Древний мезопотамский подземный мир

Древний мезопотамский подземный мир (известный в шумеровском языке как Кур , Иркалла , Кукку , Арали или Кигал , и в Аккадском, как Эршету ), была самой нижней частью древнего ближнего космоса , примерно параллельно региону, известному как Тартара из ранней греческой космологии, примерно параллельно региону, известно Полем Он был описан как темная, тоскливая пещера, расположенная глубоко под землей, [ 1 ] [ 2 ] где, как считалось, жители продолжают «транспозиционную версию жизни на земле». [ 1 ] Единственной едой или напитком была сухая пыль, но члены семьи покойного изливали священные минеральные возмещения из земли , чтобы они могли пить. Первоначально в шумеровском подземном мире считалось, что окончательного суждения покойного не было, и мертвые не были ни наказаны, ни награждены за их поступки в жизни.
Правителем подземного мира была богиня Эрешкагал , которая жила во дворце Ганзир , иногда использовавшейся в качестве имени самого подземного мира. Ее муж был либо Гугаланной , «каналом-инспектором Ану», либо, особенно в более поздних историях, Нергал , бог войны. После Аккадского периода ( ок. 2334–2154 гг. До н.э.) Нергал иногда принимал на себя роль правителя подземного мира. Семь ворот подземного мира охраняются привратником, которого называют Neti в шумере. Бог Намтар Эрешкагала действует как Суккал или божественный сопровождающий. Умирающий Бог Думузид проводит половину года в подземном мире, в то время как во время другой половины его место занимает его сестра, богиня скребья Гештинанна , которая записывает имена умершего. Подземный мир был также обителью различных демонов, в том числе отвратительного ребенка-исурачика Ламашту , страшного ветрового демона и защитника Бога Пазузу и Галла , которые вытащили смертных в подземный мир.
Имена
[ редактировать ]было У шумеров большое количество различных имен, которые они применяли в подземном мире, включая Арали , Иркалла , Кукку , Кур , Кигал и Ганзир . [ 3 ] Все эти термины были позже заимствованы в Аккадиан. [ 3 ] В остальное время подземный мир был просто известен по словам, означающим «Земля» или «Песок», включая термины Кура и Ки в шумеровском и словом erṣetu на Аккадском. [ 3 ] При использовании в отношении подземного мира слово KUR обычно означает «земля», [ 3 ] [ 4 ] [ А ] Но иногда это значение сочетается с другим возможным значением слова Кур как «горы». [ 3 ] Знак Cuniperifors для Kur был написан идеографически с помощью Cuniperiper Tight 𒆳, пиктограммой горы. [ 7 ] Иногда подземный мир называется «земля без возврата», «пустыни» или «нижний мир». [ 3 ] Наиболее распространенным названием для Земли и подземного мира в Аккадианском является Эршту , [ 8 ] подземного мира, включая Ammatu , Arallû : Но другие имена для , Bīt дюймовый Думузи Хоуэр , danninu « ( ("Earth of No Return"), ganzer / kanisurra, ḫaštu, irkalla, kiūru, kukkû ("Darkness"), kurnugû ("Earth of No Return"), Ламмо , Мату Шаприту и Каккару . [ 8 ] В мифе « Нергал и Эрешкигал » это также называется Курнуги . [ 9 ]
Условия
[ редактировать ]
Все души отправились в ту же загробную жизнь, [ 1 ] [ 3 ] И действия человека в течение жизни не повлияли на то, как человек будет обращаться в мире. [ 1 ] В отличие от древней египетской загробной жизни , не было никакого процесса суждения или оценки для умершего; [ 3 ] Они просто появились перед Эрешкигалом, который произнесет их мертвыми, [ 3 ] и их имена будут записаны богиней писца Гештинанна . [ 3 ] Считалось, что души в Куре не едят ничего, кроме сухой пыли [ 11 ] и члены семьи покойного ритуально вкладывают ликвидации в могилу мертвого человека через глиняную трубку, что позволило бы мертвым пить. [ 12 ] По этой причине было считается необходимым иметь как можно больше потомков, чтобы потомки могли продолжать предоставлять местности мертвого человека, чтобы пить в течение многих лет. [ 13 ] Те, кто умер без потомков, пострадали бы больше всего в подземном мире, потому что им вообще нечего было бы пить, [ 14 ] и считали, что преследовали живых. [ 15 ] Иногда мертвые описываются как голые или одетые в перья, как птицы. [ 3 ]
Тем не менее, существуют предположения в соответствии с тем, какие сокровища в богатых могилах были предназначены как предложения для UTU и Anunnaki , так что покойный получал специальные услуги в подземном мире. [ 2 ] Во время третьей династии Ур ( ок. 2112 - ок . [ 12 ] Те, с которым дали роскошные захоронения, будут хорошо обращаться, [ 12 ] Но те, кому дали плохие захоронения, будут плохо. [ 12 ] Те, кто не получил надлежащего захоронения, например, те, кто погиб в пожарах и чьи тела были сожжены или те, кто умер один в пустыне, вообще не существовали в подземном мире, но просто перестанут существовать. [ 14 ] Шумерцы полагали, что для очень привилегированной музыка может облегчить мрачные условия подземного мира. [ 10 ]
География
[ редактировать ]Лестница привела к воротам подземного мира. [ 3 ] Сам подземный мир обычно расположен даже глубже под землей, чем Абзу , тело пресной воды, которое, по мнению древних месопотамцев, лежало глубоко под землей. [ 3 ] Однако в других противоречивых традициях он, кажется, находится в отдаленном и недоступном месте на земле, возможно, где -то на дальнем западе. [ 3 ] Эта альтернативная традиция намекается на тот факт, что подземный мир иногда называют «пустыней» [ 3 ] и тем фактом, что фактические реки, расположенные далеко от Шумера, иногда называют «рекой подземного мира». [ 3 ] Считалось, что в подземном мире было семь ворот, через которые должна пройти душе. [ 1 ] Все семь ворот были защищены болтами . [ 16 ] Бог Нети был привратником. [ 17 ] [ 18 ] , Суккал Эрешкигала или посланник, был богом Намтар . [ 19 ] [ 17 ] Дворец Эрешкигала был известен как Ганзир. [ 16 ]
Ночью, как полагали, было солнечным богом UTU , путешествуя через подземный мир, когда он отправился на восток, готовясь к рассвету. [ 20 ] Одна шумерская литературная работа относится к тому, что UTU освещает подземный мир и распределение суждения там [ 21 ] и Shamash Hymn 31 (BWL 126) заявляет, что UTU служит судьей мертвых в подземном мире вместе с Малку , Кусу и Ануннаки . [ 21 ] На пути через подземный мир, как полагали, проходил через сад бога Солнца, [ 20 ] которые содержали деревья, которые носили драгоценные камни как фрукты. [ 20 ] Шумерский гимн Инанна и Уту содержат этиологический миф, в котором сестра Уту Инанна умоляет ее брата Уту отвести ее в Кур, [ 22 ] чтобы она могла попробовать плод дерева, который там растет, [ 22 ] что откроет ей все секреты секса. [ 22 ] UTU подчиняется и, в Куре, Иманна на вкус и становится знающим в сексе. [ 22 ]
Жители
[ редактировать ]Эрешкигал и семья
[ редактировать ]
Древние мезопотамцы считали ряд божеств проживать в подземном мире. [ 3 ] Королевой подземного мира была богиня Эрешкагал. [ 16 ] [ 17 ] [ 1 ] Считалось, что она жила во дворце, известном как Ганзир. [ 16 ] В более ранних историях ее муж Гугаланна , [ 16 ] Но в более поздних мифах ее муж - бог Нергал . [ 16 ] [ 17 ] Ее привратник был богом Нети [ 17 ] И ее Суккал - бог Намтар . [ 16 ] В стихотворении спусканны в подземный мир Эрешкагал описывается как «старшая сестра» Инанны. [ 23 ]
Гугаланна - первый муж Эрешкигала, королевы подземного мира. [ 16 ] Его имя, вероятно, первоначально означало «Инспектор канала». [ 16 ] и он может быть просто альтернативным названием для Эннуги . [ 16 ] Сын Эрешкигала и Гуггаланны - Ниназур . [ 16 ] В спуск Инанны в подземный мир Инанна говорит привратнику Нити, что она спускается в подземный мир, чтобы посетить похороны «Гугаланна, мужа моей старшей сестры Эрешкигала». [ 16 ] [ 24 ] [ 23 ]
В период Аккадского периода ( ок. 2334 - 2154 г. до н.э.) роль Эрешкагала как правителя подземного мира была назначена Нергалу, богу смерти. [ 1 ] [ 17 ] Аккадцы попытались гармонизировать это двойное управление подземным миром, создав мужа Нергала Эрешкигала. [ 1 ] Нергал - божество, чаще всего идентифицируемое как муж Эрешкагала. [ 25 ] Он также был связан с лесными пожарами (и отождествлен с богом огня, Гибиль [ 26 ] ), лихорадка, чумы и война. [ 25 ] В мифах он вызывает разрушение и опустошение. [ 25 ]
Ниназу - сын Эрешкигала и отца Нингишзиды . [ 27 ] Он тесно связан с подземным миром. [ 27 ] Ему в основном ему поклонялись в Эшнунне во время третьего тысячелетия до нашей эры, но позже он был вытеснен богом Хурриан Шторм Тишпак . [ 27 ] Богу по имени «Ниназу» также поклонялись в Энеги на юге Шумера, [ 27 ] Но это может быть другой местный бог с одинаковым именем. [ 27 ] Его божественным зверем был Мушушшу , своего рода дракон, который позже был передан Тишпаку, а затем Мардуку. [ 27 ]
Нингишзида - это Бог, который обычно живет в подземном мире. [ 28 ] Он сын Ниназу, и его имя может быть этимологически получено из фразы, означающей «Властелин добрый дерево». [ 28 ] В шумерском стихотворении, смерти Гильгамеша , герой Гильгамеш умирает и встречается с Нингишидой вместе с Думузидом в подземном мире. [ 29 ] Гудея , шумерский король городского государства Лагаш , почитал Нингзида своим личным защитником. [ 29 ] В мифе об Адапе думузид и Нингишзида описываются как охраняющие ворота высшего небеса. [ 30 ] Constellation Ningishzida был связан с Hydra . [ 31 ]
Другие божества в подземном мире
[ редактировать ]
Думузид, позже известный в искаженной форме Таммуз, является древним месопотамским богом пастухов [ 32 ] и основной супруг богини Инанна. [ 32 ] Его сестра - богиня Гештинанна. [ 32 ] [ 33 ] В дополнение к тому, чтобы быть богом пастухов, думузид также был сельскохозяйственным божеством, связанным с ростом растений. [ 34 ] [ 35 ] Древние ближневосточные народы связаны с думузидом с весной, когда земля была плодородной и обильной, [ 34 ] [ 36 ] Но в летние месяцы, когда земля была сухой и бесплодной, считалось, что Думузид «умер». [ 34 ] [ 37 ] В течение месяца Думузида , который упал в середине лета, люди по всему Шумеру оплакивали его смерть. [ 38 ] [ 39 ] Огромное количество популярных историй распространялось на Ближнем Востоке, окружающих его смерть. [ 38 ] [ 39 ]
Гештинанна - сельская сельскохозяйственная богиня, иногда связанная с интерпретацией мечты . [ 40 ] Она сестра Думузида, бога пастухов. [ 40 ] В одной истории она защищает своего брата, когда демоны Галла приходят, чтобы тащить его в подземный мир, последовательно скрывая его в четырех разных местах. [ 40 ] В другой версии истории она отказывается рассказать галле , где он прячет, даже после того, как они ее мучают. [ 40 ] Галла в конечном итоге уберет Думузид после того , как его предали неназванный «Друг», [ 40 ] Но Инанна постановляет, что он и Гештинанна будут чередовать места каждые шесть месяцев, каждый тратит пол года в подземном мире, в то время как другой остается на небесах. [ 40 ] Пока она находится в подземном мире, Гештинанна служит писцом Эрешкагала. [ 40 ]
Лугал-Ирра и Месламта-Эа -это набор богов-близнецов, которым поклонялись в деревне Кисига, расположенной в северной Вавилонии . [ 41 ] Их считали хранителями дверных проемов [ 42 ] И изначально они были представлены как набор близнецов, охраняющих ворота подземного мира, которые разбили мертвые на куски, проходя через ворота. [ 43 ] Во время неоассирийского периода (911 до н.э.-609 г. до н.э.), небольшие их изображения будут похоронены на входах, [ 42 ] С Лугал-Иррой всегда слева и Месламта-Эа всегда справа. [ 42 ] Они идентичны и показаны в рогатых крышках, и каждый держит топор и булаву. [ 42 ] Созвездия Они идентифицированы с Близнецами , который назван в его честь. [ 42 ]
Нити является привратником подземного мира. [ 44 ] В истории спуска Инанны в подземный мир он ведет Инанну через семь ворот подземного мира, [ 44 ] [ 45 ] Удаляя одну из ее одежды у каждого ворота, чтобы, когда она пришла до Эрешкигала, она голая и символически бессильна. [ 44 ] [ 45 ] Белет-Сери - богиня подземного мира, которая, как считалось, записывает имена умершего, когда они вошли в подземный мир. [ 46 ] Энмесарра - незначительное божество подземного мира. [ 47 ] Говорят, что семь или восемь других второстепенных божеств были его потомством. [ 47 ] Его символом был Сушен (своего рода голубь ). [ 47 ] В одном заклинании Энмесарра и Нинмешарра, его коллега -женщина, вызываются как предки Энки и как первобытные божества. [ 47 ] Эннуги является «инспектором канала богов». [ 16 ] Он сын Энлила или Энмесарры [ 16 ] и его жена - богиня Нанибгал . [ 16 ] Он связан с подземным миром [ 47 ] И он может быть Гугаланна, первым мужем Эрешкигал, под другим именем. [ 16 ]
Демоны
[ редактировать ]Древние мезопотамцы также полагали, что в подземном мире домом для многих демонов, [ 3 ] которые иногда называют «потомство арали ». [ 3 ] Эти демоны иногда могут покинуть подземный мир и терроризировать смертных на земле. [ 3 ] Один класс демонов, которые, как считалось, проживали в подземном мире, был известен как Галла ; [ 48 ] Похоже, что их основная цель состояла в том, чтобы перетащить неудачные смертные обратно в Кур. [ 48 ] Они часто упоминаются в магических текстах, [ 49 ] И некоторые тексты описывают их как семь. [ 49 ] Несколько существующих стихов описывают галла, тянущую бог думузида в подземный мир. [ 18 ] Как и другие демоны, однако, Галла также может быть доброжелательностью [ 18 ] и, в гимне от короля Гудеи Лагаш 2144-2124 ( ок. г. до н.э.), незначительный бог по имени Иг-Алима описывается как «Великая галла Гирсу » . [ 18 ] Демоны не имели культы в мезопотамской религиозной практике, так как демоны «не знают еды, не знают, не пить, не ешьте муку, не предлагая и не пьют никакой возмещения». [ 50 ]
Ламашту была демонической богиней с «головой льва, зубами осла, обнаженной груди, волосатым телом, окрашенными руками (с кровью?), Длинными пальцами и ногтями и ногами Анзу ». [ 51 ] Считалось, что она питается кровью младенцев. [ 51 ] и был широко обвинен как причина выкидышей и смерти к котке . [ 51 ] Хотя Ламашту традиционно идентифицируется как демония, [ 52 ] Тот факт, что она могла бы вызвать зло самостоятельно без разрешения других божеств, решительно указывает на то, что ее считали богиней самостоятельно. [ 51 ] Месопотамские народы защищены от нее, используя амулеты и талисманы . [ 51 ] Считалось, что она ездила на своей лодке на реке подземного мира [ 51 ] И она была связана с ослами. [ 51 ] Считалось, что она была дочерью . [ 51 ]
Пазузу - демонический бог, который был хорошо известен вавилонянам и ассирийцам на протяжении первого тысячелетия до нашей эры. [ 53 ] Он показан с «довольно собачьим лицом с аномально выпуклыми глазами, чешуйчатым телом, пенисом с головой змеи, когтями птицы и обычно крыльями». [ 53 ] Считалось, что он сын Бога Ханби . [ 54 ] Его обычно считали злом, [ 53 ] Но он также может иногда быть полезным субъектом, которое защищалось от ветров, несущих эпидемию [ 53 ] И он считался способным вернуться к Ламашту в подземный мир. [ 55 ] Амулеты с его изображением были расположены в жилищах, чтобы защитить детей от Ламашту [ 54 ] и беременные женщины часто носили амулеты с головой на них в качестве защиты от нее. [ 54 ]
Шул-Па-э означает «юношеский блеск», но он не рассматривал как молодой Бог. Имя [ 56 ] Согласно одной традиции, он был супругом Ninhursag, традицией, которая противоречит обычному изображению Энки как супруга Ninhursag. [ 56 ] [ 57 ] В одном шумерском стихотворении предложения сделаны в Шхул-Па-э в подземном мире и, в более позднем мифологии, он был одним из демонов подземного мира. [ 56 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Древняя мезопотамская религия
- Призраки в мезопотамских религиях
- Земля тьмы - мифическая земля
- Шумерская религия - первая религия региона Месопотамии, которая ощутима путем письма
- Мир тьмы - подземный мир в мандоизме
- Спуск Инанны в подземный мир
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В своей книге шумерской мифологии , впервые опубликованной в 1944 году и пересмотренной в 1961 году, ученый Сэмюэл Ноа Крамер утверждал, что Кур также может относиться к личному сущности, чудовищному созданию дракона, аналогичного вавилонскому Тиамату , [ 5 ] Но это интерпретация была опровергнута как необоснованная Торкильдом Якобсеном в его эссе «Шумерная мифология: обзорная статья» [ 6 ] и не упоминается в более поздних источниках.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Черно 2014 .
- ^ Jump up to: а беременный Баррет 2007 , с. 7–65.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т Black & Green 1992 , p. 180.
- ^ Крамер 1961 , с. 76
- ^ Крамер 1961 , с. 76–83.
- ^ Jacobsen 2008a , с. 121–126.
- ^ Крамер 1961 , с. 110.
- ^ Jump up to: а беременный Горовиц 1998 , с. 268–269.
- ^ Далли 2008 , с. 169
- ^ Jump up to: а беременный Black & Green 1992 , p. 25
- ^ Black & Green 1992 , с. 58, 180.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Black & Green 1992 , p. 58
- ^ Black & Green 1992 , с. 180–181.
- ^ Jump up to: а беременный Black & Green 1992 , p. 181.
- ^ Black & Green 1992 , с. 88–89.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Black & Green 1992 , p. 77
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Nemet-nejat 1998 , p. 184.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Black & Green 1992 , p. 86
- ^ Black & Green 1992 , p. 134.
- ^ Jump up to: а беременный в Голландия 2009 , с. 115.
- ^ Jump up to: а беременный Горовиц 1998 , с. 352.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Lieth 1998 , P. 91
- ^ Jump up to: а беременный Wolkstein & Kramer 1983 , p. 55
- ^ Крамер 1961 , с. 90
- ^ Jump up to: а беременный в Black & Green 1992 , p. 136
- ^ Kasak & Veede 2001 , p. 28
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Black & Green 1992 , p. 137.
- ^ Jump up to: а беременный Black & Green 1992 , p. 138.
- ^ Jump up to: а беременный Black & Green 1992 , p. 139
- ^ Black & Green 1992 , с. 139–140.
- ^ Black & Green 1992 , p. 140.
- ^ Jump up to: а беременный в Black & Green 1992 , p. 72
- ^ Wolkstein & Kramer 1983 , с. 74–84.
- ^ Jump up to: а беременный в Ackerman 2006 , p. 116
- ^ Jacobsen 2008b , с. 87–88.
- ^ Jacobsen 2008b , с. 83–84.
- ^ Jacobsen 2008b , с. 83–87.
- ^ Jump up to: а беременный Black & Green 1992 , p. 73.
- ^ Jump up to: а беременный Jacobsen 2008b , с. 74–84.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Black & Green 1992 , p. 88
- ^ Black & Green 1992 , p. 123.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Black & Green 1992 , p. 124
- ^ Black & Green 1992 , с. 123–124.
- ^ Jump up to: а беременный в Крамер 1961 , с. 87
- ^ Jump up to: а беременный Wolkstein & Kramer 1983 , с. 157–159.
- ^ Jordan 2002 , p. 48
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Black & Green 1992 , p. 76
- ^ Jump up to: а беременный Black & Green 1992 , p. 85
- ^ Jump up to: а беременный Black & Green 1992 , с. 85–86.
- ^ ср . Строка 295 в "Спуск Инанны в мировой мир"
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Black & Green 1992 , p. 116
- ^ Black & Green 1992 , с. 115–116.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Black & Green 1992 , p. 147
- ^ Jump up to: а беременный в Black & Green 1992 , p. 148.
- ^ Black & Green 1992 , с. 147–148.
- ^ Jump up to: а беременный в Black & Green 1992 , p. 173.
- ^ Джордж 1999 , с. 225
Работы цитируются
[ редактировать ]- Акерман, Сьюзен (2006) [1989], Дэй, Пегги Линн (ред.), Пол и разница в древнем Израиле , Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press, ISBN 978-0-8006-2393-7
- Barret, CE (2007), «Была ли пыль их еда и глинила их хлеб?: Могильные товары, мезопотамская загробная жизнь и лиминальная роль Инана/Иштара» , Журнал древних ближневосточных религий , 7 (1), Лейден, The Нидерланды: Брилл: 7–65, doi : 10.1163/156921207781375123 , ISSN 1569-2116
- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, Демоны и Символы Древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , Остин: Университет Техасской прессы, ISBN 0714117056
- Чокси, М. (2014), «Древние мезопотамские убеждения в загробной жизни» , Энциклопедия мировой истории
- Далли, Стефани (2008). Мифы из Месопотамии: творение, наводнение, Гильгамеш и другие . УП Оксфорд. ISBN 9780191027215 .
- Джордж, Эндрю (1999), «Глоссарий надлежащих существительных» , Эпос Гильгамеш: вавилонское эпическое стихотворение и другие тексты в Аккадском и Шумерском , Лондоне, Нью -Йорке, Мельбурне, Торонто, Нью -Дели, Окленде и Роузбанке, Южном Африка: книги пингвинов, ISBN 978-0-14-044919-8
- Голландия, Гленн Стэнфилд (2009), Боги в пустыне: религии древнего Ближнего Востока , Ланхэм, Мэриленд; Boulder, CO; Нью-Йорк; Торонто; и Плимут, Великобритания: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., ISBN 978-0-7425-9979-6
- Горовиц, Уэйн (1998), Месопотамская космическая география , Месопотамские цивилизации, Вайнона Лейк, Индиана: Эйзенбрауны, ISBN 978-0-931464-99-7
- Jacobsen, Thorkild (2008a) [1970], «Шумерская мифология: обзорная статья» в Моране, Уильям Л. (ред. , ) И История, Юджин, или: WIPF & Stock, с. 104–131, ISBN 978-1-55635-952-1
- Jacobsen, Thorkild (2008b) [1970], «На пути к образу Таммуза», в Моране, Уильям Л. (ред.), На образе Таммуза и других эссе о мезопотамской истории и культуре , голубь исследования в Библии, языке, языке, и история, Юджин, Орегон: WIPF & Stock, стр. 73–103, ISBN 978-1-55635-952-1
- Джордан, Майкл (2002) [1993], Энциклопедия богов , Лондон: Кайл Кэти Лимитед, ISBN 978-0-8160-5923-2
- Касак, Энн; Vede, Raul (2001), Kõiva, Mare; Kuperjanov, Andres (Eds.), Понимание планет в древней Месопотамии» (PDF) , фольклор: электронный журнал фольклора , 16 , Тарту, Эстония: Народная вера и медиа-группа ELM: « 7-33 , doi : Doi : 10.7592/fejf2001.16.planets , ISSN 1406-0957
- Крамер, Сэмюэл Ной (1961), Шумерская мифология: изучение духовных и литературных достижений в третьем тысячелетии н.э. до 978-0-8122-1047-7
- Leick, Gwendolyn (1998) [1991], Словарь древней ближневосточной мифологии , Нью -Йорк: Routledge, ISBN 978-0-415-19811-0
- Nemet-nejat, Karen Rhea (1998), Daily Life в древней Месопотамии , Daily Life, Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд, ISBN 978-0-313-29497-6
- Волькштейн, Дайан; Крамер, Сэмюэл Ной (1983), Инанна: Королева Небес и Земли: ее истории и гимны из Шумера , Нью -Йорк: издатели Harper & Row, ISBN 978-0-06-090854-6