Мыс цветной
Мыс цветной | |
---|---|
![]() Большая цветная южноафриканская семья с корнями в Кейптауне , Кимберли и Претории. | |
Общая численность населения | |
5,247,740 [1] (Только в Южной Африке, 2020 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
ЮАР, Намибия , Зимбабве , Лесото | |
Языки | |
Африкаанс , Южноафриканский английский | |
Религия | |
Христиане (80%, в основном голландские реформаторы , англиканцы , католики ), мусульмане (5%, в основном сунниты ) [2] | |
Родственные этнические группы | |
Африканеры , койсаны , гибриды , урлам , народ грика , капские малайцы , народы банту Южной Африки , индейские южноафриканцы |
Цветные мыса ( африкаанс : Kaapse Kleurlinge ) — южноафриканская этническая группа, состоящая в основном из лиц смешанной расы африканского, азиатского и европейского происхождения.
Демография
[ редактировать ]Хотя цветные составляют меньшинство в Южной Африке , они являются преобладающей группой населения в Западно-Капской провинции .
Они, как правило, двуязычны, говорят на африкаанс и английском языке , хотя некоторые говорят только на одном из них. Некоторые люди в цветах плаща могут переключаться по коду , [3] говорят на диалекте африкаанс и английском языке, называемом африкаапс , также известном как мысский сленг (Капи) или комбуис африкаанс , что означает «кухонный африкаанс». Цветные мыса были классифицированы при апартеиде как подмножество более крупной цветной расовой группы.
По крайней мере, одно генетическое исследование показывает, что у цветных мысов есть предки, состоящие из следующих культурных рамок: [4]
- Африканцы, говорящие на койсанском языке : (32–43%)
- Африканцы, говорящие на банту : (20–36%)
- Этнические группы в Европе : (21–28%)
- Азиатские народы : (9–11%)
Здесь важно отметить, что термин генетического эталонного кластера «койсан» сам по себе относится к колониально смешанной группе населения, отсюда и конкатенация, и не является прямой ссылкой на древнее африканское происхождение скотоводов и охотников, которое часто разграничивается родословной гаплогруппы L0. распространен среди коренного населения Южной Африки в целом, что также является неотъемлемой частью других терминов генетического эталонного кластера аборигенов, таких как «банту из Юго-Восточной Африки». [5] .
Религия
[ редактировать ]Отдельная голландская реформатская церковь, Голландская реформатская миссионерская церковь (DRMC), была основана в 1881 году для обслуживания цветного кальвинистского населения Кейптауна отдельно от Голландской реформатской церкви в Южной Африке (NGK) . В 1994 году она была объединена с Голландской реформатской церковью в Африке (DRCA, образована в 1963 году) и образовала Объединяющуюся реформатскую церковь в Южной Африке . [ нужна ссылка ]
Успех в распространении католицизма среди говорящих на языке африкаанс, включая цветные общины, оставался минимальным до агонии апартеида в середине-конце 1980-х годов. Когда католические тексты начали переводиться на африкаанс, сочувствующие голландские пасторы-реформаторы, бросавшие вызов традиционному антикатолицизму своей церкви, помогали исправлять лингвистические ошибки. К 1996 году большинство католиков, говорящих на африкаанс, были выходцами из цветной общины, с меньшим количеством новообращенных африканеров , большинство из которых имели профессиональное образование. [6]
Суннитский ислам продолжает практиковаться среди капских малайцев , которых при апартеиде обычно считали отдельной этнорелигиозной группой.
Происхождение и история
[ редактировать ]Цветные мыса — гетерогенная южноафриканская этническая группа с разнообразными родовыми связями. Родословная может включать европейских поселенцев , коренные народы хой, сан и коса , а также рабов, импортированных из Голландской Ост-Индии (или их комбинацию). [7] Голландские поселенцы также увозили на мыс и продавали в рабство жителей Индии и островов Индийского океана. Индийским рабам почти всегда давали христианские имена, но места их происхождения указывались в записях о продажах и других документах, чтобы можно было составить представление о соотношении рабов из разных регионов. Однако эти рабы были рассеяны и с течением времени утратили свою индийскую культурную самобытность. Рабы малайского и другого происхождения были привезены из Индии, Индонезии , Малайзии , Мадагаскара и Мозамбика . Этот разнообразный состав людей впоследствии был классифицирован как единая группа при режиме апартеида . [8]
Перепись в Южной Африке 1911 года сыграла значительную роль в определении расовой идентичности в стране. Одним из наиболее примечательных аспектов этой переписи были инструкции, данные счетчикам о том, как классифицировать людей по различным расовым категориям. Категория « цветные люди » использовалась для обозначения всех людей смешанной расы, и в эту категорию входили различные этнические группы, такие как готтентоты , бушмены , капские малайцы , грика , коранна , креолы , негры и капские цветные . [ нужна ссылка ]
Особое значение имеет тот факт, что инструкция классифицировать «цветных людей» как отдельную расовую группу включала лиц африканского происхождения, обычно называемых неграми. Поэтому важно отметить, что цветные или «цветные плащи», как группа людей смешанной расы, также имеют африканское происхождение и могут рассматриваться как часть более широкой африканской диаспоры . [9]
При апартеиде, в соответствии с Законом о регистрации населения с поправками, термин «цветной плащ» относился к подгруппе цветных южноафриканцев, при этом бюрократия использовала субъективные критерии для определения того, был ли человек «цветным плащом» или принадлежал к одному из нескольких других родственных подгрупп, таких как « капские малайцы » или «другие цветные». [10] [11]
Кейп Цветные в СМИ
[ редактировать ]


Группа «Цветных мысов» дала интервью в документальном сериале «Росс Кемп о бандах» . Один из членов банды, участвовавший в интервью, упомянул, что чернокожие южноафриканцы были основными бенефициарами южноафриканских инициатив социального продвижения, в то время как «цветные мыса» оказались в еще большей маргинализации. [ нужна ссылка ]
Фильм 2009 года « Я не черный, я цветной: кризис идентичности на мысе Доброй Надежды» (Monde World Films, выпуск в США) — один из первых исторических документальных фильмов, в которых исследуется наследие апартеида с точки зрения мыса. Цветное сообщество, включая интервью со старейшинами, пасторами, членами парламента, студентами и обычными людьми, пытающимися найти свою идентичность в новой Южной Африке. Продолжение фильма 2016 года « Слово чести: возвращение обещания Манделы» (Monde World Films, выпуск в США) [12]
Различные книги освещают тему цветной идентичности и наследия. [ ВОЗ? ]
Патрик Тарик Мелле, активист в области наследия, автор книги «Объятия Камиссы» и один из создателей Музея Камиссы, составил обширный онлайн-архив блога («Люди Камиссы»), содержащий информацию о наследии, касающуюся цветного происхождения, восходящего к коренным народам Сан и Кхо и Рабы из Малагасии, Восточной Африки, Индонезии, Индии, Бенгалии и Шри-Ланки. [ нужна ссылка ]
Терминология
[ редактировать ]Термин « цветные » в настоящее время рассматривается в Южной Африке как нейтральное описание, классифицирующее людей смешанного расового происхождения. «Цветной» может рассматриваться как оскорбительный в некоторых других западных странах, таких как Великобритания и Соединенные Штаты Америки. [13]
Наиболее распространенными расовыми оскорблениями в отношении «цветных мысов» являются готтентоты или хотноты и кафры . Термин «хотнот» — уничижительный термин, используемый для обозначения койсанского народа и цветного населения в Южной Африке. Этот термин произошел из голландского языка, где «готтентот» использовался для описания языка, на котором говорил народ койсан. Позже этот термин стал использоваться как уничижительный термин для самих людей, основанный на европейском восприятии их внешнего вида и культуры. Этот термин часто используется для унижения и дегуманизации койсанцев и цветных людей, увековечивания вредных стереотипов и дискриминации в их отношении. [14] Термин «кафр» — это расовое оскорбление, используемое для обозначения цветных и чернокожих людей в Южной Африке. Оно возникло из арабского языка и использовалось для обозначения немусульман. Позже южноафриканцы европейского происхождения использовали его для обозначения чернокожих и цветных людей в эпоху апартеида, и этот термин стал ассоциироваться с расизмом и угнетением. Хотя его все еще используют против цветного населения, он не так распространен, как против чернокожего населения. [15] [16]
Люди
[ редактировать ]Политики
[ редактировать ]- Миди Ахмат , южноафриканская писательница и активистка за права ЛГБТ.
- Заки Ахмат , южноафриканский активист по ВИЧ/СПИДу и кинорежиссер.
- Невилл Александер , политический активист, педагог и лектор.
- Аллан Босак (политический активист и священнослужитель).
- Патрисия де Лилль , бывший ПКК , затем лидер независимых демократов , затем Демократического альянса мэр Кейптауна , ныне лидер Хорошей партии
- Тони Эренрайх , южноафриканский профсоюзный деятель .
- Зайнуниса Гул , южноафриканский политический активист и представитель городского совета Кейптауна .
- Алекс Ла Гума , южноафриканский писатель и лидер Южноафриканской организации цветного народа.
- Тревор Мануэль , бывший министр финансов, в настоящее время глава Национальной комиссии по планированию ЮАР .
- Питер Марэ , бывший мэр Unicity Кейптауна и бывший премьер Западного Кейптауна
- Джеральд Моркель , бывший мэр Кейптауна
- Дэн Платон , министр общественной безопасности Западного Кейпа.
- Дульси Сентябрь , политический активист.
- Адам Смолл , политический деятель, поэт и писатель.
- Перси Сонн , бывший президент Международного совета по крикету .
- Саймон ван дер Стель , последний командующий и первый губернатор голландской Капской колонии .
Художники и писатели
[ редактировать ]- Питер Абрахамс , писатель
- Тайрон Аполлис , академик
- Вилли Бестер
- Деннис Брут , журналист, поэт, активист
- Питер Кларк
- Филиппа Яа де Вильерс , писатель и художник-постановщик
- Гарт Эразмус , художник
- Диана Феррус , поэт, писатель и художник-перформанс
- Оливер Херманус , писатель, режиссер
- Розена Маарт , писатель
- Мустафа Малука
- Доктор Дон Маттера
- Джеймс Мэтьюз , писатель
- Селвин Милборроу , поэт, писатель, журналист
- Сизве Мпофу-Уолш
- Артур Нортье , поэт
- Робин Роуд
- Ричард Мур Рив , писатель
- Трейси Роуз
- Адам Смолл , писатель
- Зои Уикомб , писательница
- Атол Уильямс , поэт, писатель, ученый, социальный философ
Актеры и актрисы
[ редактировать ]- Куанита Адамс , актриса
- Натали Беккер , актриса
- Лесли-Энн Брандт , актриса
- Мэрил Кэсси , актриса
- Винсент Эбрагим , актер
- Винетт Эбрахим , актриса
- Ким Энгельбрехт , актриса
- Джаррид Гедульд , актер
- Шеннон Кук , актер
- Кэндис МакКлюр , актриса
- Шамила Миллер , актриса
- Блоссом Тейнтон-Линдквист
Королевы красоты
[ редактировать ]- Тэнси Кутзи , Мисс Южная Африка 2007
- Тамарин Грин , Мисс Южная Африка
- Эми Кляйнханс , бывшая Мисс Южная Африка 1992 года и первая небелая Мисс Южная Африка.
- Лизл Лори , Мисс Южная Африка 2015
- Джо-Энн Штраусс , Мисс Южная Африка 2000, медийная личность и бизнес-леди.
Музыканты
[ редактировать ]- АКА , исполнитель хип-хопа
- Фэллон Боуман — гитарист, певец и актёр южноафриканского происхождения.
- Джонатан Батлер , джазовый музыкант.
- Блонди Чаплин , певица и гитаристка группы Beach Boys.
- Пакстон Филис , певец
- Джин Гра , хип-хоп исполнитель.
- Пол Ханмер , пианист и композитор
- Абдулла Ибрагим , джазовый пианист
- Робби Янсен , музыкант
- Тревор Джонс , кинокомпозитор южноафриканского происхождения.
- Талип Петерсен , музыкант и режиссер
- YoungstaCPT , рэпер
- Тайла Ситхал , певица и автор песен южноафриканского происхождения.
Другие
[ редактировать ]- Марк Лоттеринг , комик
- Дженни Пауэлл , телеведущая.
Легкая атлетика
[ редактировать ]- Шон Абрахамс , бегун на 800 метров
- Корнел Фредерикс , легкоатлетический спринтер.
- Пол Горрис , спринтер
- Ли Джулиус , олимпийский чемпион 2004–08 гг.
- Джеральдин Пиллэй , олимпийская чемпионка 2004 года, призер Содружества
- Уэйд ван Никерк , легкоатлетический спринтер, олимпийский чемпион и чемпион мира, рекордсмен мира.
Крикет
[ редактировать ]- Пол Адамс
- Винсент Барнс
- Лот Босман
- Генри Дэвидс
- Базиль Д'Оливейра
- Дамиан Д'Оливейра
- Джей Пи Дюмини
- Гершель Гиббс
- Беуран Хендрикс
- Риза Хендрикс
- Омар Генри
- Гарнетт Крюгер
- Шарль Лангевельдт
- Уэйн Парнелл
- Альвиро Петерсен
- Робин Петерсон
- Киган Петерсен
- Вернон Филандер
- Дэйн Пидт
- Эшвелл Принс
- Роджер Телемах
Хоккей на траве
[ редактировать ]Футбол
[ редактировать ]- Киган Аллан
- Курт Абрахам
- Коул Александр
- Освин Аполлис
- Андре Арендсе
- Арендсе бык
- Уэйн Арендсе
- Брэдли Август
- Брендан Августин
- Эмиль Барон
- Шон Бартлетт
- Тайрик Бартлетт
- Дэвид Бойсен
- Марио Бойсен
- Итан Брукс
- Делрон Бакли
- Брент Карелс
- Дейлон Клаасен
- Ривалдо Кутзи
- Киану Купидон
- Клейтон Дэниэлс
- Лэнс Дэвидс
- Рушин Де Реук
- Киган Долли
- Кермит Эразмус
- Джоди Февраль
- Тарик Филис
- Куинтон Форчун
- Лайл Фостер
- Беван Франсман
- Стэнтон Фредерикс
- Рив Фрослер
- Рузай Гамильдиен
- Морган Гулд
- Виктор Гомес , судья
- Трэвис Грэм
- Ашраф Хендрикс
- Роуэн Человек
- Руди Айзекс
- Уиллем Джексон
- Моенеб Джозефс
- Дэвид Каннемейер
- Рикардо Каца
- Дейн Клейт
- Лайл Лакей
- Ли Лангевельдт
- Клинтон Ларсен
- Люк Ле Ру
- Стэнтон Льюис
- Бенни Маккарти , лучший бомбардир сборной ЮАР за всю историю с 31 голом.
- Фабиан Маккарти
- Лерой Малука
- Грант Марджман
- Брайс Мун
- Родной Моррис
- Ташрик Моррис
- Джеймс Мозес
- Андиле Нкобо , судья
- Морн Нел
- Андрас Немет
- Рейган Ноубл
- Брэд Норман
- Риад Нородиен
- Бернард Паркер
- Генино Палас
- Питер Петерсен
- Брэндон Петерсон
- Стивен Пиенаар
- Рейад Питерс
- Уэйн Робертс
- Фрэнк Шуман
- Эбрагим Сидат
- Брэндон Сайлент
- Элрио ван Херде
- Дино Виссер
- Шу-Айб Уолтерс
- Марк Уильямс забил оба гола и выиграл Кубка африканских наций 1996 года. финал
- Ронвен Уильямс
- Робин Йоханнес
Регби
[ редактировать ]- Джио Аплон
- Низаам Карр
- Курт Коулман , игрок Западной провинции и Стормерс
- Болла Конради
- Хуан де Йонг
- Питер де Вильерс
- Джастин Пейшенс , Sprinbok 7's
- Брайан Хабана
- Корнал Хендрикс
- Адриан Джейкобс
- Конрад Янтьес
- Элтон Джантджис
- Гершель Янтьес
- Рики Январь
- Эшли Джонсон
- Чеслин Кольбе , игрок Западной провинции и Стормерс
- Диллин Лейдс , игрок Западной провинции и Стормерс
- Лайонел Мэпоэ
- Брейтон Полс
- Эрл Роуз
- Тиан Шуман
- Эррол Тобиас
- Жако ван Тондер
- Эшвин Виллемс
- Честер Уильямс
Другие
[ редактировать ]- Кристофер Габриэль - баскетболист
- Рэйвен Клаасен - теннисистка
- Девон Петерсен - игрок в дартс
- Кенни Соломон – первый гроссмейстер Южной Африки по шахматам
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Среднегодовая оценка численности населения, 2020 г. (PDF) (Отчет). Статистика Южной Африки . Проверено 25 февраля 2021 г.
- ^ «Цветные Южной Африки» . MixedFolks.com. Архивировано из оригинала 17 мая 2008 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Стелл, Джеральд (2010). «Этническая принадлежность в языковых вариациях» . Прагматика . 20 (3): 425–447. doi : 10.1075/prag.20.3.06ste . ISSN 1018-2101 .
- ^ де Вит, Э; Дельпорт, Вт; Ругамика, CE; Мейнтьес, А; Мёллер, М; ван Хелден, доктор медицинских наук; Сойге, К; Хоал, Э.Г. (август 2012 г.). «Полногеномный анализ структуры цветного населения Южной Африки в Западно-Капской провинции» . Генетика человека . 128 (2): 145–53. дои : 10.1007/s00439-010-0836-1 . ПМИД 20490549 . S2CID 24696284 .
- ^ Барбьери, Кьяра; Висенте, Марио; Роча, Хорхе; Мполока, Сунунгуко В.; Стоункинг, Марк; Пакендорф, Бриджит (7 февраля 2013 г.). «Древняя субструктура ранних линий мтДНК Южной Африки» . Американский журнал генетики человека . 92 (2): 285–292. дои : 10.1016/j.ajhg.2012.12.010 . ISSN 0002-9297 . ПМЦ 3567273 . ПМИД 23332919 .
- ↑ Католики, говорящие на африкаансе, в Радужной республике , Catholic World News , 14 ноября 1996 г.
- ^ Хан, Разиб (16 июня 2011 г.). «Цветные мысы — это смесь всего» . Откройте для себя журнал. Архивировано из оригинала 28 января 2013 года . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «История рабства и ранней колонизации в ЮАР» . История Южной Африки в Интернете . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ Моултри, А.Т., и Доррингтон, Р. Используется во вред, используется во благо: столетие сбора данных о расе в Южной Африке. стр. 7, 8. Моултри и Доррингтон. Доступно по адресу: https://www.researchgate.net/publication/232827270_Used_for_ill_used_for_good_A_ Century_of_collecting_data_on_race_in_South_Africa .
- ^ Валентин, Сью. «Ужасающая «наука» » . Санди Таймс . Архивировано из оригинала 23 апреля 2012 года . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ Лич, Грэм (1986). Южная Африка: нелегкий путь к миру . Рутледж и Кеган Пол. стр. 70 –. ISBN 978-0-7102-0848-4 .
- ^ Шафранец, Джина (3 апреля 2011 г.). «Миллионы будут смотреть» . Блумингтонская ворона . Архивировано из оригинала 27 апреля 2011 года . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «Слово «цветной» оскорбительно?» . Новости Би-би-си . 9 ноября 2006 года . Проверено 5 июня 2019 г.
- ^ Адхикари, Мохамед (17 ноября 2005 г.). Недостаточно белые, недостаточно черные: расовая идентичность в цветном сообществе Южной Африки . Издательство Университета Огайо. п. 28. ISBN 978-0-89680-442-5 .
- ^ Адхикари, Мохамед, редактор. Обремененные расой: цветная идентичность в Южной Африке. UCT Press, 2013, стр. 69, 124, 203 ISBN 978-1-92051-660-4 https://library.oapen.org/bitstream/id/c0a95c41-a983-49fc-ac1f-7720d607340d/628130.pdf .
- ^ Матабане, М. (1986). Кафрский мальчик: правдивая история о взрослении чернокожего юноши в условиях апартеида в Южной Африке. Саймон и Шустер. (Глава 2)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Адхикари, Мохамед (2005). Недостаточно белые, недостаточно черные: расовая идентичность в цветном сообществе Южной Африки . Издательство Университета Огайо. ISBN 978-0-89680-442-5 .
- Боггенпол, Джесман (2018). Моя кровь разделяет и объединяет: раса, идентичность, примирение . Дикобраз Пресс. ISBN 978-1-928455-28-8 .
- Ричардс, Рубен Роберт (2018). Ублюдки или люди: невысказанное наследие цветных людей . Индаба. ISBN 978-1-947599-06-2 .
- Ван Вик, Крис (2006). Ширли, Добро и милосердие: Детство в Африке . Пикадор. ISBN 978-0-330-44483-5 .