Храм Радхи-Кришны (альбом)
Храм Радхи Кришны | |
---|---|
Студийный альбом | |
Выпущенный | 21 мая 1971 г. |
Записано | Июль 1969 г., январь – март 1970 г. |
Студия | EMI , Apple и Trident , Лондон |
Жанр | Индийская религиозная музыка |
Длина | 42 : 44 |
Этикетка | Яблоко |
Продюсер | Джордж Харрисон |
Альтернативная обложка | |
«Храм Радхи-Кришны» — это альбом индуистских религиозных песен 1971 года, записанный британским отделением движения Харе Кришна (более формально, Международным обществом сознания Кришны (ИСККОН)), получившим признание « Храма Радхи Кришны (Лондон) ». . Альбом был спродюсирован Джорджем Харрисоном на Beatles Apple и выпущен лейбле . В него вошли два хит-сингла, «Харе Кришна Мантра» и «Говинда», а также другие санскрите и молитвы, написанные на мантры , которые преданные Храма записали вместе с Харрисоном, начиная с июля 1969 года.
Записи отражали приверженность Харрисона учению Гаудия-вайшнавов лидера движения А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады , который в 1968 году отправил преданных из Сан-Франциско в Лондон. Успех первого сингла Храма «Харе Кришна Мантра» помог популяризировать Харе. Движение Кришны на Западе и вдохновило Харрисона на создание более откровенно религиозных песен в его тройном альбоме 1970 года All Things Must Pass. . Среди членов Храма бывший джазовый музыкант и будущий лидер ИСККОН Мукунда Госвами музыкальный аранжировку для записей предоставил .
После первого выпуска альбом был переиздан на лейбле Spiritual Sky и издательстве Bhaktivedanta Book Trust Прабхупады . Для этих релизов альбом был переименован в Goddess of Fortune , а затем, с добавлением диалогов из разговора между Прабхупадой, Харрисоном и Джоном Ленноном в 1969 году, Chant and Be Happy! Apple официально переиздала «Храм Радхи-Кришны» на компакт-диске в 1993 году и снова в 2010 году с добавлением двух бонус-треков.
Фон
[ редактировать ]В 1968 году А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада , основатель и ачарья (лидер) Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), отправил шестерых своих преданных в Лондон, чтобы основать там новый центр, Храм Радхи-Кришны , и таким образом расширить успех храмов ИСККОН в Нью-Йорке и Сан-Франциско. [ 1 ] Группу возглавляли Мукунда Дас , бывший пианист джазового саксофониста Фароа Сандерса , и Шьямсундар Дас. [ 2 ] С благословения ачарьи они решили найти Джорджа Харрисона из группы «Битлз» , чей интерес к индуистской философии, медитации и индийской классической музыке во многом способствовал распространению этих идей среди западной молодежи. [ 3 ] В декабре 1968 года Шьямсундар встретил Харрисона в штаб-квартире Битлз Apple Corps в центре Лондона. [ 4 ] после чего Харрисон начал посещать преданных на их складе в Ковент-Гардене . [ 5 ]
Впервые Харрисон испытал киртан , или совместное пение, когда был в индийском городе Вриндаван вместе с Рави Шанкаром в 1966 году. [ 6 ] Харрисон был вдохновлен музицированием преданных, когда мантры пелись в сопровождении таких инструментов, как фисгармония и ударные. [ 7 ] Ему и Джону Леннону одинаково понравился альбом песнопений Прабхупады « Сознание Кришны» . [ 8 ] [ 9 ] Кроме того, Харрисон начал ценить положительные свойства мантры Маха или Харе Кришна . [ 10 ] после того, как он скандировал эту песню, когда его самолет потерял управление во время обратного полета из Сан-Франциско в августе 1967 года. [ 11 ]
С момента своего первого посещения склада преданных Харрисон регулярно играл на фисгармонии во время киртана с Шьямсундаром и другими. Иногда в состав ансамбля входил синтезаторный аккомпанемент Билли Престона . [ 12 ] которого Харрисон продюсировал для Apple , принадлежащей Битлз. звукозаписывающей компании [ 13 ] По словам автора Джошуа Грина, решение выпустить записи Храма Радхи Кришны было принято после одного такого сеанса киртана, проведенного в доме Харрисона в Суррее, Кинфаунс . [ 14 ] На следующее утро Харрисон позвонил преданным и сказал: «Вы собираетесь записать пластинку», и велел им прийти в EMI Studios (ныне Abbey Road Studios ) в тот же вечер. [ 15 ]
Сингл "Харе Кришна Мантра"
[ редактировать ]Через своих учеников Прабхупада рекомендовал «Битлз» записать мантру Харе Кришна, чтобы распространить послание сознания Кришны среди широких поклонников группы. [ 16 ] Вместо этого Харрисон решил выпустить версию лондонских преданных ИСККОН и выпустить ее как сингл на Apple Records. [ 17 ] Как песня, «Харе Кришна Мантра» состоит из санскритской Маха-мантры из шестнадцати слов, исполняемой как в куплете, так и в припеве: [ 18 ]
Харе Кришна, Харе Кришна
Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама , Харе Рама
Рама Рама, Харе Харе
Запись
[ редактировать ]Запись «Харе Кришна Мантра» проходила в студии EMI в июле 1969 года. [ 19 ] незадолго до записи альбома группы Beatles Abbey Road . Харрисон работал над музыкальной аранжировкой пьесы на гитаре, а Мукунда играл на фортепиано. Для записи Харрисон выбрал совместных вокалистов для куплетов: Ямуну и Шьямсундара. [ 20 ] другие преданные присоединились к припеву. [ 21 ] Инженером записи был Кен Скотт . [ 22 ]
Харрисон играл на фисгармонии во время первой записи, для идеальной записи потребовалось три дубля. [ 23 ] Затем он добавил электрогитару с эффектом Лесли в начале трека: [ 24 ] а также наложил партию бас-гитары. [ 23 ] Позже Харрисон вспоминал, что ему «кто-то отбивал время с помощью пары караталов и индийских барабанов». [ номер 1 ] и что впоследствии были привлечены другие преданные, чтобы наложить пение хора и другие материалы. [ 27 ]
Помимо различных членов Храма на мридангаме и картале , на трубе играл недавний американский новобранец. [ 23 ] Малати (жена Шьямсундара) протрубила заключительный гонг : [ 28 ] после того, как трек дошел до того, что автор Саймон Ленг называет «дервишной кульминацией». [ 24 ] На этом заседании также присутствовали сотрудники Apple Мэл Эванс и Крис О'Делл. [ 15 ] Последняя вместе со своей матерью присоединилась к аккомпанирующему хору по приглашению Шьямсундара. [ 29 ] В своей автобиографии 2009 года О'Делл пишет о чувстве «физического и духовного изменения» после пения мантры, добавляя: «Повторение слов снова и снова было почти гипнотическим… была точка свободы, когда не было никаких усилий. вообще, никакой критики или осуждения, только звук, исходящий из глубины, словно пламя, согревающее нас изнутри». [ 30 ]
На стороне B Харрисон записал, как преданные поют «Молитву духовным учителям». [ 31 ] По словам биографа Прабхупады Сатсварупы даса Госвами , тексты песен восхваляют «Шрилу Прабхупаду, Господа Чайтанью и Его спутников, а также шесть Госвами ». [ 21 ] – Господь Чайтанья – это Чайтанья Махапрабху в шестнадцатом веке . , аватар движения Харе Кришна [ 16 ] В песне снова присутствует групповой вокал в сопровождении фисгармонии, перкуссии и индийского смычкового струнного инструмента, известного как эсрадж . [ 32 ] которую Шьямсундар регулярно исполнял во время киртана. [ 7 ] Что касается «Харе Кришна Мантры», то аранжировка «Молитвы духовным учителям» была приписана Мукунде Дасу (как Мукунда Дас Адхикари). [ 33 ]
Выпускать
[ редактировать ]Apple Records выпустила сингл, который был записан в "Radha кришна-храм (Лондон)" 22 августа 1969 года в США (как Apple 1810) и 29 августа в Великобритании (как Apple 15). [ 34 ] 28 августа Харрисон присоединился к преданным на пресс-презентации Apple, состоявшейся в саду большого особняка в Сиденхеме на юге Лондона. [ 35 ] [ 36 ] Сразу после запуска Харрисон поехал на остров Уайт, чтобы воссоединиться с Бобом Диланом . [ 36 ] острова который должен был вернуться к широко разрекламированному возвращению к живому выступлению на музыкальном фестивале . 31 августа, незадолго до того, как Дилан вышел на сцену, из громкоговорителя заиграла «Харе Кришна Мантра». [ 37 ] Позже Мукунда определил, что это разоблачение, а также выход песни в эфир во время перерыва футбольного матча «Манчестер Юнайтед » является показателем того, как древняя Маха-мантра «проникла в британское общество» через запись, спродюсированную Харрисоном. [ 38 ]
В Великобритании на обложке сингла была фотография преданных, сделанная Итаном Расселом . [ 39 ] Биограф Харрисона Алан Клейсон пишет о веселье публики при появлении преданных Храма, одетых в оранжевые мантии и с бритыми головами; [ 40 ] Выступая в 2011 году, Мукунда вспомнил, как услышал «Харе Кришна Мантра» на лондонской радиостанции, после чего последовало описание диктора: «Это была песня группы лысых американцев!» [ 41 ] Клейсон продолжает: «Но благодаря Джорджу неудержимая «Харе Кришна Мантра» вторглась в общественное сознание до такой степени, которую Прабхупада никогда не мог себе представить в 1966 году». [ 42 ] В своем обзоре сингла для NME Дерек Джонсон сказал, что Харрисон создал «группу Eastern Ono», имея в виду побочный проект Леннона с Йоко Оно , Plastic Ono Band . Джонсон охарактеризовал звучание как «индийское госпел» и сказал, что «настойчивое повторение» трека придает ему «тот же коварный гипноз, что и « Give Peace A Chance »». [ 43 ]
Сингл имел неожиданный коммерческий успех. [ 32 ] достигнув 12-го места в Великобритании [ 44 ] и номер 15 в Западной Германии . [ 45 ]
Однако сингл не попал в чарты Америки. [ 32 ] Шьямсундар предположил, что в отношении религиозных групп там «была замешана некоторая политика», и в результате песня мало транслировалась по радио. [ 46 ]
Храм Радхи-Кришны появился в на BBC-TV в программе Top of the Pops целях продвижения песни. [ 47 ] и снял видеоклип. [ 48 ] Они также неоднократно выступали на концертах и фестивалях в ответ на популярность песни. [ 42 ] Клейсон пишет и о других преимуществах ИСККОН: «Появилось много новообращенных и еще больший рост сочувствующих, которые больше не относились к ряду певцов Харе Кришна на [лондонской] Оксфорд-стрит с исконным скептицизмом…» [ 49 ] Автор Питер Лавеццоли назвал успех «Харе Кришна Мантра» «поразительным подвигом» и показателем степени культурного влияния «Битлз». [ 50 ] [ номер 2 ] В вере Гаудия-вайшнавов международное признание мантры исполнило предсказание Господа Чайтаньи: [ 16 ] который написал: «Однажды пение святых имен Бога будет услышано в каждом городе и деревне мира». [ 52 ]
Запись альбома
[ редактировать ]В интервью, посвященном продвижению «Abbey Road» группы «Битлз» , Харрисон сказал музыкальному журналисту Ричи Йорку , что, по его мнению, судьба вмешалась, чтобы познакомить его с Рави Шанкаром и, таким образом, с индийской классической музыкой и ведической философией. Он добавил, что, хотя он и «притворялся» битлом, его миссией в жизни было продвижение индийской музыки и индуистской духовности на Западе. [ 53 ] Харрисон предоставил храму Радхи-Кришны финансовую помощь. [ 50 ] и выступал в качестве соподписателя их более постоянного жилья [ 54 ] – в Бери-Плейс, недалеко от Британского музея в Блумсбери . [ 55 ] Он встретил Прабхупаду в сентябре 1969 года в поместье Леннона в Титтенхерст-Парке , когда в новом помещении шел ремонт. [ 56 ] [ 57 ] Также продюсируя таких исполнителей Apple, как Престон и Дорис Трой , [ 58 ] [ 59 ] Харрисон очень хотел и дальше записываться с преданными Temple и выпустить полный альбом их песен. В декабре он предложил им подготовить дополнительный материал. [ 60 ] Скотт снова был назван инженером на этих более поздних сессиях в храме Радхи-Кришны. [ 22 ] Он рассказал о проблемах с записью участников, многие из которых не оставались неподвижными во время дубля, и назвал проект «абсолютно захватывающим». [ 61 ]
Среди музыкантов на этих записях были Харрисон на гитаре и басу; Участники храма, такие как Ямуна , вокал; и другие преданные, играющие на бэк-вокале, мриданге, фисгармонии, тамбуре и картале. [ 62 ] Харрисон был очень впечатлен голосом Ямуны и предположил, что она может стать «известной рок-звездой». [ 63 ] В беседе с Мукундой в 1982 году Харрисон сказал: «Мне понравилось, как [Ямуна] пела убедительно, и она пела ['Харе Кришна Мантра'] так, как будто она пела ее много раньше. первая [профессионально записанная] мелодия, которую она когда-либо пела». [ 64 ] Обсуждая роль Харрисона в студии, Гурудас, муж Ямуны, сравнил его с лидером движения Харе Кришна, сказав: «Джордж был как Прабхупада, он мог быть начальником манежа – он мог просто собрать все воедино». [ 65 ]
"Sri Guruvastakam" и еще один трек на альбоме включают в себя Харрисона, играющего добро . [ 66 ] инструмент, который он стал все чаще использовать в начале 1970-х годов. [ 67 ] Аранжировки всех песен в «Храме Радхи-Кришны» снова были поручены Мукунде. [ 68 ] Джошуа Грин, студент в Париже в то время и клавишник в своей университетской группе, присоединился к храму Радхи-Кришны в праздничный сезон 1969–70 годов . [ 69 ] приняв имя преданного Йогешвара. [ 70 ] Он вспоминает участие в сессиях, проводимых в EMI. [ 62 ] и Apple Studio , во время которой он играл на фисгармонии в « Govinda Jai Jai ». [ 71 ] В то время как Харрисон ограничил продолжительность более ранних записей не более чем четырьмя минутами, чтобы обеспечить максимальное распространение по радио, [ 72 ] треки из альбома, такие как "Bhaja Bhakata/Arati" и "Bhaja Hunre Mana", длились более восьми минут. [ 73 ] [ номер 3 ]
Сингл "Говинда"
[ редактировать ]Запись
[ редактировать ]Среди новых произведений была «Говинда», музыкальная адаптация первого в мире стихотворения. [ 77 ] состоящий из Говиндам . молитв [ 78 ] Гурудас описал ее репортеру как песню, которая «пришла из Сатья Юги или Золотой Эры Вселенной и была передана из поколения в поколение цепью самореализованных гуру ». [ 79 ] Автор Брюс Спайзер пишет, что Харрисон «приложил все усилия» при продюсировании трека, создав «захватывающую и гипнотическую аранжировку». [ 32 ]
Запись состоялась в январе 1970 года. [ 80 ] в Trident Studios в центре Лондона. [ 27 ] Еще до прибытия преданных Харрисон уже написал минусовку, в которой использовались рок-инструменты, такие как акустическая гитара, орган, бас и барабаны. Ямуна была единственным ведущим вокалистом. По воспоминаниям Грина, среди присутствовавших на сессии также были Билли Престон и певцы Донован и Мэри Хопкин , некоторые из которых присоединились к преданным в припевах песни. [ 63 ] [ номер 4 ] Во вступлении Харрисон наложил эсрадж в исполнении Шьямсундара и похожий на лютню уд в исполнении Харивиласа, преданного, недавно прибывшего в Лондон из Ирана. [ 63 ]
После этой сессии Харрисон добавил партию соло-гитары. [ 77 ] и нанял участников Лондонского филармонического оркестра, струнную оркестровку, арфу и трубчатые колокольчики . чтобы они наложили на трек [ 63 ] Оркестровую аранжировку «Говинды» выполнил Джон Бархем . [ 26 ] постоянный сотрудник Харрисона, [ 82 ] и также посвящен развитию западного понимания индийской классической музыки . [ 83 ]
Выпускать
[ редактировать ]При поддержке «Govinda Jai Jai» «Govinda» была выпущена Apple 6 марта 1970 года в Великобритании (как Apple 25) и 24 марта в США (как Apple 1821). [ 84 ] [ 85 ] Сингл вошел в топ-30 Великобритании, достигнув 23-го места. [ 44 ] Пресс-атташе Apple Дерек Тейлор позже вспоминал, что его отдел разместил в печати рекламу, в которой говорилось, что "Govinda" была "лучшей пластинкой, когда-либо созданной". [ 27 ] Прабхупада впервые услышал запись в Лос-Анджелесе; тронутый до слез, он попросил, чтобы его включали каждое утро, пока преданные ИСККОН возносят молитвы в честь божеств. [ 86 ] В своей книге, описывающей первые 40 лет движения Харе Кришна, Грэм Дуайер и Ричард Коул пишут, что «Харе Кришна Мантра» и «Говинда» «[становятся] хитами по всей Европе, в Японии, в Австралии и даже в Африке… пение Харе Кришна стало всемирно известным». [ 48 ] В своем эссе о храмовых процедурах ИСККОН Кеннет Валпи пишет о важности того, что солисткой является женщина – событие «немыслимое» в более традиционных системах поклонения Кришне, но согласующееся с открытостью Прабхупады к использованию женщин в роли храмовых священников. [ 87 ]
Одновременно с выпуском «Говинды» Харрисон сопровождал Шьямсундара и других преданных в Париж. [ 88 ] помочь основать там местный филиал ИСККОН. [ 89 ] Демонстрируя дальнейшую поддержку движения Харе Кришна, [ 48 ] [ 90 ] Харрисон профинансировал публикацию «Книги Кришны» Прабхупады в марте 1970 года. [ 91 ] Вскоре после этого он разместил семьи из расширяющегося лондонского храма Радхи Кришны в своем недавно купленном поместье в Оксфордшире, Фрайар Парк . [ 92 ] [ 93 ] прежде чем приступить к записи своего тройного альбома All Things Must Pass . [ 94 ] Последнее также отражало его принятие храмового учения Гаудия-вайшнавов и сознания Кришны. [ 95 ] в таких песнях, как « My Sweet Lord », [ 96 ] « Жду вас всех » [ 97 ] и « Остерегайтесь тьмы ». [ 98 ]
Выпуск альбома
[ редактировать ]Ямуна сказал Прабхупаде, что Харрисон надеялся выпустить альбом преданных «к Рождеству [1970]» под названием « Бхаджа Хунре Мана, Мана Ху Ре» . [ 99 ] Фактически, Apple Records выпустила The Radha Kanea Temple 21 мая 1971 года в Америке (как Apple SKAO 3376) и 28 мая в Великобритании (как Apple SAPCOR 18). Помимо четырех новых песен, в альбом вошли треки, ранее выпущенные на синглах Храма Радхи Кришны (Лондон) - «Hare Кришна Мантра», «Говинда» и «Говинда Джай Джай». [ 68 ] Продолжительность версии "Govinda" увеличилась до 4:39, тогда как продолжительность стороны A 1970 года составляла 3:18. [ 100 ]
С фотографией, сделанной Джоном Кошем . [ 22 ] на обложке альбома были изображены божества Радха и Кришна в храме в Бери-Плейс. [ 75 ] На внутренней обложке пластинки . была репродукция картины Чайтаньи Махапрабху, а на задней обложке появилась фотография Прабхупады [ 22 ] Печатная реклама, сопровождавшая выпуск в США, содержала текст: «Вибрации этих мантр открывают восприимчивому слушателю и повторяющему царство сознания Кришны, радостно переживаемое как умиротворение собственного «я» и осознание БОГА и Кришны. Эти вечные звуки любви освобождают слушателя. от всех современных барьеров времени и пространства». [ 101 ] [ 102 ]
29 мая журнал Billboard включил «Храм Радхи-Кришны» в список альбомов «4 звезды». [ 103 ] На прошлой неделе журнал сообщил об «интенсивной» рекламной деятельности, проводимой голландским отделением движения. [ 104 ] Альбом последовал за всемирным успехом сингла Харрисона "My Sweet Lord", который еще больше популяризировал Маха-мантру. [ 105 ] [ 106 ] и по ассоциации с движением Харе Кришна, [ 95 ] [ 107 ] благодаря включению в эту песню мантры и других санскритских стихов. [ 108 ] [ 109 ] Несмотря на это, «Храм Радхи-Кришны» не попал в чарты Великобритании и Америки, выпущенный в то время, когда Apple продвигала своих артистов ухудшилась. [ 110 ] после сокращений Аллена Кляйна в компании в 1970 году. [ 111 ] [ 112 ]
Переиздание
[ редактировать ]Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | [ 113 ] |
Блендер | [ 114 ] |
вопрос | [ 115 ] |
После первого выпуска на компакт-диске в 1993 году [ 116 ] с примечаниями, предоставленными Дереком Тейлором, «Храм Радхи-Кришны» был обновлен и переиздан в октябре 2010 года как часть бокс-сета Apple . [ 117 ] Эссе Тейлора содержало лозунг «20-летие Bhaktivedanta Manor 1973–1993 – здесь, чтобы остаться!». [ 27 ] имея в виду собственность в Хартфордшире , которую Харрисон подарил британскому отделению движения Харе Кришна в феврале 1973 года. [ 118 ] [ кол. 5 ]
Перед переизданием Apple альбом был переиздан под названием Goddess of Fortune на лейбле Spiritual Sky в 1973 году. [ 123 ] Прабхупады и в других изданиях, в том числе через Книжный фонд Бхактиведанты в 1991 году. [ 124 ] Обложка Goddess of Fortune заменила иллюстрацию Коша 1971 года фотографией Клайва Эрроусмита и дизайном, приписываемым Питеру Хокинсу. [ 125 ] Еще одно название начала 1990-х - Chant and Be Happy! , [ 126 ] релиз, в котором оригинальный альбом сочетается с десятиминутной записью Харрисона, Леннона и Оно, обсуждающих сознание Кришны с Прабхупадой. [ 127 ]
На компакт-диске Apple 1993 года в качестве бонус-трека была добавлена неальбомная сторона B "Prayer to the Spiritual Masters". [ 128 ] в то время как переиздание 2010 года также включало ранее не издававшуюся "Namaste Saraswati Devi", [ 117 ] песня, написанная в честь Сарасвати , индуистской богини знаний, музыки и искусства. [ 129 ] В том же году альбомная версия «Govinda» появилась на первом в истории сборнике Apple, состоящем из нескольких исполнителей, Come and Get It: The Best of Apple Records . [ 130 ] Это второе переиздание Apple было обновлено Полом Хиксом и Алексом Уортоном под руководством координатора проекта Abbey Road Аллана Роуза. [ 75 ]
В рецензии на обновленный альбом 2010 года Джо Марчезе из The Second Disc пишет, что Храм Радхи-Кришны обладает «завораживающим качеством и остается захватывающим артефактом особого места и времени для Харрисона и Apple Records». [ 117 ] В обзоре для AllMusic музыкальный критик Кен Хант пишет об одноименном альбоме преданных: «Это переиздание возвращает их экстатическую музыку на диск. Его слегка прозападные, но привлекательные аранжировки выдают работу Харрисона… На какое-то время он превратился в популярное лицо индуизма. " [ 113 ] В свою оценку сольной карьеры Харрисона для журнала Blender в 2004 году Поль Дю Нойе включил «Chant and Be Happy!» версию в категории «Только для фанатов» и отметил «Govinda Jai Jai» как «выдающийся трек». [ 114 ]
Наследие
[ редактировать ]Алан Клейсон отмечает влияние записей Храма Радхи Кришны, а также музыкального слияния Востока и Запада сольного альбома Харрисона Wonderwall Music 1968 года на брит-поп -группы, такие как Kula Shaker , которую он описывает как «самую экзотическую из всех новых топ-групп». 40 приездов середины 1990-х». В дополнение к включению санскритского термина Ачинтья-бхеда-абхеда в свой хит 1996 года « Tattva », Кула Шейкер выпустил в ноябре того же года сингл « Govinda », названный в честь второго хита Temple (но на самом деле это кавер на «Govinda Джай Джай»). [ 131 ] Редактор AllMusic Стивен Томас Эрлевин утверждает, что хит 1970 года Храма Радхи Кришны (Лондон) «в значительной степени послужил основой для карьеры Кулы Шейкер». [ 130 ] в то время как Дэвид Кавана из Uncut написал в 2010 году, что Храм Радхи-Кришны «должен понравиться поклонникам Тинаривен , не говоря уже о солистах Kula Shaker». [ 132 ]
В обзоре Come and Get It компиляции Дуглас Волк из Pitchfork Media включает Temple как пример «готовности Битлз бороться за совершенно некоммерческие идеи» на своем недолговечном лейбле; [ 133 ] историк музыки Колин Ларкин аналогичным образом выделяет альбом преданных среди «эксцентричного каталога», в который вошли композитор Джон Тавенер и квартет современного джаза . [ 134 ] Эта авантюра, продолжает Волк, обеспечивает «по-настоящему веселый» аспект компиляции 2010 года, а также «сделала собственные релизы Битлз на Apple особенно интересными». [ 133 ] По словам Дэвида Фрике из Rolling Stone , Харрисон считал присутствие Храма Радхи Кришны в Top of the Pops «одним из величайших острых ощущений в своей жизни». В том же интервью 1980-х годов Харрисон добавил: «На самом деле это было веселее, чем пытаться записать поп-хит. Это было ощущение использования своих навыков для духовного служения Кришне». [ 47 ] Трек «Govinda» по-прежнему звучит каждое утро в храмах ИСККОН по всему миру в знак приветствия божеств. [ 135 ]
Хотя, по словам Тейлора, у бывшего коллеги Харрисона по группе Пола Маккартни изначально было мало времени для преданных, [ 136 ] он упомянул альбом «Храм Радхи-Кришны» в интервью журналу Rolling Stone в 1973 году , назвав его «отличным материалом» и примером стоящих проектов, реализованных Apple. [ 137 ] Во время интервью Мукунды Харрисону в 1982 году Мукунда заметил, что Маккартни в последние годы стал более симпатизировать движению. [ 138 ] Мукунда и Харрисон также обсудили принятие Диланом пения и его посещение центров ИСККОН по всей территории Соединенных Штатов. [ 139 ]
Вместе с Кеном Скоттом Мукунда предоставил воспоминания о записях Храма Радхи-Кришны в документальном фильме Мартина Скорсезе 2011 года « Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» . [ 140 ] В статье об этом фильме для The Huffington Post репортер Службы новостей религии Стив Раби называет альбом преданных примером статуса Харрисона как «индуиста из кафетерия», отмечая при этом, что «[хотя] ему не удалось обратить всех в веру». своими убеждениями, он подтолкнул своих товарищей по группе – и своих поклонников-слушателей – немного дальше на Восток, побуждая публику открыться новым (или очень старым) духовным влияниям». [ 141 ]
Список треков
[ редактировать ]Все песни традиционные и аранжированы Мукундой Дасом Адхикари . Отслеживайте названия и время Каслмана и Подразика для оригинального выпуска, [ 68 ] и буклет компакт-диска к переизданию 2010 года. [ 75 ]
Оригинальный выпуск
[ редактировать ]- Сторона первая
- «Говинда» – 4:39
- «Шри Гуруваштакам» - 3:07
- «Бхаджа Бхаката/Арати» - 8:28
- «Харе Кришна Мантра» - 3:35
- Вторая сторона
- «Шри Ишопанишад» – 4:00.
- «Бхаджа Хунре Мана» - 8:43
- «Говинда Джая Джая» - 5:58
переиздание 1993 года
[ редактировать ]Треки 1–7 каждого оригинального релиза.
- Бонус-трек
- «Молитва духовным учителям» - 3:59
ремастер 2010 года
[ редактировать ]Треки 1–7 для каждого оригинального выпуска, но с измененным написанием некоторых названий.
- «Говинда» – 4:43
- «Шри Гурувастак» — 3:11
- «Бхаджа Бхаката/Аротрика» — 8:25
- «Харе Кришна Мантра» - 3:34
- «Шри Ишопанишад» — 4:04
- «Бхаджа Хуре Мана» - 8:52
- «Говинда Джай Джай» — 5:57
- Бонус-треки
- «Молитва духовным учителям» - 3:58
- «Намасте Сарасвати Деви» — 4:57
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Алан Уайт , барабанщик, игравший в нескольких проектах Apple в 1969–71 годах, [ 25 ] указано в записи. [ 26 ]
- ↑ Признавая сложность продвижения сингла среди публики и требовательный характер отдельных проектов Битлз, пресс-атташе Apple Дерек Тейлор пошутил в интервью в сентябре 1969 года, что идея Харрисона заключалась в том, чтобы «взять худший культ религиозного меньшинства в Англии и войдите с ним в тридцатку лучших за десять дней». [ 51 ]
- ^ Написание названий некоторых песен в оригинальном альбоме и в переиздании 2010 года различается. Кроме того, хотя в 1969 году дебютный сингл назывался «Харе Кришна Мантра», в обоих изданиях 1971 года он был переведен как «Харе Кришна Мантра». [ 74 ] и трек-листы альбомов 2010 года. [ 75 ] Точно так же «Govinda Jai Jai» была формулировкой, использованной для этой песни на втором сингле Храма Радхи Кришны, однако впоследствии на альбоме она появилась как «Govinda Jaya Jaya». [ 76 ] только для того, чтобы вернуться к исходному написанию в 2010 году. [ 75 ]
- ↑ По словам автора Джона Винна, басистом и барабанщиком на треке, скорее всего, были Клаус Вурманн и Ринго Старр соответственно. [ 81 ]
- ^ С 1981 года поместье Бхактиведанта находилось под угрозой закрытия как общественный храм из-за частых жалоб в местный городской совет Хертсмира относительно уровня дорожного движения в деревне Олденхэм во время фестивалей. [ 119 ] [ 120 ] Проблема была окончательно решена в 1996 году, когда Департамент окружающей среды предоставил преданным разрешение на строительство дороги в обход Олденхема. [ 121 ] [ 122 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дуайер и Коул, с. 30.
- ^ Грин, стр. 84, 103, 106.
- ↑ Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 34, 36.
- ^ Тиллери, с. 69.
- ^ Грин, стр. 106, 143.
- ^ Тиллери, стр. 57–58, 69.
- ^ Jump up to: а б Грин, с. 108.
- ^ Клейсон, стр. 247, 248.
- ^ Тиллери, стр. 58–59, 69, 160.
- ^ Тиллери, стр. 108–10.
- ^ Грин, стр. 84, 103, 145.
- ^ Клейсон, стр. 267, 275–76.
- ^ Спайзер, с. 340.
- ^ Грин, стр. 141–43.
- ^ Jump up to: а б Грин, с. 143.
- ^ Jump up to: а б с Тиллери, с. 71.
- ^ Госвами, с. 155.
- ^ Эллисон, стр. 46, 122, 144.
- ^ О'Делл, с. 78.
- ^ Грин, стр. 143–44.
- ^ Jump up to: а б Госвами, с. 156.
- ^ Jump up to: а б с д Авторы на обложке: пластинка «Храм Радхи-Кришны» ( Apple Records , 1971; продюсер Джордж Харрисон).
- ^ Jump up to: а б с Грин, с. 144.
- ^ Jump up to: а б Ленг, с. 58.
- ^ Родригес, стр. 75–76.
- ^ Jump up to: а б Кастлман и Подразик, с. 202.
- ^ Jump up to: а б с д Примечания Дерека Тейлора, компакт-диск «Храм Радхи-Кришны» ( Apple / Capitol , 1993; продюсер Джордж Харрисон).
- ^ Грин, стр. 106, 144.
- ^ О'Делл, стр. 79–80.
- ^ О'Делл, стр. 80–81.
- ^ Эллисон, с. 153.
- ^ Jump up to: а б с д Спайзер, с. 341.
- ^ Каслман и Подразик, стр. 79.
- ^ Майлз, стр. 350, 351.
- ^ Хронология Битлз, Специальное ограниченное издание Mojo : 1000 дней революции (Последние годы Битлз - с 1 января 1968 г. по 27 сентября 1970 г.) , Emap (Лондон, 2003 г.), стр. 114.
- ^ Jump up to: а б Майлз, с. 351.
- ^ Клейсон, стр. 273–74.
- ^ Харрисон, с. 236.
- ^ Авторство на обложке , сингл "Hare кришнамантра" ( Apple Records , 1969; продюсер Джордж Харрисон).
- ^ Клейсон, стр. 267, 268.
- ^ Мукунда Госвами, в книге Джорджа Харрисона: Жизнь в материальном мире ; событие происходит в 18:34–43.
- ^ Jump up to: а б Клейсон, с. 268.
- ^ Дерек Джонсон, «Лучшие синглы, рассмотренные Дереком Джонсоном», NME , 6 сентября 1969 г., стр. 6.
- ^ Jump up to: а б «Художник: Храм Радхи-Кришны» , Official Charts Company (получено 4 сентября 2014 г.).
- ^ «Храм Радхи Кришны, Харе Кришна Мантра» , offiziellecharts.de (получено 27 октября 2022 г.).
- ^ «Джордж Харрисон - Дань уважения членам Харе Кришна», в « Дань Харе Кришна Джорджу Харрисону» ; событие происходит в 16:58–17:06.
- ^ Jump up to: а б Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 180.
- ^ Jump up to: а б с Дуайер и Коул, с. 31.
- ^ Клейсон, стр. 268–69.
- ^ Jump up to: а б Лавеццоли, с. 195.
- ^ Винн, с. 324.
- ^ Грин, стр. 107, 148, 153.
- ^ Винн, стр. 323–24.
- ^ Клейсон, с. 267.
- ^ Грин, стр. 148, 157–58.
- ^ Дуайер и Коул, стр. 31–32.
- ^ Тиллери, стр. 71–72, 161.
- ^ Родригес, стр. 1, 72–73.
- ^ Мэдингер и Пасха, с. 424.
- ^ Грин, с. 169.
- ^ Кен Скотт, Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире ; событие происходит в 17:55–18:19.
- ^ Jump up to: а б Грин, с. ix.
- ^ Jump up to: а б с д Грин, с. 170.
- ^ Пойте и будьте счастливы , с. 16.
- ^ «Джордж Харрисон - Дань уважения членам Харе Кришна», в « Дань Харе Кришна Джорджу Харрисону» ; событие происходит в 16:38–16:45.
- ↑ Джейсон Круппа, «013 Джордж Харрисон, «Мой милый Господь»» , Producing the Beatles: The Podcast , 25 апреля 2022 г. (получено 27 октября 2022 г.); событие происходит в 8:50–9:31.
- ^ Ленг, стр. 73, 108, 114.
- ^ Jump up to: а б с Кастлман и Подразик, с. 101.
- ^ Грин, стр. ix – x, 279.
- ^ «Интервью: Йогешвара Дас (Джошуа М. Грин)» , Harmonist, 19 июня 2011 г. (получено 6 сентября 2014 г.).
- ^ «Йогешвара Дас вспоминает Джорджа», в «Харе Кришна, посвященном Джорджу Харрисону» ; событие происходит в 2:00–3:18.
- ^ Пойте и будьте счастливы , стр. 14, 15.
- ^ Эллисон, с. 137.
- ^ Каслман и Подразик, стр. 79, 101.
- ^ Jump up to: а б с д и Информация об альбоме: компакт-диск «Храм Радхи-Кришны» ( Apple / EMI , 2010; продюсер Джордж Харрисон; переиздание, продюсеры Энди Дэвис и Майк Хитли).
- ^ Каслман и Подразик, стр. 86–87, 101.
- ^ Jump up to: а б Эллисон, с. 143.
- ^ Грин, стр. 131, 169, 171.
- ^ Грин, стр. 171, 211.
- ^ Каслман и Подразик, с. 86.
- ^ Винн, с. 368.
- ^ Энди Чайлдс, «История Джеки Ломакса», ZigZag , июль 1974 г.; доступно на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Ленг, стр. 26–27, 39, 49–50.
- ^ Каслман и Подразик, стр. 86–87.
- ^ Майлз, стр. 371, 372.
- ^ Грин, стр. 170–71.
- ^ Кеннет Валпи, «Кришна в Млечча Деш : храмовое поклонение ИСККОН в исторической перспективе», в Bryant & Ekstand, стр. 52.
- ^ Доггетт, с. 117.
- ^ Грин, стр. 174–75.
- ^ Эллисон, с. 46.
- ^ Тиллери, с. 72–73, 161.
- ^ Грин, стр. 166–67.
- ^ Доггетт, с. 116.
- ^ Тиллери, стр. 90–91, 161.
- ^ Jump up to: а б Клейсон, с. 295.
- ^ Ленг, стр. 71, 83–84.
- ^ Эллисон, стр. 46, 47.
- ^ Инглис, с. 28.
- ↑ Притха Деви Даси, «Джордж Харрисон и Шрила Прабхупада» > «Речь П.П. к Махараджу и Махараини и беседы до и после, Индаур, 11 декабря 1970 г.» , Христос и Кришна (получено 9 сентября 2014 г.).
- ^ Каслман и Подразик, стр. 87, 101.
- ^ «Реклама альбома «Храм Радхи Кришны»» , Apple Records (получено 6 сентября 2014 г.).
- ^ Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире ; событие происходит в 18:28.
- ^ "Обзоры альбомов Billboard" , Billboard , 29 мая 1971 г., стр. 24 (получено 6 сентября 2014 г.).
- ↑ Бас Хагеман, «Голландия» , Billboard , 22 мая 1971 г., стр. 46, 48 (получено 6 сентября 2014 г.).
- ^ Грин, стр. 181–83, 185.
- ^ Грэм М. Швейг, «Кришна: интимное божество», в Bryant & Ekстранд, стр. 14.
- ^ Пойте и будьте счастливы , стр. 31–32.
- ^ Лавеццоли, стр. 186, 195.
- ^ Тиллери, стр. 88–89.
- ^ Ленг, с. 62.
- ^ Доггетт, с. 139.
- ^ Клейсон, с. 281.
- ^ Jump up to: а б Кен Хант, «Храм Радхи Кришны (Лондон) / Храм Радхи Кришны Храм Радхи Кришны » , AllMusic (получено 7 сентября 2014 г.).
- ^ Jump up to: а б Поль Дю Нойе, «Предыдущий каталог: Джордж Харрисон», Blender , апрель 2004 г., стр. 152–53.
- ^ Том Хибберт, «Переиздания: Храм Радхи-Кришны (Лондон) Храм Радхи-Кришны », Q , май 1993 г., стр. 107.
- ^ Винн, стр. 368–69.
- ^ Jump up to: а б с Джо Марчезе, «Обзор: ремастеры Apple Records, часть 3 – эзотерика до глубины души» , The Second Disc, 17 ноября 2010 г. (получено 4 сентября 2014 г.).
- ^ Тиллери, стр. 111, 162.
- ^ Дуайер и Коул, стр. 41–45.
- ^ «ИСККОН и 8 других против Соединенного Королевства» , HUDOC , 8 марта 1994 г. (архивная версия получена 17 октября 2014 г.).
- ^ «Кампания по спасению поместья» , bhaktivedantamanor.co.uk (получено 3 марта 2015 г.).
- ^ Дуайер и Коул, стр. 45–46.
- ↑ Листинг: «Goddess Of Fortune – Goddess Of Fortune (винил, LP, альбом)» , Discogs (получено 4 сентября 2014 г.).
- ↑ Листинг: «Храм Радхи Кришны, Богиня удачи (компакт-диск, альбом)» , Discogs (получено 4 сентября 2014 г.).
- ^ Авторы альбома, Goddess of Fortune LP (Spiritual Sky, 1973).
- ^ Эллисон, стр. 122, 144.
- ^ «Храмовое пение Радхи-Кришны и будьте счастливы!: Индийские песни преданности » , AllMusic (получено 6 ноября 2017 г.).
- ↑ Информация об альбоме, компакт-диск «Храм Радхи-Кришны» ( Apple / Capitol , 1993; продюсер Джордж Харрисон).
- ^ Примечания Энди Дэвиса, компакт-диск «Храм Радхи-Кришны» ( Apple / EMI , 2010; продюсер Джордж Харрисон; переиздание, продюсеры Энди Дэвис и Майк Хитли).
- ^ Jump up to: а б Стивен Томас Эрлевин, «Различные артисты приходят и получают: лучшее из Apple Records » , AllMusic (получено 19 сентября 2014 г.).
- ^ Клейсон, с. 439.
- ^ Дэвид Кавана, «The Apple Remasters», необрезанный , ноябрь 2010 г., стр. 112.
- ^ Jump up to: а б Дуглас Волк, «Различные артисты приходят и получают: лучшее из Apple Records » , Pitchfork Media , 23 ноября 2010 г. (получено 19 сентября 2014 г.).
- ^ Ларкин, с. 684.
- ^ Грин, с. 171.
- ^ Доггетт, с. 92.
- ↑ Пол Гамбаччини, «Интервью The Rolling Stone : Пол Маккартни», Rolling Stone , 31 января 1974 г.; доступен на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Пойте и будьте счастливы , с. 15.
- ^ Пойте и будьте счастливы , с. 36.
- ^ Мукунда Госвами, в книге Джорджа Харрисона: Жизнь в материальном мире .
- ↑ Стив Рэби, «Джордж Харрисон, «Жизнь в материальном мире»» , Huffington Post , 9 октября 2011 г. (получено 29 ноября 2014 г.).
Источники
[ редактировать ]- Дейл К. Эллисон-младший, «Любовь, которая спит: искусство и духовность Джорджа Харрисона» , «Континуум» (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2006; ISBN 978-0-8264-1917-0 ).
- Эдвин Ф. Брайант и Мария Экстранд (редакторы), Движение Харе Кришна: постхаризматическая судьба религиозной трансплантации , издательство Колумбийского университета (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2004; ISBN 0-231-12256-X ).
- Гарри Кастлман и Уолтер Дж. Подразик, Теперь все вместе: первая полная дискография Beatles 1961–1975 , Ballantine Books (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1976; ISBN 0-345-25680-8 ).
- Пойте и будьте счастливы: сила мантра-медитации , Bhaktivedanta Book Trust (Лос-Анджелес, Калифорния, 1997; ISBN 978-0-89213-118-1 ).
- Алан Клейсон, Джордж Харрисон , Sanctuary (Лондон, 2003; ISBN 1-86074-489-3 ).
- Питер Доггетт, «Ты никогда не даешь мне свои деньги: Битлз после распада» , It Books (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2011; ISBN 978-0-06-177418-8 ).
- Грэм Дуайер и Ричард Дж. Коул (редакторы), Движение Харе Кришна: сорок лет пения и перемен , IB Tauris (Лондон, 2007; ISBN 1-84511-407-8 ).
- Редакторы журнала Rolling Stone , Харрисон , Rolling Stone Press/Simon & Schuster (Нью-Йорк, 2002 г.); ISBN 0-7432-3581-9 ).
- DVD «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» (Диск 2), Village Roadshow , 2011 (режиссер Мартин Скорсезе; продюсеры Оливия Харрисон, Найджел Синклер и Мартин Скорсезе).
- Сатсварупа дас Госвами, Прабхупада: Он построил дом, в котором может жить весь мир , Bhaktivedanta Book Trust (Лос-Анджелес, Калифорния, 1983; ISBN 0-89213-133-0 ).
- Джошуа М. Грин, «А вот и солнце: духовное и музыкальное путешествие Джорджа Харрисона» , John Wiley & Sons (Хобокен, Нью-Джерси, 2006; ISBN 978-0-470-12780-3 ).
- DVD «Харе Кришна, посвященный Джорджу Харрисону» (ITV Productions, 2002).
- Оливия Харрисон, Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире , Абрамс (Нью-Йорк, 2011 г.); ISBN 978-1-4197-0220-4 ).
- Ян Инглис, «Слова и музыка Джорджа Харрисона» , Прегер (Санта-Барбара, Калифорния, 2010; ISBN 978-0-313-37532-3 ).
- Колин Ларкин, Энциклопедия мировой популярной музыки Continuum , Том 1: СМИ, индустрия и общество , Continuum (Лондон, 2003; ISBN 0-8264-6321-5 ).
- Питер Лавеццоли, «Рассвет индийской музыки на Западе» , Continuum (Нью-Йорк, 2006 г.); ISBN 0-8264-2819-3 ).
- Саймон Ленг, «Пока моя гитара нежно плачет: Музыка Джорджа Харрисона» , Хэл Леонард (Милуоки, Висконсин, 2006; ISBN 1-4234-0609-5 ).
- Чип Мэдингер и Марк Истер, «Восемь рук, которые будут держать тебя: сборник соло Beatles» , 44.1 Productions (Честерфилд, Миссури, 2000; ISBN 0-615-11724-4 ).
- Барри Майлз, Дневник Битлз, Том 1: Годы Битлз , Omnibus Press (Лондон, 2001; ISBN 0-7119-8308-9 ).
- Крис О'Делл с Кэтрин Кетчем, Мисс О'Делл: Мои тяжелые дни и долгие ночи с The Beatles, The Stones, Бобом Диланом, Эриком Клэптоном и женщинами, которых они любили , Touchstone (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2009; ISBN 978-1-4165-9093-4 ).
- Роберт Родригес, «Великолепная четверка: часто задаваемые вопросы 2.0: Сольные годы Битлз, 1970–1980» , Backbeat Books (Милуоки, Висконсин, 2010; ISBN 978-1-4165-9093-4 ).
- Брюс Спайзер, The Beatles Solo на Apple Records , 498 Productions (Новый Орлеан, Луизиана, 2005; ISBN 0-9662649-5-9 ).
- Гэри Тиллери, Мистик рабочего класса: духовная биография Джорджа Харрисона , Quest Books (Уитон, Иллинойс, 2011; ISBN 978-0-8356-0900-5 ).
- Джон К. Винн, Это волшебное чувство: записанное наследие Битлз, Том второй, 1966–1970 , Three Rivers Press (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2009; ISBN 978-0-307-45239-9 ).