Jump to content

Мины в первый день Соммы

Британские цели, 1 июля 1916 г.

Утром 1 июля 1916 года, в первый день битвы на Сомме во время Первой мировой войны подземные взрывные заряды, заложенные британскими туннельными подразделениями , под линией немецкого фронта были взорваны . Совместный взрыв этих мин входит в число крупнейших искусственных неядерных взрывов .

Восемь больших и одиннадцать крошечных зарядов были закопаны глубоко в меловой земле, образуя 19 мин. Они были «перегружены», чтобы вскидывать высокие губы для прикрытия и давать преимущество нападавшим, если им удастся захватить образовавшиеся воронки. [ 1 ] Более крупные шахты были расположены недалеко от Бомон-Амеля под редутом Хоторн-Ридж и недалеко от Ла-Буассель ( заряды Лохнагар , Ю-Сап и Глори-Хоул ), Фрикура ( рудники Тройной Тамбур ), Булгар-Пойнт и Казино-Пойнт. Заряды меньшего размера для уничтожения немецких позиций, например пулеметных постов, закладывались с концов сравнительно неглубоких туннелей.

Помимо мин, британские туннельные подразделения также подготовили ряд неглубоких подкопов, идущих от британских позиций на нейтральную полосу . Они позволяли пехоте атаковать немцев со сравнительно небольшого расстояния после начала боя. [ 1 ]

Когда они были запущены, мины Лохнагар и Хоторн-Ридж были самыми крупными из когда-либо взорванных, и сообщения показывают, что их звук можно было услышать в Лондоне и за его пределами. Взрывы на минах в первый день битвы на Сомме были превзойдены взрывами в начале битвы при Мессине в следующем году.

с Шахтная галерея деревянной опорой крыши (Канада, 2003 г.)
Шахтеры закладывают заряды для одной из мин на Сомме, 1–13 июля 1916 года .
Карта меловых территорий на севере Франции
Геологический разрез поля битвы на Сомме

Французские и немецкие военные операции начались на Сомме в сентябре 1914 года. После того, как немецкое наступление на Альберта было остановлено у Ла-Буасселя и попытки возобновить наступательную войну в октябре не увенчались успехом, обе стороны свели свои атаки к локальным операциям или набеги и начали укреплять оставшиеся позиции подземными работами. 18 декабря французы захватили деревенское кладбище Ла-Буассель на западном конце немецкого выступа и установили передовой пост всего в 3 метрах (3,3 ярда) от немецкой линии фронта. К 24 декабря французы оттеснили немцев от кладбища и западного района Ла-Буассель. [ 2 ] но их продвижение было остановлено на небольшом расстоянии вперед, у Л'Илот-де-ла-Буассель , перед немецкими траншеями, защищенными колючей проволокой. , где располагалась ферма и небольшое количество построек, Когда-то Л'Илот стал известен как Гранатхоф ( по-немецки немцам как Glory Hole : «ракушечная ферма»), а позже британцам . На Рождество 1914 года французские инженеры затопили первую шахту в Ла-Буассель. Локальные, но тяжелые бои под землей также имели место зимой 1914 года и весной 1915 года в Фрикуре , Буа-Франсэ и Карнуа . [ 3 ]

С января 1915 года до начала битвы на Сомме в июле 1916 года Л'Илот-де-ла-Буассель был ареной ожесточенных подземных боев. Начав добычу полезных ископаемых в Ла-Буассель вскоре после того, как французы, 1-й баварский инженерный полк продолжил рыть восемь галерей в направлении Л'Ило . 5 января было слышно, как французские саперы копали возле галереи, и 300-килограммовый (660 фунтов) камуфлет был быстро установлен в галерее и взорван, разрушив французские раскопки и две немецкие галереи поблизости. 12 января был взорван 600-килограммовый (1300 фунтов) заряд, в результате которого погибло более сорока французских солдат. В ночь с 6 на 7 февраля взорвались еще три немецкие мины недалеко от Л'Илота . [ 4 ] В ночь с 8 на 9 марта немецкий сапер в Ла-Буассель случайно ворвался во французскую галерею, которая, как выяснилось, была заряжена взрывчаткой; группе добровольцев потребовалось 45 нервных минут, чтобы демонтировать заряд и перерезать пусковые кабели. была установлена ​​шестьдесят одна мина Только с апреля 1915 года по январь 1916 года вокруг Л'Илота , некоторые из которых содержали 20 000–25 000 кг (44 000–55 000 фунтов) взрывчатки. [ 5 ]

Летом 1915 года французские горные выработки в районе Ла-Буассель были захвачены Королевскими инженерами , когда британцы двинулись на фронт на Сомме. Соблюдалась большая секретность, чтобы предотвратить обнаружение мин, поскольку через Л'Илот-де-ла-Буассель не проходила непрерывная линия фронта, которую защищали посты возле шахтных стволов. [ 6 ] Г. Ф. Фаук перебросил в этот район 174-ю и 183-ю туннельные роты, но поначалу у британцев не было достаточно горняков, чтобы взять на себя большое количество французских шахт; проблема была временно решена, когда французы согласились оставить своих инженеров на работе на несколько недель. [ 3 ] 24 июля 174-я туннельная рота разместила штаб-квартиру в Брее, захватив около 66 шахт в Карнуа, Фрикуре, Марикуре и Ла-Буаселе. Ничья земля к юго-западу от Ла-Буассель была очень узкой, в одном месте шириной около 46 метров (50 ярдов) и была испещрена множеством меловых кратеров. [ 7 ] Немцы также вырыли оборонительные поперечные туннели длиной около 24 метров (80 футов) параллельно линии фронта. [ 7 ] Чтобы обеспечить людей, необходимых для масштабных операций по противоминированию против немцев, британцы в августе сформировали 178-ю и 179-ю туннельные роты, а в октябре - 185-ю и 252-ю туннельные роты. [ 3 ] 181- я туннельная рота также присутствовала на Сомме. [ 8 ]

Британские туннельные компании резко увеличили масштабы горнодобывающих работ за счет расширения и углубления системы сначала до 24 метров (79 футов), а в конечном итоге до 30 метров (98 футов). В августе французы и немцы работали на глубине 12 метров (39 футов); размер их зарядов достиг 3000 килограммов (6600 фунтов). Подземная война продолжалась наступательным минированием для уничтожения опорных пунктов противника и оборонительным минированием для разрушения туннелей длиной 9,1–36,6 метров (30–120 футов). Помимо наступательных и оборонительных работ, Королевские инженеры также рыли глубокие колодцы для снабжения войск питьевой водой . В октябре 179-я тоннельная рота начала проходку ряда глубоких шахт, пытаясь опередить немецких шахтеров, приближавшихся к британской линии фронта. В W Shaft они спустились с 9,1 метра (30 футов) до 24 метров (80 футов) и начали прокладывать два противоминных туннеля в сторону немцев. Из правой галереи звуки немецких раскопок становились все громче. [ 9 ] 19 ноября командир 179-й туннельной роты капитан Генри Ханс подсчитал, что немцы находились на расстоянии 15 ярдов, и приказал загрузить минную камеру 2700 кг (6000 фунтов) взрывчатки. Это было завершено к полуночи с 20 на 21 ноября. 22 ноября в 1.30 ночи немцы взорвали заряд, заполнив оставшиеся британские туннели угарным газом. И правый, и левый туннели были обрушены, и позже выяснилось, что немецкий удар привел к детонации британского заряда. Разрушенные туннели постепенно были вновь открыты, но около тридцати тел все еще лежат в туннелях под Ла-Буаселем. [ 9 ] [ а ]

Прелюдия

[ редактировать ]

В рамках подготовки союзников к битве на Сомме британцы активизировали подземные операции на нескольких избранных участках линии фронта. В частности, это касалось многих русских саперов , подготовленных на различных участках с февраля 1916 года. В подготовке сражения участвовали Королевские инженерные горнодобывающие подразделения 174-й, 178-й, 179-й, 181-й, 183-й, 185-й и 252-й тоннельных рот. [ 8 ]

VII корпус

[ редактировать ]

На самом северном участке британской линии фронта, который был отведен VII корпусу перед Гоммекуром , Королевские инженеры не подготовили мин для наступления 1 июля. Британская армия будет использовать соседние деревни Эбютерн и Фонквиллер в качестве баз для штурма Гоммекура, что приведет к серьезному поражению атакующих сил.

VIII корпус

[ редактировать ]
План шахты H3 , расположенной под редутом Хоторн-Ридж.

В секторе британского фронта, выделенном для VIII корпуса в Бомон-Амеле , 252-я туннельная рота выкопала большую шахту под кодовым названием H3 в редуте Хоторн-Ридж . [ 10 ] и приготовил двенадцать русских сапов [ 11 ] лицом к Серру . [ 10 ] Рядом с редутом Хоторн-Ридж под нейтральной полосой были выкопаны три туннеля: первый представлял собой туннель размером 2 на 5 футов (0,61 м × 1,52 м), вырытый за ночь и ведущий к ныне знаменитому Затонувшему переулку в фильме ( показанному «Битва на Сомме» , выпущенная в августе 1916 года) со старой британской линией фронта, через которую британские части заняли позиции перед атакой. Рано утром 1 июля 1-й батальон ланкаширских стрелков должен был использовать этот туннель, чтобы продвинуться к «Затонувшему переулку», исходной позиции для атаки на Бомон-Амель. [ 12 ] Два других туннеля представляли собой русские подземные сооружения, вырытые на расстоянии не более 30 ярдов (27 м) от немецкой линии фронта и готовые к открытию в 2 часа ночи 1 июля в качестве огневых точек для батарей минометов Стокса . [ 13 ] Их называли Первой Авеню и Мэри , в честь ведущих к ним траншей сообщения. [ 14 ]

Большая шахта H3 , расположенная к северу от Первой авеню и Мэри , была установлена ​​252-й туннельной ротой под редутом Хоторн-Ридж, немецким оплотом на хребте. Работа над H3 началась весной 1916 года. [ 14 ] Туннельщики под командованием капитана Рекса Троуэра [ 1 ] вырыли галерею на расстоянии около 1000 ярдов (910 м) от британских позиций на глубине около 57 футов (17 м) под землей под немецкой позицией на гребне хребта. [ 15 ] К концу мая галерея шахты была пройдена на 900 футов (270 м), несмотря на значительные проблемы, вызванные твердым мелом и количеством кремней в забое. Чтобы сохранить молчание, лицо смягчили нанесением воды. [ 14 ] В июне галерея была завершена, и в нее было загружено 40 000 фунтов (18 000 кг) аммонала . [ 16 ] Командующий VIII корпусом генерал-лейтенант Эйлмер Хантер-Уэстон хотел, чтобы мина взорвалась за четыре часа до нуля, чтобы воронку можно было захватить и закрепить, а тревога на немецкой стороне утихла. [ б ] 15 июня штаб 4-й армии постановил, что все мины должны быть взорваны не ранее чем за восемь минут до нуля, но был достигнут неудовлетворительный компромисс с Хантер-Уэстоном, который взорвал мину Хоторн-Ридж-Редут за десять минут до нуля. [ 15 ]

В секторе британского фронта, выделенном X корпусу в Тьепвале , Королевские инженеры не подготовили никаких мин для наступления 1 июля, хотя они выкопали серию русских подрывников на нейтральной полосе , готовых к вскрытию в «Нулевой час» и позволяющим Британская пехота атакует немецкие позиции со сравнительно небольшой дистанции. Русские подкопы перед Тьепвалем были задачей 179-й туннельной роты, которая также готовила такие подкопы южнее, в Овиллере и Ла-Буаселе. В переднем участке X корпуса, выделенном в состав 36-й (Ольстерской) дивизии , десять русских саперов были переброшены с британских позиций на нейтральную полосу к северо-востоку от леса Тьепваль. В каждом из десяти туннелей размещалось по два миномета. [ 18 ]

III корпус

[ редактировать ]
Карта Ла-Буассель с указанием британских движений 1 июля 1916 года.

В секторе британского фронта, выделенном III корпусу в Ла-Буаселе, были подготовлены четыре мины: два заряда (известные как № 2 прямой и № 5 справа ) были заложены в Л'Илоте в конце галерей, вырытых в траншеи на Инч-стрит 179-м полком. Туннельная компания, призванная разрушать немецкие туннели. [ 19 ] и создать края кратеров, чтобы блокировать анфиладный огонь на нейтральной полосе. Поскольку немцы в Ла-Буаселе укрепили подвалы разрушенных домов, а воронки на земле сделали невозможным прямое нападение пехоты на деревню, на месте были заложены еще две мины, известные как Y Sap и Lochnagar по названию траншей, из которых они были выкопаны. к северо-востоку и юго-востоку от Ла-Буассель, чтобы помочь атаке по обе стороны немецкого выступа в деревне. [ 9 ] [ 7 ] см. карту .

Карта шахты Лохнагар ; вид с воздуха на участок с обозначенными линиями фронта см. здесь.

185-я туннельная рота начала работы на шахте Лохнагар 11 ноября 1915 года и передала туннели 179-й туннельной роте в марте 1916 года. [ 7 ] За месяц до передачи 18 бойцов 185-й туннельной роты (2 офицера, 16 саперов) были убиты 4 февраля, когда немцы взорвали камуфлет возле британской трехуровневой минной системы, начиная с Инч-стрит, Ла-Буассель, самой глубокой точки. уровень находится чуть выше уровня грунтовых вод на высоте около 30 метров (100 футов). [ 7 ] Шахта Лохнагар состояла из двух камер с общим туннелем (см. карту). Шахта была затоплена в траншее сообщения под названием Лохнагар-стрит. После того, как « Черный дозор» прибыл в Ла-Буассель в конце июля 1915 года, многие существующие укрепления союзников, первоначально вырытые французами, получили названия, связанные с Шотландией. В шахте Лохнагар , вероятно, была первая глубокая наклонная шахта с уклоном 1:2–1:3 на глубину около 29 метров (95 футов) – см. карту . Он был начат в 91 метре (300 футов) позади британской линии фронта и в 270 метрах (900 футов) от немецкой линии фронта. Начиная с наклонной шахты, на глубине около 15 метров (50 футов) под землей, в сторону немецких позиций была проложена галерея. [ 7 ] Для обеспечения тишины проходчики использовали штыки со сращенными рукоятками и работали босиком на полу, застеленном мешками с песком. Из мела тщательно выковыряли кремни и разложили на полу; если штыком манипулировали двумя руками, помощник ловил выбитый материал. Отходы складывали в мешки с песком и передавали вручную вдоль ряда горняков, сидевших на полу, и складировали вдоль стены туннеля, чтобы позже использовать их для утрамбовки заряда. [ 20 ] Примерно в 41 метре (135 футов) от Швабенхёэ туннель был разделен на две ветви, и конец каждой ветви был расширен, чтобы сформировать камеру для взрывчатки, причем камеры находились на расстоянии около 18 метров (60 футов) друг от друга и на расстоянии 16 метров ( 52 фута) глубиной [ 7 ] см. карту . После завершения подъездной туннель к шахте Лохнагар имел размеры 1,37 на 0,76 метра (4,5 х 2,5 фута) и прорывался со скоростью около 46 сантиметров (18 дюймов) в день, пока его длина не составила около 310 метров (1030 футов). с галереями под Швабенхёэ . В шахту было загружено 27 000 кг (60 000 фунтов) аммонала, разделенных на две загрузки по 16 000 кг (36 000 фунтов) и 11 000 кг (24 000 фунтов). [ 20 ] Поскольку камеры были недостаточно большими, чтобы вместить всю взрывчатку, туннели, которые разветвлялись в форме буквы «Y», также были заполнены аммоналем. Более длинная ветка имела длину 18 метров (60 футов), более короткая - 12 метров (40 футов). Туннели не доходили до немецкой линии фронта, но взрыв мог выбить достаточно материала, чтобы сформировать край высотой 4,6 метра (15 футов) и закопать близлежащие траншеи. [ 7 ]

План шахты Й Сап . Место «Дыра славы» было известно как Гранатхоф немцам — Л’Илот де ла Буассель . , а французам

Туннель шахты Y Sap под немецкими траншеями с видом на долину Маш. [ 21 ] к северу от Ла-Буассель начинался на британской линии фронта, недалеко от того места, где она пересекала дорогу D 929 Альберт-Бапом, но из-за немецкой подземной обороны ее нельзя было прорыть по прямой. Около 460 метров (500 ярдов) было выкопано на нейтральной полосе, прежде чем он повернул направо еще примерно на 460 метров (500 ярдов). Около 18 000 килограммов (40 000 фунтов) аммонала было помещено в камеру под шахтой Y Sap . [ 7 ] Шахты Лохнагар были «перегружены» , и Ю-Сап чтобы гарантировать образование больших кайм из нарушенной земли. [ 7 ] Коммуникационные туннели также были вырыты для использования сразу после первой атаки, но в конечном итоге ими мало пользовались. [ 7 ] Мины были заложены без вмешательства немецких горняков, но во время установки взрывчатки было слышно, как немецкие горняки были слышны ниже Лохнагара и над шахтой Й-Сап . [ 20 ]

XV корпус

[ редактировать ]
Карта Фрикура, Мамеца и окрестностей
Карта района Фрикур-Контальмезон, 1916 г.

На участке британского фронта, выделенном XV корпусу у Фрикура, немецкие позиции были чрезвычайно сильны, а сама деревня напоминала крепость. По этой причине лобовое наступление в этом районе на 1 июля не планировалось. [ 22 ] поскольку британской пехоте пришлось бы продвигаться через большие поля кратеров. [ 23 ] Вместо этого туннелисты разместили группу из трех мин, известную как «Тройной Тамбур» , под немецким опорным пунктом Книверк . [ 24 ] [ 25 ] Локальные, но ожесточенные подпольные бои у Фрикура происходили зимой 1914 года и весной 1915 года. [ 3 ] во время которого Тамбур был тщательно заминирован. [ 26 ] Французы вели горнодобывающие работы в районе Тамбура, когда они удерживали этот участок линии, а британские туннелеры начали работать там на минах в августе 1915 года. [ 27 ] Вся местность представляла собой настоящий лабиринт шахт и туннелей, образовавших лоскутное одеяло из небольших кратеров. [ 28 ] Немецкие карты траншей с указанием пяти кратеров до 1 июля 1916 года. [ 26 ] Три тамбурские шахты были заложены 178-й туннельной ротой. [ 29 ] Воронки, образовавшиеся от взрыва зарядов, предназначались для защиты наступления пехоты 21-й дивизии от немецкого анфиладного огня со стороны деревни Фрикур. Считалось, что мины могут поднять защитную «губу» земли, которая закроет вид из деревни и немецких пулеметных позиций, но попытка не удалась. [ 30 ] [ 26 ] Три мины Тамбура были загружены относительно небольшими зарядами массой 4100 кг (9000 фунтов), 6800 кг (15000 фунтов) и 11000 кг (25000 фунтов), которые взорвались в 7:28 утра, незадолго до продвижения британской пехоты; один не взорвался из-за сырости и, как сообщается, до сих пор находится под землей у Фрикура. [ 31 ] Запись в боевом дневнике 178-й туннельной роты гласит: «7.01.16, день «Z». Мины в G3E, G19A взорвались в 7:28 утра, за 2 минуты до нуля. G15b не увенчалась успехом». [ 32 ] Согласно отчету о британской атаке на Фрикур, «...Британская атака к западу от Тамбура была отражена оборонительной миной, которая нанесла много потерь 21-й дивизии во время атаки, а также пулеметным огнем с холма над ней. Фрикур». [ 33 ] [ с ] Место установки мин выглядит как небольшой участок земли с кратерами на поле за пределами нового военного кладбища Фрикур Комиссии Содружества по военным захоронениям . [ 35 ] [ 31 ] Земля, на которой расположены кратеры, является частной собственностью. [ 27 ] Два кратера на восточном краю поля кратеров, вероятно, представляют собой шахты G3 и G19 . [ 26 ]

На переднем участке, выделенном XV корпусу между Фрикуром и Мамецем, [ 36 ] Группа «Мамец Вест» из четырех 230-килограммовых (500 фунтов) мин была установлена ​​вдоль линий немецких траншей, идущих на восток от высот Французского леса, расположенного к югу от Скрытого леса. [ 37 ] и 1,03 км (0,64 мили) к юго-востоку от Фрикура. [ 28 ] Ответственным подразделением была 174-я туннельная рота. [ 38 ] Подземные бои в Буа-Франсэ уже происходили зимой 1914 года и весной 1915 года. [ 3 ] До лета 1916 года на нейтральной полосе к югу от Французского леса уже были взорваны по меньшей мере восемь мин, а в районе Кильской и Дунайской траншей, расположенной примерно в 0,46 км (500 ярдов) к востоку от Французского леса, произошел взрыв. также видел обширные подземные операции. [ 28 ] В октябре 1915 года Джон Нортон-Гриффитс даже выступал за использование отравляющего газа для борьбы с немецким сопротивлением в секторе Буа-Франсэ, но это предложение не было реализовано. Как и в Фрикуре, лобовая атака в этом районе на 1 июля не планировалась, поскольку британской пехоте пришлось бы продвигаться через большие поля кратеров. [ 23 ] Вместо этого Королевские инженеры разместили там минную группу «Мамец Вест» — три заряда в Кильском желобе и один в Дунайском желобе. Первой целью этих мин была защита левого фланга атаки 7-й дивизии к югу от Мамеца, а второй целью была защита 20-го батальона Манчестерского полка во время их атаки на немецкие позиции. [ 28 ]

Группа «Восточный Мамец» состояла из четырех шахт в секторе Мамец, заложенных 183-й туннельной ротой. [ 23 ] Булгар-Пойнт, сильно зашитый [ 36 ] Немецкая сильная работа [ 22 ] перед атакой 1-го батальона Южного Стаффордширского полка к юго-востоку от Мамеца было заминировано 910 килограммов (2000 фунтов) взрывчатки; [ 37 ] Сап дальше на запад был заряжен 91-килограммовым (200 фунтов) зарядом. [ 37 ] в поддержку атаки горцев Гордона ; [ 28 ] и еще две 230-килограммовые (500 фунтов) мины были заложены под Австрийской траншеей, на крайнем правом углу сферы действий 7-й дивизии, на границе с передовым сектором, выделенным XIII корпусу. [ 28 ] Помимо установки четырех мин, 183-я туннельная рота с февраля 1916 года подготовила десятки русских саперов для атаки, которая проходила от британской линии фронта до самого края немецких позиций. Небольшие заряды можно было взорвать из конца этих туннелей и затем использовать для укрепления захваченных позиций. [ 23 ] Четыре сапа были дополнительно оснащены пламенными проекторами «Большая галерея Ливенса» , готовыми покрыть немецкую линию фронта жидким огнем . Чтобы защитить их от огня противника, за несколько часов до боя в сапы затащили огнеметы. Два туннеля, в которых размещалось такое оружие, расположенные в Кильском желобе к юго-западу от Мамеца и между Карнуа и мысом Казино, перед атакой были повреждены немецким артиллерийским обстрелом. Два оставшихся были использованы из подземных источников, расположенных непосредственно слева от поля минных воронок в Карнуа. [ 39 ] Принимая во внимание необходимость работы, 183-я туннельная рота пошла на осознанный риск, прекратив оборонительные горные работы между Карнуа и Фрикуром, которые до сих пор гарантировали подземную безопасность британских траншей в этом районе. [ 40 ] К 1 июля сеть британских туннелей, раскопанная в этом секторе, протянулась на 91 метр (300 футов) под ничейной землей.

XIII корпус

[ редактировать ]

Первые подземные бои в Карнуа происходили зимой 1914 года и весной 1915 года. [ 3 ] Минная борьба непосредственно перед Карнуа, недалеко от дороги Карнуа-Монтобан, велась обеими сторонами с мая 1916 года. [ 41 ] На этом самом южном участке британской линии фронта, который был передан XIII корпусу , 183-я туннельная рота заложила три мины. Двое должны были быть обстреляны севернее Карнуа в 07.27: [ 36 ] заряд массой 2300 кг (5000 фунтов) под немецким выступом у мыса Касино и заряд массой 230 кг (500 фунтов) на крайнем левом фланге, предназначенный для обрушения немецких блиндажей и уничтожения пулеметных гнезд. [ 42 ] Третья мина группы Карнуа также содержала заряд весом 230 кг (500 фунтов). Как и в секторе «Восточный Мамец» , 183-й туннельной роте пришлось прекратить оборонительные горнодобывающие работы у Карнуа, чтобы подземные работы можно было завершить вовремя. Вся глубокая добыча полезных ископаемых была остановлена, за исключением мыса Казино, где была построена наклонная галерея. Поскольку мел становился все тверже, метод его размягчения заключался в просверливании столярным шнеком отверстий, в которые шахтеры заливали уксус. При срабатывании мины образовалась воронка с краями диаметром 30 метров (97 футов) и глубиной 9,1 метра (30 футов). После атаки шахтеры сообщили, что мина Касино-Пойнт завалила три немецких блиндажа и четыре снайперских поста, а также, вероятно, пулеметную точку. [ 40 ] Во время прокладки туннеля в Касино-Пойнт британцы ворвались в немецкий блиндаж, но смогли прикрыть его до того, как пролом был замечен. [ 41 ] Дж. Э. Эдмондс писал в 1932 году, что этот инцидент произошел во время раскопок русских соков, а не шахты Казино-Пойнт. [ 43 ] В 1971 году Миддлбрук писал, что выступ Касино-Пойнт находился между Маметцем, Карнуа и Монтобаном , а заложенная там мина была одной из семи крупных мин, которые должны были взорваться 1 июля. [ 44 ]

Битва: 1 июля 1916 г.

[ редактировать ]

Мины были взорваны Королевскими инженерами утром в субботу, 1 июля, в день открытия битвы при Альберте (1–13 июля) — названия, данного британцами первым двум неделям битвы на Сомме. и Четвертая британские Третья армии вместе с девятью корпусами 6-й французской армии должны были атаковать 2-ю немецкую армию на участке, простирающемся от Фукокура к югу от реки Соммы на север за рекой Анкр до Серра и Гомкура на расстоянии 3,2 км (2 мили). ) вне. Целью атаки было захватить первую и вторую позиции немцев от Серра на юг до дороги D 929 Альберт-Бапом и первую позицию от дороги на юг до Фукокура.

Взрыв мины под редутом Хоторн-Ридж , 1 июля 1916 года (Фото 1 Эрнеста Брукса )
Воронка от мины, выпущенной под редутом Хоторн-Ридж (IWM Q 1527, ноябрь 1916 г.); обратите внимание на тень фотографа, слева на переднем плане
Британский аэрофотоснимок, показывающий кратер Лохнагар и траншеи.
Войска проходят кратер Лохнагар, октябрь 1916 г.
Кратер Лохнагар в 2017 году.

Мина Хоторн-Ридж была взорвана в 7:20 утра . Взрыв был снят британским оператором Джеффри Малинсом , который установил камеру на расстоянии примерно 0,80 километра (0,5 мили). [ 45 ] Кадр из фильма стал одной из знаковых фотографий первого дня боя . [ 46 ] Как только мина взорвалась, британская тяжелая артиллерия на немецкой линии фронта прекратилась, и минометы Стокса начали ураганный обстрел передовой траншеи. Британские войска ворвались в воронку, где их открыл пулеметный и винтовочный огонь с дальнего края и флангов. Три отделения немецкой пехоты (около тридцати человек) 9-й роты погибли при взрыве мины и 1 + 1⁄2 (подземных убежищах), из взвода оказались в ловушке в своих Unterstände которых удалось спастись только двум отделениям. Остальная часть роты в штоллене (глубокой заминированной землянке) выжила, но входы были заблокированы, а находившиеся внутри войска не были спасены до нападения британцев. [ 47 ] Несмотря на шок и дезориентацию, вызванную подрывом мины, немецкие войска немедленно заняли заднюю кромку воронки. Немцы также немедленно обрушили на британские окопы тяжелый артиллерийский огонь. 2-й батальон Королевских стрелков ( 86-я бригада 29-й дивизии), пересек нейтральную полосу, чтобы занять воронку, попал под сильный огонь немецких винтовок и пулеметов с обоих флангов и тыла. Нескольким британским солдатам удалось добраться до ближайшего края кратера и продержаться до полудня, когда они были вытеснены немецкой контратакой. Неспособность взять редут Хоторн-Ридж серьезно повлияла на операции VIII корпуса к северу от реки Анкр . [ 48 ]

Через восемь минут после взрыва Хоторн-Ридж шахты была взорвана мина Лохнагар в 7:28 утра вместе с другими минами, подготовленными к Первому дню Соммы . Взрыв шахты Лохнагар был инициирован капитаном Джеймсом Янгом из 179-й туннельной роты, который нажал переключатели и заметил, что стрельба прошла успешно. [ 7 ] Два заряда мины Лохнагар уничтожили 91–122 метра (300–400 футов) немецких укреплений. [ 49 ] включая девять землянок и людей внутри них. Земля была подброшена на высоту 1200 метров (4000 футов). [ 21 ] Большая часть 5-й роты 110-го резервного пехотного полка и близлежащие траншеи были уничтожены. [ 49 ] Мина Лохнагар находилась на участке, атакованном Гримсби Чамс , батальоном Палса (10-й батальон Линкольнширского полка ). [ 50 ] началась основная атака Когда в 7:30 , «Гримсби Чамс» заняли кратер и начали укреплять восточную окраину, которая доминировала над окрестностями, и наступление продолжилось до Грюне Стеллунг (вторая позиция), где оно было остановлено 4-м немецким полком. Рота, которая затем контратаковала и заставила британцев вернуться к кратеру. [ 49 ]

У мыса Булгар, расположенного к востоку от Мамеца в переднем секторе, выделенном XV корпусу, немецкая позиция была полностью уничтожена взрывом мины № 12 с 910 килограммами (2000 фунтов) аммонала. Четыре другие британские мины в уже изрытом воронками районе между Мамецем и Фрикуром также успешно взорвались. [ 22 ]

Хотя мины на британском фронте должны были быть взорваны в 7:28 утра (единственным исключением был Хоторн-Ридж), мина Касино-Пойнт опоздала, потому что командующий офицер колебался, когда увидел, что британские войска покинули свои траншеи. и начал продвигаться по нейтральной полосе. Немецкие пулеметчики на этом месте открыли огонь и нанесли много ранений, поэтому офицер взорвал мину, которая вместо того, чтобы взорваться вверх, разбросала обломки наружу по обширной территории, что привело к потерям как минимум четырех британских батальонов, а также уничтожило несколько немецких пулеметные гнезда. Свидетель написал позже

Я посмотрел налево, чтобы проверить, держат ли мои люди прямую линию. Я увидел зрелище, которое никогда не забуду. Гигантский фонтан поднимался над нашей линией людей примерно в 100 ярдах от меня. Все еще на ходу я смотрел на это, не понимая, что это такое. Он поднялся, огромная колонна почти такой же высоты, как Колонна Нельсона, а затем медленно рухнул. Прежде чем я успел подумать, я увидел огромные куски земли и мела, падающие на приближающиеся войска, некоторые из которых были украшены пламенем.

- Л/капл Э. Дж. Фишер, 10-й Эссекс [ 51 ]

но поздний взрыв удивил и деморализовал немцев, чей огонь уменьшился, и британцы пронеслись над немецкими передовыми траншеями, что сделало это самым успешным минным взрывом 1 июля. [ 52 ] Оглядываясь назад на строительство шахты Лохнагар , капитан Стэнли Буллок из 179-й туннельной роты описал условия работ:

В частности, в одном месте наши люди клялись, что думают, что он [немецкий враг] приближается, поэтому мы прекратили движение вперед и начали снимать камеры в две смены. Мы не ожидали, что успеем завершить его до того, как он взорвется, но мы это сделали. Камера 12×6×6 за 24 часа. Немцы работали в смену больше, чем мы, а потом остановились. Они знали, что у нас есть патронник, и боялись, что мы взорвемся, и никаких работ там больше не будет. Раньше я ненавидел слушать в этой камере больше, чем в любом другом месте шахты. Полчаса, иногда один раз, иногда три раза в день, в гробовой тишине, с геофоном у ушей, гадая, был ли звук, который вы слышите, бесшумной работой Боше или биением вашего собственного сердца. Бог знает, как мы сохранили нервы и рассудительность. После атаки на Сомме, когда мы обследовали немецкие мины и подключились к нашей собственной системе, с помощью теодолита мы обнаружили, что мы были на расстоянии 5 футов друг от друга, и что он только начал свою камеру, а затем остановился.

Капитан Стэнли Баллок [ 9 ]

Хотя британские мины в первый день Соммы были несомненным успехом для туннелистов, которые их построили и обслуживали, их ценность для наступающей пехоты была поставлена ​​под сомнение:

Девятнадцать минных воронок, в которых так много солдат оказались в ловушке и убиты немецкими пулеметчиками, стали ненавистной особенностью поля боя.

Зонтик Морана , пилотируемый Сесилом Льюисом 1 июля 1916 года.

Подрыв мин Лохнагар и И-Сап в 7:28 утра был свидетелем пилотов, которые летали над полем боя, чтобы сообщить о передвижениях британских войск. Было решено, что в течение дня будут летать непрерывные перекрывающиеся патрули. 2-го лейтенанта Сесила Льюиса Патруль 3-й эскадрильи был предупрежден о недопустимости подлетов слишком близко к Ла-Буассель, где должны были взорваться две мины, но он сможет наблюдать с безопасного расстояния. Летая вверх и вниз по линии в зонтике Морана , он наблюдал сверху Тьепваля, почти в двух милях от Ла-Буасселя, а позже описал сцену раннего утра в своей книге « Восхождение Стрельца» (1936).

Мы пролетели над Тьепвалем и повернули на юг, чтобы наблюдать за минами. Когда мы плыли над всеми, настал последний момент. Ноль! В Буаселе земля вздымалась и сверкала, огромная и величественная колонна поднялась в небо. Раздался оглушительный рев, заглушивший все орудия и отбросивший машину в сторону в грохоте воздуха. Земной столб поднимался все выше и выше почти на четыре тысячи футов. Там он на мгновение висел, или казалось, висел в воздухе, как силуэт какого-то огромного кипариса, а затем исчез в расширяющемся конусе пыли и мусора. Мгновение спустя появилась вторая мина. Снова рев, взметнувшаяся машина, странный изможденный силуэт, вторгшийся в небо. Затем пыль рассеялась, и мы увидели два белых глаза кратеров. Обстрел перешел на окопы второй линии, пехота оказалась наверху, атака началась.

Сесил Льюис, в самолет которого попали комья грязи, выброшенные взрывом. [ 54 ] [ 55 ]

Последствия

[ редактировать ]

В 1932 году бригадный генерал сэр Джеймс Эдмондс написал относительно мин, что «недостаток рабочей силы не позволяет [от] предпринимать дальнейшие действия». Сэр Мартин Гилберт писал в 2007 году, что, хотя было построено меньше шахт, чем планировалось, «это было грандиозное предприятие».

После атаки 1 июля во время битвы на Сомме взорвалось еще несколько мин. На юге поля боя линия фронта продвигалась от минных систем. [ 56 ] В других районах, где британцы не добились больших успехов, к 3 июля были введены в действие схемы новых русских подрывников, а усилия горняков по подрыву активизировались с целью увеличить в четыре раза количество русских подрывников для будущих атак.

В Хай-Вуде 178-я туннельная рота подорвала мину на глубине всего 7,6 метра (25 футов) и длине 98 метров (320 футов), в которую они зарядили 1400 килограммов (3000 фунтов) аммонала. Она была взорвана за тридцать секунд до наступления «Нулевого часа» 3 сентября 1916 года. После того, как наступающей британской пехоте не удалось окончательно захватить кратер, 178-я туннельная рота вновь открыла галерею, зарядила ее еще 1400 килограммами (3000 фунтов) аммонала и снова взорвала мину. 9 сентября. На этот раз кратер удалось удержать. [ 56 ]

На севере поля боя, после взрыва мины H3 в редуте Хоторн-Ридж 1 июля, 252-я туннельная рота 4 июля начала работы над второй миной, загруженной 14 000 кг (30 000 фунтов) аммонала, которая была помещена под кратер первого взрыва. Эта новая мина была выпущена, чтобы сигнализировать о наступлении часа «нулевой» в начале битвы при Анкре 13 ноября. [ 56 ] когда успешная британская атака захватила деревню Бомон-Амель. Таким образом, кратер, видимый на Хоторн-Ридж, на самом деле представляет собой двойной кратер, сегодня окруженный деревьями и густым подлеском, но не заполненный водой. С этого места хорошо видно расположение немецких позиций. [ 57 ]

Во время подготовки союзников к битве при Вими-Ридж (9–12 апреля 1917 г.) мины, выпущенные в первый день Соммы, стали объектом стратегических соображений. Чтобы оценить последствия того, что пехоте пришлось продвигаться по воронкам после минной атаки, офицеры канадского корпуса посетили Ла-Буассель и Фрикур , где были взорваны мины. Их отчеты и опыт канадцев в Сент-Элои в апреле 1916 года , где мины настолько изменили и повредили ландшафт, что занятие минных воронок пехотой стало практически невозможным, привели к решению убрать наступательные минные операции с территории. центральный сектор, выделенный Канадскому корпусу в Вими-Ридж. [ 58 ]

Кратер Лохнагар в 2005 году.

Уильям Орпен , официальный военный художник , увидел воронку от мины Лохнагар в 1916 году во время поездки по полю битвы на Сомме, собирая сюжеты для картин, и описал меловую пустыню, усеянную шрапнелью. Джон Мейсфилд также совершил поездку по Сомме во время подготовки «Старой линии фронта» (1917), в которой он также описал территорию вокруг кратера Лохнагар как ослепительно белую и на которую больно смотреть. [ 59 ]

Земля вокруг кратера Лохнагар в конечном итоге была куплена англичанином Ричардом Даннингом, чтобы обеспечить ее сохранность после того, как он прочитал «Старую линию фронта» и был вдохновлен купить участок бывшей линии фронта. [ 60 ] Это место привлекает около 200 000 посетителей в год, а 1 июля ежегодно проводится поминальная служба в память о взрыве мины и погибших на войне британца, француза и немца. [ 50 ] [ 61 ]

Список шахт

[ редактировать ]
Британские мины, битва на Сомме, июль 1916 г.
Нет. Расположение Имя
Взрывоопасный
заряжать
Туннель
длина
Глубина Судьба Примечания
1 Бомон-Амель Н3 18 400 кг (40 600 фунтов) 910 метров (1000 ярдов) [ 15 ] 17 метров (57 футов) [ 15 ] уволен 1 июля 1916 г. Расположен под немецкой позицией « Редут Хоторн-Ридж ». [ 14 ] прямо перед окопами британского «Белого города», на переднем участке, выделенном VIII корпусу . Район был назван в честь местных отмелей белого мела, в которых были прорезаны британские траншеи. [ 62 ]
Позиция: 50 ° 05'0,2 дюйма с.ш. 2 ° 39'0,54 дюйма в.д.  /  50,083389 ° с.ш. 2,6501500 ° в.д.  / 50,083389; 2.6501500
2 Ла Буассель и сок 18000 кг (40000 фунтов) 940 метров (1030 ярдов) [ 36 ] уволен 1 июля 1916 г. Расположен к северу от Ла-Буассель ( см. карту ). [ 7 ] и располагался на переднем участке, отведенном III корпусу (см. «Взятие Ла-Буассель» ). Кратер с тех пор засыпался и больше не виден.
Позиция: 50 ° 01'14,5 "с.ш. 2 ° 41'24,1" в.д.  /  50,020694 ° с.ш. 2,690028 ° в.д.  / 50,020694; 2,690028
3 Ла Буассель № 2 прямо 3600 кг (8000 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Один из двух зарядов в Ла-Буассель, известных как шахты Глори-Хоул , [ 63 ] помещено из галерей, вырытых в траншеи на Инч-стрит. Они предназначались для разрушения немецких туннелей. [ 19 ] и располагался на переднем участке, отведенном III корпусу (см. «Взятие Ла-Буассель» ).
Позиция: 50 ° 01'06,7 "с.ш. 2 ° 41'26,2" в.д.  /  50,018528 ° с.ш. 2,690611 ° в.д.  / 50,018528; 2,690611
4 Ла Буассель № 5 верно 3600 кг (8000 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Один из двух зарядов в Ла-Буассель, известных как шахты Глори-Хоул , [ 63 ] помещено из галерей, вырытых в траншеи на Инч-стрит. Они предназначались для разрушения немецких туннелей. [ 19 ] и располагался на переднем участке, отведенном III корпусу (см. «Взятие Ла-Буассель» ).
Позиция: 50 ° 01'06,7 "с.ш. 2 ° 41'26,2" в.д.  /  50,018528 ° с.ш. 2,690611 ° в.д.  / 50,018528; 2,690611
5 Ла Буассель Лохнагар 27 000 кг (60 000 фунтов) 310 метров (1030 футов) [ 20 ] 16 метров (52 фута) [ 7 ] уволен 1 июля 1916 г. Шахта состояла из двух камер с общей галереей (см. план) . Он был расположен под Швабенхёэ к югу от Ла-Буассель ( см. карту ). Строительство началось 11 ноября 1915 года. [ 7 ] Он располагался на переднем участке, выделенном III корпусу (см. «Взятие Ла-Буассель» ).
Позиция: 50 ° 00'56 "с.ш. 2 ° 41'50" в.д.  /  50,01556 ° с.ш. 2,69722 ° в.д.  / 50,01556; 2,69722
6 Фрикур G3 4100 кг (9000 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Часть минной группы, известной как Тройной Тамбур, расположена под Книверком к западу от Фрикура. [ 24 ] (см. карту) [ постоянная мертвая ссылка ] на переднем участке, отведенном XV корпусу (см. «Взятие Фрикура »). Два кратера на восточном краю сохранившегося поля кратеров на стоянке Тамбур, вероятно, относятся к G3 и G19. [ 26 ]
Позиция: 50 ° 00'01,4 "с.ш. 2 ° 42'34,5" в.д.  /  50,000389 ° с.ш. 2,709583 ° в.д.  / 50,000389; 2,709583
7 Фрикур G19 6800 кг (15000 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Часть минной группы, известной как Тройной Тамбур, расположена под Книверком к западу от Фрикура. [ 24 ] (см. карту) [ постоянная мертвая ссылка ] на переднем участке, отведенном XV корпусу (см. «Взятие Фрикура »). Два кратера на восточном краю сохранившегося поля кратеров на стоянке Тамбур, вероятно, относятся к G3 и G19. [ 26 ]
Позиция: 50 ° 00'01,4 "с.ш. 2 ° 42'34,5" в.д.  /  50,000389 ° с.ш. 2,709583 ° в.д.  / 50,000389; 2,709583
8 Фрикур G15 11000 кг (25000 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Часть минной группы, известной как Тройной Тамбур, расположена под Книверком к западу от Фрикура. [ 24 ] (см. карту) [ постоянная мертвая ссылка ] на переднем участке, отведенном XV корпусу (см. «Взятие Фрикура »). Эта мина не взорвалась, видимо, из-за сырости; возможно, он все еще существует сегодня. [ 26 ]
Позиция: 50 ° 00'01,4 "с.ш. 2 ° 42'34,5" в.д.  /  50,000389 ° с.ш. 2,709583 ° в.д.  / 50,000389; 2,709583
9 Мамец Вест С2 230 кг (500 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Расположен на переднем участке, выделенном XV корпусу (см. «Взятие Мамеца »).
Позиция: 49 ° 59'23,4 "с.ш. 2 ° 43'13,7" в.д.  /  49,989833 ° с.ш. 2,720472 ° в.д.  / 49,989833; 2,720472
10 Мамец Вест № 15 230 кг (500 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Расположен на переднем участке, выделенном XV корпусу (см. «Взятие Мамеца »).
11 Мамец Вест № 15.1 230 кг (500 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Расположен на переднем участке, выделенном XV корпусу (см. «Взятие Мамеца »).
12 Мамец Вест № 14.1 230 кг (500 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Расположен на переднем участке, выделенном XV корпусу (см. «Взятие Мамеца »).
13 Мамец Восток № 13 91 килограмм (200 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Расположен на переднем участке, выделенном XV корпусу (см. «Взятие Мамеца »).
14 Мамец Восток № 12 910 кг (2000 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Также известна как шахта Булгар-Пойнт и расположена в переднем секторе, выделенном XV корпусу (см. «Захват Мамеца» ).
Позиция: 49 ° 59'29,8 "с.ш. 2 ° 44'27,8" в.д.  /  49,991611 ° с.ш. 2,741056 ° в.д.  / 49,991611; 2,741056
15 Мамец Восток № 2.3 230 кг (500 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Расположен на переднем участке, выделенном XV корпусу (см. «Взятие Мамеца »).
16 Мамец Восток № 1.3 230 кг (500 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Расположен на переднем участке, выделенном XV корпусу (см. «Взятие Мамеца »).
17 Carnoy № 11 2300 кг (5000 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Также известна как шахта Казино-Пойнт ; располагался на переднем участке, отведенном XIII корпусу (см. «Взятие Монтобана »). Мина подошла не вовремя и взорвалась уже после начала атаки пехоты.
18 Carnoy № 7 230 кг (500 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Расположен на переднем участке, отведенном XIII корпусу (см. «Взятие Монтобана »).
19 Carnoy № 10.3 230 кг (500 фунтов) уволен 1 июля 1916 г. Расположен на переднем участке, отведенном XIII корпусу (см. «Взятие Монтобана »).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. См. также «Настоящие герои-проходцы тоннелей Первой мировой войны, вдохновившие BBC’s Birdsong» , www.mirror.co.uk, 21 января 2012 г. (онлайн) , дата доступа 6 июля 2015 г., где датой взрыва указано 22 октября 1915 г.
  2. План был отменен в Генеральном штабе британских экспедиционных сил (СТАВ) после того, как инспектор горной промышленности указал, что британцам никогда не удавалось добраться до воронки от мины раньше немцев и что мина должна быть взорвана в ноль часа. [ 17 ]
  3. Джеймс Эдмондс , официальный британский историк, писал, что не было никаких британских сообщений о мине или взрыве, в результате которого погибли 80 британских солдат. [ 34 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Джонс 2010 , с. 115.
  2. ^ Уайтхед 2010 , стр. 159–174.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джонс 2010 , с. 114.
  4. ^ Шелдон 2005 , с. 62.
  5. ^ Шелдон 2005 , стр. 63–65.
  6. ^ Эдмондс 1932 , с. 38.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Даннинг, 2015 год .
  8. ^ Перейти обратно: а б «История корпуса. Часть 14: Корпус и Первая мировая война (1914–18)» . Королевский инженерный музей. Архивировано из оригинала 4 июля 2010 года . Проверено 21 июня 2010 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Баннинг и др. 2011 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Дата доступа к RE Tunneling Companies 25 апреля 2015 г.
  11. ^ Джонс 2010 , с. 199.
  12. ^ «Тур по полю битвы на Сомме - Сомма за один день» . Battlefields1418.50megs.com . Проверено 9 сентября 2016 г.
  13. ^ Эдмондс 1932 , с. 431.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Глиддон, Джеральд (20 ноября 2009 г.). Сомма 1916 года . Историческая пресса. ISBN  9780752495354 . Проверено 24 сентября 2016 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Эдмондс 1932 , стр. 429–430.
  16. ^ Джонс 2010 , с. 116.
  17. ^ Эдмондс 1932 , с. 430.
  18. ^ Джонс 2010 , с. 202.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Шекспир 1921 , с. 37.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Эдмондс 1932 , с. 375.
  21. ^ Перейти обратно: а б Гилберт 2007 , стр. 51.
  22. ^ Перейти обратно: а б с «Взятие Мамеца, 1–5 июля 1916 г.» . www.longlongtrail.co.uk . Проверено 30 сентября 2016 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Джонс 2010 , с. 130.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д «Битва на Сомме – 1916» . История Би-би-си . Проверено 7 июля 2015 г.
  25. ^ См. карту здесь. [ постоянная мертвая ссылка ]
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Новое военное кладбище Фрикур и воронки от шахты Тамбур» . Майк МакКормак . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б «Сомма: Фрикур» . Поля сражений Первой мировой войны . Проверено 8 июля 2015 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стедман 2011 , с. 42.
  29. ^ Стедман 2011 , с. 41.
  30. ^ Эдмондс 1932 , стр. 348–349.
  31. ^ Перейти обратно: а б «Новое британское кладбище Фрикур, Фрикур, Сомма, Франция» . Кладбища времен Первой мировой войны . Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г.
  32. Хизер Хилл, Оливер Фрэнк Филд, 178-я туннельная компания , в: Buckets & Spades (Уэстон-сьюпер-Мэр и Окружное общество семейной истории), июнь 2014 г., онлайн. Архивировано 21 декабря 2016 г. на Wayback Machine.
  33. ^ Шелдон 2005 , стр. 161–162.
  34. ^ Эдмондс 1932 , с. 370.
  35. ^ См. фото здесь.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д «Битва на Сомме: день «Z», 1 июля 1916 года» . Великая война 1914–1918 гг . Проверено 2 октября 2016 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Эдмондс 1932 , с. 349.
  38. ^ Джонс 2010 , с. 127.
  39. ^ Джонс 2010 , стр. 208.
  40. ^ Перейти обратно: а б Джонс 2010 , стр. 130–131.
  41. ^ Перейти обратно: а б Миддлбрук 1971 , стр. 82–83.
  42. ^ Эдмондс 1932 , с. 329.
  43. ^ Эдмондс 1932 , с. 325.
  44. ^ Миддлбрук 1971 , с. 82.
  45. ^ Малинс 1920 , с. 163.
  46. ^ Гилберт 2007 , стр. 50–51.
  47. ^ Эдмондс 1932 , с. 452.
  48. ^ Джонс 2010 , стр. 117–118.
  49. ^ Перейти обратно: а б с Уайтхед 2013 , с. 297.
  50. ^ Перейти обратно: а б Добавьте 2013 год .
  51. ^ Миддлбрук 1971 , с. 126.
  52. ^ Миддлбрук 1971 , стр. 127, 282.
  53. ^ Гилберт 2007 , стр. 53.
  54. ^ Льюис 1936 , с. 90.
  55. ^ Гилберт 2007 , с. 54.
  56. ^ Перейти обратно: а б с Джонс 2010 , с. 131.
  57. ^ «Бомон Амель» . Поля сражений Первой мировой войны . Проверено 9 сентября 2016 г.
  58. ^ Джонс 2010 , с. 134.
  59. ^ Мейсфилд 1917 , стр. 70–73.
  60. ^ Скиннер 2012 , с. 192.
  61. ^ Скиннер 2012 , с. 195.
  62. ^ «Белый город, расположенный недалеко от Бомон-Амеля на Сомме, 1916 год» . Британская армия Первая мировая война . Проверено 6 сентября 2016 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б Гилберт 2007 , стр. 53, 54.
Книги
Журналы
Веб-сайты

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 498b1d422cff2461c513d003f64be415__1722460080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/15/498b1d422cff2461c513d003f64be415.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mines on the first day of the Somme - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)