Jump to content

Пентай

Страница полузащищена
(Перенаправлено с «Протестантизм в Эфиопии »)

P'ent'ayПентай
Венигелави (евангелист)
Тип Восточное христианство
Классификация Восточный протестантский христианин
Ориентация Пятидесятники , лютеране , баптисты , меннониты , англикане , адвентисты , святости , методисты , пресвитериане
Политика Конгрегационалист и пресвитерианин
Область Эфиопия, Эритрея, США, Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Германия, Великобритания, Израиль, Кения, Австралия и другие части эфиопско-эритрейской диаспоры.
Язык Существует множество различных типов английского , амхарского , сидамского , тигринья и эфиопско-эритрейского народных языков.
Основатель Питер Хейлинг
Источник 19–20 вв.
Члены ~16,500,000
Другое имя (а) Эфиопская евангелическая церковь, Эритрейская евангелическая церковь, Эфиопский евангелизм, Эритрейский евангелизм
Официальный сайт Официальный сайт ECFE (английский)

П'ент'ай (от геэза : ጬሤ P̣enṭe - это термин на амхарском языке и языке тигринья , обозначающий пятидесятников христиан- ) . Сегодня этот термин относится ко всем евангелическим протестантским конфессиям и организациям в эфиопском и эритрейском обществах. Альтернативные термины включают эфиопско-эритрейский евангелизм или эфиопско-эритрейскую евангелическую церковь. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Иногда конфессии и организации известны как Венигелави (от геэза : ወንጌላዊ wängelawi «евангелический»).

Евангелическое христианство было первоначально введено американской и европейской протестантской миссионерской деятельностью , которая началась в 19 веке среди различных народов, включая христиан, отколовшихся от православной церкви Тевахедо , [ 5 ] другие ветви христианства или перешедшие из нехристианских религий или традиционных религиозных обрядов. С момента создания церквей и организаций Пэнте выдающимися движениями среди них были пятидесятничество, баптистская традиция, лютеранство , методизм , пресвитерианство , меннониты , [ 6 ] и христиане-протестанты восточной ориентации в Эфиопии и Эритрее , а также эфиопская и эритрейская диаспора. [ 7 ] [ 5 ] [ 8 ]

Этимология

Этот термин был придуман в конце 1960-х годов и использовался как уничижительное слово для церквей, которые верили в пятидесятнический опыт и духовные дары Святого Духа. [ 7 ] используется для описания местных христиан- протестантов, которые не являются членами эфиопских православных церквей Тевахедо и Эритрейских православных церквей Тевахедо (вместе известных как ортодоксальные Тевахедо ).

Термин P'ent'ay происходит от слова «пятидесятник»; однако с тех пор это слово стало общим сокращением, относящимся не только к протестантам-евангелистам, но и ко всем христианам протестантской конфессии, независимо от того, называют они себя пятидесятниками или нет. [ 9 ] Некоторые православные эфиопы даже применяют этот термин к небольшому католическому населению Эфиопии и Эритреи (но это случается редко).

Эквивалентное исполнение на многих других языках — «евангелическое»; термин Wenigēlawī означает «евангелист» и использовался рядом с P'ent'ay . Многие из этих групп описывают свою религиозную практику как восточно-христианскую в культурном отношении , но протестантскую евангелическую по доктрине. [ 10 ]

Номиналы

Основные протестантские конфессии в Эфиопии и Эритрее тесно связаны между собой (часть амхарского языка : церкви , латинизированные : «Abiate kristianat» – «abiyate kirisitīyanati»). [ нужна ссылка ] или сообщество церквей) баптистской , лютеранской , пятидесятнической и меннонитской конфессий. [ 11 ]

Основные номиналы

Некоторые общины Пентаи - особенно, например, лютеранская церковь Мекане Йесус - находились под влиянием ортодоксальных церквей Тевахедо, которые представляют доминирующую традиционную эфиопскую и эритрейскую христианскую демографическую группу, но по большей части очень пятидесятнические в своем богослужении и богословии. .

Другие номиналы

Единство и ECFE

ECFE, или Содружество евангелической церкви Эфиопии, представляет собой консорциум возрожденных тринитарных христиан . [ 14 ] В ECFE входят 22 церкви-члена, а по статистике 2004 года - 11,5 миллионов членов. [ 15 ] Все церкви Пентай, независимо от конфессии, внутри страны известны как церкви ( Abiate kristianat ' или abiyate kirisitīyanati'). [ нужна ссылка ] означает «церкви» в смысле «сообщества христиан» на амхарском языке, официальном рабочем федеральном языке Эфиопии. [ 16 ] Высшая школа богословия Эфиопии, министерство «Золотая нефть», Евангелический теологический колледж, Эфиопское библейское общество и христианский колледж Месерете являются наиболее широко признанными конфессиями в мире. [ 17 ] Эти церкви часто работают вместе, обмениваясь проповедниками и организуя церковные конференции.

Статистика

Согласно статистическим данным Всемирной христианской базы данных за 2005 год , эфиопские пятидесятники/харизматики проживают около 16 процентов территории страны. Отдельные группы включают церковь «Слово жизни» (Кале Хейвет), Мекане Йесус, церкви Христа, церковь Мисгана в Эфиопии, Ассамблею Бога, церковь Хивот Берхан, Эмнет Кристс, Месерете Кристс, Церковь Свет жизни, Мулу Вонгель (полная версия). . Церковь верующих в Евангелие) и другие церкви, насчитывающие чуть более 12 миллионов пентаев в Эфиопии. [ 18 ] Однако, по данным Всемирной христианской энциклопедии, евангелическая протестантская община составляет всего 13,6% населения Эфиопии. [ 19 ] [ 20 ] По данным правительственной переписи 1994 года, христиане-протестанты составляют 10% населения (около 7–8 миллионов сегодня). [ 21 ] Согласно данным о членстве и приверженцах, предоставленным различными церквями и конфессиями, эфиопские протестанты составляют 18,59% населения страны, что соответствует недавним данным Государственного департамента США. [ 22 ] [ 23 ]

Убеждения

Евангелисты в Эфиопии и Эритрее верят, что человек спасается, веря в Иисуса как Господа и Спасителя для прощения грехов. Они верят в Отца, Сына и Святого Духа, единую сущность Троицы . Как и все другие христианские группы, принимающие канонические Евангелия , Пентаи также верят в « рождение свыше » ( дагем мевелед ), как это неоднократно написано в Евангелии от Иоанна и подтверждается крещением Святым Духом. а также водное крещение. Говорение на языках рассматривается как один из признаков, но не единственный признак «принятия Христа», который должен включать в себя новый образ жизни и социальное поведение.

Хотя почти все евангелические протестантские ветви в Эфиопии и Эритрее имеют одно или два богословских различия или разные подходы к интерпретации Библии, все четыре основные ветви следуют убеждениям, общим для возрожденных христиан. Четыре основные деноминации также обмениваются пасторами ( мегаби ) и позволяют проповедникам служить в разных церквях по приглашению ( полное причастие ). Все четыре основные церкви и другие также делятся и слушают различных певцов госпела, продюсеров мезмура (госпел или гимнов ) и хоров.

История

Питер Хейлинг был первым протестантским миссионером в Эфиопии. [ 24 ] и считается [ кем? ] как отец-основатель движения Пентай или Венигелави. [ нужна ссылка ]

По большей части эфиопские и эритрейские протестанты заявляют, что их форма христианства представляет собой как реформацию нынешних православных церквей Тевахедо, так и восстановление их до первоначального эфиопского христианства. Они полагают, что эфиопское православие стало язычеством после 960-х годов, во время правления царицы Гудит , которая уничтожила и сожгла большую часть церковного имущества и Священных Писаний. [ 25 ] Они утверждают, что эти события привели к постепенному язычеству Восточных Православных Церквей, в которых, по их словам, сейчас доминируют лишь ритуалы, слухи и басни . [ 26 ] используют предполагаемое «секуляризованное учение» нынешних Эфиопской и Эритрейской православных церквей, предполагаемую неспособность большинства православных последователей жить по наставлениям Библии и второканонических книг Христиане Пентай в качестве доказательства , используемых сельскими священниками. их вера в ортодоксальное учение Тевахедо также в основном синкретизирована. Христиане-пентай используют историю эфиопского православного христианства до 1960-х годов как свою собственную историю, несмотря на отсутствие исторической преемственности.

Лишь в начале 20 века американские и европейские миссионеры распространяли протестантизм среди меннонитских и пятидесятнических церквей через Внутреннюю миссию Судана (SIM). [ 27 ] Когда СИМ продолжила свое движение после кратковременного запрета во время войны Эфиопии с Италией, пишут, что миссионеры были ошеломлены плодами своей первоначальной миссии. Христиане-протестанты по-прежнему сталкиваются с преследованиями в сельских регионах, и им помогает « Голос мучеников» ; [ 5 ] [ 28 ] однако растет терпимость между эфиопскими православными, мусульманами и растущим населением христиан-пентай в городских районах страны. с учетом доминирования эфиопских православных тевахедо и растущего мусульманского населения, население христиан-пентай оценивалось примерно в 16,15 миллиона человек (19 процентов от общей численности населения). Согласно информации, опубликованной Государственным департаментом США , [ 22 ]

Препятствия

Путаница с неаффилированными лицами

Недавнее ошибочное отождествление некоторых групп с P'ent'ay вызвало путаницу. Одно противоречие касается пятидесятников-единственников и Свидетелей Иеговы , которым категорически противостоят другие протестантские конфессии.

Митрополит церкви sui iuris Восточно-католические Эритрейской католической церкви и Эфиопской католической церкви не являются церквями Пентай (евангелическими протестантами) , но некоторые ортодоксальные приверженцы Тевахедо использовали термин Пентай как уничижительный, смешивая и « объединяя их с Пентаем (евангелистскими протестантами) . [ 9 ]

Преследование

По данным «Голоса мучеников», в сельских районах происходили жестокие убийства христиан-пентьай, о которых эфиопские сельские власти обычно не обращают внимания и которые остаются нераскрытыми для международных организаций. Некоторые восточно-православные семьи выгоняют детей из дома, если они переходят в протестантизм. Поскольку большинство населения составляют православные, "Голос мучеников" утверждает, что уголовных расследований в отношении восточных православных банд, которые сжигают евангелические церкви, разрушают дома и даже убивают христиан-пентьай, не ведется.

«Голос мучеников» также заявляет, что христиане-евангелисты были убиты исламскими боевиками за то, что они не отказались от своей веры во Христа. Исламские боевики остановили как минимум один автобус (около Джиджиги , сельской местности) и потребовали от христиан читать исламское вероучение , убивая тех, кто отказывается. Церкви, в основном сельские, такие как Кале Хейвет, исторически сталкивались с преследованиями со стороны агрессоров, часто делавших это безнаказанно. Во время правления предыдущего правительства 1970-х и 1980-х годов преследования были одинаково жестокими и в городских городах: такие церкви, как Мулу Вонгель (Полное Евангелие) и Церковь Месереке Кристос, столкнулись с повсеместными преследованиями, массовыми тюремными заключениями и убийствами. Из-за отсутствия связей с Западом церковь Мулу Вонгель была объявлена ​​вне закона эфиопским правительством Дерга .

Новые преследования преследовали эфиопских протестантов на протяжении более десяти лет. Однако после смены правительства религиозное равенство, включая право на богослужение, строительство церквей и евангелизацию, было восстановлено. Мелкие и сельские проблемы все еще существуют. Несмотря на эти проблемы, по сравнению с прошлым, 1990-е годы принесли в Эфиопию наибольшую свободу вероисповедания. Большинство евангелических церквей, особенно Мулу Вонгель, Ассамблеи Бога и Кале Хейвет, подвергались преследованиям и задержаниям со стороны предыдущих правительств. [ 29 ] Государство, спонсировавшее преследование протестантов правительством 1980-х годов, создало то, что некоторые ученые называют «невидимой церковью» и подпольной евангелизацией, в которой количество членов этих церквей резко возросло, несмотря на эту эпоху преследований. [ 30 ] [ 31 ]

С начала 1990-х годов преследования в основном прекратились, особенно в городах и прилегающих к городам районах, а уровень толерантности между христианами-евангелистами и другими религиозными группами растет. Однако правящая партия создала Управление по вере и делам религии (аналогично тому, что существует в Китае) для выдачи лицензий, требования лояльности и проникновения в иерархию христианских и исламских институтов. Несмотря на то, что это не сравнимо с преследованием, спонсируемым государством в прошлом, христиане Пэнтай в Эфиопии по-прежнему сталкиваются с преследованиями со стороны частных лиц в сельских районах, где доминируют мусульмане. [ 32 ] Несмотря на известную религиозную терпимость Эфиопии, проблемы принятия, связанные с культурой, и рост некоторых евангелических церквей также привели к некоторому насилию, особенно когда неправославные христиане и мусульмане стремятся получить равный экономический и социальный статус с традиционно привилегированными православными христианами.

Новые проблемы, с которыми христиане сталкиваются в Эфиопии, включают движение исламского фундаментализма, исходящее в основном из радикальных исламистских организаций или последователей крайней формы ваххабистского ислама, исходящих из связанных с Саудовской Аравией мусульманских неправительственных организаций и проектов. [ 33 ] В Эритрее к христианам-протестантам применяются пытки , арестовано более 2000 христиан (2006 г.). [ 34 ] Госдепартамент США называет ее страной, вызывающей особое беспокойство из-за нарушения религиозной свободы . [ 34 ] Сообщается, что в тюрьму бросают целые семьи. [ 35 ] По данным Фонда Варнава , в апреле 2010 года 28-летняя студентка умерла после того, как ее продержали в металлическом транспортном контейнере в течение 2 лет после ареста за посещение изучения Библии.

Гимны

Музыка, более технически говоря, «гимны» или «псалмы» ( Мезмур - መዝሙር - на амхарском языке, [ нужна ссылка ] официальный язык Эфиопии, а также и в других эфиопско-эритрейских языках) играет большую роль в проповеди и повседневной жизни пентай/христиан-евангелистов. С верой в то, что музыка должна быть предназначена для Бога и только для Него, эфиопский мезмур не имеет этнических или культурных границ, а также ограничений на то, какой стиль или инструменты использовать. Однако существует очевидное влияние американских евангелистов, которое привело к коммерциализации и переходу. Продажи компакт-дисков, кассет и DVD в настоящее время являются одной из редких отраслей в Эфиопии, находящихся на подъеме.

История музыки пенте

Несмотря на то, что у некоторых певцов старшего поколения не было финансовых средств для изготовления кассет, они по-разному повлияли на эфиопскую музыку, исполняя песни в местных церквях. Некоторые из первых певцов - Аддису Ворку, Леггессе Ватро, семья Арайя, которая раньше пела на радио Misrach Dimts.

Церковь Мекане Йесус проложила путь: перевод гимнов со шведского языка и адаптация эфиопской православной церкви Тевахедо. В начале 1970-х годов был основан хор Церкви Христа в Мезерете. Некоторые участники хора «Цион» из Мулу Вонгеля присоединились к недавно созданному хору, а Мезерете Кристос продолжила писать песни на эфиопских языках. В эти первые годы другие группы, такие как Bethel Singers, также выпускали эфиопские евангельские песни.

Ранние желающие

Одними из первых были хоры Mulu Wongel и Meserete Kristos, которые теперь дошли до хора E и F, каждый из которых имеет по 8, 9 альбомов. Некоторые из этих церквей в других городах-филиалах перестали использовать отдельные буквы для названий хоров и вместо этого стали использовать названия. Другие первые прибывшие: церковный хор Мекане Иисус, церковный хор Мулу Венгель, хор Церкви Христа Мезерете (MKC) прибыли примерно в 1970-х годах. В этой и других церквях быстро развивались сольные вокалисты. Аддису Ворку, Дередже Кебеде, Тамрат Вальба, Тесфайе Габиссо, Тамерате Хайле, Тадессе Эшете, Гизачев Ворку, Аталай Алем и Шевайе Дамте — вот лишь некоторые из списка, который начался раньше.

Современный

Среди певцов конца 20-го века - Калкидан Тилахун (Лили) из церкви Кале Хийвет, певцы Евангелия Ахава, Дагмави Тилахун (Даги) из церкви Мулу Вонгель и Элиас Абебе из церкви Ассамблей Божьих. Среди других - Автару Кебеде, София Шибабау, Месфин Гуту, Михирет Итефа, Леалем Тилахун (Лали), Гезахегн Музе, Азеб Хайлу и многие другие. [ 36 ] Есть также певцы, которые являются пасторами, в том числе Давит Молалин, Касшаун Лемма и Йоханнес Гирма. На юго-западе Эфиопии есть много разных певцов, которые также служили евангелическим церквям на юго-западе Эфиопии. Йонас Хайле, Михрет Гебретиос, Селам Хагос, Рут Мекурия, Йемане Хабте, Адханом Теклемариам и такие дуэты, как Йонатан и Сосуна. Новые стили представляют молодые исполнители, такие как Давит «Дэнни» Уолд, который учился в колледже Беркли. музыкальном [ 37 ]

Классические и инструментальные госпел-песни также процветали благодаря Фикру Алигазу и Вефильскому музыкальному служению. Кроме того, с 1998 года Фикру Алигаз проводит трехдневное служение прославления и поклонения вместе с хором Вефиля хвалы и поклонения, чтобы охватить местных христианских и нехристианских членов общины два раза в год. Такие дуэты, как Астер и Эндалкачеву или Гета Явкал и Беректавит. внесите больше разнообразия. Кроме того, бывшие светские певцы, такие как Хирут Бекеле, Соломон Дисаса и Мулукен, после того, как обратились и стали возрожденными христианами, написали госпел-песни. В церкви Пентай есть много композиторов, таких как Кристиан Гирма (в настоящее время живет в Денвере, Колорадо), Эбенезер Гирма, Энку Гирма, Натанаэль Бефикаду, Бирук Бедру, Даниэль Эвенету, Берекет Тесфайе, Самсон Тамрат, Ябец Тесема, Амеха Меконен. , Эндалкачев Хаваз, Эстифанос Менгисту и бесчисленное множество церковной музыки. игроки. Используется цифровая музыкальная композиция, и в Эфиопии существует более двадцати христианских музыкальных студий, включая CMM, TDS, COMNS, Sami, Nati, Langanoo, Begena, Kinnei, Albastor, Shalom, Exodus и Bethlehem.

Есть также много певцов госпел в Волайте, Хадия-Камбате, Сидаме и других районах Юга.

Современные музыкальные споры внутри Церкви

Некоторые из самых известных музыкальных исполнителей Эфиопии, такие как Элиас Мелка, игравшие в евангелических церквях, впоследствии перешли на светскую музыку. Некоторые современные певцы часто подражают американским артистам-евангелистам, предположительно включая другие образы жизни, которые не являются подлинным изображением традиционного эфиопского евангелизма. Традиция местных церковных групповых хоров в некоторой степени была вытеснена отдельными сольными певцами, которые неоднозначно завоевали статус знаменитостей своим образом жизни, часто напоминающим светских знаменитостей.

См. также

Ссылки

  1. ^ «Анцокия Эфиопская евангелическая церковь» . www.antsokia.net . Проверено 21 сентября 2020 г.
  2. ^ «О евангелическом богословском колледже» . Евангелическо-теологический колледж . Проверено 21 сентября 2020 г.
  3. ^ «Международная Эфиопская евангелическая церковь» . Международная Эфиопская евангелическая церковь . Проверено 21 сентября 2020 г.
  4. ^ «Содружество евангелической церкви Эфиопии» . www.ecfethiopia.org . Проверено 21 сентября 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б с «Эфиопская культура – ​​религия» . Культурный атлас . Проверено 2 декабря 2020 г.
  6. ^ «Современное влияние и связи западной и эфиопской церквей» (PDF) . worldmap.org . Проверено 22 марта 2016 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Миротворческий пятидесятник» . www.eternitynews.com.au . 15 октября 2019 г. Проверено 21 сентября 2020 г.
  8. ^ Брайан, Джек. «Эфиопия предоставляет автономию евангелическому центру» . Новости и репортажи . Проверено 2 декабря 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Пенте: имя, используемое православными христианами для обозначения эфиопских христиан-протестантов» (PDF) . Проверено 22 марта 2016 г.
  10. ^ «Пятидесятничество и харизматическое христианство в Эфиопии: историческое введение в практически неизведанное движение» . Исследовательские ворота .
  11. ^ «Отчет Эритреи» (PDF) . Международная амнистия. Май 2004 г., стр. 13–17. Индекс AI: AFR 64/003/2004.
  12. ^ Всемирная христианская энциклопедия, издание 2001 г., том 1, стр. 263
  13. ^ Англиканцы онлайн: Африка . По состоянию на 7 января 2010 г.
  14. ^ «Списки церквей ECFE и не-ECFE» . Государство.gov. 9 июня 2005 года . Проверено 22 марта 2016 г.
  15. ^ «Содружество евангелической церкви 2004 года» . Архивировано из оригинала 29 октября 2008 года . Проверено 3 февраля 2007 г.
  16. ^ AfricaNews (4 марта 2020 г.). «Один к пяти: Эфиопия получает четыре новых федеральных рабочих языка» . Африканьюс . Проверено 15 декабря 2020 г.
  17. Церкви и службы ECFE. Архивировано 12 августа 2007 г. в Wayback Machine.
  18. ^ «Исчерпывающая статистическая информация о мировых религиях, христианских конфессиях и группах людей» . Worldchristiandatabase.org . Проверено 22 марта 2016 г.
  19. Всемирная христианская энциклопедия. Архивировано 29 августа 2006 г. в Wayback Machine.
  20. ^ Всемирная христианская энциклопедия, 2001, Oxford University Press. Том 1: стр. 266.
  21. ^ Берхану Абегаз, Эфиопия: Модельная нация меньшинств (по состоянию на 22 марта 2006 г.)
  22. ^ Jump up to: а б «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2014 год» . Государство.gov . Проверено 22 марта 2016 г.
  23. ^ «Эфиопские протестанты утверждают, что составляют 18,59% населения» (PDF) . Проверено 22 марта 2016 г.
  24. ^ Отто Ф.А. Мейнардус, Христиане в Египте: православные, католические и протестантские общины в прошлом и настоящем (Американский университет Каира Press, 2005), стр. 100 и далее.
  25. ^ Пол Б. Хенце, Слои времени: История Эфиопии (Нью-Йорк: Пэлгрейв, 2000), с. 48
  26. ^ «Евангелисты говорят, что православные ориентированы на «внешнее благочестие» » . Csmonitor.com. 8 июня 2000 года . Проверено 22 марта 2016 г.
  27. ^ Брайан, Джек. «Будет ли следующее в мире миссионерское движение в Эфиопии?» . Сайт ChristianToday.com . Проверено 2 декабря 2020 г.
  28. ^ Ох, Линдси. «Эфиопия, возможно, уже не является христианской гаванью, которой она была» . Новости сети миссий . Проверено 2 декабря 2020 г.
  29. ^ «религиозные лидеры были заключены в тюрьму, а некоторые исчезли во время правления правительства 1980-х годов» . Mlive.com . Проверено 22 марта 2016 г.
  30. ^ «Евангелический и протестантский демографический взрыв во время коммунистического правительства 1980-х годов» . Mlive.com . Проверено 22 марта 2016 г.
  31. ^ «Попытка правительства 1980-х годов «уничтожить евангелическое христианство» способствовала росту евангелизма» . Mlive.com . Проверено 22 марта 2016 г.
  32. ^ «В 1995 году свобода вероисповедания улучшилась, но злоупотребления в отношении частных лиц остаются» . Csmonitor.com. 8 июня 2000 года . Проверено 22 марта 2016 г.
  33. ^ «Растущая уязвимость Эфиопии перед исламским экстремизмом и что это значит для Африканского Рога» . Религия отключена . Проверено 11 декабря 2020 г.
  34. ^ Jump up to: а б «Международные открытые двери» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
  35. ^ «ЗАЩИТА ПРЕСЛЕДУЕМЫХ ХРИСТИАН-ЕВАНГЕЛИКОВ В ЭРИТРЕЕ» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года.
  36. ^ «ВикиМезмур » www.WikiMezmur.org Получено 7 августа. [ источник, созданный пользователем ]
  37. ^ Мезмур 91, Псалом 91 Productions

Дальнейшее чтение

  • Хауштайн, Йорг (2011). Написание истории религии: историография эфиопского пятидесятничества , Висбаден: Харрассовиц.
  • Хеге, Натан Б. (1998). За пределами наших молитв: удивительные полвека роста церкви в Эфиопии, 1948–1998 гг . Скоттсдейл, Пенсильвания: Herald Press.
  • Тибебе Эшете (2009). Евангелическое движение в Эфиопии: сопротивление и устойчивость . Уэйко, Техас: Издательство Университета Бэйлора.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f07cfdcfa3f0f864d47bfb5be974c0d3__1722105900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/d3/f07cfdcfa3f0f864d47bfb5be974c0d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
P'ent'ay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)