Лю Хайчан
Лю Хайчан | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Лю Хайчан | ||
Упрощенный китайский | Лю Хайчан | ||
Буквальный смысл | "Морская жаба Лю" | ||
| |||
Корейское имя | |||
хангыль | Остров Рюхэ | ||
Ханджа | Лю Хайчан | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Лю Хайчан | ||
Хирагана | Рю Кайсен | ||
|
Лю Хайчан был ( ок. 10 века) даосским сянем («трансцендентным; бессмертным»), патриархом школы Цюаньчжэнь и мастером техник нэйдань «внутренней алхимии». Лю Хайчан связан с другими даосскими трансцендентами, особенно с Чжунли Цюанем и Люй Дунбинем , двумя из Восьми Бессмертных . Традиционное китайское и японское искусство часто изображает Лю с связкой денежных монет с квадратными отверстиями и мифическим трехногим чанчу ( 蟾蜍 ; «жаба; жаба на Луне»). В наши дни его называют Цзинь Чан ( 金蟾 ), что буквально означает «Денежная жаба», а Лю Хайчан считается воплощением Кайшена , Бога Богатства.
Имена
[ редактировать ]Лю Хайчан известен под многими именами. Лю 劉 — распространенная китайская фамилия , особенно принадлежащая императорской семье династии Хань . Хайчан сочетает в себе хуи 海 «море; океан; огромная группа (людей/предметов)» и чань 蟾 «жаба», используемые в сложном слове чанчу 蟾蜍 (蟾諸 или 詹諸) «жаба; легендарная жаба на луне». (歷代神仙通鑒) (начало 17 века) В одном источнике, Лидай Шэньсянь тунцзянь «Полный исторический отчет о бессмертных», Люхай (劉海) используется как составная китайская фамилия , но в остальном это не подтверждается. [ 1 ] Лю Имя было Цао 操 «хватка; поведение», которое он позже изменил на Сюаньин 玄英 «таинственный цветок». Хань Чжао У императора Лю Цуна (ум. 318) был сын, которого также звали Лю Цао (劉操), который стал принцем Вэй в 312 году. Лю Хайчаня любезно называли Цзунчэн (宗成), Чжаоюань (昭元) и Чжаоюань (昭遠). Лю Даосское философское имя — Хайчанзи 海蟾子 «Хозяин морской жаба». В более поздних поколениях его называли просто Лю Хай (劉海).
Поскольку Лю Хайчан предположительно жил в районе Гуанъян города Ланфан провинции Хэбэй , его также называют Гуанъян Сяньшэн廣陽先生 «Сэр Гуанъян» и Гуанян Лю Чжэньжэнь 廣陽劉真人 «Лю Совершенный человек из Гуанъяна».
Бессмертный Лю Хай обычно изображается в виде молодого человека с челкой , а его эпоним liúhώi 劉海 означает «челка; челка» в современном стандартном китайском языке .
В китайской биологической классификации название hǎi chánchú 海蟾蜍 (букв. «морская жаба») обозначает вид жабы Bufo marinus (который не является родным для Китая), а hώi chányú 海蟾魚 (букв. «морская рыба-жаба») обозначает род Thalassophryne семейства рыб-жаб Batrachoididae ( греч. θαλασσα thalassa «море» + φρυνε phryne «жаба») — также не родной для Китая. некоторые виды подсемейства Batrachoidinae С другой стороны, из Batrachoididae обитают в водах Юго-Восточной Азии и своим жабовидным внешним видом (с раздутой грудной клеткой, резко суженной до тонкого хвоста) имеют явное сходство с традиционным джинчаном: тонкий хвост рыбы-жабы с сопровождающим его хвостовым плавником напоминает любопытную третью ногу (с сопровождающей ее перепончатой лапкой) Джинчан.
Английское общее название « морская жаба» , напротив, является обобщающим для глубоководных удильщиков семейства Chaunacidae .
На японском языке Рю Кайсен (劉海蟾) также называется Гама Сеннин (蝦蟇仙人 «Бессмертная жаба»), а его трехлапая спутница-жаба идентифицируется как Сейадзин (青蛙神) «Бог-лягушка». Китайский Цинва Шэн 青蛙神 Бог-лягушка - это рассказ Пу Сунлин, собранный в сборнике « Странные сказки китайской студии» (1740 г.).
Китаевед Анри Доре говорит, что нет единого мнения относительно имени Лю Хайчаня, а тем более относительно его действий и поступков. [ 1 ]
Легенды
[ редактировать ]Агиографические данные о Лю Хайчане скудны. Его имя редко упоминается, даже в записях о его предполагаемом бенефициаре Чжан Бодуане , за исключением одного заявления о том, что Лю передал Чжану формулы jīndān 金丹 «таблетки бессмертия» во время его визита в регион Шу в 1069 году. [ 2 ]
Лю Хайчан впервые упоминается в нескольких сборниках бицзи «разные записки; тетради» как ученик Чэнь Туаня (ум. 989). [ 3 ] Более поздняя агиография встречается только в сборниках школы Цюаньчжэнь, которая провозглашала его патриархом.
Самая ранняя биография Лю Хайчаня содержится в (1241 г.) Цзиньлянь чжэнцзун цзи金蓮正宗記, которые вдохновили большинство более поздних описаний его жизни. «Записях православной секты Золотого лотоса» [ 4 ] В нем записано, что Лю был уроженцем гор Янь , крупного горного хребта в северной провинции Хэбэй , недалеко от современного Пекина . Во время бурного периода Пяти династий (907-957) Лю, который был знатоком философии Хуан-Лао , сдал императорский экзамен и получил степень Цзиньши . [ 5 ] После недолгой службы в качестве министра Лю Шоугуана , самопровозглашенного императора государства Янь (911–914), Лю Хайчан был назначен премьер-министром при Абаоцзи в 916 году, основателе иностранной династии Ляо или империи Кидань (907–1125). ).
Существует известная история о том, как Лю Хайчан обратился в даосизм. Однажды, на пике своей славы, Лю встретил даосского монаха, который называл себя Чжэн Янцзы (正陽子) «Мастер правильного Ян », но на самом деле был знаменитым Бессмертным Чжунли Цюань . Он попросил Лю достать десять яиц и десять золотых денежных монет (с отверстием посередине), а затем положил под каждое по монете и сложил их одну на другую. Лю крикнул: «Как опасно!» и даос с улыбкой ответил: «Положение премьер-министра гораздо опаснее!». [ 5 ] Лю внезапно проснулся, подал в отставку со своей должности, отказался от своего богатства, ушел из дома и отправился странствовать. Он изменил свое имя на Лю Сюаньин, а даосы называли его Хайчан «Морская жаба». Лю жил один и практиковал самосовершенствование, путешествуя по провинции Шэньси между горой Хуа , известным местом для даосских и буддийских монахов, и горами Чжуннань , пока не достиг даосского сианского «бессмертия; трансцендентности». [ 6 ]
Как бессмертный Лю Хайчан особенно почитался в XII и XIII веках. В отчетах Цюаньчжэня говорится, что он был другом адептов даосизма Чэнь Туаня (ум. 989), Чжун Фана 種放 (955–1015) и Чжан Умэн張無夢 (985–1065). Лю был гораздо менее известен, чем его ученик Чжан Бодуань張伯端 (ум. 1082), автор «Учжэньского фортепиано» . [ 7 ]
Учителями Лю Хайчаня были двое из Восьми Бессмертных , Чжунли Цюань (он же Чжэн Янцзы выше) и Люй Дунбинь . Эти трое прославились тем, что бродили по миру и убеждали людей искать даосское бессмертие. Их встречи были излюбленной темой не только агиографических произведений, но и стихов и пьес. Хотя Чжунли и Лю пользуются более устойчивой популярностью, Лю играет выдающуюся роль в ряде историй. Например, полународный « Нинъян Дун чжэньрен юсянь цзи 凝陽董真人遇仙記» «Записи о встречах совершенного человека Дун Нинъяна с бессмертными», в котором рассказывается история чжурчжэньского солдата Дун Шоучжи 董守志 (1160-1227), которого неоднократно посещали и получали инструкции от Лю, Лю и Чжунли, и он основал новую даосскую школу. [ 8 ]
Ученые не уверены в дате жизни Лю Хайчаня и говорят, что он жил в 10 веке. [ 9 ] Период пяти династий (907-960), [ 5 ] процветал в 1031 году, [ 10 ] и умер до или около 1050 года. [ 11 ] [ 12 ] Холмс Уэлч отмечает хронологическую проблему в агиографии Лю Хайчаня. [ 6 ] Если он был учеником Люй Дунбиня (800 г.), министром Лю Шоугуана в 911–913 гг. и учителем Чжан Бодуаня в 1070 г., Лю Хайчан «должно было прожить около 270 лет, даже в глубокой старости. среди даосов». Уэлч заключает, что ученик мог усыновить даосского мастера посмертно, либо через книги, либо через видения .
Сочинения
[ редактировать ]Хотя алхимические тексты и стихи Лю Хайчаня, по-видимому, были хорошо известны, многие из них стали утраченными , за исключением некоторых цитат в каноническом Даоцзанге и цитат в нескольких Сун и Юань нэйдань произведениях . Лю также был известен своей поэзией и каллиграфическими следами, которые он оставлял на стенах храмов — способ создания новых святых мест, который также предпочитал Люй Дунбинь. [ 8 ]
Официальные библиографические разделы « Новой книги Тан » (1345 г.) » (1060 г.) и « Истории песни приписывают Хуаньцзиньский пиан 還金篇 «Главы о возвращении золота» Лю Хайчаню, называемому Хайчаньцзы Сюаньин 海蟾子玄英, объединяя его Даосские имена. [ 13 ] Другой текст, приписываемый Лю, - это Хуанди Иньфуцзин цзицзе 黃帝陰符經集解 «Собрание интерпретаций классического скрытого талисмана Желтого императора». [ 7 ] который якобы взят из десяти различных источников, многие из которых явно являются поздними выдумками. [ 4 ]
Автобиографическая книга Лю Рудао гэ 入道歌 «Песня о том, как стать даосом», которая, вероятно, является апокрифом Цюаньчжэнь , включена в его стандартную биографию, найденную в Цзиньлянь чжэнцзун цзи , и была высечена на камне в нескольких местах. [ 8 ]
Небольшой труд под названием Чжичжэнь гэ 至真歌 «Песня высшего совершенства» приписывается Лю в «Основах даосского канона» (1796-1820) Даоцанг цзияо道藏輯要. Однако в нем он идентифицируется как Хайчан диджун 海蟾帝君, используя почетный титул Диджун帝君 «Государь», который император Сун Кюлюг-хан даровал ему в 1310 году, что позволяет предположить, что это издание, если не само сочинение, датируется не ранее 14-го числа. век. [ 4 ]
Родословная Цюаньчжэнь
[ редактировать ]Согласно традиционной даосской легенде, Школа «Полного Совершенства» Цюаньчжэнь была основана Ван Чуняном (1113–1170) после того, как он получил просветление от учений бессмертных Чжунли Цюань, Люй Дунбиня и Лю Хайчаня в 1159 году. После смерти Вана эти школы Четверо и Дунхуа Дицзюнь 東華帝君 «Мастер восточного расцвета» были объявлены Пятью Патриархами школы Цюаньчжэнь.
В конце XII века традиция нэйдан «внутренней алхимии» школы Цюаньчжэнь была разделена на Бэйцзун北宗 «Северная линия передачи» и Наньцзун南宗 «Южная линия передачи», термины, впервые использованные в чань-буддизме . Дата, когда термин Наньцзун вошел в употребление, неизвестна, и Больц описывает эту родословную как постфактум. [ 4 ] Северная линия преемственности делала упор на монашескую дисциплину, аскетические практики и безбрачие, а также на некоторые нейдана . практики [ 14 ] Основной заботой Южной линии передачи был нэйдан , и по сравнению с Наньцзуном она была меньше, более свободно организована и не требовала от членов становиться монахами. [ 6 ]
Пять Патриархов Южной линии преемственности были идентифицированы как Лю Хайчан (1031 г.), Чжан Бодуань (ум. 1082), Ши Тай 石泰 (ум. 1158), Сюэ Цзысянь 薛紫賢 (ум. 1191) и Чэнь Нань陳楠. (ум. 1213). [ 4 ] Лю Хайчан и его учителя Чжунли Цюань и Люй Дунбинь почитаются как в линиях Цюаньчжэнь, так и в Наньцзун. Однако значение Лю, похоже, уменьшилось уже во времена династии Юань (1271–1368), и в более поздних антологиях ему приписывают очень мало текстов. [ 15 ]
К началу XIV века в ряде работ Цюаньчжэня утверждалось, что Лю передал учение почтенного Чжунли Цюаня Ван Чуняну на севере и Чжан Бодуаню на юге, и это утверждение, несомненно, было чрезвычайно полезно для кодификаторов текста Цюаньчжэня, которые стремились найти общее происхождение своих северных и южных линий. [ 4 ]
Символизм
[ редактировать ]В китайской мифологии и теории инь-ян трехлапая жаба является символом Луны, а трехлапая ворона — символом Солнца (сравните yu 魊 — «трехногая черепаха, вызывающая малярию»). Согласно древней традиции, трёхногая жаба — это преображенное Чанъэ лунное божество , которое украло эликсир жизни у своего мужа Хоуи -лучника и сбежало на Луну, где превратилось в жабу. [ 16 ]
Гэ Хуна (ок. 320 г. н. э.) Баопузи называет 10 000-летнюю жабу чанчу волшебным ружжи 肉芝, «наростом мяса / плоти», который обеспечивает неуязвимость и долголетие, присущие даосскому сянь . ( Чжи 芝 обычно означает «гриб; гриб», особенно гриб линчжи , но даосы также используют его для обозначения «нарост; сверхъестественное вещество».)
Говорят, что у десятитысячелетней жабы-прыгуна на голове рога, а под подбородком — двухъярусная цифра 8, написанная красным цветом. Его необходимо поймать в полдень пятого дня пятой луны и высушить в тени в течение ста дней. Линия, проведенная на земле левым корнем, станет бегущим потоком. Когда его левая передняя нога находится на человеке, он защищает от всех видов оружия. Если враг стреляет в вас, лук и стрелы повернутся против лучника. Тысячелетняя летучая мышь белая, как снег. Когда он садится, он свешивает голову вниз, потому что его мозг тяжелый. Если оба этих существа достать, высушить в тени, измельчить в порошок и взять, тело сможет прожить сорок тысяч лет. [ 17 ]
Другая китайская фольклорная традиция гласит, что ночью трехлапая жаба Лю Хая производит жемчужину, которая, если ее съесть, может превратить человека в бессмертного сянь или вернуть труп к жизни. [ 18 ]
Традиционная китайская медицина использует тянсу 蟾酥 «высушенный яд жаб; жабий жмых; буфотоксин » как обезболивающее и тонизирующее средство для сердца. Поскольку прием буфотоксина может вызвать галлюциногенные эффекты, существует гипотеза психоактивной жабы, объясняющая отношения между Лю Хайчанем и его жабой. [ 19 ] Джозеф Нидэм и Лу Гвэй-джен говорят, что трехлапая жаба и лунный кролик, колотящий наркотики , символизируют Луну и, следовательно, силу Инь, которая была жизненно важна для изготовления Вайдан алхимических эликсиров . Некоторые древние даосы ценили мясо жабы «как средство продления жизни и бессмертия», которое могло заставить человека незаметно сбежать из плена. [ 20 ]
Первоначальная личность даосского мастера Лю Хайчаня как учителя эзотерических техник нейдан сильно отличается от его современного образа бога богатства и успеха в бизнесе. [ 21 ] воспроизводит талисман Фестиваля лодок-драконов Лю Хая и его жабы, который, как считалось, приносил семье удачу и защиту.
Лю Хайчан традиционно изображается ребенком с веревкой или поясом монет и трехногой жабой (символом удачи), двумя атрибутами, «вероятно заимствованными» у бессмертных Лань Цайхэ и Хэлань Цичжэня賀蘭棲真, оба из которых были нерегулярными членами Восьми Бессмертных. [ 15 ] Во-первых, Лан Цайхэ был известен тем, что случайно тащил по земле связку монет, когда просил милостыню на улице, символически демонстрируя крайнее презрение к деньгам. [ 22 ] Как только цепочка монет перешла из рук в руки, она создала новую иконографию просветления Лю: Чжунли Цюань складывал яйца и монеты в стопку, чтобы символизировать ненадежность человеческого существования. [ 23 ] [ 5 ] Во-вторых, даосский мастер династии Северная Сун Хэлань Цичжэнь 賀蘭棲真 (ум. 1010) предположительно достиг бессмертия, съев трехногую золотую жабу. Автор династии Юань Ло Тяньсян駱天驤 писал: [ 24 ] «В Аббатстве Белого Оленя на горе Ли есть Жабий колодец, в котором жила трехлапая жаба золотистого цвета. «Это мясной гриб», [т. е. ружжи 肉芝 выше] воскликнул Мастер Хэ-лан, когда он увидел это, приготовил и съел, после чего взлетел на небо среди бела дня». Аньнин Цзин [ 25 ] предполагает, что эта история о Хэлань Цичжэне, поедающем жабу, могла быть буквальной интерпретацией даосского нэйдана , в котором «золотая жаба» представляет собой чжэнцзин 真精 «истинную сущность»; который упоминается в стихотворении ученого-чиновника Южной Сун Ли Ши 李石 (1108-1181): «Я слышал, что деликатес старой жабы - это наркотик / Который может превратить даже траву в золотой бутон; / Но было бы это лучше закрой [мой] рот и питай внутренне / Чтобы заменить твою [жабу] уродливую субстанцию и питать [мой внутренний] бутон / Оседлав тебя, я полечу во дворец на луне / И спущусь, чтобы увидеть тутовое море, которое. достигает облаков за пределами неба».
Есть две версии китайской народной сказки под названием Люхуй си [jīn]chán Лю Хай играет [金] Чань «Лю Хай играет с [золотой] жабой»
[Лю Хай] использовал [свою жабу] в качестве зарядного устройства, чтобы мгновенно переносить его с места на место. Существо не совсем примирилось с таким образом жизни и иногда спасалось, ныряя в ближайший колодец. Однако его страсть к блеску золота неизменно приводила к его повторной поимке, когда хозяин держал перед его глазами связку денег. В народе его изображают стоящим одной ногой на голове жабы, держащим в руке ленту или ленту, на которую нанизаны пять золотых монет. Этот дизайн известен как «Лю Хай, играющий с жабой» (劉海戲蟾), и считается очень благоприятным и способствующим удаче. Другая версия этой истории, не согласующаяся с последней теорией или теорией Луны, заключается в том, что рептилия жила в глубокой луже и источала ядовитый для окрестностей пар, и что таким образом она была поймана на крючок и уничтожена Лю Хай, что иллюстрирует фатальное притяжение деньги, чтобы заманить людей к их гибели. [ 26 ]
Лю иногда выступает в роли бога дверей в китайских храмах в сотрудничестве с Тяньгуань Дади.
Наконец, Лю Хай – китайский покровитель производителей игл. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Больц, Джудит М. (1987). Обзор даосской литературы десятого-семнадцатого веков (PDF) . Беркли, Калифорния : Институт восточноазиатских исследований Калифорнийского университета .
- Буркхардт, Валентин Р. (2016). Китайские верования и обычаи . Рутледж. ISBN 9781138970519 .
- Доре, Анри (1914). Исследования китайских суеверий . 15 томов. Перевод М. Кеннелли. Шанхай : Типография T'Usewei.
- Гуссерт, Винсент (2008). «Лю Хайчан劉海蟾». В Прегадио, Фабрицио (ред.). Энциклопедия даосизма . Два тома. Рутледж. ISBN 9780700712007 .
- Цзин, Эннинг (1996). «Восемь бессмертных: трансформация даосских эксцентриков Тан и Сун во времена династии Юань». У Максвелла К. Хирн; Джудит Г. Смит (ред.). Искусство Сун и Юань . Метрополитен-музей. ISBN 978-0870998065 .
- Нидэм, Джозеф ; Хо, Пин-юй; Лу, Гвей-джен (1976). Наука и цивилизация в Китае . Том. 5: Химия и химическая технология. Часть 3, Спагирические открытия и изобретения: исторический обзор, от эликсиров киновари до синтетического инсулина . Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521210287 .
Сноски
- ^ Перейти обратно: а б Золотой 1914 , вып. 9 с. 64.
- ^ Больц 1987 , стр. 173, 316.
- ^ Гуссаерт 2008 , с. 686.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Больц 1987 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нет, Джулиан; Люнг, Ман Кам (1998). Исторический словарь даосизма . Пугало Пресс . п. 211. ИСБН 9780810833692 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уэлч, Холмс (1965). Даосизм: Разделение пути . Маяк Пресс. п. 147. OCLC 5885732 .
- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Хо и Лу, 1976 , с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б с Гуссерт 2008 , с. 687.
- ^ Джайлз, Герберт А. (1897). Китайский биографический словарь . Келли и Уолш. п. 505 .
- ^ Больц 1987 , с. 64.
- ^ Нидхэм, Хо и Лу 1976 , стр. 202.
- ^ Робине, Изабель и Филлис Брукс, тр. (1997), Даосизм: рост религии , издательство Стэнфордского университета. п. 225. ISBN 9780804728393 .
- ^ ван дер Лун, Пит (1984), Даосские книги в библиотеках периода Сун: критическое исследование и указатель , Монографии Оксфордского восточного института, вып. 7, Итака Пресс. п. 163.
- ^ Балдриан-Хусейн, Фарзин (2008). «Лю Хайчан (劉海蟾)». В Прегадио, Фабрицио (ред.). Энциклопедия даосизма . Рутледж. п. 759 (759-762). ISBN 9780700712007 .
- ^ Перейти обратно: а б Гуссерт 2008 , с. 688.
- ^ Эберхард, Вольфрам (1986), Словарь китайских символов: скрытые символы в китайской жизни и мысли , Routledge. п. 292.
- ^ Тр. Уэр, Джеймс Р. (1966), Алхимия, медицина и религия в Китае 320 г. н.э.: Ней Пьен Ко Хунга , Дувр. п. 184.
- ^ Эберхард, Вольфрам (1968), культуры Южного и Восточного Китая , Алиде Эберхард, тр Местные . 2, 1943. Э. Дж. Брилл. стр. 204-5.
- ^ Даннауэй, Фредерик Р. (2009), Жаба на Луне: или краткое размышление о ядах китайских психоактивных жаб , Чайное общество Делавэра.
- ^ Нидэм, Джозеф ; Лу, Гвей-джен (1983). Наука и цивилизация в Китае , Том 5, Химия и химическая технология. Часть 5, Спагирические открытия и изобретения: физиологическая алхимия . Издательство Кембриджского университета . п. 81 . ISBN 9780521085748 .
- ^ Гуссаерт 2008 , с. 688; Доре 1914 , т. 21:00. 64, рис. 153.
- ^ Йеттс, Персеваль В. (1916), «Восемь бессмертных», Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии , 773-807. стр. 806-7.
- ^ Цзин 1996 , стр.216 .
- ^ Тр. Цзин 1996 , с. 216.
- ^ Цзин 1996 , стр. 217.
- ^ Буркхардт 2016 , с. 47.
- ^ Буркхардт 2016 , с. 147.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ло, Вивьен (2009), Хуанди Хама цзин (Канон желтой императорской жабы) ( Huangdi Hama jing )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Лю Хайем/Гамой Сеннином, на Викискладе?
- Лю Хайчан и Ли Тегуй , Лю изображен с белой жабой и персиком бессмертия , (ок. 14 век) свиток, написанный Янь Хуэем , Чион-ин
- Даосский Бессмертный Лю Хайчан (Сяма) , (начало XIX века), свиток Кано Исэньин Наганобу, Музей изящных искусств, Бостон
- Лю Ханчан , (1822) картина Тани Бунчо , Художественный музей Индианаполиса
- Лю Хайчан , свиток, приписываемый У Вэю (1459-1508), Национальный дворец-музей.
- Лю Хайчан , База данных даосского культурного центра FYSK
- Лю Хайчан и трехлапая жаба богатства , Уэйн Ферреби
-
Четыре Трансцендента, машущие Богу долголетия, (слева направо) Шиде , Ханьшань , Ли Железный Костыль и Лю Хайчан на жабе, (ок. 15 век), свиток Шан Си , Национальный дворец-музей
-
Лю Хайчан с маленькими и большими жабами (ок. 1876 г.), картина Каванабэ Кёсая.
-
Гравюра на дереве, изображающая Лю Хайчаня (справа), играющего с жабой, приносящей богатство.
-
Скульптура денежной лягушки из смолы