Объединенный капер PB4Y-2
PB4Y-2/P4Y-2 Капер | |
---|---|
![]() | |
PB4Y-2 ВМС США из VP-23 в полете. | |
Роль | Морской патрульный бомбардировщик |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Объединенная авиация |
Введение | 1943 |
Ушедший на пенсию | 1954 г., ВМС США. 1958, Береговая охрана США. |
Основные пользователи | ВМС США Береговая охрана США |
Произведено | 1943–1945 |
Количество построенных | 739 |
Разработано на основе | Консолидированный B-24 Либерейтор |
Consolidated PB4Y-2 Privateer — американский Второй мировой войны и Корейской войны времен патрульный бомбардировщик ВМС США , созданный на базе Consolidated B-24 Liberator . Военно-морской флот использовал B-24 с незначительными модификациями, например, PB4Y-1 Liberator , и наряду с морскими патрульными Liberator, используемыми прибрежным командованием Королевских ВВС, этот тип патрульных самолетов оказался успешным. полностью военно-морская Желалась дальнего действия , получивший обозначение PB4Y-2 Privateer. конструкция, и в 1943 году компания Consolidated разработала специальный патрульный бомбардировщик [1] В 1951 году тип был переименован в P4Y-2 Privateer . Дальнейшее изменение обозначения произошло в сентябре 1962 года, когда оставшиеся каперы ВМС (все ранее были преобразованы в конфигурацию дронов как P4Y-2K) были переименованы в QP-4B.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Внешне «Капер» был похож на «Либерейтор», но фюзеляж был длиннее, чтобы вместить пост бортинженера , и имел высокий одинарный вертикальный стабилизатор, , как у B-24 а не двухкилевое оперение . бортинженера Военно-морскому флоту нужен был член экипажа , чтобы снизить утомляемость пилота при длительном водном патрулировании. Одиночное вертикальное оперение было заимствовано у ВВС США отмененной конструкции B-24N (и было немного выше на Privateer), поскольку оно повышало устойчивость на малых и средних высотах для морского патрулирования . Компания Ford Motor Company , производившая B-24 для ВВС США , ранее построила экспериментальный вариант ( B-24K ) с одним хвостовым оперением. [2] Улучшилась управляемость самолета. Конструкция с одним хвостовым оперением использовалась на B-32 Dominator и PB4Y-2 и планировалась для предложенной ВВС США серийной модели B-24N, которая должна была быть построена компанией Ford, но этот заказ (на несколько тысяч бомбардировщиков) был отменен 31 мая 1945 года.
Оборонительное вооружение PB4Y-2 было увеличено до двенадцати калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) M2 Browning пулеметов с механическим приводом в шести турелях (две спинные, две поясные, носовая и хвостовая); У B-24 подфюзеляжная выдвижная шаровая башня Sperry не использовалась. Турбонагнетатели не устанавливались на двигатели Privateer, поскольку морское патрулирование обычно не выполнялось на большой высоте, что улучшало характеристики, а также снижало вес.
штурмана Астрокупол был перенесен со своего положения (B-24/PB4Y-1) на верхней носовой части самолета за первую спинную артиллерийскую турель. Антенны электронного противодействия (ECM), связи и радара также выступали или были заключены в обтекатели в различных местах фюзеляжа Privateer , включая убирающийся вручную AN / APS-2 обтекатель за нишей носового колеса.
получил В конечном итоге ВМФ 739 каперов, большинство из которых после окончания войны . PB4Y-2 Несколько эскадрилий несли боевую службу на Тихоокеанском театре военных действий до августа 1945 года в разведывательных , поисково-спасательных операциях , радиоэлектронном противодействии , ретрансляции связи и противокорабельных операциях (последняя с бомбой радиолокационного наведения «Летучая мышь» ).
Операционная история
[ редактировать ]Капер поступил на службу в ВМС США в конце 1944 года, 118 и 119 эскадрильи патрульных бомбардировщиков ( VPB-118 и VPB-119 ) стали первыми эскадрильями флота, оснащенными этим самолетом. Первое зарубежное развертывание началось 6 января 1945 года, когда ВПБ-118 отправился для действий на Марианских островах . 2 марта 1945 года VPB-119 начал «наступательные поисковые» миссии из Кларк-Филд , Лусон на Филиппинах, выполняя секторальные поиски морей и береговых линий, простирающихся от Тонкинского залива на юге, вдоль китайского побережья и за пределами Окинавы в север.
Каперы использовались в качестве охотников за тайфунами и ураганами с 1945 по середину 1950-х годов. Один самолет, получивший обозначение BuNo 59415 из VPB-119, разбился из-за механической неисправности во время расследования тайфуна категории 1 возле острова Батан на Филиппинах . Он попытался приземлиться на острове, но не смог этого сделать и разбился. Это был один из шести когда-либо потерянных рейсов охотников за ураганами, и единственный найденный. [3] Другой P4Y-2S, получивший обозначение BuNo 59716 из эскадрильи VW-3 (ранее VJ-1), был потерян во время разведки супертайфуна Дорис 16 декабря 1953 года. Вылетая с авиабазы NAS Агана, Гуам, капер с экипажем из девяти человек отслеживал Тайфун Дорис с устойчивым ветром скоростью 90-95 узлов возле небольшого острова Агрихан к северу от Гуама. Ни следов экипажа, ни обломков самолета обнаружено не было.

PB4Y-2 также использовались во время Корейской войны для выполнения миссий ночного освещения «Светлячков», сбрасывающих парашютные ракеты для обнаружения северокорейских и китайских морских агентов. Кроме того, «Каперы» использовались ВМС США для полетов радиотехнической разведки (SIGINT) у берегов Советского Союза и Китайской Народной Республики. 8 апреля 1950 года советские истребители Ла-11 сбили капер PB4Y-2 ВМС США (BuNo 59645) над Балтийским морем у побережья Лиепаи, Латвия. получивший название « Турбулентная Черепаха» Самолет, , был приписан к 26-й патрульной эскадрилье ( VP-26 ) Det A. [4]
Французский Aeronavale был снабжен каперами в соответствии с Законом о взаимной оборонной помощи , которые они использовали в качестве бомбардировщиков во время войны в Индокитае , а затем действовали в Бизерте , Тунисе и Алжире .
до 1958 года, Все PB4Y-2 ВМС США были сняты с вооружения к 1954 году, хотя невооруженные каперы PB4Y-2G служили в береговой охране а затем были проданы с аукциона на утилизацию.
В 1951 году ВМС отказались от обозначения патрульных бомбардировщиков, а оставшиеся PB4Y-2 были переименованы в P4Y-2 Privateer . (Более ранний XP4Y-1 Corregidor представлял собой совершенно другую конструкцию, основанную на двухмоторной летающей лодке Consolidated Model 31.) PB4Y-2 все еще использовались в качестве дронов в 1950-х / начале 1960-х годов, получив обозначение PB4Y-2K и P4Y-. 2K после 1951 года. Затем они были переименованы в QP-4B в соответствии с системой обозначения самолетов Tri-Service США 1962 года , став частью новой серии патрульных номеров между Lockheed P-3 Orion и Martin P-5 Marlin . [5]
Некоторое количество PB4Y было поставлено ВВС Китайской Республики для использования в миссиях над Китайской Народной Республикой. Один из них был сбит наземным огнем 12 сентября 1954 года недалеко от Сямыня , Китайская Народная Республика. Экипаж из девяти человек погиб. Другой был сбит 15 февраля 1961 года бирманским истребителем Hawker Sea Fury недалеко от тайско-бирманской границы, в результате чего погибли пять членов экипажа. Еще два члена экипажа попали в плен. Этот самолет перевозил припасы для китайских сил Гоминьдана, сражавшихся на севере Бирмы . [6]
Каперы в тушении пожаров с воздуха
[ редактировать ]

Ограниченное количество переоборудованных PB4Y и P4Y продолжали нести гражданскую службу в качестве авиатанкеров , сбрасывая огнезащитный состав при лесных пожарах на западе Соединенных Штатов. 18 июля 2002 года один из таких переоборудованных самолетов P4Y, BuNo 66260 (на фото справа), эксплуатируемый компанией Hawkins and Powers Aviation из Грейбулла, штат Вайоминг, разбился в полете во время тушения лесного пожара возле национального парка Роки-Маунтин . Оба члена экипажа погибли в результате катастрофы, а Федеральное управление гражданской авиации временно приостановило полеты всех крупных самолетов-заправщиков в регионе. [7] Несмотря на то, что крушение произошло в результате плохого обслуживания, а гораздо более новый самолет на базе C-130 также развалился из-за аналогичных нагрузок, все оставшиеся каперы были отправлены в отставку. (См. крушение авиатанкера в США в 2002 году .)
Варианты
[ редактировать ]- YPB4Y-2
- прототипы, построено три.
- ПБ4И-2
- основная серийная версия, построено 736 штук.
- ПБ4И-2Б
- PB4Y-2 оборудованы для запуска ракет ASM-N-2 Bat «воздух-поверхность». В 1951 году переименован в P4Y-2B.
- ПБ4И-2М
- PB4Y-2 переоборудованы для разведки погоды. В 1951 году переименован в P4Y-2M.
- ПБ4И-2С
- PB4Y-2 оснащены противолодочной РЛС. В 1951 году переименован в P4Y-2S.
- ПБ4И-2Г
- PB4Y-2 переоборудованы для спасательных операций в воздухе и на море и разведки погоды в Береговой охране США. В 1951 году переименован в P4Y-2G.
- ПБ4И-2К
- PB4Y-2 переоборудованы в дроны-мишени. Переименован в P4Y-2K в 1951 году и QP-4B в 1962 году.
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]
- Годен к полетам
- P4Y-2G
- 66302 — базируется в Каса-Гранде, штат Аризона . [8] [9]
- На дисплее
- ПБ4И-2
- 59701 – Музей авиации и пожаротушения с воздуха в Грейбулле, Вайоминг . [10]
- 59819 — Музей авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона . [11]
- 59876 — Музей авиации Янки в Бельвилле, штат Мичиган . [12]
- 59882 – Музей авиации и пожаротушения в Грейбулле, Вайоминг . [13] [14]
- 59932 (только нос) Открытый — Национальный музей Второй мировой войны в Новом Орлеане , штат Луизиана . Показан как B-24D. [15]
- 66261 — Национальный музей военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида . [16]
- 66300 — Музей авиации Янки в Чино, Калифорния . [17] [18]
Технические характеристики (PB4Y-2)
[ редактировать ]
Данные боевых самолетов Джейн времен Второй мировой войны. [19]
Общие характеристики
- Экипаж: 11 человек: два пилота, штурман, бомбардир, пять стрелков, два радиста.
- Длина: 74 фута 7 дюймов (22,73 м)
- Размах крыльев: 110 футов 0 дюймов (33,53 м)
- Высота: 30 футов 1 дюйм (9,17 м)
- Площадь крыла: 1048 кв. футов (97,4 м ). 2 )
- Пустой вес: 27 485 фунтов (12 467 кг)
- Максимальный взлетный вес: 65 000 фунтов (29 500 кг)
- Силовая установка: 4 Pratt & Whitney R-1830-94 мощностью радиальных двигателя 1350 л.с. (1007 кВт) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 300 миль в час (482 км/ч, 261 узел)
- Крейсерская скорость: 175 миль в час (282 км/ч, 152 узла)
- Диапазон: 2820 миль (4540 км, 2450 миль)
- Практический потолок: 21 000 футов (6 400 м)
- Нагрузка на крыло: 62 фунта/кв. футов (300 кг/м) 2 )
Вооружение
- Орудия: калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) M2 Browning 12 пулеметов в шести башнях.
- Бомбы: до 12 800 фунтов (5 800 кг) бомб , мин или торпед.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Консолидированный B-24 Либерейтор
- Консолидированный B-32 Доминатор
- Консолидированный C-87 Liberator Express
- Консолидированный R2Y
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Баугер, Джо. «Конвайр PB4Y-2 Капер». Американские военные самолеты, 23 августа 1999 г. Дата обращения: 13 ноября 2010 г.
- ^ Баугер, Джо. «Консолидированный B-24N Либерейтор». Американский военный самолет. Проверено: 13 ноября 2010 г.
- ^ Таннехилл, Иван Рэй. Охотники за ураганами. Нью-Йорк: Додд Мид, 1955. ISBN 0-396-03789-5 .
- ^ «Вторжения, облеты, перестрелки и дезертирство во время холодной войны и после нее». ncnetwork.net. Проверено: 25 июля 2011 г.
- ^ Гордон Суонборо, Питер М. Бауэрс: самолеты ВМС США с 1911 года. Издательство военно-морского института, Аннаполис, Мэриленд (США) 1990, стр. 106. ISBN 0-87021-792-5
- ^ Покок, Крис. Черные летучие мыши: шпионские полеты ЦРУ над Китаем из Тайваня, 1951–1969 гг . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера, 2010. ISBN 978-0-7643-3513-6 .
- ^ «Двое погибли в результате крушения при борьбе с лесными пожарами в Колорадо». Firehouse.com. Проверено: 13 ноября 2010 г.
- ^ «Реестр FAA: N2871G» FAA.gov Дата обращения: 29 июля 2021 г.
- ^ "PB4Y-2 Privateer/66302" GossHawk Unlimited Дата обращения: 2 ноября 2018 г.
- ^ "PB4Y-2 Privateer/59701" Каталог Warbird: Консолидированная страница 7 Дата обращения: 21 сентября 2022 г.
- ^ "PB4Y-2 Privateer/59819" Музей авиации и космонавтики Пима Дата обращения: 2 ноября 2018 г.
- ^ "PB4Y-2 Privateer/59876" ВВС Янки , дата обращения: 13 ноября 2020 г.
- ^ «Реестр FAA: N7962C» FAA.gov Дата обращения: 29 июля 2021 г.
- ^ "PB4Y-2 Privateer/59882" Каталог Warbird: Консолидированная страница 7 Дата обращения: 21 сентября 2022 г.
- ^ "PB4Y-2 Privateer/59932" Национальный музей Второй мировой войны . Дата обращения: 16 июля 2014 г.
- ^ "PB4Y-2 Privateer/66261" Национальный музей морской авиации Дата обращения: 13 ноября 2020 г.
- ^ «Реестр FAA: N2872G» FAA.gov Дата обращения: 29 июля 2021 г.
- ^ "PB4Y-2 Privateer/66300" Музей авиации Янкса Дата обращения: 21 сентября 2023 г.
- ^ Бриджман 1946, стр. 217–218.
- Библиография
- Бриджмен, Леонард. «Объединенный капер Vultee». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны. Лондон: Студия, 1946.' ISBN 1-85170-493-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Руководство: (1945 г.) Руководство по летной эксплуатации самолета PB4Y-2. Архивировано 24 апреля 2018 г. в Wayback Machine.
- Объединенный PB4Y-2 «Капер» - Уголок любителей авиации
- Аллея боевых птиц
- Globalsecurity.org
- Список местоположений PB4Y от Aeroweb
- PB4Y от Aeroweb в Музее полетов Lone Star - Музей полетов Lone Star