Эсма Редзепова
Эсма Редзепова Эсма Редзепова | |
---|---|
![]() Реджепова в 2010 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Эсма Редзепова |
Также известен как | Эсма Реджепова-Теодосиевская |
Рожденный | Скопье , Королевство Болгария [ 1 ] | 8 августа 1943 г.
Умер | 11 декабря 2016 г. Скопье , Македония | (73 года)
Жанры | цыгане |
Занятия |
|
Инструмент | вокал |
Годы активности | 1956–2016 |
Этикетки | |
Супруг | |
Веб-сайт | esma.com.mk |
Эсма Реджепова-Теодосиевская ( македонский : Эсма Реджепова-Теодосиевская , произносится [ˈɛsma rɛˈd͡ʒɛpɔva tɛɔdɔˈsiɛfska] ; 8 августа 1943 — 11 декабря 2016) — македонский цыганский вокалист, автор песен и гуманист. Ее прозвали «Цыганской королевой» за вклад в цыганскую культуру и музыку. [ 2 ]
Она начала петь, будучи подростком в 1950-х годах, и ее карьера охватывает более пяти десятилетий. Ее музыкальный успех был тесно связан с ее браком со Стево Теодосиевским , композитором, аранжировщиком и руководителем музыкального ансамбля Ансамбл Теодосиевски. Он написал многие из ее песен и полностью руководил ее карьерой до своей смерти в 1997 году. Ее музыкальный стиль в основном был вдохновлен традиционной цыганской и македонской музыкой . Заметны и некоторые другие влияния, например поп-музыка. Эсма Реджепова начала свою карьеру в период, когда цыганская музыка в Югославии была очень принижена и цыгане считали зазорным пение женщин на публике. Реджепова была одной из первых певиц, которая пела на цыганском языке на радио и телевидении. [ 3 ]
Реджепова особенно отличалась сильным и эмоциональным голосом. В 2010 году она была включена в число 50 великих голосов мира по версии NPR . [ 4 ] Реджепова также была известна своими экстравагантными нарядами и тюрбанами , а также использованием типичных стереотипов о цыганских женщинах, таких как чувственность и счастье. В 2010 году она была награждена Македонским орденом «За заслуги»; назвал ее Национальной артисткой Республики Македония а в 2013 году президент Македонии Георге Иванов . [ 5 ]
Вместе со своим мужем Стево Теодосиевски она воспитала 47 детей и получила многочисленные награды за свою гуманитарную деятельность. [ 6 ] Она поддерживала права цыган и женщин, а также участвовала в местной политике в своем родном городе Скопье .
Вместе с Влатко Лозаноски она представляла Македонию на конкурсе песни «Евровидение-2013» в Мальмё , Швеция. [ 7 ] Изначально они должны были спеть песню « Империя »; однако эта песня вызвала разногласия, поэтому была выбрана новая песня " Pred da se razdeni ", с которой они выступили в Швеции. [ 8 ] [ 9 ] Они приняли участие во втором полуфинале конкурса 16 мая 2013 года, заняв 16-е место из 17 песен, набрав 28 очков и, таким образом, не сумев пройти в финал 18 мая. [ 10 ]
Она умерла 11 декабря 2016 года после непродолжительной болезни. [ 11 ]
Ранняя жизнь и предыстория
[ редактировать ]Реджепова родилась 8 августа 1943 года в Скопье . [ 12 ] в то время аннексированное Королевством Болгария , [ 13 ] хотя этот регион был возвращен Югославии в 1944 году. Она была второй младшей из шести детей в цыганской семье. Сама ее дедушка по отцовской линии был цыганом -католиком , а бабушка - иракской еврейкой , а ее мать была цыганкой -мусульманкой из Шуто Оризари . [ 14 ] По словам антрополога Кэрол Сильверман, она родилась в Тупане в бедной семье цыган- мусульман-хораксанов . [ 15 ]
Ее отец Ибрагим, [ 16 ] потерявший ногу во время немецкой бомбардировки Скопье в 1941 году, [ 17 ] работал по-разному носильщиком, цирковым силачом и чистильщиком обуви. [ 18 ] Он пел и играл на барабанах, а иногда выступал на свадьбах. [ 12 ] Его сопровождали некоторые братья и сестры Реджеповой. Ее мать была швеей. [ 17 ]
В девять лет один из братьев познакомил Реджепову с местной цыганской музыкальной организацией, где она смогла быстро выучить сложные ритмы. Мать поощряла ее музыкальные способности, поэтому Реджепова и ее брат вскоре присоединились к школьному фольклорному коллективу. Ее родители настояли, чтобы все их дети закончили начальную школу. [ 18 ] Однако они придерживались очень традиционных взглядов и ожидали, что Эсма выйдет замуж в подростковом возрасте и станет домохозяйкой. Тем не менее, их дочь была эмансипирована и носила модные платья вместо dimije , традиционной одежды цыганских девушек того времени. [ 19 ]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]Дебют
[ редактировать ]
В 1956 году директор Реджеповой предложил ей спеть на школьном конкурсе талантов на Radio Skopje . Она ушла, не предупредив родителей, которые не хотели, чтобы она пошла по пути старшей сестры, которая начала петь в кафе в 17 лет. [ 12 ] Среди цыган такая карьера считалась неуместной или позорной для незамужней девушки. [ 3 ]
Реджепова исполнила традиционную македонскую цыганскую песню «А бре баби сокерджан». [ 12 ] песня на цыганском языке . Это был первый раз, когда в эфире радиостанции была показана [ 14 ] Реджепова выиграла конкурс, обойдя 57 других школ и выиграв 9000 динаров . Когда родители Реджеповой узнали о ее успехе, они были расстроены и не хотели позволить ей продолжить музыкальную карьеру. В то время единственной перспективой трудоустройства для цыганских певцов были выступления в кафе и ресторанах. [ 20 ]
Стево Теодосиевски , этнический македонский музыкант и фронтмен группы, был впечатлен выступлением Реджеповой на конкурсе и надеялся, что она сможет присоединиться к его музыкальному ансамблю. Теодосиевский был человеком-самоучкой из бедной семьи, возглавлявшим большую народную музыкальную труппу «Ансамбл Теодосиевский». Он также работал на Радио Скопье и был членом Союза коммунистов Македонии . [ 21 ]
Будучи членом местного истеблишмента, Теодосиевский был своего рода провидцем, веря в то, что цыганская музыка однажды может стать уважаемой и популярной среди нецыганского населения. В то время цыганская музыка в Югославии подвергалась пренебрежению и считалась непригодной для радио и телевидения. Более того, расизм в отношении цыган был распространен в Македонии и по всей Югославии, и даже сами цыгане имели низкое мнение о цыганских певцах, особенно о женщинах. До Реджеповой цыганские исполнители редко пели на цыганском языке по радио и телевидению и скрывали свое происхождение. Теодосиевский продвигал цыганскую музыку еще до встречи с Реджеповой и подвергся за это резкой критике в СМИ. Однако он чувствовал, что Реджепова может помочь ему достичь своих целей и, возможно, даже стать одним из самых выдающихся художников страны. Он убедил родителей Реджеповой отпустить ее с ним и присоединиться к его ансамблю. [ 20 ] [ 21 ]
Когда они встретились в Скопье, Теодосиевский не был полностью удовлетворен голосом Реджеповой. Он посоветовал ей долго тренироваться и поступить в Музыкальную академию в Белграде , где она проучилась два года. [ 21 ]
Югославские годы
[ редактировать ]После того, как Реджепова покинула Музыкальную академию в Белграде, Сербия , она присоединилась к Ansambl Teodosievski и начала гастролировать. В 1961 году группа Ansambl отправилась в Загреб , Хорватия , чтобы записать первую пластинку Реджеповой. Он был выпущен Jugoton и включал в себя «A bre babi», а также «Chaje Shukarije», песню, которую Реджепова написала сама. Песня, исполненная на цыганском языке, быстро имела огромный успех в Югославии. [ 21 ]
1960-е и 1970-е годы были для пары чрезвычайно успешными. Они записали множество альбомов и EP , приняли участие в радио- и телешоу. [ 21 ] Большинство песен, исполненных Реджеповой в то время, были традиционными цыганскими песнями или песнями, вдохновленными цыганской музыкой. Однако некоторые из них имели заметное западное влияние. «Makedo» вдохновлен ча-ча-ча , «Kod Kodak» демонстрирует сильное влияние поп-музыки, а «Pesma Šeher Sarajevu» использует психоделические органы . Реджепова также исполнила множество песен, связанных с этнической македонской музыкой, не связанных с цыганской музыкой. Некоторые из этих песен записаны дуэтами с македонскими певцами, например, «Blagujno Dejce», « Biljana platno beleše » и «Zošto si me majkorodila». [ 22 ]
В Югославии Иосипа Броз Тито цыгане были официально признаны национальным меньшинством и получили языковые и культурные права. Тем не менее, Реджепова была одной из немногих цыганских артистов в Югославии, добившихся широкого и прочного успеха и общественного признания вместе с сербским цыганским вокалистом Шабаном Байрамовичем . [ 23 ]
Несмотря на свой успех, Реджепова стала объектом расизма и сплетен. Цыгане в Скопье считали ее бесчестной для общества и очень критически относились к ее отношениям с Теодосиевским, « гаджо ». В то время для македонцев и цыган было немыслимо вступать в смешанные браки, и обе общины категорически не одобряли их. Рома не одобрял Реджепову, потому что она вела эмансипированный образ жизни, выступала на сцене, ночевала в отелях, работала с мужчинами. С другой стороны, учреждения, в том числе «Радио Скопье» и Союз коммунистов Македонии, очень критически относились к Теодосиевскому и упрекали его в работе с «цыганами». Чтобы спастись от удушающей атмосферы, Реджепова и Теодосиевский в начале 1960-х годов переехали в Белград, столицу Югославии. Они поженились в 1968 году. [ 21 ]
Расистские предрассудки сыграли большую роль в карьере Реджеповой. СМИ часто характеризовали ее с чертами, которые считались типичными для цыган: ее изображали вспыльчивой, счастливой, спокойной и генетически талантливой. Часто высказывались замечания по поводу ее темной кожи. Теодосиевский использовал некоторые положительные стереотипы для продвижения певицы, лишь бы они создавали о ней изящный образ. [ 21 ]
В конце 1960-х годов Реджепова и Теодосиевский основали музыкальную школу, где обучались в основном молодые мальчики из неблагополучных семей, обычно цыгане. Большинство музыкантов Ансамбла Теодосиевского прошли обучение в школе, а некоторые из них со временем добились известности. [ 24 ] Всего в этой школе обучалось 48 мальчиков. [ 25 ]
Поощряя других македонских цыганских музыкантов, Реджепова и Теодосиевски окружили их. Среди наиболее выдающихся участников были певцы Мухарем Сербезовский , Усния Реджепова и Энвер Расимов, а также кларнетист Медо Чун. [ 26 ]
Югославия была частью Движения неприсоединения , и югославская художественная сцена подвергалась множеству международных влияний. Реджепова исполнила несколько песен на иностранных языках, таких как греческий , турецкий , иврит и хинди . Цыгане пришли из Индии в Европу в средние века . Связь, которую Тито установил с Джавахарлалом Неру и Индией, была очень важна для югославских цыган, поскольку их культура и история публично продвигались. Реджепова и Теодосиевски посетили Индию трижды, в 1969, 1976 и 1983 годах. Во время своей второй поездки они были названы королем и королевой цыганской музыки на первом цыганском музыкальном фестивале в Чандигархе . В 1983 году Реджепова пела перед Индирой Ганди . [ 24 ]
Помимо выступления для Индиры Ганди, Реджепова также пела для Иосипа Броз Тито, Резы Пехлеви и Муаммара Каддафи . [ 12 ] Вместе с ансамблем мужа она выступала перед публикой ряда стран, включая США , Советский Союз , Мексику , Австралию и Канаду . [ 25 ] В 1962 году она была первой югославской артисткой, выступившей на Олимпии в Париже . [ 27 ]
Карьера после обретения Македонией независимости
[ редактировать ]В 1980-е годы карьера Реджеповой достигла своего пика. В 1989 году она вместе с мужем поселилась в Скопье. [ 28 ] После обретения независимости в 1991 году Республика Македония пережила трудные времена. Стево Теодосиевски умер в 1997 году в возрасте 72 лет. [ 28 ] Год спустя она гастролировала по Соединенным Штатам, выступив на серии благотворительных концертов. [ 25 ] В 1994 году она также выпустила подборку дуэтов с Уснией Реджеповой. [ 29 ]
2000-е годы оказались очень плодотворными и ознаменовали небольшой сдвиг в карьере певицы. В Македонии и бывшей Югославии она приобрела более современный имидж и заново определила себя как мировую артистку. Например, она несколько раз сотрудничала с молодыми поп-исполнителями. В 2002 году она записала песню с хорватской группой Magazin и дуэт с македонским певцом Тоше Проески . Она также записала песню с боснийской группой Crno Vino в 2005 году и сотрудничала с Кирилом Джайковским в 2010 году. На международной арене она внесла свой вклад в становление цыганской музыки как товара немассового рынка, радующего городских и культурная элита. [ 30 ] Однако многие из ее новых песен не получили широкого признания западной публикой, поскольку не соответствовали ее ожиданиям в отношении цыганской музыки. Например, в некоторых песнях использовался синтезатор — инструмент, который не используется в традиционной цыганской музыке. На концерте в Испании ее освистали , но она защищалась, говоря, что цыганская музыка всегда адаптировалась и заимствовала внешние черты. [ 31 ]

Ее самый известный сингл «Chaje Shukarije» является саундтреком к Борат» « фильму 2006 года , который, по ее словам, был использован без ее разрешения. Вместе с Наатом Велиовым из Kočani Orkestar она отсудила у продюсеров фильма 800 000 евро ( 1 000 000 долларов ). После этого Реджепова выиграла компенсацию в размере 26 000 евро, поскольку выяснилось, что Саша Барон Коэн получила от ее продюсерского дома разрешение на съемку песни, о чем ее не уведомили. [ 32 ] Она была особенно расстроена тем, что ее песня использовалась для иллюстрации отсталости, с чем она всегда боролась. Однако Борат способствовал расширению ее известности на международном уровне. [ 33 ]
Вместе с Влатко Лозаноски она была выбрана представлять Македонию на конкурсе песни «Евровидение 2013» . Их песня « Imperija » была представлена в марте 2013 года, но вызвала споры в стране, поскольку в ее клипе было использовано множество памятников скандального проекта Skopje 2014 . Таким образом, песня была расценена как националистический акт. Македонское радио и телевидение обратилось к певцам с просьбой написать новую песню. В конце концов, « Пред да се раздени » вышел месяц спустя. [ 8 ] [ 9 ] Песня не вышла из второго полуфинала конкурса 16 мая 2013 года, заняв 16-е место среди 17 песен и набрав 28 очков. [ 10 ]
Смерть
[ редактировать ]
Реджепова умерла утром 11 декабря 2016 года в Скопье после болезни, ей было 73 года. [ 34 ] Ранее ее доставили в больницу 28 ноября, и тогда она находилась в критическом состоянии. [ 35 ] Церемония ее похорон состоялась 12 декабря в городском совете Скопье, где несколько официальных лиц, в том числе мэр Скопье и президент Македонии Георге Иванов , почтили ее. [ 36 ] Позже она была похоронена на Бутель . кладбище [ 37 ]
Кинокарьера
[ редактировать ]Помимо многочисленных видеоклипов, Эсма Реджепова снялась в нескольких фильмах, как игровых, так и документальных. Дебютировала как актриса в фильме «Крст Ракоч» , югославском выпущенном в 1962 году, с Батой Живойиновичем в главной роли. Она записала четыре песни, вошедшие в саундтрек. В 1968 году она появилась как певица в фильме Zapej Makedonijo , для которого она также записала песни. [ 21 ]
В 2000-е годы Реджепова возобновила карьеру в кино. За десятилетие она снялась в четырех документальных фильмах, начиная с немецкого Im Herzen des Lichts – Die Nacht der Primadonnen в 2002 году. За ним последовал документальный фильм «Когда дорога изгибается… Сказки о цыганском караване» в 2006 году о пяти цыганских музыкальных коллективах. во время своего турне по Соединенным Штатам . Однако она была очень недовольна этим фильмом и тем имиджем, который он создает о ее сообществе. Она думала, что зрители подумают, что все цыгане живут в ужасных условиях, игнорируя, что есть цыгане среднего класса, такие же, как и она сама. [ 38 ] В фильме «Душа рома» , выпущенном годом позже и снятом Луи Муше , Эсма рассказывает об истинном происхождении цыганского народа, живущего в Каннаудже , штат Уттар-Прадеш, автором которого является цыганский лингвист Марсель Кортиаде . В 2009 году она появилась во втором немецком документальном фильме « Балканская душа и цыганский блюз» . [ 39 ]
Артистизм
[ редактировать ]Репертуар
[ редактировать ]Эсма Реджепова записала и выпустила более 580 песен, в том числе два платиновых и восемь золотых дисков. Она дала более 22 000 концертов, треть из которых была посвящена благотворительности. С Ансамбл Теодосиевски она записала 108 синглов, 32 компакт-кассеты , 15 дисков, шесть видеокассет и множество телешоу. [ 12 ] [ 40 ]
Реджепова в основном пела на цыганском и македонском языках , но также записывала песни на сербско-хорватском , турецком , иврите , греческом и хинди . [ 22 ] В песнях Реджеповой часто говорилось о любви, горе и браке. Одна из ее самых известных песен под названием «Чае Шукарие» стала гимном всех цыган во всем мире. [ 41 ]
Эсма часто пела традиционные песни, как цыганские, так и македонские, но многие из них также являются композициями. Теодосиевски обычно сочинял и аранжировал песни, но Эсма также написала несколько треков, в том числе «Chaje Shukarije». Она также ставила хореографию спектаклей. [ 42 ]
Музыкальный стиль и вдохновение
[ редактировать ]Ансамбль Теодосиевски, с которым Эсма Реджепова выступала больше всего, состоит из традиционных инструментов, используемых как цыганами, так и македонцами, таких как гобой , аккордеон , зурна и давул . Большинство песен Эсмы были либо в духе цыганской, либо македонской народной традиции, с различными влияниями, от турецкого , ближневосточного до центральноевропейского . Однако в ее более поздних работах заметны современные влияния, которые можно охарактеризовать как поп-музыку под влиянием Worldbeat . [ 43 ] В 2000-е годы, когда она начала записывать дуэты с более молодыми артистами, она участвовала в написании песен в стиле поп, этно-поп и RnB . Более того, некоторые из ее ранних песен также демонстрировали сильное западное влияние, в том числе «Kod, Kodak» (1966), «Devojka i pesna» (1966), «Makedo» (1966), «Pjesma Šeher Sarajevu» (1970) и «Đurđevdan». , Джурджевдан» (1972). [ 22 ]
Голос Реджеповой сильно изменился с годами. Когда она начала петь, ее голос был ярким и почти детским. Стево Теодосиевски сравнил его со звуком серебряного колокольчика. [ 25 ]
Эсма Реджепова утверждала, что цыганская музыка изобретательна, развивается и подвержена множеству влияний. Однако она очень критически относилась к гибридной цыганской музыке, например, из Испании и Венгрии . Она заявила, что цыганские музыканты из этих стран играют более или менее местную нецыганскую музыку. [ 28 ] Свой стиль пения она считала очень древним и традиционным. [ 44 ]
Эсма Реджепова не назвала артистов-вдохновителей и заявила, что всем обязана мужу. Ее любимыми артистами были болгарка Недялка Керанова и иранка Гугуш . Она также любила классическую музыку и назвала Лучано Паваротти одним из своих любимых исполнителей классической музыки. [ 45 ]
Видео и сцена
[ редактировать ]
На сцене и в своих музыкальных клипах Эсма Реджепова играла со стереотипами, связанными с цыганками, и использовала традиционную одежду и танцоров. Ближневосточный характер ее выступлений часто усиливался, чтобы понравиться нецыганской публике. Точно так же костюмы Эсмы или ее танцоров могут не соответствовать македонской цыганской культуре. Например, в некоторых видеороликах были показаны венгерские или русские костюмы, чтобы соответствовать ожиданиям нецыганской культуры и традиционной одежды. Хотя Эсма использовала чувственность и соблазнение во многих своих ранних песнях, таких как многочисленные «чочки» , она ограничила этот аспект своего выступления тем, что не носила нескромные наряды для танца живота. Вместо этого она обычно носила ромское платье , которое она персонализировала, используя современные ткани. [ 46 ]
Ее выступления могли быть очень театральными, в зависимости от песни и эмоций, которые она вызывала. Например, исполняя «Хаджри Ма Те Дике», Реджепова обычно носила черную вуаль и притворялась плачущей. [ 21 ]
Поскольку она много работала с одним и тем же музыкальным ансамблем, у Реджеповой были особые отношения со своими музыкантами. На сцене они стояли и участвовали в хореографических и мимических взаимодействиях с певцом в соответствии с текстом песен. На первых выступлениях музыканты раскачивались в такт своим инструментам влево и вправо, как это делали западные поп-группы того периода. [ 21 ]
Музей музыки
[ редактировать ]Когда Эсма Реджепова вернулась в Скопье со своим мужем в 1989 году, она начала работать над амбициозным проектом: Музеем музыки и Домом человечества. Супруги представляли его как место для хранения архива цыганской музыки, музыкальных и исторических артефактов, с концертным залом, студией и местом, где бедные люди могли бы получить медицинскую помощь. [ 28 ]
Пара купила участок недалеко от Музея современного искусства Македонии и крепости Скопье . Строительство началось в 1992 году. Здание служило домом Реджеповой, а после ее смерти должно было стать музеем. [ 47 ]
Гуманитарное и политическое участие
[ редактировать ]Первой гуманитарной деятельностью Эсмы Реджеповой была помощь 47 обездоленным детям в 1970-х и 1980-х годах. Она также спонсировала тысячи благотворительных концертов по разным причинам: для больниц, детских домов, жертв стихийных бедствий и т. д. Она была почетным президентом Македонского Красного Креста в знак признания ее обширной работы с цыганскими беженцами из Косово . [ 48 ] Однако только в 2002 году она спонсировала благотворительный концерт, специально посвященный цыганам. [ 28 ] Эсма Реджепова также была членом Клуба Львов . [ 49 ]
В целом она была склонна выступать за большие и инклюзивные дела, а не только защищать свое сообщество. В основном это произошло из-за ее сильной привязанности к Республике Македонии . На самом деле она была национальной иконой, популярной среди всех этнических групп и часто проявляла сильный патриотизм. Она официально считалась послом культуры, и в 2007 году ей был предоставлен дипломатический паспорт. Она защищала политику в отношении цыган, проводимую сменяющими друг друга правительствами Македонии , и утверждала, что это лучшая страна для цыган, поскольку они пользуются гораздо большими правами и свобода, чем где-либо еще. [ 50 ] В целом она выступала за более широкое межкультурное взаимопонимание и пацифизм. [ 44 ] Она также защищала права женщин и их доступ к власти как на политическом, так и на экономическом уровне. [ 40 ] В 1995 году она спонсировала цыганскую женскую организацию из Скопье, которая впоследствии решила называться «Эсма». [ 49 ]
Эсма Реджепова стала заниматься политикой в 1990-е годы, когда она была близка к цыганскому лидеру Амди Байраму и Василу Тупурковскому , основателю Демократической альтернативы . Эта центристская партия просуществовала недолго, и Эсма стала членом правой ВМРО-ДПМНЕ , пришедшей к власти в 2006 году. В 2009 году Эсма была избрана членом городского совета Скопье, а в 2013 году была переизбрана. . [ 28 ]
Связи Реджеповой с ВМРО-ДПМНЕ несколько раз подвергались критике в Македонии, например, в 2010 году, когда городской совет Скопье выделил ей 25 000 евро на строительство музея. Муниципальная оппозиция во главе с СДСМ отнеслась к пожертвованию враждебно, поскольку музей не был официально зарегистрирован как таковой, а здание служило в то время домом Реджеповой и располагалось местным офисом ВМРО-ДПМНЕ. [ 51 ] Когда в 2013 году ей было присвоено звание Народной артистки, оппозиция снова осудила тот факт, что ей также была назначена народная пенсия. [ 52 ] Наконец, в том же году, когда она репетировала песню Македонии на Евровидении , песня « Imperija » вызвала споры, поскольку выглядела как продвижение проекта Скопье 2014 урбанистического , возглавляемого VMRO-DPMNE. [ 53 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Эсма Реджепова вышла замуж за своего менеджера Стево Теодосиевски в 1968 году. Он родился в 1924 году и был на 19 лет старше ее. Он умер в 1997 году. У них никогда не было собственных детей, но они взяли на воспитание 47 брошенных или обездоленных детей. Пятерых из них они вырастили под своей крышей, а остальным обеспечили дом и образование. [ 40 ]
Эсма Реджепова была известна своим уникальным чувством моды. Она часто носила тяжелые драгоценности и яркие тюрбаны . В ее коллекции было более 300 тюрбанов. [ 40 ]
Награды и признание
[ редактировать ]- 1976 – Королева мировой цыганской музыки. [ 54 ]
- 1992 – Премия Скопье 13 ноября. [ 55 ]
- 1995 – Премия Примадонны европейского пения. [ 55 ]
- 2005 – Норвежская академия литературы и свободы слова. [ 56 ]
- 2010 – Орден «За заслуги перед Македонией». [ 57 ]
- 2013 – Народный артист Македонии. [ 58 ]
Реджепова является одной из главных героинь сборника эссе « Ничейные земли: восемь выдающихся женщин в истории Балкан » британско-косовских писателей Элизабет Гоуинг и Роберта Уилтона .
Дискография
[ редактировать ]- Песни македонского цыгана , World Connection, 1998
- Цыганские песни , ПГП-РТС , 2000 г.
- Моя история, Моя история , Перекрестные соглашения, 2007
Фильмография
[ редактировать ]- Крещение краба (1962) [ 59 ]
- Пойте Македонию (1968) [ 60 ]
- Юговидение (1971) [ 61 ]
- В сердце света – Ночь примадонн (2002) [ 62 ]
- Когда дорога изгибается… Сказки о цыганском караване (2006) [ 63 ]
- Римская душа (2008) [ 64 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Эсма Редзепова умерла в возрасте 73 лет; Санг о своем цыганском наследии поколениям
- ^ Кесгин, Тайфун (31 мая 2003 г.). Рекламный щит . Nielsen Business Media, Inc. с. 81.
- ^ Jump up to: а б Кэрол Сильверман (2012). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. п. 203. ИСБН 9780195300949 .
- ^ Энн Миджетт (7 апреля 2010 г.). «50 великих голосов NPR и вокальная техника» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 8 ноября 2014 года.
- ^ «Эсма Редзепова получила признание на звание народной артистки» . Новая Македония . 14 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2014 г.
- ^ Саша Петежан. «Эсма Редзепова Теодосиевская – второй раз номинант на Нобелевскую премию мира» . Архивировано из оригинала 16 марта 2004 года . Проверено 2 августа 2006 г.
- ^ «Эсма и Влатко — выбор БЮР Македония» . Евровидение.TV . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «БЮР Македония: Влатко и Эсма в Мальмё» . escxtra.com . Архивировано из оригинала 29 апреля 2013 года . Проверено 28 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Омельянчук, Елена (15 марта 2013 г.). «Анонсирована новая песня для Эсмы и Лозано» . Евровидение.TV .
- ^ Jump up to: а б «Евровидение 2013, Полуфинал (2)» . Евровидение.TV . 18 мая 2013 года . Проверено 18 мая 2013 г.
- ^ , умерла в «Эсма Редзепова, «королева римской музыки» Македонии bbc.co.uk. декабря 11 Получено 12 декабря.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Интервью: Эсма Реджепова: «Свой первый заработок я спрятала в трусах» » . Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года.
- ^ Болгария во время Второй мировой войны, Маршалл Ли Миллер, Stanford University Press, 1975, ISBN 0804708703 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Дэмина Гамбита Телешоу , HRT , апрель 2014 г.
- ^ «Эсма Реджепова — РомАрхив» .
- ^ « Цыганская королева, Некролог: Эсма Редзепова », The Economist , 17 декабря 2016 г., по состоянию на 17 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Кэрол Сильверман (2012). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. п. 202. ИСБН 9780195300949 .
- ^ Jump up to: а б Гарт Картрайт (2005). «Отрывок из книги «Принцы среди мужчин: Путешествие с цыганскими музыкантами» » . Змеиный хвост. Архивировано из оригинала (Книги) 8 сентября 2006 года . Проверено 2 августа 2006 г.
- ^ Кэрол Сильверман (2012). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. п. 204. ИСБН 9780195300949 .
- ^ Jump up to: а б «Эсма Редзепова: «Цыганская королева» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 5 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кэрол Сильверман (2012). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. п. 207. ИСБН 9780195300949 .
- ^ Jump up to: а б с Ушла из жизни певица Эсма Редзепова, развлекавшая Тито и Каддафи. Архивировано 12 декабря 2016 года в Wayback Machine , Independent.mk , 11 декабря 2016 года.
- ^ Джош Холл (12 августа 2013 г.). «Встаньте, люди! Исследована югославская цыганская поп-музыка» . Квиетус.
- ^ Jump up to: а б Кэрол Сильверман (2012). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. п. 211. ИСБН 9780195300949 .
- ^ Jump up to: а б с д Элизабет Артемис Мура. «Королева цыганской музыки: Эсма Редзепова» . Лучшее от Хабиби.
- ^ Филип Нокс (8 мая 2012 г.). « О отец, что ты сделал?», Возрождение золотого века цыганской музыки Югославии» . Еврозин. Архивировано из оригинала 15 сентября 2016 года . Проверено 19 ноября 2014 г.
- ^ Ивана Д'Алессандро (24 ноября 2007 г.). «Интервью с македонской певицей Эсмой Редзеповой, «королевой цыган» » . Всемирный музыкальный центр.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кэрол Сильверман (2012). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. п. 215. ИСБН 9780195300949 .
- ^ Песни македонского цыгана (версия на компакт-диске) , Smithsonian Folkways .
- ^ Марк Слобин, изд. (1996). Перестройка культуры: музыкальные изменения в Центральной и Восточной Европе . Издательство Университета Дьюка. п. 247. ИСБН 9780822318477 .
- ^ Кэрол Сильверман (2012). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. п. 248. ИСБН 9780195300949 .
- ^ «Эсма выигрывает иск против Саши Коэна» . makfax.com.mk. 29 июля 2009 года . Проверено 30 июля 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Кэрол Сильверман (2012). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. п. 290. ИСБН 9780195300949 .
- ^ «Ушла из жизни Эсма Редзепова – королева цыганской музыки» . Новая Македония. 11 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2016 г. Проверено 11 декабря 2016 г.
- ^ «Эсма Редзепова в тяжелом состоянии была экстренно переведена в больницу Скопье» . Ситель. 29 ноября 2016 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ «ПОСЛЕДНИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ: Мы послали Королеву спеть ангелам (ГАЛЕРЕЯ)» . Телеграф.мк. 12 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 14 декабря 2016 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ «Королеву цыганской музыки Эсму Редзепову похоронили сегодня на городском кладбище Бутель» . Ситель. 12 декабря 2016 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Кэрол Сильверман (2012). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. п. 289. ИСБН 9780195300949 .
- ^ «Балканский соул и цыганский блюз» . IMDb.
- ^ Jump up to: а б с д «Эсма Редзепова: страсть к человечности» . SETimes. 3 мая 2010 г.
- ^ Balkan Days 2015: Эсма Реджепова и группа Эсмы , Balkantage .
- ^ Кэрол Сильверман (2012). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. п. 206. ИСБН 9780195300949 .
- ^ Джеффри Э. Коул, изд. (2011). Этнические группы мира . АВС-КЛИО. п. 300. ИСБН 9781598843033 .
- ^ Jump up to: а б Кэрол Сильверман (2012). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. п. 214. ИСБН 9780195300949 .
- ^ Мария Главчева (6 февраля 2012 г.). «Эсма Редзепова: Если бы не Стево, я бы почистила больше лестниц» . Тока.
- ^ Кэрол Сильверман (2012). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. п. 208. ИСБН 9780195300949 .
- ^ «Пожертвование города в размере 25 000 евро для музея на Эсме» . Утренний вестник. 22 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 г.
- ^ «События 2016 года – Голос Ромы» . www.voiceofroma.com . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Профессор Ян Педди, изд. (2013). Популярная музыка и права человека: Том II: Мировая музыка . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 93. ИСБН 9781409494485 .
- ^ Кэрол Сильверман (2012). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. п. 213. ИСБН 9780195300949 .
- ^ «Эсма без комментариев по поводу штаб-квартиры в ее музее» . Дневник. 16 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г.
- ^ Майя Васева (1 июля 2013 г.). «Национальная пенсия Эсмы не противоречит единовременной выплате советника?!» . ПлюсИнфо. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
- ^ «Эсма для Blitz: Империя меняется, но я не знаю почему» . Либертас. 10 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 23 ноября 2014 г.
- ^ Эсма Реджепова, королева цыган , официальный сайт музыкального факультета Питтсбургского университета.
- ^ Jump up to: а б Эсма Редзепова-Теодосиевска , официальный сайт Экономической палаты Македонии.
- ↑ Динк получает норвежскую [так в оригинале] премию , Асбарез , 6 октября 2016 г.
- ^ Награды и признания. Архивировано 2 ноября 2014 года на Wayback Machine , официальном сайте президента Республики Македония .
- ↑ Эсме Редзеповой присвоено звание Национальной артистки Республики Македония , Курир , 13 сентября 2013 г.
- ^ «Крст Ракоч» . IMDb.
- ^ «Пой Македонию» . IMDb.
- ^ «Юговидение» . IMDb.
- ^ «В сердце света – Ночь Примадонн» . IMDb.
- ^ «Когда дорога изгибается... Сказки о цыганском караване» . IMDb.
- ^ «Романская душа» . IMDb.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1943 года рождения
- смертей в 2016 г.
- Македонские певицы XX века
- Македонский народ еврейского происхождения
- Македонский цыганский народ
- Музыканты из Скопье
- Македонские исполнители фолк-попа
- Македонские народные певцы
- Участники конкурса песни Евровидение 2013 года.
- Участники конкурса песни Евровидение от Северной Македонии
- Югославские певицы
- Цыганские певицы
- Цыганские певцы
- македонские гуманисты
- Люди иракско-еврейского происхождения
- Цыганские певцы
- Цыгане-мусульмане