одновременно в тридцати четырех кинотеатрах Лондона , а на следующей неделе открылся в провинциальных городах, когда фильм был показан одновременно в двадцати кинотеатрах Бирмингема , как минимум в двенадцати кинотеатрах Глазго и Эдинбурге , шести кинотеатрах Кардиффа и Эдинбурга. трое в Лидсе . [ 13 ] [ 17 ] [ 18 ] королевская семья получила частный показ в Виндзорском замке 2 сентября ; фильм демонстрировался более чем в восемнадцати странах. [ 19 ]
Прием
[ редактировать ]Британия
[ редактировать ]
Популярность фильма была беспрецедентной, и кинотеатры показывали его дольше, чем обычно, часто при переполненных залах, а некоторые устраивали дополнительные показы, чтобы удовлетворить спрос. [ 21 ] Считается, что за первые шесть недель проката фильм собрал двадцать миллионов зрителей. [ 22 ] Фильм также привлек больше зрителей среднего класса, некоторые из которых никогда раньше не были в кинотеатре. [ 21 ] Уильям Джури, как директор по бронированию фильма, первоначально взимал с экспонентов 40 фунтов стерлингов, при этом плата уменьшалась на 5 фунтов стерлингов в неделю; Через два месяца сниженная плата в размере 6 фунтов стерлингов за три ночи поставила фильм в ценовой диапазон деревенских управлений, желающих его показать. [ 17 ] К октябрю 1916 года фильм был заказан более чем двумя тысячами кинотеатров Великобритании, заработав более 30 000 фунтов стерлингов. [ 23 ] Британские власти показали фильм публике как средство повышения морального духа , и в целом он был встречен благосклонно. газета «Таймс» 22 августа сообщила, что
Многочисленные зрители... были заинтересованы и взволнованы тем, что перед ними так ярко были представлены реалии войны, и если женщинам приходилось иногда закрывать глаза, чтобы на мгновение уйти от трагедии потерь в битве, которую представляет фильм, мнение кажется В общем, было мудро, чтобы люди дома имели представление о том, что наши солдаты делают, отваживаются и страдают в Пикардии.
- «Таймс», 22 августа 1916 г. [ 24 ]
Некоторые зрители считали аморальным изображать сцены насилия; Хенсли Хенсон , декан Дарема , протестовал «против развлечения , которое ранит сердце и нарушает саму неприкосновенность скорби». Другие жаловались, что столь серьезный фильм разделяет кинопрограмму с комедийными фильмами . [ 25 ] 28 августа газета Yorkshire Evening Post напечатала комментарий, приписываемый Ллойду Джорджу: «Если выставка этой картины во всем мире не положит конец войне, Боже, помоги цивилизации». [ 26 ] Фильм был показан британским войскам во Франции с 5 сентября; Подполковник Роуленд Фейлдинг, офицер, который видел фильм на грязном поле недалеко от Морланкура , охарактеризовал его как «замечательную и наиболее реалистичную постановку», но раскритиковал фильм за то, что в нем не удалось записать звуки винтовок и пулеметов, хотя там были артиллерийское сопровождение из стреляющих поблизости орудий. [ 5 ] Фейлдинг предположил, что фильм может успокоить новобранцев, дав им некоторое представление о том, чего ожидать в бою; субтитры были откровенными и описывали образы травм и смерти. [ 27 ]
Международный
[ редактировать ]Фильм был показан в Новой Зеландии в октябре 1916 года. 12 октября газета Wellington Evening Post опубликовала рекламу фильма, назвав его «выдающимися фильмами о «большом рывке» и «внушающим трепет, великолепным представлением того, что наши герои сегодня добиваются успехов». [ 28 ] В обзоре, опубликованном 16 октября, было написано, что «эти фотографии битвы на Сомме являются реальным и ценным вкладом в национальные знания и мощным стимулом для национальных усилий». [ 29 ] Премьера фильма состоялась в Австралии 13 октября в Кинотеатре Хойта в Мельбурне . Газета Melbourne Argus посчитала, что после сцены нападения «... вы находитесь не в мельбурнском кинотеатре, а на самом переднем крае битвы на Сомме», и назвала фильм «этой трогательной реальностью битвы». [ 30 ]
Фильм и его прием вызвали большой интерес в Германии , где удалось прочитать репортаж нейтрального репортера из Лондона, поданный в газету Berliner Tageblatt . Говорят, что британское кино серьезно относится к войне, чему способствовало правительство, которое организовало производство «настоящих военных фильмов». Битва на Сомме была «захватывающей» и привлекла огромную аудиторию. Немецкие войска обнаружили письмо от британского гражданского лица, посмотревшего фильм 26 августа и написанное солдату во Франции, в котором описывалась выдача листовки каждому кинозрителю, в которой говорилось, что фильм является не развлекательным, а официальным фильмом. Посмотрев фильм, писатель был уверен, что он просветит зрителя так, как никогда раньше. [ 31 ]
Другие фильмы
[ редактировать ]В течение второй недели августа король Георг V , премьер-министр Его Святейшество Асквит и Ллойд Джордж совершили поездку по Западному фронту и были сняты на видео Малинсом. Военное министерство выпустило фильм в октябре под названием « Король посещает свои армии во время великого наступления» . [ 32 ] Малинс снял третий фильм «Битва при Анкре и наступление танков», который открылся в январе 1917 года. [ 33 ] [ с ] В том же месяце был показан немецкий фильм « С нашими героями на Сомме» , но ему «не хватало непосредственности», как британскому фильму, поскольку он представлял собой реконструкцию учебных заведений в тылу и был встречен вяло. [ 34 ] В буклете, сопровождавшем фильм, говорилось, что он изображает «волю Германии в войне», и подразумевалось, что враги Германии использовали колониальные войска, чтобы подорвать «немецкую честь». [ 35 ] Последний художественный фильм Малинса «Отступление немцев и битва при Аррасе» был выпущен в июне 1917 года и показывает разрушение Перонна и первых британских войск через Сомму после вывода немецких войск; фильму не удалось привлечь зрителей 1916 года. [ 36 ]
Сохранение
[ редактировать ]В 1920 году оригинальный нитрат-негатив был передан на сохранение в Имперский военный музей . нитратной защиты Архивный мастер был изготовлен в 1921 году, а ацетатный – в 1931 году. Нитратные мастера были уничтожены в 1970-е годы после начала необратимого разложения нитратов. [ 37 ] Отрывки были взяты для телевизионных документальных фильмов , в том числе «Великая война» (1964. BBC ), «Великая война и формирование 20-го века» (1996, PBS ) и «Первая мировая война» (2003, Channel 4 ). [ 38 ] В 1987 году фильм был представлен на видеокассете VHS и стал первым фильмом из киноархива Имперского военного музея, выпущенным на видео. [ 39 ] В 2005 году «Битва на Сомме» была внесена в ЮНЕСКО реестр «Память мира» за сохранение мирового документального наследия. Этот фильм был описан ЮНЕСКО как «захватывающее документальное свидетельство одного из ключевых сражений Первой мировой войны [и] первый полнометражный документальный фильм о боевых действиях, снятый где-либо в мире» и «сыгравший важную роль в установление методологии документального и пропагандистского кино». [ 40 ] [ 37 ]
Последние показы
[ редактировать ]22 октября 2006 года, после проекта реставрации фильма , улучшенная версия фильма была показана в Королевском Елизаветинском зале в Лондоне в сопровождении Филармонического оркестра , исполняющего оригинальную оркестровую партитуру Лауры Росси . [ 41 ] Позднее реставрация была номинирована Федерацией коммерческих аудиовизуальных библиотек на премию «Проект реставрации или сохранения архивов». [ 42 ] В ноябре 2008 года отреставрированный фильм был выпущен на DVD в ознаменование 90-летия перемирия с Германией в 1918 году. DVD включал партитуру Лауры Росси, сопровождающую музыкальную попурри 1916 года, комментарии Роджера Смитера, киноархивиста из Имперский военный музей и интервью со Смитером, Росси, Тоби Хаггитом (киноархивистом) и Стивеном Хорном (музыкантом немого кино) о реконструкции современного попурри; В DVD также были включены фрагменты фильма и недостающие сцены. [ 43 ]
В 2012 году при поддержке Имперского военного музея прошли публичные показы отреставрированного фильма под аккомпанемент живого оркестра, исполняющего фонограмму музыки Росси. [ 44 ] Целью Somme100 FILM является сто показов фильма любительскими и профессиональными оркестрами в год столетия, с июля 2016 по июль 2017 года. [ 45 ]
См. также
[ редактировать ]- Сомма (1927)
- Сомма – от поражения к победе (2006)
- Был фильм
- История Соединенного Королевства во время Первой мировой войны # Media
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Земля, на которой я стоял, сильно содрогнулась. Она покачнулась и раскачивалась. Я схватился за штатив, чтобы устоять. Затем, как гигантская губка, земля поднялась высоко в воздух на высоту сотен метров. футов все выше и выше он поднимался, и с ужасным скрежетающим ревом земля оседала на себя, оставляя на своем месте гору дыма». [ 4 ]
- ↑ Смитер описал этот эпизод как символ Первой мировой войны, «один из самых известных изображений в коллекциях Имперского военного музея», и что личность «спасателя из окопов» неизвестна. [ 20 ]
- ^ «Я бы хотел увидеть, как танк спускается по прилавкам / Покачиваясь под мелодии рэг-тайма или «Дом, милый дом» / И в мюзик-холлах больше не будет шуток / Чтобы издеваться над изрешеченными трупами вокруг Бапауме. " (Зигфрид Сассун, «Висельники» , 1917). [ 33 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Смитер 2008 , стр. 4–28.
- ^ Перейти обратно: а б с Бэдси 1983 , с. 104.
- ^ Прайор и Уилсон 2005 , с. 61.
- ^ Малинс 1920 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с Даффи 2007 , с. 93.
- ^ Пещера 1994 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б с Пещера 1994 , стр. 53–54.
- ^ Cave 1994 , стр. 51–52.
- ^ Перейти обратно: а б с Смитер 2008 , с. 3.
- ^ И Т. Д. 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б Фрейзер, Робертшоу и Робертс 2009 , с. 172.
- ^ Филпотт 2009 , с. 302.
- ^ Перейти обратно: а б с Фрейзер, Робертшоу и Робертс 2009 , с. 173.
- ^ Ривз 1983 , с. 467.
- ^ Бэдси 1983 , с. 99.
- ^ Хаггит 2002 , с. 11–24.
- ^ Перейти обратно: а б Бэдси 1983 , с. 108.
- ^ Ривз 1997 , с. 14.
- ^ Бэдси 1983 , стр. 108, 100.
- ^ Перейти обратно: а б Смитер 2002 , стр. 390–404.
- ^ Перейти обратно: а б Ривз 1986 , с. 14.
- ^ Ривз 1986 , с. 15.
- ^ Ривз 1986 , с. 472.
- ^ Таймс 1916 , с. 3.
- ^ Бэдси 1983 , с. 110.
- ^ Филпотт 2009 , с. 303.
- ^ Фейлдинг 1929 , стр. 109–110.
- ^ Evening Post 1916a , стр. 2.
- ^ Evening Post 1916b , стр. 3.
- ^ Аргус 1916 , с. 18.
- ^ Даффи 2007 , стр. 93–94.
- ^ Филпотт 2009 , с. 323.
- ^ Перейти обратно: а б Филпотт 2009 , с. 369.
- ^ Филпотт 2009 , с. 311.
- ^ Шеффилд 2003 , с. 154.
- ^ Филпотт 2009 , стр. 461–462.
- ^ Перейти обратно: а б ЮНЕСКО 2012 , с. 438.
- ^ Смитер 2004 , с. 1.
- ^ Смитер 2004 , с. 7.
- ^ Смитер 2004 , с. 5.
- ^ Таймс 2006 , с. 17.
- ^ ФОКАЛ 2007 .
- ^ Маквильямс 2009 , стр. 130–133.
- ↑ Пресс-релиз от 20 января 2012 г.
- ^ Somme100 FILM - Тур по столетию битвы на Сомме - 100 представлений о битве на Сомме
Ссылки
[ редактировать ]Книги
- Кейв, Н. (1994). Бомонт Амель . Барнсли: Лео Купер. ISBN 978-0-85052-398-0 .
- Даффи, К. (2007) [2006]. Глазами немцев: Британцы и Сомма, 1916 г. (изд. Феникса). Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-7538-2202-9 .
- Фейлдинг, Р. (1929). Военные письма жене: Франция и Фландрия, 1915–1919 гг . Лондон: Медичи. OCLC 752947224 .
- Малинс, Г.Х. (1920). Как я снимал войну: запись необыкновенного опыта человека, снимавшего великие сражения на Сомме и т. д . Лондон: Герберт Дженкинс. OCLC 246683398 . Проверено 5 октября 2013 г. - через Archive Federation.
- Филпотт, В. (2009). Кровавая победа: жертва на Сомме и становление двадцатого века (1-е изд.). Лондон: Литтл, Браун. ISBN 978-1-4087-0108-9 .
- Прайор, Р.; Уилсон, Т. (2005). Сомма . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10694-7 – через Архивную Федерацию.
- Ривз, Н. (1986). Официальная британская кинопропаганда во время Первой мировой войны . Лондон: Крум Хелм. ISBN 978-0-7099-4225-2 .
- Фрейзер, Аластер; Робертшоу, Эндрю; Робертс, Стив (2009). Призраки на Сомме: съемки боя, июнь – июль 1916 года . Барнсли: Книги о пере и мече . ISBN 978-1-84415-836-2 .
- Шеффилд, Г. (2003). Сомма . Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-36649-1 – через Архивную Федерацию.
- Смитер, РБН (2008). Битва на Сомме (руководство по просмотру DVD) (PDF) (2-е исправленное издание). Лондон: Имперский военный музей. ISBN 978-0-901627-94-0 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 января 2009 года . Проверено 6 октября 2013 г.
- Память мира: Битва на Сомме . ЮНЕСКО. 2012. ISBN 978-92-3-104237-9 . Проверено 6 октября 2013 г.
Журналы
- Бэдси, С. (1983). «Битва на Сомме: британская военная пропаганда». Исторический журнал кино, радио и телевидения . 3 (2): 99–115. дои : 10.1080/01439688300260081 . ISSN 0143-9685 .
- Хаггит, Тоби (2002). «Реконструкция музыкальной аранжировки к «Битве на Сомме» ». История кино . 14 (1): 11–24. дои : 10.2979/FIL.2002.14.1.11 . ISSN 0892-2160 . JSTOR 3815576 .
- Маквильямс, Д. (апрель 2009 г.). Дмитрий, К. (ред.). «Битва на Сомме (обзор DVD)» (PDF) . Журнал сохранения фильмов (79/80). ISSN 1609-2694 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2011 года . Проверено 4 ноября 2010 г.
- Ривз, Николас (июль 1983 г.). «Кинопропаганда и ее аудитория: пример официальных фильмов Великобритании во время Первой мировой войны». Журнал современной истории . 18 (3): 463–494. дои : 10.1177/002200948301800306 . ISSN 1461-7250 . JSTOR 260547 . S2CID 159758432 .
- Ривз, Н. (1997). «Кино, зрительство и пропаганда: «Битва на Сомме» (1916) и ее современная аудитория». Исторический журнал кино, радио и телевидения . 17 (1): 5–28. дои : 10.1080/01439689700260601 . ISSN 1465-3451 .
- Смитер, РБН (2002). « Внимательно посмотрите на картинку и посмотрите, сможете ли вы кого-нибудь опознать»: узнавание в фактическом фильме периода Первой мировой войны». История кино . 14 (3/4): 390–404. дои : 10.2979/FIL.2002.14.3-4.390 . ISSN 0892-2160 . JSTOR 3815439 .
Газеты
- Браун, Джефф (25 октября 2006 г.). «Битва на Сомме» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 6 октября 2013 г.
- «Настоящие военные картины» . Аргус . Мельбурн. 14 октября 1916 г. ISSN 1833-9700 . Проверено 6 октября 2013 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- «Битва на Сомме (реклама)» . Вечерняя почта . Веллингтон , Новая Зеландия. 12 октября 1916 г. OCLC 320805360 . Проверено 6 октября 2013 г.
- «Битва на Сомме: Большой рывок в картинках» . Вечерняя почта . Веллингтон , Новая Зеландия. 16 октября 1916 г. OCLC 320805360 . Проверено 6 октября 2013 г.
- «Военные реалии в кино». Таймс . Лондон. 22 августа 1916 г. ISSN 0140-0460 .
Веб-сайты
- «Номинации на фокусную премию 2007» . Focal International: Журнал Федерации коммерческого аудиовизуального оборудования [библиотеки] . 2007. ISSN 1359-8708 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2019 года . Проверено 6 октября 2013 г.
- «Как снимали битву на Сомме» . Имперский военный музей . 2022 . Проверено 11 августа 2022 г.
- Смитер, РБН (2004). «Регистр «Память мира: Битва на Сомме» (форма номинации)» (PDF) . ЮНЕСКО . Проверено 6 октября 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
- Ривз, Николас (1996). «55 Глазами камеры: современные кинозрители и их опыт войны в фильме «Битва на Сомме» ». У Сесила, Хью; Лиддл, ПХ (ред.). Перед лицом Армагеддона: опыт Первой мировой войны (изд. Pen & Sword в мягкой обложке). Лондон: Лео Купер. ISBN 978-0-85052-506-9 .
Журналы
- Калберт, Дэвид (октябрь 1995 г.). «Имперский военный музей: каталог фильмов о Первой мировой войне и битва на Сомме (видео)». Исторический журнал кино, радио и телевидения . 15 (4): 575–580. дои : 10.1080/01439689500260441 . ISSN 1465-3451 .
- МакКернан, Л. (2002). «Пропаганда, патриотизм и прибыль: Чарльз Урбан и британские официальные военные фильмы в Америке во время Первой мировой войны». История кино . 14 (3/4): 369–389. дои : 10.2979/fil.2002.14.3-4.369 . ISSN 0892-2160 . JSTOR 3815438 .
- Смитер, Р. (1993). « «Чудесная идея боя»: Вопрос о подделках в «Битве на Сомме» ». Исторический журнал кино, радио и телевидения . 13 (2): 149–168. дои : 10.1080/01439689300260181 . ISSN 0143-9685 .
веб-сайты
- Туки, К.; Уолш, Д. (20 октября 2006 г.). «Кинопрограмма: Битва на Сомме» . Би-би-си . Проверено 6 октября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья Би-би-си
- Фильмография, Британский тематический комитет военных фильмов
- Битва на Сомме (1916) на IMDb
- Точка зрения: фильм о Первой мировой войне посмотрели более 20 миллионов человек, 7 ноября 2014 г., BBC
- Показы фильма 2012 года с живым саундтреком на музыку Лауры Росси.
- ФИЛЬМ «Сомма 100» - тур по случаю столетия битвы на Сомме, 2016 г.
- ФИЛЬМ «Сомма100» - Список представлений о битве на Сомме в 2016 году
- фильмы 1916 года
- Документальные фильмы 1916 года
- Черно-белые документальные фильмы
- Британские документальные фильмы
- Британские немые художественные фильмы
- Британские пропагандистские фильмы времен Первой мировой войны
- Британские черно-белые фильмы
- Фильмы о Западном фронте (Первая мировая война)
- Память Мирового Регистра
- Коллекция Имперского военного музея
- Документальные фильмы о битве на Сомме
- фильмы 1916 года о войне
- Британские фильмы 1910-х годов
- Немые фильмы о войне
- Фильмы, написанные Лаурой Росси