шахта Лохнагар
шахта Лохнагар | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Сомме , Первая мировая война. | |||||||
Битва на Сомме 1 июля - 18 ноября 1916 г. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Британия | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Дуглас Хейг | Эрих фон Фалькенхайн | ||||||
к Мина Лохнагар югу от деревни Ла-Буассель в Сомма департаменте представляла собой подземный взрывной заряд, тайно заложенный британцами во время Первой мировой войны и подготовленный к 1 июля 1916 года, первому дню на Сомме . Шахта под была вырыта тоннельными ротами Королевских инженеров немецким полевым укреплением, известным как Швабенхёэ (Швабская высота). Большой кратер пережил войну, известный как кратер Лохнагар или Тру-де-Мин-де-Ла-Буассель .
Британцы назвали шахту в честь улицы Лохнагар, траншеи, из которой была выведена галерея. Атака у Лохнагара была одной из 19 мин , которые были зарыты под немецкими позициями на британском участке фронта на Сомме, чтобы помочь пехоте продвинуться в начале сражения.
Мина взорвалась в 7:28 утра 1 июля 1916 года и оставила воронку глубиной 69 футов (21 м) и шириной 330 футов (100 м), которая была захвачена и удержана британскими войсками. Атака на обоих флангах была отражена огнем немецкого стрелкового оружия и артиллерии, за исключением крайнего правого фланга и к югу от Ла-Буассель, к северу от кратера Лохнагар. Кратер сохранился как мемориал, и каждый 1 июля здесь проводится религиозная служба.
Фон
[ редактировать ]1914
[ редактировать ]Французские и немецкие военные операции начались на Сомме в сентябре 1914 года. Продвижение Германии на запад в сторону Альберта было остановлено французами в Ла-Буаселе , и попытки возобновить наступательную войну в октябре провалились. Обе стороны свели свои атаки к локальным операциям или рейдам и начали укреплять оставшиеся позиции подземными работами. 18 декабря французы захватили деревенское кладбище Ла-Буассель на западном конце немецкого выступа и установили передовой пост всего в 9,8 футах (3 м) от немецкой линии фронта. К 24 декабря французы оттеснили немцев от кладбища и западного района Ла-Буассель, но их продвижение было остановлено на небольшом расстоянии вперед, у Л'Илот-де-Ла-Буассель , перед немецкими траншеями, защищенными колючей проволокой. [ 1 ] , где располагалась ферма и небольшое количество построек, Когда-то Л'Илот стал известен немцам как Гранатхоф ( по-немецки « ракушечная ферма»), а позже британцам как «Дыра славы». На Рождество 1914 года французские инженеры затопили первую шахту в Ла-Буассель. [ 2 ]
1915
[ редактировать ]Бои продолжались на нейтральной полосе в западной части Ла-Буассель, где противостоящие линии находились на расстоянии 200 ярдов (180 м) друг от друга, даже во время затишья на остальной части фронта на Сомме. В ночь с 8 на 9 марта немецкий сапер случайно ворвался во французскую минную галерею, которая, как он обнаружил, была заряжена взрывчаткой; группе добровольцев потребовалось 45 нервных минут, чтобы демонтировать заряд и перерезать стреляющие кабели. Французские горные выработки были захвачены, когда британцы двинулись на фронт на Сомме. [ 3 ] Джордж Фаук переместил в этот район 174-ю и 183-ю туннельные роты; поначалу у британцев не было достаточно горняков, чтобы захватить множество французских шахт; проблема была временно решена, когда французы согласились оставить своих инженеров на работе на несколько недель. [ 4 ]
24 июля 174-я туннельная рота разместила штаб-квартиру в Брее, захватив около 66 шахт в Карнуа, Фрикуре, Марикуре и Ла-Буаселе. Ничья земля к юго-западу от Ла-Буассель была очень узкой, в одном месте шириной около 50 ярдов (46 м) и была испещрена множеством меловых кратеров. [ 2 ] В августе британцы сформировали 178-ю и 179-ю туннельные роты, а в октябре — 185-ю и 252-ю туннельные роты. [ 4 ] 181- я туннельная рота также присутствовала на Сомме. [ 5 ] Для сохранения секретности были приняты тщательно продуманные меры предосторожности, поскольку через территорию напротив западной оконечности Ла-Буассель и британской линии фронта не проходила непрерывная линия фронта. Площадку Л'Илот защищали посты возле шахтных стволов. [ 3 ]
Подземная война продолжалась наступательным минированием для уничтожения опорных пунктов противника и оборонительным минированием для разрушения туннелей длиной 30–120 футов (9,1–36,6 м). Вокруг Ла-Буассель немцы вырыли оборонительные поперечные туннели длиной около 80 футов (24 м), параллельные линии фронта. [ 2 ] 19 ноября командир 179-й туннельной роты капитан Генри Ханс подсчитал, что немцы находились на расстоянии 15 ярдов (14 м), и приказал загрузить минную камеру 6000 фунтов (2,7 длинных тонны; 2,7 т) взрывчатки, что было завершено к полуночи 20/21 ноября. В 1:30 немцы взорвали заряд, заполнив оставшиеся британские туннели угарным газом. Правый и левый туннели обрушились, и позже выяснилось, что немецкий взрыв привел к детонации британского заряда. [ 6 ] [ а ] С апреля 1915 года по январь 1916 года 61 мина была установлена вокруг Л'Илота , некоторые из которых были загружены 44 000–55 000 фунтов (20 000–25 000 кг) взрывчатки. [ 7 ]
Прелюдия
[ редактировать ]1916
[ редактировать ]В начале битвы при Альберте (1–13 июля), названной британцами первым двум неделям битвы на Сомме , Ла-Буассель находился на главном направлении британской атаки. королевских инженеров Роты по прокладке туннелей должны были внести двойной вклад в подготовку союзников к битве, установив 19 мин разного размера под немецкими позициями вдоль линии фронта и подготовив серию неглубоких русских подрывов с британской линии фронта на нейтральную полосу. . Сапы должны были открыться в «Нулевой час» и позволить пехоте атаковать немецкие позиции со сравнительно небольшого расстояния. [ 8 ] В Ла-Буаселе Королевские инженеры подготовили четыре мины, заряды № 2 прямо и № 5 справа были установлены в Л'Илоте в конце галерей, вырытых в траншеи на Инч-стрит 179-й туннельной ротой, предназначенных для разрушения немецких туннелей и создания губы кратера, чтобы блокировать анфиладный огонь на нейтральной полосе. [ 9 ]
Немцы в Ла-Буаселе укрепили подвалы разрушенных домов, а изрытая воронками земля поблизости сделала невозможным прямое нападение пехоты на деревню. Мины У-Сап и Лохнагар, названные в честь траншей, из которых они были вырыты, были раскопаны на северо-востоке и юго-востоке Ла-Буасселя, чтобы способствовать атаке по обе стороны немецкого выступа в деревне. [ 10 ] [ 6 ] [ 2 ] 185-я туннельная рота приступила к работам на Лохнагаре 11 ноября 1915 года. Два офицера и шестнадцать саперов были убиты 4 февраля, когда немцы взорвали камуфлет возле британской трехуровневой минной системы, начиная с Инч-стрит, Ла-Буассель, самого глубокого уровня. находится чуть выше уровня грунтовых вод на высоте около 100 футов (30 м). Раскопки были переданы 179-й туннельной роте в марте 1916 года. [ 2 ]
Шахта Лохнагар состояла из двух камер с общим туннелем доступа. Шахта была затоплена в траншее сообщения под названием Лохнагар-стрит. После того, как « Черный дозор» прибыл в Ла-Буассель в конце июля 1915 года, многим укреплениям, первоначально вырытым французами, были присвоены шотландские названия. Шахта Лохнагар, вероятно, имела первую глубокую наклонную шахту с уклоном от 1:2 до 1:3 на глубину около 95 футов (29 м), см. карту . Туннель был начат в 300 футах (91 м) позади британской линии фронта и в 900 футах (270 м) от немецкой линии фронта. Начиная с наклонной шахты, на глубине около 50 футов (15 м) под землей, в сторону немецких позиций была проложена галерея. [ 2 ] Для обеспечения тишины проходчики использовали штыки со сращенными рукоятками и работали босиком на полу, застеленном мешками с песком. Из мела тщательно выковыряли кремни и разложили на полу; если штыком манипулировали двумя руками, помощник ловил выбитый материал. Отходы помещали в мешки с песком, передавали вручную ряду шахтеров, сидевших на полу, и складировали вдоль стены туннеля, чтобы позже использовать их для утрамбовки заряда. [ 11 ]
Примерно в 135 футах (41 м) от Швабенхёэ туннель был разветвлен, и конец каждой ветки был расширен, образуя камеру для взрывчатки, причем камеры находились на расстоянии около 60 футов (18 м) друг от друга и на расстоянии 52 футов (16 м). глубокий. [ 2 ] [ 12 ] После завершения подъездной туннель к шахте Лохнагар имел размеры 4,5 на 2,5 фута (1,37 на 0,76 м) и был выкопан со скоростью около 18 дюймов (460 мм) в день, пока его длина не составила около 1030 футов (310 м), с галереи заканчиваются под Швабенхёэ . Шахта была загружена 60 000 фунтов (27 длинных тонн; 27 т) аммонала двумя загрузками по 36 000 фунтов (16 длинных тонн; 16 т) и 24 000 фунтов (11 длинных тонн; 11 т). [ 11 ] Поскольку камеры были недостаточно большими, чтобы вместить всю взрывчатку, туннели, которые разветвлялись в форме буквы «Y», также были заполнены аммоналем. Одна ветка имела длину 60 футов (18 м), а другая - 40 футов (12 м). Туннели не доходили до линии фронта Германии, но взрыв мог выбить достаточно материала, чтобы сформировать край высотой 15 футов (4,6 м) и закопать близлежащие траншеи. [ 2 ] Шахты Лохнагар и Ю-Сап были «перегружены», чтобы гарантировать образование больших кайм из нарушенной земли. [ 2 ] Также были вырыты коммуникационные туннели для использования сразу после первой атаки, в том числе туннель через нейтральную зону к точке рядом с шахтой Лохнагар, готовый продлиться до кратера после взрыва в качестве крытого маршрута. [ 2 ] [ 13 ] Мины были заложены без вмешательства немецких горняков, но во время установки взрывчатки было слышно, как немецкие горняки были слышны ниже Лохнагара и над шахтой Й-Сап. [ 11 ]
Офицер написал
В частности, в одном месте наши люди клялись, что думают, что он [немецкий враг] приближается, поэтому мы прекратили движение вперед и начали снимать камеры в две смены. Мы не ожидали, что успеем завершить его до того, как он взорвется, но мы это сделали. Камера размером 12 × 6 × 6 футов (3,7 × 1,8 × 1,8 м) была раскопана за 24 часа. Немцы работали в смену больше, чем мы, а потом остановились. Они знали, что у нас есть патронник, и боялись, что мы взорвемся, и никаких работ там больше не будет. Раньше я ненавидел слушать в этой камере больше, чем в любом другом месте шахты. Полчаса, иногда один раз, иногда три раза в день, в гробовой тишине, с геофоном у ушей, гадая, был ли звук, который вы слышите, бесшумной работой Боше или биением вашего собственного сердца. Бог знает, как мы сохранили нервы и рассудительность. После атаки на Сомме, когда мы обследовали немецкие мины и подключились к нашей собственной системе, с помощью теодолита мы обнаружили, что мы находились на расстоянии пяти футов друг от друга, и что он только начал свою камеру, а затем остановился.
— Капитан Стэнли Баллок, 179-я туннельная рота [ 6 ]
Боевой
[ редактировать ]1 июля
[ редактировать ]Четыре мины в Ла-Буассель были взорваны в 7:28 утра 1 июля 1916 года, в первый день на Сомме . Взрыв шахты Лохнагар был инициирован капитаном Джеймсом Янгом из 179-й туннельной роты, который нажал переключатели и заметил, что стрельба прошла успешно. [ 2 ] Два заряда шахты Лохнагар образовали кратер с гладкими стенками и плоским дном диаметром 220 футов (67 м) без учета выступа и 450 футов (140 м) по всей длине выступа. Он уничтожил от 300 до 400 футов (от 91 до 122 м) немецких блиндажей, которые, как утверждается, были заполнены немецкими войсками. [ 2 ] Шахта Лохнагар, наряду с шахтой Й-Сап, была самой крупной миной, когда-либо взорвавшейся. [ 14 ] На тот момент звук взрыва считался самым громким искусственным шумом в истории, и, согласно сообщениям, его слышали в Лондоне. [ 15 ] Год спустя их превзойдут мины в битве при Мессине . Мина Лохнагар находилась на участке, атакованном Гримсби Чамс , батальоном Палса (10-й батальон Линкольнширского полка ). [ 14 ] Пехота 34-й дивизии , состоявшая из батальонов Палса из английских провинций, атаковала позиции по обе стороны Ла-Буасселя 110-го резервного пехотного полка (RIR 110) 28-й резервной дивизии , в основном набранного из Бадена . [ 16 ]
началась основная атака Когда в 7:30 утра , «Гримсби Чамс» заняли кратер и начали укреплять восточную губу, которая доминировала над окрестностями; наступление продолжилось до Grüne Stellung (Зеленая [вторая] позиция), где оно было остановлено 4-й ротой RIR 110, которая затем контратаковала и вынудила британцев вернуться к кратеру. [ 16 ] В течение дня немецкая артиллерия обстреливала Колбасную долину , а во второй половине дня начала систематически обстреливать районы, а затем стрелять пулеметными очередями, чтобы поймать любого, кто двигался. Немецкая артиллерия также начала обстреливать кратер, где искали убежища раненые и отставшие, особенно те, кто жил в Колбасной долине к югу от деревни. Британская артиллерия начала обстрел воронки, что привело к разрывам снарядов на обоих склонах, в результате чего людям внутри негде было спрятаться. Британский самолет пролетел низко над головой, и солдат помахал рубашкой мертвеца, после чего самолет улетел, и британский обстрел прекратился. [ 17 ]
Воздушное наблюдение
[ редактировать ]Свидетелями взрыва мин Ю-Сап и Лохнагар стали пилоты, летавшие над полем боя, чтобы сообщить о передвижениях британских войск. Было решено, что в течение дня будут летать непрерывные перекрывающиеся патрули. 2-й лейтенант Сесил Льюис ( 3-я эскадрилья ) был предупрежден о том, чтобы не подлетать слишком близко к Ла-Буассель во время его патрулирования, где должны были взорваться две мины, но наблюдал за ним с безопасного расстояния. Летая вверх и вниз по линии в зонтике Морана , он наблюдал сверху Тьепваля , почти в двух милях от Ла-Буасселя, а позже описал сцену раннего утра в своей книге « Восхождение Стрельца» (1977).
Мы пролетели над Тьепвалем и повернули на юг, чтобы наблюдать за минами. Когда мы плыли над всеми, настал последний момент. Ноль! В Буаселе земля вздымалась и сверкала, огромная и величественная колонна поднялась в небо. Раздался оглушительный рев, заглушивший все орудия и отбросивший машину в сторону в грохоте воздуха. Земной столб поднимался все выше и выше почти на четыре тысячи футов. Там он на мгновение висел, или казалось, висел в воздухе, как силуэт какого-то огромного кипариса, а затем исчез в расширяющемся конусе пыли и мусора. Мгновение спустя появилась вторая мина. Снова рев, взметнувшаяся машина, странный изможденный силуэт, вторгшийся в небо. Затем пыль рассеялась, и мы увидели два белых глаза кратеров. Обстрел перешел на окопы второй линии, пехота оказалась наверху, атака началась.
Когда самолеты 3-й эскадрильи пролетали над районом III корпуса, наблюдатели сообщили, что 34-я дивизия достигла Пик-Вуда на правом фланге, увеличив размер выступа, который был вдавлен в немецкие позиции к северу от Фрикура, но деревни Ла Буассель и Овиллер не пали. 3 июля воздушные наблюдатели заметили зажженные вечером в деревне сигнальные ракеты, которые использовались для определения позиций, достигнутых британской пехотой. [ 20 ]
Туннель связи использовался для связи с войсками возле нового кратера, а во второй половине дня войска 9-й Чеширской начали 19-й (Западной) дивизии продвигаться вперед, а ночью из полевой машины скорой помощи был отправлен врач. [ 21 ] К 2:50 утра 2 июля большая часть 9-го Чеширского полка достигла кратера и прилегающих к нему немецких траншей, из которых они отразили несколько немецких контратак ночью и утром. [ 22 ] Вечером 2 июля началась эвакуация раненых, а 3 июля войска из кратера и окрестностей двинулись вперед на юго-восток, заняв небольшую территорию, несмотря на небольшое сопротивление. [ 23 ]
Анализ
[ редактировать ]Несмотря на свои колоссальные размеры, мины «Локнагар» и «И-Сап» не смогли нейтрализовать немецкую оборону в Ла-Буаселе. Разрушенную деревню планировалось захватить за 20 минут, но к концу первого дня на Сомме дивизии III корпуса потеряли более 11 000 человек , но безрезультатно. В Маш-Вэлли до полудня нападавшие потеряли 5100 человек, а в Колбасной долине возле кратера шахты Лохнагар погибло более 6000 человек, что является самой высокой концентрацией на поле боя. 34-я дивизия III корпуса понесла наибольшие потери среди британских дивизий, сражавшихся 1 июля. [ 6 ]
День памяти
[ редактировать ]Уильям Орпен , официальный военный художник , увидел воронку от мины в 1916 году во время поездки по полю битвы на Сомме, собирая сюжеты для картин, и описал пустыню из мела, усеянную шрапнелью. Джон Мейсфилд также посетил Сомму во время подготовки «Старой линии фронта» (1917), в которой он также описал территорию вокруг кратера как ослепительно белую и на которую больно смотреть. [ 24 ] После войны Café de la Grande Mine неподалеку было построено ; после Второй мировой войны многие кратеры меньшего размера были заполнены, но кратер от шахты Лохнагар остался. [ 25 ] Попытки засыпать его встретили сопротивление, и в конечном итоге землю купил англичанин Ричард Даннинг, чтобы обеспечить ее сохранность, после того, как он прочитал «Старую линию фронта» и был вдохновлен купить участок бывшей линии фронта. [ 26 ]
Даннинг сделал более 200 запросов о продаже земли в 1970-х годах и был продан кратер. [ 26 ] Это место использовалось для езды на мотоциклах повышенной проходимости и для опрокидывания мух , но в 1986 году Даннинг установил мемориальный крест на краю кратера, используя утилизированную древесину из церкви в Гейтсхеде ; Вскоре после установки в крест ударила молния, и его отремонтировали с помощью металлической ленты. [ 27 ] Это место привлекает около 200 000 посетителей в год, а 1 июля ежегодно проводится поминальная служба в память о взрыве мины и погибших на войне британцах, французах и немцах, когда в кратер рассыпаются лепестки мака. [ 14 ] [ 28 ] Ричард Даннинг, владелец кратера, был награжден MBE на новогодней церемонии 2017 года за заслуги в памяти Первой мировой войны. [ 29 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Уильям Орпен : Шахты и дорога Бапом, Ла-Буассель (Art.IWMART2962)
-
Орпен: Большая шахта, Ла Буассель (Арт.IWMART2379)
-
Могила и воронка от шахты в Ла-Буассель, август 1917 г. (Art.IWMART2378)
-
Кратер шахты Ла-Буассель, август 1916 г. (IWM Q 912)
-
Войска проходят кратер Лохнагар, октябрь 1916 г. (IWM Q 1479)
-
Кратер Лохнагар, Ла-Буассель, 1984 г.
-
Кратер Лохнагар, Овиллерс
-
Вид с воздуха (2021)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Уайтхед 2013 , стр. 159–174.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Даннинг, 2015 год .
- ^ Jump up to: а б Эдмондс 1993 , стр. 38, 371.
- ^ Jump up to: а б Джонс 2010 , с. 114.
- ^ Фенвик 2008 .
- ^ Jump up to: а б с д и Запрет 2011 года .
- ^ Шелдон 2006 , стр. 62–65.
- ^ Джонс 2010 , с. 115.
- ^ Шекспир 2001 , с. 37.
- ^ https://lochnagarcrater.org/wp-content/uploads/LaBoissellMap-Lochnagar-Crater.jpg
- ^ Jump up to: а б с Эдмондс 1993 , с. 375.
- ^ https://lochnagarcrater.org/wp-content/uploads/Explosive-Chambers.jpg
- ^ Шекспир 2001 , стр. 37 и 41.
- ^ Jump up to: а б с Добавьте 2013 год .
- ^ Во 2014 .
- ^ Jump up to: а б Уайтхед 2013a , с. 297.
- ^ Миддлбрук 1971 , стр. 135, 218.
- ^ Льюис 1977 , с. 90.
- ^ Гилберт 2007 , с. 54.
- ^ Джонс 2002 , с. 212.
- ^ Шекспир 2001 , стр. 41 и 45.
- ^ Уиралл 2009 , с. 41.
- ^ Шекспир 2001 , с. 48.
- ^ Мейсфилд 1917 , стр. 70–73.
- ^ Глиддон 1987 , стр. 255–256.
- ^ Jump up to: а б Скиннер 2012 , с. 192.
- ^ Джим Уинтерс - Сомма. Архивировано 26 ноября 2015 года в 1-й добровольческой артиллерийской ассоциации Wayback Machine (Тайнмут).
- ^ Скиннер 2012 , с. 195.
- ^ «№61803» . Лондонская газета (Приложение). 31 декабря 2016 г. с. №17.
Библиография
[ редактировать ]Книги
- Эдмондс, Дж. Э. (1993) [1932]. Военные операции во Франции и Бельгии, 1916 год: Командование сэра Дугласа Хейга 1 июля: битва на Сомме . История Великой войны на основе официальных документов руководства Исторического отдела Комитета имперской обороны. Том. I (Имперский военный музей и издательство Battery Press). Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-89839-185-5 .
- Гилберт, М. (2007). Сомма: Героизм и ужас войны . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-6890-9 – через Archive Foundation.
- Глиддон, Г. (1987). Когда поднимется заградительный огонь: топографическая история и комментарии к битве на Сомме 1916 года . Норвич: Книги Глиддона. ISBN 978-0-947893-02-6 .
- Джонс, Х.А. (2002) [1928]. «Война в воздухе» — история роли Королевских ВВС в Великой войне . Том. II (Имперский военный музей и изд. Naval & Military Press). Лондон: Кларендон Пресс. ISBN 978-1-84342-413-0 . Проверено 18 октября 2014 г. - через Archive Foundation.
- Джонс, Саймон (2010). Подземная война 1914-1918 гг . Барнсли: Книги о ручке и мече. ISBN 978-1-84415-962-8 .
- Льюис, Калифорния (1977) [1936]. Sagittarius Rising: Классический отчет о полетах во время Первой мировой войны (2-е изд. Penguin). Лондон: Питер Дэвис. ISBN 0-14-00-4367-5 . OCLC 473683742 .
- Мейсфилд, Дж. (1917). Старая линия фронта . Нью-Йорк: Макмиллан. OCLC 869145562 . Проверено 19 октября 2014 г. - через Archive Foundation.
- Миддлбрук, М. (1971). Первый день на Сомме . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-139071-0 .
- Шекспир, Дж. (2001) [1921]. Тридцать четвертая дивизия, 1915–1919: история ее карьеры от Рипона до Рейна (изд. Naval & Military Press). Лондон: HF & G. Witherby. ISBN 1-84342-050-3 . OCLC 6148340 . Проверено 18 октября 2014 г. - из Британской библиотеки.
- Шелдон, Дж. (2006) [2005]. Немецкая армия на Сомме 1914–1916 (изд. Pen & Sword Military). Лондон: Лео Купер. ISBN 978-1-84415-269-8 .
- Скиннер, Дж. (2012). Написание темной стороны путешествия . Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 978-0-85745-341-9 . Проверено 19 октября 2014 г. - через Google Книги.
- Уайтхед, Р.Дж. (2013) [2010]. Другая сторона провода: битва на Сомме. В составе XIV немецкого резервного корпуса, сентябрь 1914 г. — июнь 1916 г. Том. Я (переиздание в мягкой обложке под ред.). Солихалл: Гелион. ISBN 978-1-908916-89-1 .
- Уайтхед, Р.Дж. (2013a). Другая сторона провода: битва на Сомме. В составе немецкого XIV резервного корпуса, 1 июля 1916 г. Том. II. Солихалл: Гелион. ISBN 978-1-907677-12-0 .
- Уиралл, Э. (2009) [1932]. Девятнадцатая дивизия 1914–1918 (Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: Эдвард Арнольд. ISBN 978-1-84342-208-2 .
Веб-сайты
- Бэннинг, Дж. (2011). «Туннеллеры» . Исследовательская группа Ла Буассель . Проверено 26 июня 2015 г.
- Даннинг, Р. (2015). «Военная добыча» . Кратер Лохнагар . Проверено 26 июня 2018 г.
- Фенвик, Южная Каролина (4 декабря 2008 г.). «История корпуса: Часть 14, Корпус и Первая мировая война (1914–18)» . Королевский инженерный музей и библиотека . Архивировано из оригинала 3 июня 2010 года . Проверено 10 ноября 2016 г.
- Легг, Дж. (2013). «Мемориал кратера шахты Лохнагар, Ла-Буассель, поля сражений на Сомме» . www.greatwar.co.uk . Проверено 18 мая 2013 г.
- Во, И. (2014). «Поездка на Сомму во время Первой мировой войны» . Старые британские новости . Архивировано из оригинала 19 октября 2014 года . Проверено 19 октября 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Саймон Джонс, Шахта Лохнагар
- Кратер Лохнагар – Официальный сайт
- Вид с воздуха с линиями фронта
- Вид с воздуха на Овиллер-ла-Буассель; кратер шахты Лохнагар внизу виден
- Модель поверхности кратеров Y Sap, Glory Hole и Lochnagar.
- Панорамный вид на 360°
- Исследовательская группа Ла Буассель
- Фоторепортаж Овиллер-ла-Буассель
- Доска почета Гримсби, 1914–1919 гг.
- Рид, кратер П. Лохнагар, Ла-Буассель
- Сын механика автобуса сохранил священный кратер времен Первой мировой войны
- Битва на Сомме
- Туннельная война в Первой мировой войне
- Места Первой мировой войны во Франции
- Взрывы 1916 года
- Конфликты 1916 года
- 1916 год во Франции
- Бои Западного фронта (Первая мировая война)
- Сражения Первой мировой войны с участием Франции
- Сражения Первой мировой войны с участием Германии
- Сражения Первой мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Памятники и мемориалы в Сомме (департамент)
- Мемориалы Первой мировой войны