Моше ха-Даршан
Раввинские эпохи |
---|
Моше хаДаршан (около начала 11 века) ( : משה הדרשן , перевод «Моисей-проповедник») был главой ешивы Нарбонны иврит и, возможно, основателем еврейских экзегетических исследований во Франции . Наряду с Раши , его сочинения часто цитируются как первые дошедшие до нас сочинения на зарфатическом , иудео-французском языке.
По словам Авраама Сакуто , [1] Моисей происходил из семьи Нарбонн, отличавшейся своей эрудицией; его прадед Абун, его дед Моисей бен Абун и его отец Яаков бен Моисей бен Абун (по прозвищу «ха-Нави») - все они были президентами Нарбоннской ешивы . Эту должность занимал сам Моисей, а после его смерти ее занял его брат Левий. [2]
Как аггадист
[ редактировать ]Хотя Моше ха-Даршан считался авторитетным раввином, [3] Своей репутацией он обязан главным образом тому, что вместе с Товией бен Элиезером он был наиболее видным представителем мидраша-символической экзегезы Библии ( дераша ) в XI веке. Его работа над Библией , вероятно, иногда называемая Йесод, и известна только по цитатам, встречающимся в основном в комментарии комментариях Раши (Раши (1040-1105) цитирует его 19 раз в своем к Библии и дважды в своем комментарии к Талмуду — Кетубот 75б и Нидда 19а), содержал выдержки из более ранних агадических сочинений, а также . собственные мидраши
Вероятно, несохранность произведения произошла из-за избытка иностранного элемента в его составе, что вызвало к нему неодобрительное отношение. При этом, как недавно установил А. Эпштейн , это было не систематически организованное произведение, а лишь собрание записей, сделанных Моисеем. По этой причине, по-видимому, она не имела четкого названия и поэтому разными авторами цитируется под разными названиями. [4]
Мидраш Берешит Рабба Майор или Берешит Раббати , известный благодаря цитатам Раймунда Мартина в его « Пугио Фидеи» , содержит множество агадот и агадических идей, которые очень сильно напоминают учение Моисея ха-Даршана; это утверждает Цунц [5] что мидраш на самом деле был работой Моисея. А. Эпштейн , однако, придерживается мнения, что окончательный составитель мидраша, конечно, не Моисей ха-Даршан, взял из Йесода все, что он считал подходящим для своей цели, особенно из мидраша Моисеевой интерпретации мифа о творении Бытия . [6]
Подобным образом Йесод повлиял на Мидраш Бамидбар Рабба и Мидраш Тадше , которые позже в агадико-символической манере пытаются показать параллелизм между миром, человечеством и Скинией . [7] Что касается Мидраша Тадше, Эпштейн заходит так далеко, что предполагает, что его автором был Моисей ха-Даршан. [8] Моисей ха-Даршан объяснил некоторые непонятные выражения в некоторых пиютим . [9] Ему также приписывают мидраш о Десяти заповедях и «виддуи».
Его ученики
[ редактировать ]Сыном Моисея был Иуда ха-Даршан бен Моисей. Вероятно, Иосиф хе-Хасид, упомянутый в Самуила бен Якоба ибн Джамы дополнениях к Аруху Натана бен Джехиэля. [10] был сыном Иуды ха-Даршана. Натан бен Иехиэль, безусловно, был учеником Моисея, чьи объяснения слов и отрывков Талмуда он цитирует. Авраам Сакуто [11] приписывает Моисею еще троих учеников: Моисея Анау , Моисея бен Иосифа бен Мервана ха-Леви и Авраама бен Исаака из Нарбонны (автор « Сефер ха-Эшколь »). А. Эпштейн приписывает Моисею другого ученика, некоего Р. Шемайю, которого иногда цитируют в Берешит Рабба Раббати и Числа Рабба как объясняющего высказывания Моисея ха-Даршан. [12] Он также предлагает [12] тождественность этого Шемаии с Шемаией Суассонским , автором мидраша о Парашат Терума, [13] на чьи космологические концепции, по-видимому, повлиял Моисей ха-Даршан.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Это появляется в рукописи, находящейся во владении Alliance Israélite Universelle по состоянию на 1903 год, и содержащей те части «Сефер Юхасин» Закуто , которые опущены в Сэмюэля Шуллама издании . См. Исидор Леб , Джозеф Хакоэн и др. Chroniqueurs Juifs, в REJ xvi. 227.
- ^ См . Рабейну Там , Сефер ха-Яшар, изд. Вена, нет. 620, с. 74.
- ^ Рабейну Там , LC; Авраам бен Исаак из Нарбонны , Сефер ха-Эшколь, изд. Бенджамин Хирш Ауэрбах , т. 143, Хальберштадт, 1865 г.
- ^ См. А. Берлинер , Вновь открытая рукопись, в Monthly, 1884, стр. 221; Цунц Г.В. 2- е изд., с. 302, класс Е.
- ^ ЛКП 302.
- ^ См. А. Эпштейн, Берешит Раббати, в журнале Berliner's Magazin, xv. 70.
- ^ Цунц , Г.В. с. 292; Адольф Еллинек , BH vol. III, стр. xxxiii. и далее.
- ^ Вклад в еврейскую древность, с. xi.
- ^ Зунц, Обряд, с. 199; Вполне , Нюрнбергский Махзор, в журнале Berliner's Magazine, xiii. 18.
- ^ См . С. Бубера в Grätz Jubelschrift, p. 34, св ארס.
- ^ Сефер Юхасин и вышеупомянутая рукопись Alliance Israélite Universelle
- ^ Перейти обратно: а б lc, стр. 74 и последующие; комп. п. ii.
- ^ Опубликовано Берлинером в Monatschrift, xiii. 224 и последующие.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Вильгельм Бахер ; Макс Шлёссингер (1901–1906). «Моисей ха-Даршан» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.