Фриделе
Friedelehe , что означает «брак по любви», — это термин, обозначающий постулируемую форму германского брака, которая, как говорят, существовала в раннем средневековье . Эта концепция была введена в средневековую историографию в 1920-х годах Гербертом Мейером . Существуют некоторые разногласия относительно того, является ли такая форма брака, квазибрак, [ 1 ] существовал, но историки, определившие его, согласны с тем, что он не был принят Церковью. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин Фриделе примерно означает «брак по любви». Современное немецкое слово Friedel происходит от древневерхненемецкого friudil , что означало «любовник» или «возлюбленная»; [ 3 ] это, в свою очередь, происходит от frijōn «любить». OHG friudil было параллельно древнескандинавскому fridl , frilla , современному датскому и норвежскому frille «любовник».
Фридель состоит из слова Ehe «брак» от OHG ēha или ēa «брак», что, в свою очередь, восходит к форме ēwa , что означает (приблизительно) космический или божественный «закон». Форма OHG friudilēha сама по себе, очевидно, не засвидетельствована, что способствует спорам о подлинности современного термина.
Определение характеристик Фриделе по Мейеру
[ редактировать ]По словам Герберта Мейера, характеристиками Фриделе были:
- Муж не становился законным опекуном женщины, в отличие от Мунтехе , или брака по приданому.
- Брак основывался на обоюдном соглашении между мужем и женой, то есть оба имели желание вступить в брак.
- Женщина имела такое же право, как и мужчина, просить о разводе.
- Фриделе обычно заражался между парами разного социального статуса.
- Фриделе не был синонимом многоженства , но способствовал этому.
- Дети Фриделе находились под контролем не отца, а только матери.
- Дети Фриделе изначально пользовались полными правами наследования; под растущим влиянием церкви их позиции постоянно ослаблялись.
- Friedelehe возник исключительно в результате публичной перевозки невесты к месту жительства жениха и завершения брачной ночи; невеста также получила Моргенгабе .
- Фриделехе (брак по мог быть преобразован в Мунтехе приданому или попечительству), если муж впоследствии передавал выкуп за невесту .
Возможно, самым известным историческим человеком, родившимся под именем Фриделе, был Карл Великий , который объединил большую часть Европы в средние века . Большинство историков сходятся во мнении, что он родился 2 апреля 742 года, в то время как его родители, Пипин Короткий и Бертрада Лаонская , были связаны частным контрактом, который не считался законным союзом; пара поженилась только в 744 году. [ 4 ] [ 5 ] По словам Мейера, Фриделе был объявлен церковью нелегитимным в 9 веке. Тем не менее, говорят, что пережитки этой формы брака сохранились до наших дней и нашли свое отражение в форме морганатического брака (также называемого левым браком ).
Говорят, что помимо Фриделе вышеупомянутые Мунтехе , Кебсехе ( сожительство ), Раубехе ( похищение ) и Entführungsehe ( побег ). в Средние века существовали [ нужна ссылка ]
Критика определения Мейера
[ редактировать ]Согласно исследованиям начала XXI века (в частности, исследованиям Эльзы Эбель, Карла Хайдекера [ нужна ссылка ] и Андреа Эсмиоль), накопились указания, свидетельствующие о том, что Фриделе является всего лишь исследовательским артефактом, конструкцией, возникшей в результате ошибочной интерпретации источников Мейером. Были высказаны следующие критические замечания:
- Эбель просмотрел древнескандинавские источники, использованные Мейером, и не смог подтвердить выводы Мейера. Она раскритиковала его за то, что он вырвал некоторые цитаты из контекста, исказил их смысл. [ 6 ]
- По мнению Эсмиола, все текстовые цитаты, использованные Мейером, относятся либо к сожительствам, либо к бракам по приданому и не приводят к каким-либо выводам о существовании более свободной формы брака, такой как Фриделе . [ 7 ]
- Кроме того, наиболее часто используемые источники Мейера датируются временем, когда, даже по его собственному мнению, Фриделе уже не существовало.
То, что теория Мейера все еще могла преобладать в этой области исследований на протяжении десятилетий, можно объяснить специфическим контекстом, в котором она развивалась. С одной стороны, это было время XIX и начала XX века, характеризующееся поиском исторических моделей для более свободного выбора в любовной сфере . В последующие годы нацистский режим добился того, чтобы теория Мейера привлекла внимание, поскольку она очень хорошо вписывалась в нацистскую идеологию, подчеркивающую германское наследие и пропагандирующую более высокую рождаемость (ср. Лебенсборн ). [ нужна ссылка ]
Литература
[ редактировать ]- Мейер, Герберт. Friedelehe und Mutterrecht ( Фриделе и материнские права) . Веймар, 1927 г. (Несмотря на довольно старую дату публикации, это продолжает оставаться центральной работой Фриделе .)
- Пойкерт, Вилл-Эрих. До; Женское время-мужское время-Саэтерехе-Хофехе-Свободный брак . Классен, Гамбург.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каррас, Рут Мазо (20 января 2017 г.). Сексуальность в средневековой Европе: действия по отношению к другим . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781351979900 .
- ^ Уэмпл, Сюзанна Фоне (16 декабря 2015 г.). Женщины во франкском обществе: брак и монастырь, 500–900 гг . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9781512821338 .
- ^ Немецкий словарь Якоба Гримма и Вильгельма Гримма. 16 томов, 32 брошюры]. Лейпциг: С. Хирцель 1854–1960. -- Издание 1971 года. Доступно в Интернете. здесь . Архивировано 21 мая 2011 г. на Wayback Machine .
- ^ Барберо, Алессандро (10 сентября 2004 г.). Карл Великий: Отец континента . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-23943-2 .
- ^ Мэгилл, Фрэнк Нортен; Авес, Элисон (1998). Словарь мировой биографии: Средние века . Рутледж. ISBN 9781579580414 .
- ^ Эбель, Еще. Сожительство согласно скандинавским источникам Старого Запада: филологические исследования так называемого «мирного брака». ( Сожительство согласно скандинавским источникам Старого Запада: филологические исследования так называемых «Фриделехе». ) Дополнительные тома к реальному лексикону германской древности 8 , Берлин, Вальтер де Грюйтер, 1993.
- ^ Эсмиол, Андреа (2002). Любовница или жена? : Наложницы в раннем средневековье ( Любовница или жена? Наложницы в раннем средневековье ) . Кёльн: Бёлау. ISBN 3-412-11901-6 . OCLC 49584572 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Повседневная история Средневековья: Фриделе. Архивировано 22 марта 2015 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- Андреа Эсмиоль: любовница или жена? Наложницы в раннем средневековье («Любовница или жена? Наложницы в раннем средневековье») (на немецком языке).