Катана
Катана ( японский меч ) | |
---|---|
Катана , модифицированная из тати, выкованного Мотосиге. Бидзэн Осафунэ Школа находится под влиянием школы Сосю. XIV век, период Нанбоку-тё . Важная культурная ценность . Токийский национальный музей | |
Тип | Меч |
Место происхождения | Япония |
История обслуживания | |
Используется | Самурай , Онна-муша , Ниндзя , Кендо , Иайдо . практик |
История производства | |
Произведено | Период Нанбоку-тё (1336–1392), который соответствует раннему периоду Муромати (1336–1573). [ 1 ] представить |
Технические характеристики | |
Масса | ок. 1,1–1,5 кг (2,4–3,3 фунта) |
Длина лезвия | ок. 60–80 см (24–31 дюйм) |
лезвия Тип | Изогнутый, односторонний |
рукояти Тип | Двуручное стреловидное, с круглой или квадратной гардой. |
Ножны / ножны | Лакированное дерево , некоторые обтянуты рыбьей кожей, украшены латунью и медью. [ 2 ] [ 3 ] |
Катана характеризующийся ( 刀, かたな ) — японский меч, изогнутым однолезвийным лезвием с круглой или квадратной гардой и длинной рукояткой, позволяющей разместить две руки. Разработанный позже тати , он использовался самураями в феодальной Японии и носился острием вверх. Начиная с периода Муромати , многие старые тати были вырезаны с корнем и укорочены, а лезвие у корня раздроблено и превращено в катану . [ 4 ] Специальный термин для катаны в Японии — учигатана (打刀), а термин катана (刀) часто относится к однолезвийным мечам со всего мира. [ 5 ]
Этимология и заимствования
[ редактировать ]
Слово катана впервые появляется на японском языке в « Нихон Сёки » 720 года. Этот термин представляет собой соединение ката («одна сторона, односторонний») + на («лезвие»), [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] в отличие от двустороннего цуруги . Подробнее см. в статье Викисловаря .
Катана нагаса принадлежит к семейству мечей нихонто и отличается длиной клинка ( ) более 2 сяку , примерно 60 см (24 дюйма). [ 9 ]
Катана также может быть известна как дай или дайто среди западных энтузиастов меча, хотя дайто — это общее название любого японского длинного меча , что буквально означает «большой меч». [ 10 ]
Поскольку в японском языке нет отдельных форм множественного и единственного числа, катана и катана . в английском языке приемлемыми формами считаются [ 11 ]
Произносится как [катана] — кунёми (японское прочтение) кандзи 刀, первоначально означавшего однолезвийное лезвие (любой длины) на китайском языке слово было заимствовано португальцами . Это . [ 12 ] На португальском языке это обозначение (пишется катана ) означает «большой нож» или мачете . [ 12 ]
Описание
[ редактировать ]
Катана с большей стандартного размера, умеренно изогнутый (в отличие от более старых тати кривизной) обычно определяется как японский меч с длиной лезвия более 60,6 см (23,86 дюйма) (более 2 сяку). [ 13 ] Он отличается характерным внешним видом: изогнутый, тонкий, однолезвийный клинок с круглой или квадратной гардой ( цуба ) и длинной рукояткой, позволяющей разместить две руки. [ 13 ]
За небольшим исключением, катану и тати можно отличить друг от друга, если они подписаны, по расположению подписи ( мэй ) на хвостовике ( накаго ) . Обычно мэй следует вырезать на той стороне накаго , которая была обращена наружу при ношении меча. Поскольку тати носили режущей кромкой вниз, а катану носили режущей кромкой вверх, мэй располагались на хвостовике в противоположных местах. [ 14 ]
Западные историки утверждают, что катана была одним из лучших режущих видов оружия в мировой военной истории. [ 15 ] [ 16 ] Однако основным оружием на поле боя в период Сэнгоку в 16 веке были юми (лук) , яри (копье) и танегасима (пистолет) , а катана и тати использовались только для ближнего боя . В этот период тактика изменилась на групповой бой асигару (пехотинцев), мобилизованных в больших количествах, поэтому нагината и тати устарели как оружие на поле боя и были заменены яри и катаной . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] В относительно мирный период Эдо значение катаны как оружия возросло, и в конце периода Эдо сиси (политические активисты) участвовали во многих битвах, используя катану в качестве основного оружия. Катана и тати часто использовались в качестве подарков между даймё (феодалом) и самураями или как подношения ками , хранившимся в синтоистских святилищах , а также как символы власти и духовности самураев. [ 18 ] [ 20 ] [ 19 ] [ 17 ]
История
[ редактировать ]Производство мечей в Японии делится на определенные временные периоды: [ 21 ]
- Дзёкото (древние мечи, примерно до 900 г.)
- Кото (старые мечи примерно 900–1596 гг.)
- Синто (новые мечи 1596–1780 гг.)
- Синсинто (новые мечи 1781–1876 гг.)
- Гендайто (современные или современные мечи с 1876 г. по настоящее время)
Кото (Старые мечи)
[ редактировать ]


Катана происходит от сасуга (刺刀), разновидности танто (короткого меча или ножа), которым пользовались самураи низшего ранга, сражавшиеся пешими в период Камакура (1185–1333). Их основным оружием была длинная нагината , а сасуга — запасное оружие. В период Нанбоку-тё (1336–1392), который соответствует раннему периоду Муромати (1336–1573), было популярно длинное оружие, такое как Одачи , а вместе с этим сасуга удлинялась и, наконец, стала катаной . [ 22 ] [ 23 ] Кроме того, существует теория, что косигатана (腰刀), разновидность танто , которым экипировались высокопоставленные самураи вместе с тати , развилась в катану на том же историческом фоне, что и сасуга , и вполне возможно, что оба они превратились в катану . [ 24 ] Самая старая катана, существующая сегодня, называется Хисидзукури утигатана , она была выкована в период Нанбокучо и позже была посвящена храму Касуга . [ 1 ]
Первое использование катаны как слова для описания длинного меча, отличного от тати , происходит еще в период Камакура. [ 13 ] Эти ссылки на « учигатана » и « цубагатана », похоже, указывают на другой стиль меча, возможно, менее дорогой меч для воинов более низкого ранга. Начиная примерно с 1400 года, катаны в стиле длинные мечи, подписанные мэй стали изготавливать . Это было ответом на то, что самураи носили свои тати в стиле, который сейчас называется « стилем катаны » (острием вверх). Японские мечи традиционно носят Мэй , обращенным от владельца. Когда тати носили как катану , лезвием вверх, подпись тати была обращена не в ту сторону. Тот факт, что кузнецы начали ставить на мечах подпись катаны , показывает, что некоторые самураи того времени начали носить свои мечи по-другому. [ 25 ] [ 26 ]
К 15 веку японские мечи, в том числе катана , уже получили международную известность, экспортируясь в Китай и Корею. [ 27 ] Например, Корея научилась делать японские мечи, отправив мастеров-мечников в Японию и пригласив японских мастеров-мечников в Корею. Согласно записи от 1 июня 1430 года в « Истинных записях династии Чосон» , корейский оружейник, отправившийся в Японию и освоивший метод изготовления японских мечей, подарил японский меч королю Кореи и был вознагражден за прекрасную работу, которую он выполнил. ничем не отличался от мечей, изготовленных японцами. [ 27 ] [ 28 ]
Традиционно юми (луки) были основным оружием войны в Японии, а тати и нагината использовались только для ближнего боя. Война Онин в конце 15 века в период Муромати переросла в крупномасштабную внутреннюю войну, в которой наемных фермеров, называемых асигару были мобилизованы большие количества . Они сражались пешими, используя катаны короче тати . В период Сэнгоку (период враждующих государств) в конце периода Муромати война стала масштабнее, и асигару сражались в тесном строю, используя яри (копья) одолженные им . Кроме того, в конце 16 века из Португалии были завезены танегасима (мушкеты) , а японские мастера-мечники начали массово производить улучшенные изделия, причем асигару сражались с помощью арендованного оружия. На поле боя в Японии помимо луков основным оружием стали ружья и копья. Из-за изменений в стилях боя в этих войнах тати и нагината устарели среди самураев, а катана , которую было легко носить с собой, стала мейнстримом. Ослепительно выглядящий тати постепенно стал символом власти высокопоставленных самураев. [ 22 ] [ 20 ] [ 19 ]
С другой стороны, было изобретено кендзюцу (фехтование) , в котором используются характеристики катаны . Более быстрое выхватывание меча хорошо подходило для боя, где победа во многом зависела от короткого времени реакции. (Практика и боевое искусство быстрого выхватывания меча и реагирования на внезапную атаку назывались баттодзюцу , которое до сих пор сохраняется благодаря обучению иайдо .) Катана еще больше способствовала этому, поскольку ее носили через пояс, похожий на пояс ( оби). ) заостренным краем вверх. В идеале самурай мог вытащить меч и поразить врага одним движением. Раньше изогнутые тати носили острием лезвия вниз и подвешивали на поясе. [ 13 ] [ 29 ]
С 15 века низкокачественные мечи начали массово производиться под влиянием масштабной войны. Эти мечи вместе с копьями одалживались нанятым фермерам, называемым асигару , а мечи отправлялись на экспорт. Такие мечи массового производства называются кадзуучимоно , а изготавливали их мастера-мечники школы Бисэн и школы Мино методом разделения труда. [ 22 ] [ 30 ] Экспорт катан и тати достиг своего пика в этот период, с конца 15 века до начала 16 века, когда не менее 200 000 мечей были отправлены в Китай династии Мин в рамках официальной торговли в попытке поглотить производство японского оружия и сделать его в этом районе сложнее пиратам вооружиться. Во времена династии Мин в Китае изучались японские мечи и тактика их применения для отражения пиратов, а водао и мяодао . на основе японских мечей были разработаны [ 2 ] [ 31 ] [ 32 ]
С этого периода хвостовик ( накаго ) многих старых тати был обрезан и укорочен в катану . Такой ремейк называется суриаге (磨上げ). [ 4 ] Например, многие тати , которые Масамунэ выковал в период Камакура, были преобразованы в катаны , поэтому единственными его существующими произведениями являются катана и танто . [ 33 ]
Примерно с 16-го века многие японские мечи были экспортированы в Таиланд , где мечи в стиле катаны изготавливались и ценились за боевые и художественные произведения, а некоторые из них находятся в коллекциях тайской королевской семьи. [ 34 ]

С позднего периода Муромати (период Сэнгоку) до раннего периода Эдо самураи иногда были вооружены лезвием катаны , направленным вниз, как тати . Этот стиль меча называется хандати , «полумати » . В хандати оба стиля часто смешивались, например, крепление к оби было в стиле катаны , а металлообработка ножен - в стиле тати . [ 35 ]
В период Муромати, особенно в период Сэнгоку, такие люди, как фермеры, горожане и монахи, могли иметь меч. Однако в 1588 году Тоётоми Хидэёси запретил фермерам владеть оружием и организовал охоту с мечами, чтобы насильно отобрать мечи у любого, кто идентифицировал себя как фермер. [ 24 ]
Длина лезвия катаны значительно менялась на протяжении ее истории. В конце 14 - начале 15 веков длина лезвий катаны обычно составляла от 70 до 73 сантиметров (от 28 до 29 дюймов). В начале 16 века средняя длина упала примерно на 10 сантиметров (3,9 дюйма) и приблизилась к 60 сантиметрам (24 дюйма). К концу 16 века средняя длина снова увеличилась примерно на 13 сантиметров (5,1 дюйма), вернувшись примерно до 73 сантиметров (29 дюймов). [ 29 ]
Синто (Новые мечи)
[ редактировать ]
Мечи, выкованные после 1596 года в Кэйчо период периода Адзути-Момояма, классифицируются как синто (новые мечи). Японские синтоистские мечи отличаются от кото методом ковки и сталью ( тамахаганэ ). Считается, что это произошло потому, что школа Бидзэн, которая была крупнейшей группой японских мастеров мечей, была разрушена великим наводнением в 1590 году, и основное направление переместилось в школу Мино, а также потому, что Тоётоми Хидэёси фактически объединил Японию, единая сталь стала распространяться по всей стране. Япония. Мечи кото , особенно мечи школы Бидзэн, изготовленные в период Камакура, имели мидаре-уцури, напоминающий белый туман между хамоном и синоги мечах , но в синтоистских он почти исчез. Кроме того, все тело клинка стало белесым и твердым. Почти никому не удавалось воспроизвести мидарэ-уцури, пока Кунихира Кавачи не воспроизвел его в 2014 году. [ 36 ] [ 37 ]

Когда период Сэнгоку (период враждующих государств) закончился и начался период Адзути-Момояма и период Эдо , ковка катан также превратилась в очень сложную и уважаемую форму искусства. Лакированные сая (ножны), богато украшенная гравировка, шелковые рукоятки и элегантные цуба (цевья) были популярны среди самураев в период Эдо, и со временем (особенно в мирное время в Японии) катана стала скорее косметическим и церемониальным предметом, чем практичным оружием. [ 38 ] Школа Уметада, возглавляемая Уметадой Мёдзю, считающимся основателем синтоизма, возглавила совершенствование искусства японского меча в этот период. Они были как оружейниками, так и мастерами по металлу и славились резьбой по клинку, изготовлением металлических аксессуаров, таких как цуба (цевье), переделкой тати в катану ( суриаге ) и надписями, инкрустированными золотом. [ 39 ]
В этот период сёгунат Токугава требовал, чтобы самураи носили катану и более короткие мечи парами. Этими короткими мечами были вакидзаси и танто , причем вакидзаси в основном выбирались . Этот набор из двух называется дайсё . Только самураи могли носить дайсё : они символизировали их социальную власть и личную честь . [ 13 ] [ 29 ] [ 40 ] Самураи могли носить декоративные крепления для меча в своей повседневной жизни, но сёгунат Токугава регулировал формальный меч, который самураи носили при посещении замка, регулировав его как дайсё , сделанный из черных ножен, рукояти, обернутой кожей белого ската и черной веревкой. [ 41 ] Японские мечи, изготовленные в этот период, относятся к синтоистским . [ 42 ]
Синсинто (Новые мечи)
[ редактировать ]

В конце 18 века оружейник Суйшинси Масахидэ раскритиковал нынешние лезвия катаны, которые только подчеркивали украшение и имели проблемы с их прочностью. Он настаивал на том, что смелый и сильный клинок кото от периода Камакура до периода Нанбоку-тё был идеальным японским мечом, и начал движение за восстановление метода производства и применение его к катане . Катана , сделанная после этого, классифицируется как синсинто . [ 42 ] Одним из самых популярных мастеров меча в Японии сегодня является Минамото Киёмаро, который активно работал в этот синсинто период . Его популярность обусловлена его вечным исключительным мастерством, поскольку его прозвали « Масамунэ в Ёцуя после его катастрофической жизни ». Его работы продавались по высоким ценам, а выставки проходили в музеях по всей Японии с 2013 по 2014 год. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
Идея о том, что лезвие меча периода Камакура является лучшим, сохраняется до сих пор, и по состоянию на 21 век 80% японских мечей, признанных национальным достоянием Японии, были изготовлены в период Камакура, а 70% они были тачи . [ 46 ] [ 47 ]
Приезд Мэтью Перри в 1853 году и последующий съезд в Канагаве вызвали хаос в японском обществе. Стали часто возникать конфликты между силами соннодзёи (尊王攘夷派), которые хотели свергнуть сёгунат Токугава и управлять императором, и силами сабаку (佐幕派), которые хотели продолжения сёгуната Токугава. Эти политические активисты, называемые сиси используя практичную катану , называемую кинното (勤皇刀) или бакумасуто (志士), сражались , (幕末刀). Их катаны часто имели длину лезвия более 90 см (35,43 дюйма), менее изогнутую и имели большое и острое острие, что было удобно для нанесения колющих ударов в боях в закрытых помещениях. [ 42 ]
Гендайто (современные или современные мечи)
[ редактировать ]Мэйдзи – Вторая мировая война
[ редактировать ]
В период Мэйдзи было сословие самураев постепенно расформировано, а предоставленные им особые привилегии были отняты, включая право носить мечи публично. Указ Хайторэй 1876 года запрещал ношение мечей публично, за исключением некоторых лиц, таких как бывшие лорды-самураи ( даймё ), военные и полицейские. [ 48 ] Опытным мастерам мечей было трудно зарабатывать на жизнь в этот период, поскольку Япония модернизировала свою армию, и многие мастера мечей начали производить другие предметы, такие как сельскохозяйственное оборудование, инструменты и столовые приборы. Ремесло изготовления мечей сохранилось благодаря усилиям некоторых людей, в частности Миямото Канэнори (宮本包則, 1830–1926) и Гасана Садаказу (月山貞一, 1836–1918), которые были назначены императорским домашним художником . Бизнесмен Мицумура Тосимо (光村利藻, 1877-1955) пытался сохранить свое мастерство, заказывая мечи и крепления для мечей у оружейников и мастеров. Он с особым энтузиазмом относился к коллекционированию креплений для мечей и собрал около 3000 драгоценных креплений для мечей с конца периода Эдо до периода Мэйдзи. Около 1200 предметов из части его коллекции сейчас находятся в музее Нэдзу . [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
Военные действия Японии в Китае и России в период Мэйдзи помогли возродить интерес к мечам, но только в период Сёва мечи снова стали производиться в больших масштабах. [ 52 ] Японские военные мечи, произведенные между 1875 и 1945 годами, называются гунто (военные мечи). [ 53 ]

Во время наращивания военной мощи перед Второй мировой войной и на протяжении всей войны все японские офицеры были обязаны носить меч. В этот период производились мечи традиционного изготовления, но для поставки такого большого количества мечей также были наняты кузнецы, практически не знающие традиционного японского производства мечей. Кроме того, поставки японской стали ( тамахаганэ ), используемой для изготовления мечей, были ограничены, поэтому применялись и некоторые другие виды стали. Также использовались более быстрые методы ковки, такие как использование механического молота и закалка лезвия в масле, а не ручная ковка и вода. Нетрадиционно изготовленные мечи этого периода называются сёвато , в честь царственного имени императора Хирохито , а в 1937 году японское правительство начало требовать использования специальных штампов на тан ( накаго ), чтобы отличить эти мечи от традиционно изготовленных мечей. . В этот период войны старые старинные мечи были перемонтированы для использования в военных средствах передвижения. В настоящее время в Японии Сёвато не считаются «настоящими» японскими мечами и могут быть конфискованы. Однако за пределами Японии их собирают как исторические артефакты. [ 48 ] [ 52 ] [ 54 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]производство мечей и связанные с ним боевые искусства В период с 1945 по 1953 год в Японии было запрещено . Многие мечи были конфискованы и уничтожены, а оружейники не могли зарабатывать на жизнь. С 1953 года японским мастерам-мечникам разрешено работать, но с жёсткими ограничениями: мастера-мечники должны иметь лицензию и проходить пятилетнее обучение, а производство японских мечей ( нихонто ) разрешено только лицензированным мастерам-мечникам, разрешается изготавливать только два длинных меча в месяц. должны быть изготовлены каждым оружейником, и все мечи должны быть зарегистрированы правительством Японии . [ 55 ]
За пределами Японии в некоторых современных катанах , производимых западными мастерами меча, используются современные стальные сплавы, такие как L6 и A2 . Эти современные мечи повторяют размер и форму японской катаны и используются мастерами боевых искусств для иайдо и даже для режущей практики ( тамешигири ).
Мечи массового производства, в том числе иайто и синкен в форме катаны , доступны во многих странах, хотя на рынке доминирует Китай. [ 56 ] Эти типы мечей обычно производятся серийно и изготавливаются из самых разных сталей и методов.
По данным Парламентской ассоциации по сохранению и популяризации японских мечей, организованной членами японского парламента , многие катаны, распространенные по всему миру с 21 века, являются поддельными японскими мечами, изготовленными в Китае. Газета Sankei Shimbun проанализировала, что это связано с тем, что японское правительство разрешило мастерам мечей изготавливать только 24 японских меча на человека в год, чтобы сохранить качество японских мечей. [ 57 ] [ 58 ]
Многие оружейники после периода Эдо пытались воспроизвести меч периода Камакура, который считается лучшим мечом в истории японских мечей, но им это не удалось. Затем, в 2014 году, Кунихира Кавачи сумел воспроизвести его и получил премию Масамунэ, высшую награду среди мастеров меча. Никто не мог получить премию Масамунэ, если бы не совершил выдающееся достижение, а в разделе тати и катаны никто не выигрывал за 18 лет до Каваучи. [ 37 ]
Типы
[ редактировать ]
Катаны различают по типу клинка:
- Шиноги-дзукури — наиболее распространенная форма лезвия японской катаны, обеспечивающая как скорость, так и режущую силу. Он имеет отчетливый йокотэ: линию или фаску, которая разделяет край основного лезвия и конец кончика. Шиноги-дзукури изначально создавались после периода Хэйан.
- Сёбу-дзукури — это разновидность синоги-дзукури без ёкотэ , чёткого угла между длинной режущей кромкой и острой частью. Вместо этого край плавно и непрерывно переходит в точку.
- Киссаки-Мороха-Зукури — это форма лезвия катаны с характерным изогнутым обоюдоострым лезвием. Один край лезвия имеет форму обычной катаны , кончик симметричен, а оба края лезвия острые.
Помимо них, существуют и другие типы клинков разной формы, такие как Осораку-дзукури , Унокуби-дзукури и Каммури-отоси-дзукури .
Ковка и строительство
[ редактировать ]

Типичными особенностями японских мечей, представленных катаной и тати, являются трехмерная форма поперечного сечения удлиненного клинка от пятиугольной до шестиугольной формы, называемая синоги-дзукури , стиль, в котором клинок и хвостовик ( накаго ) объединены и прикреплены к рукояти. ( цука ) с булавкой, называемой мекуги , и плавным изгибом. Если смотреть на меч синоги-дзукури сбоку, находится линия гребня самой толстой части клинка, называемой синоги между режущей стороной и задней стороной . Этот синоги способствует облегчению и упрочнению клинка и повышению режущей способности. [ 59 ]
Катаны традиционно изготавливаются из специальной японской стали, называемой тамахаганэ . [ 60 ] который создается в результате традиционного процесса плавки, в результате которого получается несколько слоистых сталей с разной концентрацией углерода. [ 61 ] Этот процесс помогает удалить примеси и выровнять содержание углерода в стали. Возраст стали играет роль в способности удалять примеси: более старая сталь имеет более высокую концентрацию кислорода, ее легче растягивать и избавляться от примесей во время ковки, что приводит к получению более прочного лезвия. [ 62 ] Кузнец начинает с того, что несколько раз сгибает и сваривает детали стали, чтобы устранить большую часть различий в стали. Полученный стальной блок затем вытягивают и формируют заготовку.
На этом этапе он лишь слегка изогнут или может вообще не иметь изгиба. Мягкая кривизна катаны . достигается путем дифференциальной закалки или дифференциальной закалки : кузнец покрывает лезвие несколькими слоями влажной глиняной суспензии, которая представляет собой специальную смесь, уникальную для каждого мастера меча, но обычно состоящую из глины и воды и любое количество золы, шлифовального каменного порошка или ржавчины или их отсутствие. Этот процесс называется цутиоки . Край клинка покрывают более тонким слоем, чем бока и позвоночник меча, нагревают, а затем закаливают в воде (немногие мастера мечей используют масло для закалки клинка). Жидкость приводит к закалке только кромки лезвия, а также вызывает искривление лезвия из-за разницы в плотности микроструктур стали. [ 29 ] Когда сталь с содержанием углерода 0,7% нагревается выше 750 °C (1380 °F), она переходит в аустенитную фазу. Когда аустенит резко охлаждается путем закалки в воде, структура меняется на мартенсит , который представляет собой очень твердую форму стали. Когда аустениту дают медленно остыть, его структура меняется на смесь феррита и перлита, которая мягче мартенсита. [ 63 ] [ 64 ]


Этот процесс также создает линию по бокам лезвия, называемую хамон , которая становится отчетливой благодаря полировке. Каждый хамон и стиль каждого кузнеца различен . [ 29 ] Хамон не имеет в виду белую область на боковой стороне лезвия. Белая часть — это та часть, которая отбелена с помощью процесса полировки, называемого хадори, чтобы было легче увидеть хамон , а настоящий хамон представляет собой нечеткую линию внутри белой части. Настоящую линию хамона можно увидеть, держа меч в руке и глядя на него, меняя угол света, падающего на лезвие. [ 65 ] [ 66 ]
После того как клинок выкован, его отправляют на полировку. Полировка занимает от одной до трех недель. Полировщик использует серию последовательно более мелких зерен полировального камня в процессе, называемом глазурованием, до тех пор, пока лезвие не приобретет зеркальную поверхность. Однако тупому краю катаны часто придают матовую поверхность, чтобы подчеркнуть хамон . [ 29 ]
Японские мечи обычно изготавливаются между шестью и восемью мастерами. Тосё ( Токо , Катанакадзи ) отвечает за ковку клинков, тогиси отвечает за полировку клинков, кинкоси ( чокинси ) отвечает за изготовление металлической фурнитуры для оснастки меча, сироганэси отвечает за изготовление хабаки (ошейника клинка), саяси занимается изготовлением хабаки (ошейника клинка) . отвечает за изготовление ножен, нуриси отвечает за нанесение лака на ножны, цукамакиси отвечает занимается изготовлением рукояти, а цубаши отвечает за изготовление цубы (гарды). Тосё использует в качестве помощников учеников-мечников. До периода Муромати тосё и качуши (оружейники) использовали излишки металла для изготовления цубы начали изготавливать специализированные мастера , но, начиная с периода Муромати, цубу . В наши дни кинкоши иногда служат сироганеши и цубаши . [ 67 ] [ 68 ]
Признательность
[ редактировать ]Исторически катана считалась не только оружием, но и произведением искусства, особенно высокого качества. В течение долгого времени японцы разработали уникальный метод оценки, при котором основой эстетической оценки считается клинок, а не оправа меча, украшенная роскошным лаком или металлическими изделиями. [ 69 ] [ 70 ]
Говорят, что есть три объекта, которые наиболее примечательны при оценке клинка. Первый — это общая форма, называемая сугата, которая представляет собой кривизну, длину, ширину, кончик и форму хвостовика меча. Второй представляет собой мелкий узор на поверхности лезвия, который называется хада или джигане . Путем многократного складывания и ковки лезвия на его поверхности образуются мелкие узоры, такие как отпечатки пальцев, годичные кольца и кора. Третий – хамон . Хамон — нечеткая линия на белом узоре режущей кромки, полученная путем закалки и отпуска. Объектом изучения является форма хамона и кристаллические частицы, образующиеся на границе хамона. В зависимости от размера частиц их можно разделить на два типа: ниэ и ниой , что делает их похожими на звезды или туман. Узор, ниэ и ниой хамона , как правило, трудно разглядеть, и зритель обычно держит меч в руке, меняя угол света, когда он попадает на лезвие. В дополнение к этим трем предметам, на хвостовике выгравированы подпись кузнеца и рисунок напильника, а также резьба, нанесенная на лезвие, называемая хоримоно , также являются объектами признательности. [ 65 ] [ 66 ] [ 69 ] [ 70 ]

Клан Хонами, который был авторитетом в оценке японских мечей, оценивал японские мечи с этой художественной точки зрения. Кроме того, с этих художественных точек зрения знатоки современных японских мечей судят, когда и какой школой оружейников был изготовлен меч. [ 69 ] [ 70 ]
Обычно лезвие и оправа японских мечей выставляются в музеях отдельно, и эта тенденция особенно заметна в Японии. Например, Нагойский музей японского меча «Nagoya Touken World», один из крупнейших музеев мечей Японии, размещает на своем официальном сайте и YouTube отдельные видеоролики клинка и установки меча. [ 71 ] [ 72 ]
Рейтинг японских мечей и оружейников
[ редактировать ]В Японии японские мечи оцениваются авторитетными организациями каждого периода, и часть авторитетного рейтинга актуальна и сегодня.
В 1719 году Токугава Ёсимунэ , восьмой сёгун , сёгуната Токугава приказал Хонами Кочу, который был авторитетом в оценке мечей, записывать в книги мечи, которыми владели даймё по всей Японии. В завершенном « Кёхо Мейбуцу Чо » (享保名物帳) было описано 249 драгоценных мечей, а еще 25 мечей были описаны позже. В список также включен 81 меч, уничтоженный во время предыдущих пожаров. Драгоценные мечи, описанные в этой книге, назывались « Мейбуцу » (名物), а критериями отбора были художественные элементы, происхождение и легенды. В список «Мэйбуцу» вошли 59 мечей, изготовленных Масамунэ , 34 — Аватагучи Ёсимицу и 22 — Го Ёсихиро, и эти три мастера-мечника считались особенными. Некоторые мечи даймё спрятал, опасаясь, что они будут конфискованы сёгунатом Токугава, поэтому даже некоторые драгоценные мечи не были перечислены в книге. Например, Дайханнья Нагамицу и Яматоригэ , которые сейчас признаны национальными сокровищами, не были внесены в список. [ 46 ]
Ямада Асаэмон V, который был официальным исследователем режущей способности меча и палачом сёгуната Токугава, опубликовал в 1797 году книгу « Кайхо Кендзяку » (懐宝剣尺), в которой оценил режущую способность мечей. В книге перечислены 228 мастеров меча, чьи кованые мечи называются « Вадзамоно » (業物), а высший « Сайдзё О Вадзамоно » (最上大業物) выбрал 12. В переиздании 1805 года к высшей ступени был добавлен один оружейник, а в крупнопереработанном издании 1830 года « Кокон Кадзибико » (古今鍛冶備考) к высшей ступени были добавлены два оружейника, и в итоге осталось 15 оружейников. присвоили высшую категорию. Катана , выкованная Нагасоне Котэцу , одним из лучших мастеров меча, стала очень популярной в то время, когда была опубликована книга, и было изготовлено множество подделок. В этих книгах не упоминаются три мастера-мечника, особо рассматриваемые в « Кёхо Мейбуцу Чо », и Мурамаса , который в то время славился ковкой мечей с высокой режущей способностью. Причинами этого считают то, что Ямада боялся бросить вызов авторитету сёгуна, что он не мог использовать на экзамене драгоценный меч, которым обладал даймё, и что он внимательно относился к легенде о проклятии Мурамасы. [ 46 ] [ 73 ]
В настоящее время в соответствии с Законом о защите культурных ценностей важные мечи, имеющие высокую историческую ценность, обозначены как важные культурные ценности ( Дзюё Бункадзай , 重要文化財), а особые мечи из них обозначены как национальные сокровища ( Кокухо , 国宝). Мечи, признанные культурными ценностями на основании закона 1930 года, который уже был отменен, имеют ранг, следующий за важными культурными ценностями как важными объектами искусства ( Дзюё Бидзюцухин , 重要美術品). Кроме того, Общество по сохранению японских художественных мечей , общественный фонд, оценивает мечи высокой ценности по четырем классам, а меч особой важности высшего класса ( Tokubetsu Juyo Token , 特別重要刀剣) считается эквивалентным мечу особой важности. ценность важного арт-объекта. Хотя мечи, принадлежащие японской императорской семье, не отнесены к национальным достояниям или важным культурным ценностям, поскольку они находятся вне юрисдикции Закона о защите культурных ценностей, существует множество мечей класса «Национальное достояние», и они называются «Национальное достояние». Гёбуцу » (Gyobutsu). [ 46 ] [ 74 ]
В настоящее время существует несколько авторитетных рейтинговых систем оружейников. два оружейника, получившие звание Императорского домашнего художника , а после 1955 года — шесть оружейников, удостоенных звания « Живое национальное достояние» Согласно рейтингу, утвержденному правительством Японии, с 1890 по 1947 год лучшими оружейниками считаются . Согласно рейтингу, утвержденному Обществом по сохранению японских художественных мечей, общественным фондом, 39 оружейников, получивших с 1958 года звание Муканса (無鑑査), считаются кузнецами самого высокого ранга. Лучший меч, выкованный японскими мастерами-мечниками, удостаивается самой почетной премии Масамунэ Общества сохранения японских художественных мечей. С 1961 года восемь мастеров меча получили премию Масамунэ, и среди них трое мастеров меча, Масамин Сумитани , Акицугу Амата и Тошихира Осуми, получили премию по три раза каждый, а Садакадзу Гассан II получил премию два раза. Эти четыре человека были признаны «Живыми национальными сокровищами» и «Живыми национальными сокровищами». Рак . [ 75 ]
-
Катана, выкованная Нагасоне Котэцу. Буквы, инкрустированные золотом на хвостовике ( накаго ), указывали на то, что Ямано Кауэмон (山野加右衛門), официальный палач сёгуната Токугава и экзаменатор по технике рубки мечом, разрезал четыре человеческих туловища, перекрывая друг друга. [ 76 ]
-
Катана , выкованная Магороку Канемото . ( Сайдзё О Вадзамоно ) Поздний период Муромати. (вверху) Крепление катаны, период Раннего Эдо. (нижний)
Использование в боевых искусствах
[ редактировать ]Катана использовалась самураями как на поле боя, так и для занятий некоторыми боевыми искусствами, а современные мастера боевых искусств до сих пор используют разновидности катаны . Боевые искусства, в которых тренировки с катаной используются , включают айкидо , иайдзюцу , баттодзюцу , иайдо , кендзюцу , кендо , ниндзюцу , Тенсин Сёдэн Катори Синто-рю и Синкендо . [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] Однако из соображений безопасности катана, используемая в боевых искусствах, обычно имеет тупую форму иайто или деревянный боккен , чтобы снизить риск травм. Острая катана на самом деле используется только во время тамэсигири (испытания клинка), когда практикующий тренируется разрезать бамбуковый или соломенный столб татами .
Хранение и обслуживание
[ редактировать ]При неправильном обращении при хранении или обслуживании катана может быть безвозвратно повреждена. Лезвие следует хранить в ножнах горизонтально, загнутым вниз и острием вверх, чтобы сохранить заточку. Чрезвычайно важно, чтобы лезвие оставалось хорошо смазанным, напудренным и отполированным, поскольку остатки естественной влаги с рук пользователя быстро вызовут ржавчину лезвия, если его не очистить. Традиционное используемое масло — масло тёдзи (99% минерального масла и 1% гвоздичного масла для ароматизации). важно Аналогичным образом, при длительном хранении катану часто осматривать и при необходимости проветривать, чтобы предотвратить образование ржавчины или плесени (плесень может питаться солями в масле, используемом для полировки лезвия). [ 80 ]
Мировые рекорды
[ редактировать ]С катаной было установлено множество мировых рекордов владения мечом, что подтверждено Книгой рекордов Гиннеса . иайдо Мастер Исао Матии установил рекорд по «Самому большому количеству сокращений катаны в боевых искусствах на один мат (суэгири)». [ 81 ] «Самые быстрые 1000 ударов мечом в боевых искусствах», [ 82 ] «Большинство мечов превращаются в соломенные циновки за три минуты», [ 83 ] и «Самый быстрый теннисный мяч (708 км/ч), разрезанный мечом». [ 84 ] Существуют различные рекорды Тамэсигири . Например, 25 июня 2016 года грек Агисилаос Весексидис установил рекорд по количеству ударов мечом в боевых искусствах за одну минуту (73). [ 85 ]
Ограничения на владение и торговлю
[ редактировать ]Республика Ирландия
[ редактировать ]В соответствии с Приказом 2009 года об огнестрельном и наступательном оружии 1990 года (Наступательное оружие) (поправка) катаны, изготовленные после 1953 года, являются незаконными, если они не сделаны вручную в соответствии с традиционными методами. [ 86 ]
Великобритания
[ редактировать ]По состоянию на апрель 2008 года британское правительство добавило мечи с изогнутым лезвием длиной 50 см (20 дюймов) или более («длина клинка должна быть расстоянием по прямой линии от вершины рукоятки до кончика лезвия). ") к Приказу о наступательных вооружениях. [ 87 ] Этот запрет стал ответом на сообщения о том, что самурайские мечи использовались в более чем 80 нападениях и четырех убийствах за предыдущие четыре года. [ 88 ] Нарушителей запрета будут заключать в тюрьму на срок до шести месяцев и штраф в размере 5000 фунтов стерлингов . Практикующие боевые искусства , исторические реконструкторы и другие люди все еще могут владеть такими мечами. Меч также может быть легальным, если он был изготовлен в Японии до 1954 года или изготовлен с использованием традиционных методов изготовления мечей. Покупка также является законной, если ее можно классифицировать как «оружие мастера боевых искусств». Этот запрет распространяется на Англию , Уэльс , Шотландию и Северную Ирландию . ручной ковки В августе 2008 года в этот запрет были внесены поправки, разрешающие продажу и владение без лицензии «традиционной» катаной . [ 89 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Катана , выкованная Хидзэном Тадаёси I. ( Сайдзё О Вадзамоно ) Период Адзути – Момояма (вверху) Установка катаны, период позднего Эдо (внизу).
-
Крепление катаны для Мусаси Масамунеме , период Эдо, Музей японского меча.
-
Оправа катаны хирумаки (с рисунком пиявки) , покрытая ярко-красным лаком и завернутая в тонкую серебряную пластину, период Эдо, Музей японского меча.
-
Крепления для катаны ( Дайсё ) с рисунком ледяных трещин. Период Эдо, признан важным памятником , Музей японского меча.
-
Крепление меча в стиле Дайсё , золотая полоса на красном лакированном фоне. XVI век, период Адзути-Момояма . Важная культурная ценность . Токийский национальный музей . Эти мечи принадлежали Тоётоми Хидэёси .
-
Оправа для катаны в полированных черных лаковых ножнах, период Эдо. Музей изящных искусств, Бостон .
-
Крепление для катаны , выкованное Мотосигэ. конец 16 или начало 17 века, период Адзути-Момояма или Эдо . Важная культурная ценность. Токийский национальный музей.
-
Японская катана с изображением хоримоно (резьба по лезвию), Метрополитен-музей.
-
Рукоять катаны . Ранний период Эдо.
-
Надпись ( мэй ) на хвостовике ( накаго ) катаны, выкованной Хидзэн тадаёси I, период Адзути-Момояма. (вверху) Рукоять катаны . Поздний период Эдо. (нижний)
-
Косирэ периода Эдо (навесные изделия) дайсё , кожа ската, обернутая шелком.
-
Киссаки периода Эдо (острие) катаны
См. также
[ редактировать ]- Меч
- Палаш
- Дайсё
- Дха (меч)
- Хэнданг
- Иайдо
- Крепления японских мечей
- Японский меч
- Японские мечи в художественной литературе
- Кендзюцу
- Корейский меч
- Длинный меч
- Одачи
- Тачи
- Тенка-Гокен («Пять мечей под небом») - пять отдельных мечей, традиционно считающихся лучшими японскими мечами.
- Вакидзаси
- Водао
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Казухико Инада (2020). Энциклопедия японских мечей , с. 43. ISBN 978-4651200408
- ^ Jump up to: а б Такео Танака (2012, Воко, стр. 104. Коданша ). ISBN 978-4062920933
- ^ «Совершенство японских технологий…» . Mainichi Shimbun , 27 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Ключевые моменты для оценки японских мечей: «Внешний вид японских мечей». Музей Токен в Нагое. Мир Токен.
- ^ Разница между японским мечом и мечом Музей японского меча в Нагое Touken World
- ^ 1988 , ( Кокуго Дзитен , исправленное издание на японском языке), Токио : Сёгакукан , запись Дай о катане доступна онлайн здесь
- ^ 2006 , 大辞林 ( Дайдзирин ) , Третье издание (на японском языке), Токио : Сансейдо , ISBN 4-385-13905-9
- ^ 1995 , Дайдзисен ( , , на японском языке Токио : Сёгакукан ) ISBN 4-09-501211-0 , запись 刀 ( катана ) доступна онлайн здесь.
- ^ «Какая длина катаны?» . Средневековый мир мечей . 3 августа 2019 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ Сун-Джин Ким (1996). Словарь Таттла по боевым искусствам Кореи, Китая и Японии . Издательство Таттл. п. 61. ИСБН 978-0-8048-2016-5 .
- ^ Адриан Акмаджян; Ричард А. Демерс; Энн К. Фармер; Роберт М. Харниш (2001). Лингвистика: Введение в язык и коммуникацию . Массачусетс: MIT Press. п. 624. ИСБН 9780262511230 .
- ^ Jump up to: а б Себастьян Родольфо Далгадо; Энтони Х. Соарес (1988). Португальские лексики в азиатских языках: из португальского оригинала монсеньора Себастьяо Родольфо Далгадо . Книги Южной Азии. п. 520. ИСБН 978-81-206-0413-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и Канзан Сато (1983). Японский меч: подробное руководство (Библиотека японского искусства) . Япония: Коданша Интернэшнл. п. 220. ИСБН 978-0-87011-562-2 .
- ^ Тамио Цучико (май 2002 г.). Японские мечи: вызов 21 века Kodansha International, стр. 30. ISBN. 978-4-7700-2854-9 .
- ^ Роджер Форд (2006). Оружие: визуальная история оружия и доспехов . Издательство ДК. стр. 66, 120. ISBN. 9780756622107 .
- ^ Энтони Дж. Брайант и Ангус МакБрайд (1994) Самураи 1550–1600 . Издательство Оспри. п. 49. ISBN 1855323451
- ^ Jump up to: а б Кадзухико Инада (2020), Энциклопедия японских мечей . стр42. ISBN 978-4651200408
- ^ Jump up to: а б Историк, сентябрь 2020 г., стр. 40–43 ASIN B08DGRWN98 .
- ^ Jump up to: а б с Оружие для боя – копья, мечи, луки. Музей японского меча в Нагое Touken World.
- ^ Jump up to: а б История японских мечей «период Муромати - период Адзути-Момояма». Музей японского меча в Нагое Touken World.
- ^ Переход кото, синто, синсинто и гендайто в Нагойском музее японского меча Touken World .
- ^ Jump up to: а б с Историк , сентябрь 2020 г., стр. 40. ASIN B08DGRWN98.
- ^ Список терминов, связанных с японскими мечами «Сасуга». Музей японского меча в Нагое Touken World.
- ^ Jump up to: а б Различия японских мечей по статусу. Музей японского меча в Нагое Touken World.
- ^ Стивен Тернбулл (8 февраля 2011 г.). Катана: Самурайский меч . Издательство Оспри. стр. 22–. ISBN 978-1-84908-658-5 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Кокан Нагаяма (1997). Книга знатока японских мечей . Международный кодекс. п. 28. ISBN 978-4-7700-2071-0 .
- ^ Jump up to: а б Такео Танака (1982) Международные отношения и культурный обмен стр.348 ASIN B000J7JC30 .
- ^ Джунко Оиси. «Анализ слов Вэ-геом и Вэ-геом-са в классической корейской литературе » п. 72. Архивировано из оригинала декабря. 9 Получено 9 декабря.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Леон Капп; Ёсиндо Ёшихара (1987). Япония стр. : Kodansha International , 978-0-87011-798-5 .
- ^ Историк , сентябрь 2020 г., стр. 70–71. ASIN B08DGRWN98.
- ↑ Коичи Шинода (1 мая 1992 г.). Китайское оружие и доспехи . Синкигенша. ISBN 9784883172115
- ↑ Рекиши Гунзо (2 июля 2011 г.). Полное собрание сочинений по стратегическому и тактическому оружию. От Древнего Китая к современному Китаю . Гаккен. ISBN 9784056063448
- ^ Масамунэ, мастер легенды Сосю, Музей японского меча Touken World.
- ^ Аюми Харада (24 октября 2016 г.). «Рецепция и трансформация иностранных культур в Таиланде; упор на предметы внешней торговли 13-18 веков» (PDF) (на японском языке). Японское общество содействия науке . Архивировано из оригинала (PDF) 25 октября 2021 года . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ веблио Хандачи-Гошираэ .
- ^ История японского меча. Музей японского меча в Нагое Touken World.
- ^ Jump up to: а б Ключевые моменты при оценке японских мечей: «Каково отражение японского меча?» Музей японских мечей в Нагое, мир Touken.
- ^ Масаюки Мурата. Введение в ремесла Мэйдзи , стр. 120. Me no Me, 2017. ISBN 978-4907211110
- ^ Специальная выставка «Уметада, герой мира меча Момояма». Интернет-музей.
- ^ Оскар Ратти; Адель Уэстбрук (1991). Тайны самураев: Боевые искусства феодальной Японии . Издательство Таттл. п. 484. ИСБН 978-0-8048-1684-7 .
- ^ Казухико Инада (2020). Энциклопедия японских мечей , с. 46. ISBN 978-4651200408
- ^ Jump up to: а б с Историк , сентябрь 2020 г., стр. 42–43 ASIN B08DGRWN98 .
- ^ Выставка «Киемаро», мастера японского изготовления мечей, работавшего в конце периода Эдо = Динамичная режущая кромка, рисунок клинка, полный динамизма Jiji Press .
- ^ Выставка Киёмаро - Мастер-ремесленник, очаровавший патриотов в конце периода Эдо - Интернет-музей.
- ↑ Минамото-но Киёмаро, также известный как Ёцуя Масамунэ, — лучший мастер по изготовлению новых мечей Когэтудо.
- ^ Jump up to: а б с д Рейтинг и история японских мечей Touken World .
- ↑ Наконец-то воспроизводим знаменитые мечи периода Камакура, автор редакционной статьи Сёхей Нагацудзи, Санкей Симбун , 2 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Кокан Нагаяма (1997). Книга знатока японских мечей . Международный кодекс. п. 43. ИСБН 978-4-7700-2071-0 .
- ^ Вершина элегантности 10. Аксессуары для меча из коллекции Мицумура. Музей Нэдзу.
- ^ Мир дендизма Эдо от мечей до Инро. Интернет-музей
- ^ Вершина элегантности -Аксессуары для меча из коллекции Мицумура-. Интернет-музей.
- ^ Jump up to: а б Синклер, Клайв (1 ноября 2004 г.). Самурай: Оружие и дух японского воина . Лайонс Пресс. стр. 58–59. ISBN 978-1-59228-720-8 .
- ^ Юмото, Джон (13 декабря 2013 г.). Самурайский меч: Справочник . Издательство Таттл. стр. 6, 70. ISBN. 978-1-4629-0706-9 .
- ^ Капп, Леон; Хироко Капп; Ёсиндо Ёшихара (январь 2002 г.). Современные японские мечи и оружейники: с 1868 года по настоящее время . Коданша Интернэшнл. стр. 58–70. ISBN 978-4-7700-1962-2 .
- ^ Синклер, Клайв (1 ноября 2004 г.). Самурай: Оружие и дух японского воина . Лайонс Пресс. п. 60. ИСБН 978-1-59228-720-8 .
- ^ Шеклфорд, Стив (7 сентября 2010 г.). «Меч Капитолия Мира» . Дух меча: праздник артистизма и мастерства . Иола, Висконсин: Адамс Медиа. п. 23. ISBN 978-1-4402-1638-1 .
- ↑ Санкей Симбун, 22 июня 2018 г., с. 1.
- ↑ Санкей Симбун, 22 июня 2018 г., с. 2.
- ^ Историк , сентябрь 2020 г., стр. 36, 47, 50. ASIN B08DGRWN98.
- ^ Группа исследования железа и образа жизни (2008 г.) Очень простая книга о железе . ISBN 978-4-526-06012-0 .
- ^ «Тайны самурайского меча». Pbs.org . Проверено 8 августа 2013 г.
- ^ «Шаг 1: Виды мечей катаны» . Обзоры меча катана . 3 сентября 2015 г. Проверено 25 апреля 2016 г.
- ^ Коэн, Ричард (18 декабря 2007 г.). Мечом: история гладиаторов, мушкетеров, самураев, головорезов и олимпийских чемпионов . Издательская группа Random House. п. 124. ИСБН 978-0-307-43074-8 .
- ^ Дрю, Джеймс (15 февраля 2009 г.). Тайцзи Цзян, 32-позиционная форма меча . Поющий дракон. п. 10. ISBN 978-1-84642-869-2 .
- ^ Jump up to: а б Разговор о Музее меча Бидзэн Осафунэ 2 (на японском языке). Музей токен Бидзэн Осафуне/Компания скоростной автомагистрали моста Хонсю-Сикоку. Архивировано из оригинала 22 января 2022 года . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Давайте посмотрим на различные модели лезвий. (на японском языке). Музей японского меча в Нагое «Мир Нагоя Тоукен». Архивировано из оригинала 30 апреля 2021 года . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ Мастер изготовления аксессуаров для мечей, Музей японского меча в Нагое, Мир Тоукен в Нагое.
- ^ Японский меч Бидзэн Осафунэ. Сетуши, префектура Окаяма.
- ^ Jump up to: а б с Как оценить японский меч. Тозандо.
- ^ Jump up to: а б с Казухико Инада (2020). Энциклопедия японских мечей , стр. 117–119. ISBN 978-4651200408
- ^ Видео Touken World на YouTube о японских мечах.
- ^ Видео Touken World на YouTube о кошираэ (креплениях для мечей)
- ^ Ивасаки, Косукэ (1934), «Проклятие Мурамасы», Курс японского меча, том 8, Исторические анекдоты и практическая оценка, Юзанкаку, стр. 91–118, дои : 10.11501/1265855.
- ^ статье 17, параграфе 1 Правил экзамена>. <Критерии экзамена , основанные на
- ^ Японский оружейник/мечник "Мукансё" Музей японского меча в Нагое. Мир Тоукен.
- ^ Катана с подписью Нагасоне Окисато Нюдо Котэцу. Токийский художественный музей Фудзи .
- ^ Мейсон Смит (декабрь 1997 г.). «Выстоять и доставить» . Журнал «Черный пояс» . 35 (12). Active Interest Media , Inc.: 66. ISSN 0277-3066 .
- ^ Священник, Грэм; Дэймон Янг (21 августа 2013 г.). Боевые искусства и философия: избиение и небытие . Открытый суд. п. 209. ИСБН 978-0-8126-9723-0 .
- ^ Грин, Томас А.; Джозеф Р. Свинт (2010). Боевые искусства мира: Энциклопедия истории и инноваций . АВС-КЛИО. стр. 120–121. ISBN 978-1-59884-243-2 .
- ^ Уорнер, Гордон ; Донн Ф. Дрегер (2005). Японское фехтование: техника и практика . Бостон, Массачусетс: Уэзерхилл. стр. 110–131. ISBN 978-0834802360 .
- ^ Большинство мечей в боевых искусствах разрезаются на один коврик (Суэгири) Книга рекордов Гиннеса.com
- ^ Самые быстрые 1000 ударов мечом в боевых искусствах [ постоянная мертвая ссылка ] Книга рекордов Гиннесса.com
- ^ Наибольшее количество порезов меча на соломенные циновки за три минуты. Книга рекордов Гиннеса.com
- ^ Самый быстрый теннисный мяч (820 км/ч), разрезанный мечом. Книга рекордов Гиннеса.jp (на японском языке)
- ^ «Большинство мечей в боевых искусствах разрубаются за одну минуту (рисовая соломка)» . Книги рекордов Гиннесса. 25 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 29 мая 2019 г.
- ^ «SI № 338/2009 — Закон об огнестрельном и наступательном оружии 1990 года (наступательное оружие) (поправка) Приказ 2009 года» . Сборник законов Ирландии, Правительство Ирландии. 28 августа 2009 г.
- ^ Закон об уголовном правосудии 1988 года (наступательное оружие) (поправка) Приказ 2008 года . Opsi.gov.uk (19 ноября 2010 г.). Проверено 8 августа 2013 г.
- ^ «Запрет на имитацию самурайских мечей» . Новости Би-би-си . 12 декабря 2007 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
Призывы к запрету прозвучали после ряда громких инцидентов, в которых в качестве оружия использовались дешевые самурайские мечи. По оценкам Министерства внутренних дел, за последние годы произошло около 80 нападений с использованием самурайских клинков, в результате которых погибло как минимум пять человек.
- ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ МЕМОРАНДУМ К ЗАКОНУ ОБ УГОЛОВНОМ ПРАВОСУДИИ 1988 ГОДА (НАСТУПАЮЩЕЕ ОРУЖИЕ) (ПОПРАВКА № 2): ПРИКАЗ 2008 ГОДА . opsi.gov.uk. Проверено 8 августа 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Перрен, Ноэль (1980). Отказ от оружия: возвращение Японии к мечу, 1543–1879 гг . Бостон: Дэвид Р. Годин. п. 140. ИСБН 978-0-87773-184-9 .
- Робинсон, Х. Рассел (1969). Японское оружие и доспехи . Нью-Йорк: Crown Publishers Inc.
- Сато, Канзан (1983). Японский меч . ISBN 9780870115622 .
- Такеучи (он же Т), С. Александр. «Страница доктора Т. «Случайные мысли Нихонто»» . Флоренция, Алабама: Факультет социологии Университета Северной Алабамы. Архивировано из оригинала 8 января 2010 года.
- Юмото, Джон М. (1958). Самурайский меч: Справочник . Бостон: Издательство Таттл. п. 204. ИСБН 978-0-8048-0509-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Катаной, на Викискладе?