Шэньян J-11
Дж-11 | |
---|---|
![]() НОАК J-11A | |
Общая информация | |
Тип | Истребитель завоевания превосходства в воздухе |
Национальное происхождение | Китай / Советский Союз |
Производитель | Шэньянская авиастроительная корпорация |
Статус | На действительной службе |
Основной пользователь | ВВС Народно-освободительной армии |
Количество построенных | 440 (по состоянию на 2019 год [update]) [ 1 ] |
История | |
Изготовлено | 1998 – настоящее время |
Дата введения | 1998 |
Первый полет | 1998 |
Разработано на основе | Сухой Су-27 |
Развитый в | Шэньян J-15 Шэньян J-16 |
Shenyang J-11 ( китайский : 歼-11) — двухмоторный реактивный истребитель четвертого поколения Китайской Народной Республики, созданный на базе Су советского -27 . Его производит Шэньянская авиастроительная корпорация (SAC). Самолет эксплуатируется ВВС Народно-освободительной армии (НОАК) и Военно-морскими силами Народно-освободительной армии (ПЛАНАФ).
Разработка
[ редактировать ]Предлагаемый J-11
[ редактировать ]Основываясь на опыте войны во Вьетнаме , в 1969 году ВВС НОАК потребовали легкий истребитель взлета и посадки для замены Shenyang J-6 и Nanchang Q-5 . Предложение Шэньянского авиационного конструкторского института и Шэньянского авиационного завода получило обозначение «J-11»; он напоминал французский Dassault Mirage F1 и был оснащен британским двигателем Rolls-Royce Spey 512 . От проекта отказались, поскольку не удалось закупить подходящий двигатель, а конкурирующий Nanchang J-12 был гораздо более совершенным. [ 2 ]
Покупка Су-27
[ редактировать ]Китай был первым экспортным заказчиком Су-27. [ 3 ] Китай обратился к Советскому Союзу за оружием после протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году и вызванного ими западного эмбарго на поставки оружия. Китай предпочел Су-27 МиГ-29 . Три заказа были сделаны в 1990-е годы, а поставки 36 Су-27СК и 42 Су-27УБК начались в 1992 году и продолжались до 2000-х годов. [ 4 ]
Дж-11
[ редактировать ]В 1996 году Китай и Рособоронэкспорт заключили соглашение на сумму 1,2 миллиарда долларов США. [ 5 ] разрешение ГАК на производство 200 Су-27УБК [ 4 ] по лицензии . В производстве начнут использовать комплекты производства Комсомольского-на-Амуре авиазавода (КнАППО). Подсистемы ( авионика , радары и двигатели) будут импортироваться из России и не производиться по лицензии. [ 5 ] Кроме того, соглашение запрещало Китаю экспортировать свою продукцию. [ 4 ] Производство началось в 1997 году. [ 5 ] Первые два были завершены в декабре 1998 года, но были плохо собраны, и для их восстановления потребовалась помощь России. [ 4 ] Пять из них были построены к 2000 году, а еще 20 — к 2003 году, и к тому времени производство было высокого качества и включало местные детали планера; Россия не возражала против местных деталей планера, что позволило КнАППО сократить содержание поставляемых комплектов. [ 6 ] Россия сопротивлялась требованиям Китая об обновлении авионики, в конечном итоге модернизировав устаревший N001 импульсно-доплеровский радар улучшенным N001V. Производство J-11A, «родного» варианта, началось в 2000 году. К 2006 году было произведено не менее 105 J-11 и J-11A с улучшенной отечественной авионикой. [ 4 ]
Сообщается, что совместное производство закончилось в 2004 году разработкой J-11B «Пылающий дракон». [ 7 ] — вариант с отечественными подсистемами, что нарушало договор о совместном производстве. [ 6 ] [ 8 ] Однако до 2009 года Китай продолжал владеть лицензиями на производство российских самолетов и комплектующих, которые включали ранее конфиденциальные положения, касающиеся интеллектуальной собственности . Первоначальная лицензия официально не включала палубные самолеты (например , Су-33 ) или его варианты (например, Shenyang J-15 ). [ 9 ]
(MAWS) китайского производства К 2015 году J-11 были модернизированы системами предупреждения о приближении ракет . Неподтвержденные обновления включали улучшенные дисплеи в кабине и системы управления огнем ракет Р-77 или ПЛ-10 . [ 10 ]
J-11Б
[ редактировать ]J-11B представляет собой многоцелевой вариант J-11, включающий китайские подсистемы. Это было задумано как способ устранить зависимость J-11 от России. [ 6 ] SAC представила макет J-11B в середине 2002 года. Три прототипа были доставлены в ВВС НОАК для испытаний в 2006 году. [ 7 ] Двухместный J-11BS появился через два года после J-11B. [ 6 ] Сообщается, что к 2011 году 90% J-11B было основано на подсистемах и деталях, разработанных в Китае, причем двигатель, предположительно, составлял основную часть оставшейся части. [ 6 ] [ 11 ] Многие отечественные подсистемы являются усовершенствованиями имеющихся на Су-27СК. [ 11 ]
Китайские подсистемы на J-11B включают радар Тип 1474, 3-осевую систему данных, систему электропитания, блок аварийного питания, тормозную систему, гидравлическую систему, топливную систему, систему контроля окружающей среды, системы генерации кислорода на основе молекулярных сит, [ 6 ] цифровая система управления полетом и стеклянная кабина. [ 7 ] Планер немного легче за счет большего использования композитов. [ 12 ]
J-11B может нести PL-12. [ 6 ] и ПЛ-15. ракеты «воздух-воздух» [ 13 ] [ нужен лучший источник ]
Замена двигателя
[ редактировать ]К 2004 году J-11 проходил испытания вместе с Shenyang WS-10 . [ 14 ] Тестирование могло начаться еще в 2002 году; На изображении с Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставки 2002 года предположительно был изображен J-11 с одним двигателем, замененным на WS-10. [ 15 ] Разработка WS-10 оказалась трудной. Один полк был переоборудован на J-11B с двигателями WS-10 в 2007 году, но был остановлен на длительный период из-за плохой эксплуатационной надежности. [ 16 ] Сообщается, что после 2009 года WS-10A достаточно созрел для установки на самолет J-11B Block 02. [ 17 ] и Jane's сообщили, что J-11B оснащен двигателем WS-10 в 2014 году. [ 18 ]
Операционная история
[ редактировать ]J-11B НОАК участвовали в совместных китайско-пакистанских учениях «Шахин-1» в марте 2011 года. Это был первый раз, когда ВВС НОАК провели «оперативные» воздушные маневры в Пакистане вместе с ВВС США. [ 19 ]
Перехват П-8
[ редактировать ]19 августа 2014 года J-11B перехватил самолет ВМС США P-8 Poseidon противолодочный , который находился над Южно-Китайским морем . [ 20 ]
Министерство обороны США обнародовало подробности на пресс-конференции 22 августа 2014 года, представителем которой выступил адмирал Джон Кирби . По словам Кирби, инцидент произошел в 135 милях (217 км) к востоку от острова Хайнань , в международном воздушном пространстве. Китайский реактивный самолет «прошел под самолетом за один проход, имея расстояние всего 50–100 футов [15–30 м]. Китайский реактивный самолет также прошел носовую часть P-8 под углом 90 градусов брюхом в сторону P-8 Poseidon» . предположительно демонстрируя свое вооружение. После этого J-11 пролетел прямо под P-8 и рядом с ним, поднеся законцовки крыльев , как я уже сказал, на расстояние 20 футов [6 м]. совершил кувырок над P-8, пролетев в пределах 45 футов [14 м]». Он сказал, что «непрофессиональные» и «небезопасные» действия китайского пилота «не соответствуют тем отношениям между военными», которые США стремились установить с Китаем. Официальная жалоба была направлена в Китай по обычным дипломатическим каналам. [ 21 ] [ 22 ] Пентагон далее прокомментировал: «Военные действия могут проводиться в пределах исключительной экономической зоны другой страны в качестве реализации свободы навигации и полета». [ 20 ]
В ответ представитель Министерства национальной обороны Китая Ян Юйцзюнь заявил, что критика США «совершенно беспочвенна», поскольку китайский пилот профессионально соблюдал безопасную дистанцию. Кроме того, он назвал основной причиной «массированное и частое пристальное наблюдение» США и призвал прекратить наблюдательные полеты для улучшения двусторонних военных связей. [ 23 ]
Варианты
[ редактировать ]- J-11 : Су-27УБК лицензионного производства из комплектов, предоставленных Россией. [ 4 ]
- J-11A : J-11, произведенные с большей долей отечественного производства, с улучшенной авионикой и дисплеями в кабине. Некоторые старые J-11 и J-11A были модернизированы до аналогичного стандарта. [ 4 ]
- J-11A MLU : программа модернизации среднего срока службы J-11 для J-11A, соответствующего стандарту J-11B, и включает улучшенную авионику, такую как система предупреждения о приближении ракет (MAWS), полностью стеклянную кабину и новые радиолокационные системы. . [ 24 ]
- J-11B ( Фланкер-Л [ 25 ] [ 26 ] ): вариант китайской разработки с отечественными подсистемами [ 6 ] включая радар Тип 1493 и дополнительную внутреннюю систему ECM . [ 4 ] Блок 02 был оснащен турбовентиляторным двигателем Shenyang WS-10 . [ 17 ] [ 18 ]
- J-11BS ( Фланкер-Л [ 25 ] ): Двухместный вариант J-11B. [ 10 ] В 2012 году количество J-11B и J-11BS на вооружении превысило 120. [ 27 ]
- J-11BH : военно-морская версия J-11B. [ 12 ] [ 28 ] Впервые его заметили в мае 2010 года. [ 12 ] [ 29 ]
- J-11BSH : военно-морская версия J-11BS. [ 12 ] [ 28 ]
- J-11BG : изображение модернизированного варианта со светло-серым обтекателем, впервые показанное в сентябре 2019 года. [ 30 ] Дополнительная информация подтвердила наличие модернизации J-11BG, включая радар AESA , модернизацию радиоэлектронного оборудования, нашлемный прицел и возможность запуска ракет PL-10 и PL-15 . [ 31 ] [ 32 ]
- J-11BGH : модернизация J-11BH, военно-морской версии J-11BG. [ 33 ]
- J-11D : вариант, возможно, оснащенный фиксированной РЛС с электронным сканированием, IRST и способностью стрелять более тяжелыми ракетами класса «воздух-воздух» с визуализацией/инфракрасным излучением (IIR). В планере более широко используются композитные материалы, особенно в воздухозаборниках двигателей, для снижения радиолокационной заметности. Крылья имеют по три точки крепления каждое. По неподтвержденным данным, у него новая электродистанционная система управления, стеклянная кабина , улучшенные системы РЭБ и улучшенная версия двигателя WS-10A. [ 34 ] называется WS-10B. [ 35 ] В период с 2015 по 2016 год было построено три прототипа, за тот же период были проведены испытательные полеты. Сообщается, что от проекта отказались в пользу модернизации J-11BG для ВВС НОАК и модернизации J-15B для ВВС НОАК. [ 35 ]
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Народно-освободительной армии : 100 J-11A, 180 J-11B и 90 J-11BS (по состоянию на 2018 г.). [update]) [ 36 ]
- 1-я истребительная авиационная дивизия
- 6-я истребительная дивизия
- 7-я истребительная дивизия
- Военно-морские силы Народно-освободительной армии : 40 J-11BH и 32 J-11BSH (по состоянию на 2018 год). [update]) [ 37 ]
- Полк Университета военно-морской аэронавтики
- 22-й авиаполк
- 24-й авиационный полк
- 25-й авиационный полк
Технические характеристики (J-11A/J-11)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 21,9 м (71 фут 10 дюймов)
- Размах крыльев: 14,7 м (48 футов 3 дюйма)
- Высота: 5,92 м (19 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 52,84 м 2 (568,8 кв. футов)
- Вес пустого: 16 380 кг (36 112 фунтов) [ 40 ]
- Полная масса: 23 926 кг (52 748 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 33 000 кг (72 753 фунта)
- Запас топлива: 9400 кг (20700 фунтов) внутреннего топлива [ 41 ]
- Силовая установка: 2 турбовентиляторных двигателя Shenyang WS-10A "Taihang" с форсажной камерой, тягой 132 кН (30 000 фунтов силы) каждый (J-11B Block 02). [ 17 ] [ 18 ] )
Производительность
- Максимальная скорость: 2,35 Маха (2500 км/ч, 1553 миль в час) на высоте.
- Дальность действия: 3530 км (2190 миль, 1910 миль)
- Боевая дальность: 1500 км (930 миль, 810 морских миль) ~ [ 42 ]
- Практический потолок: 19 000 м (62 000 футов)
- г лимиты: + 9
- Скорость набора высоты: 300 м/с (59 000 футов/мин) [ 43 ]
Вооружение
- Guns: 1× 30 mm (1.18 in) Gryazev-Shipunov GSh-30-1 cannon with 150 rounds
- Узлы подвески: 10: 2 под фюзеляжем, 2 под воздуховодами, 4 под крыльями, 2 на законцовках крыла, с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты:
- PL-15 (только более поздние модели B и J-11D)
- ПЛ-12
- PL-10 (более поздние модели B и D)
- ПЛ-9
- ПЛ-8
- Vympel R-77
- Vympel R-27
- Vympel R-73
- Ракеты:
- Ракеты: Неуправляемая ракетная установка.
- Бомбы: свободного падения. кассетные бомбы
Авионика
- РЛС управления огнем: НИИП Тихомирова Н001ВЭ « Меч» , или РЛС Тип 1474 (J-11B). Когерентно-импульсная доплеровская РЛС [ 6 ]
- Электрооптическая система ОЭПС-27
- Нашлемный прицел НСЦ-27 (ГМС)
- Капсулы Гардения ЕСМ
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Боинг F/A-18E/F Супер Хорнет
- Дассо Рафаль
- Еврофайтер Тайфун
- Грумман F-14 Томкэт
- Макдоннелл Дуглас F-15 Eagle / Mitsubishi F-15J
- Сухой Су-30
- Sukhoi Su-30MKK
- Сухой Су-35
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Бронк, Джастин (октябрь 2020 г.). Тенденции боевой авиации России и Китая (PDF) (Отчет). Отчет Уайтхолла. Том. 3–20. Королевский объединенный институт исследований в области обороны и безопасности . п. 35. Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2021 года . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ Gordon & Komissarov 2008 , p. 92.
- ^ Gordon & Komissarov 2008 , p. 104.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рупрехт, Андреас (3 января 2019 г.). «Китайская история фланкера» . Ключ Аэро . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Сондерс и др. , с. 35
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сондерс и др. , с. 36
- ^ Jump up to: а б с «Истребитель J-11B» . Народная газета онлайн . 4 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2016 г. Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ Сондерс и др. , с. 46
- ^ Рупрехт, Андреас (декабрь 2011 г.). «Китайский «Фланкер» набирает обороты. Обновление о Шэньяне J-11» . Ежемесячник боевых самолетов . 12 (12): 40–42.
- ^ Jump up to: а б Фишер, Ричард Д. мл. (11 марта 2015 г.). «Изображения позволяют предположить модернизацию китайских самолетов J-11 ранних серий» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 г. Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Сондерс и др. , с. 37
- ^ Jump up to: а б с д Парсонс, Тед (10 мая 2010 г.). «На открытой местности замечены китайские военно-морские J-11» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 12 мая 2010 года . Проверено 18 декабря 2015 г.
- ^ «Впервые было показано, что J-11B нашей армии оснащен ракетами Pl15 или оснащен радаром с активной фазированной решеткой» . Архивировано из оригинала 30 марта 2019 г. Проверено 30 марта 2019 г. .
- ^ Фишер, Ричард младший (13 декабря 2004 г.). «Отчет о 5-м авиасалоне Китая: Чжухай, КНР, 1-7 ноября 2004 г.» . Международный центр оценки и стратегии. Архивировано из оригинала 26 апреля 2005 г. Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ Фишер, Ричард Д. младший (7 октября 2003 г.). «Новые события в российско-китайских военных отношениях: отчет о Московском аэрокосмическом салоне (МАКС) 19-23 августа 2003 г.» . Американо-китайская комиссия по обзору экономики и безопасности . Архивировано из оригинала 12 января 2005 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ Помфрет, Джон (25 декабря 2010 г.). «Военная мощь ускользает от Китая, который ищет оружие за рубежом» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 31 декабря 2016 года . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Рупрехт, Андреас (декабрь 2011 г.). «Китайский «Фланкер» набирает обороты. Обновление о Шэньяне J-11» . Ежемесячник боевых самолетов . Том. 12, нет. 12. С. 40–42.
- ^ Jump up to: а б с Фишер, Ричард Д. младший (26 августа 2014 г.). «Китайский J-11BH «агрессивен» с USN P-8A, говорит Министерство обороны» . Еженедельник защиты Джейн . Архивировано из оригинала 27 августа 2014 г. Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ Замбелис, Крис (20 мая 2011 г.). Учения « Шахин-1» сигнализируют о расширении китайско-пакистанского альянса . Краткий обзор Китая Том: 11 Выпуск: 9 . Фонд Джеймстауна. Архивировано из оригинала 27 октября 2018 года . Проверено 23 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Капаччо и Грейлинг Кин, Тони и Анджела (22 августа 2014 г.). «Китайский реактивный самолет перекатился над американским самолетом, вызвав протест» . Bloomberg LP Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 11 марта 2017 г.
- ^ Кек, Закари (23 августа 2014 г.). «Опасный перехват китайцами американского самолета-шпиона» . Дипломат. Архивировано из оригинала 21 ноября 2014 года . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ «Стенограмма Defense.gov: Пресс-брифинг Министерства обороны адмирала Кирби в зале для совещаний Пентагона» . Архивировано из оригинала 30 октября 2014 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ «Китай призывает США прекратить пристальное наблюдение» . Синьхуа. 23 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2014 года . Проверено 8 марта 2015 г.
- ^ «Отечественная модернизированная версия авионики J-11A дебютирует для оснащения высшего подразделения ВВС (фото)» . Sina News (на китайском языке).
- ^ Jump up to: а б Международный институт стратегических исследований (15 февраля 2023 г.). «6 Азия». Военный баланс 2023 . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781003400226 . ISBN 9781003400226 . S2CID 256916955 .
- ^ Ричард Д. Фишер-младший (19 марта 2012 г.). «Китай модернизирует ВВС по двум направлениям» . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала 12 мая 2013 г. Проверено 10 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Йео, Майк (2 ноября 2015 г.). «ПЛАН проводит внезапные учения в Южно-Китайском море» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 г. Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ «Может ли Китай обеспечить создание ПВО в Южно-Китайском море?» . usni.org . 18 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ «Снимки J-11B подогревают спекуляции по поводу модернизации радара AESA» . Джейнс.com .
- ^ «Дж-11БГ» . глобальная безопасность .
- ^ «Пять самых опасных истребителей, с которыми сегодня могут столкнуться ВВС США: от китайских J-20 до российских Су-35» . журнал военных часов . 14 мая 2022 г.
- ^ «Первые истребители J-11BGH с радарами AESA присоединились к китайской военно-морской авиации: что делает их такими опасными?» . Журнал «Военные часы» . 18 марта 2022 г.
- ^ Фишер, Ричард Д. младший (5 мая 2015 г.). «На изображениях показан вариант J-11D с возможным новым радаром» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 20 декабря 2015 года . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Рупрехт, Андреас (20 октября 2023 г.). «Фланкеры Красного Дракона» . Королевское аэронавтическое общество .
- ^ Рупрехт, Андреас (29 октября 2018 г.). Современный китайский военный самолет: ВВС Китая — Самолеты и подразделения . Издательство Гарпия. п. 46. ИСБН 978-09973092-6-3 .
- ^ Сухой Су-27СК. Архивировано 20 сентября 2013 г. в Wayback Machine . КНААПО.
- ^ «Компания «Сухой» (ОАО) – Самолеты – Военная авиация – Су-27СК – Летно-технические характеристики самолетов» . Сухой.орг. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 12 мая 2011 г.
- ^ «Технические характеристики Су-27 Фланкер» . Сайт Sinodefence.com. Архивировано из оригинала 13 января 2010 г. Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ «Компания «Сухой» (ОАО) – Самолеты – Военная авиация – Су-27СК – Летно-технические характеристики самолетов» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ «Китайский самолет — J-11 [Су-27 ФЛАНКЕР]» . www.globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 6 января 2019 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ «Сухой Су-27 Фланкер» . Fighter-planes.com. Архивировано из оригинала 11 июля 2011 г. Проверено 12 мая 2011 г.
- Библиография
- Голан, Джон (2006). «Скрытая сила Китая: первые полвека истребительной авиации НОАК». Боевой самолет . 7 .
- Гордон, Ефим; Комиссаров, Дмитрий (2008). Китайские самолеты: авиационная промышленность Китая с 1951 года . Манчестер: Публикации Хикоки. ISBN 978-1-902109-04-6 .
- Международный институт стратегических исследований (2014). Хакет, Джеймс (ред.). Военный баланс 2014 . Оксфордшир: Рутледж. ISBN 978-1-85743-722-5 .
- Сондерс, Филип С.; Уайзман, Джошуа К. (декабрь 2011 г.). «Покупай, создавай или укради: поиски передовых технологий военной авиации в Китае» (PDF) . Китайские стратегические перспективы (4). Институт национальных стратегических исследований Университета национальной обороны . Проверено 25 мая 2015 г.
- Вэй, Бай (2012). «Фланкер под любым другим именем». Ежемесячник ВВС . 5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Истребитель J-11 ВВС Китая
- Фланкер под любым другим именем , журнал Bai Wei Air Forces Monthly , май 2012 г.