Istanbul pogrom
Istanbul pogrom | |
---|---|
![]() Турецкая мафия нападает на греческую недвижимость | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Дата | 6–7 сентября 1955 г. |
Цель | Частная собственность, православные церкви и кладбища греческого населения города. |
Тип атаки | Погром |
Летальные исходы | Точное количество неизвестно, оценки варьируются от 13 до 37 и более. [ 1 ] [ 2 ] |
Раненый | Более 1000 ранены, [ 2 ] изнасиловано около 200–400 греческих женщин и мальчиков. [ 2 ] [ 3 ] |
Преступники | Тактическая мобилизационная группа ( спецназ ), Демократическая партия , [ 4 ] Служба национальной безопасности , [ 5 ] Ассоциация Турецкого Кипра [ нужна ссылка ] |
Стамбульский погром , также известный как Стамбульские беспорядки . [ 6 ] [ 3 ] представляли собой серию спонсируемых государством антигреческих нападений мафии, направленных в первую очередь против 6–7 Стамбула греческого меньшинства сентября 1955 года. [ 7 ] [ 8 ] Погром был организован правящей Демократической партией Турции при сотрудничестве различных силовых организаций ( Тактической мобилизационной группы , Противопартизанской службы и Службы национальной безопасности ). [ 9 ] События были спровоцированы взрывом турецкого консульства в Салониках , Македония , Греция , — дома , где Мустафа Кемаль Ататюрк . в 1881 году родился [ 10 ] На самом деле бомбу заложил турецкий швейцар в консульстве, который позже был арестован и сознался. Турецкая пресса умолчала об аресте, а вместо этого намекнула, что бомбу взорвали греки. [ 2 ]
Погром иногда называют геноцидом против греков , поскольку, по словам Альфреда-Мориса де Зайаса , несмотря на относительно небольшое количество смертей, он «удовлетворяет критериям статьи 2 Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него». (UNCG), поскольку «намерение уничтожить полностью или частично» греческое меньшинство в Стамбуле явно присутствовало, погром организовано правительством премьер-министра Турции Аднана Мендереса » и «В результате погрома греческое меньшинство в конечном итоге эмигрировало из Турции». [ 2 ]
Турецкая мафия, большинство членов которой были заранее доставлены в город на грузовиках, в течение девяти часов нападала на греческую общину Стамбула. Хотя толпа открыто не призывала к убийству греков, более десятка человек погибли во время или после нападений в результате избиений и поджогов . армяне и евреи . Пострадали также [ 11 ] Полиция в основном была неэффективна, и насилие продолжалось до тех пор, пока правительство не объявило военное положение в Стамбуле, не призвало армию и не приказало ей подавить беспорядки. [ 12 ] Материальный ущерб оценивается в 500 миллионов долларов США, включая поджоги церквей и разрушения магазинов и частных домов. [ 2 ]
Погром значительно ускорил эмиграцию этнических греков из Турции, в частности греков Стамбула . Греческое население Турции сократилось со 119 822 человек в 1927 году. [ 13 ] до около 7000 в 1978 году. [ 14 ] В одном только Стамбуле грекоязычное население сократилось с 65 108 до 49 081 человек в период с 1955 по 1960 год. [ 13 ] По данным Министерства иностранных дел Турции за 2008 год , число турецких граждан греческого происхождения составляет 3 000–4 000 человек; [ 15 ] в то время как, по данным Human Rights Watch (2006), их число оценивалось в 2500 человек. [ 16 ]
Нападения были описаны как продолжение процесса тюркизации , начавшегося с упадком Османской империи . [ 7 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] поскольку примерно 40% атакованной собственности принадлежало другим меньшинствам. [ 10 ] В некоторых средствах массовой информации погром сравнивают с Хрустальной ночью , погромом евреев по всей нацистской Германии в 1938 году . [ 21 ] [ 3 ] [ 22 ]
В 2009 году тогдашний премьер-министр Турции Эрдоган заявил, что Турция совершила ошибки и что: «Эти меньшинства с различной этнической идентичностью были изгнаны из нашей страны в прошлом. Это было результатом фашистской политики». [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Фон
[ редактировать ]Греки Стамбула
[ редактировать ]Константинополь (современный Стамбул ) был столицей Византийской империи до 1453 года, когда город был завоеван османскими войсками. Большая коренная греческая община продолжала проживать в многоэтнической османской столице и пользовалась относительно защищенным статусом в рамках системы Османского Миллета . Греческое население города, особенно фанариоты , стало играть значительную роль в социальной и экономической жизни города, а также в политической и дипломатической жизни исламской, но многоэтнической и многорелигиозной Османской империи в целом. [ 26 ] [ 27 ] Это продолжалось даже после восстаний против османского владычества в Греции и создания независимого греческого государства в 1829 году , хотя во время греческой войны за независимость происходили массовые убийства местных греческих общин . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Преследованию подверглись ряд этнических армян и греков, которые служили на дипломатической службе Османской империи и даже были ведущими политиками в 19 и начале 20 века. [ 31 ] [ 32 ]
В XIX веке христиане Стамбула, как правило, были либо греческими православными , членами Армянской апостольской церкви , либо католиками- левантийцами . [ 33 ] Греки и армяне составляют самое многочисленное христианское население в городе. [ 34 ] После распада Османской империи, греко-турецкой войны (1919–1922) и создания Турецкой Республики , соглашение об обмене населением подписанное между Грецией и Турцией, привело к изгнанию всех греков в современной Турции (и мусульман в Греции), откуда многие из них жили на протяжении веков. Но из-за сильной эмоциональной привязанности греков к своей первой столице, а также важности Вселенского Патриархата для греческого и мирового православия, греческое население Стамбула было специально освобождено от ответственности и ему разрешили остаться на месте. [ 35 ] Тем не менее, это население начало сокращаться, о чем свидетельствует демографическая статистика. [ нужна ссылка ]
Карательные турецкие националистические эксклюзивистские меры, такие как парламентский закон 1932 года, запретили греческим гражданам, проживающим в Турции, заниматься рядом из 30 профессий: от портного и столярного дела до медицины , права и недвижимости . [ 4 ] Налог Варлык Вергиси, введенный в 1942 году, также способствовал снижению экономического потенциала греческих бизнесменов в Турции. [ 10 ] [ 18 ]
Контекст
[ редактировать ]В начале 1950-х годов Турция имела тесные отношения с Грецией. В 1952 году Павел Греческий стал первым греческим монархом, посетившим главу турецкого государства, за которым вскоре последовал президента Турции Джелала Баяра визит в Грецию. Однако отношения испортились начиная с 1953 года, когда началась вооруженная борьба греков -киприотов , большинства населения острова, стремившихся к политическому союзу Кипра с Грецией. Вскоре после этого Георгиос Гривас сформировал вооруженную организацию ЭОКА . Этот поворот событий был политически использован в Турции турецкими националистами из организации Kibris Türktür Cemiyeti (Кипр - турецкий), хотя ЭОКА никогда не преследовала общину киприотов-турок до антигреческих погромов в сентябре 1955 года. [ 36 ]
В 1954 году греческое правительство обратилось в Организацию Объединенных Наций с требованием самоопределения Кипра . Британия имела правящий мандат на острове, населенном преимущественно этническими греками, и хотела, чтобы спор о Кипре был разрешен без рассмотрения в Совете Безопасности ООН из-за опасений по поводу того, как стороны-греки и киприоты-греки будут изображать конфликт. [ 18 ] [ 37 ] С этой целью британское правительство решило смягчить требования Греции, побудив турецкое правительство публично выразить свою поддержку делу киприотов-турок, что, по их оценкам, гарантировало бы, что вопрос не дойдет до Совета Безопасности ООН. В британских отчетах того периода даны разрозненные оценки состояния греко-турецких отношений; в сообщении посольства Великобритании в августе 1954 года говорилось, что отношения носили поверхностный характер и что незначительный источник напряженности, такой как гипотетическое разрушение греками дома Ататюрка в Салониках , нанесет непоправимый ущерб; в то время как представитель министерства иностранных дел заявил, что жесткая позиция по отношению к Греции пойдет на пользу Турции. Депутат Джон Стрейчи предупредил, что Турция имеет большое этническое греческое меньшинство в Стамбуле как карту, которую можно разыграть против Греции, если она рассмотрит возможность аннексии независимого Кипра вопреки желанию турок-киприотов. [ 38 ]
Обеспокоенность событиями на Кипре привела к формированию ряда националистических студенческих и ирредентистских организаций в Стамбуле, таких как Национальная федерация турецких студентов ( турецкий : Türkiye Milli Talebe Federasyonu ), Национальный союз турецких студентов и организация Хикмета Била. (редактор главной газеты Hürriyet ) Ассоциация «Кипр — турецкий» ( турецкий : Kıbrıs Türktür Cemiyeti ), протестовавшая против греческое меньшинство и Вселенский Патриархат. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
В 1955 году пропагандистская кампания с участием турецкой прессы активизировала общественное мнение против греческого меньшинства, нацеленного, в частности, на Афиногора , Вселенского Патриарха Константинополя, обвиняя его в сборе пожертвований для Энозиса . [ 18 ] [ 39 ] Лидером группы была газета Hürriyet , которая 28 августа 1955 года написала: «Если греки посмеют тронуть наших братьев, то в Стамбуле будет множество греков, которым можно будет отомстить». Омер Сами Кошар из «Джумхуриет» написал 30 августа:
Ни Патриархат, ни ромское [ то есть греческое] меньшинство никогда открыто не поддерживали турецкие национальные интересы, когда Турция и Афины сталкивались по определенным вопросам. В свою очередь, великий турецкий народ никогда не высказывался по этому поводу. Но есть ли у Фанарского Патриархата и наших ромских граждан в Стамбуле особые миссии, назначенные Грецией в ее планах по аннексии Кипра? Пока Греция теснила турок в Западной Фракии и силой присваивала их собственность, наши ромские турецкие граждане жили так же свободно, как и мы, а иногда даже более комфортно. Мы думаем, что эти Румы, которые предпочитают хранить молчание в нашей борьбе с Грецией, достаточно умны, чтобы не попасться в ловушку четырех или пяти провокаторов. [ 18 ]
Терджюман , Йени Сабах и Гедже Постасы последовали его примеру. [ 39 ] Ассоциация «Кипр — турецкая» (CTA) активизировала свою деятельность за несколько недель до беспорядков, увеличив количество отделений с трех в августе до десяти к моменту совершения терактов. 4 сентября Хикмет Бил приказал студентам на площади Таксим , в центре города, сжигать греческие газеты. В тот же день Камил Онал из ЦТА и Службы национальной безопасности раздал студентам двадцать тысяч транспарантов с надписью «Кипр – турецкий». [ 40 ]
Межобщинное насилие на Кипре побудило Турцию передать дипломатическую ноту британскому правительству , которое пригласило правительства Турции и Греции на конференцию в Лондоне, которая началась 26 августа. За день до Трехсторонней Лондонской конференции (29 августа – 7 сентября 1955 г.) ) началось, премьер-министр Мендерес заявил, что киприоты-греки планируют резню киприотов-турок . Почувствовав возможность смягчить требования Греции, премьер-министр Гарольд Макмиллан посоветовал турецким делегатам быть суровыми. Министр иностранных дел Турции Фатин Рюштю Зорлу дал резкий вступительный залп, заявив, что Турция пересмотрит свои обязательства по Лозаннскому договору , если Греция не пересмотрит свою позицию по Кипру. Греческие делегаты, удивленные резкостью речи, в ходе переговоров пошли на попятную, хотя и не отказались от идеи энозиса с Кипром. [ 38 ]
Отвлечение внутреннего внимания к Кипру было политически выгодным для правительства Мендереса, страдавшего от слабой экономики. Несмотря на то, что греческое население составляло меньшинство, оно играло заметную роль в деловой жизни города, что сделало его удобным козлом отпущения во время экономического кризиса середины 50-х годов, который привел к спаду экономики Турции (с падением ВВП на душу населения на 11% в 1954 году). [ 18 ] ДП ответила сначала инфляционной политикой, а затем, когда она потерпела неудачу, авторитаризмом и популизмом . [ 18 ] Политика ДП также привела к мобильности из деревни в город, которая познакомила часть сельского населения с образом жизни городских меньшинств. Тремя основными направлениями были три крупнейших города: Стамбул, Анкара и Измир . Между 1945 и 1955 годами население Стамбула увеличилось с 1 миллиона до примерно 1,6 миллиона. Многие из этих новых жителей оказались в трущобах ( турецкий : gecekondus ) и стали главной мишенью популистской политики. [ 18 ]
Наконец, конференция развалилась 6 сентября, в первый день, когда на конференции был затронут вопрос Кипра. [ 41 ] когда появились новости о взрыве турецкого консульства (и места рождения Ататюрка) во втором по величине городе Греции, Салониках. [ 19 ]
Погромные события
[ редактировать ]

Планирование
[ редактировать ]1961 года Суд над Ясиадой после государственного переворота 1960 года обвинил Мендереса и министра иностранных дел Фатина Рюштю Зорлу в планировании беспорядков. Хотя оба они отвергли эти претензии, ученые полагают, что Мендерес согласился на организацию протестов в Стамбуле против греков, но степень осведомленности Зорлу, который был в Лондоне на конференции, неясна. В причастности также был обвинен министр внутренних дел Намик Гедик, хотя его не судили, поскольку он покончил жизнь самоубийством до начала суда. По словам адвоката Зорлу на процессе Яссиады, 300-тысячная толпа была собрана в радиусе 40 миль (60 км) вокруг города для совершения нападений. [ 4 ] Роль Службы национальной безопасности на судебных процессах не уточнялась, поскольку единственной целью хунты было приговорить правительство ДП. [ 42 ] [ 40 ]
Суд установил, что взрыватель для бомбы консульства был отправлен из Турции в Салоники 3 сентября. Во время процесса Ясиады утверждалось, что двадцатилетнему студенту университета по имени Октай Энгин было поручено установить взрывчатку, две палочки гелигнита , в саду консульства. [ 41 ] [ 43 ] [ 44 ] Консул М. Али Балин якобы сначала оказал давление на сотрудника консульства Хасана Учара, но Энгин был привлечен, когда Учар оказал сопротивление. Оба они были арестованы после нападения. [ 45 ]
Энгин родился в греческом городе Комотини ( турецкий : Гюмюльчине ) в семье Фаика Энгина, известного парламентария конца 40-х годов и одного из трех этнических турецких членов греческого парламента в период с 1946 по 1950 год. Октай Энгин стал одним из немногих этнических турецких студентов, окончивших в те годы греческие гимназии . Турецкие чиновники поощряли его изучать право, предлагая ему стипендию, чтобы он мог продвигать интересы турецких граждан в Греции. Таким образом, в 1953 году он поступил в Университет Аристотеля в Салониках. Когда он учился на втором курсе, его обвинили в подстрекательстве к взрыву. Энгин сказал, что с самого начала его обучения в университете за ним так внимательно следили агенты греческой разведки, что он мог бы назвать одного («Триондафилос»). [ 45 ] [ 46 ]
В своей книге 2005 года Сперос Врионис документирует прямую роль организации Демократической партии и контролируемых правительством профсоюзов в скоплении бунтовщиков, охвативших Стамбул. Десять из 18 стамбульских филиалов Ассоциации «Кипр – турецкий» управлялись чиновниками ДП. Эта организация сыграла решающую роль в разжигании антигреческой деятельности. Большинство бунтовщиков были выходцами из западной части Малой Азии . Его тематическое исследование Эскишехира показывает, как партия набрала от 400 до 500 рабочих с местных заводов, которых увезли поездом с билетами третьего класса в Стамбул. Этим новобранцам была обещана сумма, эквивалентная 6 долларам США, которая так и не была выплачена. Их сопровождали полиция Эскишехира, которой было поручено координировать разрушения и грабежи после того, как контингент был разбит на группы по 20–30 человек, а также лидеры партийных отделений. [ 4 ] [ 47 ]
Хотя ДП взяла на себя вину за события, в 2005 году выяснилось, что беспорядки на самом деле были продуктом турецкой тактической мобилизационной группы ; тайное подразделение специального назначения . [ 5 ] [ 17 ] Четырехзвездочный генерал Сабри Йирмибешоглу , правая рука генерала Кемаля Ямака. [ 48 ] который возглавлял турецкий аванпост операции «Гладио» в составе Тактической мобилизационной группы ( турецкий : Seferberlik Taktik Kurulu ), с гордостью вспоминал о своем участии в беспорядках, называя их «великолепной организацией». [ 39 ] [ 49 ]
Перед событиями 6 сентября некоторые здания, принадлежавшие грекам и другим немусульманским меньшинствам, были отмечены крестами, чтобы облегчить поджог. [ 50 ] [ 51 ]
Исполнение
[ редактировать ]Муниципальные и правительственные грузовики были размещены в стратегических точках по всему городу для распределения инструментов разрушения (лопаты, кирки, ломы, шомполы и бензин), а 4000 такси были конфискованы у Ассоциации водителей и Профсоюза работников транспортных средств ( турецкий : Şoförler Cemiyeti ve Motorlu Taşıt İşçileri Sendikası ) для перевозки преступников. Кроме того, флаги были подготовлены Профсоюзом текстильщиков ( турецкий : Tekstil İşçileri Sendikası ). [ 40 ]
Прикрытием для скопления бунтовщиков стала организованная властями Стамбула в ночь на 6 сентября акция протеста по кипрскому вопросу и взрыву дома Ататюрка. В 13:00 по радио было объявлено о взрыве. [ 39 ] Однако у большинства людей в то время не было радио, поэтому им пришлось ждать до 16:30, когда ежедневная газета «Истанбул Экспрес» , связанная с ДП и Службой национальной безопасности (СНБ), повторила эту новость в печати. [ 44 ]
Согласно выпуску еженедельного шоу « Файлы» на греческом канале Mega Channel за сентябрь 2005 года, сопровождающие фотографии были замечены салоникским фотографом Яннисом Кириакидисом 4 сентября (за два дня до фактического взрыва). Жена консула принесла пленку для печати в фотостудию, принадлежавшую отцу Кириакидиса. Фотографии затем были фотомонтажированы , согласно программе. [ 39 ] [ 43 ]
В день мероприятия редактор Гекшин Сипахиоглу позвонил владельцу Митхату Перину и попросил разрешения на второй показ. Погода была плохая, поэтому Перин отказался, полагая, что репродукции не будут проданы. Вскоре позвонил главный дилер газеты Фуат Бюке и предложил заплатить за тираж заранее. К тому времени, когда Перин отправился осмотреть «Тан Пресс», было уже напечатано 180 000 экземпляров. Почувствовав что-то подозрительное, Перин разорвал бумагу и остановил бег. Однако прототип остался целым, и после ухода Перина рабочие тайно возобновили печать. В конечном итоге они напечатали 300 000 экземпляров (на заранее заготовленной бумаге), из которых 296 000 были проданы. Это было намного выше среднего тиража газеты в 30 000–40 000 экземпляров (для сравнения: бестселлер Hürriyet был продан тиражом 70–80 тысяч экземпляров). Перин был арестован на следующий день. Гекшин Сипахиоглу позже утверждал, что СНБ заставила его сделать это, а Перин утверждает, что Сипахиоглу сам был агентом. [ 52 ] Однако невиновность Перина была поставлена под сомнение после того, как бесстрашный журналист Угур Мумджу опубликовал отрывок из письма 1962 года между Перином и заместителем министра национальной безопасности Фуатом Догу, в котором утверждалось, что за 25 лет своей журналистской деятельности он действовал, полностью осознавая СНБ и не воздержался от каких-либо действий. [ 53 ]
В 17:00 беспорядки начались на площади Таксим и в течение вечера распространились по старому району Бейоглу (Пера), сопровождаясь разрушениями и грабежами греческой коммерческой недвижимости, особенно вдоль улицы Юксек Калдырым. К шести часам вечера многие греческие магазины на главной торговой улице Стамбула , проспекте Истикляль , были разграблены. [ 39 ] Многие торговые улицы были завалены товарами и оборудованием, вырванными из предприятий, принадлежащих грекам. По свидетельству очевидца греческого дантиста, толпа скандировала «Смерть гяурам » (неверным), «Избейте греческих предателей», «Долой Европу » и «Вперед, в Афины и Салоники». во время нападения [ 54 ] Как и ожидалось, ситуация вскоре вышла из-под контроля, и толпа кричала: «Сначала твоя собственность. Потом твоя жизнь». [ 55 ]
Бунт утих к полуночи благодаря вмешательству турецкой армии и объявлению военного положения . Полиции, которая поддерживала нападения путем подготовки и организации операций, было приказано занимать пассивную позицию и предоставить толпе возможность свободно бродить по улицам города и совершать зверства против гражданского населения. Турецкая милиция и полиция, координировавшие нападения, воздержались от защиты жизни и имущества жертв. Вместо этого их функция заключалась в сохранении прилегающей турецкой собственности. [ 55 ] Однако было несколько случаев, когда сотрудники полиции предотвратили преступную деятельность. С другой стороны, пожарная команда всякий раз, когда доходила до пожара, заявляла, что не в состоянии с ним справиться. [ 56 ]
Связанное насилие
[ редактировать ]По некоторым данным, от 13 до 16 греков (в том числе два священнослужителя в результате погрома погибли ) и 1 армянин. Однако из-за всеобщего хаоса количество смертей так и не было зафиксировано, поэтому оценки разнятся. Ранний источник дает число погибших как 0, [ 57 ] но показания свидетелей, останки, а также более поздние источники противоречат этому. [ 55 ] По ряду других источников общее число погибших оценивается как минимум в 30 человек. [ 1 ] [ 55 ] Также составлен список из 37 погибших. [ 55 ] Помимо 30 опознанных жертв, 3 неопознанных тела были обнаружены внутри магазинов, а еще 3 обгоревших тела были обнаружены в мешке в районе Бешикташа . [ 55 ] При этом 32 грека были тяжело ранены. Мужчины и женщины были изнасилованы и вынуждены принять ислам, и, по свидетельствам, в том числе рассказов турецкого писателя Азиза Несина , мужчины, в том числе священник, подвергались принудительному обрезанию со стороны членов мафии. [ 4 ] христианский священник армянского обряда. Более того, после процедуры скончался [ нужна ссылка ] Священников также снимали скальпы и сжигали в постелях. [ 4 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] Несин писал:
Человек, который боялся быть избитым, линчеванным или изрезанным на куски, подразумевал и пытался доказать, что он одновременно турок и мусульманин. «Вытащите его и дайте нам посмотреть», — отвечали они. Бедняк стянул бы с себя штаны и показал бы свою «мусульманскую принадлежность» и «турецкость»: А какое было доказательство? Что он был обрезан. Если человек был обрезан, он был спасен. В противном случае он был обречен. Действительно, солгав, его не удалось спасти от побоев. Потому что один из этих агрессивных молодых людей вытащил нож и обрезал его посреди улицы, среди хаоса. Разница в два-три сантиметра не оправдывает такого переполоха. Той ночью многие кричащие и кричащие мужчины были насильственно исламизированы жестоким ножом. Среди обрезанных был и священник. [ 61 ]
Материальный ущерб и стоимость
[ редактировать ]Материальный ущерб был значительным: было повреждено 5317 объектов недвижимости, почти все из которых принадлежали грекам. Среди них было 4214 домов, 1004 предприятия, 73 церкви, 26 школ, два монастыря и синагога. [ 10 ] Были серьезно повреждены или разрушены более 4000 предприятий, принадлежащих грекам, более 1000 домов, принадлежащих грекам, 110 отелей, 73 греческие (и другие христианские) церкви, 27 аптек, 23 школы и 21 фабрика. [ 4 ] [ 18 ] По оценкам американского консульства, 59% предприятий принадлежали грекам, 17% - армянам, 12% - евреям и 10% - мусульманам; в то время как 80% домов принадлежали грекам, 9% принадлежали армянам, 3% принадлежали евреям и 5% принадлежали мусульманам. [ 39 ]
Оценки экономической стоимости ущерба варьируются от оценки турецкого правительства в 69,5 миллионов турецких лир (что эквивалентно 24,8 миллионам долларов США). [ 62 ] ), британская оценка в 100 миллионов фунтов стерлингов (около 200 миллионов долларов США ), Всемирного совета церквей оценка в 150 миллионов долларов США и оценка правительства Греции в 500 миллионов долларов США. [ 4 ] [ 39 ] Правительство Турции выплатило 60 миллионов турецких лир в качестве компенсации тем, кто зарегистрировал свои убытки. [ 10 ] Однако эти репарации не превышали 20% требований, в лучшем случае с учетом того, что активы обесценились резко . [ 63 ]
Церковная собственность
[ редактировать ]
Помимо коммерческих целей, мафия явно нацелилась на собственность, принадлежащую или управляемую Греческой православной церковью . 73 церкви и 23 школы были разграблены, сожжены или разрушены, а также восемь баптистерий и три монастыря , что составляет около 90 процентов церковного имущества в городе. Древняя византийская церковь Панагия в Белградкапы подверглась вандализму и сгорела. [ 19 ] Церковь в Едикуле сильно пострадала от вандализма, как и церковь Св. Константина Псамматского. В церкви Зоодохос Пеге в Балыклы гробницы ряда вселенских патриархов были вскрыты и осквернены. Настоятель больнице монастыря, епископ Герасим Памфилосский , был жестоко избит во время погрома и через несколько дней скончался от ран в Балыклы . Во время одного из поджогов церкви отец Хрисантос Мандас сгорел заживо. [ 64 ] Митрополит . Лилупольский ума Геннадий был жестоко избит и сошел с
В другом месте города объектом нападения стали греческое кладбище Шишли , а также кладбище Патриархатов в Балыклы. Кресты и статуи подверглись вандализму, гробницы и склепы были вскрыты, а останки мертвых вывезены и рассеяны фанатичной толпой. На кладбище Балыклы были осквернены саркофаги греческих православных патриархов. [ 65 ]
Свидетели
[ редактировать ]Свидетельство очевидца было предоставлено журналистом Ноэлем Барбером из лондонской Daily Mail 14 сентября 1955 года:
Церковь Едикуле была полностью разрушена, а одного священника вытащили из постели, волосы выдрали из его головы, а бороду буквально вырвали из подбородка. Другого старого греческого священника [отца Мантаса] в доме, принадлежавшем церкви, который был слишком болен, чтобы его можно было перевезти, оставили в постели, а дом подожгли, и он сгорел заживо. В церкви Еникёй , прекрасном месте на берегу Босфора , 75-летнего священника вывели на улицу, содрали с него всю одежду, привязали к машине и потащили по улицам. Они попытались вырвать волосы у другого священника, но, потерпев неудачу, сняли с него скальп, как и многих других.
По случаю 50-летия погрома семидесятилетний Мехмет Али Зерен сказал: «В тот день я был на улице и очень хорошо помню... В ювелирном магазине у одного парня был молоток, и он ломал жемчужины один за другим». [ 66 ]
Одним из известных очевидцев был о Джеймсе Бонде писатель Ян Флеминг , который в качестве агента МИ-6 присутствовал под прикрытием Международной полицейской конференции 5 сентября (от которой он отказался в пользу освещения беспорядков для The Sunday Times ). Отчет Флеминга был опубликован 11 сентября под названием «Великий бунт в Стамбуле». Было сказано, что Флеминг, возможно, был проинформирован Назимом Калкаваном, начальником стамбульского отделения МИ-6, который появляется в фильме 1957 года «Из России» с любовью как «Дарко Керим». По словам биографа Флеминга Джона Пирсона , Калкаван был во многом похож на Керим- бея . [ 67 ] [ 68 ]
Ряд свидетельств турецких очевидцев был опубликован в 2008 году Айше Хюр в статье, опубликованной в журнале «Тараф» . [ 39 ]
Сопротивление
[ редактировать ]Есть сообщения о защите, которую меньшинствам предлагали их сограждане, которым удалось отбиться от толпы. Самая организованная команда сплотилась вокруг капитана ВВС Решата Матера . Матер оказался не на службе и посетил свой дом на улице Мухасебеджилер в Чевизли, который находился рядом с местом сбора Истикляль Каддези . Мэтр сначала спрятал кого-то из своих соседей в своем доме, а затем вышел на улицу с пистолетом и униформой. К нему присоединились соседские мальчики, принеся с собой в качестве замены оружия предметы домашнего обихода. Толпа прошла мимо, увидев баррикаду. [ 69 ]
Позже Мэтр дослужился до командующего ВВС , став третьим в военной линии командования. Его сын Тайфун, ставший свидетелем погрома, поддерживает связи с теми, кто выжил и бежал в Грецию. [ 69 ]
Вторичное действие
[ редактировать ]Хотя погром произошел преимущественно в Стамбуле, некоторые возмущения произошли и в других турецких городах. [ 39 ] Утром 7 сентября 1955 года в Измире толпа захватила Кюльтюрпарк 24-я Измирская международная ярмарка , и сожгла греческий павильон. , где проходила [ 17 ] Подойдя к церкви Святого Фотини, построенной двумя годами ранее для нужд греческих офицеров регионального штаба НАТО, толпа полностью разрушила ее. Затем были разграблены дома нескольких греческих семей и офицеров. Толпа сожгла здание греческого консульства в Алсанджаке. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ]
Документация
[ редактировать ]Значительную современную документацию, показывающую масштабы разрушений, предоставляют фотографии, сделанные Деметриосом Калуменосом, тогдашним официальным фотографом Вселенского Патриархата . Отправившись всего через несколько часов после начала погрома, Калуменос отправился со своей камерой, чтобы запечатлеть ущерб, и контрабандой переправил пленку в Грецию. Известный турецкий фотожурналист армянского происхождения Ара Гюлер также сделал множество фотографий во время погрома. [ 73 ]
Реакции
[ редактировать ]В Греции
[ редактировать ]В Греции Октай Энгин и сотрудник консульства Хасан Учар были арестованы 18 сентября. Энгину сначала было предъявлено обвинение в организации нападения, но он представил алиби, поэтому обвинение было снято с обвинения в подстрекательстве. [ 45 ] Его задержали на девять месяцев. Три месяца спустя он сбежал в Турцию, после чего греческий суд приговорил его к 3,5 годам лишения свободы. Кроме того, Турция отклонила запрос Греции об экстрадиции. [ 74 ]
В Турции
[ редактировать ]После событий сразу был арестован 3151 человек, позже число арестованных выросло до 5104. [ 75 ] 7 сентября правительство Мендереса закрыло Ассоциацию «Кипр — турецкая» (CTA) и арестовало ее руководителей. Было распущено 34 профсоюза. Министр внутренних дел Намик Гедик подал в отставку 10 сентября. [ 40 ]
Первоначально расследование было сосредоточено на Ассоциации «Кипр — Турецкая» (CTA). Задержанный и шпион CTA по имени Камил Онал приказал одному из своих сообщников CTA сжечь разведывательный отчет Службы национальной безопасности (СНБ), который находился в офисе CTA. Кроме того, у члена отделения Кызылтопрак Серафима Сагламеля был обнаружен список адресов граждан-немусульман. Однако 12 сентября правительство обвинило в погроме турецких коммунистов, арестовав 45 « коммунистов с визитками » (в том числе Азиза Несина , Кемаля Тахира и Ильхана Берктая). [ 18 ] [ 39 ] Этот тип под « фальшивым флагом антикоммунистической пропаганды » был основным продуктом контрпартизанской борьбы . Когда лидер оппозиции Исмет Инёню выступил с речью, критикующей правительство за арест невинных людей, а не реальных преступников, коммунисты были освобождены в декабре 1955 года. Разгневанный Мендерес заявил, что Иненю не будет прощен за его речь, прощающую коммунистов. [ 38 ]
87 руководителей CTA были освобождены в декабре 1955 года, а 17 предстали перед судом 12 февраля 1956 года. Первоначально в обвинительном заключении CTA обвинялось только в подстрекательстве некоторых студентов сжечь греческие газеты на площади Таксим. В ответ на вопрос начальника полиции Кемаля Айгюна о роли Коминформа в этом деле Шевки Мутлугил из СНБ подготовил доклад, в котором был сделан вывод, что Коминтерн и Коминформ сговорились с целью саботировать НАТО. В качестве доказательства обвинение представило несколько брошюр Коммунистической партии Турции и пару писем Назыма Хикмета, в которых призывались рабочие Кипра выступить против империализма. Чтобы подкрепить обвинения, в обвинительном заключении утверждалось, что агент СНБ Камиль Онал связался с Коминтерном во время службы в Ливане и дезертировал, фактически реабилитировав СНБ. [ 40 ]
Остальные заключенные были освобождены 12 января 1957 года за отсутствием доказательств по постановлению Первого уголовного суда Стамбула ( турецкий : İstanbul 1. Ceza Mahkemesi ). [ 40 ]
Международный
[ редактировать ]Временный делах поверенный в посольства Великобритании в Анкаре Майкл Стюарт прямо обвинил Демократическую партию Мендереса в совершении нападения. «Имеются довольно надежные доказательства того, что местные представители Демократической партии были среди лидеров беспорядков в различных частях Стамбула, особенно на Мраморных островах , и утверждается, что только Демократическая партия имела в стране политическую организацию, способную проводить демонстрации. в том масштабе, который произошел», — сообщил он, однако отказываясь возлагать вину на партию в целом или лично на Мендереса. [ нужна ссылка ] Министерство иностранных дел многозначительно подчеркнуло тот факт, что жертвами нападения стали также граждане Великобритании. [ 38 ]
Хотя британский посол в Анкаре Боукер посоветовал министру иностранных дел Великобритании Гарольду Макмиллану , что Соединенному Королевству следует «добиться резкого отпора, предостерегая Турцию», Мендересу была направлена лишь нота явно умеренного неодобрения. [ 19 ] Контекст « холодной войны» заставил Великобританию и США воздержаться от возложения прямой политической вины на правительство Мендереса. Усилия Греции по интернационализации дела греков в Турции через международные организации, такие как ООН и НАТО, не встретили особого сочувствия. Представитель Великобритании в НАТО Читам счел «нежелательным» расследование погрома. Представитель США Эдвин М. Мартин считал, что влияние на альянс было преувеличено, а французы , бельгийцы и норвежцы призвали греков «оставить прошлое в прошлом». [ нужна ссылка ]
Последствия
[ редактировать ]Компенсационные выплаты
[ редактировать ]Компенсационный пакет, выделенный Турецкой ассамблеей, составил всего 60 миллионов турецких лир, тогда как за три дня уже были поданы запросы на общую сумму 69,6 миллиона турецких лир (24,8 миллиона долларов США). [ 76 ] В то время как 12,7 миллиона турецких лир были переданы церквям в качестве компенсации из 39 миллионов турецких лир, заявленных в качестве компенсации за ущерб, остальные 60 миллионов турецких лир были распределены между заявителями. [ 77 ]
Однако компенсационные выплаты не превысили 20% предъявленных требований, поскольку активы обесценились резко . [ 63 ]
Антигреческая политика и исход греков
[ редактировать ]
Напряженность сохранялась, и в 1958–1959 годах турецкие студенты-националисты начали кампанию, призывающую бойкотировать все греческие предприятия. Задача была выполнена восемь лет спустя, в 1964 году, когда правительство Анкары нарушило греко-турецкую Анкарскую конвенцию 1930 года, которая установила право греческих etablis (греков, которые родились и жили в Стамбуле, но имели греческое гражданство ) жить и работать в Турции. . В результате напряженности по поводу кипрского вопроса Турция запретила все коммерческие сделки грекам, имеющим греческий паспорт, что привело к депортации из Турции около 40 000 этнических греков. [ 55 ] [ 78 ] Им разрешили взять с собой только 20 кг своих вещей и 22 доллара наличными. Более того, оставленное ими имущество было конфисковано турецким государством десять лет спустя. [ 79 ] В результате этой политики греческая община Стамбула сократилась с 80 000 (или, по некоторым данным, 100 000) человек в 1955 году до всего лишь 48 000 в 1965 году. Сегодня греческая община насчитывает около 2500 человек, в основном пожилых людей. [ 16 ]
Грузинский исход
[ редактировать ]Пострадала и грузинская община в Стамбуле. По оценкам, в 1955 году в Стамбуле проживало около 10 000 грузин-католиков. После погрома большинство грузин эмигрировали в Австралию, Канаду, Европу и США. всего около 200 грузин-католиков и несколько еврейских грузинских семей. По состоянию на 1994 год в Стамбуле осталось [ 80 ] [ 81 ]
Испытания в Турции
[ редактировать ]После военного переворота 1960 года Мендерес и Зорлу были обвинены на процессе Ясиады в 1960–61 годах в нарушении конституции. В суде также упоминался погром, в котором их обвинили. Обвиняемым было отказано в основных правах на защиту, они были признаны виновными и приговорены к смертной казни через повешение .
Более поздняя карьера задействованных представителей прессы
[ редактировать ]Редактор Istanbul Ekspres Гекшин Сипахиоглу впоследствии основал Sipa Press; международное фотоагентство, базирующееся во Франции. Владелец, Митхат Перин, уже будучи членом ДП, стал парламентарием. [ 41 ]
Нападение на выставку 2005 г.
[ редактировать ]В 2005 году турецкие националисты напали на фотовыставку, посвященную пятидесятой годовщине беспорядков 1955 года, проходивших в Стамбуле . [ 66 ] [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ] Сама выставка изначально была провозглашена важным шагом вперед в развитии демократических ценностей при подготовке к вступлению Турции в Европейский Союз . Военный прокурор во время беспорядков вице-адмирал Фахри Чокер: [ 86 ] хранил документы и около 250 фотографий событий в целях просвещения потомков. Он поручил их Турецкому историческому обществу , оговорив, что они будут выставлены через 25 лет после его смерти.
За два часа до открытия выставки адвокат-националист и бывший президент Ülkü Ocakları Ramazan Kirik Кемаль Керинчсиз осмотрел галерею и в гневе вышел. [ 82 ] После открытия выставки два человека стояли перед залом, крича и заявляя, что эта выставка искажает реальность и что она не учитывает страдания турецкого народа. [ 82 ]
Спустя несколько мгновений 20–30 воинствующих националистов, принадлежавших к националистической организации Ülkücüler, совершили набег и испортили выставку. [ 17 ] [ 66 ] швыряя яйца в фотографии и топча их. [ 87 ] [ 88 ] Некоторые фотографии были выброшены за окно только для того, чтобы их растоптали другие рейдеры. [ 82 ] Рейдеры также распространяли брошюры и листовки, в которых говорилось: «Турция — турецкая, останется турецкой», «Смерть предателям», «любите его или оставьте», «Кипр турецкий и останется турецким», «почему бы не фотографии из Кипр, кроме них» и «не защищайте тех, кто поджег дом Ататюрка ». [ 83 ] [ 89 ]
Рейд возглавили Керинчсиз и адвокат-националист Левент Темиз, которые были взяты под стражу в 2008 году по подозрению в связях с «Эргенеконом» . [ 87 ] [ 90 ] Директор галереи Фейяз Яман назвал это нападение повторением беспорядков 1955 года. [ 82 ] Президент Турецкого исторического общества Орхан Сильер осудил нападения и заявил, что подобные действия этого события «повлияют на имидж Турции за рубежом». [ 91 ] Он также отметил, что «эти протесты показывают, что группы, основанные на тех же насильственных методах, страхе и паранойе, все еще существуют». [ 91 ]
Этот инцидент был показан в «Крикуны» документальном фильме 2006 года о геноциде армян . [ 92 ]
Дальнейшая карьера Октая Энгина
[ редактировать ]Октай Энгин продолжил обучение на Стамбульского университета юридическом факультете . Его школа в Салониках отказалась предоставить его стенограмму, но, имея только сертификат, подтверждающий, что он закончил первый год обучения, сенат университета разрешил Энгину продолжить обучение со второго курса. После окончания университета он начал стажировку на Кипре. Однако его вызвал министр внутренних дел Орхан Озтирак для наблюдения за греческими радиостанциями. Затем он занял первое место на правительственном экзамене, что привело к тому, что он стал губернатором ( каймакам ) самого важного округа, Чанкая . Год спустя начальник полиции Хайреттин Накипоглу пригласил его возглавить отдел по политическим вопросам ( турецкий : Siyasi İşler Şube Müdürü ). В нормальных условиях для достижения такой должности потребовалось бы 15–20 лет работы, начиная с должности губернатора района. После этого он остался в полиции, пройдя путь до начальника отдела безопасности и заместителя начальника всей полиции. Наконец, в 1991 году он был назначен губернатором Провинция Невшехир . [ 46 ] Энгин отвергает все обвинения в вине [ 45 ] – более того, даже быть шпионом или знакомым генерала Йирмибешоглу. [ 93 ]
Международное наследие
[ редактировать ]В августе 1995 года Сенат США принял специальную резолюцию, посвященную сентябрьскому погрому 1955 года, призывающую президента США Билла Клинтона объявить 6 сентября Днем памяти жертв погрома. [ 94 ]
Современные антигреческие тенденции в Турции
[ редактировать ]По состоянию на 2013 год популярное турецкое телешоу «Устура Кемаль» якобы изображало греческий народ в негативном ключе. В сериале несколько греческих персонажей были показаны как проститутки и предатели. Это привело к жалобам со стороны представителей местных греческих общин, поскольку подобные тенденции спровоцировали вспышку антигреческих погромов и массовых изгнаний в 1950-х и 1960-х годах. [ 95 ] Главный актер сериала Октай Кайнарджа опроверг обвинения в сцене на расовой почве. [ 96 ]
Репрезентации в популярных СМИ
[ редактировать ]» « Боли осени — турецкий драматический фильм 2009 года по роману Йылмаза Каракоюнлу . Действие происходит в Стамбуле во время погрома в сентябре 1955 года. [ 97 ] Однако, с греческой точки зрения, фильм не отображает события сентября 1955 года в их реальной исторической глубине. [ 97 ]
В 2021 году Netflix показал сериал «Клуб» (турецкий: Kulüp ) о ночном клубе на стамбульском проспекте Истикляль в 1950-х годах. Во второй части, вышедшей в эфир в 2022 году, есть несколько изображений, демонстрирующих антигреческие настроения, а в последней серии изображен погром. Изображение табуированных тем, таких как криптогреки, антигреческие настроения в Турции и стамбульский погром 1955 года (часть 2), получило высокую оценку членов греческой православной общины в Турции. [ 98 ]
См. также
[ редактировать ]- Антиармянские настроения
- Антигреческие настроения
- Антисемитизм в Турции
- Армяне в Турции
- Христианство в Турции
- Свобода религии в Турции
- Греки в Турции
- История евреев в Турции
- Права человека в Турции
- Поздние османские геноциды
- Меньшинства в Турции
- Расизм в Турции
- Антигреческий бунт 1918 года в Торонто.
- Бунт в греческом городе
- Налог на богатство
- Великий пожар 1660 г.
- Сожжение Смирны (сентябрь 1922 г.)
- Турецкий национализм
- Демография Стамбула
- Демография Турции
- Исход турок из Болгарии в 1950-1951 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Липитиунис, Анти Г. «Связь греко-турецких отношений и греческое меньшинство в Турции, греки Константинополя, Имброса и Тенедоса» (PDF) . Университет Салоник . п. 29. Архивировано из оригинала (PDF) 26 января 2012 года . Проверено 3 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж де Заяс, Альфред (август 2007 г.). «Стамбульский погром 6–7 сентября 1955 года в свете международного права» . Исследования и предотвращение геноцида . 2 (2): 137–154. ISSN 1911-0359 . Архивировано из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 11 октября 2015 г.
Септемвриана удовлетворяет критериям статьи 2 Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (КООНГ), поскольку намерение полностью или частично уничтожить греческое меньшинство в Стамбуле явно присутствовало, поскольку погром был организован правительство премьер-министра Турции Аднана Мендереса. Даже если число смертей (по оценкам, тридцать семь) среди членов греческой общины было относительно небольшим, результатом погрома стало бегство и эмиграция греческого меньшинства Стамбула, которое когда-то насчитывало около 100 000 человек и впоследствии сократилось до несколько тысяч. Масштабное разрушение греческой собственности, предприятий и церквей свидетельствует о намерении турецких властей терроризировать греков в Стамбуле, заставляя их покинуть территорию, тем самым уничтожая греческое меньшинство. Эта практика подпадает под категорию преступления этническая чистка, которую Генеральная Ассамблея ООН и Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии интерпретировали как форму геноцида... Помимо смертей, тысячи получили ранения; около 200 греческих женщин были изнасилованы, есть сообщения, что греческих мальчиков также насиловали. Многие греческие мужчины, в том числе по крайней мере один священник, подверглись принудительному обрезанию. Беспорядки сопровождались огромным материальным ущербом, который власти Греции оценили в 500 миллионов долларов США, включая поджоги церквей и разрушения магазинов и частных домов. В результате погрома греческое меньшинство в конечном итоге эмигрировало из Турции.
- ^ Перейти обратно: а б с Эрдемир, Айкан (7 сентября 2016 г.). «Турецкая Хрустальная ночь» . Политическая Европа . Архивировано из оригинала 20 октября 2016 года . Проверено 6 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Сперос Врионис (2005). Механизм катастрофы: турецкий погром 6–7 сентября 1955 г. и уничтожение греческой общины Стамбула . www.greekworks.com. п. 225. ИСБН 978-0974766034 . Архивировано из оригинала 6 сентября 2023 года . Проверено 3 октября 2016 г.
Той ночью многие мужчины, крича и крича, были насильственно исламизированы жестоким ножом. Среди обрезанных был и священник.
- ^ Перейти обратно: а б Биранд, Мехмет Али . « Позор событий 6–7 сентября всегда с нами », Turkish Daily News , 7 сентября 2005 г.
- ^ Также известны в Греции как сентябрьские события ( греческий : Σεπτεμβριανά , латинизированный : Septemvriana , букв. «События сентября»; турецкий : 6–7 Eylül Olayları , букв. «События 6–7 сентября»), также называемые Турецкая Хрустальная ночь
- ^ Перейти обратно: а б Молодежь, Йост (2021). Справочник Routledge по современной Турции . Рутледж. п. 56. ИСБН 978-0-429-55906-8 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 15 февраля 2022 г.
В 1934 и 1955 годах погромы во Фракии и Стамбуле соответственно представляли собой спонсируемые государством нападения, совершенные против немусульманского населения в рамках плана турецкого правительства по созданию однородной турецкой нации в постреспубликанский период.
- ^ Кацулас, Спирос (2021). Соединенные Штаты и греко-турецкие отношения: дилемма The Guardian . Рутледж. п. 59. ИСБН 978-1-000-51433-9 . Архивировано из оригинала 30 мая 2022 года . Проверено 30 мая 2022 г.
В сентябре 1955 года турецкое правительство организовало антигреческие беспорядки в Стамбуле, собрав разъяренную толпу для погрома, в результате которого погибли десятки людей, были разрушены тысячи домов и магазинов, что оставило неизгладимый след в греко-турецкой истории.
- ^ Бенлисой, Фоти (2008). «Антигреческие беспорядки сентября 1955 года в Константинополе (Стамбуле)» . Константинополь.ehw.gr . Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 8 сентября 2020 г.
Существует общее мнение, что события произошли по инициативе правительства и были организованы в сотрудничестве с тайной полицией.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гювен, Дилек (6 сентября 2005 г.). «События 6–7 сентября (1)» . Радикальный (на турецком языке). Архивировано из оригинала 15 сентября 2008 года.
- ^ де Заяс, Альфред (август 2007 г.). «Стамбульский погром 6–7 сентября 1955 года в свете международного права» . Исследования и предотвращение геноцида . 2 (2): 138. ISSN 1911-0359 . Архивировано из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ Яман, Илькер (17 марта 2014 г.). «Стамбульский погром» . Мы любим Стамбул . Архивировано из оригинала 7 октября 2016 года . Проверено 8 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Циленис demography-lab.prd.uth.gr Архивировано 9 мая 2021 года в Wayback Machine.
- ^ Килич, Эджевит (7 сентября 2008 г.). «Как столица перешла из рук в руки?» . Сабах (на турецком языке). Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 25 декабря 2008 г.
До событий 6-7 сентября в Стамбуле проживало 135 тысяч греков. Позже это число снизилось до 70 тысяч. К 1978 году эта цифра составила 7 тысяч.
- ^ «Министерство иностранных дел: В Турции проживают 89 000 представителей меньшинств» . Сегодняшний Заман . 15 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 1 мая 2010 г. Проверено 15 декабря 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Из серии «Отрицание прав человека и этнической идентичности» Хьюман Райтс Вотч» . Хьюман Райтс Вотч . 2 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эргиль, Догу. « Прошлое как настоящее », Turkish Daily News, 12 сентября 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Куюджу, Али Туна (2005). «Этнорелигиозное« несмешение »« Турции »: беспорядки 6–7 сентября как пример турецкого национализма». Нации и национализм . 11 (3): 361–380. дои : 10.1111/j.1354-5078.2005.00209.x .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Холланд, Роберт. « Борьба за мастерство, 4 октября 1955 г. – 9 марта 1956 г. Архивировано 6 сентября 2023 г. в Wayback Machine », Британия и восстание на Кипре, 1954–59 , Оксфорд: Clarendon Press , 1998, стр. 75–77.
- ^ Гурель, Мельтем, изд. (2015). Модернизм середины века в Турции: архитектура в разных культурах 1950-х и 1960-х годов . Рутледж. стр. 64–65. ISBN 978-1317616375 .
- ^ Маглинис, Илиас К. (28 июня 2005 г.). «Стамбул 1955: Анатомия погрома» . Катимерини . Архивировано из оригинала 24 сентября 2016 года . Проверено 6 сентября 2016 г.
Митинг вышел из-под контроля и вылился в «Хрустальную ночь» против греков в Стамбуле.
- ^ Зейналов, Махир (5 сентября 2016 г.). «Махир Зейналов в Твиттере» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 года . Проверено 6 сентября 2016 г.
Завтра 61-я годовщина Хрустальной ночи в Турции, во время которой греки, армяне и евреи подверглись нападениям и линчеванию.
- ^ «Erdogan'ın sözleri Atina'da yankı buldu» [Слова Эрдогана эхом отозвались в Афинах]. Сабах (на турецком языке). 26 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 26 августа 2021 г. Проверено 20 января 2020 г.
Слова Эрдогана о высылке людей разной этнической идентичности были освещены в греческой прессе под заголовком «Премьер-министр выступил с самокритикой»
- ^ «Эрдоган нападает на прошлое, называет кемалистские этнические чистки фашистскими» . www.asianews.it . Архивировано из оригинала 12 июля 2023 года . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ «Реакция на заявление «Мы выгнали людей с разными личностями»» . www.ntv.com.tr (на турецком языке). Архивировано из оригинала 15 января 2022 года . Проверено 15 января 2022 г. : "Некоторые вещи делались в этой стране в течение многих лет. Люди с разной этнической идентичностью были изгнаны из нашей страны. Мы победили? Нам нужно об этом думать. Но об этом не думали со здравым смыслом. Это фактически был результат фашистского подхода. Мы тоже время от времени впадали в эти ошибки». Но если подумать об этом со здравым смыслом, какие ошибки мы здесь совершили? Когда мы держим голову руками, вы говорите: «Какие ошибки мы совершили?»
- ^ Маврокордатос Николаос, Филофей Парерга , Ж. Бушар, 1989, с. 178, цитата: Мы — раса аганских эллинов.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фанариоты ». Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 346. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Мольтке, Хельмут (1984). Под полумесяцем: опыт древней Турции 1835–1839 гг . Тинеманн Издание Эрдманн. п. 17. ISBN 978-3522603102 . Архивировано из оригинала 6 сентября 2023 года . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Зевальд, Бертольд (1994). Карл Вильгельм В. Хайдек: баварский генерал в освобожденной Греции (1826–1835) . Издательство Ольденбурга. п. 40. ИСБН 978-3486560589 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Клюге, Александр (2006). Дверь в дверь с другой жизнью . Зуркамп. п. 321. ИСБН 978-3518418239 . Архивировано из оригинала 6 сентября 2023 года . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Барсумян, Акоп (1982), «Двойная роль армянского класса амиров в правительстве Османской империи и армянского проса (1750–1850)», в Брауде, Бенджамин; Льюис, Бернард (ред.), Христиане и евреи в Османской империи: функционирование множественного общества , том. Я, Нью-Йорк: Холмс и Мейер
- ^ Барсумян, Акоп (1997), «Восточный вопрос и эпоха Танзимата», в Ованнисяне, Ричарде Г. (редактор), Армянский народ от древних до наших дней , том. II: Иностранное доминирование к государственности: от пятнадцатого века до двадцатого века, Нью-Йорк: Св. Мартина, стр. 175–201 , ISBN. 0312101686
- ^ Челик, Зейнеп (1993). Переделка Стамбула: портрет османского города девятнадцатого века . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. п. 38. ISBN 978-0-520-08239-7 .
- ^ Магра, Илиана (5 ноября 2020 г.). «Греки в Стамбуле внимательно следят за развитием событий» . www.ekathimerini.com . Экатимерини. Архивировано из оригинала 31 августа 2021 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Мариана, Коррейя; Летиция, Дипаскуале; Ксавье, Мекка (2014). Против: Наследие завтрашнего дня . Издательство Флорентийского университета. п. 69. ИСБН 978-8866557418 . Архивировано из оригинала 6 сентября 2023 года . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Липитиунис, Анти Г. «Связь греко-турецких отношений и греческое меньшинство в Турции, греки Константинополя, Имброса и Тенедоса» (PDF) . Университет Салоник. стр. 56. Архивировано (PDF) из оригинала 11 января 2016 года . Проверено 3 октября 2011 г.
- ^ Ферентину, Ариана (19 сентября 2005 г.). «6–7 сентября в греческих СМИ – Часть II» . Турецкие ежедневные новости . Архивировано из оригинала 13 января 2013 года . Проверено 26 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гювен, Дилек (7 сентября 2005 г.). «События 6–7 сентября (2)» . Радикальный (на турецком языке). Архивировано из оригинала 25 апреля 2009 года . Проверено 9 декабря 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хюр, Айше (7 сентября 2008 г.). «Великолепная организация государства 6–7 сентября » . Тараф (на турецком языке). Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 21 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гювен, Дилек (8 сентября 2005 г.). «События 6–7 сентября (3)» . Радикальный (на турецком языке). Архивировано из оригинала 16 сентября 2008 года . Проверено 9 декабря 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кыванч, Таха (8 сентября 2005 г.). «Что произошло 6–7 сентября? (2)» . Йени Шафак (на турецком языке). Архивировано из оригинала 30 июня 2009 года . Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ Килич, Эджевит (2 февраля 2009 г.). «400 kadına tecavüz edildi» [400 женщин были изнасилованы]. Газета Сабах . Архивировано из оригинала 15 октября 2014 года . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ферентину, Ариана (12 сентября 2005 г.). «6–7 сентября 1955 г., в греческих СМИ» . Турецкие ежедневные новости . Архивировано из оригинала 14 января 2013 года . Проверено 21 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Актар, Айхан (6 сентября 2005 г.). «Они вошли в Бейоглу с палками в руках» . Сабах (на турецком языке). Архивировано из оригинала 22 мая 2011 года . Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гунгор, Насухи (21 января 2001 г.). «Бомба упала на Салоники» . Йени Шафак (на турецком языке). Архивировано из оригинала 25 апреля 2009 года . Проверено 26 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мерджан, Фарук (8 сентября 2003 г.). «Я не был ни террористом, ни студентом Массачусетского технологического института» . Действие (на английском языке). 457 . Архивировано из оригинала 23 декабря 2004 года . Проверено 21 сентября 2008 г.
- ^ Дилек Гювен, 6–7 сентября. События в контексте политики меньшинств в республиканскую эпоху , цитируется в «20–30 кишилик организуют бирликлер» . Сабах (на турецком языке). 6 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2011 г. . Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ Дюндар, Кан (1 апреля 2007 г.). «История восхождения спецкадета» . Миллиет (на турецком языке). Архивировано из оригинала 30 июня 2007 года . Проверено 21 сентября 2008 г.
- ^ Эргиль, Догу (17 сентября 2008 г.). «Темная сторона национализма: инцидент 6–7 сентября» . Сегодняшний Заман . Архивировано из оригинала 23 ноября 2008 года . Проверено 21 сентября 2008 г.
- ^ Догуоглу, Назлы (4 сентября 2010 г.). «55 лет спустя, события 6–7 сентября» [События 6–7 сентября, 55 лет спустя]. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ "У Кавукчуоглу, Дениз (6 сентября 2011 г.). «Утанч Гюню» («День позора»). Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 года . Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ Гонуллу, Тайфун (1 июля 2000 г.). «6-7 сентября зависит от меня» . Сабах (на турецком языке). Архивировано из оригинала 22 мая 2011 года . Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ Кыванч, Таха (7 сентября 2005 г.). «Что произошло 6–7 сентября? (1)» . Йени Шафак (на турецком языке). Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 10 декабря 2008 г.
Я считаю, что служба раньше всех знает, что за 25 лет журналистской деятельности я не воздерживался от какой-либо открытой или тайной деятельности.
- ^ Каракесе, Наят (8 сентября 2007 г.). " "Annem 'Sağ Çıkamayacağız' Diyordu"..." ["Моя мать сказала: "Мы не выберемся живыми""....]. Бианет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г де Заяс, Альфред. «Международное право и Стамбульский погром» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 4 октября 2011 г.
- ^ Липитиунис, Анти Г. «Связь греко-турецких отношений и греческое меньшинство в Турции, греки Константинополя, Имброса и Тенедоса» (PDF) . Университет Салоник. стр. 22, 24. Архивировано (PDF) из оригинала 11 января 2016 года . Проверено 3 октября 2011 г.
- ^ "Кризис разразился в конце 1955 года, когда политическая и экономическая нестабильность завершилась беспорядками 6 сентября в Стамбуле и Измире (якобы вызванными проблемой Кипра) и последующей политической встряской. Причины насилия: ( 1) использование Греческой Православной Церкви в качестве политического инструмента греческим правительством, тем самым разжигая скрытую мусульманско-христианскую вражду (которая была наложена поверх скрытой греко-турецкой враждебности). национальная враждебность); (2) присутствие в Стамбуле большого, плавающего, безработного мужского населения деревенского происхождения, которое стремилось получить экономическую выгоду от грабежей; (3) массовое отождествление некоторых стамбульских торговцев греческого этнического происхождения с накопительством, спекуляцией и спекуляцией; сомнительное богатство; (4) преднамеренное стимулирование и организация толпы для насильственных целей неизвестной группой (Коммунисты? Сомнительно, никто не был арестован. Оппозиционные политики? Столь же сомнительно; даже правительство не выдвинуло такого обвинения. Премьер-министр. Мендерес Сомнителен; бунт противоречил всем его мыслимым интересам. Группа демократов второго эшелона, стремящаяся свергнуть Мендереса? Несколько более вероятно; В декабре была предпринята попытка внутри партии. Религиозные и расовые фанатики? Одинаково вероятно. Возможно, виноватыми были последние два. В таком случае уголовных приговоров можно было бы избежать, поскольку виновные были слишком тесно связаны с премьер-министром. Выдающаяся особенность стамбульского бунта: никто не был убит.) В июле 1961 года и Мендерес, и Баяр были признаны революционным трибуналом виновными в подстрекательстве к бунту 1955 года, но доказательства не были впечатляющими. Было доказано, что правительство планировало народную демонстрацию в поддержку своей позиции на Кипре. Критик режима Мендереса прокомментировал автору в 1962 году: «Сейчас почти общепринято, что эти беспорядки были спланированы, организованы и начаты лидерами демократов и местными боссами, но развились далеко за пределы первоначального плана и намерений». Мне кажется наиболее вероятным, что демонстрацию намеренно подстрекали к непреднамеренному насилию другие стороны, личности которых до сих пор остаются нераскрытыми. Местные власти, зная о организованной правительством демонстрации, очевидно, не знали, как реагировать на насилие в первые несколько разрушительных часов. Но не было никаких доказательств того, что Мендерес намеренно планировал тот тип массового насилия, которое на самом деле разразилось». Ричард Д. Робинсон, Первая Турецкая Республика: пример национального развития , издательство Гарвардского университета, 1965, стр. 157. Архивировано 12 апреля 2023 года в Wayback Machine.
- ^ Э. Г. Валлианатос (зима 2006 г.). «Механизм катастрофы: турецкий погром 6–7 сентября 1955 года и уничтожение греческой общины Стамбула (обзор)» . Средиземноморский ежеквартальный журнал . 17 (1): 133–140. дои : 10.1215/10474552-17-1-133 . S2CID 154913600 . Архивировано из оригинала 12 января 2016 года . Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ Сиракузский журнал международного права и торговли . 1989. с. 29. Архивировано из оригинала 6 сентября 2023 года . Проверено 2 июня 2013 г.
... его интерес к Кипру во время трехсторонней конференции планировал и организовывал беспорядки против его греческих граждан и жителей в Стамбуле и Измире. ... Сообщалось, что греческих священников обрезали, снимали скальпы и сжигали в постели; Греческие женщины изнасилованы. Греческое консульство было разрушено в Измире. Только девять из восьмидесяти греческих православных церквей в Стамбуле остались неоскверненными; двадцать девять были снесены.
- ^ Соединенные Штаты. Конгресс (1956). Отчеты Конгресса: Труды и дебаты ... Конгресса . Типография правительства США. Архивировано из оригинала 6 сентября 2023 года . Проверено 2 июня 2013 г.
Сообщалось, что греческих священников обрезали, снимали скальпы и сжигали в постели; Греческие женщины изнасилованы. Носок греческий... Лишь 9 из 80 греческих православных храмов Стамбула остались неоскверненными; 28 были снесены. Гули...
- ^ Азиз Несин , Salkım Salkım Hanged Men (1987), цитируется по: ( Vryonis, 2005, стр. 225. Архивировано 12 апреля 2023 года в Wayback Machine ), цитируется по: (Gilson, 2005).
- ^ «Сайты ставок, не требующие документов – 7 надежных сайтов ставок» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б Хрисопулос, Филипп (6 сентября 2019 г.). «6 сентября 1955 года: жестокий стамбульский погром против греков» . Греческий репортер . Архивировано из оригинала 10 мая 2022 года . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Гражданское объединение Константинополя (1997). Борьба за справедливость: 1923–1993 гг . Гражданское объединение Константинополя, Имвроса, Тенедоса, Восточной Фракии. п. 51.
- ^ Врионис, Сперос (2000). Великие катастрофы: Малая Азия/Смирна – сентябрь 1922 г.; Константинополь – 6 и 7 сентября 1955 г.: лекция . Орден Святого Апостола Андрея Первозванного. п. 14. Архивировано из оригинала 6 сентября 2023 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
...центральное кладбище в Шишли и кладбище Патриархов в Балыкли. Первые подверглись особенно обширным разрушениям. Кресты и статуи были снесены, гробницы и склепы открыты, останки умерших вывезены и рассеяны. В Балыклы были осквернены саркофаги греческих православных патриархов.
- ^ Перейти обратно: а б с Вик, Карл (30 сентября 2005 г.). «В Турции столкновение национализма и истории» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Архивировано из оригинала 12 января 2016 года . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Каплан, Сефа (6 сентября 2001 г.). «Назим Калкаван стал героем романа Яна Флеминга» . Хюрриет (на турецком языке). Архивировано из оригинала 12 мая 2011 года . Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^
«Джеймс Бонд 007» . МИ6. 28 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2008 г. Проверено 10 декабря 2008 г.
В Турции Флеминг встретил выпускника Оксфорда Назима Калкавана, который ему очень понравился, и с которым он путешествовал по стране. Калкаван передал Флемингу дух и знания его предстоящего романа, а также характеристику турецкого союзника Бонда: Дарко Керима.
- ^ Перейти обратно: а б Килич, Эджевит (7 сентября 2008 г.). «Турецкий генерал, спасший греческих соседей от мародеров» . Сабах (на турецком языке). Архивировано из оригинала 17 сентября 2008 года . Проверено 25 декабря 2008 г.
- ^ «Измирский баланс событий 6–7 сентября 1955 г.» (на турецком языке). юрцуз.нет. 6 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «В Измире сожгли консульство Греции». Миллиет (на турецком языке). 7 сентября 1955 г. с. 1, 7.
- ^ Улусой, Талат (7 сентября 2018 г.). «Измир '6–7 сентября'» . Агос (на турецком языке). Архивировано из оригинала 17 сентября 2018 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ Стамбульский погром Ара Гюлера http://www.tercumaniahval.com/foto-muhabiri-ara-guler/ Архивировано 23 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Килич, Эджевит (7 сентября 2008 г.). «Губернатор был тем, кто бросил бомбу» . Сабах (на турецком языке). Архивировано из оригинала 28 июня 2009 года . Проверено 25 декабря 2008 г.
- ^ Кочоглу, Яхья (2001). Объяснение молодежи из числа меньшинств . Стамбул: Публикации Метис. стр. 25–31. ISBN 9753423365 .
- ^ Астурян, Стефан Х.; Кеворкян, Раймонд Х. (2021). Коллективное и государственное насилие в Турции: построение национальной идентичности от империи к национальному государству . Нью-Йорк. п. 285. ИСБН 978-1789204513 . OCLC 1152391341 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гювен, Дилек (2005). События 6–7 сентября в контексте политики и стратегии меньшинств в республиканскую эпоху . Публикации Фонда истории Юрты. стр. 36–49. ISBN 9753331967 . Архивировано из оригинала 6 сентября 2023 года . Проверено 3 октября 2016 г.
- ^ Румелили, Бахар. Европейский Союз и культурные изменения в греко-турецких отношениях (PDF) . п. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2016 года.
- ^ Сасанлар, Бинназ Тугба. «Историческая панорама района Стамбула: Джиханджир с конца девятнадцатого века до 2000-х годов» (PDF) . Университет Богазичи. п. 94. Архивировано (PDF) из оригинала 10 декабря 2012 года . Проверено 9 ноября 2011 г.
- ^ Кая, Ондер (9 января 2013 г.). «Грузинская община и католическая грузинская церковь в Стамбуле» . Шалом (на английском языке). Архивировано из оригинала 28 июня 2017 года . Проверено 25 апреля 2013 г.
- ^ Гезгин, Улас Басар (11 декабря 2007 г.). «Именно тогда я понял, что я грузин!» . Архивировано из оригинала 1 октября 2018 года . Проверено 25 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эргенер, Балка (2009). «О выставке «Происшествия 6–7 сентября к пятидесятилетию» и нападении на выставку» (PDF) . Красная нить (1). Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2014 года . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Озмен, Кемаль (6 сентября 2005 г.). «Подписаться на новости | Перейти на старые страницы RSS Напали на выставку 6–7 сентября» . Бианет (на турецком языке). Стамбул. Архивировано из оригинала 5 сентября 2013 года . Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ Акгюнес, Гюркан. «Идеалисты совершили набег на выставку 6–7 сентября» . Миллиет (на турецком языке). Стамбул. Архивировано из оригинала 7 мая 2015 года . Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ «50 лет спустя ... тот же дух» (по-гречески). 6 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2014 г. Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ «6–7 Эйлюль сергисине салдыры» . НТВ-MSNBC (на турецком языке). 7 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2005 г. Проверено 25 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б BÇ/EÜ (18 сентября 2008 г.). «Одиннадцать человек взяты под стражу по делу «Эргенекона» . Бианет . Архивировано из оригинала 25 апреля 2009 года . Проверено 21 сентября 2008 г.
- ^ "Видео атаки" https://www.youtube.com/watch?v=towG9RF9R7o&t=2m39s. Архивировано 3 июня 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ Шахин, Дилек Гювен; перевод Бахара (2006). В контексте политики меньшинств республиканского периода: события 6–7 сентября = Nationalismus, sozialer wandel und Minderheitten: die ausschreitungen gegen die nichtmuslime der Türkei (6–7 сентября 1955 г.) (на турецком языке) (4-е издание. Изд.). Стамбул: Коммуникационные публикации. ISBN 978-9750504365 . Архивировано из оригинала 6 сентября 2023 года . Проверено 23 февраля 2013 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Настала очередь Кемаля Керинчиза в деле «Эргенекона» . Радикальный (на турецком языке).
- ^ Перейти обратно: а б «Осуждена фотовыставка событий «Нападение 6–7 сентября»» . Урриет . Стамбул. 9 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 г. . Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ Документальный фильм «Крикуны» , заархивировано из оригинала 4 апреля 2015 г. , получено 12 июля 2023 г.
- ^ Гунгор, Насухи (22 января 2001 г.). «Октай Энгин: Есть халатность государства» . Йени Шафак (на турецком языке). Архивировано из оригинала 10 февраля 2009 года . Проверено 26 октября 2008 г.
- ^ «S.RES.160 Резолюция, посвященная годовщине антигреческого погрома в Турции 6 сентября 1955 года» . 104-й Конгресс, Палата представителей США, Библиотека Конгресса . 8 июля 1995 года. Архивировано из оригинала 12 января 2016 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ Аслихан, Айдын. «Греческие меньшинства в Турции обеспокоены негативным изображением греков в телешоу» . сегодняszaman. Архивировано из оригинала 8 января 2013 года . Проверено 8 января 2013 г.
- ^ «Греческое меньшинство Турции раздражено «дискриминационным» телешоу» . Хюрриет Дейли Ньюс . 4 января 2013 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б « Гюз Санджисы» проливает свет на темную главу турецкого прошлого» . Сегодняшний Заман . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 24 февраля 2010 г.
- ^ «Турецкий сериал Netflix направляет камеры на погромы и спрятавшихся греков» . Аль-монитор . 12 января 2022 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2023 года . Проверено 12 января 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Александрис, Алексис. Греческое меньшинство Стамбула и греко-турецкие отношения: 1918–1974 гг . Афины: Центр исследований Малой Азии, 1983.
- Гюллапоглу, Фатих. Безтанковая безпушечная операция: Психологическая операция (The Tankless, Cannonless Operation), Издательство Текин, 1991. ISBN 9754780870 . Цитаты о «великолепной организации» берут свое начало здесь, с. 104.
- Гюллапоглу, Фатих. «Некоторые советы для турецкого гладио», журнал Tempo , стр. 24, 9–15 июня 1991 г.
- Поверь, Дилек. 6–7 сентября. События в контексте политики и стратегий меньшинств в республиканскую эпоху. Архивировано 25 апреля 2009 г. в Wayback Machine , Илетишим , 2006 г. ISBN 9750504364 . автора На основе докторской диссертации «Национализм , социальные изменения и меньшинства: беспорядки против немусульман в Турции» Рурского университета в Бохуме .
- Гювен, Дилек. Беспорядки против немусульман Турции: 6/7 сентября 1955 г. в контексте демографической инженерии . Европейский журнал тюркских исследований. Социальные науки о современной Турции, 2011.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные со стамбульским погромом 1955 года, на Викискладе?
- Документальный фильм, показанный на испорченной выставке в 2005 году: Джан Дундар . «Ночь позора: 6/7 сентября 1955 года» . В тот день (на английском языке). Архивировано из оригинала ( WMV ) 9 сентября 2007 года ( зеркало в Google Videos ).
- «Шокирующие кадры печально известных антигреческих беспорядков 1955 года в Стамбуле» . Грегори Паппас . PappasPost.com. 7 сентября 2018 г.
- Погром против греческого общества Стамбула. Фотографии и текстовая информация, основанные на событиях 6–7 сентября 1955 года во время погрома против греческого меньшинства в Стамбуле, ТР.
- NTVMSNBC Картинная галерея Стамбульского погрома Галерея фотографий, сделанных во время погрома в 1955 году.
- CNNTURK Фотогалерея Стамбульского погрома Еще одна галерея фотографий, сделанных во время погрома в 1955 году. Турецкий новостной канал CNNTURK назвал галерею «День позора Турции».
- Гюз Санджиси Фильм о событиях стамбульского погрома « Боли осени» .
- Istanbul pogrom
- 1955 год в Турции.
- беспорядки 1955 года
- 2005 г. в Турции
- Преследование греков в Турции
- Антиармянские настроения в Турции
- Антиармянские погромы
- Конфликты 2005 года
- Преследование христиан в Турции
- Дискриминация в Турции
- Этнические беспорядки
- Греки в Стамбуле
- История Турецкой Республики
- Резня христиан
- Религиозные беспорядки
- Преследование православных христиан
- Преследование восточных православных христиан
- События сентября 1955 года в Европе
- Резня 1955 года
- Преступления 1955 года в Турции
- 1950-е годы в Стамбуле
- Убийства 1955 года в Турции
- Резня в Турции
- Антигреческие настроения
- Антигреческие погромы
- Массовое убийство 20-го века в Турции
- Антихристианские настроения в Турции
- Беспорядки и гражданские беспорядки в Турции
- Холодная война