Персидская традиционная музыка
Музыка Ирана | ||||
Общие темы | ||||
---|---|---|---|---|
Жанры | ||||
Конкретные формы | ||||
|
||||
СМИ и производительность | ||||
|
||||
Националистические и патриотические песни | ||||
|
||||
Персидская традиционная музыка или иранская традиционная музыка , также известная как персидская классическая музыка или иранская классическая музыка , [1] [2] [3] относится к классической музыке Ирана Персия (также известной как ) . страны Он состоит из характеристик, разработанных в классическую, средневековую и современную эпоху . Это также повлияло на территории и регионы, которые считаются частью Большого Ирана . [4]
Благодаря обмену музыкальной наукой на протяжении всей истории многие классические лады Ирана связаны с ладами соседних культур.
Классическая художественная музыка Ирана продолжает функционировать как духовный инструмент, как и на протяжении всей истории, а не как развлекательная деятельность. Она принадлежит, по большей части, социальной элите , в отличие от фольклорной и популярной музыки , в которой участвует общество в целом. Однако компоненты иранской классической музыки также были включены в народной и поп-музыки . композиции [4]
История
[ редактировать ]История музыкального развития в Иране насчитывает тысячи лет. Археологические записи, приписываемые «доиранским» цивилизациям , таким как Элам на юго-западе и Оксус на северо-востоке, демонстрируют музыкальные традиции в доисторические времена. [5]
Мало что известно о музыке классических иранских империй Мидии , Ахеменидов и Парфян . Однако сложная музыкальная сцена раскрывается в различных фрагментарных документах, в том числе и тех, что наблюдались при дворе. [5] [6] и в общественных театрах [7] и те, которые сопровождали религиозные ритуалы и подготовку к битве. [5] Джамшиду , царю иранской мифологии , приписывают «изобретение» музыки. [8]
История сасанидской музыки имена различных инструментов и придворных музыкантов времен правления сасанидов . лучше документирована, чем более ранние периоды, и засвидетельствованы Во время правления Сасанидов ладовая музыка была разработана знаменитым придворным поэтом-музыкантом по имени Барбад , которого помнят во многих документах. [9] Возможно, он изобрел лютню и музыкальную традицию, которая впоследствии трансформировалась в формы дастгяха и макама . Ему приписывают организацию музыкальной системы, состоящей из семи «королевских ладов » ( xosrovāni ), 30 производных ладов ( nava ), [10] и 360 мелодий ( сейчас ). [5]
Хосров II был великим покровителем музыки, а его самый известный придворный музыкант Барбод, как говорят, разработал музыкальную систему с семью ладовыми структурами (известными как Королевские лады), тридцатью производными ладами и 365 мелодиями, связанными с теми днями, когда недели, месяца и года»[17].
Академическая классическая музыка Ирана, помимо сохранения типов мелодии, приписываемых сасанидским музыкантам, основана на теориях звуковой эстетики , изложенных такими иранскими музыкальными теоретиками в первые века после мусульманского завоевания Сасанидской империи , в первую очередь Авиценной. , Фараби , Котб-эд-Дин Ширази и Сафи-эд-Дин Урмави . [4]
Он также напрямую связан с музыкой Сефевидской империи XVI–XVIII веков . Во время правления династии Каджаров в XIX веке классические типы мелодии были разработаны наряду с внедрением современных технологий и принципов с Запада. [4] Мирза Абдолла , выдающийся мастер тара и сетара и один из самых уважаемых придворных музыкантов позднего периода Каджара, считается оказавшим большое влияние на преподавание классической иранской музыки в современных консерваториях и университетах Ирана. Радиф , репертуар, который он разработал в 19 веке, является старейшей задокументированной версией системы семи дастгях и считается перестройкой старой системы 12 макамов. [11] В период позднего Каджара и раннего периода Пехлеви были созданы многочисленные музыкальные композиции в рамках параметров классических иранских ладов, и многие из них включали западные музыкальные гармонии . [12]
Появление и популярность западных музыкальных влияний в раннюю современную эпоху подверглись критике со стороны традиционалистов, которые считали, что традиционная музыка находится под угрозой исчезновения. Это было до 1950-х годов, когда в музыкальной индустрии Ирана доминировали классические музыканты. [13] В 1968 году Дариуш Сафват и Нур-Али Боруманд. [14] помог создать учреждение под названием « Центр сохранения и распространения иранской музыки » с помощью Резы Готби , директора Национального иранского радио и телевидения , и этот акт считается спасением традиционной музыки в 1970-х годах. [ нужна ссылка ]
«Радиф иранской музыки» был официально внесен в ЮНЕСКО Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в 2009 году и назван «традиционным репертуаром классической музыки Ирана». [15] [16]
Характеристики
[ редактировать ]Классическая художественная музыка Ирана опирается как на импровизацию , так и на композицию и основана на серии модальных гамм и мелодий, включая двенадцать Дастгяхов и Авазов . [17] Композиции могут сильно различаться от начала до конца, обычно чередуя низкие, созерцательные пьесы и спортивные проявления музыкальности, называемые тахрир . Общий репертуар состоит из более чем 200 коротких мелодических движений ( гуше ), которые подразделяются на семь ладов ( дастгях ). От двух из этих гун отходят второстепенные лады, называемые аваз . Все это тело называется радиф , и существует несколько версий, каждая в соответствии с учением конкретного мастера ( остад ).
К концу империи Сефевидов перестали исполняться более сложные музыкальные движения в 10, 14 и 16 долей. В раннюю эпоху Каджара ритмические циклы ( осул ) были заменены размером на основе газала , а макамов система классификации была реконструирована в систему радиф. Сегодня ритмические произведения исполняются в долях от 2 до 7, за некоторыми исключениями. Ренг всегда находится в таймфрейме 6/8. [ нужна ссылка ]
Типичное иранское классическое исполнение состоит из пяти частей, а именно пишдарамад (« прелюдия »; составленная метрическая пьеса), чахармезраб (быстрая метрическая пьеса с повторяющимся ритмическим рисунком), аваз (импровизированная центральная пьеса), тасниф (составная метрическая пьеса). песня классической поэзии) и рэн (ритмичное заключительное произведение). [4] Спектакль представляет собой своего рода сюиту. В нетрадиционном случае эти части могут быть изменены или опущены.
Классическая художественная музыка Ирана основана на вокале, и вокалист играет решающую роль, поскольку он или она решает, какое настроение выразить и какая дастга связана с этим настроением. Во многих случаях вокалист также несет ответственность за выбор текста. Если для выступления требуется певец, певца сопровождает хотя бы один духовой или струнный инструмент и как минимум один тип ударных инструментов . Это может быть ансамбль инструментов, но основной вокалист должен сохранить свою роль. В некоторых песнях таснифа музыканты могут аккомпанировать певцу, подпевая несколько куплетов. [ нужна ссылка ]
Включение религиозных текстов в тексты песен в значительной степени было заменено произведениями средневековых суфийских поэтов , особенно Хафеза и Руми . [ нужна ссылка ]
Инструменты
[ редактировать ]Местные иранские музыкальные инструменты, используемые в традиционной музыке, включают струнные инструменты , такие как чанг ( арфа ), канун , сантур , руд ( уд , барбат ), тар , дотар , сетар , танбур и каманче , духовые инструменты , такие как сорна ( зурна) . , карна ), нэй и неянбан , а также ударные инструменты, такие как томбак , кус , даф ( дайере ), накаре и дохол . [ нужна ссылка ]
Некоторые инструменты, такие как сорна, неянбан, дохол и накаре, обычно не используются в классическом репертуаре, но используются в народной музыке . Вплоть до середины империи Сефевидов чанг был важной частью иранской музыки. Затем его заменил канун ( цитра ), а позже и западное фортепиано . Тар выступает в качестве основного струнного инструмента в исполнении. Сетар особенно распространен среди суфийских музыкантов. западная скрипка Также используется с альтернативной настройкой, которую предпочитают иранские музыканты. Гайчак . , разновидность скрипки , вновь возвращается в классическую музыку после многих лет исключения [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Китаб аль-Мусика аль-Кабир («Великая музыкальная книга»)
- Персидские музыкальные инструменты
- Список иранских музыкантов
- Музыка Ирана
- Ритм в персидской музыке
- Ансамбль Зуфун
Концепции из персидской Википедии
[ редактировать ]Следующие статьи в персидской Википедии (легко переводимые с помощью браузера, такого как Chrome) охватывают материалы, еще не включенные в английскую Википедию. Легко представить, что ритм , инструмент и песня имеют те же значения, что и в западной музыкальной теории, тогда как в персидской музыкальной теории они имеют особое значение.
- Ренг . «Рэн» — это персидская музыкальная форма, тип музыки для веселья и танцевальных представлений, обычно исполняемая в размере 6/8, разновидность «уголка».
- Ритм . «Ритм», также называемый «Умножением», состоит из песен или «углов», имеющих определенный размер и фиксированный ритм.
- Угол . Уголок или «гуше» в иранской теории музыки: «ряд» — это совокупность песен и мелодий, и каждая из этих песен называется углом.
- Ряд . «Ссорой» в теории иранской музыки является аранжировка песен и мелодий. Каждая из этих песен называется корнером.
- Инструмент . «Инструмент» в традиционной иранской музыке обозначает совокупность нескольких мелодий (уголок), гармонирующих друг с другом по шагам, мелодиям и интервалам нот.
- Песня . «Песня», здесь: Особый вид музыкальной формы песни, не имеющий определенного размера (в отличие от ударных песен и произведений, имеющих определенный размер).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бителл, Кэролайн; Хилл, Джунипер (2014). Оксфордский справочник по возрождению музыки . Издательство Оксфордского университета. п. 277. ИСБН 978-0-19-976503-4 .
- ^ Коэн, Бенджамин; Ллойд, Жаклин; Барз, Грегори; Браммел-Смит, Карен (2011). Оксфордский справочник по медицинской этномузыкологии . Издательство Оксфордского университета. п. 362. ИСБН 978-0-19-975626-1 .
- ^ Цуге, Геничи (1991). Аваз: Исследование ритмических аспектов классической иранской музыки . Университетские микрофильмы.
- ^ Jump up to: а б с д и "ИРАН СПИ. МУЗЫКА" . Энциклопедия Ираника . Том. XIII. 30 марта 2012. стр. 474–480.
- ^ Jump up to: а б с д Лоэргрен, Бо (2016). «ИСТОРИЯ МУЗЫКИ» . Энциклопедия Ираника (онлайн-изд.).
- ^ «ДАСТАН-САРИ» . Энциклопедия Ираника . Том VII. 18 ноября 2011. с. 102–103.
- ^ «ГОСАН» . Энциклопедия Ираника . Том. Си. 17 февраля 2012. стр. 167–170.
- ^ Фархат, Хормоз (2012). «Введение в персидскую музыку» (PDF) . Каталог Фестиваля восточной музыки . Дарем: Даремский университет .
- ^ «БАРБАД» . Энциклопедия Ираника . Том. III. 15 декабря 1988 г. стр. 757–758.
- ^ "ЧАКАВАК " Иранская энциклопедия . Том. IV. 15 декабря 1990 г. стр. 649–650.
(Перс. нава , ар. лахн , нахма и т. д.)
- ^ «АБДАЛЛАХ, МЕРЗА» . Энциклопедия Ираника (онлайн-изд.). 21 января 2014 г.
- ^ «ХАЛЕКИ, РУХ-АЛЛАХ» . Энциклопедия Ираника . Том XV. 19 апреля 2012. стр. 377–380.
- ^ Саба, Садек (26 ноября 2003 г.). «Некролог: Виген Дердериан» . Хранитель . Лондон.
- ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ «Радиф иранской музыки» . Нематериальное культурное наследие – ЮНЕСКО . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ Навруз стал международным . BBC Персидский (на персидском языке). 30 сентября 2009 г.
- ^ «БАДЕХА-САРИ» . Энциклопедия Ираника . Том. III. 22 августа 2011 г. стр. 379–380.
17. Мирразави, Фирузе , Персидская традиционная музыка, Обзор Ирана, 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фархат, Хормоз (1990). Концепция Дастга в персидской музыке . Издательство Кембриджского университета (опубликовано в 2004 г.). ISBN 9780521542067 .
- Цуге, Геничи (1991). Аваз: Исследование ритмических аспектов классической иранской музыки . Университетские микрофильмы.
- Миллер, Ллойд (1999). Музыка и песня в Персии: Искусство Аваза . Университет Юты Пресс. ISBN 9780874806144 .
- Азадефар, Мохаммад Реза (2011). Ритмическая структура в иранской музыке (2-е изд.). Тегеранский университет искусств. ISBN 9789646218925 .
- Лукас, Энн Э. (2019). Музыка тысячи лет: новая история персидских музыкальных традиций . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520972032 .
- Шехади, Фадлу (1995). Философия музыки в средневековом исламе . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-24721-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Мировые маршруты, Саймон Бротон в Иране, иранская классическая музыка – Кайхан Кахор» . Радио Би-би-си 3 . 1 декабря 2001 г.