Jump to content

Абд аль-Малик ибн Марван

(Перенаправлено от Абдул-Малика ибн Марвана )

Абд аль-Малик
Абдул Малик
На аверсе золотой монеты изображена стоящая бородатая фигура в мантии, держащая длинный предмет, с арабскими надписями по краю монеты.
Золотой динар , отчеканенный Омейядами в 695 году, на котором, вероятно, изображен Абд аль-Малик. [ а ]
Пятый халиф Омейядов халифата
Царствование 12 апреля 685 г. - 9 октября 705 г.
Предшественник Марван I
Преемник Аль-Валид I
Рожденный Июль/август 644 г. или июнь/июль 647 г.
Медина , Рашидунский халифат
Умер 9 октября 705 г. (58–61 год)
Дамаск , Омейядский халифат
Похороны
За пределами Баб-эль-Джабии , Дамаск
Супруг
  • Валлада бинт аль-Аббас ибн аль-Джаз
  • Атика бинт Язид ибн Муавия
  • Аиша бинт Хишам ибн Исмаил
  • Умм Айюб бинт Амр ибн Усман
  • Аиша бинт Муса ибн Тальха
  • Умм аль-Мугира бинт аль-Мугира
  • Умм Абиха бинт Абдулла ибн Джафар
  • Шакра бинт Салама ибн Халбас
Проблема
Имена
Абд аль-Малик ибн Марван ибн аль-Хакам
Дом Марванид
Династия Омейяды
Отец Марван I
Мать Аиша бинт Муавия
Религия ислам

Абд аль-Малик ибн Марван ибн аль-Хакам ( арабский : عَبْد الْمَلِك ٱبْن مَرْوَان ٱبْن الْحَكَم , латинизированный : Абд аль-Малик ибн Марван ибн аль-Хакам ; июль/август 644 г. или июнь/июль 647 г. – 9 октября 705 г.) был пятым Омейядов халифом , правившим с апреля 685 г. до своей смерти в октябре 705 г. Член первого поколения рожденных мусульман, его ранние годы жизни. в Медине был занят благочестивыми занятиями. Он занимал административные и военные посты при халифе Муавии I ( годы правления 661–680 ), основателе халифата Омейядов, и своем собственном отце, халифе Марване I ( годы правления 684–685 ). Ко времени прихода на престол Абд аль-Малика власть Омейядов рухнула в Халифате в результате Второй Фитны и была восстановлена ​​в Сирии и Египте во время правления его отца.

После неудавшегося вторжения в Ирак в 686 году Абд аль-Малик сосредоточился на обеспечении безопасности Сирии, прежде чем предпринять дальнейшие попытки отвоевать большую часть Халифата у своего главного соперника, Мекки халифа из Абдаллаха ибн аз-Зубайра . С этой целью он заключил невыгодное перемирие с возродившейся Византийской империей в 689 году, в следующем году подавил попытку государственного переворота в Дамаске , предпринятую его родственником аль-Ашдаком , и вновь включил в состав армии мятежные Кайси племена Джазиры (Верхняя Месопотамия). ) в 691 году. Затем он завоевал Зубайридский Ирак и отправил своего генерала, аль-Хаджадж ибн Юсуф в Мекку, где он убил Ибн аз-Зубайра в конце 692 года, тем самым воссоединив Халифат под властью Абд аль-Малика. Война с Византией возобновилась, что привело к наступлению Омейядов в Анатолию и Армению , разрушению Карфагена и возвращению Кайруана , стартовой площадки для последующих завоеваний западной части Северной Африки и Пиренейского полуострова , в 698 году. На востоке Абд аль- Наместник Малика аль-Хаджадж прочно укрепил власть халифа в Ирак и Хорасан , подавив оппозицию хариджитов и арабской племенной знати к 702 году. Последние годы правления Абд аль-Малика были отмечены мирной и процветающей консолидацией власти внутри страны.

В отличие от его предшественников, власть над провинциями Халифата была централизована под руководством Абд аль-Малика после устранения его соперников. Постепенно лоялистским арабским войскам из Сирии было поручено поддерживать порядок в провинциях, поскольку зависимость от менее надежных местных арабских гарнизонов уменьшалась. Излишки налогов из провинций были отправлены в Дамаск, а традиционные стипендии ветеранам первых мусульманских завоеваний и их потомкам были отменены, а зарплаты были ограничены теми, кто находился на действительной службе. Наиболее значимыми реформами Абд аль-Малика было введение единой исламской валюты вместо византийских и сасанидских монет и утверждение арабского языка в качестве языка бюрократии вместо греческого и персидского в Сирии и Ираке соответственно. Его мусульманское воспитание, конфликты с внешними и местными христианскими силами и конкурирующими претендентами на исламское лидерство - все это повлияло на усилия Абд аль-Малика приписать отчетливо исламский характер государству Омейядов. Другим проявлением этой инициативы стало основание им Купол Скалы в Иерусалиме , самый ранний археологически подтвержденный религиозный памятник, построенный мусульманским правителем и обладателем самых ранних эпиграфических провозглашений ислама и исламского пророка Мухаммеда . Фонды, созданные Абд аль-Маликом, позволили его сыну и преемнику аль-Валиду I ( годы правления 705–715 ), который в значительной степени поддерживал политику своего отца, контролировать территориальный и экономический зенит Омейядского халифата. Централизованное правительство Абд аль-Малика стало прототипом мусульманских государств позднего средневековья.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Абд аль-Малик родился в июле/августе 644 года или июне/июле 647 года в доме своего отца Марвана ибн аль-Хакама в Медине в Хиджазе (западная Аравия). [ 3 ] [ 4 ] [ б ] Его матерью была Аиша, дочь Муавии ибн аль-Мугиры . [ 6 ] [ 7 ] Его родители принадлежали к Бану Умайя . [ 6 ] [ 7 ] один из самых сильных и богатых кланов племени Курайшитов . [ 8 ] Мухаммад был членом курайшитов, но племя яростно противостояло ему до того, как оно приняло ислам в 630 году. Вскоре после этого курайшиты стали доминировать в мусульманской политике. [ 9 ] Абд аль-Малик принадлежал к первому поколению мусульман , и его воспитание в Медине, политическом центре ислама того времени, в традиционных мусульманских источниках обычно описывалось как набожное и строгое. [ 3 ] [ 10 ] Он глубоко интересовался исламом и, возможно, выучил Коран наизусть . [ 11 ]

Отец Абд аль-Малика был старшим помощником их родственника из Омейядов, халифа Усмана ( годы правления 644–656 ). [ 3 ] В 656 году Абд аль-Малик стал свидетелем убийства Усмана в Медине. [ 6 ] По словам историка А. А. Диксона, «событие, [которое] оказало на него длительное влияние» и способствовало его «недоверию» к горожанам Медины. [ 12 ] Шесть лет спустя Абд аль-Малик отличился в кампании против византийцев в качестве командующего мединским военно-морским подразделением. [ 13 ] [ 14 ] [ с ] Его назначил на эту роль его дальний родственник, халиф Муавия I ( годы правления 661–680 ), основатель халифата Омейядов . [ 6 ] После этого он вернулся в Медину, где действовал под началом своего отца, ставшего губернатором города. [ 3 ] как катиб Медины . (секретарь) дивана (бюрократии) [ 13 ] Как и остальные Омейяды Хиджаза, Абд аль-Малику не хватало тесных связей с Муавией, который правил со своей базы в Дамаске в Сирии . [ 3 ] Муавия принадлежал к линии Суфьянидов клана Омейядов, а Абд аль-Малик принадлежал к более крупной линии Абу аль-Аса . Когда в 683 году в Медине вспыхнуло восстание против сына и преемника Муавии, халифа Язида I ( годы правления 680–683 ), Омейяды, включая Абд аль-Малика, были изгнаны из города. [ 6 ] Восстание было частью более широкого восстания против Омейядов, которое стало известно как Вторая мусульманская гражданская война . [ 6 ] По пути к столице Омейядов в Сирии Абд аль-Малик встретил армию Муслима ибн Укбы , посланную Язидом для подавления повстанцев в Медине. [ 6 ] Он предоставил Ибн Укбе информацию об обороне Медины. [ 6 ] Повстанцы потерпели поражение в битве при аль-Харре в августе 683 года, но армия отошла в Сирию после смерти Язида позже в том же году. [ 6 ]

Относительно быстрая смерть Язида и его преемника, его сына Муавии II , в 683–684 годах, ускорила вакуум лидерства в Дамаске и, как следствие, крах власти Омейядов во всем Халифате. [ 16 ] Большинство провинций заявили о своей преданности конкурирующему Мекки халифу из Абдаллаху ибн аз-Зубайру . [ 17 ] В некоторых частях Сирии старые арабские племена, завоевавшие привилегированное положение при дворе и армии Омейядов, в частности Бану Калб , боролись за сохранение правления Омейядов. [ 16 ] Марван и его семья, в том числе Абд аль-Малик, с тех пор переехали в Сирию, где Марван встретил стойкого сторонника Омейядов Убайд Аллаха ибн Зияда , который только что был изгнан с поста губернатора Ирака . Ибн Зияд убедил Марвана выдвинуть свою кандидатуру на пост халифата во время саммита проомейядских племен в Джабии, организованного вождем кальбитов Ибн Бахдалом . [ 18 ] Племенная знать избрала Марвана халифом, и последний стал зависеть от калбов и их союзников, которые вместе стали известны как « Яман » в связи с их якобы общими южноаравийскими (ямани) корнями. [ 18 ] Их власть пришла за счет племен Кайси , относительных новичков, которые стали доминировать в северной Сирии и Джазире при Муавии I и перешли на сторону Ибн аз-Зубайра. [ 18 ] Кайсы были разгромлены Марваном и его сторонниками Ямани в битве при Мардж-Рахите в 684 году, что привело к давней кровной мести и соперничеству между двумя племенными коалициями. [ 18 ] Абд аль-Малик не участвовал в битве по религиозным мотивам, согласно современным стихам, собранным в антологии Абу Таммама (ум. 845). [ 19 ]

Царствование

[ редактировать ]

Присоединение

[ редактировать ]

Абд аль-Малик был близким советником своего отца. [ 3 ] Его штаб-квартира находилась в Дамаске, и он стал его заместителем губернатора во время экспедиции Марвана по завоеванию Зубайридского Египта в конце 684 года. [ 20 ] По возвращении халифа в 685 году он провел совет в Синнабре , на котором назначил Абд аль-Малика губернатором Палестины и назначил его своим избранным преемником. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] за ним последует брат Абд аль-Малика, Абд аль-Азиз . [ 24 ] Это назначение отменяло договоренности о преемственности, достигнутые в Джабии, которые предусматривали, что сын Язида Халид станет преемником Марвана, а затем другой Омейяд, бывший губернатор Медины, Амр ибн Саид аль-Ашдак . [ 25 ] Тем не менее, Марван добился присяги на верность Абд аль-Малику от знати Ямани. [ 24 ] В то время как историк Джеральд Хоутинг отмечает, что Абд аль-Малик был номинирован, несмотря на его относительное отсутствие у него политического опыта, Диксон утверждает, что он был выбран «из-за его политических способностей и его знаний в области государственного управления и управления провинцией», о чем свидетельствует его «постепенное продвижение в занимать важные посты» с раннего возраста. [ 20 ] Марван умер в апреле 685 года, и вступление Абд аль-Малика на пост халифа было мирно организовано дворянами Ямани. [ 3 ] [ 10 ] Он был провозглашен халифом в Иерусалиме , согласно отчету историка 9-го века Халифы ибн Хайята , который современный историк Амикам Элад считает, казалось бы, «достоверным». [ 23 ]

На момент его вступления на престол важные посты занимали члены семьи Абд аль-Малика. [ 3 ] Его брату Мухаммеду было предъявлено обвинение в подавлении племен Кайси, в то время как Абд аль-Азиз поддерживал мир и стабильность в качестве правителя Египта до своей смерти в 705 году. [ 3 ] [ 26 ] В первые годы своего правления Абд аль-Малик в значительной степени полагался на сирийскую знать Ямани, в том числе на Ибн Бахдала аль-Кальби и Рауха ибн Зинбу аль-Джудхами , которые играли ключевые роли в его администрации; [ 3 ] последний служил эквивалентом главного министра или вазира более поздних халифов Аббасидов . [ 27 ] Более того, ямани всегда возглавлял шурту (элитную охранную свиту) Абд аль-Малика. [ 28 ] Первым этот пост занял Язид ибн Аби Кабша аль-Саксаки , за ним последовал другой Ямани, Кааб ибн Хамид аль-Анси. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] (личная охрана) халифа Харас обычно возглавлялся мавлой (неарабским мусульманским вольноотпущенником; множественное число: мавали ) и комплектовался мавали . [ 28 ]

Ранние испытания

[ редактировать ]
Карта Ближнего Востока с заштрихованными областями, обозначающими территориальный контроль основных политических игроков Второй мусульманской гражданской войны.
Карта политической ситуации в Халифате во время Второй мусульманской гражданской войны около 686 года. Область, заштрихованная красным, представляет приблизительную территорию, контролируемую Абд аль-Маликом, а области, заштрихованные зеленым и синим, представляют территории его соответствующих соперников, аль-Малика. -Мухтар и Ибн аз-Зубайр . Области, заштрихованные желтым цветом, представляют территорию, контролируемую хариджитами .

Хотя правление Омейядов было восстановлено в Сирии и Египте, Абд аль-Малик столкнулся с рядом проблем своей власти. [ 3 ] Большинство провинций Халифата продолжали признавать Ибн аз-Зубайра, в то время как племена Кайси перегруппировались под командованием Зуфара ибн аль-Хариса аль-Килаби и сопротивлялись правлению Омейядов в Джазире из аль-Каркисии . [ 31 ] крепость на реке Евфрат , стратегически расположенная на перекрестке Сирии и Ирака. [ 32 ]

Провал в Ираке

[ редактировать ]

Восстановление правления Омейядов во всем Халифате было главным приоритетом Абд аль-Малика. [ 31 ] Первоначально его целью было завоевание Ирака, самой богатой провинции Халифата. [ 28 ] Ирак также был домом для большого количества арабских соплеменников. [ 28 ] группа, из которой Халифат получил основную часть своих войск. [ 33 ] Напротив, Египет, который приносил значительный доход казне, обладал небольшой арабской общиной и, таким образом, был скудным источником войск. [ 34 ] Потребность в солдатах была острой для Омейядов, поскольку костяк их вооруженных сил, сирийская армия, оставалась раздробленной вдоль линий Ямани и Кайси. Хотя примерно 6000 солдат Ямани предшественника Абд аль-Малика смогли укрепить позиции Омейядов в Сирии, их было слишком мало, чтобы восстановить власть во всем Халифате. [ 33 ] Ибн Зияд, ключевая фигура в установлении власти Марванидов, приступил к расширению армии путем широкого набора рекрутов среди арабских племен, включая те, которые номинально принадлежали фракции Кайса. [ 33 ]

Отец Абд аль-Малика поручил Ибн Зияду отвоевать Ирак. [ 35 ] В то время Ирак и его зависимости были разделены между проалидскими силами аль -Мухтара аль-Сакафи в Куфе и силами брата Ибн аз-Зубайра Мусаба в Басре . В августе 686 года 60-тысячная армия Ибн Зияда была разбита в битве при Хазире , и он был убит вместе с большинством своих заместителей командира от рук гораздо меньшего проалидского отряда аль-Мухтара во главе с Ибрагимом ибн аль-Аштаром . [ 6 ] [ 31 ] Решающее поражение и потеря Ибн Зияда стали серьезным ударом по амбициям Абд аль-Малика в Ираке. Он воздерживался от дальнейших крупных кампаний в провинции в течение следующих пяти лет, в течение которых Мусаб победил и убил аль-Мухтара и его сторонников и стал единоличным правителем Ирака. [ 6 ] [ 31 ]

Абд аль-Малик переключил свое внимание на укрепление контроля над Сирией. [ 31 ] Его усилия в Ираке были подорваны расколом Кайси-Ямани, когда генерал Кайси армии Ибн Зияда Умайр ибн аль-Хубаб аль-Сулами дезертировал со своими людьми в середине битвы, чтобы присоединиться к восстанию Зуфара. [ 33 ] Последующая кампания Умайра против большого христианского племени Бану Таглиб в Джазире вызвала серию взаимных набегов и еще больше углубила разногласия между арабскими племенами, ранее нейтральный Таглиб связал свою судьбу с Яманом и Омейядами. [ 36 ] Таглиб убил Умайра в 689 году и доставил его голову Абд аль-Малику. [ 37 ]

Византийские нападения и договор 689 г.

[ редактировать ]

Вдоль северной границы Сирии византийцы вели наступление после провала первой арабской осады Константинополя в 678 году. [ 38 ] В 679 году был заключен тридцатилетний мирный договор, обязывающий Омейядов платить ежегодную дань в размере 3000 золотых монет, 50 лошадей и 50 рабов, а также отводить свои войска с занимаемых ими передовых баз на византийском побережье. [ 39 ] Начало мусульманской гражданской войны позволило византийскому императору Константину IV ( годы правления 668–685 ) вымогать у Омейядов территориальные уступки и огромную дань. В 685 году император повел свою армию в Мопсуестию в Киликии и приготовился пересечь границу с Сирией, где мардаиты , коренная христианская группа, [ д ] уже создавали значительные проблемы. Поскольку его собственное положение было небезопасным, Абд аль-Малик заключил договор, по которому он должен был платить дань в размере 1000 золотых монет, лошади и раба за каждый день в году. [ 41 ]

Топографическая карта Центральной Малой Азии, северной Сирии и Верхней Месопотамии с обозначенными административными регионами и черными маркерами в форме фортов, обозначающими расположение крепостей.
Карта арабо-византийской приграничной зоны VII–X веков с указанием основных крепостей.

При Юстиниане II ( годы правления 685–695, 705–711 ) византийцы стали более агрессивными, хотя неясно, вмешались ли они напрямую, как сообщает мусульманский историк 9-го века аль-Баладури , или использовали мардаитов для усиления давления на Мусульмане: [ 42 ] Мардаитские грабежи распространились по всей Сирии, вплоть до горы Ливан и нагорий Галилеи . [ 43 ] Кульминацией этих набегов стало недолговечное возвращение Антиохии Византией в 688 году. [ 44 ] Неудачи в Ираке ослабили Омейядов, и когда в 689 году был заключен новый договор, он оказался в значительной степени выгоден византийцам: по словам византийского летописца IX века Феофана Исповедника , договор повторял обязательства по дани 685 года, но теперь Византия и Омейяды создали кондоминиум над Кипром , Арменией и Кавказской Иберией (современная Грузия ), доходы из которых должно было быть разделено между двумя государствами. Взамен Византия обязалась переселить мардаитов на свою территорию. XII века Однако сирийский летописец Михаил Сирин упоминает, что Армения и Адхарбайджан должны были перейти под полный контроль Византии. В действительности, поскольку на тот момент последние регионы не принадлежали Омейядам, соглашение, вероятно, указывает на карт-бланш, предоставленный Абд аль-Маликом византийцам на действия против тамошних сил Зубайридов. Такая договоренность устраивала обе стороны: Абд аль-Малик ослабил силы своего противника и обеспечил безопасность его северной границы, а византийцы получили территорию и уменьшили мощь стороны, которая, по-видимому, выигрывала мусульманскую гражданскую войну. [ 45 ] Около 12 000 мардаитов действительно были переселены в Византию, но многие остались, подчинившись Омейядам только во время правления аль-Валида I ( годы правления 705–715 ). Их присутствие нарушило линии снабжения Омейядов и вынудило их постоянно держать войска в готовности для защиты от их набегов. [ 46 ]

Византийское контрнаступление представляло собой первый вызов мусульманской державе со стороны народа, потерпевшего поражение в первых мусульманских завоеваниях . [ 38 ] Более того, мардаитские набеги продемонстрировали Абд аль-Малику и его преемникам, что государство больше не может зависеть от молчания христианского большинства Сирии, которое до этого в основном воздерживалось от восстаний. [ 38 ] Современный историк Халид Яхья Бланкиншип описал договор 689 года как «обременительный и совершенно унизительный пакт» и предположил, что способность Абд аль-Малика платить ежегодную дань в дополнение к финансированию своей собственной армии во время войны зависела от казначейских средств, накопленных во время кампаний его предшественники-суфьяниды и доходы от Египта. [ 47 ]

Восстание аль-Ашдака и окончание восстания Кайси

[ редактировать ]

В 689/90 году Абд аль-Малик использовал передышку от перемирия, чтобы начать кампанию против зубайридов Ирака, но был вынужден вернуться в Дамаск, когда аль-Ашдак и его сторонники покинули лагерь армии и захватили контроль над городом. [ 48 ] Аль-Ашдак рассматривал воцарение Абд аль-Малика как нарушение соглашения о престолонаследии халифа, достигнутого в Джабии. [ 24 ] Абд аль-Малик осаждал своего родственника шестнадцать дней и обещал ему безопасность и значительные политические уступки, если он откажется от города. [ 6 ] [ 48 ] Хотя аль-Ашдак согласился на условия и сдался, Абд аль-Малик по-прежнему не доверял амбициям первого и казнил его лично. [ 6 ]

Контроль Зуфара над аль-Каркисией, несмотря на более ранние попытки сместить его со стороны Ибн Зияда в 685/86 году и губернатора халифа в Абана Хомсе ибн аль-Валида ибн Укбы в 689/90 году, оставался препятствием для амбиций халифа в Ираке. [ 49 ] В отместку за убийство Умайра Зуфар усилил свои набеги и нанес тяжелые потери племенным союзникам халифа в Джазире. [ 50 ] Летом 691 года Абд аль-Малик решил лично командовать осадой Аль-Каркисии и в конечном итоге добился бегства Зуфара и поддерживающих Зубайридов Кайсов в обмен на привилегированные положения при дворе и армии Омейядов. [ 6 ] [ 51 ] [ 52 ] Интеграция повстанцев Кайси значительно усилила сирийскую армию, и власть Омейядов была восстановлена ​​в Джазире. [ 6 ] С тех пор Абд аль-Малик и его непосредственные преемники пытались сбалансировать интересы Кайсов и Ямана при дворе и армии Омейядов. [ 53 ] Это представляло собой отход от предыдущих семи лет, в течение которых яман, и особенно калб, были доминирующей силой армии. [ 54 ]

Поражение Зубайридов

[ редактировать ]
На старой фотографии изображено черное кубическое строение, окруженное прямоугольной аркадой, окруженное зданиями и холмами.
Кааба ) была штаб-квартирой Ибн аз-Зубайра , в Мекке ( на фото 1917 года где он был осаждён и разгромлен войсками Абд аль-Малика под предводительством аль-Хаджаджа ибн Юсуфа в 692 году.

Поскольку угрозы в Сирии и Джазире были нейтрализованы, Абд аль-Малик мог сосредоточиться на завоевании Ирака. [ 6 ] [ 51 ] В то время как Мусаб увяз в борьбе с хариджитскими повстанцами и борьбой с недовольными арабскими племенами в Басре и Куфе, Абд аль-Малик тайно контактировал и привлекал на свою сторону ту же самую арабскую знать. [ 36 ] Таким образом, к тому времени, когда Абд аль-Малик повел сирийскую армию в Ирак в 691 году, борьба за возвращение провинции была практически завершена. [ 36 ] Командование армией осуществляли члены его семьи: его брат Мухаммед возглавлял авангард, а сыновья Язида I Халид и Абдаллах возглавляли правое и левое крыло соответственно. [ 36 ] Многие сирийские дворяне высказывали сомнения по поводу кампании и советовали Абд аль-Малику не участвовать лично. [ 36 ] Тем не менее, халиф был во главе армии, когда она расположилась лагерем напротив сил Мусаба в Маскине, вдоль канала Дуджайл . [ 51 ] В последовавшей битве при Маскине большая часть сил Мусаба, многие из которых были возмущены тяжелыми потерями, которые он нанес куфанским партизанам аль-Мухтара, отказались сражаться, и его главный командир Ибн аль-Аштар пал в начале военных действий. [ 51 ] [ 55 ] [ 56 ] Абд аль-Малик предложил Мусабу сдаться в обмен на пост губернатора Ирака или любой другой провинции по его выбору, но последний отказался и был убит в бою. [ 57 ]

После своей победы Абд аль-Малик получил поддержку дворянства Куфы и назначил губернаторов восточных провинций Халифата. [ 58 ] [ и ] После этого он направил сирийский контингент численностью 2000 человек, чтобы подчинить Ибн аз-Зубайра в Хиджазе. [ 61 ] [ 62 ] Командир экспедиции аль-Хаджадж ибн Юсуф поднялся по служебной лестнице и стал очень компетентным и эффективным сторонником халифа. [ 53 ] Аль-Хаджадж несколько месяцев оставался лагерем в Таифе , к востоку от Мекки, и участвовал в многочисленных стычках с сторонниками Зубайрида на равнине Арафат . [ 63 ] Абд аль-Малик послал ему подкрепление во главе со своим Тариком маулой ибн Амром , который ранее захватил Медину у ее губернатора Зубайрида. [ 64 ] В марте 692 года аль-Хаджадж осадил Ибн аз-Зубайра в Мекке и бомбардировал Каабу , самое святое святилище ислама, с помощью катапульт. [ 61 ] [ 64 ] Хотя 10 000 сторонников Ибн аз-Зубайра, включая его сыновей, в конце концов сдались и получили помилование, Ибн аз-Зубайр и ядро ​​его сторонников устояли в Каабе и были убиты войсками аль-Хаджаджа в сентябре или октябре. [ 61 ] [ 64 ] Смерть Ибн аз-Зубайра ознаменовала конец гражданской войны и воссоединение Халифата под руководством Абд аль-Малика. [ 61 ] [ 65 ] [ 66 ] В панегирике, который, как утверждает историк литературы Сюзанна Стеткевич, был призван «объявить» и «узаконить» победу Абд аль-Малика, христианский придворный поэт халифа аль-Ахталь восхвалял его накануне или после падения Ибн аз-Зубайра следующим образом:

Человеку, чьи дары не ускользают от нас, которого Бог сделал победителем, пусть он долго радуется своей победе!

Тот, кто вступает в глубь битвы, является благоприятным предзнаменованием, Калифом Бога, через которого люди молятся о дожде.

Когда его душа шепчет ему о своем намерении, она решительно направляет его вперед, его смелость и осторожность подобны двум острым клинкам.

В нем заключено общее благо, и после его заверений никакая опасность не сможет помешать ему отказаться от своего обещания.

- Аль-Ахталь (640–708), Хаффат аль-Катину («Племя ушло») [ 67 ]

После своей победы Абд аль-Малик стремился примириться с элитой Хиджази, включая Зубайридов и Алидов, соперников Омейядов среди курайшитов. [ 68 ] Он полагался на Бану Махзум , другой клан курайшитов, как на своих посредников ввиду отсутствия семьи Омейядов в регионе из-за их изгнания в 683 году. [ 68 ] Тем не менее, он по-прежнему опасался амбиций элиты Хиджази и бдительно следил за ними через своих различных губернаторов в Медине. [ 68 ] Первым из них был аль-Хаджадж, который также был назначен губернатором Йемена и Ямамы (центральная Аравия) и возглавлял караваны паломников -хаджа в 693 и 694 годах. [ 61 ] Хотя он поддерживал мир в Хиджазе, суровость его правления привела к многочисленным жалобам со стороны его жителей и, возможно, сыграла роль в смещении его с поста Абд аль-Маликом. [ 61 ] В конечном итоге был назначен член Махзума и тесть Абд аль-Малика, Хишам ибн Исмаил . Во время своего правления в 701–706 годах он также был известен жестоким обращением с горожанами Медины. [ 11 ]

Консолидация в Ираке и на востоке

[ редактировать ]

Несмотря на его победу, контроль и управление Ираком, политически неспокойной провинцией со времен мусульманского завоевания в 630-х годах , продолжали представлять собой серьезную проблему для Абд аль-Малика. [ 53 ] Он вывел сирийскую армию и поручил иракцам защищать Басру от хариджитской угрозы. [ 36 ] [ 69 ] По словам Гибба, большинство иракцев «устали от конфликта» с хариджитами, «который принес им мало, кроме лишений и потерь». [ 6 ] Жители Куфы, в частности, привыкли к богатству и комфорту своей жизни дома, и их нежелание проводить длительные кампании вдали от своих семей было проблемой, с которой постоянно сталкивались предыдущие правители Ирака. [ 70 ] [ 71 ] Первоначально халиф назначил своего брата Биша губернатором Куфы и другого родственника, Халида ибн Абдаллаха , в Басру, прежде чем последний тоже был передан под юрисдикцию Бишра. [ 26 ] Ни один из губернаторов не справился с этой задачей, но иракцы в конечном итоге победили хариджитов Надждия в Ямаме в 692/93 году. [ 69 ] [ 72 ] Азарика - хариджитов в Персии было труднее обуздать. [ 72 ] и после смерти Бишра в 694 году иракские войска покинули поле боя в Рамхормозе . [ 73 ]

Попытка Абд аль-Малика установить семейное правление в Ираке оказалась безуспешной, и вместо этого в 694 году он назначил на этот пост аль-Хаджаджа. Куфа и Басра были объединены в единую провинцию под властью аль-Хаджаджа, который с самого начала своего правления продемонстрировал твердую приверженность эффективному управлению Ираком. В борьбе с Азарикой аль-Хаджадж поддержал аль-Мухаллаба ибн Аби Суфра аль-Азди , оставшегося в живых Зубайрида, имеющего большой опыт борьбы с хариджитскими повстанцами. Аль-Мухаллаб окончательно победил Азарику в 697 году. [ 53 ] хариджитское восстание под предводительством Шабиба ибн Язида аль-Шайбани Одновременно в самом сердце Ирака вспыхнуло , которое привело к захвату повстанцами Аль-Мадаина и осаде Куфы. [ 72 ] На нежелание или неспособность измученных войной иракцев противостоять хариджитам Аль-Хаджадж ответил получением от Абд аль-Малика сирийского подкрепления во главе с Суфьяном ибн аль-Абрадом аль-Кальби . [ 36 ] [ 72 ] Будучи более дисциплинированными силами, сирийцы отразили атаку повстанцев на Куфу и убили Шабиба в начале 697 года. [ 72 ] [ 74 ] К 698 году восстания хариджитов были подавлены. [ 75 ] Абд аль-Малик присоединил к Ираку Систан и Хорасан , таким образом сделав аль-Хаджадж ответственным за суперпровинцию, охватывающую восточную половину Халифата. [ 53 ] Аль-Хаджадж назначил аль-Мухаллаба заместителем губернатора Хорасана, и этот пост он занимал до своей смерти в 702 году, после чего он был завещан его сыну Язиду . [ 75 ] [ 76 ] Во время своего правления аль-Мухаллаб возобновил мусульманские завоевания в Центральной Азии , хотя во время правления Абд аль-Малика эта кампания принесла мало территориальных выгод. [ 72 ]

Став губернатором, аль-Хаджадж немедленно пригрозил смертью любому иракцу, который откажется участвовать в военных действиях против хариджитов. [ 53 ] Стремясь сократить расходы, он снизил зарплату иракцев до уровня, меньшего, чем у их сирийских коллег в провинции. [ 53 ] По его оценкам, аль-Хаджадж «почти подстрекал иракцев к восстанию, как будто искал предлог, чтобы сломить их», по словам историка Хью Кеннеди . [ 53 ] Действительно, конфликт с мукатилами (арабскими племенными силами, формировавшими иракские гарнизоны) достиг апогея, начиная с 699 года, когда аль-Хаджадж приказал Ибн аль-Ашасу возглавить экспедицию против Забулистана . [ 75 ] [ 77 ] Ибн аль-Ашас и его командиры были богатыми и видными дворянами и возмущались частыми упреками и требованиями аль-Хаджаджа, а также трудностями кампании. [ 77 ] В ответ Ибн аль-Ашас и его армия восстали в Систане, отступили и разгромили сторонников аль-Хаджаджа в Тустаре в 701 году и вскоре после этого вошли в Куфу. [ 77 ] Аль-Хаджадж устоял в Басре вместе со своими родственниками из Бану Сакиф и сирийскими лоялистами, которых было недостаточно, чтобы противостоять единому иракскому фронту во главе с Ибн аль-Ашасом. [ 77 ] Встревоженный событиями, Абд аль-Малик предложил иракцам повышение заработной платы, равное сирийцам, и замену аль-Хаджаджа Ибн аль-Ашасом. [ 77 ] Из-за того, что его сторонники отвергли условия, Ибн аль-Ашас отказался от предложения, и аль-Хаджадж взял на себя инициативу, разгромив силы Ибн аль-Ашаса в битве при Дайр аль-Джамаджиме в апреле. [ 77 ] [ 78 ] Многие иракцы дезертировали после обещаний амнистии, если они разоружятся, а Ибн аль-Ашас и его основные сторонники бежали в Забулистан, где они были рассеяны в 702 году. [ 77 ]

Подавление восстания ознаменовало конец иракской мукатилы как военной силы и начало сирийского военного доминирования в Ираке. [ 72 ] [ 78 ] Внутренние разногласия в Ираке и использование дисциплинированных сирийских сил Абд аль-Маликом и аль-Хаджаджем свели на нет попытку иракцев восстановить власть в провинции. [ 77 ] Будучи преисполнен решимости предотвратить дальнейшие восстания, аль-Хаджадж основал постоянный сирийский гарнизон в Васите , расположенный между давно существовавшими иракскими гарнизонами Куфы и Басры, и установил более строгую администрацию в провинции. [ 77 ] [ 78 ] После этого власть перешла к сирийским войскам, которые стали правящим классом Ирака, в то время как иракская арабская знать, религиозные ученые и мавали были их виртуальными подданными. [ 77 ] Более того, излишки налогов с богатых сельскохозяйственными землями Савада были перенаправлены из мукатилы в казну Абд аль-Малика в Дамаске для выплаты сирийским войскам в провинции. [ 78 ] [ 79 ] Это отражало более широкую кампанию халифа по установлению большего контроля над Халифатом. [ 79 ]

Возобновление византийских войн в Анатолии, Армении и Северной Африке

[ редактировать ]

Несмотря на десятилетнее перемирие 689 года, война с Византией возобновилась после победы Абд аль-Малика над Ибн аз-Зубайром в 692 году. [ 72 ] Решение о возобновлении военных действий было принято императором Юстинианом II якобы из-за его отказа принять уплату дани в введенной в этом году мусульманской валюте, а не византийской номизме ( см. ниже ). [ 72 ] [ 80 ] Об этом сообщает исключительно Феофан, и вопросы хронологии делают это подозрительным; не все современные ученые признают ее правдивость. [ 81 ] Настоящим поводом для войны , согласно как Феофану, так и более поздним сирийским источникам, была попытка Юстиниана обеспечить соблюдение своей исключительной юрисдикции над Кипром и переместить его население в Кизик на северо-западе Анатолии, вопреки договору. [ 81 ] [ 82 ] Учитывая огромные преимущества, которые договор давал Византии, решение Юстиниана подверглось критике как со стороны византийских, так и современных историков. Однако историк Ральф-Йоханнес Лили отмечает, что, когда Абд аль-Малик вышел победителем из гражданской войны, Юстиниан, возможно, почувствовал, что нарушение договора халифом было лишь вопросом времени, и решил нанести удар первым, прежде чем Абд аль- -Малик мог бы еще больше укрепить свои позиции. [ 83 ]

Белокаменные руины нескольких зданий, расположенных на зеленой территории в окружении деревьев на фоне моря.
В 698 году силы Абд аль-Малика во главе с Хасаном ибн ан-Нуманом разрушили Карфаген ( руины на фото в 2013 году ), что ознаменовало «окончательный, безвозвратный конец» византийской власти в Северной Африке.
Вид на старый городской пейзаж через открытые арки в стиле арабески с морем и холмом на далеком горизонте.
Соседний город Тунис ( на фото 2017 года ) впоследствии был основан по приказу халифа и оснащен военно-морским арсеналом.

Омейяды решительно разгромили византийцев в битве при Себастополе в 692 году и отразили контратаку византийцев в 693/94 году в направлении Антиохии. [ 72 ] [ 84 ] В последующие годы Омейяды совершали постоянные набеги на византийские территории в Анатолии и Армении во главе с братом халифа Мухаммедом и его сыновьями аль-Валидом, Абдаллахом и Масламой , заложив основу для дальнейших завоеваний в этих областях под руководством Абда. преемники аль-Малика, кульминацией которых стала Вторая арабская осада Константинополя в 717–718 годах. [ 72 ] [ 85 ] Военные поражения, нанесенные Юстиниану II, способствовали падению императора и его династии Гераклиев в 695 году, положив начало 22-летнему периоду нестабильности , в течение которого византийский трон семь раз переходил из рук в руки в результате жестоких революций, что еще больше способствовало продвижению арабов. [ 86 ] [ 87 ] В 698/99 году император Тиберий III ( годы правления 698–705 ) добился договора с халифом о возвращении киприотов, как переселенных Юстинианом II, так и тех, кто впоследствии был депортирован арабами в Сирию, на свой остров. . [ 88 ] [ 89 ] Начиная с 700 года брат Абд аль-Малика Мухаммад подчинил Армению в ходе серии кампаний. Армяне восстали в 703 году и получили помощь Византии, но Мухаммед победил их и закрепил провал восстания, казнив восставших князей в 705 году. В результате Армения была присоединена к Халифату вместе с княжествами Кавказской Албании и Иберии как провинция Арминия. [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ]

Тем временем в Северной Африке византийско- берберский союз отвоевал Ифрикию и убил ее губернатора Укбу ибн Нафи в битве при Весцере в 682 году. [ 93 ] Абд аль-Малик поручил заместителю Укбы Зухайру ибн Кайсу восстановить позиции арабов в 688 году, но после первоначальных успехов, включая убийство берберского правителя Касилы в битве при Мамсе , Зухайр был отброшен в Барку (Киренаику) войсками Касилы. партизан и убит византийскими морскими налетчиками. [ 94 ] В 695 году Абд аль-Малик отправил Хасана ибн ан-Нумана с 40-тысячной армией, чтобы вернуть Ифрикию. [ 94 ] [ 95 ] Хасан захватил удерживаемые Византией Кайруан , Карфаген и Бизерту . [ 94 ] С помощью военно-морского подкрепления, посланного императором Леонтием ( годы правления 695–698 ), византийцы отбили Карфаген к 696/97 году. [ 94 ] После отражения византийцев Карфаген был захвачен и разрушен Хасаном в 698 году. [ 72 ] [ 95 ] По словам Кеннеди, это сигнализирует об «окончательном, безвозвратном конце римского могущества в Африке ». [ 96 ] Кайруан был надежно закреплен в качестве стартовой площадки для последующих завоеваний, а портовый город Тунис был основан и оснащен арсеналом по приказу Абд аль-Малика, который намеревался создать сильный арабский флот. [ 72 ] [ 95 ] Хасан продолжил свою кампанию против берберов, разгромив их и убив их лидера, королеву-воительницу аль-Кахину , между 698 и 703 годами. [ 94 ] После этого Хасан был уволен Абд аль-Азизом и заменен Мусой ибн Нусайром . [ 95 ] который продолжал возглавлять завоевания Омейядов западной части Северной Африки и Пиренейского полуострова во время правления аль-Валида. [ 97 ]

Последние годы

[ редактировать ]

Последние годы правления Абд аль-Малика источники в целом характеризовали как внутриполитическую и процветающую консолидацию власти. [ 72 ] Кровная месть между Кайями и Яманом, которая продолжалась, несмотря на примирение первого с Омейядами в 691 году, утихла к концу его правления. [ 98 ] Диксон приписывает это успеху Абд аль-Малика в «использовании племенных чувств в интересах правительства, [одновременно] подавляя их насильственные проявления». [ 98 ] [ ж ]

Оставшейся основной проблемой, с которой столкнулся халиф, было обеспечение преемственности его старшего сына аль-Валида вместо назначенного преемника Абд аль-Азиза. [ 72 ] Последний последовательно отказывался от просьб Абд аль-Малика отказаться от линии преемственности, но потенциального конфликта удалось избежать, когда Абд аль-Азиз умер в мае 705 года. [ 72 ] Его тут же сменил на посту губернатора Египта сын халифа Абдаллах. [ 102 ] Абд аль-Малик умер пять месяцев спустя, 9 октября. [ 103 ] Причиной его смерти историк аль-Асмаи (ум. 828) назвал «Девичью чуму», названную так потому, что она возникла у молодых женщин Басры, а затем распространилась по Ираку и Сирии. [ 104 ] Он был похоронен возле ворот Баб аль-Джабия в Дамаске. [ 103 ]

Наследие

[ редактировать ]
Карта Северной Африки, Южной Европы, Западной и Центральной Азии с различными цветовыми оттенками, обозначающими этапы расширения халифата.
Карта, изображающая расширение Халифата. Области, выделенные розовым цветом, отображают территориальную экспансию во время правления Абд аль-Малика.

считает Абд аль-Малика самым «знаменитым» халифом Омейядов Историк Юлиус Веллхаузен . [ 105 ] По словам Кеннеди, «его правление было периодом с трудом завоеванных успехов». [ 76 ] Историк 9-го века аль-Якуби описал Абд аль-Малика как «мужественного, проницательного и проницательного, но в то же время   ... скупого». [ 29 ] Его преемник аль-Валид продолжил политику своего отца, и его правление, вероятно, ознаменовало пик могущества и процветания Омейядов. [ 70 ] [ 106 ] Ключевые административные реформы Абд аль-Малика, воссоединение Халифата и подавление всей активной внутренней оппозиции позволили значительному территориальному расширению Халифата во время правления аль-Валида. [ 107 ] Трое других сыновей Абд аль-Малика, Сулейман , Язид II и Хишам , будут править по очереди до 743 года, прерываясь только правлением сына Абд аль-Азиза, Умара II ( годы правления 717–720 ). [ 70 ] За исключением последнего и Марвана II ( годы правления 744–750 ), все халифы Омейядов, пришедшие после Абд аль-Малика, происходили напрямую от него, отсюда и упоминание о нем как об «отце царей» в традиционном мусульманском учении. источники. [ 105 ] Его прямыми потомками были также омейядские эмиры и халифы , правившие на Пиренейском полуострове между 756 и 1031 годами. [ 108 ] По оценке его биографа Чейза Ф. Робинсона , «Муавия, возможно, ввел принцип династической преемственности в правящую традицию раннего ислама, но Абд аль-Малик заставил его работать». [ 108 ] Амир аль-мухминин (предводитель верующих) - это наиболее часто упоминаемый формальный титул Абд аль-Малика в монетах, надписях и ранней мусульманской литературной традиции. [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ] Он также упоминается как халифат Аллах ( халиф Божий) в ряде монет, отчеканенных в середине 690-х годов, в переписке его наместника аль-Хаджаджа ибн Юсуфа и в поэтических стихах его современников аль-Ахталя , Джарира и аль-Фараздака . [ 112 ] [ 113 ]

Схематическая диаграмма правящей семьи Омейядов во время халифата Абд аль-Малика.
Генеалогическое древо династии Омейядов во время правления Абд аль-Малика, чья зависимость от своей семьи была беспрецедентной в истории Халифата.

Концентрация власти Абд аль-Малика в руках его семьи была беспрецедентной; в какой-то момент его братья или сыновья занимали почти все посты губернаторов провинций и округов Сирии. [ 114 ] [ 115 ] Точно так же его двор в Дамаске был заполнен гораздо большим количеством Омейядов, чем при его предшественниках-суфьянидах, в результате изгнания клана в город из Медины в 683 году. [ 116 ] Он поддерживал тесные связи с Суфьянидами посредством супружеских отношений и официальных назначений, например, по словам сына Язида I Халида, играющего видную роль при дворе и армии, а также свадьбы с ним его дочери Аиши. [ 26 ] [ 117 ] Абд аль-Малик также женился на сестре Халида Атике , которая стала его любимой и самой влиятельной женой. [ 26 ]

Веха, найденная в Хан-эль-Хатруре недалеко от Иерихона , изготовленная по приказу Абд аль-Малика на дороге между Дамаском и Иерусалимом.

После победы в гражданской войне Абд аль-Малик начал далеко идущую кампанию по консолидации правления Омейядов над Халифатом. [ 79 ] [ 118 ] Крах власти Омейядов, вызванный смертью Муавии I, сделал Абд аль-Малику очевидным, что децентрализованная суфьянидская система нежизнеспособна. [ 79 ] Более того, по мнению Бланкиншипа, несмотря на поражение его мусульманских соперников, его династия оставалась нестабильной внутри и снаружи, что вызвало необходимость узаконить ее существование. [ 38 ] Решение Абд аль-Малика проблемы капризного трайбализма, который определял халифат его предшественников, заключалось в централизации власти. [ 72 ] В то же время его ответом на византийско-христианское возрождение и критику мусульманских религиозных кругов, которая началась с начала правления Омейядов и завершилась началом гражданской войны, была реализация исламизации . мер [ 38 ] [ 119 ] Установленная им централизованная администрация стала прообразом более поздних средневековых мусульманских государств. [ 79 ] По оценке Кеннеди, «централизованная бюрократическая империя Абд аль-Малика   ... была во многих отношениях впечатляющим достижением», но политические, экономические и социальные разногласия, возникшие внутри исламского сообщества во время его правления, «должны были доказать что-то вроде сложного наследие для более поздних Омейядов». [ 120 ]

По словам Веллхаузена, при Абд аль-Малике правительство «очевидно стало более техничным и иерархическим», хотя и далеко не в такой степени, как у более поздних халифов Аббасидов. [ 121 ] В отличие от вольного стиля правления Суфьянидов, Абд аль-Малик строго правил своими чиновниками и поддерживал взаимодействие с ними в основном формальное. [ 122 ] Он положил конец удержанию в провинциях львиной доли избыточных налоговых поступлений, как это было при Суфьянидах, и перенаправил их в халифскую казну в Дамаске. [ 123 ] Он поддержал политику аль-Хаджаджа по сбору подушного налога , традиционно взимаемого с немусульманских подданных Халифата, с мавали Ирака и поручил Абд аль-Азизу реализовать эту меру в Египте, хотя последний якобы проигнорировал приказ. [ 124 ] Абд аль-Малик, возможно, открыл несколько высокопоставленных должностей, и мусульманская традиция обычно приписывает ему организацию барида ( почтовой службы), основной целью которой было эффективное информирование халифа о событиях за пределами Дамаска. [ 125 ] Он построил и отремонтировал дороги, которые соединили Дамаск с Палестиной и связали Иерусалим с его восточными и западными внутренними районами, о чем свидетельствуют семь вех, найденных по всему региону: [ 126 ] [ 127 ] [ 128 ] самый старый из которых датируется маем 692 года, а самый последний - сентябрем 704 года. [ 129 ] [ г ] Проект дороги стал частью кампании Абд аль-Малика по централизации, причем особое внимание уделялось Палестине из-за ее критического положения как транзитной зоны между Сирией и Египтом, а также религиозной центральной роли Иерусалима для халифа. [ 132 ] [ 133 ]

Учреждение исламской валюты и арабизация бюрократии

[ редактировать ]
Аверс и реверс золотой монеты с надписью на арабском языке.
Золотой динар Абд аль-Малика, отчеканенный в Дамаске в 697/98 году. Абд аль-Малик ввел независимую исламскую валюту в 693 году, на которой первоначально было изображение халифа, а затем от нее отказались в пользу монет, содержащих исключительно надписи.

Основным компонентом мер Абд аль-Малика по централизации и исламизации было учреждение исламской валюты. [ 38 ] [ 79 ] Византийский золотой солид был прекращен в Сирии и Египте. [ 38 ] [ 72 ] вероятным толчком стало добавление византийцами изображения Христа на свои монеты в 691/92 году, что нарушило мусульманские запреты на изображения пророков . [ 134 ] Чтобы заменить византийские монеты, в 693 году он ввёл исламскую золотую валюту — динар . [ 72 ] [ 135 ] Первоначально новая чеканка содержала изображения халифа как духовного лидера мусульманской общины и ее верховного военачальника. [ 38 ] Историк Питер Франкопан утверждает, что потенциально это было изображение самого Мухаммеда , возможно, созданное для противодействия находившимся в то время в обращении византийским монетам с изображениями Иисуса. [ 136 ] Это изображение оказалось более неприемлемым для мусульманских чиновников и было заменено в 696 или 697 году монетами без изображений, на которых были начертаны цитаты из Корана и другие мусульманские религиозные формулы. [ 135 ] В 698/99 году аналогичные изменения были внесены в серебряные дирхемы , выпущенные мусульманами на бывших сасанидских персидских землях в восточном Халифате. [ 134 ] В результате изображения сасанидского царя были удалены из чеканки. [ 134 ] хотя новый дирхам Абд аль-Малика сохранил характерную сасанидскую серебряную ткань и широкий флан. [ 137 ]

Аверс голубовато-зеленого стекла с надписью на арабском языке.
Стеклянная гиря для монет с именем «Слуга Божьего Абд аль-Малика, повелителя правоверных», отчеканенная в Дамаске.

Вскоре после реформы валюты Халифата, примерно в 700 году, Абд аль-Малику обычно приписывают замену греческого языка на арабский в качестве языка дивана в Сирии. [ 135 ] [ 138 ] [ 139 ] Переход осуществил его писец Сулейман ибн Саад . [ 140 ] Аль-Хаджадж инициировал арабизацию персидского дивана в Ираке тремя годами ранее. [ 139 ] Хотя официальный язык был изменен, греко- и персоязычные бюрократы, владевшие арабским языком, сохранили свои посты. [ 141 ] Арабизация бюрократии и валюты была наиболее значимой административной реформой, предпринятой халифом. [ 72 ] В конечном итоге арабский язык стал единственным официальным языком государства Омейядов. [ 134 ] но переход в отдаленных провинциях, таких как Хорасан, произошел только в 740-х годах. [ 142 ] По словам Гибба, этот указ стал «первым шагом на пути к реорганизации и унификации различных налоговых систем в провинциях, а также шагом к более четкому мусульманскому управлению». [ 72 ] Действительно, по словам Бланкиншипа, это стало важной частью мер по исламизации, которые придали халифату Омейядов «более идеологическую и программную окраску, которой ему раньше не хватало». [ 143 ] Одновременно Абд аль-Малик начал экспорт папирусов, содержащих изложение мусульманской веры на греческом языке, для распространения исламских учений в Византийском королевстве. [ 134 ] Это было еще одним свидетельством идеологической экспансии византийско-мусульманской борьбы . [ 134 ]

Все более мусульманский характер государства при Абд аль-Малике был отчасти отражением влияния ислама на жизнь халифа и главного проводника его политики аль-Хаджаджа, которые оба принадлежали к первому поколению правителей, рожденных и выросших. как мусульмане. [ 72 ] Проведя большую часть своей жизни в Хиджазе, теологическом и правовом центре ислама, где говорили исключительно по-арабски, а административные должности занимали исключительно арабские мусульмане, Абд аль-Малик и его наместник понимали только арабский язык и не были знакомы с сирийским и греческим языками. Христианские и персидские зороастрийские чиновники дивана . [ 144 ] Они резко контрастировали с суфьянидскими халифами и их губернаторами в Ираке, которые приехали в эти регионы еще молодыми людьми и чьи дети были так же знакомы с местным большинством, как и с пришельцами-арабами-мусульманами. [ 144 ] По словам Велльхаузена, Абд аль-Малик старался не оскорбить своих благочестивых подданных «в небрежной манере [халифа] Язида», но с момента своего восшествия на престол «он подчинил все политике и даже подверг Каабу опасность разрушения», несмотря на благочестие его воспитания и начала карьеры. [ 11 ] Диксон оспаривает эту точку зрения, объясняя, что мусульманские источники эпохи Аббасидов изображают трансформацию характера Абд аль-Малика после его восшествия на престол и последующий отказ от его благочестия их общей враждебностью к Абд аль-Малику, которого они по-разному «обвиняли в том, что он был подлый, коварный и кровожадный человек». [ 19 ] Тем не менее Диксон признает, что халиф игнорировал свои ранние мусульманские идеалы, когда чувствовал, что этого требовали политические обстоятельства. [ 19 ]

Реорганизация армии

[ редактировать ]

Абд аль-Малик отказался от использования арабских племенных масс своими предшественниками в пользу организованной армии. [ 118 ] [ 145 ] Точно так же арабские дворяне, получившие свою власть исключительно благодаря своему племенному положению и личным отношениям с халифом, постепенно заменялись военными, поднявшимися по служебной лестнице. [ 118 ] [ 145 ] Эти события были частично скрыты средневековыми источниками из-за того, что они продолжали использовать арабскую племенную терминологию при упоминании армии, например, названия племенных конфедераций Мудар, Рабиа, Кайс и Яман. [ 118 ] По словам Хотинга, они не представляют собой «вооруженные племена», использовавшиеся предыдущими халифами; скорее, они обозначают армейские фракции, членство которых часто (но не исключительно) определялось племенным происхождением. [ 118 ] аль-Вадда халифа Абд аль-Малик также создал частное ополчение, в котором преобладают берберы, под названием аль-Ваддахия в честь их первоначального командира, маула , которое помогало укреплять власть халифов Омейядов во время правления Марвана II. [ 146 ]

При Абд аль-Малике лоялистские сирийские войска начали размещаться по всему Халифату для поддержания порядка, что происходило в основном за счет племенной знати Ирака. [ 118 ] Восстание последнего под руководством Ибн аль-Ашаса продемонстрировало Абд аль-Малику ненадежность иракских мукатил в обеспечении интересов центрального правительства в провинции и ее восточных зависимостях. [ 118 ] После подавления восстания вооруженные силы стали в основном состоять из сирийской армии. [ 76 ] Завершением этой трансформации стало фундаментальное изменение в системе оплаты труда военных, в соответствии с которой зарплаты были ограничены теми, кто находится на действительной службе. Это положило конец системе, установленной халифом Умаром ( годы правления 634–644 ), которая выплачивала стипендии ветеранам предыдущих мусульманских завоеваний и их потомкам. [ 76 ] В то время как иракская племенная знать рассматривала стипендии как свое традиционное право, аль-Хаджадж рассматривал их как препятствие, ограничивающее исполнительную власть его и Абд аль-Малика и финансовые возможности вознаграждать лоялистов в армии. [ 76 ] Аналогичным образом были прекращены выплаты стипендий жителям Хиджаза, включая курайшитов. [ 147 ] Таким образом, во время правления Абд аль-Малика была создана профессиональная армия, зарплата которой формировалась за счет налоговых поступлений. [ 76 ] Зависимость от сирийской армии его преемников, особенно Хишама ( годы правления 724–743 ), рассредоточила армию среди многочисленных и изолированных военных фронтов Халифата, большинство из которых находились далеко от Сирии. [ 148 ] Растущее напряжение и тяжелые потери, нанесенные сирийцам внешними врагами Халифата, а также усиление фракционных разногласий внутри армии способствовали ослаблению и падению правления Омейядов в 750 году. [ 148 ] [ 149 ]

Основание Купола Скалы

[ редактировать ]
Восьмиугольное разноцветное здание, верхняя отделка которого украшена арабской надписью, увенчанная позолоченным куполом.
Купол Скалы ( на фото 2015 года ) в Иерусалиме был основан Абд аль-Маликом в 691/92 году.

В 685/86 или 688 году Абд аль-Малик начал планировать строительство Купола Скалы в Иерусалиме. [ 150 ] В его посвященной надписи упоминается 691/92 год, который, по мнению большинства ученых, является датой завершения строительства. [ 151 ] [ 152 ] Это самое раннее археологически подтвержденное религиозное сооружение, построенное мусульманским правителем, а надписи на здании содержат самые ранние эпиграфические провозглашения ислама и Мухаммеда. [ 153 ] Эти надписи оказались важной вехой, поскольку впоследствии они стали обычным явлением в исламских структурах и почти всегда упоминают Мухаммеда. [ 153 ] Купол Скалы остается «уникальным памятником исламской культуры практически во всех отношениях», в том числе как «произведение искусства и как культурный и религиозный документ». По словам историка Олега Грабаря , [ 154 ]

Восьмиугольное сооружение с серым металлическим куполом, украшенное плиткой разных цветов и геометрических рисунков, поддерживаемое темными каменными колоннами с бежевыми капителями.
Абд аль-Малик также возвел Купол Цепи ( на фото 2013 года ), который примыкает к Куполу Скалы.

Рассказы средневековых источников о мотивах Абд аль-Малика при строительстве Купола Скалы различаются. [ 154 ] Во время его строительства халиф вел войну с христианской Византией и ее сирийскими христианскими союзниками, с одной стороны, и с конкурирующим халифом Ибн аз-Зубайром, который контролировал Мекку, ежегодное место паломничества мусульман, с другой стороны. . [ 154 ] [ 155 ] Таким образом, одна из серий объяснений заключалась в том, что Абд аль-Малик намеревался сделать Купол Скалы религиозным памятником победы над христианами, который бы отличал уникальность ислама в общей авраамической религиозной среде Иерусалима, дома двух старых авраамических религий. , иудаизм и христианство. [ 154 ] [ 156 ] Другое основное объяснение гласит, что Абд аль-Малик в разгар войны с Ибн аз-Зубайром стремился построить сооружение, чтобы отвлечь внимание мусульман в своем царстве от Каабы в Мекке, где Ибн аль-Зубайр Зубайр публично осудил Омейядов во время ежегодного паломничества к святилищу. [ 154 ] [ 155 ] [ 156 ] Хотя большинство современных историков отвергают последнее сообщение как продукт антиомейядской пропаганды в традиционных мусульманских источниках и сомневаются, что Абд аль-Малик попытается изменить священное требование мусульман о совершении паломничества в Каабу, другие историки признают это. не может быть окончательно отвергнуто. [ 154 ] [ 155 ] [ 156 ]

Хотя его сыновья заказали многочисленные архитектурные работы , известная строительная деятельность Абд аль-Малика ограничивалась Иерусалимом. [ 157 ] Помимо Купола Скалы, ему приписывают строительство прилегающего Купола Цепи . [ 158 ] расширение границ Храмовой горы (Харам аш-Шариф), включив в нее Камень основания , вокруг которого был построен Купол Скалы, и строительство двух ворот Храмовой горы (возможно, Ворот Милосердия и Ворот Пророка ). [ 157 ] [ 159 ] Феофан, возможно, сохранивший оригинальный сиро-палестинский мелькитский источник, сообщает, что Абд аль-Малик пытался убрать некоторые колонны из христианского храма в Гефсимании , чтобы восстановить Каабу, но его отговорил его христианский казначей Сарджун ибн Мансур ( отец Иоанна Дамаскина ) и еще один выдающийся христианин по имени Патрикий из Палестины, который успешно обратился к императору Юстиниану II с просьбой поставить вместо этого другие колонны. [ 88 ] [ 160 ]

Семья и резиденции

[ редактировать ]
Сезонные резиденции Абд аль-Малика во время его халифата, как показано на территории современной Сирии , Ливана и Израиля.

У Абд аль-Малика были дети от нескольких жен и уммахат авлад (рабыни-наложницы; единственное число: умм валад ). Он был женат на Валладе бинт аль-Аббас ибн аль-Джаз, потомке в четвертом поколении известного Бану Абс вождя Зухайра ибн Джадхимы . [ 161 ] Она родила Абд аль-Малику сыновей аль-Валида I, Сулеймана, Марвана аль-Акбара и дочь Аишу. [ 161 ] От дочери халифа Язида I Атики у него были сыновья Язид II, Марван аль-Асгар, Муавия и дочь Умм Кульсум. [ 117 ] [ 161 ] Его жена Аиша бинт Хишам ибн Исмаил, с которой он развелся, [ 162 ] принадлежала к клану Махзум и была матерью сына Абд аль-Малика Хишама. [ 161 ] У него была вторая жена из махзумов, Умм аль-Мугира бинт аль-Мугира ибн Халид, правнучка доисламского вождя курайшитов Хишама ибн аль-Мугиры . От этого брака у Абд аль-Малика родилась дочь Фатима , которая была замужем за Умаром II. [ 161 ] [ 163 ]

От брака с Умм Айюб бинт Амр, внучкой халифа Усмана, у Абд аль-Малика родился сын аль-Хакам. [ 161 ] [ 164 ] который, по мнению средневековых арабских специалистов по генеалогии, умер в молодом возрасте, что противоречит ряду современных арабских стихов, которые предполагают, что он дожил до зрелого возраста. [ 165 ] Абд аль-Малик также женился на Аише бинт Мусе, внучке одного из главных сподвижников Мухаммеда, Тальхи ибн Убайд Аллаха , и вместе у них родился сын Баккар , также известный как Абу Бакр. [ 161 ] [ 166 ] Абд аль-Малик женился и развелся во время своего халифата Умм Абиха, внучки Джафара ибн Аби Талиба . [ 161 ] [ 167 ] [ 168 ] и Шакра бинт Салама ибн Халбас, женщина из Бану Тайй . [ 161 ] Сыновьями Абд аль-Малика от его уммахат-авлада были Абдаллах, Маслама, Саид аль-Хайр , аль-Мундхир, Анбаса, Мухаммад и аль-Хаджадж. [ 161 ] последний назван в честь наместника халифа. [ 169 ] По словам аль-Якуби, на момент смерти четырнадцать сыновей Абд аль-Малика пережили его. [ 29 ]

Абд аль-Малик жил между Дамаском и сезонными резиденциями в его окрестностях. [ 170 ] [ 171 ] Зиму он провел в основном в Дамаске и Синнабре возле Тивериадского озера , затем в Джабии на Голанских высотах и ​​в Дайр-Мюрране , монастырской деревне на склонах горы Касюн с видом на сады Гуты в Дамаске. [ 170 ] [ 171 ] Обычно он возвращался в город в марте и снова уезжал в разгар лета в Баальбек в долине Бекаа , а в начале осени возвращался в Дамаск. [ 170 ] [ 171 ] Его резиденцией в Дамаске был дворец Хадра, построенный по заказу Муавии I и купленный Абд аль-Маликом у Халида ибн Язида в начале его правления. [ 172 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Общее мнение среди историков и нумизматов состоит в том, что человеческая фигура, изображенная на монетах, отчеканенных Абд аль-Маликом между 693 и 697 годами, которые стали известны как выпуск «стоящего халифа», представляет Абд аль-Малика. [ 1 ] Историк Роберт Хойланд , однако, утверждает, что это может быть почти современное изображение исламского пророка Мухаммеда . [ 2 ]
  2. В исламской традиции принято считать, что Абд аль-Малик родился в по исламскому календарю месяце Рамадана , хотя день не указан. [ 4 ] Один набор традиционных источников, в том числе Халифа ибн Хайят (ум. 854), ат-Табари (ум. 923), цитирующий аль-Мадаини (ум. 843), аль-Баладхури (ум. 892) и Ибн Асакир (ум. 1175), считают, что Абд аль-Малик родился в 23 году хиджры , в то время как другие источники, в том числе Ибн Саад (ум. 845), ат-Табари, цитируя аль-Вакиди (ум. 823), Ибн Асакир, Ибн аль-Асир (ум. 1233) и ас-Суюти (ум. 1505) утверждают, что он родился в 26 г. хиджры. [ 5 ]
  3. ^ Коллега Абд аль-Малика в сирийском военно-морском подразделении во время зимней морской кампании против Византийской империи в ок. В 662 году был Буср ибн Аби Артат или Абд ар-Рахман ибн Халид ибн аль-Валид . [ 14 ] По словам историка Марека Янковяка, военная роль Абд аль-Малика против византийцев во время правления халифа Муавии I ( годы правления 661–680 ) была «исключена» из в целом антиомейядской исламской , Аббасидов традиции эпохи но сохранились в других исламских традициях, переданных арабским христианским летописцем X века Агапием Иерапольским . [ 15 ]
  4. Родиной мардаитов , христианского народа неясного этнического происхождения, известного по-арабски как «джараджима», был горный хребет вдоль сирийского побережья, а именно хребты Аманус , Ливан и Антиливан . Там они обладали значительной степенью автономии и меняли свою номинальную преданность между Византийской империей и Халифатом, в зависимости от политических обстоятельств на арабо-византийском фронте . [ 40 ]
  5. Полунезависимый, прозубайридский губернатор Хорасана Абдаллах в ибн Хазим начале 692 года отклонил просьбы Абд аль-Малика признать его халифат в обмен на подтверждение губернаторства Ибн Хазима. [ 59 ] Вскоре после этого Ибн Хазим был убит в ходе мятежа, возглавляемого одним из его командиров, Бахиром ибн Варкой , а его голова была отправлена ​​халифу вице-губернатором Букайром Мерва ибн Вишахом , которому Абд аль-Малик впоследствии передал пост губернатора Хорасана. . [ 60 ]
  6. ^ После примирения 691 года насилие между Бану Калб и Кайси Бану Фазара из Хиджаза вспыхнуло до 692–694 годов. [ 99 ] Кровная месть между Кайси Бану Сулайм и союзной Ямани Бану Таглиб продолжалась до 692 года. [ 100 ] Абд аль-Малик вмешался в оба случая и положил окончательный конец набегам «око за око» посредством финансовой компенсации, угрозы применения силы и казни вождей племен. [ 101 ]
  7. Вехи, содержащие надписи, в которых говорится, что Абд аль-Малику были выполнены дорожные работы, были найдены с севера на юг в Фике , Самахе , монастыре Святого Георгия в Вади-Кельте или рядом с ним , Хан аль-Хатруре, Баб аль-Ваде и Абу Гош . Веха, найденная в Самахе, датируется 692 годом, две вехи в Фике датируются 704 годом, а остальные вехи не датированы. [ 130 ] Фрагмент восьмой вехи, вероятно, созданный вскоре после смерти Абд аль-Малика, был найден в Эйн-Хемеде , непосредственно к западу от Абу-Гоша. [ 131 ]
  1. ^ Хойланд 2007 , с. 594.
  2. ^ Хойланд 2007 , стр. 593–596.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кеннеди 2016 , с. 80.
  4. ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 15.
  5. ^ Диксон 1971 , с. 15, примечания 1–2.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Гибб 1960 , с. 76.
  7. ^ Jump up to: а б Ахмед 2010 , с. 111.
  8. ^ Делла Вида 2000 , с. 838.
  9. ^ Доннер 1981 , стр. 77–78.
  10. ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 20.
  11. ^ Jump up to: а б с Веллхаузен 1927 , с. 215.
  12. ^ Диксон 1971 , с. 16.
  13. ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 17.
  14. ^ Jump up to: а б Янковяк 2013 , стр. 264.
  15. ^ Янковяк 2013 , стр. 273.
  16. ^ Jump up to: а б Кеннеди, 2016 г. , стр. 78–79.
  17. ^ Хоутинг 2000 , с. 48.
  18. ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2016 , с. 79.
  19. ^ Jump up to: а б с Диксон 1971 , с. 21.
  20. ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 18.
  21. ^ Майер 1952 , с. 185.
  22. ^ Кроун 1980 , стр. 100, 125.
  23. ^ Jump up to: а б Элад 1999 , с. 24.
  24. ^ Jump up to: а б с Хоутинг 2000 , с. 59.
  25. ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 58–59.
  26. ^ Jump up to: а б с д Веллхаузен 1927 , с. 222.
  27. ^ Хоутинг 1995 , с. 466.
  28. ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди 2001 , с. 35.
  29. ^ Jump up to: а б с Бистерфельдт и Гюнтер 2018 , с. 986.
  30. ^ Кроун 1980 , с. 163.
  31. ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди 2016 , с. 81.
  32. ^ Трек 1978 , стр. 654–655.
  33. ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2001 , с. 32.
  34. ^ Кеннеди, 2016 , стр. 80–81.
  35. ^ Босворт 1991 , с. 622.
  36. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кеннеди 2001 , с. 33.
  37. ^ Веллхаузен 1927 , с. 204.
  38. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бланкиншип 1994 , с. 28.
  39. ^ Лили 1976 , стр. 81–82.
  40. ^ Эгер 2015 , стр. 295–296.
  41. ^ Лили 1976 , стр. 101–102.
  42. ^ Лили 1976 , с. 102.
  43. ^ Эгер 2015 , с. 296.
  44. ^ Лили 1976 , стр. 102–103.
  45. ^ Лили 1976 , стр. 103–106, 109.
  46. ^ Лили 1976 , стр. 106–107, примечание 13.
  47. ^ Бланкиншип 1994 , стр. 27–28.
  48. ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 125.
  49. ^ Диксон 1971 , стр. 92–93.
  50. ^ Диксон 1971 , с. 102.
  51. ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2016 , с. 84.
  52. ^ Диксон 1971 , с. 93.
  53. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кеннеди 2016 , с. 87.
  54. ^ Кеннеди 2016 , стр. 86–87.
  55. ^ Фишбейн 1990 , с. 181.
  56. ^ Веллхаузен 1927 , стр. 195–196.
  57. ^ Диксон 1971 , стр. 133–134.
  58. ^ Веллхаузен 1927 , с. 197.
  59. ^ Веллхаузен 1927 , с. 420.
  60. ^ Веллхаузен 1927 , с. 421.
  61. ^ Jump up to: а б с д и ж Дитрих 1971 , с. 40.
  62. ^ Веллхаузен 1927 , стр. 197–198.
  63. ^ Веллхаузен 1927 , с. 198.
  64. ^ Jump up to: а б с Веллхаузен 1927 , с. 199.
  65. ^ Веллхаузен 1927 , с. 200.
  66. ^ Диксон 1971 , с. 140.
  67. ^ Стеткевич 2016 , стр. 129, 136–137, 141.
  68. ^ Jump up to: а б с Ахмед 2010 , с. 152.
  69. ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 227.
  70. ^ Jump up to: а б с Хоутинг 2000 , с. 58.
  71. ^ Веллхаузен 1927 , с. 229.
  72. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Гибб 1960 , с. 77.
  73. ^ Веллхаузен 1927 , стр. 228–229.
  74. ^ Кеннеди 2001 , стр. 33–34.
  75. ^ Jump up to: а б с Веллхаузен 1927 , с. 231.
  76. ^ Jump up to: а б с д и ж Кеннеди 2016 , с. 89.
  77. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кеннеди 2016 , с. 88.
  78. ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2001 , с. 34.
  79. ^ Jump up to: а б с д и ж Кеннеди 2016 , с. 85.
  80. ^ Манго и Скотт 1997 , с. 509.
  81. ^ Jump up to: а б Манго и Скотт 1997 , с. 510, примечание 1.
  82. ^ Диттен 1993 , стр. 308–314.
  83. ^ Лили 1976 , стр. 107–110.
  84. ^ Лили 1976 , стр. 110–112.
  85. ^ Лили 1976 , стр. 112–116.
  86. ^ Бланкиншип 1994 , с. 31.
  87. ^ Лили 1976 , с. 140.
  88. ^ Jump up to: а б PmbZ , Абд аль-Малик (#18/корр.) .
  89. ^ Диттен 1993 , стр. 314–317.
  90. ^ Бланкиншип 1994 , с. 107.
  91. ^ Тер-Гевондян 1976 , стр. 20–21.
  92. ^ Лили 1976 , стр. 113–115.
  93. ^ Каэги 2010 , стр. 13–14.
  94. ^ Jump up to: а б с д и Каэги 2010 , с. 14.
  95. ^ Jump up to: а б с д Талби 1971 , с. 271.
  96. ^ Кеннеди 2007 , с. 217.
  97. ^ Леви-Провансаль 1993 , с. 643.
  98. ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 120.
  99. ^ Диксон 1971 , стр. 96–98.
  100. ^ Диксон 1971 , стр. 103–104.
  101. ^ Диксон 1971 , стр. 96–98, 103–104.
  102. ^ Беккер 1960 , с. 42.
  103. ^ Jump up to: а б Хиндс 1990 , стр. 125–126.
  104. ^ Конрад 1981 , с. 55.
  105. ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 223.
  106. ^ Кеннеди 2002 , с. 127.
  107. ^ Диксон 1971 , с. 198.
  108. ^ Jump up to: а б Робинсон 2005 , с. 124.
  109. ^ Кроун и Хиндс 1986 , с. 11.
  110. ^ Маршам 2018 , стр. 7–8.
  111. ^ Анджум 2012 , с. 47.
  112. ^ Crone & Hinds 1986 , стр. 7–8.
  113. ^ Маршам 2018 , с. 7.
  114. ^ Веллхаузен 1927 , стр. 221–222.
  115. ^ Бахарах 1996 , с. 30.
  116. ^ Веллхаузен 1927 , стр. 167, 222.
  117. ^ Jump up to: а б Ахмед 2010 , с. 118.
  118. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хоутинг 2000 , с. 62.
  119. ^ Бланкиншип 1994 , с. 78.
  120. ^ Кеннеди 2016 , с. 90.
  121. ^ Веллхаузен 1927 , стр. 220–221.
  122. ^ Веллхаузен 1927 , с. 221.
  123. ^ Кеннеди 2016 , стр. 72, 76, 85.
  124. ^ Кроун 1994 , с. 14, примечание 63.
  125. ^ Хоутинг 2000 , с. 64.
  126. ^ Шэрон 1966 , стр. 368, 370–372.
  127. ^ Шарон 2004 , с. 95.
  128. ^ Элад 1999 , с. 26.
  129. ^ Бахарах 2010 , с. 7.
  130. ^ Шэрон 2004 , стр. 94–96.
  131. ^ Цитрин-Сильверман 2007 , стр. 609–610.
  132. ^ Шэрон 1966 , стр. 370–372.
  133. ^ Шарон 2004 , с. 96.
  134. ^ Jump up to: а б с д и ж Бланкиншип 1994 , с. 94.
  135. ^ Jump up to: а б с Бланкиншип 1994 , стр. 28, 94.
  136. ^ Франкопан 2015 , стр. 89.
  137. ^ Дарли и Канепа 2018 , с. 367.
  138. ^ Хоутинг 2000 , с. 63.
  139. ^ Jump up to: а б Дури 1965 , с. 324.
  140. ^ Спрендлинг 1939 , стр. 212–213.
  141. ^ Веллхаузен 1927 , стр. 219–220.
  142. ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 63–64.
  143. ^ Бланкиншип 1994 , с. 95.
  144. ^ Jump up to: а б Спрендлинг 1939 , стр. 193–195.
  145. ^ Jump up to: а б Робинсон 2005 , с. 68.
  146. ^ Атамина 1998 , с. 371
  147. ^ Элад 2016 , с. 331.
  148. ^ Jump up to: а б Бланкиншип 1994 , с. 236.
  149. ^ Кеннеди 2001 , с. 30.
  150. ^ Элад 1999 , стр. 24, 44.
  151. ^ Джонс 2003 , стр. 424–426.
  152. ^ Элад 1999 , с. 45.
  153. ^ Jump up to: а б Джонс 2003 , с. 416.
  154. ^ Jump up to: а б с д и ж Запись 1986 года , с. 299.
  155. ^ Jump up to: а б с Джонс 2003 , стр. 425–426.
  156. ^ Jump up to: а б с Хоутинг 2000 , с. 60.
  157. ^ Jump up to: а б Бахарах 1996 , с. 28.
  158. ^ Элад 1999 , с. 47.
  159. ^ Элад 1999 , стр. 25-26.
  160. ^ Манго и Скотт 1997 , с. 510, примечание 5.
  161. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хиндс 1990 , с. 118.
  162. ^ Бланкиншип 1989 , стр. 1–2.
  163. ^ Хиндс 1991 , с. 140.
  164. ^ Ахмед 2010 , с. 116.
  165. ^ Ахмед 2010 , с. 116, примечание 613.
  166. ^ Ахмед 2010 , с. 160, примечание 858.
  167. ^ Ахмед 2010 , с. 128.
  168. ^ Маделунг 1992 , стр. 247, 260.
  169. ^ Чоудри 1972 , с. 155.
  170. ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2016 , с. 96.
  171. ^ Jump up to: а б с Бахарах 1996 , с. 38.
  172. ^ Наводнение 2001 , с. 147.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Абд аль-Малик ибн Марван
Родился: 646/47   Умер: 9 октября 705 г.
Предшественник Халиф ислама
Омейядский халиф

12 апреля 685 г. - 9 октября 705 г.
Преемник

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6245307598c404b21bdc29d84428caea__1721231820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/ea/6245307598c404b21bdc29d84428caea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abd al-Malik ibn Marwan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)