Jump to content

Люди, говорящие на урду

(Перенаправлено с разговора на урду )

Люди, говорящие на урду
Люди языка урду
Фраза Зубан-э-Урду-э-Муалла или «Язык Возвышенного стана».
Общая численность населения
68,62 миллиона [ 1 ] (2019)
Регионы со значительной численностью населения
Индия (диаспорический пояс урду , региональный пояс, состоящий из штатов пояса хинди-урду , многие носители языка живут в различных городах на плато Декан )

Пакистан ( мухаджиры в Карачи , Хайдарабаде и в основном в крупных городах Синда и других крупных пакистанских городах )

Непал ( Тераи )

Бангладеш ( Старая Дакка , а также районы в других частях страны)
 Индия 50,772,631 (2011) [ 2 ]
 Пакистан 14 706 159–30 000 000 ( перепись 2017 г. и 2013 г.) [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [а]
   Непал 413,785 (2021) [ 6 ]
 Соединенные Штаты 397,502 (2013) [ 7 ]
 Бангладеш 300,000 (2008) [ 8 ]
Великобритания Великобритания 270,000 (2011) [ 9 ]
 Канада 210,815 (2016) [ 10 ]
 Австралия 69,131 (2016) [ 11 ]
Языки
Урду
Религия
Ислам , небольшое меньшинство, христианство и иудаизм

  • ^a Цифра по Пакистану включает только носителей урду на первом языке, известных как мухаджиры , а не другие этнические группы Пакистана, которые могут свободно говорить на урду как на первом или втором языке, а их число составляет еще до 94 миллионов. [ 12 ]

Носители языка урду распространены по всей Южной Азии . [ примечание 1 ] [ 13 ] [ 14 ] Подавляющее большинство из них — мусульмане пояса хинди-урду на севере Индии . [ примечание 2 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] за ними следуют народ Декани на плато Декан на юге центральной Индии (говорящий на декани-урду ), большинство мухаджиров в Пакистане , мусульмане Тераи в Непале и мусульмане Старой Дакки в Бангладеш . [ 18 ] [ 5 ] Исторические центры говорящих на урду включают Дели и Лакхнау . [ 19 ] [ 20 ] На другой несуществующей разновидности языка исторически говорили в Лахоре на протяжении веков до того, как впервые появилось название «урду». Однако об этом несуществующем сорте Лахори мало что известно, поскольку о нем не говорили на протяжении веков. [ 21 ]

Термин «носители урду» не охватывает носителей языка, для которых урду не является родным в культурном отношении, которые могут использовать урду в качестве первого или второго языка, что, кроме того, составляет гораздо большее число носителей языка в Южной Азии. [ 12 ]

Начиная с ранних мусульманских королевств, в Индии возникли мусульманские клановые группы, которые представляли собой хорошо укоренившиеся социальные группы, которые действовали как воинские линии, предоставляя придворных офицеров и военных солдат. Эти развивающиеся общины или племена сыграли ключевую роль в обеспечении местного мусульманского руководства. [ 22 ] Язык развился во времена султанов Дели из-за смешения людей, вероятно, солдат, турецкого, арабского, персидского, афганского и индийского происхождения.

Империя Великих Моголов

[ редактировать ]

Еще в 1689 году европейцы использовали ярлык «мавританский диалект» , что просто означало «мусульманин». [ 23 ] описать урду, язык, используемый мусульманами Северной Индии, [ 24 ] такие как Джон Овингтон, посетивший Индию во время правления императора Великих Моголов Аурангзеба : [ 25 ]

Язык мавров отличается от языка древних коренных жителей Индии, но своим характером обязан этим язычникам. Хотя диалект мавров и своеобразен, в нем нет букв, которые могли бы его выразить; и поэтому во всех своих сочинениях на своем родном языке они заимствуют буквы у язычников , или у персов , или у других народов.

Падение Империи Великих Моголов

[ редактировать ]

В сельских районах Верхнего Доаба и Рохилханда доминировала грамотная и однородная элита, принявшая особый индо-персидский стиль культуры. Эта служилая знать, выполнявшая как духовную, так и военную службу для империи Великих Моголов и ее государств-преемников, обеспечивала культурный и литературный покровительство, которое продолжало, даже после политического упадка, выступать в качестве хранителей индо-персидских традиций и ценностей. [ 26 ]

Конец мусульманского правления привел к появлению большого количества безработных индийских всадников-мусульман , которые служили в армии Ост -Индской компании . [ 28 ] Таким образом, 75% кавалерийского отделения британской армии состояло из социальной группы, известной как «индустанские магометане». Сюда входили индийские мусульмане- барадари пояса урду-хиндустани, такие как рангары (мусульмане-раджпуты) , шейхи , сайиды , моголов и индианизированные патаны . [ 29 ] [ 30 ] Британские офицеры, такие как Скиннер , Гарднер и Херси, стали лидерами иррегулярной кавалерии, сохранившей традиции кавалерии Великих Моголов, которая имела политическую цель, поскольку поглощала группы кавалеристов, которые в противном случае могли бы стать недовольными грабителями. [ 31 ] Генерал-губернатор настаивал на том, что на британцев лежит обязанность «обеспечить военную работу» различным солдатам-мусульманам Северной Индии, особенно тем, «ранее проходившим военную службу у коренных держав». [ 32 ] Языком франка, на котором говорили в армии, была форма урду, которую в колониальном обиходе называли «военным хиндустани». [ 33 ]

7-й гусарский полк атакует отряд кавалерии мятежников, Алам Баг, Лакхнау.

Индийское восстание 1857 года было инициировано 3-й бенгальской легкой кавалерией в Мируте, которая состояла в основном из индийских мусульман. [ 34 ] Мятежники направились в Дели, где его гарнизон восстал, уничтожив британское население, и назначил Бахадур-шаха Зафара своим номинальным лидером. Распространение информации о том, что британцы были изгнаны из Дели, интерпретированное как крах британской власти, послужило катализатором как мятежа, так и восстания. Полки в других частях северной Индии восстали только после падения Дели. [ 35 ] Британские характеристики мусульман как фанатиков вышли на первый план во время и после Великого восстания, а также превратили индийских мусульман в единую, убедительную группу, легко возбуждаемую, агрессивную и по своей сути нелояльную. [ 36 ]

Урду национализм

[ редактировать ]
Сайед Ахмед Хан и Мохсин-уль-Мульк

Даже в более поздние времена одни и те же кланы были доминирующими группами в ассоциациях защиты урду и окружных мусульманских лигах, которые были одними из первых набегов мусульман на электоральную политику и политику групп давления. [ 37 ] В 19 веке сэр Сайед Ахмед Хан и его последователи, такие как Мохсин-уль-Мульк, далее выступали за принятие урду в качестве языка индийских мусульман и возглавляли такие организации, как Анджуман-и Таракки-и урду и Ассоциация защиты урду . который завоевал народную поддержку в движении Алигарх и движении Деобанд . [ 38 ] Он стал официальным языком Британской Индии в 1825 году и вызвал сильное сопротивление со стороны индуистов, что вызвало разногласия между хинди и урду сэра Сайеда в 1867 году. Это привело к появлению теории двух наций в 1868 году. Язык урду использовался при возникновении политическое мусульманское самосознание. [ 39 ] Сайед Ахмед Хан превратил существующее культурное и религиозное образование среди индийских мусульман в сепаратистскую политическую силу, накинув западный покров национализма на исламскую концепцию культуры. Кроме того, в 2008 году Сайед Надим Ахмед выдвинул идею национализма урду, представив свою теорию «урду каум», основанную на языке и культуре урду. Особое чувство ценности, культуры и традиций среди индийских мусульман возникло из-за характера исламизации индийского населения во время мусульманских завоеваний на Индийском субконтиненте . [ 40 ]

Бирадари, термин персидского происхождения, буквально переводится как «братство». [ 41 ] это слово, используемое для обозначения социальной единицы, основанной на родстве, такой как племя или клан. [ 42 ] Главой Бирадари является «Сардар», который обычно является пожилым человеком, ежегодно избираемым величайшим человеком Бирадари. Решения по важным вопросам принимаются только после консультации с Бирадари и однажды становятся обязательными для каждого члена, особенно в сельской жизни. [ 43 ]

Несмотря на то, что их племенная генеалогия восходит к зарубежным регионам, эти элиты украшали сельские поселения и традиции внутри Индии, развивая чувство гордости за свой дом (ватан). Семьи служилых мусульман из дворянских семей были связаны тесными брачными союзами, которые часто становились постоянными. [ 44 ] Острая фракционность между кланами по поводу прав на землю также была общей чертой общества. [ 45 ]

Билграми

[ редактировать ]

Садаат-и Билграм — племя индийских мусульманских семей Сайидов, населяющее исторический район Билграм в округе Хардой . [ 46 ] Билграми Сайид были важными влиятельными лицами в южной части Авада и оставались важным и влиятельным кланом на протяжении всего Средневековья. [ 47 ] Билграми Сайиды были сторонниками индо-мусульманской фракции Шейхзады Муним-хана II во время правления императора Бахадур-шаха I. Когда Рух-уль-Амин-хан из Билграма, как сообщается, поступил на государственную службу всего с 60 всадниками и пехотинцами, великий визирь Муним-хан создал для него мансаб из 6000 человек и сделал его своим близким соратником. [ 48 ]

В 20 веке Сайед Хусейн Билграми был одним из первых лидеров Мусульманской лиги . [ 49 ]

Племя Сайидов Барха - это индийская мусульманская община, претендующая на происхождение Заиди Сайидов, названная в честь страны Барха в Уттар-Прадеше между Меерутом и Сахаранпуром . [ 50 ] Их поселения, известные как Касбас , называются Бехра Садаат . [ 51 ] Благодаря своей репутации храбрых, вплоть до безрассудства, племя Барах обладало наследственным правом возглавлять авангард армии Империи Великих Моголов в каждом сражении. [ 52 ] [ 53 ] Через 6 лет после смерти Аурангзеба дворяне Барха Сайид приобрели большое влияние при дворе Великих Моголов под руководством братьев Сайид , Кутб-уль-Мулька и Хуссейна Али Хана , которые стали де-факто правителями империи, когда они начали создавать и разрушать императоры. [ 54 ] [ 55 ] Сайиды создали между собой своего рода общее братство и восприняли дело каждого отдельного человека как оскорбление всей группы и ущемление прав сайидов в целом. [ 56 ]

В 20 веке Мохсин-уль-Мульк основал Ассоциацию защиты урду , или Анджуман-и Таракки-и урду, стремящуюся к увековечению языка урду . [ 4 ] [ 57 ]

Бывший президент Пакистана Ариф Алви

Алвисы аль (термин, происходящий от арабского термина -Алави , что означает « Али ») — это те, кто заявляют о своем происхождении от четвертого халифа Рашидун , Али ибн Аби Талиба (двоюродного брата, зятя и соратника исламского халифа ). пророк Мухаммед ), через своих жен, на которых он женился после смерти Фатимы , дочери пророка. На Индийском субконтиненте они расселились в основном в Хайдарабаде и современном Уттар-Прадеше . Бывший президент Пакистана Ариф Алви принадлежит к тому же клану Альви. [ 58 ] Как и люди, говорящие на урду, алви Какори называются Моулвизадиган (Моулвис) или Махдумзадиган (Махдумс), что указывает на то, являются ли они потомками муллы Абу Бакра Джами Алави, поселившегося в Какори в 1461 году, или потомками Кари Амира Сайфуддина Алави, который поселились в Какори в 1552 году, в основном известны как Шейхи . [ 59 ]

Портрет Великих Моголов Лутфулла-хана Садика Панипати

Ансари , заявляющие о своем происхождении от потомков Абу Айюба аль-Ансари (представителя исламского пророка в Медине ), в основном на протяжении XIII века Ходжи Абдуллы Пира Харави , населяли город Панипат . [ 60 ] Среди выдающихся ансари досовременной эпохи - Лутфулла Хан Садик, губернатор Шахджаханабада при императоре Великих Моголов Мухаммад-шахе . Его брат Шер Афкан Панипати имел вооруженный поезд, состоящий исключительно из индийских мусульман или хиндустанцев. [ 61 ] В современную эпоху поэт урду Альтаф Хусейн Хали [ 62 ] Написавший книгу «Мусаддас-е Хали» рассматривается пакистанскими учеными как важный текст, ведущий к развитию Пакистанского движения . [ 63 ] [ 64 ] Многие другие города также были населены потомками Абдуллы Ансари . Лакхнау в Фиранги Махал является домом для многих ученых -ансари , Сахаранпура , Какори , Горакхпура , Алигарха и Юсуфпура . [ 65 ] Индийский политический активист Мухаммад Миан Мансур Ансари происходил из сахаранпурской ветви семьи. Многие великие деятели также произошли из ветви Юсуфпурской семьи, такие как доктор Мухтар Ахмед Ансари , Кази Фаридул Хак Ансари , Шаукатулла Шах Ансари и бывший вице-президент Индии Хамид Ансари . [ 66 ] [ 67 ]

Рангары как « земледельческое племя» были классифицированы администрацией Британского Раджа и активно рекрутировались в Британскую индийскую армию . [ 68 ] особенно в «Лошади Скиннера» . Рангары были ядром 3-й бенгальской легкой кавалерии , захватившей Дели в 1857 году. [ 29 ]

Барабасти

[ редактировать ]

Барабасти относится к бирадари индийских патанов , названных в честь их происхождения из двенадцати деревень, известных как Барах Басти в Буландшахре , где «Бара» означает «двенадцать» на хиндустани, аналогично названию индийских мусульман Барах Сайидов из Музаффарнагара . [ 69 ] Как и другие патаны Северной Индии, они вполне индийские по языку, манерам и внешности. [ 70 ] Во время войны 1857 года Абдул Латиф Хан из Ханпура, глава Барах Басти Патанс, поднял знамя восстания против Ост-Индской компании . [ 71 ] написание петиции императору Великих Моголов Бахадур-шаху Зафару с обещанием прийти ко двору Дели и привести с собой нескольких слонов, утверждая, что он нездоров. [ 72 ] Наваб Валидад Хан из Малагарха оккупировал Алигарх и Хурджу и привлек под свое знамя фанатичных мусульман из общины Барах Басти, из которой были набраны многие совары Иррегулярной кавалерии , а также сайиды Шикарпура . [ 73 ] и его «близкий родственник» Исмаил Хан, который был котвалом Мирута и » служил в « Лошади Скиннера . [ 74 ]

Лалхани - это новообращенные раджпуты-мусульмане из племени баргуджар , которые после своего обращения ассимилировались с идентичностью лалхани. [ 75 ] Лалхани владели поместьями в округах Буландшахра . [ 76 ] Нахар Али Хан, получивший Талуку Питампура от императора Шаха Алама II в 1774 году, вместе со своим племянником Дунде Ханом оказал сопротивление Ост-Индской компании . [ 77 ] Мир Мухаммад Бакар Али Хан был раджей Пиндраваля, а Наваб Саид-уль-Мульк Чхатари , последний премьер-министр низама Хайдарабада , был одним из самых видных политиков Всеиндийской мусульманской лиги . [ 75 ]

Племя Гардези из Маникпура — индийская община сайидов, поселившаяся в Маникпуре с 12 века. [ 78 ] В 1700-х годах Раджи Мухаммад-хан, принадлежавший к племени Гардези Маникпура, был Мир-и-Атишем, или начальником артиллерии, императора Великих Моголов Джахандар-шаха после того, как он взорвал пороховые погреба принца Джахан-шаха. [ 79 ]

Наваб Мухаммад Хан Бангаш, около 1730 г.

Первыми иммигрантами в Мау были потомки Ходжи Баязида Ансари, этнического лидера Ормура и основателя движения Рошания , поселившегося в Мау и Шамсабаде. Мухаммад Хан Бангаш, первый наемник-хиндустани-патхан. [ 80 ] [ 81 ] был награжден джагиром Фаррухабадского района. [ 82 ] Он был настолько неграмотен, что не понимал ни единого слова на персидском или пушту . [ 83 ] [ 84 ] Будучи немногочисленными, основная часть солдат Мухаммад-хана составляла элитные рабы, известные как «ученики», в основном индуистские раджпуты, а иногда и брахманы, которые были усыновлены, обращены в ислам и прошли режим религиозной, литературной и военной подготовки, ориентированный на трансформация личности рекрута, игравшего значительную роль как своего рода искусственная семейная группа, привязанная к своему покровителю. Перед смертью Мухаммед-хана разделение между различными племенами и кастами было нарушено, образовав однородную группу, так что Мухаммад-хан основал свое собственное индийское мусульманское племя или касту. Чтобы еще больше повысить свою независимость от своей знати, он продолжал поощрять иммиграцию пуштунов из клана Бангаш и Африди в Тиру. В Индии их называли каум-и-бангаш , что стало более широким и распространённым ярлыком. [ 85 ]

1,5 миллиона жителей в районах Морадабад , Амроха и Самбхал , принадлежащие к индийским братьям-мусульманам, происходящим от тюрков, прежде всего с эпохи Делийского султаната. По мнению профессора Абхая Сингха, эти общины берут начало из эпохи Тюркан-э-Чахалгани , Корпуса сорока тюркских рабовладельческих эмиров, власть которых была сломлена Гияс уддином Балбаном , и в результате они бежали и поселились в различные деревни Катера, недалеко от Бадаюна, который был важным центром империи. В основном они говорят на урду и являются индийскими мусульманами по обычаям, традициям и языку. [ 86 ] Подозревая внешнее вмешательство, тюркские деревни тесно сплочены в Бирадари (братство), дела которого контролируются ежегодно избираемыми сардарами, вождем Бирадари. они контролируют всю деятельность сообщества как внутри страны, так и по отношению к внешнему миру. Правонарушитель подвергается жестокому остракизму, и, по их выражению, наказанный человек недостаточно респектабелен, чтобы курить ту же хукку или пить из той же чаши, что и благородный Бирадари. Если преступник раскаивается и изъявляет желание искупить свою вину, он должен искупить свою вину посредством грандиозного пиршества перед обществом. К поводам для празднования в деревнях относится вторжение Гази Салара Масуда по пути в Бахрейх, которое отмечается поединками по борьбе и фехтованию. [ 87 ]

Амрохи Садат

[ редактировать ]
7-я иррегулярная кавалерия набрала большое количество индийских сайидов из региона Барейли, а также индийских патанов и мусульманских раджпутов. [ 88 ]

Садаат-и-Амроха принадлежат в основном к Накви подгруппе , поскольку они являются потомками суфийского святого Сайеда Шарфуддина Шаха Вилаята. Амрохи Сайиды сформировали военную и служилую знать региона в империи Великих Моголов. [ 89 ] Амроха стал потомственным джагиром, так как семья Саййида Ходжи Ахмад Хана, Садат-и-Амроха, держала паргану Амроху в своем джагире около ста лет. [ 90 ] Когда маратхи вторглись и разграбили Рохилкханд , страна Западный Уттар-Прадеш была сожжена, за исключением Амрохи, из-за нескольких тысяч солдат Амрохи Сайида, которые изгнали маратхов и примирились с ними. [ 91 ] По словам поэта урду Мир Таки Мира, именно сейид Амрохи Сайед Садаат Али убедил его заниматься поэзией на урду, стихах, которые напоминали персидскую поэзию, которая была «языком Индостана с разрешения короля». ". [ 92 ] [ 93 ]

Рохиллы из Шахджаханпура

[ редактировать ]

Первое использование термина Рохилла произошло в 1600-х годах для обозначения общины Дилер Хана Рохиллы, родившегося в Индии. [ 94 ] и был основателем своей общины в Шахджаханпуре и Хардое . [ 95 ] Эта община на протяжении поколений стала в культурном отношении ближе к Аваду, чем к Рохиллам из Рампура, и симпатизировала навабу Авада. [ 96 ] Большое количество людей было набрано в армию Гулама Мухаммад-хана из Рампура во время Второй Рохиллской войны . Большое количество людей во главе с Дилер-ханом предало наваба Рампура и перешло на сторону наваба Авада. [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] Хан Баркат Али Хан, принадлежавший к патанам Шахджаханпура в качестве рисалдара, оказывал услуги британцам во время англо-сикхской войны 1848 года. После выхода на пенсию он поселился в Лахоре и посвятил работу Анджуман-и-Исламия. Он оказывал постоянную поддержку движению Алигарх и Сайиду Ахмад Хану и сыграл важную роль в создании первой школы для девочек в Лахоре. [ 100 ]

Камбоджийские мусульмане

[ редактировать ]
Викар-уль-Мульк Камбох

Племя камбо , вероятно, возникло в Пенджабе . [ 101 ] [ 102 ] Мусульман называют Зубери. Камбох-шейхи встречались среди нерегулярной кавалерии , но редко вступали в пехоту. Мухаммад Хан или Наваб Хайр Андеш Хан , выдающийся камбох-наваб Мирута во времена правления Шаха Джахана и Аурангзеба форт , построил в Мируте , воротами которого является Хайрнагар Дарваза. В 1690 году он также построил Хайрул Масджид валь Муабид в центре города Меерут, а также Хайрандешпур в Этаве. [ 103 ]

Кидваи бани — племя индийских мусульман, заявляющее о своем происхождении от Исраил . [ 104 ] Кидваи были набраны в домашнюю конницу Шуджа-уд-Даула , состоявшую в основном из шейхзади. [ 105 ] [ 104 ] Эти кланы не имели никакой другой профессии, кроме солдата или гражданского служащего. [ 106 ] Абдул Маджид Дарьябади принадлежал к клану Кидваи в Дарьябаде. [ 107 ] и Ф. С. Хуссейн принадлежал к кидваю в Лакхнау .

Бухари Сайид

[ редактировать ]
Портрет шейха Фарида Бухари

Средневековые источники относятся к особой группе индийских шейхзадов, называемой Бухари Сайидами. Это были потомки Махдума Джаханяна или Джалала Бухари, который родился в Мултане в Пенджабе, и поэтому в новейшей истории были иммигрантами из Пенджаба, но сохранили титул Бухари из-за генеалогической связи со святым Джалалуддином Бухари. К 16 веку они уже несколько поколений жили на Индостане и были индийскими мусульманами, связанными с определенными регионами Индостана. Среди них был шейх Фарид Муртаза Хан , индийский мусульманин из Дели, который был Мир Бахши Акбара и Джахангира. Бухари-сайиды, Барха-сайиды и камбохи пользовались особым предпочтением на высоких военных должностях. Джахангир упомянул великих полководцев и армии, участвовавших в кампаниях в Декане под руководством Шах-Джахана в качестве принца, особенно сайидов Бархи и Бухары, шейхзадов, хиндустанских патанов и раджпутов, в кампаниях в Кандагаре. [ 108 ] [ 109 ] Нынешний шахи-имам Джамиа Масджид в Дели - Бухари Сайид. [ 110 ]

Культура

[ редактировать ]

На урду слово «касба» относится к поселению, большему, чем деревня, но меньшему, чем город; короче, город. В Индии касба — небольшой городок, отличающийся наличием высокопоставленных мусульманских семей. [ 111 ]

Культурная близость означала, что индо-персидское влияние сыграло большую роль в создании индо-мусульманской кухни в Северной Индии. [ 112 ] Характерные ингредиенты этой кухни включают лук и чеснок, специи, такие как гвоздика, кардамон, мускатный орех, мускатный орех, перец и корица, а также использование йогурта, сливок и масла. [ 113 ] Специальные блюда включают бирьяни , [ 114 ] корма , кофта , сикх кабаб , нихари , халим , наргиси кофтай , рогани наан , наан , шир-хурма (десерт) , другие лепешки индо-персидского происхождения и чай (сладкий чай с молоком) . [ нужна ссылка ]

Географическое распространение

[ редактировать ]
Распределение пакистанцев, говорящих на урду как на родном языке, в 1998 г.

Хотя большинство говорящих на урду проживают в Пакистане (в том числе 30 миллионов носителей языка, [ 5 ] и до 94 миллионов носителей второго языка), [ 12 ] где урду является национальным и официальным языком, большинство носителей, использующих урду в качестве родного языка, проживают в северной Индии , где он является одним из 22 официальных языков . [ 115 ]

Сообщество, говорящее на урду, также присутствует в других частях субконтинента с историческим мусульманским присутствием , таких как Декани , Бихари. [ 18 ] и дакайцы (говорящие на дакайском урду ) в Бангладеш, [ 116 ] говорящие на урду члены общины мадхеши в Непале, [ 117 ] некоторые мусульмане в Шри-Ланке [ 118 ] и часть бирманских индейцев . [ 119 ]

Кроме того, среди южноазиатской диаспоры, особенно на Ближнем Востоке , есть говорящие на урду. [ 120 ] Северная Америка (особенно США и Канада), [ 120 ] [ 121 ] Европа (особенно Великобритания ), [ 122 ] Карибский , регион [ 122 ] Африка (особенно Южная Африка и Маврикий ), [ 122 ] Юго-Восточная Азия (особенно Сингапур ) [ 123 ] и Океания (особенно Австралия [ 11 ] и Фиджи ). [ 122 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Урду» в широком смысле не относится к языку хиндустани , а просто к литературному регистру (или стилю ) макроязыка, который идентифицируется как разговорный язык преимущественно мусульманами в Южной Азии , следовательно, статистически рассматривая современный стандартный хинди как отдельный объект. .
  2. ^ В первые дни Британской Индии жители Северной Индии многих вероисповеданий, включая индуистов, до середины 19 века называли себя говорящими на урду, после чего они идентифицировали себя как говорящие на хинди .
  1. Урду в Ethnologue (22-е изд., 2019 г.) Значок закрытого доступа
  2. ^ «Перепись Индии 2011: Язык» (PDF) . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения Индии . 2011 . Проверено 28 мая 2020 г.
  3. ^ «НАСЕЛЕНИЕ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ, ПОЛУ И СЕЛЬСКОМУ/ГОРОДСКОМУ» (PDF) . pbs.gov.pk. ​Статистическое бюро Пакистана. 2017 . Проверено 14 марта 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б Хаснайн, Халид (19 мая 2021 г.). «Население Пакистана составляет 207,68 млн человек, свидетельствуют результаты переписи 2017 года» . Рассвет . Архивировано из оригинала 17 октября 2022 г. Проверено 12 ноября 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Карл Скутч (7 ноября 2013 г.). Энциклопедия меньшинств мира . Тейлор и Фрэнсис. стр. 2234–. ISBN  978-1-135-19395-9 .
  6. ^ Национальное статистическое управление (2021 г.). Национальная перепись населения и жилищного фонда 2021 года, Отчет о кастовой/этнической принадлежности . Правительство Непала (Отчет).
  7. ^ «Подробные сведения о языках, на которых говорят дома, и способности говорить по-английски среди населения США в возрасте 5 лет и старше: 2009–2013 гг.» .
  8. ^ «Гражданство для беженцев Бихари» . Новости Би-би-си . 19 мая 2008 года . Проверено 19 июля 2020 г.
  9. ^ «Перепись 2011 года: краткая статистика» . Управление национальной статистики . Проверено 11 апреля 2015 г.
  10. ^ «Профиль переписи населения, перепись 2016 года, Канада» . Правительство Канады, Статистическое управление Канады . 8 февраля 2017 года . Проверено 6 октября 2020 г.
  11. ^ Jump up to: а б Али, Вакар (23 ноября 2018 г.). «Узнайте, сколько людей говорят на урду в вашем пригороде» . Новости СБС . Проверено 19 июля 2020 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Чедомир Несторович (28 мая 2016 г.). Исламский маркетинг: понимание социально-экономической, культурной и политико-правовой среды . Спрингер. стр. 142–. ISBN  978-3-319-32754-9 .
  13. ^ Джозеф, Амму (2004). Только между нами: женщины рассказывают о своем творчестве . Женский мир, Индия. ISBN  978-81-88965-15-1 .
  14. ^ Мир, Раза (15 июня 2014 г.). Вкус слов: введение в поэзию урду . Пингвин Великобритания. ISBN  978-93-5118-725-7 .
  15. ^ Рой, Арундати (1 сентября 2020 г.). Азади: Свобода. Фашизм. Вымысел . Книги Хеймаркет. ISBN  978-1-64259-380-8 . Язык, известный по-разному как урду/хинди/хиндустани, а в более раннюю эпоху – хиндави, зародился на улицах и базарах Северной Индии. Кхари боли, на котором говорят в Дели и его окрестностях, а также на территории нынешнего западного Уттар-Прадеша, является основным языком, к которому был добавлен персидский лексикон. На языке урду, написанном персидско-арабской письменностью, говорили индуисты и мусульмане по всей Северной Индии и на Деканском плато. ... Раздел урду всерьез начался во второй половине девятнадцатого века, после провала кампании за независимость 1857 года (известной британцам как Мятеж), когда Индия перестала быть просто активом Ост-Индской компании.
  16. ^ Гинзбург, В.; Вебер, С. (8 апреля 2016 г.). Справочник Пэлгрейва по экономике и языку . Спрингер. ISBN  978-1-137-32505-1 . Урду — это стилизованная версия разговорного языка, на котором говорят как мусульмане, так и индуисты на территории современной центральной северной Индии.
  17. ^ Фарук, М. (2012). Литературная культура урду: народная современность в творчестве Мухаммеда Хасана Аскари . Спрингер . ISBN  978-1-137-02692-7 . Исторически сложилось так, что урду возник в результате взаимодействия между индуистами и мусульманами. Он отметил, что урду – это не только язык мусульман, хотя мусульмане, возможно, сыграли более важную роль в превращении его в литературный язык. Индуистские поэты и писатели могли привнести в урду специфические элементы индуистской культуры, и они были приняты.
  18. ^ Jump up to: а б Клэр Александер; Джойя Чаттерджи; Анну Жале (6 ноября 2015 г.). Бенгальская диаспора: переосмысление мусульманской миграции . Рутледж. стр. 96–. ISBN  978-1-317-33593-1 .
  19. ^ Шмидт, Рут Лейла (8 декабря 2005 г.). Урду: основная грамматика . Рутледж . ISBN  978-1-134-71319-6 . Исторически урду развился из субрегионального языка Дели, который стал литературным языком в восемнадцатом веке. Две очень похожие стандартные формы языка возникли в Дели и в Лакхнау в современном Уттар-Прадеше. С 1947 года возникла третья форма — стандартный урду Карачи.
  20. ^ Махапатра, Б.П. (1989). Конституционные языки . Издательство Университета Лаваля . п. 553. ИСБН  978-2-7637-7186-1 . Современный урду — довольно однородный язык. Более старая южная форма, Deccani Urdu, сейчас устарела. Однако следует упомянуть две разновидности, а именно. Урду Дели и урду Лакнау. Оба практически идентичны, отличаются лишь некоторыми незначительными моментами. Обе эти разновидности считаются «стандартным урду» с некоторыми незначительными расхождениями.
  21. ^ Брайан Спунер; Уильям Л. Ханауэй, ред. (19 марта 2012 г.). Грамотность в персидском мире: письмо и социальный порядок . Издательство Пенсильванского университета, 2012. с. 296. ИСБН  978-1934536568 .
  22. ^ Калифорния Бэйли (2012). Правители, горожане и базары: Северо-индийское общество в эпоху британской экспансии: 1770–1870 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-908873-7 .
  23. ^ сэр Ричард Фрэнсис Бертон, Луис Вас де Камоэнс (1881). Камоэнс: его жизнь и его Лузиады, комментарий: Том 2 . Оксфордский университет. п. 573.
  24. ^ Хенк В. Вагенаар, С. С. Парих, Д. Ф. Плюккер, Р. Вельдхейзен ван Зантен (1993). Транслитерированный хинди-хинди-английский словарь Allied Chambers . Союзные издательства. ISBN  9788186062104 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  25. ^ Джон Овингтон (1994). Путешествие в Сурат в 1689 году . Азиатские образовательные услуги. п. 147.
  26. ^ Сандрия Б. Фрейтаг (1989). Коллективные действия и общественные общественные арены и возникновение коммунализма в Северной Индии . Издательство Калифорнийского университета. п. 104. ИСБН  9780520064393 .
  27. ^ Нариндар Саруп (1983). Гарднер из «Кавалерии Гарднера», 2-й уланский полк, Индийская армия . Публикации Абхинава. п. 67.
  28. ^ Ким А. Вагнер (2009). Душители и бандиты: Историческая антология бандитов . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-569815-2 .
  29. ^ Jump up to: а б Сумит Валия (2021). Непреодолимые страхи: расчет национальной безопасности . Издательство Лансер. п. 125. ИСБН  9788170623311 .
  30. ^ Калькуттский обзор 1956 года . Университет Калькутты. 1956. с. 38.
  31. ^ Кристофер Алан Бэйли, Калифорния Бэйли (1996). Империя и информация: сбор разведывательной информации и социальная коммуникация в Индии, 1780-1870 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521663601 .
  32. ^ Джозеф Срамек (2011). Пол, мораль и раса в компании Индии, 1765–1858 гг . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  9780230337626 .
  33. ^ Нил Грин (2009). Ислам и армия в колониальной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 143. ИСБН  9780521898454 .
  34. ^ Икрам уль-Маджид Сегал (2002). Оборонный журнал: Том 5, выпуски 9–12 . Мичиганский университет. п. 37.
  35. ^ Рудрангшу Мукерджи (2002). Авад во время восстания, 1857–1858: исследование народного сопротивления . Перманентный черный. п. 65. ИСБН  9788178240275 .
  36. ^ Илиза Р. Моргенштейн Фюрст (2017). Индийские мусульманские меньшинства и восстание 1857 года . Издательство Блумсбери. п. 46. ​​ИСБН  9781786732378 .
  37. ^ Калифорния Бэйли (2012). Правители, горожане и базары Северо-индийское общество в эпоху британской экспансии: 1770–1870 гг .
  38. ^ Р. Упадхьяй. «Споры об урду – еще больше разделяют нацию» . Аналитическая группа Южной Азии. Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года.
  39. ^ Редактор: Ричард В. Уикс (1984). Мусульманские народы: Маба . Гринвуд Пресс. п. 826. ИСБН  9780313246401 . {{cite book}}: |author= имеет общее имя ( справка )
  40. ^ Вишва Мохана Пандея (2003). Историография раздела Индии: анализ империалистических сочинений . Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 26. ISBN  9788126903146 .
  41. ^ Харджот Оберой (1994). Строительство религиозных границ . Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226615936 .
  42. ^ Шенила Ходжа-Мулджи (2018). Создание идеальной образованной девушки: создание желанных предметов в мусульманской Южной Азии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520970533 .
  43. ^ Хан Аманат (1938). Сельское хозяйство и животноводство в Индии Том-viii . Сельскохозяйственные исследования Имперского Совета. п. 485.
  44. ^ Калифорния Бэйли (2012). Правители, горожане и базары: Северо-индийское общество в эпоху британской экспансии: 1770–1870 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-908873-7 .
  45. ^ Калифорния Бэйли (2012). Правители, горожане и базары . Архив Кубка. п. 352. ИСБН  9780521310543 .
  46. Очерки арабской литературной биографии: 1350–1850 , Роджер М.А. Аллен, Джозеф Эдмунд Лоури, Терри ДеЯнг, Девин Дж. Стюарт , Издательство Отто Харрассовица, 30 декабря 2009 г.
  47. ^ Люди Индии Уттар-Прадеш, том XLII, часть третья, под редакцией А. Хасана и Дж. К. Даса
  48. ^ Музаффар Алам (1986). Кризис империи Великих Моголов в Северной Индии . Издательство Оксфордского университета, Бомбей. п. 21.
  49. ^ «Выдающиеся мусульмане» . archive.org . Проверено 29 марта 2016 г.
  50. ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . Atlantic Publishers & Distri. п. 202.
  51. ^ Джастин Джонс (2011). Шиитский ислам в колониальной Индии: религия, сообщество и сектантство . Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN  9781139501231 .
  52. ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . Atlantic Publishers & Distri. п. 202.
  53. ^ Раджастанский институт исторических исследований (1975). Журнал Института исторических исследований Раджастана: Том 12 . Раджастанский институт исторических исследований.
  54. ^ Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. п. 193. ИСБН  978-9-38060-734-4 .
  55. ^ Мохаммед Ясин . Издательство Верхней Индии. 1958. с. 18.
  56. ^ Мохаммад Ясин (1958). Социальная история исламской Индии, 1605-1748 гг . п. 18.
  57. ^ Мусульманская политика и лидерство на южноазиатском субконтиненте | издатель = Институт исламской истории, культуры и цивилизации, Исламский университет (Исламабад)
  58. ^ «АРИФ АЛВИ» . Пакистан Техрик-и-Инсаф . 20 мая 2017 г.
  59. ^ Народ Индии: Уттар-Прадеш , Том XLII, под редакцией А. Хасана и Дж. К. Даса, стр. 20. 1301.
  60. ^ Масума Хасан (2022). Пакистан в эпоху турбулентности . Перо и меч. п. 4. ISBN  9781526788634 .
  61. ^ Дели сквозь века: древний и средневековый Дели . Мичиганский университет. 1995. с. 1995. ISBN  9788174881380 .
  62. ^ Сайеда Сайидаин Хамид, «Введение», «Мусадды Хали: история в стихах о приливах и отливах ислама» (Нью-Дели: HarperCollins, 2003), стр. 24.
  63. ^ Раджа, Масуд Ашраф (2010). Построение Пакистана: основополагающие тексты и рост мусульманской национальной идентичности, 1857–1947 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   9780195478112
  64. ^ Индо-ираника: Том 29 . Иранское общество (Калькутта, Индия). 1976.
  65. ^ Ансарис из Юсуфпура, Махмуд Ансари, 2013 г.
  66. ^ https://www.heritagetimes.in/mukhtar-ansari/
  67. ^ https://www.britanica.com/biography/Mukhtar-Ahmad-Ansari .
  68. ^ Мазумдер, Раджит К. (2003). Индийская армия и создание Пенджаба . Ориент Лонгман. п. 105. ИСБН  978-81-7824-059-6 .
  69. ^ Труды: Том 55 . Конгресс истории Индии. 1995. с. 435.
  70. ^ Генри Уолтер Беллью (1891). Исследование этнографии Афганистана . Восточный университетский институт.
  71. ^ Крипал Чандра Ядав (1980). Дели в 1857 году: Том 1 . Академическая пресса. п. 294.
  72. ^ Ядав (1980). Дели в 1857 году: След Бахадур-шаха . Академическая пресса. п. 294.
  73. ^ Флитвуд Уильямс (1858 г.). Рассказ о событиях, сопровождавших вспышку беспорядков и восстановление власти в округе Меерут в 1857-58 годах . Правительственная пресса. п. 59.
  74. ^ Бенгалия, прошлое и настоящее: Журнал Исторического общества Калькутты · Том 86 . Калькуттское историческое общество. 1967. с. 47.
  75. ^ Jump up to: а б Народ Индии Уттар-Прадеш, том XLII, часть вторая, под редакцией А. Хасана и Дж. К. Даса
  76. ^ Робинсон, Фрэнсис (2007). Сепаратизм среди индийских мусульман: политика Соединенных провинций . Издательство Кембриджского университета. стр. 19–20. ISBN  9780521048262 .
  77. ^ Праг Нараин Бхаргава (1911). Кто есть кто в Индии: Части 4-8 . Ньюул Кишор Пресс.
  78. ^ Уильям Чарльз Бенетт (1870). Отчет о семейной истории главных кланов округа Рой Барейли . п. 5.
  79. ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . п. 186.
  80. ^ Бхасин, Ракеш (21 мая 2018 г.). Дастан-э-Авад: важное путешествие из Файзабада в Лакхнау . Идея Пресс. ISBN  978-1-64249-882-0 .
  81. ^ Йос Гомманс (2017). Индийский фронтир: конь и отряд в создании империй . Рутледж. ISBN  9781351363563 .
  82. ^ Нил Грин · (2012). Суфизм: Глобальная история . Джон Уайли и сыновья. п. 144. ИСБН  9781405157612 .
  83. ^ Журнал Азиатского общества Бенгалии: Том 47 . Азиатское общество (Калькутта, Индия), Азиатское общество Бенгалии. 1878. с. 331. Мухаммад-хан, будучи простым солдатом, не понимал ни одного слова на персидском, тюркском или пуштунском языке.
  84. ^ Ирвин, Уильям (1879). История бангаш-навабов Фаррухабада: с 1713 по 1771 год нашей эры. Г.Х. Роуз.
  85. ^ Калифорния Бэйли (1988). Правители, горожане и базары: Североиндийское общество в эпоху британской экспансии, 1770–1870 гг . п. 119.
  86. ^ ПРИЯНГИ АГАРВАЛ (7 октября 2015 г.). «Стамбул открывает глаза 11 тысячам турок Рохилханда» . Таймс оф Индия .
  87. ^ Хан Аманат (1938). Сельское хозяйство и животноводство в Индии Том-viii . Сельскохозяйственные исследования Имперского Совета. п. 486.
  88. ^ Калькуттский обзор 1956 года . Университет Калькутты. 1956. с. 38.
  89. ^ Калифорния Бэйли (2012). Правители, горожане и базары: Северо-индийское общество в эпоху британской экспансии: 1770–1870 гг . ISBN  978-0-19-908873-7 .
  90. ^ Труды:Том 50 . Конгресс истории Индии. 1990.
  91. ^ Пунам Сагар (1993). Политика маратхов в отношении Северной Индии . Публикации Минакши. п. 158.
  92. ^ Артур Дадни (2015). Дели: страницы забытой истории . ISBN  9789384544317 .
  93. ^ С.Р. Шарма · (2014). Жизнь, времена и поэзия Мира . Издательство Партридж. п. 133. ИСБН  9781482814781 .
  94. ^ Атар Али (1968). Дворянство Великих Моголов при Аурангзебе . п. 251. Дилир Хан Рохела - Место рождения: Индия.
  95. ^ Уильям Ирвин (1971). Позже Моголы . п. 117.
  96. ^ Адриан МакНил (2004). Изобретение Сарода: История культуры . Книги Чайки. п. 52. ИСБН  9788170462132 .
  97. ^ «Объяснитель: основные политические партии Пакистана» . Aljazeera.com . 6 мая 2013 г.
  98. ^ .Л. Дрейк-Брокман (1909). Окружные справочники объединенных провинций Агра и Ауд: Шахджаханпур . Supdt., Government Press, Соединенные провинции.
  99. ^ Адриан МакНил (2004). Изобретение Сарода: История культуры . Книги Чайки. п. 52. ИСБН  9788170462132 . Действительно, Шахджаханпур, расположенный на границе между Авадом и Рохилкхандом, представлял собой своего рода спорную землю между двумя провинциями, но симпатии и связи Шахджаханпурских патханов всегда лежали на Аваде, а не на стороне
  100. ^ С.М. Икрам (1995). Индийские мусульмане и раздел Индии . Atlantic Publishers & Dist. п. 203. ИСБН  9788171563746 .
  101. ^ Али, Имран (14 июля 2014 г.). Пенджаб при империализме, 1885-1947 гг . Издательство Принстонского университета. п. 47. ИСБН  978-1-4008-5958-0 .
  102. ^ Сингх, Канзас; Бхатия, АК; Шарма, Мадан Лал (1994). Харьяна . Антропологическое обследование Индии . п. 284. ИСБН  978-81-7304-091-7 .
  103. ^ Ахмед, доктор Мухтар; Госвами, Хина (2022). «Наваб Хайр Андеш Хан: эрудит периода Великих Моголов» . Международный исторический журнал . 4 (1). Университет Дели: 100–106. ISSN   2706-9117 .
  104. ^ Jump up to: а б Амареш Мисра (1998). Лакхнау, Огонь благодати: история его революции, Возрождения и последствий . Издательство HarperCollins, Индия. ISBN  9788172232887 .
  105. ^ Прадип Баруа (2005). Государство в состоянии войны в Южной Азии . п. 73.
  106. ^ Сурья Нараин Сингх . Публикации Миттала. 2003. с. 9.
  107. ^ Мабуд 2019 , с. 36.
  108. ^ Кеннет Плетчер. История Индии . Издательская группа Розен.
  109. ^ Эллисон Бэнкс Финдли (1993). Нур Джахан: Императрица Великих Моголов Индии . Издательство Оксфордского университета.
  110. ^ Насир Раза Хан. Ислам в Индии: история, политика и общество . Манакин Пресс. п. 86.
  111. ^ EA Mann (1992): Границы и идентичности: мусульмане, работа и статус в Алигархе , стр. 23: «Касба — это небольшой городок, отличающийся присутствием «порядочных людей или семей определенного ранга» (Platts, 1974)».
  112. ^ Чармейн О'Брайен (15 декабря 2013 г.). Путеводитель по еде для пингвинов в Индии . Пингвин Букс Лимитед. ISBN  9789351185758 .
  113. ^ Кен Альбала (2011). Пищевые культуры Всемирной энциклопедии . Гринвуд. п. 2011. ISBN  9780313376269 .
  114. ^ «Дебаты о еде в Пакистане: команда Бирьяни против команды Пулао, кто победит?» . www.gulfnews.com . 20 января 2022 г. Проверено 2 января 2023 г.
  115. ^ Перельцвайг, Ася (24 августа 2017 г.). Языки мира: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-17114-5 .
  116. ^ Редклифт, Виктория (26 июня 2013 г.). Безгражданство и гражданство: лагеря и создание политического пространства . Рутледж. ISBN  978-1-136-22032-6 .
  117. ^ «Мадхеш» . Организация непредставленных наций и народов . 2020 . Проверено 16 июля 2020 г.
  118. ^ Махруф, МММ (1992). «Урду в Шри-Ланке: социолингвистика языка меньшинства». Исламские исследования . 31 (2): 185–201. JSTOR   20840072 .
  119. ^ Джаяти Бхаттачарья; Кунур Крипалани (1 марта 2015 г.). Индийские и китайские иммигрантские сообщества: сравнительные перспективы . Гимн Пресс. С. 9, 121–. ISBN  978-1-78308-447-0 .
  120. ^ Jump up to: а б Рут Лейла Шмидт (8 декабря 2005 г.). Урду: основная грамматика . Рутледж. стр. 100-1 23–. ISBN  1-134-71320-7 .
  121. ^ Карен Исаксен Леонард (2007). Поиск дома: индийский Хайдарабад за рубежом . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-0-8047-5442-2 .
  122. ^ Jump up to: а б с д Тедж К. Бхатия; Ашок Коул (10 ноября 2005 г.). Разговорный урду: полный курс для начинающих . Рутледж. стр. 1–. ISBN  978-1-134-77970-3 .
  123. ^ Торстен Чахер (10 ноября 2017 г.). Раса, религия и затруднительное положение «индийских мусульман» в Сингапуре . Тейлор и Фрэнсис. стр. 235–. ISBN  978-1-315-30337-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bfbd468f25531bd90c99b96a0f7c6595__1722654720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/95/bfbd468f25531bd90c99b96a0f7c6595.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Urdu-speaking people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)