Фридрих Гульда
Фридрих Гульда | |
---|---|
![]() Статуя Фридриха Гольда. | |
Рожденный | Вена , Австрия | 16 мая 1930 г.
Умер | 27 января 2000 г. Штайнбах-ам-Аттерзее , Австрия | (69 лет)
Образование | |
Занятия |
|
Награды | Австрийский Почетный крест науки и искусства |
Фридрих Гульда (16 мая 1930 — 27 января 2000) — австрийский пианист и композитор, работавший как в классической, так и в джазовой сфере.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Гульда родилась в Вене в семье учителя и начала учиться игре на фортепиано в 7 лет у Феликса Пазофского в Венской народной консерватории . В 1942 году он поступил в Венскую музыкальную академию , где изучал фортепиано и теорию музыки у Бруно Зайдльхофера и Йозефа Маркса .
Во время Второй мировой войны, будучи подростками, Гульда и его друг Джо Завинул исполняли запрещенную музыку, в том числе джаз, в нарушение правительственного запрета на исполнение такой музыки. [ 1 ]
Гульда получила первую премию на Женевском международном музыкальном конкурсе в 1946 году. Первоначально жюри отдало предпочтение бельгийскому пианисту Лоде Бакксу, но когда было проведено окончательное голосование, победителем стала Гульда. Одна из присяжных, Эйлин Джойс , которая поддерживала Баккса, выбежала из дома и заявила, что на других присяжных несправедливо повлияли сторонники Гульды. [ 2 ] Гульда начала давать концерты по всему миру. Дебютировал в Карнеги-холле в 1950 году. [ 3 ] Вместе с Йоргом Демусом и Паулем Бадурой-Шкодой Гульда сформировал то, что стало известно как «Венская тройка».
Карьера классического пианиста
[ редактировать ]Хотя Гульда наиболее известен своими интерпретациями Моцарта и Бетховена , он также исполнял музыку И.С. Баха (часто на клавикордах ), Шуберта , Шопена , Шумана , Дебюсси и Равеля . Баха Его записи «Хорошо темперированного клавира» высоко ценятся. [ 4 ] но Гульда исполнила очень мало других произведений Баха и записала еще меньше. В конце 1960-х Гульда записала все сонаты Бетховена. Он продолжал исполнять классические произведения на протяжении всей своей жизни, сочиняя каденции для двух концертов Моцарта. [ 5 ] которую он классно записал со своим бывшим учеником Клаудио Аббадо , [ 6 ] хотя иногда он сам дирижировал с клавиатуры. Примечательной особенностью его записей Моцарта были его собственные импровизации.
Компания Phillips Records включила Гульду в свой бокс-сет компакт-диска «Великие пианисты 20-го века» , вышедший в 1999 году. [ 7 ] Среди его учениц по игре на фортепиано была Марта Аргерих , которая называла его «самым важным источником моего влияния». [ 8 ] и водитель Клаудио Аббадо . [ 9 ]
Джаз, бесплатная музыка и композиции
[ редактировать ]В 1956 году Гульда выступила и записалась в Birdland в Нью-Йорке. [ 10 ] и на джазовом фестивале в Ньюпорте . [ 3 ] В 1966 году он организовал Международный конкурс современного джаза. [ 11 ] и он основал Международный музыкальныйфорум, школу для студентов, желающих научиться импровизации, в Оссиахе, Австрия, в 1968 году. [ 12 ] С 1950-х годов Гульда начал профессионально интересоваться джазом , писать песни и свободно импровизировать или импровизировать под открытую музыку. Он также записывался в качестве вокалиста под псевдонимом «Альберт Головин», годами обманывая музыкальных критиков, пока не выяснилось, что Гульда и Головин были одним и тем же человеком. Он исполнял инструментальные произведения, иногда сочетая в своих концертах джаз, свободную музыку и классическую музыку . Однажды он сказал: [ 13 ]
Не может быть никакой гарантии, что я стану великим джазовым музыкантом, но, по крайней мере, я буду знать, что поступаю правильно. Я не хочу погружаться в рутину жизни современного концертирующего пианиста и не хочу оседлать дешевые триумфы подножия барочного фургона.
В джазе он нашел «ритмический драйв, риск, абсолютный контраст с бледным академическим подходом, которому меня учили». [ 13 ] Он также начал играть на баритон-саксофоне . [ 11 ]
В 1960-е годы Гульда написала Прелюдию и Фугу на тему свинга . Киту Эмерсону настолько понравилась «Фуга» Гульды, что он часто исполнял ее на концертах Эмерсона, Лейка и Палмера в 1970-х годах, а также была выпущена студийная версия песни Эмерсона, Лейка и Палмера « The Return of the Manticore» . [ нужна ссылка ]
Кроме того, Гульда сочинила «Вариации на тему The Doors ' Light My Fire '» (также известная как « Variationen über «Light My Fire» (фон Джим Моррисон) ») для фортепиано соло и выпустила ее в 1971 году на треке 11 (LP-диск 1). , сторона 2, дорожка 1) «Долгой дороги к свободе ( Ein musikalisches Selbstporträt in Form eines Lehrgangs )». Более раннюю версию песни "Light My Fire" в инструментальном рок-стиле для фортепиано, баса и ударных (без каких-либо сложных сочинений Гульды и импровизированных вариаций...) также можно найти на альбоме Гульды As You Like It (1970), альбом, который также включает в себя такие стандарты, как « Round Midnight » и « What Is This Thing Called Love? », а также классический «Blues For HG» Гульды (посвященный Хансу Георгу Бруннер-Швер ).»
С конца 1960-х по 1980-е годы, продолжая свои прямолинейные джазовые выступления и записи в стиле свинг и боп (часто в европейских джазовых биг-бэндах, которые он часто организовывал ежегодно), а также свои классические исполнения и записи, он также выступал и// или записано (часто с использованием специального клавикорда с электрическим усилением , ударных инструментов и деревянной флейты) с широким кругом музыкантов, участвующих в свободной импровизации. , в том числе: Сесил Тейлор , Барре Филлипс , Урсула Андерс, Джон Сурман , Альберт Мангельсдорф , Стю Мартин и Фриц Пауэр . Гульда говорила об увлечении границами в музыке, веря в то, что вся музыка имеет ценность, независимо от того, как ее оценивает общество. Он верил, что эксперименты с тем, что он называл «свободной музыкой», были прекрасным музыкальным опытом, даже если никто больше не верил, что это музыка. Одним из таких экспериментов было представление, в котором он и Урсула Андерс импровизировали, будучи обнаженными и крича о том, что злятся. [ 1 ]
В конце 1970-х и 1980-х Гульда участвовал в ежегодных музыкальных фестивалях, таких как Münchner Klaviersommer , где на протяжении многих лет с ним приезжали выступать музыкальные гости, включая Херби Хэнкок , Джо Завинул и Чик Кориа . [ нужна ссылка ]
В 1980 году он написал свой Концерт для виолончели и духового оркестра , который был назван «столь же трогательным, сколь и беззаботным», в пяти частях, «включающих джаз, менуэт, рок, немного польки, марш и каденцию с двумя места, где звездный виолончелист должен импровизировать». [ 14 ]
В 1982 году Гульда объединилась с джазовым пианистом Чиком Кориа , который находился между распадом Return to Forever и образованием своей Elektric Band . В выпуске The Meeting (Philips, 1984) Гульда и Кориа общаются в длинных импровизациях, смешивая джаз (« Some Day My Prince Will Come » и менее известную, адаптированную Майлзом Дэвисом песню «Put Your Foot Out») и классическую музыку (Брамс « Wiegenlied » («Колыбельная песня»]).
Гульда и Кориа продолжили свои музыкальные отношения и записали Двойной фортепианный концерт Моцарта с оркестром Консертгебау под управлением Николауса Арнонкура (дирижер). Они также исполнили джазовые фортепианные дуэты «Fantasy For Two Pianos» Гульды и «Ping Pong For Two Pianos» Кориа.
В конце 1980-х и 1990-х органистка и MIDI-клавишница Барбара Деннерляйн также училась и выступала с Гульдой. [ 15 ]
Эти неортодоксальные практики, а также иногда отказ следовать традициям в одежде (на одном южногерманском концерте он был известен как похожий на «сербского сутенера»). [ 16 ] ) или заранее анонсировать программу его концертов, за что получил прозвище «пианист-террорист». [ 3 ] В 1988 году он отменил выступление после того, как официальные лица Зальцбургского фестиваля возражали против включения джазового музыканта Джо Завинула . в программу [ 3 ] Когда Венская музыкальная академия наградила его кольцом Бетховена в знак признания его выступлений, он принял его, но позже передумал и вернул его. [ 12 ] Чтобы рекламировать концерт в 1999 году, он объявил о своей смерти в пресс-релизе , чтобы концерт в Венском Концертхаусе мог послужить вечеринкой воскресения. [ 12 ]

Гульда умерла от сердечной недостаточности в возрасте 69 лет 27 января 2000 года в своем доме в Вайсенбахе , Австрия. [ 12 ] Похоронен на кладбище Штайнбах-ам-Аттерзее , Австрия. Он дал указание не писать некролога. [ 1 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Гульда был женат дважды: сначала на актрисе Паоле Лоу (1956–1966), от которой у него было двое сыновей, Дэвид Вольфганг и Пол, и во-вторых, на Юко Вакияма (1967–1973), от которой у него родился еще один сын Рико . И Пол, и Рико стали опытными пианистами. В 1975 году Гульда завязала отношения с певицей оратории Урсулой Андерс, которые продлились до его смерти. [ 17 ]
В 2007 году о его жизни был снят документальный фильм для телевидения « И что?! – Фридрих Гульда . [ 18 ]
Ордена и награды
[ редактировать ]- 1959: Австрийский Почетный крест науки и искусства. [ 19 ]
- 1989: Почетное кольцо Вены
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Фридрих Гульда: Ну и что – портрет»
- ^ Ричард Дэвис, Эйлин Джойс: Портрет , 126-7.
- ^ Jump up to: а б с д Крис Вудстра, Джеральд Бреннан, Аллен Шротт, ред., All Music Guide to Classical Music: The Definitive Guide to Classical Music (Сан-Франциско: Backbeat Books, 2005), 538
- ^ «Фридрих Гульда, 69 лет, бунтарь классической музыки», New York Times , 29 января 2000 г.
- ^ «Магазин нот Boosey & Hawkes: классические и образовательные ноты и партитуры» . Boosey.com .
- ^ «Фридрих Гульда, Венский филармонический оркестр и Клаудио Аббадо» . Highresaudio.com .
- ^ Питер Гутманн, «Великие пианисты двадцатого века», ClassicalNotes.net
- ↑ The New York Times : Энтони Томмазини, «Загадочная пианистка возвращает себе славу», 25 марта 2000 г. , получено 17 сентября 2011 г.
- ^ Крис Вудстра, Джеральд Бреннан, Аллен Шротт, ред., All Music Guide to Classical Music: The Definitive Guide to Classical Music (Сан-Франциско: Backbeat Books, 2005), 1
- ^ The New York Times : «Гульда дебютировала как джазовая пианистка», 22 июня 1956 г. , получено 17 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б The New York Times : «Бруклинский саксофонист выигрывает турнир в Вене», 17 июля 1966 г. , получено 17 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д The New York Times : Аллан Козинн, «Фридрих Гульда, 69 лет, бунтарь классической музыки», 29 января 2000 г. , получено 17 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б The New York Times : К. Роберт Шварц, «Гулда вновь заявляет о своих претензиях на славу», 25 сентября 1989 г. , получено 17 сентября 2011 г.
- ↑ Seattle Times : Том Кио, «Виолончелист Джошуа Роман возвращается в Seattle Symphony на премьеру», 15 сентября 2011 г. , получено 17 сентября 2011 г.
- ^ «ГУЛЬДА, Фридрих / ДЕННЕРЛЯЙН, Барбара: Я люблю Моцарта, я люблю Барбару [Концерт, 1990] (NTSC) – 101635» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2016 года . Проверено 2 апреля 2016 г.
- ^ Плотник, Александр (2017). «Эксцентрик / Эксцентриш: о Гулде, Гульде и становлении культурной иконой» (PDF) . Перекрестки: Канадский музыкальный журнал . 37 (2): 20.
- ^ «Фридрих Гулдер 1930 – 2000» . Желтый.at .
- ^ База данных Интернет-фильмов: «Ну и что ?! - Фридрих Гульда (ТВ, 2007)» , получено 17 сентября 2011 г.; The New York Times : «Фридрих Гульда: И что - портрет» , получено 17 сентября 2011 г.
- ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 67 . Проверено 4 марта 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальная домашняя страница Gulda-Werkstatt с полным списком работ. Архивировано 30 июня 2018 г. на Wayback Machine.
- Страницы благодарности Гульде Ёнгрока Ли
- Документальный фильм о Фридрихе Гульде под названием «Ну и что!?»
- Восемь спектаклей Фридриха Гульды (ClassicalTV)
- Записи с Фридрихом Гульдой в онлайн-архиве Österreichische Mediathek (интервью на немецком языке). Проверено 2 сентября 2019 г.
- Бесплатные записи с Фридрихом Гульдой в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1930 рождений
- 2000 смертей
- Музыканты из Вены
- Австрийские классические пианисты
- Австрийские классические пианисты-мужчины
- австрийские джазовые пианисты
- Люди, инсценировавшие собственную смерть
- Немецкие граммофонисты
- Пианисты третьего потока
- Выпускники Венского университета музыки и исполнительских искусств
- Лауреаты Австрийского Почетного креста науки и искусства.
- Ученики Йозефа Маркса
- Классические пианисты 20 века
- Классические музыканты 20 века
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Джазовые музыканты мужского пола
- Мужчины джазовые пианисты