Люди, говорящие на урду
Люди языка урду | |
---|---|
![]() Фраза Зубан-э-Урду-э-Муалла или «Язык Возвышенного стана». | |
Общая численность населения | |
68,62 миллиона [ 1 ] (2019) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Индия (диаспорический пояс урду , региональный пояс, состоящий из штатов пояса хинди-урду , многие носители языка живут в различных городах на плато Декан ) Пакистан ( мухаджиры в Карачи , Хайдарабаде и в основном в крупных городах Синда и других крупных пакистанских городах ) | |
![]() | 50,772,631 (2011) [ 2 ] |
![]() | 14 706 159–30 000 000 ( перепись 2017 г. и 2013 г.) [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [а] |
![]() | 413,785 (2021) [ 6 ] |
![]() | 397,502 (2013) [ 7 ] |
![]() | 300,000 (2008) [ 8 ] |
![]() | 270,000 (2011) [ 9 ] |
![]() | 210,815 (2016) [ 10 ] |
![]() | 69,131 (2016) [ 11 ] |
Языки | |
Урду | |
Религия | |
Ислам , небольшое меньшинство, христианство и иудаизм | |
Носители языка урду распространены по всей Южной Азии . [ примечание 1 ] [ 13 ] [ 14 ] Подавляющее большинство из них — мусульмане пояса хинди-урду на севере Индии . [ примечание 2 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] за ними следуют народ Декани на плато Декан на юге центральной Индии (говорящий на декани-урду ), большинство мухаджиров в Пакистане , мусульмане Тераи в Непале и мусульмане Старой Дакки в Бангладеш . [ 18 ] [ 5 ] Исторические центры говорящих на урду включают Дели и Лакхнау . [ 19 ] [ 20 ] На другой несуществующей разновидности языка исторически говорили в Лахоре на протяжении веков до того, как впервые появилось название «урду». Однако об этом несуществующем сорте Лахори мало что известно, поскольку о нем не говорили на протяжении веков. [ 21 ]
Термин «носители урду» не охватывает носителей языка, для которых урду не является родным в культурном отношении, которые могут использовать урду в качестве первого или второго языка, что, кроме того, составляет гораздо большее число носителей языка в Южной Азии. [ 12 ]
История
[ редактировать ]Начиная с ранних мусульманских королевств, в Индии возникли мусульманские клановые группы, которые представляли собой хорошо укоренившиеся социальные группы, которые действовали как воинские линии, предоставляя придворных офицеров и военных солдат. Эти развивающиеся общины или племена сыграли ключевую роль в обеспечении местного мусульманского руководства. [ 22 ] Язык развился во времена султанов Дели из-за смешения людей, вероятно, солдат, турецкого, арабского, персидского, афганского и индийского происхождения.
Империя Великих Моголов
[ редактировать ]Еще в 1689 году европейцы использовали ярлык «мавританский диалект» , что просто означало «мусульманин». [ 23 ] описать урду, язык, используемый мусульманами Северной Индии, [ 24 ] такие как Джон Овингтон, посетивший Индию во время правления императора Великих Моголов Аурангзеба : [ 25 ]
Язык мавров отличается от языка древних коренных жителей Индии, но своим характером обязан этим язычникам. Хотя диалект мавров и своеобразен, в нем нет букв, которые могли бы его выразить; и поэтому во всех своих сочинениях на своем родном языке они заимствуют буквы у язычников , или у персов , или у других народов.
Падение Империи Великих Моголов
[ редактировать ]В сельских районах Верхнего Доаба и Рохилханда доминировала грамотная и однородная элита, принявшая особый индо-персидский стиль культуры. Эта служилая знать, выполнявшая как духовную, так и военную службу для империи Великих Моголов и ее государств-преемников, обеспечивала культурный и литературный покровительство, которое продолжало, даже после политического упадка, выступать в качестве хранителей индо-персидских традиций и ценностей. [ 26 ]
-
Кавалерия в процессии Дурбар императора Великих Моголов Акбара II (годы правления 1806-1837) под британским правлением
-
Конный полк Скиннера возвращается с общего смотра, 1828 год.
-
Офицер нерегулярной кавалерии полковника Гардинера, «набранный в основном из мусульман Индостана» [ 27 ]
-
Совар лошади рохиллы, 1815 г.
Конец мусульманского правления привел к появлению большого количества безработных индийских всадников-мусульман , которые служили в армии Ост -Индской компании . [ 28 ] Таким образом, 75% кавалерийского отделения британской армии состояло из социальной группы, известной как «индустанские магометане». Сюда входили индийские мусульмане- барадари пояса урду-хиндустани, такие как рангары (мусульмане-раджпуты) , шейхи , сайиды , моголов и индианизированные патаны . [ 29 ] [ 30 ] Британские офицеры, такие как Скиннер , Гарднер и Херси, стали лидерами иррегулярной кавалерии, сохранившей традиции кавалерии Великих Моголов, которая имела политическую цель, поскольку поглощала группы кавалеристов, которые в противном случае могли бы стать недовольными грабителями. [ 31 ] Генерал-губернатор настаивал на том, что на британцев лежит обязанность «обеспечить военную работу» различным солдатам-мусульманам Северной Индии, особенно тем, «ранее проходившим военную службу у коренных держав». [ 32 ] Языком франка, на котором говорили в армии, была форма урду, которую в колониальном обиходе называли «военным хиндустани». [ 33 ]

Индийское восстание 1857 года было инициировано 3-й бенгальской легкой кавалерией в Мируте, которая состояла в основном из индийских мусульман. [ 34 ] Мятежники направились в Дели, где его гарнизон восстал, уничтожив британское население, и назначил Бахадур-шаха Зафара своим номинальным лидером. Распространение информации о том, что британцы были изгнаны из Дели, интерпретированное как крах британской власти, послужило катализатором как мятежа, так и восстания. Полки в других частях северной Индии восстали только после падения Дели. [ 35 ] Британские характеристики мусульман как фанатиков вышли на первый план во время и после Великого восстания, а также превратили индийских мусульман в единую, убедительную группу, легко возбуждаемую, агрессивную и по своей сути нелояльную. [ 36 ]
Урду национализм
[ редактировать ]
Даже в более поздние времена одни и те же кланы были доминирующими группами в ассоциациях защиты урду и окружных мусульманских лигах, которые были одними из первых набегов мусульман на электоральную политику и политику групп давления. [ 37 ] В 19 веке сэр Сайед Ахмед Хан и его последователи, такие как Мохсин-уль-Мульк, далее выступали за принятие урду в качестве языка индийских мусульман и возглавляли такие организации, как Анджуман-и Таракки-и урду и Ассоциация защиты урду . который завоевал народную поддержку в движении Алигарх и движении Деобанд . [ 38 ] Он стал официальным языком Британской Индии в 1825 году и вызвал сильное сопротивление со стороны индуистов, что вызвало разногласия между хинди и урду сэра Сайеда в 1867 году. Это привело к появлению теории двух наций в 1868 году. Язык урду использовался при возникновении политическое мусульманское самосознание. [ 39 ] Сайед Ахмед Хан превратил существующее культурное и религиозное образование среди индийских мусульман в сепаратистскую политическую силу, накинув западный покров национализма на исламскую концепцию культуры. Кроме того, в 2008 году Сайед Надим Ахмед выдвинул идею национализма урду, представив свою теорию «урду каум», основанную на языке и культуре урду. Особое чувство ценности, культуры и традиций среди индийских мусульман возникло из-за характера исламизации индийского населения во время мусульманских завоеваний на Индийском субконтиненте . [ 40 ]
Кланы
[ редактировать ]Бирадари, термин персидского происхождения, буквально переводится как «братство». [ 41 ] это слово, используемое для обозначения социальной единицы, основанной на родстве, такой как племя или клан. [ 42 ] Главой Бирадари является «Сардар», который обычно является пожилым человеком, ежегодно избираемым величайшим человеком Бирадари. Решения по важным вопросам принимаются только после консультации с Бирадари и однажды становятся обязательными для каждого члена, особенно в сельской жизни. [ 43 ]
Несмотря на то, что их племенная генеалогия восходит к зарубежным регионам, эти элиты украшали сельские поселения и традиции внутри Индии, развивая чувство гордости за свой дом (ватан). Семьи служилых мусульман из дворянских семей были связаны тесными брачными союзами, которые часто становились постоянными. [ 44 ] Острая фракционность между кланами по поводу прав на землю также была общей чертой общества. [ 45 ]
Билграми
[ редактировать ]Садаат-и Билграм — племя индийских мусульманских семей Сайидов, населяющее исторический район Билграм в округе Хардой . [ 46 ] Билграми Сайид были важными влиятельными лицами в южной части Авада и оставались важным и влиятельным кланом на протяжении всего Средневековья. [ 47 ] Билграми Сайиды были сторонниками индо-мусульманской фракции Шейхзады Муним-хана II во время правления императора Бахадур-шаха I. Когда Рух-уль-Амин-хан из Билграма, как сообщается, поступил на государственную службу всего с 60 всадниками и пехотинцами, великий визирь Муним-хан создал для него мансаб из 6000 человек и сделал его своим близким соратником. [ 48 ]
В 20 веке Сайед Хусейн Билграми был одним из первых лидеров Мусульманской лиги . [ 49 ]
Каждый
[ редактировать ]Племя Сайидов Барха - это индийская мусульманская община, претендующая на происхождение Заиди Сайидов, названная в честь страны Барха в Уттар-Прадеше между Меерутом и Сахаранпуром . [ 50 ] Их поселения, известные как Касбас , называются Бехра Садаат . [ 51 ] Благодаря своей репутации храбрых, вплоть до безрассудства, племя Барах обладало наследственным правом возглавлять авангард армии Империи Великих Моголов в каждом сражении. [ 52 ] [ 53 ] Через 6 лет после смерти Аурангзеба дворяне Барха Сайид приобрели большое влияние при дворе Великих Моголов под руководством братьев Сайид , Кутб-уль-Мулька и Хуссейна Али Хана , которые стали де-факто правителями империи, когда они начали создавать и разрушать императоры. [ 54 ] [ 55 ] Сайиды создали между собой своего рода общее братство и восприняли дело каждого отдельного человека как оскорбление всей группы и ущемление прав сайидов в целом. [ 56 ]
В 20 веке Мохсин-уль-Мульк основал Ассоциацию защиты урду , или Анджуман-и Таракки-и урду, стремящуюся к увековечению языка урду . [ 4 ] [ 57 ]
-
Саиф Хан Барха , фаворит императора Великих Моголов Джахангира.
-
Двор братьев Сайид в начале 1700-х годов.
-
Мохсин-уль-Мульк , Барха Сайед из Этавы
Альви
[ редактировать ]
Алвисы аль (термин, происходящий от арабского термина -Алави , что означает « Али ») — это те, кто заявляют о своем происхождении от четвертого халифа Рашидун , Али ибн Аби Талиба (двоюродного брата, зятя и соратника исламского халифа ). пророк Мухаммед ), через своих жен, на которых он женился после смерти Фатимы , дочери пророка. На Индийском субконтиненте они расселились в основном в Хайдарабаде и современном Уттар-Прадеше . Бывший президент Пакистана Ариф Алви принадлежит к тому же клану Альви. [ 58 ] Как и люди, говорящие на урду, алви Какори называются Моулвизадиган (Моулвис) или Махдумзадиган (Махдумс), что указывает на то, являются ли они потомками муллы Абу Бакра Джами Алави, поселившегося в Какори в 1461 году, или потомками Кари Амира Сайфуддина Алави, который поселились в Какори в 1552 году, в основном известны как Шейхи . [ 59 ]
Ансари
[ редактировать ]
Ансари , заявляющие о своем происхождении от потомков Абу Айюба аль-Ансари (представителя исламского пророка в Медине ), в основном на протяжении XIII века Ходжи Абдуллы Пира Харави , населяли город Панипат . [ 60 ] Среди выдающихся ансари досовременной эпохи - Лутфулла Хан Садик, губернатор Шахджаханабада при императоре Великих Моголов Мухаммад-шахе . Его брат Шер Афкан Панипати имел вооруженный поезд, состоящий исключительно из индийских мусульман или хиндустанцев. [ 61 ] В современную эпоху поэт урду Альтаф Хусейн Хали [ 62 ] Написавший книгу «Мусаддас-е Хали» рассматривается пакистанскими учеными как важный текст, ведущий к развитию Пакистанского движения . [ 63 ] [ 64 ] Многие другие города также были населены потомками Абдуллы Ансари . Лакхнау в Фиранги Махал является домом для многих ученых -ансари , Сахаранпура , Какори , Горакхпура , Алигарха и Юсуфпура . [ 65 ] Индийский политический активист Мухаммад Миан Мансур Ансари происходил из сахаранпурской ветви семьи. Многие великие деятели также произошли из ветви Юсуфпурской семьи, такие как доктор Мухтар Ахмед Ансари , Кази Фаридул Хак Ансари , Шаукатулла Шах Ансари и бывший вице-президент Индии Хамид Ансари . [ 66 ] [ 67 ]
Рангар
[ редактировать ]Рангары как « земледельческое племя» были классифицированы администрацией Британского Раджа и активно рекрутировались в Британскую индийскую армию . [ 68 ] особенно в «Лошади Скиннера» . Рангары были ядром 3-й бенгальской легкой кавалерии , захватившей Дели в 1857 году. [ 29 ]
-
Полковой Дурбар из Лошади Скиннера, набранный преимущественно из рангаров.
-
Лошадь Скиннера на упражнении, 1840 г. (с)
-
Лошадь Скиннера
Барабасти
[ редактировать ]Барабасти относится к бирадари индийских патанов , названных в честь их происхождения из двенадцати деревень, известных как Барах Басти в Буландшахре , где «Бара» означает «двенадцать» на хиндустани, аналогично названию индийских мусульман Барах Сайидов из Музаффарнагара . [ 69 ] Как и другие патаны Северной Индии, они вполне индийские по языку, манерам и внешности. [ 70 ] Во время войны 1857 года Абдул Латиф Хан из Ханпура, глава Барах Басти Патанс, поднял знамя восстания против Ост-Индской компании . [ 71 ] написание петиции императору Великих Моголов Бахадур-шаху Зафару с обещанием прийти ко двору Дели и привести с собой нескольких слонов, утверждая, что он нездоров. [ 72 ] Наваб Валидад Хан из Малагарха оккупировал Алигарх и Хурджу и привлек под свое знамя фанатичных мусульман из общины Барах Басти, из которой были набраны многие совары Иррегулярной кавалерии , а также сайиды Шикарпура . [ 73 ] и его «близкий родственник» Исмаил Хан, который был котвалом Мирута и » служил в « Лошади Скиннера . [ 74 ]
-
Индийский патан
Лалхани
[ редактировать ]Лалхани - это новообращенные раджпуты-мусульмане из племени баргуджар , которые после своего обращения ассимилировались с идентичностью лалхани. [ 75 ] Лалхани владели поместьями в округах Буландшахра . [ 76 ] Нахар Али Хан, получивший Талуку Питампура от императора Шаха Алама II в 1774 году, вместе со своим племянником Дунде Ханом оказал сопротивление Ост-Индской компании . [ 77 ] Мир Мухаммад Бакар Али Хан был раджей Пиндраваля, а Наваб Саид-уль-Мульк Чхатари , последний премьер-министр низама Хайдарабада , был одним из самых видных политиков Всеиндийской мусульманской лиги . [ 75 ]
-
Раджа Мир Джаффер Али Хан
-
Наваб Чхатари с Сиедной Тахир
-
Касим Али Хан, сын Раджи Акбара Али Хана, сахеб из Пиндроула
Гардей
[ редактировать ]Племя Гардези из Маникпура — индийская община сайидов, поселившаяся в Маникпуре с 12 века. [ 78 ] В 1700-х годах Раджи Мухаммад-хан, принадлежавший к племени Гардези Маникпура, был Мир-и-Атишем, или начальником артиллерии, императора Великих Моголов Джахандар-шаха после того, как он взорвал пороховые погреба принца Джахан-шаха. [ 79 ]
бангаш
[ редактировать ]
Первыми иммигрантами в Мау были потомки Ходжи Баязида Ансари, этнического лидера Ормура и основателя движения Рошания , поселившегося в Мау и Шамсабаде. Мухаммад Хан Бангаш, первый наемник-хиндустани-патхан. [ 80 ] [ 81 ] был награжден джагиром Фаррухабадского района. [ 82 ] Он был настолько неграмотен, что не понимал ни единого слова на персидском или пушту . [ 83 ] [ 84 ] Будучи немногочисленными, основная часть солдат Мухаммад-хана составляла элитные рабы, известные как «ученики», в основном индуистские раджпуты, а иногда и брахманы, которые были усыновлены, обращены в ислам и прошли режим религиозной, литературной и военной подготовки, ориентированный на трансформация личности рекрута, игравшего значительную роль как своего рода искусственная семейная группа, привязанная к своему покровителю. Перед смертью Мухаммед-хана разделение между различными племенами и кастами было нарушено, образовав однородную группу, так что Мухаммад-хан основал свое собственное индийское мусульманское племя или касту. Чтобы еще больше повысить свою независимость от своей знати, он продолжал поощрять иммиграцию пуштунов из клана Бангаш и Африди в Тиру. В Индии их называли каум-и-бангаш , что стало более широким и распространённым ярлыком. [ 85 ]
турок
[ редактировать ]1,5 миллиона жителей в районах Морадабад , Амроха и Самбхал , принадлежащие к индийским братьям-мусульманам, происходящим от тюрков, прежде всего с эпохи Делийского султаната. По мнению профессора Абхая Сингха, эти общины берут начало из эпохи Тюркан-э-Чахалгани , Корпуса сорока тюркских рабовладельческих эмиров, власть которых была сломлена Гияс уддином Балбаном , и в результате они бежали и поселились в различные деревни Катера, недалеко от Бадаюна, который был важным центром империи. В основном они говорят на урду и являются индийскими мусульманами по обычаям, традициям и языку. [ 86 ] Подозревая внешнее вмешательство, тюркские деревни тесно сплочены в Бирадари (братство), дела которого контролируются ежегодно избираемыми сардарами, вождем Бирадари. они контролируют всю деятельность сообщества как внутри страны, так и по отношению к внешнему миру. Правонарушитель подвергается жестокому остракизму, и, по их выражению, наказанный человек недостаточно респектабелен, чтобы курить ту же хукку или пить из той же чаши, что и благородный Бирадари. Если преступник раскаивается и изъявляет желание искупить свою вину, он должен искупить свою вину посредством грандиозного пиршества перед обществом. К поводам для празднования в деревнях относится вторжение Гази Салара Масуда по пути в Бахрейх, которое отмечается поединками по борьбе и фехтованию. [ 87 ]
Амрохи Садат
[ редактировать ]
Садаат-и-Амроха принадлежат в основном к Накви подгруппе , поскольку они являются потомками суфийского святого Сайеда Шарфуддина Шаха Вилаята. Амрохи Сайиды сформировали военную и служилую знать региона в империи Великих Моголов. [ 89 ] Амроха стал потомственным джагиром, так как семья Саййида Ходжи Ахмад Хана, Садат-и-Амроха, держала паргану Амроху в своем джагире около ста лет. [ 90 ] Когда маратхи вторглись и разграбили Рохилкханд , страна Западный Уттар-Прадеш была сожжена, за исключением Амрохи, из-за нескольких тысяч солдат Амрохи Сайида, которые изгнали маратхов и примирились с ними. [ 91 ] По словам поэта урду Мир Таки Мира, именно сейид Амрохи Сайед Садаат Али убедил его заниматься поэзией на урду, стихах, которые напоминали персидскую поэзию, которая была «языком Индостана с разрешения короля». ". [ 92 ] [ 93 ]
Рохиллы из Шахджаханпура
[ редактировать ]Первое использование термина Рохилла произошло в 1600-х годах для обозначения общины Дилер Хана Рохиллы, родившегося в Индии. [ 94 ] и был основателем своей общины в Шахджаханпуре и Хардое . [ 95 ] Эта община на протяжении поколений стала в культурном отношении ближе к Аваду, чем к Рохиллам из Рампура, и симпатизировала навабу Авада. [ 96 ] Большое количество людей было набрано в армию Гулама Мухаммад-хана из Рампура во время Второй Рохиллской войны . Большое количество людей во главе с Дилер-ханом предало наваба Рампура и перешло на сторону наваба Авада. [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] Хан Баркат Али Хан, принадлежавший к патанам Шахджаханпура в качестве рисалдара, оказывал услуги британцам во время англо-сикхской войны 1848 года. После выхода на пенсию он поселился в Лахоре и посвятил работу Анджуман-и-Исламия. Он оказывал постоянную поддержку движению Алигарх и Сайиду Ахмад Хану и сыграл важную роль в создании первой школы для девочек в Лахоре. [ 100 ]
Камбоджийские мусульмане
[ редактировать ]
Племя камбо , вероятно, возникло в Пенджабе . [ 101 ] [ 102 ] Мусульман называют Зубери. Камбох-шейхи встречались среди нерегулярной кавалерии , но редко вступали в пехоту. Мухаммад Хан или Наваб Хайр Андеш Хан , выдающийся камбох-наваб Мирута во времена правления Шаха Джахана и Аурангзеба форт , построил в Мируте , воротами которого является Хайрнагар Дарваза. В 1690 году он также построил Хайрул Масджид валь Муабид в центре города Меерут, а также Хайрандешпур в Этаве. [ 103 ]
Кидваи
[ редактировать ]Кидваи бани — племя индийских мусульман, заявляющее о своем происхождении от Исраил . [ 104 ] Кидваи были набраны в домашнюю конницу Шуджа-уд-Даула , состоявшую в основном из шейхзади. [ 105 ] [ 104 ] Эти кланы не имели никакой другой профессии, кроме солдата или гражданского служащего. [ 106 ] Абдул Маджид Дарьябади принадлежал к клану Кидваи в Дарьябаде. [ 107 ] и Ф. С. Хуссейн принадлежал к кидваю в Лакхнау .
Бухари Сайид
[ редактировать ]
Средневековые источники относятся к особой группе индийских шейхзадов, называемой Бухари Сайидами. Это были потомки Махдума Джаханяна или Джалала Бухари, который родился в Мултане в Пенджабе, и поэтому в новейшей истории были иммигрантами из Пенджаба, но сохранили титул Бухари из-за генеалогической связи со святым Джалалуддином Бухари. К 16 веку они уже несколько поколений жили на Индостане и были индийскими мусульманами, связанными с определенными регионами Индостана. Среди них был шейх Фарид Муртаза Хан , индийский мусульманин из Дели, который был Мир Бахши Акбара и Джахангира. Бухари-сайиды, Барха-сайиды и камбохи пользовались особым предпочтением на высоких военных должностях. Джахангир упомянул великих полководцев и армии, участвовавших в кампаниях в Декане под руководством Шах-Джахана в качестве принца, особенно сайидов Бархи и Бухары, шейхзадов, хиндустанских патанов и раджпутов, в кампаниях в Кандагаре. [ 108 ] [ 109 ] Нынешний шахи-имам Джамиа Масджид в Дели - Бухари Сайид. [ 110 ]
Культура
[ редактировать ]Касбас
[ редактировать ]На урду слово «касба» относится к поселению, большему, чем деревня, но меньшему, чем город; короче, город. В Индии касба — небольшой городок, отличающийся наличием высокопоставленных мусульманских семей. [ 111 ]
Кухня
[ редактировать ]Культурная близость означала, что индо-персидское влияние сыграло большую роль в создании индо-мусульманской кухни в Северной Индии. [ 112 ] Характерные ингредиенты этой кухни включают лук и чеснок, специи, такие как гвоздика, кардамон, мускатный орех, мускатный орех, перец и корица, а также использование йогурта, сливок и масла. [ 113 ] Специальные блюда включают бирьяни , [ 114 ] корма , кофта , сикх кабаб , нихари , халим , наргиси кофтай , рогани наан , наан , шир-хурма (десерт) , другие лепешки индо-персидского происхождения и чай (сладкий чай с молоком) . [ нужна ссылка ]
-
Рогни Наан
-
Сик Кабаб
-
Файл:Корма Ширмал Кхиер.jpg
-
Баранина Нихари
-
Бирьяни
Географическое распространение
[ редактировать ]
Хотя большинство говорящих на урду проживают в Пакистане (в том числе 30 миллионов носителей языка, [ 5 ] и до 94 миллионов носителей второго языка), [ 12 ] где урду является национальным и официальным языком, большинство носителей, использующих урду в качестве родного языка, проживают в северной Индии , где он является одним из 22 официальных языков . [ 115 ]
Сообщество, говорящее на урду, также присутствует в других частях субконтинента с историческим мусульманским присутствием , таких как Декани , Бихари. [ 18 ] и дакайцы (говорящие на дакайском урду ) в Бангладеш, [ 116 ] говорящие на урду члены общины мадхеши в Непале, [ 117 ] некоторые мусульмане в Шри-Ланке [ 118 ] и часть бирманских индейцев . [ 119 ]
Кроме того, среди южноазиатской диаспоры, особенно на Ближнем Востоке , есть говорящие на урду. [ 120 ] Северная Америка (особенно США и Канада), [ 120 ] [ 121 ] Европа (особенно Великобритания ), [ 122 ] Карибский , регион [ 122 ] Африка (особенно Южная Африка и Маврикий ), [ 122 ] Юго-Восточная Азия (особенно Сингапур ) [ 123 ] и Океания (особенно Австралия [ 11 ] и Фиджи ). [ 122 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Урду» в широком смысле не относится к языку хиндустани , а просто к литературному регистру (или стилю ) макроязыка, который идентифицируется как разговорный язык преимущественно мусульманами в Южной Азии , следовательно, статистически рассматривая современный стандартный хинди как отдельный объект. .
- ^ В первые дни Британской Индии жители Северной Индии многих вероисповеданий, включая индуистов, до середины 19 века называли себя говорящими на урду, после чего они идентифицировали себя как говорящие на хинди .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Урду в Ethnologue (22-е изд., 2019 г.)
- ^ «Перепись Индии 2011: Язык» (PDF) . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения Индии . 2011 . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ «НАСЕЛЕНИЕ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ, ПОЛУ И СЕЛЬСКОМУ/ГОРОДСКОМУ» (PDF) . pbs.gov.pk. Статистическое бюро Пакистана. 2017 . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Хаснайн, Халид (19 мая 2021 г.). «Население Пакистана составляет 207,68 млн человек, свидетельствуют результаты переписи 2017 года» . Рассвет . Архивировано из оригинала 17 октября 2022 г. Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Карл Скутч (7 ноября 2013 г.). Энциклопедия меньшинств мира . Тейлор и Фрэнсис. стр. 2234–. ISBN 978-1-135-19395-9 .
- ^ Национальное статистическое управление (2021 г.). Национальная перепись населения и жилищного фонда 2021 года, Отчет о кастовой/этнической принадлежности . Правительство Непала (Отчет).
- ^ «Подробные сведения о языках, на которых говорят дома, и способности говорить по-английски среди населения США в возрасте 5 лет и старше: 2009–2013 гг.» .
- ^ «Гражданство для беженцев Бихари» . Новости Би-би-си . 19 мая 2008 года . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ «Перепись 2011 года: краткая статистика» . Управление национальной статистики . Проверено 11 апреля 2015 г.
- ^ «Профиль переписи населения, перепись 2016 года, Канада» . Правительство Канады, Статистическое управление Канады . 8 февраля 2017 года . Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Али, Вакар (23 ноября 2018 г.). «Узнайте, сколько людей говорят на урду в вашем пригороде» . Новости СБС . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Чедомир Несторович (28 мая 2016 г.). Исламский маркетинг: понимание социально-экономической, культурной и политико-правовой среды . Спрингер. стр. 142–. ISBN 978-3-319-32754-9 .
- ^ Джозеф, Амму (2004). Только между нами: женщины рассказывают о своем творчестве . Женский мир, Индия. ISBN 978-81-88965-15-1 .
- ^ Мир, Раза (15 июня 2014 г.). Вкус слов: введение в поэзию урду . Пингвин Великобритания. ISBN 978-93-5118-725-7 .
- ^ Рой, Арундати (1 сентября 2020 г.). Азади: Свобода. Фашизм. Вымысел . Книги Хеймаркет. ISBN 978-1-64259-380-8 .
Язык, известный по-разному как урду/хинди/хиндустани, а в более раннюю эпоху – хиндави, зародился на улицах и базарах Северной Индии. Кхари боли, на котором говорят в Дели и его окрестностях, а также на территории нынешнего западного Уттар-Прадеша, является основным языком, к которому был добавлен персидский лексикон. На языке урду, написанном персидско-арабской письменностью, говорили индуисты и мусульмане по всей Северной Индии и на Деканском плато. ... Раздел урду всерьез начался во второй половине девятнадцатого века, после провала кампании за независимость 1857 года (известной британцам как Мятеж), когда Индия перестала быть просто активом Ост-Индской компании.
- ^ Гинзбург, В.; Вебер, С. (8 апреля 2016 г.). Справочник Пэлгрейва по экономике и языку . Спрингер. ISBN 978-1-137-32505-1 .
Урду — это стилизованная версия разговорного языка, на котором говорят как мусульмане, так и индуисты на территории современной центральной северной Индии.
- ^ Фарук, М. (2012). Литературная культура урду: народная современность в творчестве Мухаммеда Хасана Аскари . Спрингер . ISBN 978-1-137-02692-7 .
Исторически сложилось так, что урду возник в результате взаимодействия между индуистами и мусульманами. Он отметил, что урду – это не только язык мусульман, хотя мусульмане, возможно, сыграли более важную роль в превращении его в литературный язык. Индуистские поэты и писатели могли привнести в урду специфические элементы индуистской культуры, и они были приняты.
- ^ Jump up to: а б Клэр Александер; Джойя Чаттерджи; Анну Жале (6 ноября 2015 г.). Бенгальская диаспора: переосмысление мусульманской миграции . Рутледж. стр. 96–. ISBN 978-1-317-33593-1 .
- ^ Шмидт, Рут Лейла (8 декабря 2005 г.). Урду: основная грамматика . Рутледж . ISBN 978-1-134-71319-6 .
Исторически урду развился из субрегионального языка Дели, который стал литературным языком в восемнадцатом веке. Две очень похожие стандартные формы языка возникли в Дели и в Лакхнау в современном Уттар-Прадеше. С 1947 года возникла третья форма — стандартный урду Карачи.
- ^ Махапатра, Б.П. (1989). Конституционные языки . Издательство Университета Лаваля . п. 553. ИСБН 978-2-7637-7186-1 .
Современный урду — довольно однородный язык. Более старая южная форма, Deccani Urdu, сейчас устарела. Однако следует упомянуть две разновидности, а именно. Урду Дели и урду Лакнау. Оба практически идентичны, отличаются лишь некоторыми незначительными моментами. Обе эти разновидности считаются «стандартным урду» с некоторыми незначительными расхождениями.
- ^ Брайан Спунер; Уильям Л. Ханауэй, ред. (19 марта 2012 г.). Грамотность в персидском мире: письмо и социальный порядок . Издательство Пенсильванского университета, 2012. с. 296. ИСБН 978-1934536568 .
- ^ Калифорния Бэйли (2012). Правители, горожане и базары: Северо-индийское общество в эпоху британской экспансии: 1770–1870 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-908873-7 .
- ^ сэр Ричард Фрэнсис Бертон, Луис Вас де Камоэнс (1881). Камоэнс: его жизнь и его Лузиады, комментарий: Том 2 . Оксфордский университет. п. 573.
- ^ Хенк В. Вагенаар, С. С. Парих, Д. Ф. Плюккер, Р. Вельдхейзен ван Зантен (1993). Транслитерированный хинди-хинди-английский словарь Allied Chambers . Союзные издательства. ISBN 9788186062104 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Джон Овингтон (1994). Путешествие в Сурат в 1689 году . Азиатские образовательные услуги. п. 147.
- ^ Сандрия Б. Фрейтаг (1989). Коллективные действия и общественные общественные арены и возникновение коммунализма в Северной Индии . Издательство Калифорнийского университета. п. 104. ИСБН 9780520064393 .
- ^ Нариндар Саруп (1983). Гарднер из «Кавалерии Гарднера», 2-й уланский полк, Индийская армия . Публикации Абхинава. п. 67.
- ^ Ким А. Вагнер (2009). Душители и бандиты: Историческая антология бандитов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-569815-2 .
- ^ Jump up to: а б Сумит Валия (2021). Непреодолимые страхи: расчет национальной безопасности . Издательство Лансер. п. 125. ИСБН 9788170623311 .
- ^ Калькуттский обзор 1956 года . Университет Калькутты. 1956. с. 38.
- ^ Кристофер Алан Бэйли, Калифорния Бэйли (1996). Империя и информация: сбор разведывательной информации и социальная коммуникация в Индии, 1780-1870 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521663601 .
- ^ Джозеф Срамек (2011). Пол, мораль и раса в компании Индии, 1765–1858 гг . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9780230337626 .
- ^ Нил Грин (2009). Ислам и армия в колониальной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 143. ИСБН 9780521898454 .
- ^ Икрам уль-Маджид Сегал (2002). Оборонный журнал: Том 5, выпуски 9–12 . Мичиганский университет. п. 37.
- ^ Рудрангшу Мукерджи (2002). Авад во время восстания, 1857–1858: исследование народного сопротивления . Перманентный черный. п. 65. ИСБН 9788178240275 .
- ^ Илиза Р. Моргенштейн Фюрст (2017). Индийские мусульманские меньшинства и восстание 1857 года . Издательство Блумсбери. п. 46. ИСБН 9781786732378 .
- ^ Калифорния Бэйли (2012). Правители, горожане и базары Северо-индийское общество в эпоху британской экспансии: 1770–1870 гг .
- ^ Р. Упадхьяй. «Споры об урду – еще больше разделяют нацию» . Аналитическая группа Южной Азии. Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года.
- ^ Редактор: Ричард В. Уикс (1984). Мусульманские народы: Маба . Гринвуд Пресс. п. 826. ИСБН 9780313246401 .
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Вишва Мохана Пандея (2003). Историография раздела Индии: анализ империалистических сочинений . Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 26. ISBN 9788126903146 .
- ^ Харджот Оберой (1994). Строительство религиозных границ . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226615936 .
- ^ Шенила Ходжа-Мулджи (2018). Создание идеальной образованной девушки: создание желанных предметов в мусульманской Южной Азии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520970533 .
- ^ Хан Аманат (1938). Сельское хозяйство и животноводство в Индии Том-viii . Сельскохозяйственные исследования Имперского Совета. п. 485.
- ^ Калифорния Бэйли (2012). Правители, горожане и базары: Северо-индийское общество в эпоху британской экспансии: 1770–1870 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-908873-7 .
- ^ Калифорния Бэйли (2012). Правители, горожане и базары . Архив Кубка. п. 352. ИСБН 9780521310543 .
- ↑ Очерки арабской литературной биографии: 1350–1850 , Роджер М.А. Аллен, Джозеф Эдмунд Лоури, Терри ДеЯнг, Девин Дж. Стюарт , Издательство Отто Харрассовица, 30 декабря 2009 г.
- ^ Люди Индии Уттар-Прадеш, том XLII, часть третья, под редакцией А. Хасана и Дж. К. Даса
- ^ Музаффар Алам (1986). Кризис империи Великих Моголов в Северной Индии . Издательство Оксфордского университета, Бомбей. п. 21.
- ^ «Выдающиеся мусульмане» . archive.org . Проверено 29 марта 2016 г.
- ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . Atlantic Publishers & Distri. п. 202.
- ^ Джастин Джонс (2011). Шиитский ислам в колониальной Индии: религия, сообщество и сектантство . Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN 9781139501231 .
- ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . Atlantic Publishers & Distri. п. 202.
- ^ Раджастанский институт исторических исследований (1975). Журнал Института исторических исследований Раджастана: Том 12 . Раджастанский институт исторических исследований.
- ^ Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. п. 193. ИСБН 978-9-38060-734-4 .
- ^ Мохаммед Ясин . Издательство Верхней Индии. 1958. с. 18.
- ^ Мохаммад Ясин (1958). Социальная история исламской Индии, 1605-1748 гг . п. 18.
- ^ Мусульманская политика и лидерство на южноазиатском субконтиненте | издатель = Институт исламской истории, культуры и цивилизации, Исламский университет (Исламабад)
- ^ «АРИФ АЛВИ» . Пакистан Техрик-и-Инсаф . 20 мая 2017 г.
- ^ Народ Индии: Уттар-Прадеш , Том XLII, под редакцией А. Хасана и Дж. К. Даса, стр. 20. 1301.
- ^ Масума Хасан (2022). Пакистан в эпоху турбулентности . Перо и меч. п. 4. ISBN 9781526788634 .
- ^ Дели сквозь века: древний и средневековый Дели . Мичиганский университет. 1995. с. 1995. ISBN 9788174881380 .
- ^ Сайеда Сайидаин Хамид, «Введение», «Мусадды Хали: история в стихах о приливах и отливах ислама» (Нью-Дели: HarperCollins, 2003), стр. 24.
- ^ Раджа, Масуд Ашраф (2010). Построение Пакистана: основополагающие тексты и рост мусульманской национальной идентичности, 1857–1947 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195478112
- ^ Индо-ираника: Том 29 . Иранское общество (Калькутта, Индия). 1976.
- ^ Ансарис из Юсуфпура, Махмуд Ансари, 2013 г.
- ^ https://www.heritagetimes.in/mukhtar-ansari/
- ^ https://www.britanica.com/biography/Mukhtar-Ahmad-Ansari .
- ^ Мазумдер, Раджит К. (2003). Индийская армия и создание Пенджаба . Ориент Лонгман. п. 105. ИСБН 978-81-7824-059-6 .
- ^ Труды: Том 55 . Конгресс истории Индии. 1995. с. 435.
- ^ Генри Уолтер Беллью (1891). Исследование этнографии Афганистана . Восточный университетский институт.
- ^ Крипал Чандра Ядав (1980). Дели в 1857 году: Том 1 . Академическая пресса. п. 294.
- ^ Ядав (1980). Дели в 1857 году: След Бахадур-шаха . Академическая пресса. п. 294.
- ^ Флитвуд Уильямс (1858 г.). Рассказ о событиях, сопровождавших вспышку беспорядков и восстановление власти в округе Меерут в 1857-58 годах . Правительственная пресса. п. 59.
- ^ Бенгалия, прошлое и настоящее: Журнал Исторического общества Калькутты · Том 86 . Калькуттское историческое общество. 1967. с. 47.
- ^ Jump up to: а б Народ Индии Уттар-Прадеш, том XLII, часть вторая, под редакцией А. Хасана и Дж. К. Даса
- ^ Робинсон, Фрэнсис (2007). Сепаратизм среди индийских мусульман: политика Соединенных провинций . Издательство Кембриджского университета. стр. 19–20. ISBN 9780521048262 .
- ^ Праг Нараин Бхаргава (1911). Кто есть кто в Индии: Части 4-8 . Ньюул Кишор Пресс.
- ^ Уильям Чарльз Бенетт (1870). Отчет о семейной истории главных кланов округа Рой Барейли . п. 5.
- ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . п. 186.
- ^ Бхасин, Ракеш (21 мая 2018 г.). Дастан-э-Авад: важное путешествие из Файзабада в Лакхнау . Идея Пресс. ISBN 978-1-64249-882-0 .
- ^ Йос Гомманс (2017). Индийский фронтир: конь и отряд в создании империй . Рутледж. ISBN 9781351363563 .
- ^ Нил Грин · (2012). Суфизм: Глобальная история . Джон Уайли и сыновья. п. 144. ИСБН 9781405157612 .
- ^ Журнал Азиатского общества Бенгалии: Том 47 . Азиатское общество (Калькутта, Индия), Азиатское общество Бенгалии. 1878. с. 331.
Мухаммад-хан, будучи простым солдатом, не понимал ни одного слова на персидском, тюркском или пуштунском языке.
- ^ Ирвин, Уильям (1879). История бангаш-навабов Фаррухабада: с 1713 по 1771 год нашей эры. Г.Х. Роуз.
- ^ Калифорния Бэйли (1988). Правители, горожане и базары: Североиндийское общество в эпоху британской экспансии, 1770–1870 гг . п. 119.
- ^ ПРИЯНГИ АГАРВАЛ (7 октября 2015 г.). «Стамбул открывает глаза 11 тысячам турок Рохилханда» . Таймс оф Индия .
- ^ Хан Аманат (1938). Сельское хозяйство и животноводство в Индии Том-viii . Сельскохозяйственные исследования Имперского Совета. п. 486.
- ^ Калькуттский обзор 1956 года . Университет Калькутты. 1956. с. 38.
- ^ Калифорния Бэйли (2012). Правители, горожане и базары: Северо-индийское общество в эпоху британской экспансии: 1770–1870 гг . ISBN 978-0-19-908873-7 .
- ^ Труды:Том 50 . Конгресс истории Индии. 1990.
- ^ Пунам Сагар (1993). Политика маратхов в отношении Северной Индии . Публикации Минакши. п. 158.
- ^ Артур Дадни (2015). Дели: страницы забытой истории . ISBN 9789384544317 .
- ^ С.Р. Шарма · (2014). Жизнь, времена и поэзия Мира . Издательство Партридж. п. 133. ИСБН 9781482814781 .
- ^ Атар Али (1968). Дворянство Великих Моголов при Аурангзебе . п. 251.
Дилир Хан Рохела - Место рождения: Индия.
- ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . п. 117.
- ^ Адриан МакНил (2004). Изобретение Сарода: История культуры . Книги Чайки. п. 52. ИСБН 9788170462132 .
- ^ «Объяснитель: основные политические партии Пакистана» . Aljazeera.com . 6 мая 2013 г.
- ^ .Л. Дрейк-Брокман (1909). Окружные справочники объединенных провинций Агра и Ауд: Шахджаханпур . Supdt., Government Press, Соединенные провинции.
- ^ Адриан МакНил (2004). Изобретение Сарода: История культуры . Книги Чайки. п. 52. ИСБН 9788170462132 .
Действительно, Шахджаханпур, расположенный на границе между Авадом и Рохилкхандом, представлял собой своего рода спорную землю между двумя провинциями, но симпатии и связи Шахджаханпурских патханов всегда лежали на Аваде, а не на стороне
- ^ С.М. Икрам (1995). Индийские мусульмане и раздел Индии . Atlantic Publishers & Dist. п. 203. ИСБН 9788171563746 .
- ^ Али, Имран (14 июля 2014 г.). Пенджаб при империализме, 1885-1947 гг . Издательство Принстонского университета. п. 47. ИСБН 978-1-4008-5958-0 .
- ^ Сингх, Канзас; Бхатия, АК; Шарма, Мадан Лал (1994). Харьяна . Антропологическое обследование Индии . п. 284. ИСБН 978-81-7304-091-7 .
- ^ Ахмед, доктор Мухтар; Госвами, Хина (2022). «Наваб Хайр Андеш Хан: эрудит периода Великих Моголов» . Международный исторический журнал . 4 (1). Университет Дели: 100–106. ISSN 2706-9117 .
- ^ Jump up to: а б Амареш Мисра (1998). Лакхнау, Огонь благодати: история его революции, Возрождения и последствий . Издательство HarperCollins, Индия. ISBN 9788172232887 .
- ^ Прадип Баруа (2005). Государство в состоянии войны в Южной Азии . п. 73.
- ^ Сурья Нараин Сингх . Публикации Миттала. 2003. с. 9.
- ^ Мабуд 2019 , с. 36.
- ^ Кеннет Плетчер. История Индии . Издательская группа Розен.
- ^ Эллисон Бэнкс Финдли (1993). Нур Джахан: Императрица Великих Моголов Индии . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Насир Раза Хан. Ислам в Индии: история, политика и общество . Манакин Пресс. п. 86.
- ^ EA Mann (1992): Границы и идентичности: мусульмане, работа и статус в Алигархе , стр. 23: «Касба — это небольшой городок, отличающийся присутствием «порядочных людей или семей определенного ранга» (Platts, 1974)».
- ^ Чармейн О'Брайен (15 декабря 2013 г.). Путеводитель по еде для пингвинов в Индии . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 9789351185758 .
- ^ Кен Альбала (2011). Пищевые культуры Всемирной энциклопедии . Гринвуд. п. 2011. ISBN 9780313376269 .
- ^ «Дебаты о еде в Пакистане: команда Бирьяни против команды Пулао, кто победит?» . www.gulfnews.com . 20 января 2022 г. Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Перельцвайг, Ася (24 августа 2017 г.). Языки мира: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-17114-5 .
- ^ Редклифт, Виктория (26 июня 2013 г.). Безгражданство и гражданство: лагеря и создание политического пространства . Рутледж. ISBN 978-1-136-22032-6 .
- ^ «Мадхеш» . Организация непредставленных наций и народов . 2020 . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Махруф, МММ (1992). «Урду в Шри-Ланке: социолингвистика языка меньшинства». Исламские исследования . 31 (2): 185–201. JSTOR 20840072 .
- ^ Джаяти Бхаттачарья; Кунур Крипалани (1 марта 2015 г.). Индийские и китайские иммигрантские сообщества: сравнительные перспективы . Гимн Пресс. С. 9, 121–. ISBN 978-1-78308-447-0 .
- ^ Jump up to: а б Рут Лейла Шмидт (8 декабря 2005 г.). Урду: основная грамматика . Рутледж. стр. 100-1 23–. ISBN 1-134-71320-7 .
- ^ Карен Исаксен Леонард (2007). Поиск дома: индийский Хайдарабад за рубежом . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-5442-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Тедж К. Бхатия; Ашок Коул (10 ноября 2005 г.). Разговорный урду: полный курс для начинающих . Рутледж. стр. 1–. ISBN 978-1-134-77970-3 .
- ^ Торстен Чахер (10 ноября 2017 г.). Раса, религия и затруднительное положение «индийских мусульман» в Сингапуре . Тейлор и Фрэнсис. стр. 235–. ISBN 978-1-315-30337-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Алави, Шамс Ур Рехман (июль 2018 г.). «Данные переписи населения по языку преподносят сюрприз в отношении урду» . Проволока . Проверено 18 июля 2020 г.
- Даниял, Шоаиб (июль 2018 г.). «Рост хинди, сокращение южноиндийских языков: девять диаграмм, объясняющих языковую перепись 2011 года» . Прокрутка.в . Проверено 18 июля 2020 г.