Персидская традиционная музыка
Музыка Ирана | ||||
Общие темы | ||||
---|---|---|---|---|
Жанры | ||||
Конкретные формы | ||||
|
||||
СМИ и производительность | ||||
|
||||
Националистические и патриотические песни | ||||
|
||||
Персидская традиционная музыка или иранская традиционная музыка , также известная как персидская классическая музыка или иранская классическая музыка , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] к классической музыке Ирана относится (исторически известной как Персия ). страны Он состоит из характеристик, разработанных в классической, средневековой и современной эре . Это также повлияло на районы и регионы, которые считаются частью Большого Ирана . [ 4 ]
Из -за обмена музыкальной наукой на протяжении всей истории многие из классических режимов Ирана связаны с его соседними культурами.
Классическая художественная музыка Ирана продолжает функционировать как духовный инструмент, как и на протяжении всей истории, и гораздо меньше рекреационной деятельности. По большей части он принадлежит социальной элите , в отличие от фольклорной и популярной музыки , в которой участвует общество в целом. Тем не менее, компоненты классической музыки Ирана также были включены в народную и поп -музыку . [ 4 ]
История
[ редактировать ]История музыкального развития в Иране датируется тысячами лет. Археологические записи, приписываемые «до-иранским» цивилизациям , таким как у Элама на юго-западе и Оксуса на северо-востоке, демонстрируют музыкальные традиции в доисторические времена. [ 5 ]
Мало что известно о музыке классических иранских империй мидов , ахеменидов и парфян . Тем не менее, сложная музыкальная сцена раскрывается с помощью различных фрагментарных документов, в том числе тех, которые наблюдались в суде [ 5 ] [ 6 ] и в публичных кинотеатрах [ 7 ] и те, которые сопровождали религиозные ритуалы и боевые подготовки. [ 5 ] Джамшиду , королю иранской мифологии , приписывают «изобретение» музыки. [ 8 ]


История сасанианской музыки имена различных инструментов и судебных музыкантов из правления сасанян . лучше задокументирована, чем более ранние периоды, и были подтверждены Согласно правлению сасани, модальная музыка была разработана высокоразвитым поэтом-музыкантом суда по имени Барбад , которого помнят во многих документах. [ 9 ] Возможно, он изобрел люю и музыкальную традицию, которая должна была превратиться в формы Дастги и Макама . Ему приписывают, что он организовал музыкальную систему, состоящую из семи «королевских мод » ( Xosrovāni ), 30 полученных режимов ( нава ), [ 10 ] и 360 мелодий ( Доссан ). [ 5 ]
Хосрау II был отличным покровителем музыки, и его самый известный придворный музыкант Барбод, как говорили, разработал музыкальную систему с семью модальными структурами (известными как королевские моды), тридцать производных режимов и 365 мелодий, связанных с днями. недели, месяца и года »[17].
Академическая классическая музыка Ирана, в дополнение к сохранению типов мелодий, приписываемых сасанианским музыкантам, основана на теориях звуковой эстетики , изложенных такими, как иранские теоретики -мюзикл в начале века после завоевания мусульман -сасанской империи , особенно заметно Avicenna. , Фараби , Котб-Эд-Дин Ширази и Сафи-Эд-Дин Урмави . [ 4 ]
16–18 века Он также связан непосредственно с музыкой империи Сафавида . В соответствии с правлением династии Каджар 19-го века были разработаны классические типы мелодий, наряду с введением современных технологий и принципов с Запада. [ 4 ] Мирза Абдолла , известный мастер смолы и сетира и один из самых уважаемых музыкантов суда позднего периода Каджара, считается важным влиянием на преподавание классической иранской музыки в современных консерваториях и университетах Ирана. Радиф , репертуар, который он разработал в 19 -м веке, является самой старой задокументированной версией системы семи дастгей , и рассматривается как перегруппировка старшей системы 12 макам. [ 11 ] Во время позднего Каджара и ранних периодов Пахлави многочисленные музыкальные композиции были произведены в рамках параметров классических иранских мод, и многие участвовали в западных музыкальных гармониях . [ 12 ]
Внедрение и популярность западных музыкальных влияний в раннюю современную эпоху подверглись критике со стороны традиционалистов, которые чувствовали, что традиционная музыка подвергается опасности. До 1950 -х годов в музыкальной индустрии Ирана доминировали классические музыканты. [ 13 ] В 1968 году Dariush Safvat и Nur-Ali Borumand [ 14 ] Помогли сформировать учреждение, называемое Центром по сохранению и распространению иранской музыки , с помощью Резы Готби , директора национального иранского радио и телевидения , акт, который приписывает спасение традиционной музыки в 1970 -х годах. [ Цитация необходима ]
«Радиф иранской музыки» был официально вписан в ЮНЕСКО репрезентативном списке нематериального культурного наследия человечества в 2009 году, описанного как «традиционный репертуар классической музыки Ирана». [ 15 ] [ 16 ]
Характеристики
[ редактировать ]Классическая художественная музыка Ирана опирается как на импровизацию , так и на композицию и основана на серии модальных масштабов и мелодий , включая двенадцать дастгей и аваз . [ 17 ] Композиции могут значительно варьироваться от начала до конца, обычно чередуются между низкими, созерцательными произведениями и спортивными демонстрациями музыкальности под названием Tahrir . Общий репертуар состоит из более чем 200 коротких мелодических движений ( GUOSE ), которые классифицируются по семи модам ( Dastgāh ). Два из этих способов имеют вторичные моды, разветвляющиеся из них, которые называются аваз . Все это тело называется Radif , из которых есть несколько версий, каждая в соответствии с учениями конкретного мастера ( Ostād ).
К концу империи Сефевида , более сложные музыкальные движения в 10, 14 и 16 ударах перестали выполняться. В раннюю эпоху Каджар ритмические циклы ( Osul ) были заменены метром на основе казала , а MAQAM система классификации была реконструирована в системе RADIF. Сегодня ритмичные фигуры выполняются в ударах от 2 до 7, за некоторыми исключениями. Рэн всегда в 6/8 сроках. [ Цитация необходима ]
Типичное иранское классическое выступление состоит из пяти частей, а именно: Пишдарамад (« прелюдия »; составленная метрическая пьеса), Чахармезраб (быстрый, метрический кусок с повторным ритмическим рисунком), аваз (импровизированный центральный пьес), Тасниф (составной метрик Песня классической поэзии) и Ренг (ритмичная заключительная композиция). [ 4 ] Производительность образует своего рода набор. Несоказанно, эти части могут быть разнообразны или опущены.
Классическая художественная музыка Ирана основана на вокале, а вокалист играет решающую роль, поскольку он или она решает, какое настроение выражать и какое Dastgah связана с этим настроением. Во многих случаях вокалист также отвечает за выбор текстов. Если производительность требует певца, певца сопровождается хотя бы одним ветром или струнным инструментом и по крайней мере одним типом перкуссии . Там может быть ансамбль инструментов, хотя основной вокалист должен поддерживать свою роль. В некоторых песнях Tasnif музыканты могут сопровождать певца, петь по нескольким стихам. [ Цитация необходима ]
Включение религиозных текстов как текстов в значительной степени было заменено произведениями средневековых суфийских поэтов , особенно Хафез и Руми . [ Цитация необходима ]
Инструменты
[ редактировать ]Морские иранские музыкальные инструменты, используемые в традиционной музыке, включают такие струнные инструменты , как Chang ( Harp ), Qanun , Santur , Rud ( Oud , Barbat ), Tar , Dotar , Setar , Tanbur и Kamanche , такие ветровые инструменты , как Sorna ( Zurna , Karna ), Ney и Neanban , и перкуссионные инструменты , такие как Tombak , Kus , Daf ( Dayere ), Naqare и Дохол . [ Цитация необходима ]
Некоторые инструменты, такие как SORNA, NEANBAN, DOHOL и NAQARE, обычно не используются в классическом репертуаре, а используются в народной музыке . Вплоть до середины империи Сефавида, Чанг был важной частью иранской музыки. Затем он был заменен Кануном ( цитерсным ) , а затем западным пианино . TAR функционирует как основной струнный инструмент в производительности. Сетар особенно распространен среди суфийских музыкантов. Западная скрипка также используется, с альтернативной настройкой, предпочитаемой иранскими музыкантами. Гайчак , который является типом скрипки , переигрывает в классическую музыку после многих лет исключения. [ Цитация необходима ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Китаб аль-Мусика аль-Кабир («Великая музыкальная книга»)
- Персидские музыкальные инструменты
- Список иранских музыкантов
- Музыка Ирана
- Ритм в персидской музыке
- Zoufonoun Ansemble
Концепции из персидской Википедии
[ редактировать ]Следующие статьи о персидской Википедии (легко переведенный с браузером, таким как хром), охватывают материал, еще не включенный в английскую Википедию. Легко скрывать ритм , инструмент и песню , которые имеют те же значения, что и в западной музыкальной теории, когда у них есть особые значения в персидской музыкальной теории.
- Ренд . «Ренг» - это персидская музыкальная форма, тип музыки для радости и танцевальных выступлений, обычно играющих в 6/8, подмножество «Угла».
- Ритм . «Ритм», также называемый «умножение», состоит из песен или «углов», которые имеют определенный счетчик и фиксированный рисунок.
- Угол . Угол или «Гушех» в теории иранской музыки: «ряд» - это коллекция песен и мелодий, и каждая из этих песен называется углом.
- Ряд . «Рук» в теории иранской музыки - это аранжировка песен и мелодий. Каждая из этих песен называется углом.
- Инструмент «Инструмент» в традиционной иранской музыке относится к коллекции нескольких мелодий (углов), которые находятся в гармонии друг с другом по ступенькам, мелодиям и интервалу нот.
- Песня . «Песня», здесь есть особый вид музыкальной формы песни, которая не имеет определенного счетчика (в отличие от перкуссионных песен и композиций, которые имеют определенный счетчик)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бителл, Кэролайн; Хилл, Можжейпер (2014). Оксфордский справочник по музыкальному возрождению . Издательство Оксфордского университета. п. 277. ISBN 978-0-19-976503-4 .
- ^ Коэн, Бенджамин; Ллойд, Жаклин; Барц, Грегори; Браммел-Смит, Карен (2011). Оксфордский справочник медицинской этномузикологии . Издательство Оксфордского университета. п. 362. ISBN 978-0-19-975626-1 .
- ^ Tsuge, Gen'ichi (1991). Аваз: изучение ритмических аспектов в классической иранской музыке . Университетские микрофильмы.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и "Ноин XI. Музыка " Энциклопдия Иранка Тол. Xiii. 30 марта 474–480.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Lawergren, BO (2016). «История музыки» . Энциклопедия Ираника (онлайн -ред.).
- ^ "Дастан-Сараши" . Энциклопдия Ираника . Том. 18 ноября 2011. Стр. 102–103.
- ^ "Gōsān" . Энциклопдия Ираника . Тол. Xi. 17 февраля 2012 года. С. 167–170.
- ^ Фархат, Хормоз (2012). (PDF)PDF Фестиваль восточной музыки Duham: Университет Дарема
- ^ "Bā rbad " Энциклопдия Иранка Тол. Iii. 15 декабря 757–758.
- ^ "Чакавак " Encyclædiia Iranica . Тол. IV 15 декабря 1990 г. с. 649–650.
Пер ( .
- ^ «ʿNdallāh, это мирза» . Иранка (онлайн изд.). 21 января
- ^ "Ḵāleqi, ruḥ-allāh" . Энциклопдия Ираника . Тома. 19 апреля 2012 года. С. 377–380.
- ^ Саба, Садек (26 ноября 2003 г.). "Некролог: vigen derderian " Хранитель Лондон
- ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Иранику» . Iranicaonline.org . Получено 22 августа 2022 года .
- ^ "Радиф иранской музыки" . Нематериальное культурное наследие - ЮНЕСКО . Получено 28 мая 2018 года .
- ^ «Новруз стал универсальным» [Новруз стал международным]. Би -би -си персидский (на персидском языке). 30 сентября 2009 г.
- ^ "Бадиха-саражи" . Энциклопдия Ираника . Тол. Iii. 22 августа 2011. С. 379–380.
17. Mirrazavi, Firouzeh , персидская традиционная музыка, Iran Review, 2020
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фархат, Хормоз (1990). Концепция Дастги в персидской музыке . Издательство Кембриджского университета (опубликовано 2004). ISBN 9780521542067 .
- Tsuge, Gen'ichi (1991). Аваз: изучение ритмических аспектов в классической иранской музыке . Университетские микрофильмы.
- Миллер, Ллойд (1999). Музыка и песня в Персии: искусство Аваз . Университет Юты Пресс. ISBN 9780874806144 .
- Азадефар, Мохаммад Реза (2011). Ритмическая структура в иранской музыке (2 -е изд.). Тегеранский университет. ISBN 9789646218925 .
- Лукас, Энн Э. (2019). Музыка тысячи лет: новая история персидских музыкальных традиций . Калифорнийский университет. ISBN 9780520972032 .
- Шехади, Фадлу (1995). Философия музыки в средневековом исламе . Лейден: Брилл издателей . ISBN 978-90-04-24721-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Мировые маршруты, Саймон Бротон в Иране, иранская классическая музыка - Кайхан Кахор» . BBC Radio 3 . 1 декабря 2001 года.