Аятолла
Аятолла ( Великобритания : / ˌ aɪ ə ˈ t ɒ l ə / или США : / ˌaɪəˈtoʊlə əˈtoʊl / /; Арабский : аятолла , латинизированный : аяту ллах ; Персидский : аятолла , латинизированный : аятолла , Персидское произношение: [ɒːjjætˌolˈlɒːh] ) — почетный титул для высокопоставленных -двунадесятников шиитских священнослужителей . В Иране он получил широкое распространение в 20 веке. [ 1 ] [ 2 ]
Первоначально использовавшийся как титул, присвоенный народным/церковным признанием небольшому числу наиболее выдающихся марджа ат-таклид муджтахидов , он пострадал от «инфляции» после иранской революции 1979 года , когда его стали использовать для «любого авторитетного муджтахида». [ 3 ] К 2015 году он был расширен и теперь включает всех студентов, сдавших выпускной экзамен Муджтахида. [ 4 ] что привело к появлению «тысяч» аятолл. [ 5 ]
Название не используется суннитской общиной Ирана. [ 1 ] ни шииты в Ливане , Пакистане или Индии . [ 1 ] В Ираке этот титул известен, но используется только для священнослужителей иранского происхождения. [ 1 ]
В западном мире – особенно после иранской революции – он ассоциировался с Рухоллой Хомейни , который был настолько известен, что его часто называли «Аятоллой».

Этимология
[ редактировать ]Название первоначально происходит от арабского слова Ayah, предварительно модифицированного определенным артиклем al и постмодифицированного словом Аллах , образуя āyatu llāh ( арабский : آية الله ). [ 9 ] Комбинация была переведена на английский как «Знак Бога». [ 1 ] «Божественный знак» [ 2 ] или «Отражение Бога». [ 10 ] Это часто используемый термин в Коране , но его использование в этом контексте, по-видимому, является конкретной ссылкой на стих 41:53 : «Мы покажем им Наши знамения на горизонте и в них самих». [ 1 ] также использовали его для обозначения «Двенадцати имамов» . хотя шииты [ 11 ]
Используемые варианты: аяту ллахи фи л-анам ( арабский : аятолла фи Анам , букв. «Знамение Бога среди человечества»), [ 12 ] аяту ллахи фи ль-аламайн араб . Знак , ) форма Бога в двух мирах двойная ( [ 12 ] или фи л-аламин ( арабский : В мирах , букв. «В мирах», форма множественного числа ) [ 13 ] и аяту ллахи фи л-вара ( арабский : Стих Бога среди смертных , букв. «Знамение Бога среди смертных»). [ 12 ]
Квалификация
[ редактировать ]Хотя среди шиитских священнослужителей не существует формальной иерархической структуры, для описания ситуации можно разработать «иерархию различий». [ 14 ] Традиционно титул аятоллы в народе присваивался лишь очень немногим высшим должностным лицам. [ 5 ] выдающийся Муджтахид . [ 1 ] Квалификация включена
- будучи определенным Муджтахидом ,
- считаться среди сверстников лучшими в аламийате ( букв. « превосходство в обучении » ) и
- превосходство в риясате ( букв. « лидерство » ), что определяется народным одобрением, а также сбор огромного количества хумов (религиозных налогов). [ 12 ]
Следовательно, к 1960-м годам священнослужитель, которого называли аятоллой, должен был быть маржей . [ 12 ]
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
![]() |
Тенденция девальвации
[ редактировать ]С тех пор титул аятоллы (и другие иранские шиитские титулы) «удешевился». [ 1 ] [ 15 ] [ 5 ]
Рой Моттахеде описывает, как определялся титул аятоллы в середине-конце 20 века.
Только титулы «правовед» ( факих ) и «образец для подражания» ( марджа ат-таклид ) имели фиксированное значение. В противном случае титулы ... на самом деле выражали неформальное согласие мулл относительно степени уважения, которое они хотели оказывать друг другу. Учитель в медресе мог бы сильно обидеться, если бы в письме мирянин не назвал его «аятоллой», но он решительно отверг бы этот титул, если бы к нему публично обращались как к аятолле — то есть до тех пор, пока он не почувствовал, что другие муллы его уровень терпел бы, если бы к нему так обращались, и тогда он спокойно позволил бы своим ученикам навязать ему этот титул. [ 16 ]
По словам Майкла М. Дж. Фишера , иранская революция привела к «быстрому увеличению религиозных титулов», так что почти каждого высокопоставленного священнослужителя стали называть аятоллой. [ 17 ] резкое увеличение числа людей, называющих себя аятоллами. [ 15 ]
Неписаное правило обращения к шиитским священнослужителям было разработано после 1980-х годов в результате иранской революции. [ 12 ] несмотря на то, что официального институционального способа присвоения званий не существует. [ 5 ] Сначала титул, который был зарезервирован для марджи, постепенно стал применяться к авторитетному муджтахиду. [ 3 ] С послереволюционной бюрократизацией шиитских семинарий в Исламской Республике были введены четыре уровня обучения, и те священнослужители, которые заканчивают четвертый уровень, также известный как Дарс-э-Харедж ( букв. « за пределами текста » ), и проходят финальный уровень. экзамене, назывались аятоллами. [ 4 ] Муджан Момен писал в 2015 году, что каждый священнослужитель, завершивший обучение, называет себя аятоллой, и эта тенденция привела к появлению «тысяч аятолл». [ 5 ]
Эта инфляция привела к изобретению нового титула — Аятолла аль-Узма ( букв. « Великое знамение Бога » ). [ 5 ] Первоначально около полдюжины человек обращались как аль-Узма, но по состоянию на 2015 год число людей, претендовавших на этот титул, как сообщается, превысило 50. [ 5 ]
Политический подтекст
[ редактировать ]
Еще одним постреволюционным изменением в том, что делает аятоллу, стал отказ (по крайней мере, во многих важных ситуациях) от чисто религиозных полномочий и неформального одобрения и замена их политическими критериями. [ 18 ]
Али Хаменеи , к которому обращались с титулом среднего уровня Худжат аль-Ислам , когда он был президентом Ирана , был удостоен титула аятоллы сразу после того, как был избран Верховным лидером Ирана в 1989 году, не отвечая обычным неписаным критериям (таким как как автор Рисалы ). [ 19 ] С 2010-х годов источники, находящиеся под контролем правительства, стали давать ему более выдающиеся титулы, такие как Великий аятолла и Имам . [ 18 ]
Некоторые священнослужители, такие как Мохаммад Казем Шариатмадари. [ 2 ] и Хусейн-Али Монтазери , [ 20 ] Попавшие в немилость правителей были понижены в ранге из-за того, что к ним не обращались как к аятоллам.
Использование
[ редактировать ]Истоки, начало 20 века.
[ редактировать ]Самый ранний известный адрес этого титула принадлежит Ибн Мутаххару Аль-Хилли (умер в 1374 г.), однако он не использовался в качестве титула для тех, кто соответствовал критериям до 20 века. [ 1 ] Глассе заявляет, что после доминирования в ветви Двунадесятников последователей школы Усули и упадка школы Ахбари популяризировали этот титул , Усули как попытку повысить свой статус. [ 2 ] Мирза Али Ака Тебризи был первым, кто использовал термин «аятулла» для обозначения источников подражания в Наджафе, особенно Ахунда Хурасани (1839–1911), чтобы отличить их от священнослужителей более низкого ранга в Тегеране во время Персидской конституционной революции 1905–1911 годов. . [ 21 ] ( , Мирза Сайед Мохаммад Табатабай и Сейед Абдолла Бехбахани По словам Логатнаме Дехходы также были удостоены этой почетной награды от конституционалистов .) [ 22 ]
Хамид Алгар утверждает, что этот титул вошел в обиход, возможно, потому, что он был «косвенным результатом реформы и укрепления религиозного института в Куме ». [ 1 ] Абдул-Карим Хаери Язди (1859–1937), основавший Кумскую семинарию , может быть первым, кто будет носить этот титул, по словам Алгара. [ 1 ]
Хотя титул аятолла время от времени использовался в 1930-е годы, [ 1 ] он получил широкое распространение в 1940-х годах. [ 2 ]
Этапы современных титулов шиитских священнослужителей в Иране
[ редактировать ]Обычно Марджа и издает фетву. | ||||||||||||||
Может быть меньшим муджтахидом | Может быть великим Муджтахидом | Обычно великий Муджтахид | ||||||||||||
Разрешено получать благотворительность | ||||||||||||||
Разрешено носить церковную одежду | ||||||||||||||
пруд ( букв. « Студент » ) |
Сегатолеслам ( букв. « Доверие ислама » ) |
Худжат аль-Ислам ( букв. « Доказательство ислама » ) |
Худжат аль-Ислам мусульманам ( букв. « Доказательство ислама и мусульман » ) |
Аятолла ( букв. « Знак Бога » ) |
Аятолла аль-Узма ( букв. « Великий знак Божий » ) | |||||||||
Источники: [ 12 ] [ 13 ] [ 23 ] |
Великий Аятолла
[ редактировать ]Лишь немногим из наиболее важных аятолл присвоено звание Великого Аятоллы ( Аятолла Узма , «Великое Знамение Божие»). Когда аятолла приобретает значительное количество последователей и его религиозно правильные взгляды признаются, его считают Марджа-и-Таклид , что в просторечии означает «великий аятолла». [ 24 ] Обычно в качестве прелюдии к такому статусу муджтахид [ примечание 1 ] его просят опубликовать юридический трактат, в котором он отвечает на вопросы о применении ислама в повседневной жизни в настоящее время. [ 25 ] Рисала — это слово, обозначающее трактат, и такая юридическая работа называется рисала-йиамалийя, или «трактат по практическому праву». [ 26 ] и обычно это переосмысление книги Аль-Урвату ль-Вутка . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Среди шиитов муджтахид - это человек, который обычно считается первоначальным авторитетом в исламском праве.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Алгар 1987 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Глассе 2003 г.
- ^ Jump up to: а б Момен, Введение в шиитский ислам , 1985, стр.205-6.
- ^ Jump up to: а б Голкар 2017 , стр. 219
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Моменты 2015 , с. 178
- ^ Социология религий: перспективы Али Шариати (2008) Мир Мохаммед Ибрагим
- ^ Ньюман 2006 , с. 734
- ^ аль-Шейх аль-Садук 1982 , стр. 151–152
- ^ Лиман 2006 , стр. 85–86
- ^ Салкинд 2006 , с. 739, том. 1
- ^ Хьюз 2013 , с. 126
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кальмар 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Наср, Наср и Дабаши 1989 , с. 265–266
- ^ Момент 1985 , с. 204
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 205–206
- ^ Моттахеде, Рой (2000) [1985]. Мантия Пророка: Религия и политика в Иране . Оксфорд: Один мир. п. 241.
- ^ Фишер, Майкл М.Дж. (1980). Иран: от религиозного спора к революции . Издательство Гарвардского университета]. п. 2016. ISBN 9780674466159 .
- ^ Jump up to: а б Зурайда, Мохд Дон; Мэй, Алан (2013), «Дискурсивное представление верховного лидера Ирана в онлайн-СМИ», Discourse & Society , 24 (6): 743–762, doi : 10.1177/0957926513486222 , JSTOR 24441464 , S2CID 146360568
- ^ Амузегар, Джахангир (2014). Исламская Республика Иран: размышления о развивающейся экономике . Рутледж. п. 210. ИСБН 978-1-85743-748-5 .
- ^ Дарьяи, Турадж (2012). Оксфордский справочник по истории Ирана . Оксфордские справочники по истории. Издательство Оксфордского университета. п. 378. ИСБН 9780199732159 .
- ^ Германн 2013 , с. 439.
- ^ Билл, Джеймс А. (1982), «Власть и религия в революционном Иране», Middle East Journal , 36 (1): 22–47, JSTOR 4326354
- ^ Голкар 2017 , стр. 219–223
- ^ Эмад Эль-Дин Шахин (2016). Оксфордский справочник по исламу и политике . Издательство Оксфордского университета . п. 400. ИСБН 9780190631932 .
- ^ Сиддики, Калим (1980). Исламская революция: достижения, препятствия и цели . Лондон: Открытая пресса Мусульманского института . п. 26. ISBN 978-0-905081-07-6 .
- ^ Хайри, Абдул-Хади (1977). Шиизм и конституционализм в Иране: исследование роли персидских жителей Ирака в иранской политике . Лейден, Южная Голландия: Brill. п. 198. ИСБН 978-90-04-04900-0 .
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Германн, Денис (1 мая 2013 г.). «Ахунд Хорасани и иранское конституционное движение» . Ближневосточные исследования . 49 (3): 430–453. дои : 10.1080/00263206.2013.783828 . ISSN 0026-3206 . JSTOR 23471080 . S2CID 143672216 .
- аль-Шейх аль-Садук (1982). Шиитское вероучение . Файзи (3-е изд.). ВОФИС. ОСЛК 37509593 .
- Алгар, Хамид (18 августа 2011 г.) [15 декабря 1987 г.]. «Аяталлах» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника . Фаск. 2. Том. III (Интернет-изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Bibliotheca Persica Press. п. 133.
- Глассе, Сирил (2003). «Аятолла». Новая энциклопедия ислама . Роуман Альтамира. п. 71. ИСБН 978-0759101890 .
- Лиман, Оливер (2006). "Здесь". Коран: Энциклопедия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-32639-7 .
- Мери, Йозеф В., изд. (2006). Средневековая исламская цивилизация . Том. 2 ЛЗ, индекс. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-96692-4 .
- Ньюман, Эндрю Дж. «Шиитская мысль». В Мери (2006) .
- Салкинд, Нил Дж., изд. (2006). «Исламская вера (Иман) и практика (Ибадат)». Энциклопедия человеческого развития . Том. 1. МУДРЕЦ. ISBN 9781412904759 .
- Хьюз, Аарон В. (2013). Энциклопедия человеческого развития . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231531924 .
- Кальмар, Жан (2009). «Аятолла» . В Эспозито, Джон Л. (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195305135.001.0001 . ISBN 9780199861255 . Архивировано из оригинала 16 июля 2019 года.
- Наср, Сейед Вали Реза; Наср, Сейед Хосейн; Дабаши, Хамид (1989). Ожидание тысячелетия: шиизм в истории . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0887068447 .
- Голкар, Саид (2017). «Клерикальная милиция и секьюритизация семинарий в Иране». Современный ислам . 11 (3): 215–235. дои : 10.1007/s11562-017-0384-8 . S2CID 151998952 .
- Момен, Муджан (1985), Введение в шиитский ислам: история и доктрины двунадесятного шиизма , издательство Йельского университета, ISBN 9780300034998
- Момен, Муджан (2015), Шиитский ислам: руководство для начинающих , Oneworld Publications, ISBN 9781780747880
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение аятоллы в Викисловаре