Мэншен
Мэншен | |||
---|---|---|---|
![]() Мэншен на Тайване | |||
Традиционный китайский | вратарь | ||
Упрощенный китайский | вратарь | ||
Буквальный смысл | бог(и) ворот | ||
|
Боевых Дверей Боги | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | У Мень Шен | ||
Упрощенный китайский | 武Уменгами | ||
Буквальный смысл | бог(и) военных ворот | ||
|
Гражданские двери с отличием | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | 文Бог Банмон | ||
Упрощенный китайский | 文Бунменгами | ||
Буквальный смысл | литературный бог ворот | ||
|
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
![]() |
Мэншен , или дверные боги , [ 1 ] являются божественными хранителями дверей и ворот в китайских народных религиях , используются для защиты от злых влияний или для поощрения входа позитивных. Они начинались как божественная пара Шэньшу ( китайский : 神荼 ; Джютпин : Сан) . 4 сю 1 ; Пэ-э-джи : Син-су ) и Юлю ( китайский : 鬱壘 ; Джютпинг : Ват 1 леот 6 ; Pe̍h-ōe-jī : Ут-лу̍т ) при Хань , но обожествлённые генералы Цинь Шубао ( китайский : 秦叔寶 ; Джютпинг : Цеон 4 Сук 1 строить 2 ; Пэ-э-джи : Чин Сиок-по ) и Ючи Гонг ( китайский : 尉遲恭 ; Джютпинг : Ват) 1 Там 4 Гунг 1 ; Pe̍h-ōe-jī : Ut-tî Kiong ) были более популярны со времен Тан . В тех случаях, когда дверной бог прикреплен к одной двери, Вэй Чжэн или Чжун Куй обычно используется .
История
[ редактировать ]Воротам и дверям китайских домов издавна уделялось особое ритуальное внимание. [ 1 ] Жертвоприношения дверному духу записаны еще в Книге Обрядов . [ 1 ] [ 2 ] У Хань этот дух стал двумя богами Шэньшу и Юлю , чьи имена или изображения были нарисованы на персиковом дереве и прикреплены к дверям. [ 1 ] Когда императора Тайцзуна Танского портреты мучили кошмары, он приказал своих генералов Цинь Шубао и Ючи Гуна . прикрепить к воротам [ нужна ссылка ] В конечном итоге они стали считаться божественными защитниками , заменив Шенту и Юлю и оставаясь наиболее распространенными дверными богами по сей день. [ 1 ] Цинь и Ючи, наряду с другими обожествленными военачальниками, составляют класс богов боевых дверей, предназначенных для отражения злых духов и дурного влияния. Отдельную группу учёных составляют класс гражданских дверных богов, призванных привлекать благословения и удачу. [ 1 ] Считается, что у некоторых божеств есть хранители, выполняющие аналогичную роль в их храмах, например, Мазу спутники Цяньлиян и Шуньфэнъэр .
Легенды
[ редактировать ]В 10-й главе китайского романа « Путешествие на Запад» рассказывается о происхождении дверных богов. В нем Король Драконов реки Цзин замаскировался под человека, чтобы перехитрить гадалку Юань Шоучэна. Поскольку он мог контролировать погоду, он заключил пари с Юанем о прогнозе Чанъаня на следующий день. Однако он был в замешательстве, когда получил приказ от Нефритового императора , в котором ему предписывалось дать городу именно ту погоду, которую предсказал Юань. Король Драконов предпочел выиграть пари и проигнорировал приказ, отправившись на следующий день к Юаню позлорадствовать. Юань сохранял спокойствие и рассказал, что он все время знал личность Короля Драконов. Более того, поскольку дракон был настолько высокомерен, что проигнорировал приказ Нефритового Императора, его гибель была нескорой. Дракон был потрясен, увидев, что о его непослушании стало известно, и немедленно умолял Юаня спасти его. Юань сообщил ему, что Нефритовый император отправит Вэй Чжэна — старшего министра при дворе император Тайцзун Танский — казнить его в полдень следующего дня. Он сказал ему, что лучше всего попросить Тайцзуна о помощи, и, пожалев Короля Драконов, император согласился спасти его. Для этого император в го утром вызвал Вэй Чжэна поиграть с ним . Он старался удержать Вэя от ухода до полудня, не давая ему выполнить приказ Нефритового императора, и был рад, когда Вэй так устал от долгой игры, что заснул. Однако некоторое время спустя Великому Предку сообщили, что с неба упала голова дракона. Вэй проснулся и сказал ему, что его дух покинул тело во время сна и отправился на Небеса , чтобы выполнить приказ Нефритового императора. Раздраженный дух Короля Драконов каждую ночь преследовал Великого Предка, пока его генералы Цинь Шубао и Ючи Гун не вызвались стоять на страже у его двери. Император наслаждался мирным сном, но не хотел продолжать беспокоить двух своих генералов. Вместо них он поручил художникам нарисовать их портреты и приклеить их к дверям. Затем это было скопировано его подданными. [ 3 ]
Архитектура
[ редактировать ]В современном использовании дверные боги обычно представляют собой напечатанные изображения, которые наклеиваются на парные двери. Их обычно заменяют каждый китайский Новый год . [ 1 ] Иногда их вырезают рельефно или ставят в виде статуй по обе стороны от двери. Фигуры должны быть обращены друг к другу; ставить их спиной друг к другу считается неудачей. [ нужна ссылка ]
Поклонение
[ редактировать ]В древнем Китае существовал ритуал принесения жертвы духу двери богатого дома, записанный в Книге Обрядов . [ 2 ] В современном Китае дверные боги не являются формальным элементом даосизма и используются в качестве традиционных украшений или как отсылка к популярным суевериям. [ 1 ] Однако есть некоторые божества, которым поклоняются по другим причинам, в том числе Лазурный Дракон , [ 4 ] Белый Тигр , [ 4 ] и Мазу спутники Цяньлиян и Шуньфэнъэр , которые также служат дверными богами в даосских храмах. [ 4 ]
Корея
[ редактировать ]называют Мунсин Дверных богов в Корее .
Список
[ редактировать ]Известно, что следующим людям, некоторые из которых являются мифологическими персонажами, поклонялись как дверным богам.
Имена | Описание | |
---|---|---|
Английский | китайский ( трад. ) | |
Шэньшу | Шенту | Самые ранние засвидетельствованные дверные боги, появившиеся в « Горной и морской классике» . Приказан Нефритовым императором охранять деревья Персиков Бессмертия , которые грызли демоны. |
Юлу | Ю Лэй | |
Вантяньцзюнь | Ван Тяньцзюнь | Служители Бога Севера ; видели в даосских храмах |
Матианджун | Ма Тяньцзюнь | |
Лазурный дракон | Цинлун | Встречался в даосских храмах. |
Белый Тигр | белый тигр | |
Цяньлиян | ясновидение | «Всевидящими» и «Всеслышащими» демонами иногда считали обожествленные формы братьев Гао Мина и Гао Цзюэ, хищных генералов или бандитов эпохи короля Чжоу Шана , которые были покорены и подружились с фуцзяньскими шаманками и морская богиня Мазу . Обычно они служат дверными богами ее храмов , хотя также появляются как «глаза» и «уши» Нефритового императора в «Путешествии на Запад» . |
Шуньфэнъэр | Шунфенгер | |
Фангби | Фанг Би | Две фигуры из «Сотворения богов» |
Фансян | Фан Сян | |
Тяньгуань Дади | Император Тяньгуань | Форма Всевышнего Бога и основатель даосизма Цюаньчжэнь . Встречался в даосских храмах. |
Лю Хайчан | Лю Хайчан | |
Миджи Цзинган | Секретный Кинг-Конг | Также известный как Хэнгха Эрджианг ( 哼哈二将 ), происходит от буддийского Ваджрапани , происходящего от греко-буддийских форм Геракла . Встречается в буддийских и даосских храмах. |
Налуоян Цзинган | Нараяна Ваджра | |
Он | и | В совокупности «Два Бессмертных Он и Он», имена которых означают «Гармония» и «Союз». |
Он | объединить | |
Цинь Шубао | Цинь Шубао | Танские генералы, изображение которых было приказано разместить на воротах Великого Предка Тан («Император Тайцзун»). |
Ючи Гонг | Ю Чигун | |
Сунь Бин | Сунь Бин | Генералы воюющих государств ; поклонялись в некоторых частях провинции Шэньси . |
Джона | Панг Хуан | |
Бай Ци | Бай Ци | Генералы воюющих государств |
Ли Му | Ли Му | |
Ранденг Даорен | Ран Дэн даос | Еще две фигурки из «Сотворения богов» |
Чжао Гунмин | Чжао Гунмин | |
Драться | Фусу | Наследный Цинь принц и генерал, защищавший северную границу Цинь от хунну . |
Мэн Тянь | Мэн Тянь | |
Чэнь Шэн | Чэнь Шэн | Повстанцы, возглавившие восстание Дацзэсян против Империи Цинь. |
У Гуан | У Гуан | |
Цзыин , король Цинь | Принц Цинь Ин | Последний правитель династии Цинь и его преемник, номинально управлявший Восемнадцатью королевствами , предшествовавшими созданию династии Хань. |
Император И Чу | Император И Чу | |
Ин Бу | Инбу | Ханьские генералы под руководством Лю Банга , основателя Хань |
Пэн Юэ | Пэн Юэ | |
Яо Ци | Яо Ци | Вымышленные лидеры императора Гуанву в « Романе Восточной Хань» (東漢演義) |
Ма Ву | Ма Ву | |
Гуань Юй | Гуань Юй | Гуань Юй и Чжан Фэй были Шу генералами во времена Трех Королевств , изображены как Лю Бэя заклятые братья в « Романе о Трех Королевствах» и причислены к Пяти Генералам-Тиграм . Гуань Пин был его сыном. Чжоу Цан был вымышленным подчиненным в « Романе о трех королевствах» . Гуань Шэн был вымышленным потомком, который появляется в романе «Преступники болота» . |
Чжан Фэй Гуань Пин Чжоу Цан Гуань Шэн |
Чжан Фэй Гуань Пин Шукура Гуань Шэн | |
Чжао Юн | Чжао Юн | Генералы Шу во времена Трех Королевств, причисленные к Пяти Генералам-Тиграм . Встречается в некоторых частях провинции Хэнань . |
Ма Чао | Ма Чао | |
Ма Чао | Ма Чао | Генералы Шу времен Троецарствия. Встречается в некоторых частях Хэбэя . |
Ну давай же | Ма Дай | |
Чжугэ Лян | Чжугэ Лян | Главные министры государств Шу и Вэй во времена Трех Королевств, изображенные как враги в « Романе о трех королевствах». |
Сыма Йи | Сыма Йи | |
Пэй Юаньцин | Пэй Юаньцин | Вымышленный генерал-повстанец и вымышленный исторический сын Ли Юаня , основателя Тан, которые появляются в Шуо Тан. |
Ли Юаньба | Ли Юаньба | |
Вэй Чжэн | Вэй Чжэн | Ранние чиновники Тан |
Ли Шиджи | Ли Шиджи | |
Сюэ Ренгуй | Сюэ Ренгуй | Генералы обеих сторон войны Тан-Когурё . Встречается в некоторых частях северного Хэбэя . |
Ён Кэсомун | Ёнгэ Сомун | |
Чжан Сюнь | Чжан Сюнь | Танские чиновники, погибшие, защищая Суйян от восстания Ань Лушань . |
Сюй Юань | Сюй Юань | |
Чжао Куангинь | Чжао Куангинь | Великий предок («Император Тайцзу») династии Сун и родоначальник династии Сун генералов Ян. |
Ян Гун | Ян Гун | |
Мэн Лян | Мэн Лян | Вымышленные подчиненные янских генералов |
Цзяо Цзань | Цзяо Цзань | |
Юэ Фэй | Юэ Фэй | Генерал династии Сун и его сын. |
Юэ Юн | Юэ Юн | Генерал Сун и даосское божество |
Вэнь Тайбао | Температурная защита | |
Юэ Юн | Юэ Юн | Юэ Фэя Сын и подчиненный |
Ее | Дили | |
Сюй Яньчжао | Сюй Яньчжао | |
Ян Бо | Ян Бо | |
Фан Лихуа | Фан Лихуа | Вымышленные жены Сюэ Диншаня, изображенные в Сяобэй Тайшуай Гун в Тайнане на Тайване . [ 5 ] |
Чэнь Цзиньдин | Чэнь Цзиньдин | |
Му Гуйин | Му Гуйин | Му была вымышленной женщиной-генералом из Северной Сун, родственной генералам Ян. Цинь была женщиной-генералом из провинции Сычуань при династии Мин. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] |
Цинь Лянъюй | Цинь Лянъюй |
Галерея
[ редактировать ]-
Гражданский бог дверей , [ 9 ] собирая хорошие влияния
В популярной культуре
[ редактировать ]1983 Фильм братьев Шоу «Изобилие призраков» с Чин Сиу Хо и Чан Камом в финальной битве против японского колдуна ( Хван Чан Ли ).
См. также
[ редактировать ]- Китайские боги и бессмертные
- Дварапала
- Фэн-шуй , в котором также используются стены из щитов, талисманы , зеркала и символы инь-ян для защиты дверных проемов.
- Страж ворот
- Хэн и Ха
- Императорские львы-хранители
- Мунсин
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кларт (2008) , с. 744.
- ^ Перейти обратно: а б Легге, изд. (1885), Книга обрядов, Том. II , с. 207 .
- ^ У Чэнъэнь , Путешествие на Запад (PDF) , Гл. 10 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кларт (2008) , с. 745.
- ↑ У очень горячей привратницы Тайнаня есть «приседающий тутовый шелкопряд» Пользователи сети в шоке: художница любовных романов уходит на пенсию?
- ^ Тысячелетний дозор Бога дверей
- ^ Сбор дверных богов - Запад
- ↑ Героиня Цинь Лянъюй (воскресенье, 5 мая 2013 г., солнечно)
- ^ Перейти обратно: а б Вернер, ETC (1922), Мифы и легенды Китая .
Библиография
[ редактировать ]- Кларт, Филип (2008), «Мэншен» , Энциклопедия даосизма, Том. II , Абингдон: Рутледж, стр. 744–5 , ISBN. 978-1135796341 .
- Тан, Роуз, «Сумерки дверных богов» , The Standard , Гонконг .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Мэншеном, на Викискладе?