Пентай
P'ent'ayПентай Венигелави (евангелист) | |
---|---|
![]() | |
Тип | Восточное христианство |
Классификация | Восточный протестантский христианин |
Ориентация | Пятидесятники , лютеране , баптисты , меннониты , англикане , адвентисты , святости , методисты , пресвитериане |
Политика | Конгрегационалист и пресвитерианин |
Область | Эфиопия, Эритрея, США, Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Германия, Великобритания, Израиль, Кения, Австралия и другие части эфиопско-эритрейской диаспоры. |
Язык | Существует множество различных типов английского , амхарского , сидамского , тигринья и эфиопско-эритрейского народных языков. |
Основатель | Питер Хейлинг |
Источник | 19–20 вв. |
Члены | ~16,500,000 |
Другое имя (а) | Эфиопская евангелическая церковь, Эритрейская евангелическая церковь, Эфиопский евангелизм, Эритрейский евангелизм |
Официальный сайт | Официальный сайт ECFE (английский) |
Часть серии о |
христианство |
---|
![]() |
П'ент'ай (от геэза : ጬሤ P̣enṭe - это термин на амхарском языке и языке тигринья , обозначающий пятидесятников христиан- ) . Сегодня этот термин относится ко всем евангелическим протестантским конфессиям и организациям в эфиопском и эритрейском обществах. Альтернативные термины включают эфиопско-эритрейский евангелизм или эфиопско-эритрейскую евангелическую церковь. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Иногда конфессии и организации известны как Венигелави (от геэза : ወንጌላዊ wängelawi «евангелический»).
Евангелическое христианство было первоначально введено американской и европейской протестантской миссионерской деятельностью , которая началась в 19 веке среди различных народов, включая христиан, отколовшихся от православной церкви Тевахедо , [ 5 ] другие ветви христианства или перешедшие из нехристианских религий или традиционных религиозных обрядов. С момента создания церквей и организаций Пэнте выдающимися движениями среди них были пятидесятничество, баптистская традиция, лютеранство , методизм , пресвитерианство , меннониты , [ 6 ] и христиане-протестанты восточной ориентации в Эфиопии и Эритрее , а также эфиопская и эритрейская диаспора. [ 7 ] [ 5 ] [ 8 ]
Этимология
Этот термин был придуман в конце 1960-х годов и использовался как уничижительное слово для церквей, которые верили в пятидесятнический опыт и духовные дары Святого Духа. [ 7 ] используется для описания местных христиан- протестантов, которые не являются членами эфиопских православных церквей Тевахедо и Эритрейских православных церквей Тевахедо (вместе известных как ортодоксальные Тевахедо ).
Термин P'ent'ay происходит от слова «пятидесятник»; однако с тех пор это слово стало общим сокращением, относящимся не только к протестантам-евангелистам, но и ко всем христианам протестантской конфессии, независимо от того, называют они себя пятидесятниками или нет. [ 9 ] Некоторые православные эфиопы даже применяют этот термин к небольшому католическому населению Эфиопии и Эритреи (но это случается редко).
Эквивалентное исполнение на многих других языках — «евангелическое»; термин Wenigēlawī означает «евангелист» и использовался рядом с P'ent'ay . Многие из этих групп описывают свою религиозную практику как восточно-христианскую в культурном отношении , но протестантскую евангелическую по доктрине. [ 10 ]
Номиналы
Основные протестантские конфессии в Эфиопии и Эритрее тесно связаны между собой (часть амхарского языка : церкви , латинизированные : «Abiate kristianat» – «abiyate kirisitīyanati»). [ нужна ссылка ] или сообщество церквей) баптистской , лютеранской , пятидесятнической и меннонитской конфессий. [ 11 ]
Основные номиналы
- Эфиопская церковь Кале Хейвет («Слово жизни») — харизматическая евангелическая протестантская деноминация с пятидесятническими и баптистскими корнями. Он связан с Внутренней миссией Судана , межконфессиональной организацией, и имеет филиал в Эритрее.
- Эфиопская евангелическая церковь Мекане Йесус (Место Иисуса) — лютеранская деноминация, включающая пресвитерианский синод. Эритрейская евангелическая церковь Мекане Йесус — это эритрейская лютеранская ветвь этой евангелической протестантской деноминации. Эфиопская лютеранская конфессия — крупнейшая необъединённая лютеранская христианская конфессия в мире (см. список христианских конфессий по количеству членов ).
- Евангелическо -лютеранская церковь Эритреи — лютеранская деноминация, присоединившаяся к Всемирной лютеранской федерации в 1963 году.
- Эфиопская церковь верующих полного Евангелия — пятидесятническая деноминация с меннонитским влиянием.
- Церковь Мезерете Кристос (Фонд Христа) — меннонитская деноминация с влиянием пятидесятников.
- Христианские братья
Некоторые общины Пентаи - особенно, например, лютеранская церковь Мекане Йесус - находились под влиянием ортодоксальных церквей Тевахедо, которые представляют доминирующую традиционную эфиопскую и эритрейскую христианскую демографическую группу, но по большей части очень пятидесятнические в своем богослужении и богословии. .
Другие номиналы
- Баптистская церковь Аммануэля
- Церковь Мисгана в Эфиопии
- Ассамблеи Божьи – пятидесятники
- Церковь Хивот Берхан (Церковь Света Жизни)
- Тема Христа
- Берхане Вонгель – Лучшее от Берхане Вонгеля
- Баптистская церковь Аддис-Кидан
- Евангелическая церковь Эритреи
- Лютеранская церковь Эритреи
- Генеральная миссия Ближнего Востока
- Церковь адвентистов седьмого дня [ 12 ]
- Англиканство представлено в Эфиопии и Эритрее Епископальной церковью в Иерусалиме и на Ближнем Востоке и Епископальной англиканской провинцией Александрии ; Эфиопия и Эритрея являются частью Египетской епархии , в которую также входят другие страны Африканского Рога , а также регион Северной Африки. В Эфиопии есть две епископальные церкви: одна в Аддис-Абебе , а другая в Гамбеле , тогда как в Эритрее в настоящее время нет официально действующих общин. [ 13 ]
Единство и ECFE
ECFE, или Содружество евангелической церкви Эфиопии, представляет собой консорциум возрожденных тринитарных христиан . [ 14 ] В ECFE входят 22 церкви-члена, а по статистике 2004 года - 11,5 миллионов членов. [ 15 ] Все церкви Пентай, независимо от конфессии, внутри страны известны как церкви ( Abiate kristianat ' или abiyate kirisitīyanati'). [ нужна ссылка ] означает «церкви» в смысле «сообщества христиан» на амхарском языке, официальном рабочем федеральном языке Эфиопии. [ 16 ] Высшая школа богословия Эфиопии, министерство «Золотая нефть», Евангелический теологический колледж, Эфиопское библейское общество и христианский колледж Месерете являются наиболее широко признанными конфессиями в мире. [ 17 ] Эти церкви часто работают вместе, обмениваясь проповедниками и организуя церковные конференции.
Статистика
Согласно статистическим данным Всемирной христианской базы данных за 2005 год , эфиопские пятидесятники/харизматики проживают около 16 процентов территории страны. Отдельные группы включают церковь «Слово жизни» (Кале Хейвет), Мекане Йесус, церкви Христа, церковь Мисгана в Эфиопии, Ассамблею Бога, церковь Хивот Берхан, Эмнет Кристс, Месерете Кристс, Церковь Свет жизни, Мулу Вонгель (полная версия). . Церковь верующих в Евангелие) и другие церкви, насчитывающие чуть более 12 миллионов пентаев в Эфиопии. [ 18 ] Однако, по данным Всемирной христианской энциклопедии, евангелическая протестантская община составляет всего 13,6% населения Эфиопии. [ 19 ] [ 20 ] По данным правительственной переписи 1994 года, христиане-протестанты составляют 10% населения (около 7–8 миллионов сегодня). [ 21 ] Согласно данным о членстве и приверженцах, предоставленным различными церквями и конфессиями, эфиопские протестанты составляют 18,59% населения страны, что соответствует недавним данным Государственного департамента США. [ 22 ] [ 23 ]
Убеждения
Евангелисты в Эфиопии и Эритрее верят, что человек спасается, веря в Иисуса как Господа и Спасителя для прощения грехов. Они верят в Отца, Сына и Святого Духа, единую сущность Троицы . Как и все другие христианские группы, принимающие канонические Евангелия , Пентаи также верят в « рождение свыше » ( дагем мевелед ), как это неоднократно написано в Евангелии от Иоанна и подтверждается крещением Святым Духом. а также водное крещение. Говорение на языках рассматривается как один из признаков, но не единственный признак «принятия Христа», который должен включать в себя новый образ жизни и социальное поведение.
Хотя почти все евангелические протестантские ветви в Эфиопии и Эритрее имеют одно или два богословских различия или разные подходы к интерпретации Библии, все четыре основные ветви следуют убеждениям, общим для возрожденных христиан. Четыре основные деноминации также обмениваются пасторами ( мегаби ) и позволяют проповедникам служить в разных церквях по приглашению ( полное причастие ). Все четыре основные церкви и другие также делятся и слушают различных певцов госпела, продюсеров мезмура (госпел или гимнов ) и хоров.
История
Питер Хейлинг был первым протестантским миссионером в Эфиопии. [ 24 ] и считается [ кем? ] как отец-основатель движения Пентай или Венигелави. [ нужна ссылка ]
По большей части эфиопские и эритрейские протестанты заявляют, что их форма христианства представляет собой как реформацию нынешних православных церквей Тевахедо, так и восстановление их до первоначального эфиопского христианства. Они полагают, что эфиопское православие стало язычеством после 960-х годов, во время правления царицы Гудит , которая уничтожила и сожгла большую часть церковного имущества и Священных Писаний. [ 25 ] Они утверждают, что эти события привели к постепенному язычеству Восточных Православных Церквей, в которых, по их словам, сейчас доминируют лишь ритуалы, слухи и басни . [ 26 ] используют предполагаемое «секуляризованное учение» нынешних Эфиопской и Эритрейской православных церквей, предполагаемую неспособность большинства православных последователей жить по наставлениям Библии и второканонических книг Христиане Пентай в качестве доказательства , используемых сельскими священниками. их вера в ортодоксальное учение Тевахедо также в основном синкретизирована. Христиане-пентай используют историю эфиопского православного христианства до 1960-х годов как свою собственную историю, несмотря на отсутствие исторической преемственности.
Лишь в начале 20 века американские и европейские миссионеры распространяли протестантизм среди меннонитских и пятидесятнических церквей через Внутреннюю миссию Судана (SIM). [ 27 ] Когда СИМ продолжила свое движение после кратковременного запрета во время войны Эфиопии с Италией, пишут, что миссионеры были ошеломлены плодами своей первоначальной миссии. Христиане-протестанты по-прежнему сталкиваются с преследованиями в сельских регионах, и им помогает « Голос мучеников» ; [ 5 ] [ 28 ] однако растет терпимость между эфиопскими православными, мусульманами и растущим населением христиан-пентай в городских районах страны. с учетом доминирования эфиопских православных тевахедо и растущего мусульманского населения, население христиан-пентай оценивалось примерно в 16,15 миллиона человек (19 процентов от общей численности населения). Согласно информации, опубликованной Государственным департаментом США , [ 22 ]
Препятствия
Путаница с неаффилированными лицами
Недавнее ошибочное отождествление некоторых групп с P'ent'ay вызвало путаницу. Одно противоречие касается пятидесятников-единственников и Свидетелей Иеговы , которым категорически противостоят другие протестантские конфессии.
Митрополит церкви sui iuris Восточно-католические Эритрейской католической церкви и Эфиопской католической церкви не являются церквями Пентай (евангелическими протестантами) , но некоторые ортодоксальные приверженцы Тевахедо использовали термин Пентай как уничижительный, смешивая и « объединяя их с Пентаем (евангелистскими протестантами) . [ 9 ]
Преследование
По данным «Голоса мучеников», в сельских районах происходили жестокие убийства христиан-пентьай, о которых эфиопские сельские власти обычно не обращают внимания и которые остаются нераскрытыми для международных организаций. Некоторые восточно-православные семьи выгоняют детей из дома, если они переходят в протестантизм. Поскольку большинство населения составляют православные, "Голос мучеников" утверждает, что уголовных расследований в отношении восточных православных банд, которые сжигают евангелические церкви, разрушают дома и даже убивают христиан-пентьай, не ведется.
«Голос мучеников» также заявляет, что христиане-евангелисты были убиты исламскими боевиками за то, что они не отказались от своей веры во Христа. Исламские боевики остановили как минимум один автобус (около Джиджиги , сельской местности) и потребовали от христиан читать исламское вероучение , убивая тех, кто отказывается. Церкви, в основном сельские, такие как Кале Хейвет, исторически сталкивались с преследованиями со стороны агрессоров, часто делавших это безнаказанно. Во время правления предыдущего правительства 1970-х и 1980-х годов преследования были одинаково жестокими и в городских городах: такие церкви, как Мулу Вонгель (Полное Евангелие) и Церковь Месереке Кристос, столкнулись с повсеместными преследованиями, массовыми тюремными заключениями и убийствами. Из-за отсутствия связей с Западом церковь Мулу Вонгель была объявлена вне закона эфиопским правительством Дерга .
Новые преследования преследовали эфиопских протестантов на протяжении более десяти лет. Однако после смены правительства религиозное равенство, включая право на богослужение, строительство церквей и евангелизацию, было восстановлено. Мелкие и сельские проблемы все еще существуют. Несмотря на эти проблемы, по сравнению с прошлым, 1990-е годы принесли в Эфиопию наибольшую свободу вероисповедания. Большинство евангелических церквей, особенно Мулу Вонгель, Ассамблеи Бога и Кале Хейвет, подвергались преследованиям и задержаниям со стороны предыдущих правительств. [ 29 ] Государство, спонсировавшее преследование протестантов правительством 1980-х годов, создало то, что некоторые ученые называют «невидимой церковью» и подпольной евангелизацией, в которой количество членов этих церквей резко возросло, несмотря на эту эпоху преследований. [ 30 ] [ 31 ]
С начала 1990-х годов преследования в основном прекратились, особенно в городах и прилегающих к городам районах, а уровень толерантности между христианами-евангелистами и другими религиозными группами растет. Однако правящая партия создала Управление по вере и делам религии (аналогично тому, что существует в Китае) для выдачи лицензий, требования лояльности и проникновения в иерархию христианских и исламских институтов. Несмотря на то, что это не сравнимо с преследованием, спонсируемым государством в прошлом, христиане Пэнтай в Эфиопии по-прежнему сталкиваются с преследованиями со стороны частных лиц в сельских районах, где доминируют мусульмане. [ 32 ] Несмотря на известную религиозную терпимость Эфиопии, проблемы принятия, связанные с культурой, и рост некоторых евангелических церквей также привели к некоторому насилию, особенно когда неправославные христиане и мусульмане стремятся получить равный экономический и социальный статус с традиционно привилегированными православными христианами.
Новые проблемы, с которыми христиане сталкиваются в Эфиопии, включают движение исламского фундаментализма, исходящее в основном из радикальных исламистских организаций или последователей крайней формы ваххабистского ислама, исходящих из связанных с Саудовской Аравией мусульманских неправительственных организаций и проектов. [ 33 ] В Эритрее к христианам-протестантам применяются пытки , арестовано более 2000 христиан (2006 г.). [ 34 ] Госдепартамент США называет ее страной, вызывающей особое беспокойство из-за нарушения религиозной свободы . [ 34 ] Сообщается, что в тюрьму бросают целые семьи. [ 35 ] По данным Фонда Варнава , в апреле 2010 года 28-летняя студентка умерла после того, как ее продержали в металлическом транспортном контейнере в течение 2 лет после ареста за посещение изучения Библии.
Гимны
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2020 г. ) |
Музыка, более технически говоря, «гимны» или «псалмы» ( Мезмур - መዝሙር - на амхарском языке, [ нужна ссылка ] официальный язык Эфиопии, а также и в других эфиопско-эритрейских языках) играет большую роль в проповеди и повседневной жизни пентай/христиан-евангелистов. С верой в то, что музыка должна быть предназначена для Бога и только для Него, эфиопский мезмур не имеет этнических или культурных границ, а также ограничений на то, какой стиль или инструменты использовать. Однако существует очевидное влияние американских евангелистов, которое привело к коммерциализации и переходу. Продажи компакт-дисков, кассет и DVD в настоящее время являются одной из редких отраслей в Эфиопии, находящихся на подъеме.
История музыки пенте
Несмотря на то, что у некоторых певцов старшего поколения не было финансовых средств для изготовления кассет, они по-разному повлияли на эфиопскую музыку, исполняя песни в местных церквях. Некоторые из первых певцов - Аддису Ворку, Леггессе Ватро, семья Арайя, которая раньше пела на радио Misrach Dimts.
Церковь Мекане Йесус проложила путь: перевод гимнов со шведского языка и адаптация эфиопской православной церкви Тевахедо. В начале 1970-х годов был основан хор Церкви Христа в Мезерете. Некоторые участники хора «Цион» из Мулу Вонгеля присоединились к недавно созданному хору, а Мезерете Кристос продолжила писать песни на эфиопских языках. В эти первые годы другие группы, такие как Bethel Singers, также выпускали эфиопские евангельские песни.
Ранние желающие
Одними из первых были хоры Mulu Wongel и Meserete Kristos, которые теперь дошли до хора E и F, каждый из которых имеет по 8, 9 альбомов. Некоторые из этих церквей в других городах-филиалах перестали использовать отдельные буквы для названий хоров и вместо этого стали использовать названия. Другие первые прибывшие: церковный хор Мекане Иисус, церковный хор Мулу Венгель, хор Церкви Христа Мезерете (MKC) прибыли примерно в 1970-х годах. В этой и других церквях быстро развивались сольные вокалисты. Аддису Ворку, Дередже Кебеде, Тамрат Вальба, Тесфайе Габиссо, Тамерате Хайле, Тадессе Эшете, Гизачев Ворку, Аталай Алем и Шевайе Дамте — вот лишь некоторые из списка, который начался раньше.
Современный
Среди певцов конца 20-го века - Калкидан Тилахун (Лили) из церкви Кале Хийвет, певцы Евангелия Ахава, Дагмави Тилахун (Даги) из церкви Мулу Вонгель и Элиас Абебе из церкви Ассамблей Божьих. Среди других - Автару Кебеде, София Шибабау, Месфин Гуту, Михирет Итефа, Леалем Тилахун (Лали), Гезахегн Музе, Азеб Хайлу и многие другие. [ 36 ] Есть также певцы, которые являются пасторами, в том числе Давит Молалин, Касшаун Лемма и Йоханнес Гирма. На юго-западе Эфиопии есть много разных певцов, которые также служили евангелическим церквям на юго-западе Эфиопии. Йонас Хайле, Михрет Гебретиос, Селам Хагос, Рут Мекурия, Йемане Хабте, Адханом Теклемариам и такие дуэты, как Йонатан и Сосуна. Новые стили представляют молодые исполнители, такие как Давит «Дэнни» Уолд, который учился в колледже Беркли. музыкальном [ 37 ]
Классические и инструментальные госпел-песни также процветали благодаря Фикру Алигазу и Вефильскому музыкальному служению. Кроме того, с 1998 года Фикру Алигаз проводит трехдневное служение прославления и поклонения вместе с хором Вефиля хвалы и поклонения, чтобы охватить местных христианских и нехристианских членов общины два раза в год. Такие дуэты, как Астер и Эндалкачеву или Гета Явкал и Беректавит. внесите больше разнообразия. Кроме того, бывшие светские певцы, такие как Хирут Бекеле, Соломон Дисаса и Мулукен, после того, как обратились и стали возрожденными христианами, написали госпел-песни. В церкви Пентай есть много композиторов, таких как Кристиан Гирма (в настоящее время живет в Денвере, Колорадо), Эбенезер Гирма, Энку Гирма, Натанаэль Бефикаду, Бирук Бедру, Даниэль Эвенету, Берекет Тесфайе, Самсон Тамрат, Ябец Тесема, Амеха Меконен. , Эндалкачев Хаваз, Эстифанос Менгисту и бесчисленное множество церковной музыки. игроки. Используется цифровая музыкальная композиция, и в Эфиопии существует более двадцати христианских музыкальных студий, включая CMM, TDS, COMNS, Sami, Nati, Langanoo, Begena, Kinnei, Albastor, Shalom, Exodus и Bethlehem.
Есть также много певцов госпел в Волайте, Хадия-Камбате, Сидаме и других районах Юга.
Современные музыкальные споры внутри Церкви
Некоторые из самых известных музыкальных исполнителей Эфиопии, такие как Элиас Мелка, игравшие в евангелических церквях, впоследствии перешли на светскую музыку. Некоторые современные певцы часто подражают американским артистам-евангелистам, предположительно включая другие образы жизни, которые не являются подлинным изображением традиционного эфиопского евангелизма. Традиция местных церковных групповых хоров в некоторой степени была вытеснена отдельными сольными певцами, которые неоднозначно завоевали статус знаменитостей своим образом жизни, часто напоминающим светских знаменитостей.
См. также
Ссылки
- ^ «Анцокия Эфиопская евангелическая церковь» . www.antsokia.net . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ «О евангелическом богословском колледже» . Евангелическо-теологический колледж . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ «Международная Эфиопская евангелическая церковь» . Международная Эфиопская евангелическая церковь . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ «Содружество евангелической церкви Эфиопии» . www.ecfethiopia.org . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Эфиопская культура – религия» . Культурный атлас . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ «Современное влияние и связи западной и эфиопской церквей» (PDF) . worldmap.org . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Миротворческий пятидесятник» . www.eternitynews.com.au . 15 октября 2019 г. Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Брайан, Джек. «Эфиопия предоставляет автономию евангелическому центру» . Новости и репортажи . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Пенте: имя, используемое православными христианами для обозначения эфиопских христиан-протестантов» (PDF) . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «Пятидесятничество и харизматическое христианство в Эфиопии: историческое введение в практически неизведанное движение» . Исследовательские ворота .
- ^ «Отчет Эритреи» (PDF) . Международная амнистия. Май 2004 г., стр. 13–17. Индекс AI: AFR 64/003/2004.
- ^ Всемирная христианская энциклопедия, издание 2001 г., том 1, стр. 263
- ^ Англиканцы онлайн: Африка . По состоянию на 7 января 2010 г.
- ^ «Списки церквей ECFE и не-ECFE» . Государство.gov. 9 июня 2005 года . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «Содружество евангелической церкви 2004 года» . Архивировано из оригинала 29 октября 2008 года . Проверено 3 февраля 2007 г.
- ^ AfricaNews (4 марта 2020 г.). «Один к пяти: Эфиопия получает четыре новых федеральных рабочих языка» . Африканьюс . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ↑ Церкви и службы ECFE. Архивировано 12 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Исчерпывающая статистическая информация о мировых религиях, христианских конфессиях и группах людей» . Worldchristiandatabase.org . Проверено 22 марта 2016 г.
- ↑ Всемирная христианская энциклопедия. Архивировано 29 августа 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Всемирная христианская энциклопедия, 2001, Oxford University Press. Том 1: стр. 266.
- ^ Берхану Абегаз, Эфиопия: Модельная нация меньшинств (по состоянию на 22 марта 2006 г.)
- ^ Jump up to: а б «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2014 год» . Государство.gov . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «Эфиопские протестанты утверждают, что составляют 18,59% населения» (PDF) . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ Отто Ф.А. Мейнардус, Христиане в Египте: православные, католические и протестантские общины в прошлом и настоящем (Американский университет Каира Press, 2005), стр. 100 и далее.
- ^ Пол Б. Хенце, Слои времени: История Эфиопии (Нью-Йорк: Пэлгрейв, 2000), с. 48
- ^ «Евангелисты говорят, что православные ориентированы на «внешнее благочестие» » . Csmonitor.com. 8 июня 2000 года . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ Брайан, Джек. «Будет ли следующее в мире миссионерское движение в Эфиопии?» . Сайт ChristianToday.com . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Ох, Линдси. «Эфиопия, возможно, уже не является христианской гаванью, которой она была» . Новости сети миссий . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ «религиозные лидеры были заключены в тюрьму, а некоторые исчезли во время правления правительства 1980-х годов» . Mlive.com . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «Евангелический и протестантский демографический взрыв во время коммунистического правительства 1980-х годов» . Mlive.com . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «Попытка правительства 1980-х годов «уничтожить евангелическое христианство» способствовала росту евангелизма» . Mlive.com . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «В 1995 году свобода вероисповедания улучшилась, но злоупотребления в отношении частных лиц остаются» . Csmonitor.com. 8 июня 2000 года . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «Растущая уязвимость Эфиопии перед исламским экстремизмом и что это значит для Африканского Рога» . Религия отключена . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Международные открытые двери» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
- ^ «ЗАЩИТА ПРЕСЛЕДУЕМЫХ ХРИСТИАН-ЕВАНГЕЛИКОВ В ЭРИТРЕЕ» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года.
- ^ «ВикиМезмур » www.WikiMezmur.org Получено 7 августа. [ источник, созданный пользователем ]
- ^ Мезмур 91, Псалом 91 Productions
Дальнейшее чтение
- Хауштайн, Йорг (2011). Написание истории религии: историография эфиопского пятидесятничества , Висбаден: Харрассовиц.
- Хеге, Натан Б. (1998). За пределами наших молитв: удивительные полвека роста церкви в Эфиопии, 1948–1998 гг . Скоттсдейл, Пенсильвания: Herald Press.
- Тибебе Эшете (2009). Евангелическое движение в Эфиопии: сопротивление и устойчивость . Уэйко, Техас: Издательство Университета Бэйлора.