Fairlie Locomotive


Локомотив Fairlie - это тип сочлененного парового локомотива , который имеет колесные колеса на тележке . Локомотив может быть двойным (двойной Fairlie) или одиночный конец (одна Fairlie). У большинства двухсторонних ярмарок имели расположение колес 0-4-4-0T или 0-6-6-0T .
В то время как локомотивы Fairlie в настоящее время используются только на железных дорогах наследия , подавляющее большинство дизельных и электрических локомотивов в мире сегодня следуют за формой, не сильно отличной от Fairlie- два силовых грузовика со всеми приводимыми осями, и многие также следуют за двойным- Fairlie- Fairlie- Fairlie. Конечная концепция, способная быть одинаково хорошо управлять в обоих направлениях.
Разработка дизайна
[ редактировать ]
Шотландский запатентовал свой дизайн в 1864 году . инженер Роберт Фрэнсис Фэйрли Он убедился, что обычная схема локомотива была серьезно недостаточной; Они потратили впустую вес на бесконечных колесах (максимальное усилие, которое локомотив может оказывать, является функцией веса на его движущих колесах локомотива ) и на тендере, который не делал ничего, кроме как носить топливо и воду, не способствуя клеевому весу . Кроме того, стандартный локомотив имел переднюю и сзади, и не был предназначен для длительного вождения в обратном направлении, таким образом, требуя поворота или Wye на каждом конце.

Ответ Fairlie был двойным паровым локомотивом, несущим все его топливо и воду на борту локомотива и с каждым приводом оси. У него был двойной котел , с одной пожарной коробкой в центре и дымовой коробкой на каждом конце.
Предшественники
[ редактировать ]Fairlie был не первым инженером, который разработал и построил двойной двигатель. В 1850 году бельгийская компания John Cockerill & Co построила двойной локомотив под названием Seraing , в котором были представлены два независимо сформулированных вождения. У него было несколько различий от дизайна Fairlie, в частности, буферы были прикреплены к раме переноски, а не к лишкам, а болоты были прикреплены к кадре с использованием четырех контактов, которые ограничивали степень артикуляции. Серваринг был провалом, и Роберт Фэйрли, вероятно, не знал об этом, когда он произвел свой дизайн в 1860 -х годах. [ 1 ] В начале 1860 -х годов Арчибальд Шеррок , суперинтендант локомотива Великой Северной железной дороги , экспериментировал с мощными подключениями под тендерами локомотивов GNR. Хотя они не были в конечном счете успешной, Faiorlie находилась под влиянием работы Старрока и использования локомотивов на Bhor Ghat склоне на железной дороге Великого Индийского полуострова, начиная с 1856 года. [ 2 ]
Пожарная коробка
[ редактировать ]
Первым локомотивом был прогресс , построенный в 1865 году Джеймсом Кросс и Компанией для железной дороги Нита и Брекона . [ 3 ] Однако наличие черновика от обеих половинок котла через одну пожарную коробку было неудачным. Большая часть горячих газов от огня была тенденция пройти через половину котла, поэтому другая половина внесла небольшой вклад в паровую подготовку и была неэффективной. Первая, Festiniog Railway Mude Wonder , имела отдельную пожарную коробку с водяной курткой между ними и оказалась гораздо более успешной.
Управление
[ редактировать ]Драйвер локомотива (США: Инженер ) работал на одной стороне локомотива, а пожарный с другой; Пожарные ящики отделили их. Регуляторы для обоих мощных болотов были расположены над центром пожарных ящиков, с паровым тормозным клапаном на одном конце.
Власть бодря
[ редактировать ]Внизу локомотив был поддержан на двух вращающихся подключенных к мощностям (США: грузовики) со всеми колесами; Меньшие локомотивы имели четырехколесные каперы, в то время как в более крупных было шестиколесное. Цилиндры направили наружу на каждой силе , к концам локомотива. Связки и буферы (где устанавливались) были установлены на тележниках, а не на локомотивной раме, так что они вращались с кривизны дорожки.
Пары
[ редактировать ]Пар был доставлен в цилиндры с помощью гибких труб. Первоначально это была свернутая медная трубка, но это сломалось после периода использования. Более поздние локомотивы имели жесткие соединительные трубки с необходимой гибкостью, обеспечиваемой металлическими шар-и сокетами, аналогичными тем, которые используются в лабораторной стеклянной посуде .
Топливо и вода
[ редактировать ]Топливо и воду переносили на локомотиве, в боковых резервуарах рядом с каждым котлом для воды и бункеры для топлива над ними.
Примеры в использовании
[ редактировать ]Вооружившись успехом « Неудивительно удивления» на Ffestiniog, Fairlie устроил ряд очень успешных демонстраций на линии Ffestiniog в феврале 1870 года для мощных делегаций из многих частей мира. Это продало его изобретение (и концепцию узкой железной дороги, на которой она была основана) по всему миру.
Локомотивы были построены для многих британских колоний, для Российской империи и даже одного примера для Соединенных Штатов .
В 1879 году первая правительственная железнодорожная линия в Западной Австралии от Джеральдтона до Нортгемптона использовала два двойных ярмарке в качестве третьего и четвертого пункта мотивной власти соответственно, но без большого успеха. Единственное действительно успешное использование локомотива Fairlie, за исключением железной дороги Ffestiniog, были в Мексике , Новой Зеландии и России (на Трансказской железной дороге ).
Уэльс
[ редактировать ]В 1869 году компания Роберта Фэйрли построила локомотив под названием « Неудивительно удивляться для железной дороги Ffestiniog» , узкой железной дороги в Северном Уэльсе . Ffestiniog был первым 1 фут 11 + 1 ~ 2 дюйма ( 597 мм ) Железная дорога для использования локомотивов. Дизайн Fairlie означал, что пожарные ящики и ашпаны не были ограничены шириной рамы или дорожки, а только общим уровнем погрузки . Неудивительно , что Fairlie дал Festiniog Railway Company постоянную лицензию на использование своего локомотивного патента без ограничений, в обмен на использование линии и успеха его локомотива Fairlie в его рекламе. Во время своей первоначальной операции Ffestiniog владел в общей сложности пять локомотивов Fairlie, один из которых в настоящее время является частью национальной коллекции Великобритании . С момента открытия железной дороги в презентации их мастер -классы в Бостон Лодж построили три новых двойных ярмарке, самым последним из которых является Джеймс Спунер II , который вступил в службу в 2023 году, чтобы заменить графа Мерионет . [ 4 ] [ 5 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]
Локомотив, проданный в США, был заказан для недавно построенной железной дороги в Денвере и Рио -Гранде в 1872 году и был назван «Альпинист». Это была единственная двойная ярмарка, работающая на американской узкой железной дороге. Это был меньший локомотив с четырехколесными тележниками, что дало ему 0-4-4-0 T. конфигурацию [ 6 ] Опыт железной дороги с локомотивом был типичным, и указывал на то, что, хотя Fairlie устранил несколько проблем обычного локомотива, он представил свои свои собственные. По крайней мере, один двойной Fairlie 0-6-6-0 T Янус (на фото) был построен Mason Machine Works в Тонтоне, штат Массачусетс , и работал на железной дороге долины Лихай .
Канада
[ редактировать ]
Пять локомотивов с патентами Fair-Hauge Patent были построены компанией Avonside Engine , Bristol в начале 1870-х годов для использования канадскими железными дорогами.
Железная дорога Торонто Ниписсинг использовала один 3 фута 6 в ( мм ). и 1067 4 фута 8 + 1 ~ 2 дюйма ( 1435 мм ) стандартный датчик в 1883 году.
Железная дорога Торонто, Грей и Брюса в Онтарио также использовала один 3 -футовый ( 1067 мм локомотив, поставленного в 1872 году ).
На острове Кейп -Бретона три 3 -футовых ( 914 мм ) измельчающих локомотивах, построенных Бристольской компанией Avonside Company, использовались для перевозки угля между сидневыми и резервными рудниками с 1872 до 1902 года. Книга Herb Macdonald's Издательство Бретонского университета, 2012) утверждает, что «журнал железнодорожной промышленности, опубликованный в начале 1903 года Разбрал их на части, скажем, это самая трудная работа, которую они когда-либо справились, так как двигатели были очень сильно построены, а детали в основном созданы ».
Мексика
[ редактировать ]


В Мексике Ferrocarril Mexicano (FCM) использовал справедливые линии на горном участке между Мехико и Веракрузом , где 49 огромных 0-6-6-0 ярмарков веса весом около 125 тонн (112 тонн; 113 т) были импортируется из Англии. Самые большие и самые мощные локомотивы, построенные там до тех пор, они использовались до тех пор, пока линия не была электрифицирована в 1920 -х годах. Цифры тяжких усилий (см. Таблицу ниже), особенно высокие по сравнению с относительно современными локомотивами (например, стандартный класс BR ).
"... это была мексиканская железная дорога, которая стала самым преданным приверженцем Fairlie. В 1871 году была построена три двенадцатиколесных Avonside Bairlies для этой компании, чтобы работать на трафике на крутой оцениваемой части основной линии между Cordoba и 7923 футами (2415 м. . ) Сорок лет ".
Даррант [ 8 ] принял более скептический взгляд:
"Самые большие построенные ярмарки были ... примеры 102-шорт-тона (91-тона; заменен электрификацией . "
В этой таблице показаны краткие детали локомотива. Подробные спецификации можно найти на Steamlocomotive.com [ 9 ]
Сорт | Дорожные номера | Дата | Строитель | Te (фунт или кг) | Вес (фунт или кг)) | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
n/k | n/k | 1871 | Avonside | n/k | n/k | 3 локомотива |
n/k | n/k | n/k | n/k | n/k | n/k | 19 локомотивов |
R-1 | 159-170 | 1889 | Нейлсон | 39 893 фунтов или 18 095 кг | 216,994 фунта или 98 427 кг | - |
R-1 | 171-180 | 1902 | Северные британцы | 37 614 фунтов или 17 061 кг | 222 656 фунтов или 100 995 кг | - |
R-2 | 181-182 | 1907 | Северные британцы | 46 059 фунтов или 20 892 кг | 269 024 фунта или 122 027 кг | - |
R-3 | 183-185 | 1911 | Вулканский литейный завод | 59 133 фунта или 26 822 кг | 309,120 фунтов или 140 210 кг | - |
Ключ:
- Дата = Дата строительства первого локомотива в партии. Доставка могла быть распространена в течение нескольких лет
- n/k = неизвестно
- Te = усилие
Durrant показывает фотографию (приписываемой английскому электрическому ) FCM № 184, построенной Vulcan Foundry (VF) в 1911 году. Это, как правило, британское появление, кроме шлифовального купола , которое, как ни странно, предоставляется только на одном конце. Эта фотография FCM № 183 [1] Архивировано 11 июля 2011 года на машине Wayback показывает локомотив отчетливо американского внешнего вида. Если это один из двигателей VF, это, безусловно, было в значительной степени повторно построено.
Двигатели VF были почти наверняка построены как нефтяные . Фотография в книге Durrant выглядит как рабочая фотография, показывающая двигатель в новом состоянии, и на вершине котлов есть прямоугольные резервуары, что было обычным расположением на нефтяных ярмарках. Нагрейте от котлов, сохранившего масла в тепле и не позволило ему стать слишком вязким в холодную погоду.
Ирландия
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к этому . ( Июнь 2015 г. ) |
- У Великой Южной и Западной железной дороги было два одиночных ярмарке. [ 10 ] [ 11 ]
Новая Зеландия
[ редактировать ]В Новой Зеландии в 1870 -х годах в 1870 -х годах были заказаны двойные ярмарки класса класса и класса класса R и класса C и класс B и E класса E для использования в узкого датчика ( 3 фута 6 в или 1067 мм ), системе построенной под 1870 " Julius Vogel 'S 1870" S 1870 " Программа Great Public Works », чтобы открыть страну. из класса S. три В 1891 году [ 12 ]
Россия
[ редактировать ]
В России справедливые линии использовались на линии между Тамбова и Сарамеда (1871–1887) и на перевале Сарами Транскоувнической железной дороги (с 1872 года). Эти локомотивы, как и те, которые использовались в Мексике, были 0-6-6-0 T. конфигурацией Первые из них были построены в Англии ( компания Avonside Engine Company , Yorkshire Engine Company и Sharp, Stewart and Company ), второй транш был сделан немецкими фабриками (1879), последним - 17 для российских государственных железных дорог Коломенски Коломна (1884) по лицензии. Самые большие локомотивы весили 90 тонн и были нефть . В 1912 году все справедливости в России были включены в сериал F и использовались до 1934 года, когда линия через проход Surami была электрифицирована .
Индия и Бирма
[ редактировать ]В 1879 году компания Avonside Engine построила 25 Double Fairlies, предназначенные для обслуживания в третьей англо-афганской войне . Приказ был отменен в 1880 году, но 17 локомотивов уже были построены, и они были приобретены Индией, хотя один был потерян в море во время транзита в Индию. Оставшиеся локомотивы работали на железной дороге Болана , но не были успешны и были помещены в хранилище в 1887 году. Десять отправились в Бирму в 1896 году, а четыре других были отправлены на железную дорогу Нильгири в 1907 году. Локомотивы Нилгири работали там как минимум до 1914 года. [ 13 ] [ 14 ]
Проблемы с дизайном
[ редактировать ]Топливо и вода
[ редактировать ]Вместимость топлива и воды ограничена расположением локомотива. Дизайн Fairlie имеет меньше места для топлива, чем обычный локомотив бака , который может быть оснащен бункером в задней части кабины. Сплошное топливо не может быть переносится в тендере, потому что от центральной кабины нет доступа. Bulleid Как и в конце концов, с локомотивами класса лидеров , ограниченные поставки топлива не были бы проблемой, если бы мазута вместо угля использовались . Некоторые из крупных ярмарок для Мексики (см. Выше) были нефтью, а нефть в последнее время использовалось на железной дороге Ffestiniog.

Паровые трубы
[ редактировать ]Гибкие паровые трубы к цилиндрам каждого вращающегося двигателя были подвержены утечке, которая потратил впустую энергию. Эти проблемы были частично решены. с проектированием и строительством гибких паровых соединений для паровая парова столкнувшиеся в 1909 году , что трудности , Он зафиксирован Ролтом , Ffestiniog Railway. [ 15 ]
Власть бодря
[ редактировать ]Необычные колеса на паровом локомотиве уменьшают его тенденцию блуждать или «охотиться» при катете по прямой дорожке, и приводят локомотив в кривые, тем самым уменьшая сгорания. Ранние ярмарки имели тенденцию быть грубым на трассе, и более склонны к сходу, чем они должны были быть. Первая Fairlie Fairlie Fairlie Fairlie была изношена после менее чем двадцатилетнего использования. В значительной степени проблема не заключалась в использовании силовых бодря, а неисправностями в их дизайне и особенно отсутствием весов на задние концы лихорадки для уравновешивания цилиндров. [ 16 ] Последующие двигатели FR были намного проще на трассе. Все FR Fairlies имели репутацию плавной пешеходной поездки по сравнению с оригинальной George England и Co., построенными 0-4-0 двигателями.
Видимость
[ редактировать ]
Водитель находится на одной стороне пожарной коробки, а пожарный с другой. В результате локомотив-это левый привод, идущий в одном направлении, а правый привод в другом. Это потенциально снижает видимость сигналов.
Одиночный локомотив Fairlie
[ редактировать ]



Вариация Fairlie, которая наслаждалась некоторой популярностью, особенно в Соединенных Штатах, была единственной Fairlie, по сути, наполовину двойной Fairlie, с одним котлом, кабиной на одном конце и единственной сортируемой силой, в сочетании с неэтапным бодби Кабина, сохраняя способность договариваться о резких поворотах. Этот дизайн отказался от двунаправленной природы Double Fairlie, но завоевал способность иметь большой бункер и резервуар за кабину и возможность использования следующего тендера, если это необходимо. Единый обычный котел сделал техническое обслуживание дешевле и покончил с разделением экипажа.
Первым единственным локомотивом Fairlie был 0-4-4 T, разработанный и построенный Александром Макдоннеллом для Великой Южной и Западной железной дороги в 1869 году. [ 17 ]
Дизайн был особенно популярен среди Уильяма Мейсона , лицензиата Fairlie в Соединенных Штатах , который построил 146 локомотива Mason Bogie Bogie , которые были вариантом в этом дизайне. В Великобритании один Fairlie 0-4-4 T был использован железной дорогой Swindon, Marlborough и Andover и три 0-6-4 T S на железных дорогах Северного Уэльса . Помимо их знаковых двойных ярмарок, на железной дороге Ffestiniog также имеет единый Fairlie Loco 0-4-4 T , мощность которого, по сути, такая же, как и те, которые используются их двойными ярмарками.
Как в Великобритании, так и в США, одиночные ярмарки были первыми локомотивами в каждой стране, которые использовали европейское оборудование клапана Walschaerts . Знакомство Стивенсона , которое было обычным в то время, использовало несколько эксцентриков между кадрами, но шестерня Walschaerts была установлена за пределами рамков и соединительных шатунов. Это было выгодно, потому что система Fairlie потребовало это пространство между кадрами для Pogie Pivot.
Péchot-Bourdon Locomative
[ редактировать ]

Локомотив Péchot-Bourdon был окончательной разработкой типа Fairlie. Péchot-Bourdon был разработан капитаном Пехотом из французской артиллерии для работы на 600 мм ( фут 11 + 5 ~ 8 ) . дюймов 1 Дизайн был выбран с убеждением, что если один котел или набор клапанов были повреждены вражеским огнем, локомоть может продолжать работать. [ Цитация необходима ] Основная разница между ярмаркой и пехотом-бурдоном заключается в том, что у последнего было только один паровой купол . Был построен только один дизайн 0-4-4-0 T. , Около пятидесяти примеров были построены в 1906 году, и еще 280 были построены во время Первой мировой войны , некоторые из которых американскими локомотивными работами Болдуина .
- Сохранение
Сохраняется два примера, один во Франкфуртер Фелдбанмузеум по ссуде в Дрезденском музее транспорта , Германия , [ 18 ] и один в Сербии в Позги . Музее железной дороги [ 19 ]
- Модели
Масштабная модель 1:32 локомотива Péchot-Bourdon производится Scalelink. [ 20 ]
Модифицированный Fairlie Locomotive
[ редактировать ]
Модифицированная Fairlie была представлена северной британской локомотивной компанией на южноафриканские железные дороги в 1924 году. По внешнему виду на локомотиве Garratt, но баки котла, топлива и воды были установлены на одной раме, которая была развернута на мощных бодрях Полем Это расположение отличается от Гарратта, в котором резервуары топлива и воды устанавливаются непосредственно на мощных подвигах.
Ярмарка сегодня
[ редактировать ]
Оперативно
[ редактировать ]Железная дорога Ffestiniog в Уэльсе все еще использует локомотивы Fairlie. У него есть три двойных ярмарочных листов в условиях управления. Самые последние из них, Джеймс Спунер Ффестиниога , был построен в 2023 году в Бостонской Лодже в 153 -ю годовщину испытаний Late Wonder 1870 года. Мерддин Эмрис из 1879 года был первым двигателем, который был построен в Бостонской лодже. Ffestiniog также владел и управлял Taliesin , одним Fairlie, с 1876 по 1927 год. Он был сброшен в 1935 году, но в Boston Lodge была построена реплика в Boston Lodge.
Ярмарки на железной дороге Ffestiniog были разработаны для сжигания угля. После испытаний в 1971 году, как и большинство других двигателей Ffestiniog, они были модифицированы для сжигания масла. В 2005 году граф Мерионет был преобразован в уголь, который был построен в качестве нефтяной горелки. [ 21 ] Успех этого преобразования привело к тому, что Мерддин Эмрис , самый старый из ярмарки FR, был переведен обратно в сжигание угля в 2007 году. [ 22 ]
Самая старая Fairlie, все еще работающая, - это Мейсон Bogie, сохраняемый в музее Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган . Локомотив 0-6-4 T был построен в 1873 году и до сих пор не придерживался пассажиров на туристическом поезде в течение летнего сезона.
Не операционный
[ редактировать ]Double Fairlie Locomotive Граф Мерионет в настоящее время сохранился в Boston Lodge Works, где он был построен в 1979 году. Он был отозван с службы 8 апреля 2018 года. [ 23 ] [ ненадежный источник ] Double Fairlie Josephine (Dunedin & Port Chalmers Railway № 2, NZR E 175, PWD #504) сохранена в Данидине , в Новой Зеландии, музее поселенцев Отаго , и в 28 -й Fairlie, в Reefton . R 28 - единственный оригинальный британский сингл Fairlie, который выжил, The Festinog's Taliesin - это копия, построенная в 1999 году. Остатки другого, r Class № 271, были сброшены в Оамару для защиты железнодорожных ярдов от прибрежной эрозии в 1930 году и с тех пор, как он перешел в право собственности Общества восстановления Steam & Rail Oamaru . Еще два котла класса R, и два Power Power Core от одного из двух двух ярмарок B и E Class находятся в Кентерберийском железнодорожном обществе на железной дороге Ferrymead в Крайстчерче .
Двойной двигатель Tramway Tramway также сохраняется в восточной Германии , и один из оригинальных локомотивов Festiniog, Ливингстон Томпсон , 1885 года, находится в Национальном железнодорожном музее в Йорке .
В художественной литературе
[ редактировать ]В детском телесериале Thomas & Friends , основанном на «Преподобный В. Аври» сериале , «Можно-мак»-двойная ярмарка на узкой калибра железной дороге Скарлоя .
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Система Fairlie». Инжиниринг : 395–398. 14 ноября 1873 года.
- ^ "Роберт Фрэнсис Фэйрли" . Джордж Англия, Роберт Фэйрли и Хатчам Железные работы . Мэйбри Reliance. Январь 2017 года.
- ^ "Джеймс Кросс и Ко" . www.gracesguide.co.uk .
- ^ «Джеймс Спунер снова едет» . Архивировано с оригинала 5 июня 2016 года . Получено 22 мая 2016 года .
- ^ Джонсон, Питер (30 апреля 2017 г.). Фестиниог Железная дорога: эпоха ложки и после 1830 - 1920 . Ручка и меч .
- ^ Vulcan Foundry #672, построенный в 1873 году, в Vulcan Fogtionry Loco Loco , 10 февраля 2013 года. Веб -сайт включает в себя две фотографии этого двигателя.
- ^ Ролт, LTC (1964). Ханс сотня Дэвид и Чарльз стр. 108–109. ISBN 978-0-7153-4038-7 .
- ^ Durrant, AE (1987). Гарратт Локомотивы мира . Bracken Books, Лондон. С. 12–13. ISBN 978-1-85170-141-4 .
- ^ «Сформированные локомотивные спецификации» . Архивировано из оригинала 5 июля 2008 года.
- ^ Эбботт, Роуленд А.С. (1975). Fairlie Locomotive . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз. ISBN 978-0-7153-6972-2 .
- ^ «Узкие железные дороги по сравнению с широким датчиком» . Аргус (Мельбурн, Вик.: 1848 - 1956) . Мельбурн, Вик.: Национальная библиотека Австралии. 20 апреля 1871 г. с. 7 Получено 23 октября 2011 года .
- ^ Стюарт 1974 , с. 26
- ^ Инженер . Тол. 290. Морган-Грампиан (издатели). 1960. с. 384.
- ^ Локомотив, железнодорожный перевозчик и обзор повозки . Locomotive Publishing Company. 1914. С. 288–290.
- ^ Rolt LTC, Hunslet Сто Дэвида и Чарльза, Dawlish, 1964, (стр. 66), цитируемая Томом Ролтом из Эдгара Алкока о его пребывании в Бейер Пикок.
- ^ Boyd Jic, Festiniog Railway Oakwood, 1960 Vol 1 (стр. 144)
- ^ «Двойной локомотив танка с бодби» . Инженерный 18 марта 1870 г. с. 180.
- ^ «Истинные сочлененные паровые локомотивы, часть 2» . Internationalsteam.co.uk . Получено 6 сентября 2013 года .
- ^ «Железнодорожный музей Поцеги» . Internationalsteam.co.uk . Получено 6 сентября 2013 года .
- ^ "Узкая лидера (60 см) железной дороги" . Scalelink.co.uk . Получено 6 сентября 2013 года .
- ^ «Граф Мерионет» . Ffestiniog Железнодорожный веб -сайт. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года.
- ^ «Мерддин Эмрис» . Ffestiniog Железнодорожный веб -сайт. Архивировано с оригинала 29 сентября 2011 года.
- ^ http://www.festrail.co.uk/content/publish/news/557.shtml .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
Библиография
[ редактировать ]
- Эбботт, Роуленд А.С. (1970). Fairlie Locomotive . Ньютон Эббот, Девон, Великобритания: Дэвид и Чарльз . ISBN 978-0-7153-4902-1 .
- Биннс, Дональд (2001). Fairlie сортируется локомотивы: том 1 - на американском континенте . Скиптон: ПУБЛИКАЦИИ ТРЕССИКА. ISBN 978-1-900095-16-7 .
- Fairlie, RF (1969) [1864.]. Локомотивные двигатели, то, кем они являются и кем они должны быть . Лондон: John King & Co., 693, Queen Street, EC - Перепечатано и опубликовано Festiniog Railway Company (1969).
- Fairlie, RF (1982) [1872]. Железные дороги или без железных дорог - битва датчиков обновлена . Лондон: Эффингем Уилсон, Королевская биржа - воспроизведена публикациями Railhead, штат Огайо (C1982).
- Стюарт, WW (1974). Когда пар был королем . Веллингтон: AH & AW Reed Ltd. ISBN 978-0-589-00382-1 .