Муваккит

В истории ислама муваккит учет ( араб . مُوَقَّت , реже ميقاتي mīqātī ; турецкий : мувакит ) был астрономом, которому было поручено вести времени и регулировать время молитв в исламском учреждении, таком как мечеть или медресе . В отличие от муэдзина (читателя призыва к молитве ), которого обычно выбирали за его благочестие и голос, муваккита выбирали за его знания и навыки в астрономии.
Не во всех мечетях был муваккит. Впервые офис был зафиксирован в конце 13 века в мечети Амра ибн аль-Аса в мамлюкском султанате Каир , а затем распространился на различные части мусульманского мира . Даже тогда многие крупные мечети полагались только на муэдзинов для определения времени молитвы, используя традиционные методы, такие как наблюдение за длиной теней и сумеречными явлениями. Отсутствие исторических источников и исследований затрудняет определение конкретных функций и роли муваккита. нет уверенности в Среди историков науки том, был ли муваккит специализированной должностью, владелец которой занимался исключительно астрономическими вопросами, или же это была часть более широкой роли учителя ( мударриса ), который также работал и преподавал в других областях.
На пике своего развития в четырнадцатом и пятнадцатом веках пост муваккита занимали выдающиеся ученые. Например, ибн аль-Шатир (1304–1375) и Шамс ад-Дин аль-Халили (1320–1380) сформировали команду муваккитов в мечети Омейядов в Дамаске . Сирия и Египет были основными центрами деятельности муваккитов в эти столетия, в то время как офис распространился на Палестину , Хиджаз , Тунис и Йемен. Офис продолжал записываться вплоть до девятнадцатого века, хотя муваккиты выпустили меньше трактатов и инструментов, чем в прежние времена. Сегодня в мечетях используются расписания молитв, составленные религиозными или научными агентствами, или часы, запрограммированные для этой цели. Они позволяют точно определять время молитвы без специальных навыков муваккита.
Фон
[ редактировать ]Мусульмане соблюдают салах , ежедневную ритуальную молитву, в установленное время, основанное на хадисе или традиции Мухаммеда ( ок. 570–632 ). Каждый день совершается пять обязательных молитв с определенным диапазоном разрешенного времени, определяемым ежедневными астрономическими явлениями. [ 1 ] Например, время магриб-намаза начинается после захода солнца красные сумерки . и заканчивается, когда исчезают [ 2 ] [ 3 ]
Поскольку время начала и окончания молитв связано с суточным движением Солнца , они меняются в течение года и зависят от местной широты и долготы, если выражать их в местном времени . [ 4 ] Термин микат в значении «время молитвы» засвидетельствован в Коране и хадисах, хотя Коран не дает четкого определения этого времени. [ 3 ] [ 5 ] Термин «илм аль-микат» относится к изучению определения времени молитвы на основе положения Солнца и звезд на небе и был зафиксирован с первых дней ислама. [ 5 ]
До появления муваккитов муэдзин был должностью, наиболее связанной с регулированием времени молитв. Этот пост можно проследить еще при жизни Мухаммеда, и его роль и история хорошо документированы. Основная обязанность муаззина – произнесение азана, объявляющего о начале времени молитвы. До использования громкоговорителя это обычно делалось с вершины минарета . [ 5 ] Минарет предоставлял муэдзину точку обзора для наблюдения за такими явлениями, как закат, который отмечает время начала магриба. [ 4 ]
Обязанности
[ редактировать ]
Основной обязанностью муваккита было ведение времени и регулирование времени ежедневных молитв в мечетях, медресе или других учреждениях, использующих астрономию и другие точные науки. [ 6 ] В период своего расцвета в четырнадцатом и пятнадцатом веках крупные мечети часто нанимали выдающихся астрономов в качестве муваккитов. Помимо регулирования времени молитв, они написали трактаты по астрономии, особенно по хронометражу и использованию соответствующих инструментов, таких как квадранты и солнечные часы . [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] Они также отвечали за другие религиозные вопросы, связанные с их астрономическими знаниями, такие как соблюдение исламского календаря и определение киблы (направления на Мекку, используемого для молитв). [ 7 ]
Дэвид А. Кинг , историк астрономии, представляет муваккитов как специализированную профессию, астронома мечети «на службе исламу», который создал большое количество трактатов и инструментов, хотя их работа не обязательно влияла на практику муэдзины и факихи, которые в основном использовали традиционные методы. Знания муваккита были переданы его ученикам, которые специально намеревались стать следующим поколением профессии. Описание Кинга основано на его исследовании основных произведений муваккитов и современных исламских юридических текстов. [ 8 ]
С другой стороны, историк науки Соня Брентьес предлагает рассматривать муваккит как «только одну грань другой личности, в основном мударриса ( учителя)». [ 9 ] Астрономическое соблюдение времени молитв, а также строительство и обслуживание астрономических инструментов мечетей были обычной частью академической деятельности в мусульманских городах того времени. Кто-то с титулом муваккит, вероятно, также был хорошо образован в других дисциплинах, включая фикх и философию . Дисциплина илм аль-микат широко изучалась, и не только теми, кто стремился стать муваккитом; муэдзин вполне мог иметь такое же образование, как и муваккит. [ 10 ] Оценка Брентджеса основана на вторичных биографиях муваккитов эпохи мамлюков, включая работы ас-Сахави , выдающегося автора 15-го века и исследователя хадисов . [ 8 ] И Кинг, и Брентджес говорят, что трудно определить роль муваккитов из-за отсутствия исследований и исторических источников по этой теме. [ 10 ] [ 11 ]
Зарплата
[ редактировать ]О зарплате муваккитов имеется мало информации. Король смог предоставить лишь несколько цифр, приведенных в вакфиях или финансовых документах мечетей Каира пятнадцатого и шестнадцатого веков. Мечеть эмира Канима платила муваккиту 200 дирхамов (серебряную монету) в месяц по сравнению с 900 дирхамами для имама, 500 для хатиба , 200 для муэдзина и 300 для слуги, упомянутых в том же документе. Другие цифры, найденные Кингом, были совокупными: 1400 дирхамов были разделены примерно на 16 муэдзинов и муваккитов, а 600 дирхамов были разделены между неизвестным количеством муваккитов. [ 12 ] [ 13 ] По словам Брентджеса, эти вознаграждения были относительно низкими, из-за чего муваккиты одновременно брались за другую работу, включая преподавание. [ 14 ] Данные, представленные Кингом, ограничены одним городом и не охватывают мечети с известными муваккитами, такие как мечеть Омейядов в Дамаске. [ 15 ]
Отношения с муэдзином
[ редактировать ]Обязанности муваккита были связаны с обязанностями муэдзинов, которые объявляли время начала молитвы чтением азана . [ 5 ] [ 16 ] В отличие от должности муваккита, которая требовала специальных знаний в области астрономии, муэдзинов обычно выбирали за их благочестие и красивый голос. В мечетях не всегда были муваккиты. Даже крупные мечети часто полагались на традиционные знания муэдзина для определения времени молитвы, такие как наблюдение за длиной теней для дневных молитв, сумеречные явления для ночных молитв и лунные станции для общего измерения времени в ночное время. [ 6 ] [ 17 ] Брентжес предполагает, что муваккит мог произойти от специализированного муэдзина. [ 18 ] и что между этими двумя должностями могло не быть четкого разграничения. [ 19 ] Известно , что некоторые знаменитые муваккиты, в том числе Шамс ад-Дин аль-Халили и ибн аль-Шатир , когда-то были муэдзинами, и многие люди занимали обе должности одновременно. [ 20 ]
История
[ редактировать ]
В отличие от муадзина, история и происхождение которого хорошо изучены, происхождение муваккита неясно . Самая ранняя известная запись показывает, что офис уже существовал в Мамлюкском султанате тринадцатого века . [ 21 ] По словам Кинга, первым муваккитом , известным по имени, был Абу аль-Хасан Али ибн Абд аль-Малик ибн Симун (умер в 685 году хиджры или 1286/1287 году нашей эры), муваккит в мечети Амра ибн аль-Аса в Фустате . Египет 30 лет. Его сын Мухаммад аль-Ваджих (умер в 701 г. хиджры или 1301/1302 г. н. э.) и внук Мухаммад аль-Маджд также служили там муваккитом . [ 22 ] В то же время аналогичные офисы, вероятно, существовали в Аль-Андалусе и Магрибе под разными названиями. [ 21 ] В Аль-Андалусе в конце 13 века астрономы Ахмад и Хусейн — отец и сын из семьи Ибн Басо — рассчитали время молитв для Великой мечети Гранады . В рукописях они упоминаются под разными названиями, в том числе аль-муаздин аль-мубарак , аль-имам аль-муаддил аль-мубарак , аль-шейх аль-муаддил , амин аль-авкат и муваккит . [ 23 ] Университет аль-Каравийин в Фесе нанял астронома Мухаммада аль-Санхаджи ( ок. г. 1307 ) на аналогичную должность с титулом аль-муаддил . [ 24 ] В справочнике профессий египетского автора Ибн аль-Ухувы, датированном примерно 1300 годом , упоминается должность муаззина, его обязанности и требования, но не упоминается муваккит . [ 6 ]
В 14 и 15 веках
[ редактировать ]
Если должность муваккита действительно зародилась в Египте, то вскоре она распространилась на Сирию и Палестину . В мечети Ибрагима в Хевроне работал муваккит Ибрагим ибн Ахмад. В 1306 году он сделал копию астрономического труда Насир ад-Дина ибн Симуна (умер в 1337 году), члена той же семьи, что и первые мувакиты в Фустате. [ 25 ] Другой муваккит , Ибн аль-Саррадж ( ок . 1325 г. ), служил в Алеппо , где проектировал и создавал различные астрономические инструменты и писал трактаты об их конструкции и использовании. [ 26 ]
Еще находясь в Сирии, Ибн аль-Шатир (1304–1375) возглавил команду муваккитов в мечети Омейядов в Дамаске. Он написал две зиджи (астрономические таблицы) , изготовил астролябии и солнечные часы . Помимо хронометража, он также работал над планетарными теориями и написал трактат о движении Солнца, Луны и планет. Он отошел от птолемеевского геоцентризма и создал модели, которые все еще были геоцентрическими, но математически идентичны моделям, предложенным позже Коперником (1473–1543). [ 26 ] [ 27 ] По словам Кинга, работы Ибн аль-Шатира представляют собой «кульминацию» планетарной астрономии в исламском мире. [ 26 ] Коллега Ибн аль-Шатира Шамс ад-Дин аль-Халили (1320–1380), муваккит мечети Ялбуга до того, как присоединиться к мечети Омейядов, написал расписание молитв для Дамаска и таблицы для поиска направления в Мекку из любого места. [ 26 ] Деятельность муваккитов не получила всеобщего одобрения исламских юристов. Кади , ряды которых , (судья) Дамаска Тадж ад-Дин ас-Субки обличил муваккитов по его словам, были заполнены астрологами ( мунаджимун ) и магами ( куххан ). [ 28 ] Астрологические темы неизбежно читались астрономами того времени, потому что они часто включались в учебники по астрономии, и было зарегистрировано несколько муваккитов , изучавших астрологию. [ 29 ]
К концу четырнадцатого века деятельность муваккитов была зафиксирована в Египте, Сирии, Палестине, Хиджазе (включая Мекку и Медину ), Тунисе и Йемене. [ 21 ] [ 30 ] В следующем столетии эта практика распространилась на Малую Азию . [ 21 ] По словам Кинга, нет никаких свидетельств активности муваккитов в более восточных частях исламского мира, включая Ирак, Иран, Индию и Центральную Азию . [ 21 ] По мнению Брентжеса, вполне возможно, что дисциплина микат распространилась на восток как часть обмена, вызванного торговлей, паломничеством и путешествиями в поисках знаний, хотя никаких письменных свидетельств обнаружено не было. [ 31 ]
В пятнадцатом веке центр деятельности муваккитов переместился в Египет, особенно в мечеть аль-Азхар в Каире, но их научная деятельность сократилась. известных муваккитов Среди Сибт аль-Маридини (1423–1506) из Аль-Азхара написал трактаты по хронометрированию. Он использовал более простые астрономические методы, которые стали популярны в Египте и Сирии. Кинг предполагает, что он мог «невольно» способствовать упадку астрономии на Ближнем Востоке, поскольку его работы превзошли более продвинутые тексты. Другие муваккиты, зарегистрированные в различных мечетях Каира пятнадцатого века, включают аль-Каум ар-Риши, Изз ад-Дин аль-Вафаи, аль-Карадиси и Абд аль-Кадир аль-Аджмави. Кроме того, египетские астрономы Ибн аль-Маджди и Ибн Аби аль-Фатх аль-Суфи много писали о религиозном хронометрировании, используя более продвинутую астрономию, чем Сибт аль-Марадани, но формально они не были прикреплены к какой-либо мечети. [ 32 ]
После пятнадцатого века
[ редактировать ]«Ильм аль-микат и деятельность муваккитов ( турецкий : муваккитлер , единственное число муваккит ) продолжались и во времена Османской империи (которая завоевала мамлюков в 1517 году), хотя теперь они создали меньше научных работ по сравнению с зенитом в 14-м и 1517 годах. 15 века. [ 33 ] Их работу курировал мюнекчимбаши (главный имперский астролог). [ 34 ] Турецкий историк науки Айдын Сайылы отмечал, что во многих мечетях Стамбула есть здания или помещения, называемые муваккитанес («домик муваккита » ). [ 33 ] [ 35 ] Османские султаны и другие знатные люди строили их и покровительствовали им как акты благочестия и филантропии. Такие конструкции со временем стали более распространенными, достигнув пика в конце восемнадцатого и девятнадцатом веках. [ 36 ] Османские астрономы составили расписания молитв в местах, где раньше их не было. [ 37 ] а в восемнадцатом веке архитектор Салих Эфенди написал таблицы хронометража, которые были популярны среди муваккитов имперской столицы. [ 33 ]
Когда в восемнадцатом веке использование механических часов стало обычным явлением, муваккиты включили их в свой стандартный инструментарий, и многие из них стали экспертами в изготовлении и ремонте часов. [ 38 ] Османские муваккиты также адаптировали существующие таблицы к османскому соглашению об определении 12:00 часов на закате, что требует различного количества временных сдвигов каждый день. [ 39 ] Установка личных часов по часам в муваккитанах стала обычной практикой после распространения личных часов в конце восемнадцатого века. [ 38 ] Деятельность муваккитов также была зафиксирована в Сирии (особенно в мечети Омейядов) и Египте вплоть до девятнадцатого века. [ 37 ]
Расчет времени молитвы сегодня
[ редактировать ]С девятнадцатого века различные религиозные или научные учреждения, одобренные религиозными властями, начали составлять ежегодные расписания молитв. Время молитвы включено в календари, ежегодные альманахи и газеты. Во время священного месяца Рамадан таблицы, называемые имсакийя , в которых указано время молитвы, а также время имсака (время прекращения еды во время поста печатаются и распространяются ) на весь месяц. За последние несколько десятилетий в некоторых мечетях были установлены электронные часы, способные рассчитывать местное время молитв и соответственно подавать напоминания. [ 39 ] Сегодня муаззин в мечети может транслировать призыв к молитве, сверяясь с таблицей или часами, не требуя при этом специальных навыков муваккита . [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Венсинк 1993 , стр. 26–27.
- ^ Хади Башори 2015 , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б Венсинк 1993 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг 1996 , с. 289.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кинг 1996 , с. 286.
- ^ Перейти обратно: а б с Кинг 1983 , с. 534.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг 1998 , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б с Брентжес 2008 , с. 130.
- ^ Брентджес 2008 , стр. 130–131, 134.
- ^ Перейти обратно: а б Брентжес 2008 , с. 145.
- ^ Кинг 1998 , с. 162.
- ^ Кинг 1998 , с. 302.
- ^ Кинг 1996 , с. 160.
- ^ Брентджес 2008 , стр. 134–135.
- ^ Кинг 1996 , стр. 302–303.
- ^ Педерсен 1991 , с. 677.
- ^ Кинг 1996 , с. 291.
- ^ Брентджес 2008 , с. 139.
- ^ Брентджес 2008 , с. 141.
- ^ Брентджес 2008 , стр. 139–140.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кинг 1996 , с. 288.
- ^ Кинг 1996 , с. 298–299.
- ^ Кинг 1996 , с. 299.
- ^ Кинг 1996 , с. 300.
- ^ Кинг 1998 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кинг 1998 , с. 157.
- ^ Кинг 1996 , с. 306.
- ^ Кинг 1996 , с. 306–307, 329 нет. 8.
- ^ Брентджес 2008 , с. 125.
- ^ Брентджес 2008 , стр. 141, 144–145.
- ^ Брентжес 2008 , стр. 131, 144.
- ^ Кинг 1996 , с. 307.
- ^ Перейти обратно: а б с Кинг 1993 , с. 32.
- ^ Вишницер 2015 , с. 25.
- ^ Кинг 1996 , с. 287.
- ^ Вишницер 2015 , стр. 25–26.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг 1996 , с. 308.
- ^ Перейти обратно: а б Вишницер 2015 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг 1993 , с. 30.
- ^ Кинг 1996 , с. 322.
Библиография
[ редактировать ]- Брентьес, Соня (2008). «Шамс ад-Дин ас-Сахави о муваккитах , муаззинах и учителях различных астрономических дисциплин в городах мамлюков в пятнадцатом веке» . В Эмилии Кальво; Спасибо, приходит; Розер Пуч; Моника Риус (ред.). Общее наследие: исламская наука Востока и Запада . Edicions Universitat Барселона. ISBN 978-84-475-3285-8 .
- Хади Башори, Мухаммед (2015). Введение в астрологию . Джакарта: Библиотека Аль-Каутсар. ISBN 978-979-592-701-3 .
- Кинг, Дэвид А. (1983). «Астрономия мамлюков». Исида . 74 (4): 531–555. дои : 10.1086/353360 . JSTOR 232211 . S2CID 144315162 .
- Кинг, Дэвид А. (1993). «Микат: Астрономические аспекты» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 27–32. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Кинг, Дэвид А. (1996). «О роли муэдзина и муваккита в средневековом исламском обществе» . В Э. Джамиле Рагепе; Салли П. Рагеп (ред.). Традиция, передача, трансформация . Э. Дж. Брилл . стр. 285–345. ISBN 90-04-10119-5 .
- Кинг, Дэвид А. (1998). «Мамлюкская астрономия и институт муваккита » . У Томаса Филиппа; Ульрих Хаарман (ред.). Мамлюки в египетской политике и обществе . Издательство Кембриджского университета. стр. 153–162. ISBN 978-0-521-59115-7 .
- Педерсен, Йоханнес (1991). «Масджид: Персонал мечети» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 674–677. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Венсинк, Арент Ян (1993). «Микат: Правовые аспекты» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 26–27. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Вишницер, Авнер (2015). Читая часы, Алла Турка: Время и общество в поздней Османской империи . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-25772-3 .