Jump to content

Фридрих Гульда

Фридрих Гульда
Статуя Фридриха Гольда.
Рожденный ( 1930-05-16 ) 16 мая 1930 г.
Вена , Австрия
Умер 27 января 2000 г. (27 января 2000 г.) (69 лет)
Образование
Занятия
  • Пианист
  • Композитор
Награды Австрийский Почетный крест науки и искусства

Фридрих Гульда (16 мая 1930 — 27 января 2000) — австрийский пианист и композитор, работавший как в классической, так и в джазовой сфере.

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Гульда родилась в Вене в семье учителя и начала учиться игре на фортепиано в 7 лет у Феликса Пазофского в Венской народной консерватории . В 1942 году он поступил в Венскую музыкальную академию , где изучал фортепиано и теорию музыки у Бруно Зайдльхофера и Йозефа Маркса .

Во время Второй мировой войны, будучи подростками, Гульда и его друг Джо Завинул исполняли запрещенную музыку, в том числе джаз, в нарушение правительственного запрета на исполнение такой музыки. [ 1 ]

Гульда получила первую премию на Женевском международном музыкальном конкурсе в 1946 году. Первоначально жюри отдало предпочтение бельгийскому пианисту Лоде Бакксу, но когда было проведено окончательное голосование, победителем стала Гульда. Одна из присяжных, Эйлин Джойс , которая поддерживала Баккса, выбежала из дома и заявила, что на других присяжных несправедливо повлияли сторонники Гульды. [ 2 ] Гульда начала давать концерты по всему миру. Дебютировал в Карнеги-холле в 1950 году. [ 3 ] Вместе с Йоргом Демусом и Паулем Бадурой-Шкодой Гульда сформировал то, что стало известно как «Венская тройка».

Карьера классического пианиста

[ редактировать ]

Хотя Гульда наиболее известен своими интерпретациями Моцарта и Бетховена , он также исполнял музыку И.С. Баха (часто на клавикордах ), Шуберта , Шопена , Шумана , Дебюсси и Равеля . Баха Его записи «Хорошо темперированного клавира» высоко ценятся. [ 4 ] но Гульда исполнила очень мало других произведений Баха и записала еще меньше. В конце 1960-х Гульда записала все сонаты Бетховена. Он продолжал исполнять классические произведения на протяжении всей своей жизни, сочиняя каденции для двух концертов Моцарта. [ 5 ] которую он классно записал со своим бывшим учеником Клаудио Аббадо , [ 6 ] хотя иногда он сам дирижировал с клавиатуры. Примечательной особенностью его записей Моцарта были его собственные импровизации.

Компания Phillips Records включила Гульду в свой бокс-сет компакт-диска «Великие пианисты 20-го века» , вышедший в 1999 году. [ 7 ] Среди его учениц по игре на фортепиано была Марта Аргерих , которая называла его «самым важным источником моего влияния». [ 8 ] и водитель Клаудио Аббадо . [ 9 ]

Джаз, бесплатная музыка и композиции

[ редактировать ]

В 1956 году Гульда выступила и записалась в Birdland в Нью-Йорке. [ 10 ] и на джазовом фестивале в Ньюпорте . [ 3 ] В 1966 году он организовал Международный конкурс современного джаза. [ 11 ] и он основал Международный музыкальныйфорум, школу для студентов, желающих научиться импровизации, в Оссиахе, Австрия, в 1968 году. [ 12 ] С 1950-х годов Гульда начал профессионально интересоваться джазом , писать песни и свободно импровизировать или импровизировать под открытую музыку. Он также записывался в качестве вокалиста под псевдонимом «Альберт Головин», годами обманывая музыкальных критиков, пока не выяснилось, что Гульда и Головин были одним и тем же человеком. Он исполнял инструментальные произведения, иногда сочетая в своих концертах джаз, свободную музыку и классическую музыку . Однажды он сказал: [ 13 ]

Не может быть никакой гарантии, что я стану великим джазовым музыкантом, но, по крайней мере, я буду знать, что поступаю правильно. Я не хочу погружаться в рутину жизни современного концертирующего пианиста и не хочу оседлать дешевые триумфы подножия барочного фургона.

В джазе он нашел «ритмический драйв, риск, абсолютный контраст с бледным академическим подходом, которому меня учили». [ 13 ] Он также начал играть на баритон-саксофоне . [ 11 ]

В 1960-е годы Гульда написала Прелюдию и Фугу на тему свинга . Киту Эмерсону настолько понравилась «Фуга» Гульды, что он часто исполнял ее на концертах Эмерсона, Лейка и Палмера в 1970-х годах, а также была выпущена студийная версия песни Эмерсона, Лейка и Палмера « The Return of the Manticore» . [ нужна ссылка ]

Кроме того, Гульда сочинила «Вариации на тему The Doors ' Light My Fire '» (также известная как « Variationen über «Light My Fire» (фон Джим Моррисон) ») для фортепиано соло и выпустила ее в 1971 году на треке 11 (LP-диск 1). , сторона 2, дорожка 1) «Долгой дороги к свободе ( Ein musikalisches Selbstporträt in Form eines Lehrgangs )». Более раннюю версию песни "Light My Fire" в инструментальном рок-стиле для фортепиано, баса и ударных (без каких-либо сложных сочинений Гульды и импровизированных вариаций...) также можно найти на альбоме Гульды As You Like It (1970), альбом, который также включает в себя такие стандарты, как « Round Midnight » и « What Is This Thing Called Love? », а также классический «Blues For HG» Гульды (посвященный Хансу Георгу Бруннер-Швер ).»

С конца 1960-х по 1980-е годы, продолжая свои прямолинейные джазовые выступления и записи в стиле свинг и боп (часто в европейских джазовых биг-бэндах, которые он часто организовывал ежегодно), а также свои классические исполнения и записи, он также выступал и// или записано (часто с использованием специального клавикорда с электрическим усилением , ударных инструментов и деревянной флейты) с широким кругом музыкантов, участвующих в свободной импровизации. , в том числе: Сесил Тейлор , Барре Филлипс , Урсула Андерс, Джон Сурман , Альберт Мангельсдорф , Стю Мартин и Фриц Пауэр . Гульда говорила об увлечении границами в музыке, веря в то, что вся музыка имеет ценность, независимо от того, как ее оценивает общество. Он верил, что эксперименты с тем, что он называл «свободной музыкой», были прекрасным музыкальным опытом, даже если никто больше не верил, что это музыка. Одним из таких экспериментов было представление, в котором он и Урсула Андерс импровизировали, будучи обнаженными и крича о том, что злятся. [ 1 ]

В конце 1970-х и 1980-х Гульда участвовал в ежегодных музыкальных фестивалях, таких как Münchner Klaviersommer , где на протяжении многих лет с ним приезжали выступать музыкальные гости, включая Херби Хэнкок , Джо Завинул и Чик Кориа . [ нужна ссылка ]

В 1980 году он написал свой Концерт для виолончели и духового оркестра , который был назван «столь же трогательным, сколь и беззаботным», в пяти частях, «включающих джаз, менуэт, рок, немного польки, марш и каденцию с двумя места, где звездный виолончелист должен импровизировать». [ 14 ]

В 1982 году Гульда объединилась с джазовым пианистом Чиком Кориа , который находился между распадом Return to Forever и образованием своей Elektric Band . В выпуске The Meeting (Philips, 1984) Гульда и Кориа общаются в длинных импровизациях, смешивая джаз (« Some Day My Prince Will Come » и менее известную, адаптированную Майлзом Дэвисом песню «Put Your Foot Out») и классическую музыку (Брамс « Wiegenlied » («Колыбельная песня»]).

Гульда и Кориа продолжили свои музыкальные отношения и записали Двойной фортепианный концерт Моцарта с оркестром Консертгебау под управлением Николауса Арнонкура (дирижер). Они также исполнили джазовые фортепианные дуэты «Fantasy For Two Pianos» Гульды и «Ping Pong For Two Pianos» Кориа.

В конце 1980-х и 1990-х органистка и MIDI-клавишница Барбара Деннерляйн также училась и выступала с Гульдой. [ 15 ]

Эти неортодоксальные практики, а также иногда отказ следовать традициям в одежде (на одном южногерманском концерте он был известен как похожий на «сербского сутенера»). [ 16 ] ) или заранее анонсировать программу его концертов, за что получил прозвище «пианист-террорист». [ 3 ] В 1988 году он отменил выступление после того, как официальные лица Зальцбургского фестиваля возражали против включения джазового музыканта Джо Завинула . в программу [ 3 ] Когда Венская музыкальная академия наградила его кольцом Бетховена в знак признания его выступлений, он принял его, но позже передумал и вернул его. [ 12 ] Чтобы рекламировать концерт в 1999 году, он объявил о своей смерти в пресс-релизе , чтобы концерт в Венском Концертхаусе мог послужить вечеринкой воскресения. [ 12 ]

Могила Фридриха Гульды в Штайнбах-ам-Аттерзее

Гульда умерла от сердечной недостаточности в возрасте 69 лет 27 января 2000 года в своем доме в Вайсенбахе , Австрия. [ 12 ] Похоронен на кладбище Штайнбах-ам-Аттерзее , Австрия. Он дал указание не писать некролога. [ 1 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Гульда был женат дважды: сначала на актрисе Паоле Лоу (1956–1966), от которой у него было двое сыновей, Дэвид Вольфганг и Пол, и во-вторых, на Юко Вакияма (1967–1973), от которой у него родился еще один сын Рико . И Пол, и Рико стали опытными пианистами. В 1975 году Гульда завязала отношения с певицей оратории Урсулой Андерс, которые продлились до его смерти. [ 17 ]

В 2007 году о его жизни был снят документальный фильм для телевидения « И что?! – Фридрих Гульда . [ 18 ]

Ордена и награды

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «Фридрих Гульда: Ну и что – портрет»
  2. ^ Ричард Дэвис, Эйлин Джойс: Портрет , 126-7.
  3. ^ Jump up to: а б с д Крис Вудстра, Джеральд Бреннан, Аллен Шротт, ред., All Music Guide to Classical Music: The Definitive Guide to Classical Music (Сан-Франциско: Backbeat Books, 2005), 538
  4. ^ «Фридрих Гульда, 69 лет, бунтарь классической музыки», New York Times , 29 января 2000 г.
  5. ^ «Магазин нот Boosey & Hawkes: классические и образовательные ноты и партитуры» . Boosey.com .
  6. ^ «Фридрих Гульда, Венский филармонический оркестр и Клаудио Аббадо» . Highresaudio.com .
  7. ^ Питер Гутманн, «Великие пианисты двадцатого века», ClassicalNotes.net
  8. The New York Times : Энтони Томмазини, «Загадочная пианистка возвращает себе славу», 25 марта 2000 г. , получено 17 сентября 2011 г.
  9. ^ Крис Вудстра, Джеральд Бреннан, Аллен Шротт, ред., All Music Guide to Classical Music: The Definitive Guide to Classical Music (Сан-Франциско: Backbeat Books, 2005), 1
  10. ^ The New York Times : «Гульда дебютировала как джазовая пианистка», 22 июня 1956 г. , получено 17 сентября 2011 г.
  11. ^ Jump up to: а б The New York Times : «Бруклинский саксофонист выигрывает турнир в Вене», 17 июля 1966 г. , получено 17 сентября 2011 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д The New York Times : Аллан Козинн, «Фридрих Гульда, 69 лет, бунтарь классической музыки», 29 января 2000 г. , получено 17 сентября 2011 г.
  13. ^ Jump up to: а б The New York Times : К. Роберт Шварц, «Гулда вновь заявляет о своих претензиях на славу», 25 сентября 1989 г. , получено 17 сентября 2011 г.
  14. Seattle Times : Том Кио, «Виолончелист Джошуа Роман возвращается в Seattle Symphony на премьеру», 15 сентября 2011 г. , получено 17 сентября 2011 г.
  15. ^ «ГУЛЬДА, Фридрих / ДЕННЕРЛЯЙН, Барбара: Я люблю Моцарта, я люблю Барбару [Концерт, 1990] (NTSC) – 101635» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2016 года . Проверено 2 апреля 2016 г.
  16. ^ Плотник, Александр (2017). «Эксцентрик / Эксцентриш: о Гулде, Гульде и становлении культурной иконой» (PDF) . Перекрестки: Канадский музыкальный журнал . 37 (2): 20.
  17. ^ «Фридрих Гулдер 1930 – 2000» . Желтый.at .
  18. ^ База данных Интернет-фильмов: «Ну и что ?! - Фридрих Гульда (ТВ, 2007)» , получено 17 сентября 2011 г.; The New York Times : «Фридрих Гульда: И что - портрет» , получено 17 сентября 2011 г.
  19. ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 67 . Проверено 4 марта 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5ed6b208991e759ecf797afd77037bb7__1715851800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/b7/5ed6b208991e759ecf797afd77037bb7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Friedrich Gulda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)