Jump to content

Зерахия ха-Леви из Жироны

(Перенаправлено с Баал Ха-Маора )

Зерахия бен Исаак ха-Леви Геронди ( иврит : זרחיה הלוי ), прозванный РеЗаХ , Разби или Баал Ха-Маор (автор книги Ха-Маор ), родился около 1115 года в городе Жерона , Каталония , Испания – отсюда и название Геронди — и умер после 1186 года в Люнеле . Он был известным раввином , Торы и Талмуда комментатором и поэтом .

Биография

[ редактировать ]

Зерахия родился в раввинской семье Ицхари из Героны. Его отцом был Исаак Ха-Леви, талмудист из Прованса , и сын Заракии Ха-Леви, его тезки. Старший Зерахия был сыном Шем Това Ха-Леви, одного из величайших знатоков Талмуда в Провансе, который заявлял о своем прямом происхождении от пророка Самуила , который, согласно еврейской традиции, был прямым потомком Ицхара (отсюда и фамилия «Ха- Ицхари»), сын Кехата , сын Левия , сын Иакова .

В юности Зерахия переехал в Прованс и учился у талмудистов Нарбонны (одним из них был знаменитый Моше бен Йосеф ). В 19 лет он написал пиют на арамейском языке и посвятил себя галахическим проблемам. В течение многих лет после этого он жил в Люнеле (учась у Мешуллама из Люнеля ), но конфликты, споры и ссоры, постоянно раскалывающие общину, вынудили его уехать.

Зерахия был не только основательным талмудистом большой эрудиции, с аналитическим и синтетическим умом, но он также глубоко разбирался в арабской литературе, философии и астрономии, а также был одаренным поэтом, сочетавшим элегантность стиля с возвышением. чувств. Иуда Бен Саул ибн Тиббон ​​сказал о Заракии: «Он был уникален в своем поколении и мудрее меня», и похвалил его за тщательно продуманный стиль письма. Иегуда ибн Тиббон ​​отправил своего сына Самуила ибн Тиббона учиться у Заракии.

Работает

[ редактировать ]

Сефер Ха-Маор

[ редактировать ]

Зерахия хорошо знал арабский язык и быстро усвоил дисциплины, изучаемые в Провансе, но по его сочинениям легко можно было почувствовать напряжение, существовавшее между ним и его окружением. Слава учёного и знатока галахических проблем пришла к нему благодаря книге «Сефер ха-Маор» , которая была начата, когда ему было 19 лет, и закончена в 1180-х годах.

Книга разделена на две части: Ха-Маор Ха-Гадоль (великий свет) и Ха-Маор Ха-Катан (малый свет). вопросы, связанные с талмудическими трактатами « Брачот » , « Моед » и « Хуллин » В первой части обсуждаются , а во второй части — « Нашим » и « Незикин » . В этой книге РеЗаХ последовательно и критически возражает против , взглядов Рифа но в то же время высоко ценит его и его произведения. Сознавая тот факт, что он был намного моложе «Рифа», чьи галахические решения были приняты по всей Испании , и его авторитет был неоспоримым, он оправдывает себя в своем прологе, приводя примеры других молодых ученых, которые расходились с признанными мудрецами, таких как Ибн Джанах . Он очень извиняется за критику этого гиганта Галахи и оправдывает себя, говоря, что его идеи служат лишь укреплению этого незаменимого кодекса. В комическом и поэтическом стиле он пишет о себе: «Не относите этого юношу к пустой бочке, ибо часто выдержанное вино можно найти в новом сосуде». Его отец также написал о нем стихотворение, восхваляя его и благословляя своего создателя за то, что он подарил ему такое одаренное чудо. [ 1 ]

Эти сочинения относятся к особому виду раввинской литературы — так называемым «возражениям», выдвигаемым учеными Прованса против попыток ученых из мусульманских стран заставить принять их галахот и комментарии. С этой точки зрения Зерахия стоит рядом с Авраамом бен Давидом из Поскьера , известным своими возражениями против Маймонида . Однако, поскольку раввин Авраам гораздо более терпимо относился к Рифу, что побудило его критиковать критику Рифа со стороны раввина Зерахии, эта классификация в большинстве случаев расплывчата. Зерахия во многих случаях отдает предпочтение вариантам комментариев, дополненных Раши , и в значительной степени опирается на методы ученых Франции в комментариях к Гемаре . С этой точки зрения работы Зерахии отражают смешение школы галахи и драши ученых Испании и Франции, что нередко встречается в Провансе.

Однако независимость Зерахии также вызвала недовольство консерваторов, и опровержения его критики были написаны Нахманидом под названием «Мильхамот хашем » (букв. «Войны Бога») и Авраамом бен Давидом из Поскьера, который в своей резкой манере ссылался на Зерахию как на незрелого человека. юноша, который имел смелость критиковать своего учителя и даже обвинял его в том, что он присвоил некоторые из его (Авраама) собственных толкований, не упомянув автора. Обоснование критики Зарахии было написано Эзрой Малки под названием «Шемен ла-Маор», и с 1552 года « Сефер ха-Маор» всегда печатался вместе с «Альфаси».

Сефер Ха-Цава

[ редактировать ]

Кроме того, Зерахия написал книгу «Сефер ха-Цава» , в которой объяснил 13 принципов драши , используемых в Гемаре , и составил различные галахот, связанные с шхитой , ниддой и т. д. В то же время он стремился показать, что Альфаси не соблюдал изложенные принципы. в Талмуде для галахической интерпретации.

Эта работа, как и ее предшественница, подверглась критике со стороны Нахманида, который оправдал Альфаси. Серьезные разногласия также возникли между Зерахией и Равадом III , который написал возражения против Сефер Ха-Маор . Зерахия ответил тем же, написав возражения против работы Равада «Баалей ха-Нефеш» , полные сарказма и личных нападок. И « Сефер ха-Цава» , и критика Нахманида были включены в « Сефер темим деим» (§§ 225, 226, Венеция, 1622 г.), а также были опубликованы отдельно в Шклове в 1803 году.

Другие работы

[ редактировать ]

Зерахья был также автором следующих произведений: Хилкот Шехита у-Бедиха, упомянутый в Сефер ха-Маор в конце первой главы трактата Хуллин; Хассагот аль Баале ха-Нефеш, критика трактата RABaD о законах, касающихся женщин, опубликованная частично вместе с Баале ха-Нефеш (Венеция, 1741 г.; Берлин, 1762 г.); Дибре Рибот, полемика с RABaD по вопросам гражданского права, упомянутая в Сефер ха-Ма'ор о Баба Мезиа и частично цитируемая Безалилем Ашкенази в его Шитта Мехуббецет о Баба Мезиа, стр. 98а; Села ха-Махалокот, упомянутая в Сефер ха-Маор в конце первой главы Шебуот; Питхе Нидда, цитируемая внуком автора в его «Бедек ха-Баит» (VII, 3); диссертация по Мишне Кинним, опубликованная в Константинополе в 1795 году; и респонса, упомянутые в «Сефер ха-Маор» в конце второй главы «Гиттин» и цитируемые в « Сефер ха-Терумот» (xlv. 1).

Зерачья был автором многочисленных литургических стихов, восемнадцать из которых находятся в сефардском махзоре. Его стихи включены в различные богослужебные обряды и опубликованы в критическом издании Б. Бар-Тиквы.

Наследие

[ редактировать ]

Зерахия Халеви оказал большое влияние на последующие поколения раввинов и ученых, и некоторые из них написали респонсы в его защиту, в том числе Нахманид , который ранее был его непримиримым критиком. Даже Равад , переживший своего друга и соперника на 13 лет, смягчил тон после смерти Заракии и писал о нем с большим уважением, критикуя его лишь по существу рассматриваемых вопросов.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ришоним, историческая серия Artscroll, стр. 163-164

Библиография Еврейской энциклопедии

[ редактировать ]
  • Леопольд Цунц , ZG с. 476;
  • то же самое, в общем времени. еврея. iii. 679;
  • Сакс, Религиозная поэзия, с. 257;
  • Герцоги, на Востоке, Лит. ix. 760;
  • Лезер Ландсхут , Аммуде ха-Абода, с. 63;
  • Рейфманн, Толедот Р. Зерахья ха-Леви, Прага, 1853 г.;
  • Элиаким Кармоли , La France Israelite, с. 107;
  • Мориц Штайншнейдер , кот. Бодл. столбцы. 2589-2593;
  • Фуэнн , Кенесет Исраэль, с. 570;
  • Анри Гросс , Gallia Judaica, стр. 255, 282;
  • Михаил, Ор ха-Хайим, с. 367, № 826
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Зерахия бен Исаак га-Леви Геронди» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e99f573fac0d856c139ae3b700b37e8__1696946460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/e8/5e99f573fac0d856c139ae3b700b37e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zerachiah ha-Levi of Girona - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)