Деконструкция (мода)
Деконструкция (или деконструктивизм ) — модное явление 1980-х и 1990-х годов. Он предполагает использование форм костюма, основанных на выявлении структуры одежды – они используются как внешний элемент костюма. Этот феномен связан с дизайнерами Мартином Маржелой , Йоджи Ямамото , Рей Кавакубо , Карлом Лагерфельдом , Анн Демельмейстер и Дрисом ван Нотеном . [1] [2] Деконструктивизм в моде рассматривается как часть философской системы, сформировавшейся под влиянием творчества Жака Деррида . [3] [4]
Срок
[ редактировать ]В моде термин «деконструктивизм» появился во второй половине 1980 -х — начале 1990-х годов . Принципы этого направления были изложены в 1985 году в статье Гарольда Кода « Рей Кавакубо и эстетика бедности». [5] В начале 1990-х годов Гарольд Кода и Ричард Мартин представили концепцию деконструкции моды в каталоге выставки Infra-Apparel. [6] где «деконструктивизм» описывался как единое течение 1990-х годов. Считается, что термин «деконструктивизм» применительно к моде стал использоваться после архитектурной выставки 1988 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке. [7] Работой, обобщившей основные принципы деконструктивизма 1990-х годов, можно считать текст Элисон Гилл «Деконструктивная мода: создание незавершенной, разлагающейся и заново собранной одежды». Гилл определил деконструкцию в моде как термин, описывающий «незаконченную, разваливающуюся, переработанную, прозрачную или гранжевую одежду на подиуме ». [8]
Общие принципы
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Деконструктивизм считается одним из самых влиятельных модных направлений 1980-х и 1990-х годов. [9] Он возник как реакция на континентальную философию. [3] и его можно рассматривать как одну из попыток представить моду как интеллектуальное движение. [4] Дизайнеры и критики подчеркивают альтернативный характер деконструкции моды коммерческой или подиумной моде . [9] хотя это противостояние весьма относительно. Деконструктивизм был ориентирован не столько на механизм и правила индустрии моды, сколько на философию и архитектуру. [10]
Основные элементы
[ редактировать ]Деконструктивизм связан с появлением новой техники кроя , подчеркивавшей конструктивные элементы костюма. При этом деконструктивизм считается протестом против стиля 1980-х годов . [11] [12] Оно оценивается как попытка создать новое направление в костюме как с точки зрения формирования, так и в смысле создания новой идеологии моды. Деконструктивизм предполагает выделение элементов кроя во внешнем облике костюма.
Дизайнеры
[ редактировать ]Существуют разные точки зрения относительно того, кого из дизайнеров следует считать представителями деконструктивизма в моде. Список основных участников неоднозначен. В некоторых случаях оно ограничивается представителями « Антверпенской шестерки », с особым упором на такие имена, как Мартин Маржела и Анн Демельмейстер . [1]
Деконструктивизм и концепция интеллектуальной моды
[ редактировать ]Идея сопротивления, заложенная в рамки деконструкции, подразумевала стремление рассматривать моду как интеллектуальную сферу. [4] Структура костюма представляла собой интеллектуальную сторону одежды. Под влиянием деконструкции [3] в моде сформировалась новая стратегия – понимание моды как интеллектуального явления.
Деконструкция в моде и архитектуре
[ редактировать ]Появление деконструктивизма в моде связано с архитектурной традицией . [13] Отправной точкой считается выставка «Деконструктивистская архитектура», проходившая в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1988 году. [7] На выставке были представлены работы малоизвестных тогда художников Рема Колхаса , Захи Хадид , Фрэнка Гери , Питера Эйзенмана , Даниэля Либескинда и Бернарда Чуми . [13] [7]
Деконструктивизм в моде и философии
[ редактировать ]Деконструктивизм в моде обычно соотносят с деконструктивизмом как философским течением — прежде всего с творчеством Жака Деррида . Модный деконструктивизм представлен как переосмысление философского метода, сформированного представителями европейской и йельской школ . Деконструкция моды также подразумевает, что система моды в целом и костюм в частности ошибочно воспринимаются как структура. Деконструкция в моде была частью философского движения, в котором идеи деконструкции могли быть выражены в прикладных формах. Для моды обращение к философии деконструкции было одним из способов подтвердить свой интеллектуальный статус. [14]
Деконструкция и идея беспорядка
[ редактировать ]Деконструктивизм в моде не был протестом против идеи порядка как таковой. [15] Оно развивалось как сопротивление определенному типу порядка: деконструктивизм предполагал возможность децентрализации системы (в том числе системы моды) и возможность проверки установленных извне правил. В модной деконструкции беспорядок был частью устоявшейся системы. Модная деконструкция позиционировала беспорядок как структурный элемент.
Деконструкция и антимода
[ редактировать ]Деконструктивизм в костюме стал одним из устойчивых течений, построенных на противостоянии идее моды . [5] Это стало формой критики стандартной коммерческой одежды и предполагало возможность создания системы, ориентированной на философский прототип. Деконструктивизм предполагал возможность появления нового социального ориентира для моды. [16] Кроме того, деконструктивизм был одним из первых масштабных движений, наметивших саму возможность альтернативной моды .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Граната Ф. Деконструкция и гротеск: Мартин Маржела / Экспериментальная мода: перформанс, карнавал и гротескное тело. Лондон — Нью-Йорк, IBTauris: 2017. с. 74 — 102.
- ^ Гилл А. Мода в стиле деконструкции: создание незавершенной, разлагающейся и заново собранной одежды // Теория моды: журнал платья, тела и культуры. 1998. Том. 2.1. Стр. 25.
- ^ Перейти обратно: а б с Автономова Н. С. Деррида и грамматология // Деррида Дж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. - С. 7-1.
- ^ Перейти обратно: а б с Гилл А. Жак Деррида: мода под стиранием. / А. Рокамора и А. Смелик (ред.), Мышление через моду: Руководство для ключевых теоретиков. Лондон: IB Tauris, 2016. стр. 251–268.
- ^ Перейти обратно: а б Кода Х. Рей Кавакубо и эстетика бедности / Костюм: Журнал Американского общества костюмов, 1985, № 11, стр. 5–10.
- ^ Мартин Р., Кода Х. Инфра-одежда. [Каталог выставки]. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1993.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон П., Вигли М. Деконструктивистская архитектура [Каталог выставки]. Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1988.
- ^ Гилл А. Мода в стиле деконструкции: создание незавершенной, разлагающейся и заново собранной одежды // Теория моды: журнал платья, тела и культуры. 1998. Том. 2.1. п. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкокс К. Радикальная мода. [Каталог выставки]. Лондон: Публикации V&A, 2001.
- ^ Брюнетка П., Уиллс Д. Деконструкция и изобразительное искусство: искусство, медиа, архитектура . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1994.
- ^ Шпиндлер AM распадается // New York Times. 1993. 25 июля. Раздел «Стили». Стр. 1, 9.
- ^ О'Ши С. La mode Destroy // Vogue (Париж), 1992, май.
- ^ Перейти обратно: а б МакЛеод М. Раздевающаяся архитектура: мода, гендер и современность // Архитектура: В моде / Под ред. Д. Фауш и др. Принстон: Princeton Architectural Press, 1994.
- ^ Уилкокс К. Радикальная мода. [Каталог выставки]. Лондон: Публикации V&A, 2003.
- ^ Гилл А. Мода в стиле деконструкции: создание незавершенной, разлагающейся и заново собранной одежды // Теория моды: журнал платья, тела и культуры. 1998. Том. 2.1. стр. 26-27.
- ^ Мартин Р. 1992. Нищета и деконструкция: богатство бедности в моде 1990-х годов. // Текстиль и текст, 1992, вып. 15, № 2, стр. 3 — 12.
Источники
[ редактировать ]- Брюнетка П., Уиллс Д. Деконструкция и изобразительное искусство: искусство, медиа, архитектура. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1994.
- Каннингем Б. Fashion du Siècle // Подробности, 1990, № 8. С. 177–300.
- Кода Х. Рей Кавакубо и эстетика бедности / Костюм: Журнал Американского общества костюмов, 1985, № 11, стр. 5–10.
- Мартин Р., Кода Х. Инфра-одежда. [Каталог выставки]. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1993.
- О'Ши С. La mode Destroy // Vogue (Париж), 1992, май.
- О'Ши С. 1991. Переработка: совершенно новое производство стиля // Elle, 1991, № 2, стр. 234–239.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уилкокс К. Радикальная мода. [Каталог выставки]. Лондон: Публикации V&A, 2001. 144 стр.
- Мартин Р. Нищета и деконструкция: богатство бедности в моде 1990-х годов. // Текстиль и текст, 1992, вып. 15, № 2, стр. 3 – 12.
- МакЛеод М. Раздевающаяся архитектура: мода, гендер и современность // Архитектура: В моде / Под ред. Д. Фауш и др. Принстон: Princeton Architectural Press, 1994.
- Граната Ф. Деконструкция и гротеск: Мартин Маржела / Экспериментальная мода: перформанс, карнавал и гротескное тело. Лондон — Нью-Йорк, IBTauris: 2017. с. 74 — 102.
- Гилл А. Мода в стиле деконструкции: создание незавершенной, разлагающейся и заново собранной одежды // Теория моды: журнал Dress, Body & Culture. 1998. Том. 2.1. стр. 25–49.
- Гилл А. Жак Деррида: мода под стиранием. / А. Рокамора и А. Смелик (ред.), Мышление через моду: Руководство для ключевых теоретиков. Лондон: IB Tauris, 2016. стр. 251–268.