Пляж мертвых
Плайя-де-лос-Муэртос (Пляж мертвых) — археологический объект периода среднего формирования , расположенный на северном побережье Гондураса , в долине Улуа . [1] однако оно «имело непрерывную историю, восходящую еще к любому оседлому обществу, документированному в Мезоамерике ». [1] Плайя-де-лос-Муэртос, который когда-то был деревней, известен прежде всего своими захоронениями и керамикой . [1] Археологи выявили сильное влияние ацтеков и майя на первых жителей Плайя-де-лос-Муэртос, однако это считается отдельной культурой. Это место наиболее примечательно своими прекрасно изготовленными керамическими фигурками, которые, как известно, раскопала Дороти Попено . Эти фигурки, особенно те, которые изображают женские формы , помогли археологам интерпретировать гендерные роли на этом месте. [2] Археологи полагают, что люди в Плайя-де-лос-Муэртос, вероятно, участвовали в торговых сетях на большие расстояния, простирающихся от Гватемалы до на побережье Мексиканского залива центров ольмеков . [1]
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
Этимология
[ редактировать ]Название « Плайя-де-лос-Муэртос означает «пляж мертвых» » в буквальном переводе с испанского .
Расположение
[ редактировать ]расположенное на карибском побережье северо-запада Гондураса Археологическое кладбище Плайяс-де-лос-Муэртос, , расположено на реке Улуа . Он также расположен в 10 км от места археологических раскопок Пуэртос-Эскондидо , расположенного на небольшом притоке реки Чамелекон , одной из двух тропических рек, образующих нижнюю часть долины Улуа на карибском побережье Гондураса. [3]
История раскопок
[ редактировать ]Джордж Байрон Гордон впервые раскопал археологические раскопки Плайя-де-лос-Муэртос с 1895 по 1897 год. [4] Гордон проводил эти раскопки во время поездки по Центральной Америке, проводя различные раскопки на разных участках континента. Информация, собранная в ходе раскопок Гордона, дала важное представление о стратиграфических отношениях между различными культурными группами в этом районе. В частности, анализ черепков глиняной посуды помог выявить эти связи. [4]
Затем в 1928 году Дороти Попено начала раскопки на этом месте. Раскопки Попено были сосредоточены на кладбищах, расположенных в Плайя-де-лос-Муэртос. [4] Многие из найденных горшков и статуэток посвящены гендерным ролям и тому, как женская форма изображалась . Во время раскопок Попено рисовала зарисовки артефактов и места раскопок. Раскопки были сосредоточены на кладбищах и, в частности, на погребальном инвентаре , хранившемся вместе с телами. В ходе раскопок было обнаружено множество горшков, глиняных фигурок и костей животных. Большое количество костей животных заставило исследователей поверить в то, что Плайя-де-лос-Муэртос, по крайней мере частично, существовал за счет охоты . Из множества черепков и статуэток , которые были раскопаны, на многих изображены женщины и различные женские половые признаки . [1] Многие фигурки изображены с; мало одежды, сидят, скрестив ноги, подтянув одно колено, и видны отчетливые половые признаки. [5]
Более современный пример работы, выполненной на Плайя-де-лос-Муэртос, можно увидеть в работах Розмари А. Джойс . Джойс проводил различные работы на территории Плайя-де-лос-Муэртос в конце 20 века. Ее анализ сайта показывает, что многие горшки датируются еще 1600 годом до нашей эры, а установленные торговые сети с территориями на территории современной Мексики датируются еще 1100 годом до нашей эры. [6] Недавний анализ сайта, проведенный Джойсом, включает гендерную проблематику и идентичность Плайя-де-лос-Муэртос. Джойс подчеркивает важность личности на этом месте и обсуждает агентство на Плайя-де-лос-Муэртос. Роль женщин и то, как они изображены, также занимают центральное место в творчестве Джойса. [5]
Джордж Вайллант
[ редактировать ]Джордж Клэпп Вайллант родился в 1901 году в Бостоне, штат Массачусетс , и учился в Гарвардском университете , где в 1927 году получил докторскую степень по антропологии, защитив диссертацию, которая установила хронологию керамики майя . После получения докторской степени он поступил в Американский музей естественной истории в 1927 году, а затем начал работать в Мексиканской долине . [7] Что касается раскопок на Плайяс-де-лос-Муэртос, Вайлант использовал найденную на этом месте керамику, чтобы проследить развитие средних культур Мезоамерики . Он сделал это, используя Закон суперпозиции , сравнивая керамику, найденную в других местах, с керамикой, найденной в Plays de Los Muertos, и перекрестно датируя. [8]
Дороти Попено
[ редактировать ]
Попено, урожденная Дороти Кейт Хьюз, родилась в июне 1899 года в Эшфорде, графство Суррей , Англия. Она посещала школу для валлийских девочек в Эшфорде до начала Первой мировой войны , когда присоединилась к английской сухопутной армии . После войны она работала в саду Кью в Лондоне, Англия, в качестве ассистента доктора Отто Кнапфа пригласила ее до 1923 года, когда Агнес Чейз присоединиться к персоналу Национального гербария США в Управлении интродукции иностранных растений. Она провела многочисленные исследования культивируемого бамбука . Оказавшись там, она познакомилась и вышла замуж за Уилсона Попено , исследователя сельского хозяйства, а позже родила им пятерых детей. В 1925 году ее муж принял должность директора сельскохозяйственных экспериментов в United Fruit Company и перевез семью в Телу на атлантическом побережье Гондураса . Находясь в Гондурасе, Попено проявила интерес к археологии и работала на нескольких археологических памятниках Гондураса, в том числе в крепости майя Тенампуа в 1927 году. Между 1928 и 1932 годами она проводила раскопки в Гондурасе. доколумбовое кладбище в Плайя-де-лос-Муэртос. Однако она не смогла завершить свою работу, потому что в декабре 1932 года она съела незрелый, сырой плод аки , который, как полагают, отравил ее, и в результате она умерла. Результаты ее раскопок на Плайяс-де-лос-Муэртос были опубликованы посмертно в 1934 году. [9] [10]
Гендерные роли на Плайя-де-лос-Муэртос
[ редактировать ]Многое из того, что сейчас известно о гендерных ролях на Плайя-де-лос-Муэртос, основано на анализе необычайно детализированных глиняных фигурок . У этих фигурок несколько разных, но повторяющихся причесок ; они также склонны носить украшения. [11] Розмари А. Джойс , доцент кафедры антропологии Гарвардского университета, в своем анализе утверждает, что на основе этих фигурок изображены отдельные личности. Керамика особенно хорошо изображает женщин. Джойс считает, что на основе керамических изображений мы сможем сделать выводы о гендерных ролях в гондурасских обществах в период формирования. [11] [12] Анализ Джойса основан на описаниях причесок женщин Мексики XVI века. Прически фигурок Плайя-де-лос-Муэртос, а также изображенные украшения сильно напоминают эти описания. [13]
Таким образом, сходство позволяет предположить, что общества ацтеков и Плайя-де-лос-Муэртос были очень консервативны в выражении полов и этапов жизни . [13] Следовательно, украшения и прическа человека будут зависеть от его пола и возраста . [11] Фигурки можно было бы рассматривать как « телесное изображение ». [12]
В своем анализе керамики Джойс сравнила полихромное искусство Плайя-де-лос-Муэртос - Улуа с керамикой Нижней и Центральной Америки и классической низменности. Во всех этих случаях фигурки мужчин и женщин обычно изображаются занимающимися каким-либо трудом или с предметами, связанными с трудом. Анализ Джойса предполагает, что керамика представляет собой дихотомию, встроенную в гендерный труд. Фигурки Плайя-де-лос-Муэртос в основном изображают женщин с горшками, с детьми или трогающими свои волосы. [12] Джойс интерпретирует эти изображения как способ показать важность вклада женщин в жизнь общества: приготовление пищи и рождение детей. [12] В своем гендерном анализе в Плайя-де-лос-Муэртос Джойс предполагает, что на гендерную динамику сильно повлиял союз с классической культурой майя.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Джойс, Розмари А. и Джон С. Хендерсон, 2001 г. Начало деревенской жизни в Восточной Мезоамерике. Латиноамериканская древность 12 (1): 5–23.
- ^ Джойс, Розмари А. 1993 Женский труд: образы производства и воспроизводства в доиспанском регионе Южной Центральной Америки. Современная антропология 34 (3): 255-274.
- ^ Джойс, Розмари А. и Джон С. Хендерсон. 2007. От застолья к кухне: последствия археологических исследований в ранней гондурасской деревне. Американский антрополог. 109 (4): 642-653.
- ^ Jump up to: а б с Археологические раскопки 1938 года на северо-западе Гондураса. Природа 142(3594): 501-501.
- ^ Jump up to: а б Джойс, Розмари А. 1993 Женский труд: образы производства и воспроизводства в доиспанском регионе Южной Центральной Америки. Текущая антропология 34 (3): 255-274.
- ^ Джойс, Розмари А. 2003 Создавая что-то из себя: воплощение в жизни и смерти в Плайя-де-лос-Муэртос, Гондурас. Кембриджский археологический журнал 13 (2): 248-261.
- ^ О'Брайен Майкл и Р. Ли Лайман. 1999. Сериация, стратиграфия и индексные окаменелости: основа археологии. Kluwer Academic Press: Нью-Йорк и другие.
- ^ Киддер, AV 1945. Джордж Клэпп Вайллант. Американский антрополог. 47 (4): 589–602.
- ^ Джстор. 2011. Попено, Дороти Кейт (1899–1932). http://plants.jstor.org/person/bm000048385 . (По состоянию на 29 февраля 2012 г.).
- ^ «Остерегайтесь сказок о смертоносных растениях». The Ledger (Лейкленд, Флорида) . 30 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Джойс, Розмари А. (2003) Создавая что-то из себя: воплощение в жизни и смерти в Плайя-де-лос-Муэртос, Гондурас. Кембриджский археологический журнал: 13 (2): 248-261.
- ^ Jump up to: а б с д Джойс, Розмари А. (1993). Женский труд: образы производства и воспроизводства в доиспанском регионе Южной Центральной Америки. Современная антропология: 34 (3): 255-274.
- ^ Jump up to: а б Джойс, Розмари А.А. (2000). Девчонка и мальчик мальчик: создание взрослой жизни в древней Мезоамерике World Archeology 31 (3), 473–83.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Записи экспедиции Джорджа Байрона Гордона в Центральную Америку
- Фредерик Уилсон и Дороти Попено
- Раздел особого списка Гондураса IC2 Керамические особые формы – Статуэтки –
- Культура ольмеков, Плайя-де-лос-Муэртос, Гондурас.
- Выставка гондурасской керамики
- Сопротивление гарифуна мегатуризму в заливе Тела
- Майя Гондураса
- Раннее формирование долины нижней части реки Улуа, Гондурас
- Керамическая последовательность периода становления из Плайя-де-лос-Муэртос, Гондурас, автор Недения Конант Кеннеди.
- Доколумбовая эпоха