Планировщик путешествий
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2017 г. ) |
Планировщик путешествий , планировщик поездок или планировщик маршрутов — это специализированная поисковая система, используемая для поиска оптимального средства передвижения между двумя или более заданными местами, иногда с использованием более чем одного вида транспорта . [ 1 ] [ 2 ] Поиск может быть оптимизирован по различным критериям, например , самый быстрый , самый короткий , наименьший процент изменений , самый дешевый . [ 3 ] Например, им можно запретить выходить или прибывать в определенное время, избегать определенных путевых точек и т. д. Для одной поездки может использоваться последовательность нескольких видов транспорта , то есть система может знать как об услугах общественного транспорта , так и о транспорте. сети для частного транспорта. Планирование поездки или планирование путешествия иногда отличают от планирования маршрута . [ 4 ] под этим обычно понимают использование частных видов транспорта, таких как езда на велосипеде , вождение автомобиля или ходьба , обычно используя только один вид транспорта за раз. При планировании поездки или путешествия, напротив, будет использоваться по крайней мере один вид общественного транспорта , который работает в соответствии с опубликованными расписаниями ; Учитывая, что общественный транспорт отправляется только в определенное время (в отличие от частного транспорта, который может отправляться в любое время), алгоритм должен не только найти путь к пункту назначения, но и попытаться оптимизировать его, чтобы минимизировать время ожидания для каждого маршрута. нога. В европейских стандартах, таких как Трансмодель , планирование поездки используется специально для описания планирования маршрута для пассажира, чтобы избежать путаницы с совершенно отдельным процессом планирования рабочих поездок, которые должны совершаться транспортными средствами общественного транспорта, на которых такие поездки совершаются.
Планировщики поездок широко используются в туристической индустрии с 1970-х годов агентами по бронированию. [ 5 ] Рост Интернета , распространение геопространственных данных и развитие информационных технологий в целом привели к быстрому развитию множества приложений самообслуживания или браузерных онлайн- планировщиков интермодальных поездок.
Планировщик поездок может использоваться совместно с системами продажи билетов и бронирования.
История
[ редактировать ]Системы первого поколения
[ редактировать ]В конце 1980-х и начале 1990-х годов некоторые национальные железнодорожные операторы и крупные столичные транспортные службы разработали свои собственные специализированные планировщики поездок для поддержки своих справочных служб клиентов. Обычно они работали на мэйнфреймах , и их собственный персонал в информационных центрах для клиентов, колл-центрах и билетных кассах имел внутренний доступ к ним через терминалы, чтобы отвечать на запросы клиентов. Данные поступали из баз данных расписаний, используемых для публикации печатных расписаний и управления операциями, а некоторые включали простые возможности планирования маршрутов. Информационная система расписания HAFA, разработанная в 1989 году немецкой компанией. [ 6 ] Hacon (ныне часть Siemens AG) является примером такой системы и была принята Швейцарскими федеральными железными дорогами (SBB) и Deutsche Bahn в 1989 году. Система «Маршруты» компании London Transport, ныне TfL , использовалась до разработка онлайн-планировщика, охватывающего все услуги общественного транспорта в Лондоне, стала еще одним примером OLTP-планировщика поездок для мейнфрейма и включала большую базу данных туристических достопримечательностей и популярных направлений в Лондоне.
Системы второго поколения
[ редактировать ]В 1990-х годах с появлением персональных компьютеров с достаточной памятью и мощностью процессора для планирования поездки (что является относительно дорогостоящим в вычислительном отношении с точки зрения требований к памяти и процессору) были разработаны системы, которые можно было устанавливать и запускать на мини-компьютерах и персональных компьютерах. Первая цифровая система планирования поездок в общественном транспорте для микрокомпьютера была разработана Эдуардом Тулпом, студентом информатики Амстердамского университета, на ПК Atari . [ 7 ] Его наняли голландские железные дороги для создания цифрового планировщика поездок для поездов. В 1990 году был продан первый цифровой планировщик поездок для голландских железных дорог (на дискете) для установки на ПК и компьютеры для офлайн-консультаций. [ 8 ] Принципы его программы были опубликованы в газете голландского университета в 1991 году. [ 9 ] Вскоре это было расширено и теперь включает весь общественный транспорт в Нидерландах.
Другим пионером был Ханс-Якоб Тоблер из Швейцарии. Его продукт Finajour , работавший для ПК DOS и MS-DOS, стал первым электронным расписанием для Швейцарии. Первая опубликованная версия была продана на период 1989/1990 годов. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Вскоре за этим последовали и другие европейские страны, создавшие свои собственные планировщики путешествий.
Дальнейшим развитием этой тенденции стало развертывание планировщиков поездок на еще более мелких платформах, таких как мобильные устройства. В 1998 году была запущена версия Hafas для Windows CE , сжимающая приложение и все расписание поездов Deutsche Bahn до шести мегабайт и работающая в качестве автономной системы. единственное приложение.
Ранние интернет-системы
[ редактировать ]Развитие Интернета позволило добавить пользовательские интерфейсы на основе HTML, позволяющие широкой публике напрямую запрашивать системы планирования поездок. Тестовый веб-интерфейс для HaFA был запущен как официальный планировщик железнодорожных поездок Deutsche Bahn в 1995 году и со временем превратился в основной веб-сайт Deutsche Bahn. В 2001 году компания Transport for London запустила первый в мире крупномасштабный планировщик мультимодальных поездок для города мира, охватывающий все виды транспорта Лондона, а также железнодорожные маршруты в Лондон; здесь использовался механизм планирования поездок, предоставленный [1] Mentz Gmbh] из Мюнхена после того, как более ранние попытки в конце 1990-х годов добавить веб-интерфейс к собственному внутреннему планировщику поездок мэйнфрейма TfL не удалось масштабировать. Планировщики поездок через Интернет для крупных транспортных сетей, таких как национальные железные дороги и крупные города, должны поддерживать очень высокую частоту запросов и поэтому требуют архитектуры программного обеспечения, оптимизированной для поддержки такого трафика. Первый в мире мобильный планировщик поездок для крупного мегаполиса, WAP-интерфейс для Лондона с использованием движка Mentz, был запущен в 2001 году лондонской стартап-компанией. Kizoom Ltd , которая в 2000 году также запустила первый в Великобритании планировщик железнодорожных поездок для мобильного Интернета, также в виде услуги WAP, за которой последовала услуга SMS. Начиная с 2000 года компания Traveline [ 13 ] Сервис предоставил всем частям Великобритании региональное мультимодальное планирование поездок на автобусе, междугородном и железнодорожном транспорте. Великобритании запустила веб-планировщик поездок для железных дорог Великобритании В 2003 году Национальная железнодорожная служба .
На ранних этапах планирования поездок на общественном транспорте обычно требовалось указать остановку или станцию для конечных точек. Некоторые также поддерживают ввод названия туристической достопримечательности или других популярных мест, сохраняя таблицу ближайших остановок к месту назначения. Позже это было расширено за счет возможности добавлять адреса или координаты, чтобы обеспечить истинное планирование от точки к точке.
Решающее значение для развития крупномасштабного планирования мультимодальных поездок в конце 1990-х и начале 2000-х годов имела параллельная разработка стандартов для кодирования данных остановок и расписаний от множества различных операторов, а также настройка рабочих процессов для агрегирования и распределения данных по сети. на регулярной основе. Это более сложно для таких видов транспорта, как автобусный и междугородний, где, как правило, имеется большое количество мелких операторов, чем для железнодорожного транспорта, в котором обычно участвуют лишь несколько крупных операторов, у которых уже есть форматы и процессы обмена для управления своими сетями. . В Европе, где имеется плотная и сложная сеть общественного транспорта, была разработана эталонная модель трансмодели общественного транспорта CEN для поддержки процесса создания и гармонизации стандартных форматов как на национальном, так и на международном уровне.
Распределенные планировщики путешествий
[ редактировать ]В 2000-х годах в нескольких крупных проектах были разработаны архитектуры распределенного планирования поездок, позволяющие объединить отдельные планировщики поездок, каждый из которых охватывает определенную территорию, для создания составного механизма, охватывающего очень большую территорию.
- протокол Портал Transport Direct Portal, запущенный в 2004 году Министерством транспорта Великобритании, использовал JourneyWeb для связи восьми отдельных региональных механизмов, охватывающих данные от 140 местных транспортных органов Англии, Шотландии и Уэльса в качестве единого механизма. Портал объединил планировщики дорог и общественного транспорта, позволяющие сравнивать время в пути различными видами транспорта, CO 2 и т. д. выбросы
- Немецкий Дельфи [ 14 ] Проект разработал архитектуру распределенного планирования поездок, используемую для объединения немецких региональных планировщиков, запущенную в качестве прототипа в 2004 году. Интерфейс получил дальнейшее развитие в рамках немецкого проекта TRIAS и привел к разработке стандарта CEN [[ [ 15 ] |Открытый API для распределенного планирования поездок']] (CEN/TS 17118:2017), опубликованный в 2017 году и обеспечивающий стандартный интерфейс для планировщиков поездок, включающий функции JourneyWeb и EU-Spirit и использующий структуру протокола SIRI и справочник Transmodel. модель .
- Европейский [ 16 ] Проект EU Spirit разработал планировщик поездок на дальние расстояния между рядом различных европейских регионов.
Интернет-системы второго поколения
[ редактировать ]Планировщики поездок на общественном транспорте оказались чрезвычайно популярными (например, к 2005 году Deutsche Bahn уже поддерживала [ 6 ] 2,8 миллиона запросов в день и сайты планирования поездок представляют собой одни из самых посещаемых информационных сайтов во всех странах, где они есть. Возможность приобретения билетов на проезд по найденным маршрутам еще больше повысила полезность и популярность сайтов; ранние реализации, такие как британская Trainline, предлагали доставку билетов по почте; в большинстве европейских стран это было дополнено методами самообслуживания в печатном и мобильном исполнении. Интернет-планировщики поездок в настоящее время являются основным каналом продаж для большинства операторов железнодорожного и воздушного транспорта.
Google начал добавлять возможности планирования поездок в свой набор продуктов с версией Google Transit в 2005 году, охватывающей поездки в регионе Портленда , как описал TriMet . менеджер агентства [ 17 ] Бибиана МакХью. Это привело к разработке Общей спецификации подачи данных о транзите (GTFS), формата для сбора данных о транзите для использования в планировщиках поездок, который оказал большое влияние на развитие экосистемы потоков данных PT, охватывающей множество разных стран. Успешное внедрение GTFS в качестве доступного формата вывода крупными операторами во многих странах позволило Google расширить охват своего планировщика поездок на многие другие регионы по всему миру. Возможности планирования поездок Google Transit были интегрированы в продукт Google Map в 2012 году.
Дальнейшее развитие механизмов планирования поездок привело к интеграции данных в реальном времени, так что планы поездок на ближайшее будущее учитывают задержки и сбои в реальном времени. Великобритании В 2007 году Национальная служба железнодорожных расследований добавила режим реального времени к своему планировщику железнодорожных поездок. Также важным моментом стала интеграция других типов данных в результаты планирования поездок, таких как уведомления о сбоях в работе, уровень скопления людей, затраты на выбросы CO 2 и т. д. Планировщики поездок из некоторые крупные мегаполисы, такие как планировщик поездок «Транспорт для Лондона», имеют возможность динамически приостанавливать работу отдельных станций и целых линий, чтобы во время серьезных сбоев создавались измененные планы поездок, в которых не учитываются недоступные части сети. Еще одним достижением стало добавление данных о доступности и возможность алгоритмов оптимизировать планы с учетом требований конкретных людей с ограниченными возможностями, таких как доступ для инвалидных колясок.
Для Олимпийских игр 2012 года в Лондоне был создан усовершенствованный планировщик поездок в Лондон, который позволил смещать предлагаемые результаты поездок для управления доступной пропускной способностью на разных маршрутах, распределяя трафик на менее перегруженные маршруты. Еще одним нововведением стало детальное моделирование всех путей доступа к каждому олимпийскому объекту и обратно (от остановки PT до отдельного входа на арену) с прогнозируемым и фактическим временем ожидания в очереди, чтобы учесть проверки безопасности и другие задержки в рекомендуемом времени в пути.
Инициатива по разработке планировщика поездок с открытым исходным кодом, [ 18 ] OpenTripPlanner был создан транспортным агентством TriMet в Портленде, штат Орегон , в 2009 году и разработан при участии агентств и операторов в США и Европе; Полная версия 1.0, выпущенная в сентябре 2016 года, позволяет небольшим транзитным агентствам и операторам планировать поездки без уплаты лицензионных сборов.
Особенности режима
[ редактировать ]Маршруты общественного транспорта
[ редактировать ]Планировщик маршрутов общественного транспорта — это планировщик интермодальных поездок, доступ к которому обычно осуществляется через Интернет , который предоставляет информацию о доступных услугах общественного транспорта . Приложение предлагает пользователю ввести пункт отправления и пункт назначения, а затем использует алгоритмы для поиска хорошего маршрута между ними на общественном транспорте. Время путешествия может быть ограничено временем отправления или прибытия, а также могут быть указаны другие предпочтения по маршруту.
Планировщик интермодальных поездок поддерживает интермодальные поездки , т.е. использование нескольких видов транспорта , таких как езда на велосипеде, скоростной транспорт , автобус , паром и т. д. Многие планировщики маршрутов поддерживают планирование «от двери до двери», в то время как другие работают только между остановками в транспортной сети . например, вокзалы, аэропорты или автобусные остановки .
Для маршрутов общественного транспорта планировщик поездки ограничен временем прибытия или отправления. Он также может поддерживать различные критерии оптимизации — например, самый быстрый маршрут, наименьшее количество изменений, наиболее доступный . Оптимизация по цене ( самый дешевый, «наиболее гибкий тариф » и т. д.) обычно выполняется с помощью отдельного алгоритма или механизма, хотя планировщики поездок, которые могут возвращать цены на билеты для найденных ими поездок, также могут предлагать сортировку или фильтрацию результатов по цене и типу продукта. . При планировании поездок на дальние расстояния железнодорожным и воздушным транспортом, где цена является важным фактором при оптимизации цен, специалисты по планированию поездок могут предложить клиентам самые дешевые даты поездки и гибкие сроки в пути.
Маршрутизация автомобиля
[ редактировать ]Планирование участков дороги иногда выполняется отдельной подсистемой в планировщике поездок, но может учитывать как расчеты поездок в одном режиме, так и интермодальные сценарии (например, «Парковка и поездка» , «Поцелуй и покатайся» и т. д.). Типичными оптимизациями маршрута для автомобилей являются кратчайший маршрут , самый быстрый маршрут , самый дешевый маршрут и ограничения для определенных путевых точек. Рост электронной мобильности ставит новые проблемы при планировании маршрутов: необходимо принимать во внимание разреженную инфраструктуру зарядки, ограниченный радиус действия и длительную зарядку, что дает возможность для оптимизации. [ 19 ] Некоторые продвинутые планировщики поездок могут учитывать среднее время в пути на участках дороги или даже прогнозируемое среднее время в пути на участках дороги в режиме реального времени.
Пешеходный маршрут
[ редактировать ]Планировщик поездок в идеале обеспечит подробный маршрут пешеходного доступа к остановкам, станциям, достопримечательностям и т. д. Это будет включать в себя опции, позволяющие, например, учитывать требования доступности для различных типов пользователей; «нет ступенек», «доступ для инвалидных колясок», «нет лифтов» и т. д.
Велосипедный маршрут
[ редактировать ]Некоторые системы планирования поездок могут рассчитывать велосипедные маршруты, [ 20 ] объединяя все маршруты, доступные для велосипедистов, и часто включая дополнительную информацию, такую как топография, движение транспорта, уличная велосипедная инфраструктура и т. д. Эти системы предполагают или позволяют пользователю указать предпочтения в отношении тихих или безопасных дорог, минимального перепада высот, велосипедных дорожек и т. д. .
Требования к данным
[ редактировать ]Планировщики поездок зависят от ряда различных типов данных, а качество и объем этих данных ограничивают их возможности. Некоторые планировщики поездок объединяют множество различных данных из множества источников. Другие могут работать только с одним режимом, например, с маршрутами рейсов между аэропортами или использовать только адреса и уличную сеть для определения маршрутов проезда.
Контекстные данные
[ редактировать ]Данные о достопримечательностях
[ редактировать ]Пассажиры путешествуют не потому, что они хотят попасть на определенную станцию или остановку, а потому, что они хотят отправиться в какой-то интересный пункт назначения, например, спортивную арену, туристическую достопримечательность, торговый центр, парк, суд и т. д. и т. п. Многие планировщики поездок позволяют пользователям искать такие «Достопримечательности» либо по названию, либо по категории ( музей, стадион, тюрьма и т. д.). Наборы данных о популярных направлениях с систематическими названиями, геокодированием и категоризацией можно получить на коммерческой основе, например, The UK PointX. [ 21 ] набор данных или получен из наборов данных с открытым исходным кодом, таких как OpenStreetMap . Крупные операторы, такие как Transport for London или National Rail, исторически имели хорошо развитые наборы таких данных для использования в своих центрах обработки вызовов клиентов, а также информацию о маршрутах до ближайших остановок. Для объектов, охватывающих большую территорию, таких как парки, загородные дома или стадионы, важно точное геокодирование входов.
Данные справочника
[ редактировать ]Пользовательские интерфейсы планирования поездок можно сделать более удобными за счет интеграции данных справочника . Это может быть связано с остановками, в частности, для облегчения поиска остановок, например, для устранения неоднозначности; в США есть 33 места под названием Ньюпорт, а в Великобритании - 14 - справочник можно использовать, чтобы отличить, что есть что, а также в некоторых случаях указать взаимосвязь транспортных развязок с городами и городскими центрами, до которых пассажиры пытаются добраться - для Например, только один из пяти или около того аэропортов Лондона на самом деле находится в Лондоне. Данные для этой цели обычно поступают из дополнительных слоев в наборе картографических данных, например, предоставленных Esri , Ordnance Survey , Navtech , или из конкретных наборов данных, таких как Национальный справочник общественного транспорта Великобритании .
Дорожные данные
[ редактировать ]Данные дорожной сети
[ редактировать ]Планировщики автомобильных поездок, иногда называемые планировщиками маршрутов, используют данные сети улиц и пешеходных дорожек для расчета маршрута, используя просто сетевое соединение (т. е. поездки могут выполняться в любое время и не ограничиваться расписанием). Такие данные могут поступать из одного или нескольких общедоступных, коммерческих или краудсорсинговых наборов данных, таких как TIGER , Esri или OpenStreetMap . Эти данные имеют основополагающее значение как для расчета подъездных путей к остановкам общественного транспорта, так и для расчета самих поездок. Фундаментальное представление — это граф узлов и ребер (т. е. точек и связей). Данные могут быть дополнительно аннотированы для облегчения планирования поездки различными видами транспорта;
- Данные о дорогах могут характеризоваться типом дороги (шоссе, главная дорога, второстепенная дорога, трасса и т. д.), ограничениями поворотов, ограничениями скорости и т. д., а также средним временем в пути в разное время суток в разные типы дней ( будние дни, выходные дни). , государственные праздники и т. д.), чтобы можно было точно прогнозировать время в пути.
- Данные о велосипедных дорогах и маршрутах могут быть снабжены такими характеристиками, как номер велосипедного маршрута, уровни движения, поверхность, освещение и т. д., которые влияют на удобство их использования велосипедистами.
- Данные о пешеходных дорожках могут быть снабжены характеристиками доступности, такими как ступеньки, лифты, доступ для инвалидных колясок, пандусы и т. д. и т. п., а также индикаторами безопасности (например, освещение, видеонаблюдение , пункты помощи и т. д.), чтобы можно было рассчитать планы поездок с ограничениями доступности.
Данные о дорогах в реальном времени
[ редактировать ]Усовершенствованные планировщики поездок учитывают состояние сети в реальном времени. Для этого они используют два основных типа данных, получаемых от служб дорожных данных с помощью таких интерфейсов, как Datex II или UTMC .
- Данные о ситуации, описывающие происшествия, события и запланированные дорожные работы в структурированной форме, которую можно связать с сетью; это используется для украшения планов поездок и дорожных карт, чтобы показать текущие узкие места и места происшествий.
- Данные о потоке трафика каналов, которые дают количественное измерение текущего потока на каждом отслеживаемом канале сети; это можно использовать для учета фактических текущих условий при расчете прогнозируемого времени в пути.
Данные об общественном транспорте
[ редактировать ]Чтобы планировщики транзитных маршрутов работали, данные о расписании транзита всегда должны быть актуальными. Для облегчения обмена данными и взаимодействия между различными планировщиками поездок появилось несколько стандартных форматов данных.
Общая спецификация транзитных кормов , разработанная в 2006 году, [ 22 ] в настоящее время используется сотнями транзитных агентств по всему миру.
В Европейском Союзе все государственные операторы пассажирских перевозок обязаны предоставлять информацию в формате обмена данными о расписании железных дорог ЕС. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] В других частях мира существуют аналогичные стандарты обмена. [ 26 ]
Остановить данные
[ редактировать ]Расположение и идентичность точек доступа к общественному транспорту, таких как автобусные, трамвайные и туристические остановки, станции, аэропорты, паромные причалы и порты, имеют основополагающее значение для планирования поездки, а набор данных об остановках является важным уровнем инфраструктуры транспортных данных. Чтобы интегрировать остановки с пространственным поиском и механизмами маршрутизации дорог, они геокодируются . Чтобы интегрировать их с расписаниями и маршрутами, им присваивается уникальный идентификатор в транспортной сети. Чтобы пассажиры могли их узнавать, им присваиваются официальные имена, а также они могут иметь общедоступный короткий код (например, трехбуквенные коды IATA для аэропортов) для использования в интерфейсах. Исторически сложилось так, что разные операторы довольно часто использовали разные идентификаторы для одной и той же остановки, и номера остановок не были уникальными в пределах страны или даже региона. Системы управления данными об остановках, такие как набор кодов местоположения станций Международного союза железных дорог (UIC) или британская система NaPTAN (Национальная точка доступа к общественному транспорту) для номеров остановок, обеспечивают средства обеспечения уникальности номеров и полного описания остановок. значительно облегчить интеграцию данных. Форматы обмена расписаниями, такие как GTFS , TransXChange или NeTEx включают данные об остановках в свои форматы, а наборы пространственных данных, такие как OpenStreetMap, позволяют геокодировать идентификаторы остановок.
Данные топологии сети общественного транспорта
[ редактировать ]Для сетей общественного транспорта с очень высокой частотой движения, таких как городские метрополитены и внутригородские автобусные маршруты, топологию сети также можно использовать для планирования маршрутов, при этом предполагается средний интервал, а не конкретное время отправления. Данные о маршрутах поездов и автобусов также полезны для обеспечения визуализации результатов, например, для нанесения маршрута поезда на карту. Национальные картографические органы, такие как британская служба Ordnance Survey, обычно включают транспортный уровень в свои наборы данных, а европейская система INSPIRE включает соединения инфраструктуры общественного транспорта в свой набор стратегических цифровых данных. Формат CEN NeTEx позволяет обмениваться как физическим уровнем (например, связями инфраструктуры автомобильных и железнодорожных путей), так и логическим уровнем (например, связями между запланированными остановками на заданной линии) транспортной инфраструктуры.
В Великобритании Online Journey Planner (OJP) — это система, используемая National Rail для планирования маршрутов, расчета тарифов и определения наличия билетов. OJP получает информацию о маршруте от системы планирования SilverRail, известной как IPTIS (Интегрированная информационная система пассажирского транспорта). Веб-сайт National Rail предоставляет информацию о том, как предприятия могут получить доступ к этим данным напрямую через XML-файлы онлайн-потока данных. [ 27 ] Однако в 2023 году OJP был отключен в пользу нового планировщика поездок, который в настоящее время интегрирован в Nationalrail.co.uk.
Расписания общественного транспорта
[ редактировать ]Данные о расписаниях общественного транспорта используются планировщиками поездок для определения доступных поездок в определенное время. Исторически железнодорожные данные были широко доступны в национальных форматах, и во многих странах также имеются данные об автобусах и других видах транспорта в национальных форматах, таких как VDV 452 (Германия), TransXChange (Великобритания) и Neptune (Франция). Данные расписания также все чаще становятся доступными в международных форматах, таких как GTFS и NeTEx . Чтобы проецировать маршрут на карту, GTFS позволяет указать график простой формы; в то время как стандарты, основанные на трансмоделях, такие как CEN NeTEx , TransXChange, дополнительно позволяют более детальное представление, которое может распознавать составляющие связи и различать несколько различных семантических слоев. [ 1 ]
Прогнозная информация в реальном времени для общественного транспорта
[ редактировать ]Планировщики поездок могут иметь возможность включать информацию в реальном времени в свою базу данных и учитывать ее при выборе оптимальных маршрутов для путешествий в ближайшем будущем. Системы автоматического определения местоположения транспортных средств (AVL) [ 2 ] отслеживать положение транспортных средств с помощью систем GPS и передавать в режиме реального времени и прогнозируемую информацию в систему планирования поездок. [ 1 ] Планировщик поездки может использовать интерфейс реального времени, такой как сервисный интерфейс CEN для получения информации в реальном времени, для получения этих данных.
Информация о ситуации
[ редактировать ]Ситуация – это программное представление инцидента. [ нужна ссылка ] или событие, которое влияет или может повлиять на транспортную сеть. Планировщик поездки может интегрировать информацию о ситуации и использовать ее как для пересмотра расчетов планирования поездки, так и для аннотирования своих ответов, чтобы информировать пользователей как через текстовые, так и через картографические представления. Планировщик поездки обычно использует стандартный интерфейс, такой как SIRI , TPEG или Datex II, для получения информации о ситуации.
Инциденты фиксируются с помощью системы регистрации инцидентов (ICS) различными операторами и заинтересованными сторонами, например, в диспетчерских транспортных операторов, вещательными компаниями или службами экстренной помощи. Текстовую и графическую информацию можно объединить с результатом поездки. Недавние происшествия можно учитывать при составлении маршрута, а также визуализировать на интерактивной карте.
Технология
[ редактировать ]Обычно планировщики поездок используют эффективное представление сети и расписания в памяти, чтобы обеспечить быстрый поиск большого количества маршрутов. Запросы к базе данных также могут использоваться там, где количество узлов, необходимых для расчета пути, невелико, а также для доступа к вспомогательной информации, относящейся к путешествию. Один механизм может содержать всю транспортную сеть и ее расписания или может обеспечивать распределенное вычисление поездок с использованием протокола распределенного планирования поездок, такого как JourneyWeb или Delfi Protocol . Доступ к механизму планирования поездки может осуществляться с помощью различных внешних интерфейсов с использованием протокола программного обеспечения или интерфейса прикладной программы, специализированного для запросов о поездках, чтобы обеспечить пользовательский интерфейс на различных типах устройств.
Разработка механизмов планирования поездок шла рука об руку с разработкой стандартов данных для представления остановок, маршрутов и расписаний сети, таких как TransXChange , NaPTAN , Transmodel или GTFS, которые обеспечивают их совместимость. Алгоритмы планирования путешествия являются классическим примером задач в области теории сложности вычислений . Реальные реализации предполагают компромисс между вычислительными ресурсами между точностью, полнотой ответа и временем, необходимым для расчета. [ 4 ]
Подзадачу планирования маршрута решить проще. [ 28 ] поскольку он обычно требует меньше данных и меньше ограничений. Однако с развитием «дорожных расписаний», связывающих различное время в пути для автомобильных дорог в разное время суток, время поездки становится все более актуальным и для планировщиков маршрутов.
Алгоритмы
[ редактировать ]Планировщики поездок используют алгоритм маршрутизации для поиска графа, представляющего транспортную сеть. В простейшем случае, когда маршрутизация не зависит от времени, граф использует (направленные) ребра для представления сегментов улиц/путей и узлы для обозначения пересечений . Маршрутизация на таком графе может быть эффективно реализована с использованием любого из множества алгоритмов маршрутизации, таких как алгоритм Дейкстры , A* , Флойда-Уоршалла или алгоритм Джонсона . [ 29 ] С каждым ребром, а иногда и с узлами, могут быть связаны различные веса, такие как расстояние, стоимость или доступность.
Когда включены зависящие от времени функции, такие как общественный транспорт, существует несколько предлагаемых способов представления транспортной сети в виде графа и могут использоваться различные алгоритмы, такие как RAPTOR. [ 30 ]
Автоматизированный планировщик поездок
[ редактировать ]Автоматические планировщики поездок автоматически генерируют ваш маршрут на основе предоставленной вами информации. Один из способов — указать желаемое направление, даты поездки и интересы, и план будет создан через некоторое время. Другой способ — предоставить необходимую информацию, переслав электронные письма с подтверждением от авиакомпаний , отелей и компаний по прокату автомобилей. [ 31 ]
Индивидуальный планировщик поездок
[ редактировать ]С помощью специального планировщика поездок пользователь самостоятельно создает собственный маршрут путешествия, выбирая соответствующие мероприятия из базы данных. Некоторые из этих веб-сайтов, такие как Triphobo.com, предлагают заранее созданные базы данных достопримечательностей, в то время как другие полагаются на пользовательский контент .
В 2017 году Google выпустила мобильное приложение Google Trips. [ 32 ] Стартапы по индивидуальному планированию поездок вызывают возобновление интереса со стороны инвесторов с появлением в 2018 году науки о данных, искусственного интеллекта и голосовых технологий. Lola.com , стартап по планированию путешествий на основе искусственного интеллекта, и Hopper.com сумели собрать значительное финансирование для разработки приложений для планирования поездок. [ 33 ] [ 34 ]
Когда бронирования и платежи добавляются в мобильное приложение для планирования поездок, результат считается мобильностью как услугой .
Коммерческое программное обеспечение
[ редактировать ]Распределительные компании могут включать программное обеспечение для планирования маршрутов в свои системы управления автопарком для оптимизации эффективности маршрутов. Настройка планирования маршрута для дистрибьюторских компаний часто включает возможность GPS-слежения и расширенные функции отчетности, которые позволяют диспетчерам предотвращать незапланированные остановки, сокращать пробег и планировать более экономичные маршруты.
См. также
[ редактировать ]- Автомобильная навигационная система
- Интеллектуальная транспортная система
- Мультимодальные перевозки
- Онлайн-дневники-планировщики поездок и отпуска
- Поиск пути
- Планировщик маршрутов общественного транспорта
- Сервисный интерфейс для получения информации в реальном времени
- ТПЭГ
- Трансмодель
- Технологии путешествий
- Туристический сайт
- Расписание общественного транспорта
- Устойчивый транспорт
- Транзитный район
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ли, Цзин-Цюань; Чжоу, Кун; Чжан, Липин; Чжан, Вэй-Бин (01 апреля 2012 г.). «Мультимодальная система планирования поездок с информацией о трафике и транзите в реальном времени». Журнал интеллектуальных транспортных систем . 16 (2): 60–69. дои : 10.1080/15472450.2012.671708 . ISSN 1547-2450 . S2CID 33373852 .
- ^ Перейти обратно: а б Зографос, Константинос; Спитадакис, Василис; Андрутсопулос, Константинос (1 декабря 2008 г.). «Интегрированная информационная система для пассажиров для планирования мультимодальных поездок». Отчет о транспортных исследованиях: Журнал Совета по транспортным исследованиям . 2072 : 20–29. дои : 10.3141/2072-03 . ISSN 0361-1981 . S2CID 109396014 .
- ^ «Велосипедный треугольник | OpenTripPlanner» . Гитхаб . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Баст, Ханна ; Деллинг, Дэниел; Гольдберг, Эндрю; Мюллер-Ханнеманн, Матиас; Пайор, Томас; Сандерс, Питер; Вагнер, Доротея; Вернек, Ренато Ф. (1 января 2016 г.). Климанн, Лассе; Сандерс, Питер (ред.). Алгоритмическая инженерия . Конспекты лекций по информатике. Международное издательство Спрингер. стр. 19–80. arXiv : 1504.05140 . дои : 10.1007/978-3-319-49487-6_2 . ISBN 9783319494869 . S2CID 14384915 .
- ^ «Консультанты TravelTecnik - Технологии путешествий и гостеприимства: история глобальных систем дистрибуции (GDS)» . Traveltecnik.com . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «История — HaCon, Fahrplanauskunft HAFAS, Fahrplankonstruktion TPS» . Хакон.де. Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 г. Проверено 25 сентября 2018 г.
- ↑ Траув, 06.05.1998
- ^ «175 лет туристической информации, глава: Что за гин вервоер?» (на голландском языке). 9292.нл. 2 сентября 1992 г. Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ http://kinkrsoftware.nl/contrib/Artikel16b.2a/tulp.pdf , Тулп, Эдуард, Поиск сетей расписаний , диссертация Vrije Universiteit Amsterdam , 1991
- ^ Tages-Anzeiger, 14 февраля 2009 г., с. 14 лет умер Ханс-Якоб Тоблер . Источник: Argus Media Monitoring (через archive.org) (файл PDF; 70 КБ).
- ^ Александрия. Запись Finajour 1.02 , лето 1989 г. Архивировано 31 декабря 2014 г. в Wayback Machine .
- ^ Computerwoche: Швейцария: Расписания в Videotex , 22 сентября 1989 г. (« ПК-версия расписания швейцарских поездов уже была опубликована компанией Finajour после изменения расписания этой весной. Сейчас продана добрая тысяча копий по цене по сто франков каждый ») .
- ^ «Трэвеллайн» . Travelline.info . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ «Был ли DELFI? | DELFI» (на немецком языке). Delfi.de . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ 278 WI 00278420 E-RS-170118-final3.pdf. [ мертвая ссылка ]
- ^ «EU-Spirit | Европейская туристическая информационная сеть» . Eu-spirit.eu . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ Бибиана МакХью (07 декабря 2005 г.). «Новаторские стандарты открытых данных: история GTFS» . Beyondtransparency.org . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ «ОпенТрипПланнер» . Docs.opentripplanner.org. 09.09.2016 . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ «eDijkstra — оптимальное по времени планирование маршрута для электромобилей» . Исследовательские ворота . Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ Юн, Джи Вон; Пинелли, Фабио; Калабрезе, Франческо (2012). «Cityride: советник по прогнозируемому совместному использованию велосипедов». 2012 IEEE 13-я Международная конференция по управлению мобильными данными . стр. 306–311. дои : 10.1109/МДМ.2012.16 . ISBN 978-1-4673-1796-2 . S2CID 16827996 .
- ^ Мартин Уэбб. "Добро пожаловать" . ТочкаХ . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ «Новаторские стандарты открытых данных: история GTFS» . Beyondtransparency.org . Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ «НеТЕкс» . Netex-cen.eu. 18 марта 2014 г. Проверено 03 октября 2018 г.
- ^ Бранович Ирина; Вескович, Славко; Младенович, Снежана; Милинкович, Санджин; Янкович, Сладжана (октябрь 2011 г.). «Архитектура SOA для соответствия формату обмена данными о расписании железных дорог ЕС». 2011 10-я Международная конференция по телекоммуникациям в современном спутниковом кабельном и телерадиовещании (ТЕЛСИКС) . Том. 2. ИИЭР . стр. 630–631. дои : 10.1109/TELSKS.2011.6143191 . ISBN 978-1-4577-2019-2 . S2CID 32189828 .
- ^ «Транснациональный обмен расписаниями и данными ГИС как основа трансграничных услуг ИТС» . Гип.гв.ат. Архивировано из оригинала 03.10.2018 . Проверено 03 октября 2018 г.
- ^ «Архитектура обмена данными о расписании транзита» . Google.nl . Проверено 03 октября 2018 г.
- ^ «Национальный онлайн-планировщик железнодорожных поездок» . Nationalrail.co.uk. 05.07.2024 . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Деллинг, Дэниел; Сандерс, Питер; Шультес, Доминик; Вагнер, Доротея (1 января 2009 г.). «Алгоритмы планирования инженерных маршрутов». В Лернере, Юрген; Вагнер, Доротея; Цвейг, Катарина А. (ред.). Алгоритмы больших и сложных сетей . Конспекты лекций по информатике. Шпрингер Берлин Гейдельберг. стр. 117–139. CiteSeerX 10.1.1.164.8916 . дои : 10.1007/978-3-642-02094-0_7 . ISBN 9783642020933 .
- ^ «Функции маршрутизации — Руководство pgRouting (2.0.0)» . docs.pgrouting.org . Проверено 13 мая 2017 г.
- ^ Деллинг, Дэниел; Пайор, Томас; Вернек, Ренато Ф. (30 октября 2014 г.). «Круговая маршрутизация общественного транспорта». Транспортная наука . 49 (3): 591–604. CiteSeerX 10.1.1.652.775 . дои : 10.1287/trsc.2014.0534 . ISSN 0041-1655 .
- ^ «Новое поколение веб-сайтов для планирования путешествий» . Новости Эн-Би-Си . 06.12.2007 . Проверено 10 марта 2019 г.
- ^ «Google запускает персонализированный планировщик путешествий Google Trips» . 19 сентября 2016 г.
- ^ «Лола получает 15 миллионов долларов на обновление приложения» . 12 января 2017 г.
- ^ «Hopper привлекает еще 100 миллионов долларов для своего приложения для путешествий на основе искусственного интеллекта, которое сейчас оценивается в 780 миллионов долларов» .