Jump to content

Supermarine Spitfire (варианты с двигателем Griffon)

(Перенаправлен из Supermarine Spitfire Pr.xix )

Spitfire
Spitfire F MK 22 из 607 (округ Дарем) SQN , Королевские вспомогательные ВВС .
Роль Истребитель/ истребитель разведка/ Фотография разведки.
Производитель Супермарин
Дизайнер Джозеф Смит.
Первый полет 27 ноября 1941 г. (MK IV)
Введение Октябрь 1942 (MK XII)
Ушедший на пенсию 1955, RAF
Основной пользователь Королевские ВВС
Производится 1942–48
Варианты Морец , злобный , морефанг

Двигатель Rolls-Royce Griffon был спроектирован в ответ на спецификации Королевского флота для двигателя, способного генерировать хорошую мощность на низких высотах. Концепции для адаптации Spitfire для принятия нового двигателя начались еще в октябре 1939 года; Джозеф Смит почувствовал, что «хороший большой» ООН в конечном итоге победит хорошего маленького «ООН». И Эрнест Улье Роллс -Ройсе подумал, что Гриффон будет «второй силой для Spitfire». [ 1 ] Первый из шпитфир, приготовленных в двигателях, пролетел 27 ноября 1941 года.

Хотя в большом количестве вариантов с двигателем с двигателем с двигателем, они никогда не производились в большом количестве вариантов с двигателем, они были важной частью семейства Spitfire, и в их более поздних версиях держали Spitfire на переднем крае развития истребителей с поршнем. В этой статье описываются варианты Spitfire с Griffon.

Типы крыльев

[ редактировать ]

Большинство Spitfires от MK VIII использовали типы крыльев C, D и E. Если не указано иное, все варианты Spitfire с Griffon с двигателем использовали укрепленный Dunlop AH10019 «Четыре спица» основные шаблоны. С растущим использованием твердых взлетно-посадочных полос в послевоенные годы, многие Spitfires были либо изготовлены, либо переполнены с большими основными шариками, которые были из «трех спиртных». Они были использованы на модифицированных ножках с шасси, которые были уменьшены «ног» для оси, которые уменьшили скраб шин.

Также известный как «универсальное крыло», новый дизайн был стандартным для большинства Spitfires, построенных с середины 1942 года. Это крыло было структурно модифицировано, чтобы сократить время труда и производства, и было разработано для предоставления смешанных вариантов вооружения: тип, B, или четыре 20 -мм пушки Hispano . [ 2 ]

Установки шасси были переработаны, а двери шасси были склонены в поперечном сечении, позволяя ногам сидеть ниже в лунках, устраняя пузыри верхнего крыла над колодцами руль и точки поворота шасси. Более сильные ножки с ходом были сгребаны на 2 дюйма (5,08 см) вперед, что сделало Spitfire более стабильным на земле и уменьшив вероятность того, что самолет, нанесенный на нос. [ 2 ] Во время производства MK VIII и MK IX была представлена ​​новая нога с ходом, которая имела внешние V-образные «ножницы», установленные на передней части ноги; Это также привело к небольшим изменениям в форме залива и ног -ног и ног. [ 3 ] В нескольких версиях Spitfire, в том числе MK XIV и MK XVIII, были дополнительные 13-галлонные интегральные топливные баки в ведущих краях крыла, между крыльями и внутренним заливом Cannon. [ 4 ]

Пушки Hispano Mk.ii теперь питались ремнями из коробочных журналов, позволяющих 120 RPG ( система Châtellerault ). Обтекание над бочками латиноамериканцев было короче, и обычно был короткий резиновый заглушка, покрывающая верхнюю пушечную порт. Перепроектированные двери верхних крыльев в форме взрыва в форме «слеза», чтобы очистить двигатели корма с пушкой, а нижние крылья больше не имели отверстия для обогрева в заливах. [ 2 ] Чтобы обеспечить место для системы подачи ремня пушки, внутренние пулеметы были перемещены между ребрами 13 и 14. [ 2 ] Поскольку Spitfire больше не использовался в качестве ночного бойца , выдвижные посадочные огни больше не были установлены. [ 2 ]

Они были специально созданы для фотопоннасансных Spitfires, включая PR xix; Не было установлено никакого вооружения, и D-образные ведущие края крыльев перед главным лонжером были преобразованы в интегральные топливные баки , каждый из которых несет 66 галлонов. Чтобы избежать расширения топлива в жаркую погоду, повреждая крыло, клапаны с сбросом давления, включающие небольшие внешние вентиляционные трубы, были установлены рядом с кончиками крыла. [ 5 ]

Структурно неизменные от крыла C, наружные порты с пулеметом были устранены, хотя внешние пулеметы были сохранены, а их двери доступа были лишены пустых портов корпусов и патронов картриджа. Внутренние залива оружия позволили для двух подходящих для оружия;

  • 2 × 20 мм пушка Hispano Mk II с 120 раундами за оружие (RPG) во внешних заливах в сочетании с 2 × 0,5-дюймовыми (12,7 мм) Browning M2 -пулеметы с 250 RPG во внутренних заливах. С перемещением латиноамериканского залива Внешнего орудия волдыри, покрывающих кормовые двигатели, были перемещены на подвесные двери залива. [ 2 ]

или

  • 4 × 20 мм пушка Lispano с 120 RPG (эта конфигурация редко была установлена.) [ 2 ]

Кэннон в 20 мм латиноамериканцев была перемещена подвесной, и более эффективные 0,50-дюймовые Browning .50 CAL M2/тяжелый пулемет с 250 RPG был добавлен во внутреннюю стрельбу из оружия, заменяющую внешнее Браунинг .303S. Первая испытательная установка установки (модификация 1029) была сделана в BS118 , Mark XI в ноябре 1943 года. Это вооружение позже стало стандартным для всех Spitfire MK XIVS, используемых RAF 2 -й тактической ВВС в качестве бойцов. [ 6 ] Улучшенное вооружение было более эффективным как для борьбы с воздухом-воздухом, так и для атак с воздухом к земле. [ 7 ]

MK XII полетел оперативно с закругленными крылами, замененными более короткими, квадратными обтекателями; Одностадийный нагнетатель Griffon II или IV, используемый в MK XIIS, означал, что он был оценен и использовался в качестве истребителя с низкой высотой, и префикс LF, используемый Spitfires с мощностью Merlin, никогда не был применен. Начиная с начала 1945 года, большинство Spitfire MK XIV также использовали подрезанные кончики крыла, в основном для уменьшения морщин, кожи крыла; Снова префикс LF не был применен к этим самолетам.

Перепроектировано позднее крыло

[ редактировать ]

Поскольку Spitfire набрал большую мощность и смогла летать на большей скорости, риск изменения элерона увеличивался, поэтому команда разработчиков Supermarine приступила к перепроектированию крыльев, чтобы противостоять этой возможности. Оригинальный дизайн крыла имел теоретическую скорость, обрабатывающую элерона, составляла 580 миль в час (930 км/ч), что было несколько ниже, чем у некоторых современных бойцов. [ 8 ] Новое крыло Spitfire F MK 21 и его преемники были разработаны, чтобы помочь смягчить эту проблему; Жесткость крыла была увеличена на 47 процентов, а новая конструкция элерона с использованием петли для фортепиано и вкладками для отделки для отделений означала, что теоретическая скорость реверса элерона была увеличена до 825 миль в час (1328 км/ч). [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Это крыло внесло услугу в Spitfire XXI. Стандартным вооружением было четыре 20 -миллиметровых латино -латино -латинологических IIS или более короткие, более легкие пушки Lispano V, каждая из которых с 150 раундами на пистолет.

Варианты

[ редактировать ]

Числа отметок, используемые в обозначениях самолетов , не обязательно указывали на хронологический порядок; Например, MK IX представлял собой меру остановок, внесенную в производство перед MKS VII и VIII. Некоторые Spitfires of One Mark или Variant могли быть изменены на другую; Например, некоторые из первых VBS MK были преобразованы из MK IBS; Первыми MK IX были изначально MK VCS.

Вплоть до конца 1942 года RAF всегда использовал римские цифры для номеров. С 1943 по 1948 год новым служебным службам, поступающим в арабские числа, получали арабские цифры для номеров, но более старые самолеты сохранили свои римские цифры. С 1948 года арабские цифры использовались исключительно. Таким образом, Spitfire PR MK XIX стал PR 19 после 1948 года. В этой статье принимается соглашение об использовании римских цифр для MKS I -XX и арабских цифр для MKS 21–24. Числа типов (такие как «тип 361») - это номера дизайна чертежей, выделенные Supermarine. [ 11 ]

MK IV / XX (тип 337)

[ редактировать ]

4 декабря 1939 года персонал Design Design Supermarine выпустил брошюру, которая посвящена идее конвертации Spitfire, чтобы использовать двигатель Rolls-Royce Griffon. Была предсказана максимальная скорость 423 миль в час (681 км/ч) при 18 500 футов (5639 м). Тем не менее, постоянные проблемы с разработкой Гриффона означали, что решение приступить к созданию Spitfire с этим двигателем не осуществлялось до 1942 года, причем успешные летные испытания MK IV. [ 12 ]

Гриффон IIB, который питал MK IV, представлял собой одноступенчатый двигатель с наддувом 1735 л.с. (1293 кВт). Были необходимы более сильные основные долгоны , чтобы справиться с весом грифона, и для этого потребовалось больший радиатор и масляный холодильник, хотя он сохранил асимметричную схему радиатора в нижнем плане одноступенчатых марков Merlin. Новый двигатель имел более низкую линию тяги, чем у Мерлина, и был установлен с 2 градусами понижения . Нижняя линия тяги и большая вместимость нового двигателя означали, что контуры капота двигателя были полностью изменены, с более заметными пузырями над головками цилиндров, а также третью волну в форме слезы на верхнем переднем капочке, чтобы очистить магнито, и более глубокая кривая вниз к прядильщику, которая была намного длиннее, чем предыдущие типы. Нижний капот потерял свой «с голубиным» внешним видом, с более мелким изгибом до спиннера. Был использован четырех лезвий ротола из 10 футов 5 в (3,1 м). [ 13 ] Помимо этих различий, планер MK IV был тесно связан с тем, что у MK III MK III, сидящего на силе. Одной из особенности двигателя Griffon, которая должна была поймать много пилотов, заключалась в том, что пропеллер вращался в противоположном направлении к Merlin; т.е.: Слева, с точки зрения пилота, а не справа. Это означало, что мощный просеивание развернуло Spitfire вправо на земле, требуя, чтобы руль был отклонен влево во время взлета.

Mark IV DP845 впервые пролетел 27 ноября 1941 года. У него было полное крыло C в сочетании с небольшим хвостовым устройством и выдвижным хвостовым колесом, а также имело внешние петли под крыльями, обозначающие установку тормозных клапанов. Вскоре они были удалены, и был установлен макет предложенного вооружения из шести осадков, по три в каждом крыле. Самолет был вскоре переименован в MK XX , чтобы избежать путаницы с переименованным PR -типом, затем он стал MK XII. [ 14 ]

Джеффри Куилл , главный тестовый пилот Supermarine, был первым, кто летал на прототипе MK IV/MK XII DP845 ,

... Был несколько менее наземный просвет, что привело к небольшому снижению диаметра винта; Мощность, доступная для взлета, была намного больше; и обороты двигателя были ниже, чем в Мерлине. Все это означало, что дроссельная заслонка нужно было разумно обработать при взлете, но, как только в воздухе, у самолета было большое чувство власти по этому поводу; Казалось, это был воздушный эквивалент очень мощного спортивного автомобиля и было очень весело летать. Изменения отделки с изменениями мощности были гораздо более доказательствами, как направленно, так и в продольном направлении, и самолет немного сдвинулся во время жестких маневров и моделируемых боевых боев. Я сразу понял, что мы должны исправить его направленные характеристики и, вероятно, его продольную стабильность, оба из которых в свое время достигли. Действительно, DP845 в конечном итоге прошел много этапов развития, и я и другие и другие во время этого пролетели; Это стало одним из наших любимых самолетов.

- Quill [ 15 ]

MK XII (тип 366)

[ редактировать ]

СМИ, связанные с супермарином Spitfire Mark XII в Wikimedia Commons

Spitfire MK XIIS 41 кв. Окончательным производством MK XII был MB882 , «EB-B» (передний план), летал по FLT. Лейтенант Дональд Смит, Рааф . Фиксированное хвостовое колесо «eb-h» (третье спереди) предполагает, что планер изначально был MK VC.

MK XII был первым Spitfire, работающим от двигателя Griffon, который вступил в эксплуатацию. Первый из 100 производственных самолетов с супермарином начал появляться в октябре 1942 года; В общей сложности две эскадрильи RAF были оснащены XII. и MK VIII. MK XII были изготовлены из MK VC У них был один основной топливный бак 85 галлонов, который дал короткий диапазон почти 380 миль (610 км) на внутреннем топливе. Все были оснащены большим, заостренным наконечником руля. Последние 45 или около того MK XIIS были основаны на MK VIIIS с двумя крыльями топливными баками, каждый из которых содержал максимальную топливную нагрузку в 14 галлонов, и имели большие балансы рога, выдвижный хвост и ноги с ходом с крутящими сцеплениями, «посуда». Обтекание и более сильные Dunlop AH10019 Четыре спирных колеса. Колеса иногда были оснащены крышками в стиле диска. Была установлена ​​более поздняя модель IFF , заменяя воздушные антенны от наконечника хвостовой планы на фюзеляж с помощью стержня под правым крылом. Другой важной особенностью Spitfires Griffon-двигателя была полностью покрасневая финиш, которая постепенно вводилась на всех Spitfires. [ 16 ]

Одностадийный двигатель Griffon (II или IV) дал самолету превосходную производительность низкого уровня и среднего уровня, хотя производительность MK XII снизилась на более высоких высотах: из-за этого все производственные самолеты имели «подрезанные» крылья. В сравнительных тестах с MK IX он был 14 миль в час (23 км/ч) быстрее на уровне моря, но выше 20 000 футов (6100 м) он стал медленнее. Обработка, однако, считалась лучше, чем предыдущие следы Spitfire, и подрезанные крылья давали отличную маневренность посредством повышенной реакции элерона. [ 17 ]

На малой высоте это был один из самых быстрых самолетов в мире; В одном испытании скорости, проведенного в Фарнборо в июле 1942 года DP485 (в настоящее время называется MK XII), пилотируемой Джеффри Куиллом, опередивший Hawker Typhoon и захваченный Focke-Wulf FW 190 , вопреки ожиданиям.

О размышлении общая схема стала ясной. Spitfire должен был стать своего рода базовым кардиостимулятором - «средним современным борцом» - и его задача состояла бы в том, чтобы прийти в последнюю очередь, реальное волнение от разбирательства в том, насколько он будет побежден FW 190 и Typhoon, и какая из этих двух ярких звезд победит другую и как много. Снаружи на асфальте в достойном Даун выдержал безобидную, но очень мощную DP485 ... Все пошло по плану до тех пор, пока мы не были на полпути между Одихамом и Фарнборо и не выходили на себя, я начал пересмотреть FW 190 и Typhoon. Внезапно я увидел Спаркс и черный дым, исходящие от выхлопа FW 190 -х годов ... и я выстрелил мимо него и больше никогда не увидел его. Я также легко оставил тайфун позади, и возможный порядок завершения был, сначала Spitfire, второй Typhoon, третий FW 190. Это был именно противоположный результат ожидаемого или действительно предназначенного. Это, безусловно, поставило кошку среди голубей и среди VIP. [ 18 ]

Еще одна фотография MB882 , показывающего обложки диска на главных колесах.

Однако пилотам было трудно использовать это преимущество в бою, так как немецкие пилоты неохотно были втянуты в собачьи бои с Spitfires любого типа ниже 20 000 футов (6100 м). Когда MK XII смог вступить в бой, это был грозный боец, и несколько FW 190 -х годов, и Мессершмитт BF 109GS стал жертвой этого. [ 19 ] Скоровое преимущество MK XII на нижних высотах снова стало полезным в конце ее службы фронта летом 1944 года, когда его пилотам было приписано 82,5 убийства летающих бомб V-1 . Вариант MK XII был вышел на пенсию в сентябре 1944 года.

MK XIV (тип 379)

[ редактировать ]

СМИ, связанные с супермарином Spitfire Mark XIV в Wikimedia Commons

Spitfire XIV 350 (бельгийская) эскадрилья крыла Spitfire XIV, базирующаяся в Лимпне , штат Кент, 1944. Этот самолет несет 30 галлонов «танк-тапочка» под центром сечения.

Первые Spitfires, работающие на основе Griffon, страдали от низких высоких показателей высокой высоты из-за того, что имел только одноэтажный двигатель с наддувом . К 1943 году инженеры Rolls-Royce разработали новый двигатель Griffon, серии 61, с двухэтапным нагнетателем. В конце концов это был слегка модифицированный двигатель, серия 65, который использовался в MK XIV. Полученный самолет обеспечил значительное увеличение производительности по сравнению с MK IX. Хотя изначально основываясь на планере MK VIII, общие улучшения, произведенные в самолете, произведенные впоследствии, включали в себя фюзеляж и навесы для слез , а также крыло электронного типа с улучшенным вооружением.

MK XIV отличался от MK XII тем, что более длинный двухэтапный Griffon 65, производящий 2050 л.с. (1528 кВт), был установлен на 10 дюймов (25,4 см) дальше вперед. Верхняя часть переборки двигателя была подчеркнута вперед, создавая отличительное изменение угла на задний край верхнего коптины. Был использован новый винт пять лезвий ротола из 10 футов 5 в (3,18 м) в диаметре, хотя один прототип JF321 был оснащен шестью лезвиями . Дизайн «рыбьего хвоста» выхлопной заглушки уступил место круговому участку. Повышенные требования к охлаждению двигателя Griffon означали, что все радиаторы были намного больше, а корпуса под перекрытием были глубже, чем предыдущие версии.

Застежки из капота были новыми, типа «амаля», и их было больше. Масляный бак (который был перемещен из нижнего местоположения капота в вариантах двигателя Merlin в вперед топливных баков фюзеляжа) был увеличен в пропускной способности с 6 до 10 галлонов.

Чтобы помочь сбалансировать новый двигатель, радиооборудование было перемещено дальше в заднем фюзеляже, а люк Access был перемещен со стороны левой фюзеляжа вправо. Лучшее радиооборудование VHF позволило удалить воздушную мачту и заменен на «кнут» антенну дальше на корме на позвоночнике фюзеляжа. Из-за более длинного носа и увеличения просеивания пропеллера Большой Пятерки, был принят новый хвостовой единицу с более высоким, более широким плавником и рулем повышенной площади. [ 20 ] [ 21 ]

Первой партией самолетов для летания с двигателями серии Griffon 60 была шесть конвертированных MK VIIIS JF316 в JF321, которые назывались MK VIIIG. Первый из них был доставлен Джеффри Куиллом 20 января 1943 года,

Изменения в самолете были ограничены теми, которые необходимы для того, чтобы он мог принять новый двигатель ... Я обнаружил, что он обладает впечатляющими показателями, выполняющими 445 миль в час со скоростью 25 000 футов, с уровнем моря более 5000 футов в минуту. [ 22 ] Я помню, как был очень в восторге от этого; Мне казалось, что из этого относительно простого преобразования, выполненного с минимальным суетом и беспокойством, придумал что -то довольно выдающееся ... MK VIIIG, с практически одинаковыми хвостовыми поверхностями как вертикальными, так и горизонтальными, как и Merlin Mk VIII был очень завышенным, и обработка в воздухе была неприемлемой для оперативного типа ... Я вскоре понял, что новая коробка дроссельной заслонки понадобится, давая гораздо большее угловое путешествие для ручного рычага ... следующее. 7,42 кв. было улучшением в направленной стабильности и контроле, и был вытянут новый плавник с значительным увеличением площади ( .. Это, хотя и не идеальное, вызвало очень заметное улучшение в качестве направленных характеристик, и мы смогли внести незначительные изменения после этого и в различных степенях вкладки и баланса Trimmer, чтобы достичь приемлемой степени стабильности и контроля направления. Увеличенный плав У JF317 был прямой передний край, но для производства была введена более элегантная изогнутая линия.

- Quill [ 23 ]

Один прототип, JF321 , был установлен и протестирован с помощью шестизащитного пропеллерового блок, подходящего для противоположного, подходящего для противоположного,; Хотя это обещало устранить характерный развертывание при взлете (вызванном пропеллером Slipstream), подразделение винта была склонна к сбою. Механизм управления шагом контролировал шаг на переднем пропеллере,

... и это было передано на задний пропеллер (который вращался в противоположном направлении) через механизм переходного подшипника. Если это не удалось, то шаг заднего пропеллера больше не был под контролем и могло бы сделать что -нибудь, что было потенциально опасным.

- Quill [ 24 ]

Аналогичный пропеллер-подразделение, сопровождаемый противополушением, впоследствии использовался на производственном море 46 и 47 с .

Когда в декабре 1943 года новый истребитель поступил на службу с 610 эскадрилья, это был скачок вперед в эволюции Spitfire. Джеффри Куилл управлял первым производственным самолетом, RB140 в октябре 1943 года:

Таким образом, MK XIV был в бизнесе, и он был очень хорошим бойцом. Это полностью оправдало веру тех, кто с первых дней в 1939 году был убежден, что двигатель Гриффона в конечном итоге увидит Spitfire в новую жизнь ... это был великолепный самолет во всех отношениях. У нас все еще была некоторая работа, чтобы улучшить его продольные и направленные характеристики, но они были мощными и великолепно выполнялись. Единственное уважение, в котором xiv потерпел неудачу, было в его диапазоне.

- Quill [ 25 ]

MK XIV может подняться до 20 000 футов (6100 м) чуть более пяти минут, а максимальная скорость, которая была достигнута в 25 400 футов (7700 м), составляла 446 миль в час (718 км/ч). [ 26 ] [ 27 ]

Поздняя модель F MK XIV из 41 эскадрильи с разрезанным задним фюзеляжем и прозрачным навесом. Германия, май 1945 года.

В оперативной службе многие пилоты первоначально обнаружили, что новый боец ​​может быть трудно справиться, особенно если они привыкли к более ранним следам Spitfire. Дон Хили из 17 эскадрильи , базирующаяся в Мадуре, напомнил, что MK XIV был;

... Волосатый зверь, чтобы летать, и к этому привыкнуло. Я лично предпочитал старый MK против с точки зрения полета ... даже с полным элероном, лифтом и рулем, этот груз бойца слегка взлетел в сторону. [ 28 ]

Несмотря на трудности, которые пилоты оценили повышение производительности. Командир крыла Питер Братья , O/C Culmhead Wing в 1944–1945 годах и ветеран Британии ;

Это была действительно впечатляющая машина, которую способствовала почти вертикально - она ​​дала многим пилотам Люфтваффе шокировать их жизнь, когда, думая В лоб, дроссельная заслонка широко открыта! [ 29 ]

F MK XIV имел в общей сложности 109,5 галлонов топлива, состоящего из 84 галлонов в двух основных баках, и 12,5 топливного бака IMP GAL в каждом переднем крае крыла; Другие 30, 45, 50 или 90 галлонов могут быть перенесены. Максимальный диапазон бойца составлял чуть более 460 миль (740 км) на внутреннем топливе, поскольку новый двигатель Griffon потреблял гораздо больше топлива в час, чем оригинальный двигатель Merlin более ранних вариантов. К концу 1944 года Spitfire xivs был оснащен дополнительным 33 галлоном в задних топливных бака фюзеляжа, расширяя диапазон бойца примерно до 850 миль (1370 км) на внутреннем топливе и бак 90 галлонов. [ 30 ] MK XIV с навесами "слеза" имели 64 галлона. В результате F и Fr Mk Xives имели диапазон, который был увеличен до более чем 610 миль (980 км), или 960 миль (1540 км) с баком для выпадения 90 галлонов. [ 30 ]

Первое испытание самолета было в перехвате летающих бомб V1, и MK XIV был наиболее успешным из всех отметок Spitfire в этой роли. Когда в середине 1944 года было введено 150 октанового топлива, «повышение» двигателя Griffon можно было увеличить до +25 фунтов (80,7 дюйма), что позволило увеличить максимальную скорость примерно на 30 миль в час (26 кН; 48 км// H) до 400 миль в час (350 кН; 640 км/ч) при 2000 футов (610 м). [ 31 ]

MK XIV использовался 2-й тактической ВВС в качестве основного истребителя высокогорного превосходства воздуха в Северной Европе с шестью эскадронами к декабрю 1944 года. [ 32 ]

Одной из проблем, которая возникла в эксплуатации, была локализованная кожная морщина на крыльях и фюзеляж в точках нагрузки; Хотя Supermarine сообщил, что MK XIV не были серьезно ослаблены, и они не были на такой степени, что RAF выпустил инструкции в начале 1945 года, что все F и FR MK XIV должны были быть переоборудованы с обрезанными крыльями. [ 33 ]

Spitfire XIVS начал прибывать в театр Юго-Восточной Азии в июне 1945 года, слишком поздно, чтобы работать против японцев. [ 19 ] [ 34 ] Ходят слухи, что несколько МК XIV были похоронены на аэродроме в Бирме после войны.

Spitfire Fr Mk XIV 430 (RCAF) эскадрилья . Это было преобразование стандартного F MK XIV. Манкровиночная воздушная антенна можно увидеть, как и небольшой D-образный лучевой балок подходит к воздушному корпусу под корнем крыла.

В конце 1944 года передний ремонтный блок (FRU) с высокой спинкой была преобразована в установку одной камеры, направленной на порт или правый борт; преобразование, идентичное тому, которое используется на FRU-конвертированном FR MK IXC. Чтобы достичь этого, был установлен новый люк, похожий на радиоэлектростанция на стороне порта, был установлен на стороне правого борта, и оба люка были оснащены портами камеры в оптимизированных волдырях. В противном случае эта версия FR Mk Xive была по сути такой же, как и стандартный самолет. Эти полевые самолеты были выделены на 430 эскадрилью RCAF. [ 35 ] Позже, специально построенные преобразования, также известные как FR MK XIVE, имели более поздний вырезанный задний фюзеляж с навесом в форме слезы, портом и/или правым камер (без волдырей) и дополнительный задний топливный бак из 34 галлона, которые расширили диапазон Spitfire примерно до 610 миль (980 км) на внутреннее топливо. Поскольку он использовался в основном на низких высотах, «производство» от Mk Xive обрезал крылышки.

В общей сложности было построено 957 МК XIV, более 430 из которых были FR MK XIV. [ 36 ] После войны вторая рука MK XIV была экспортирована в ряд иностранных сил воздушных сил; 132 отправился в Королевские бельгийские ВВС , 70 года отправился в Королевские ВВС Индии , и 30 его разведывательных вариантов отправились в Королевские ВВС Таиланда .

MK XV и MK XVII

[ редактировать ]

Числа отметок XV и XVII (15 и 17) были зарезервированы для военно -морской версии, SeaLire , чтобы согласовать схему нумерации Spitfire с схемой моря.

MK XVIII (MK 18) (тип 394)

[ редактировать ]

СМИ, связанные с Supermarine Spitfire Mark XVIII в Wikimedia Commons

Spitfire MK 18

MK 18 был уточнением MK XIV. В большинстве случаев он был идентичен, включая двигатель (Griffon 65) и улучшения кабины, но он несли дополнительное топливо и имела пересмотренную, более сильную структуру крыла. Его обработка также была почти идентичной, и поэтому она не была проведена через каких -либо тестов на производительность. Как и в MK XIV, были построены варианты разведывательных истребителей истребителей и истребителей.

МК 18 пропустил войну. Он был построен до начала 1946 года, но только в январе 1947 года эскадрилья RAF, 60 эскадрильи , которая работала из RAF Seletar , Сингапур , была повторно оборудована вариантом. Позже, другие эскадрильи на Дальнем Востоке и на Ближнем Востоке получат их. Около 300 F MK 18S и FR MK 18S были построены, прежде чем производство закончилось в начале 1946 года. [ 37 ] MK 18S видел небольшие действия, кроме некоторого участия против партизан в малайской чрезвычайной ситуации . Королевские индийские ВВС приобрели 20 бывших RAF MK 18S в 1947 году.

Spitfire Mk 19 ps583 вылетает
Spitfire Mk 19 (PS583) показывает свою эллиптическую форму плана крыла

MK XIX (MK 19) (типы 389 и 390)

[ редактировать ]

СМИ, связанные с Supermarine Spitfire Mark Xix в Wikimedia Commons
MK XIX был последним и наиболее успешным вариантом фотографической разведки Spitfire. Он объединил особенности MK XI с двигателем Griffon MK XIV. После того, как первые 25 (тип 389s) были произведены, более поздние самолеты также были оснащены под давлением кабины MK X, и топливная емкость была увеличена до 256 галлонов, в три с половиной раза больше оригинального Spitfire эта версия была Тип 390. [ 38 ]

Первые MK XIXS вступили в службу в мае 1944 года, и к концу войны тип практически заменил более ранний MK XI. Всего в начале 1946 года было построено 225, но они использовались в службе ВВС на передней линии до апреля 1954 года.

В 1951 году остров Хайнань ( Китайская Народная Республика ) был нацелен по поручению военно -морской разведки США для перевозки RAF, используя Spitfire PR MK 19S, базирующийся в аэропорту Кай Так в Гонконге. [ 39 ] Последняя оперативная вылета от MK 19 была в 1963 году, когда кто-то использовался в боевых испытаниях против английской электрической молнии , чтобы определить, как лучше всего задействовать самолеты с поршневым двигателем. Эта информация была необходима в случае, если RAF Lightnings, возможно, придется привлечь к североамериканскому P-51 Мустангам в индонезийский конфликт того времени. [ 40 ]

MK XX (тип 366)

[ редактировать ]

Марк XX был предоставлен оригинальному прототипу двигателя MK IV Griffon DP845, чтобы избежать путаницы с переизданным Spitfire PR MK IVS.

Второй MK XX, DP851 , первоначально имел двигатель Griffon II и совершил свой первый рейс в августе 1942 года. В декабре он был переоборудован с помощью Griffon 61 и переименован как начальный прототип MK 21.

MK 21 (тип 356)

[ редактировать ]

СМИ, связанные с супермарином Spitfire Mark 21 в Wikimedia Commons
К началу 1942 года стало очевидно, что Spitfires, работающие на новом двухэтапном двигателе Griffon 61 с наддувом, понадобится гораздо более прочный планер и крылья. Предлагаемый новый дизайн был назван MK 21, который сначала демонстрировал плохие качества полета, которые повредили превосходную репутацию Spitfire. Крылья были переработаны с новой структурой и более толстым легким сплавным сплавом. Новое крыло было круче на 47 процентов более жестче, что позволило увеличить теоретическую скорость изменения элерона 825 миль в час (1328 км/ч). Элероны были на 5 процентов больше, а сбалансированный тип фриза отдавался, алероны прикреплялись непрерывными фортепианными шариками. Они были расширены на восемь дюймов, что означает, что с более прямой дорожкой края крылья были не той же эллиптической формой, что и предыдущие Spitfires. [ 41 ] Вооружение MK 21 было стандартизировано как четыре 20 -мм пушки Hispano II с 150 патронами на пистолет и без пулеметов.

Пяти-лезвия пропеллер и модифицированная форма крыла: F.21 LA198 из 1 эскадрильи (послевоенная с 602 эскадрилья ), выставленная в художественной галерее и музее Kelvingrove .

Двигатель Griffon проехал 11-футовый (3,4 м)-диаметром пяти-лезвия пропеллера, около 7 на (18 см), превышающую, установленную на MK XIV. Чтобы обеспечить достаточный просмотр грунта для нового винта, ноги шарики были удлинены на 4,5 дюйма (11 см). Ноги с шасси также имели 7,75 в (19,7 см) более широкую дорожку, чтобы улучшить обработку земли. Дизайнеры использовали систему рычагов, чтобы укорочить ножки с ходом примерно на 8 в (20 см), когда они втянулись, потому что у более длинных ног не было достаточно места, в котором можно отказаться; Рычаи вытянули ноги, когда они спустились. Большой диаметр четырех спиртных главных колес были укреплены, чтобы справиться с большими весами; Послевоенные их были заменены более широкими, армированными тремя спицами, чтобы позволить Spitfires работать от твердой бетонной или асфальтовой взлетно-посадочной полосы. При втянутых колесах были полностью закрыты треугольными дверями, которые были отнесены к внешнему краю колесных скважин. [ 41 ]

Первый производственный MK 21s использовал тот же планер, что и MK XIV. Первый настоящий прототип MK 21, PP139, впервые пролетел в июле 1943 года, причем первое производственное самолет LA187 полет 15 марта 1944 года. Модификации по сравнению с MK XIV сделали MK 21 чувствительным к изменениям отделки. Плохие качества управления полетом LA201 во время испытаний в конце 1944 года и начале 1945 года привел к проклятому отчету от подразделения по развитию воздушных боев.

... Следует подчеркнуть, что, хотя Spitfire 21 не является опасным самолетом для летания, пилоты должны быть предупреждены ... в его нынешнем состоянии это вряд ли окажется удовлетворительным бойцом. Никаких дальнейших попыток не следует предпринять, чтобы увековечить семью Спитфира. [ 42 ]

Supermarine был серьезно обеспокоен, потому что Castle Bromwich был преобразован в производство MK 21, и больше ежедневно выходили из производственных линий. Джеффри Килл прокомментировал это,

Афду были совершенно правы, чтобы критиковать обращение с Марком 21 ... где они пошли ужасно неправильно, - это рекомендовать, чтобы все дальнейшее развитие семьи Спитфайра прекратилось. Они были совершенно неквалифицированы, чтобы вынести такое суждение, а более поздние события доказывали бы их совершенно неправильными. [ 42 ]

После интенсивного испытательного полета наиболее серьезные проблемы были решены путем изменения передачи на вкладки TRIM и другие тонкие модификации управления, так что MK 21 был очищен для полета для приборов и низкого уровня во время испытаний в марте 1945 года. Отчет AFDU по LA215 Выпущен в тот месяц отметил, что Spitfire 21 теперь намного проще летать,

Общая обработка модификаций, проведенных на этот самолет, привела к улучшению общих характеристик обработки на всех высотах ... Выводы. Критические характеристики обрезки, представленные на производственном Spitfire 21, были в значительной степени исключены из -за модификаций, сделанных на этот самолет. Его качества обработки принесли пользу (SIC) в соответствующей степени, и в настоящее время они считаются подходящими как для полетов для инструментов, так и для низких полетов. Считается, что модификации Spitfire 21 делают его удовлетворительным боевым самолетом для среднего пилота. [ 43 ]

Spitfire F MK 21 из 91 эскадрильи.

Spitfire 21s стал введением в эксплуатацию на 91 эскадрилье в январе 1945 года. У эскадрильи было мало возможности привлечь Люфтваффе до окончания войны, но набрал редкий успех 26 апреля 1945 года, когда два Spitfire Mk 21 вышли и утверждали, что вынудили немецкую подводную лодку Midget Smitgin который они поймали на поверхности. С окончанием войны большинство заказов на MK 21 были отменены, и только 120 были завершены. [ 44 ] В 1946 году сорок Spitfire 21 были доставлены в Shoseburyness ; Когда -то там их ведущие края были удалены и уничтожены в тестах «летальности». У некоторых самолетов было меньше пяти часов полета. [ 45 ]

MK 22 (тип 356)

[ редактировать ]

СМИ, связанные с супермарином Spitfire Mark 22 в Wikimedia Commons

Spitfire F.22 № 613 (город Манчестер) в 1949 году

MK 22 был идентичен MK 21 во всех отношениях, за исключением задних фюзеляжа, с навесом капли слезы и более мощной электрической системой 24 вольт вместо 12-вольтовой системы всех более ранних Spitfires. Большинство из 22 MK были построены с увеличенными хвостовыми поверхностями, аналогичными тем, что у супермарена злобно . Всего было построено 287 мк 22 с: 260 в замке Бромвича и 27 от Supermarine в Южном Марстоне. [ 46 ]

MK 22 использовался только одним обычным блоком RAF, 73 эскадрилья [ 47 ] на основе Мальты. Однако 12 эскадронов Королевских вспомогательных ВВС использовали этот вариант и продолжали делать это до марта 1951 года. MK 22 также использовался в школах Flying Represher. В мае 1955 года оставшиеся F.22 были объявлены устаревшими для всех целей RAF, и многие были проданы обратно Vickers-Armstrongs для ремонта, а затем были проданы южному родезийскому, египетскому и сирийскому воздушным силам. [ 47 ] [ 48 ]

MK 23 (тип 372)

[ редактировать ]

MK 23 должен был стать MK 22, включающим пересмотренный дизайн крыла, который показал увеличение падения, подняв передний край на 2 дюйма (51 мм). Надеемся, что это улучшит представление пилота на нос в полете и увеличит высокую скорость и производительность самолета. Модифицированное ручное крыло было впервые установлено в MK VIII JG204 , который был протестирован с июля 1944 года. Однако тесты были разочаровывающими, и после обсуждений в Supermarine было решено построить новый прототип, используя прототип MK 21 PP139 : в Эта форма прототип был обозначен F MK 23 и должен был быть переименован в супермариновый Valiant . Однако новое крыло дало не идеальные характеристики обработки, и поэтому MK 23 никогда не был построен из планера MK 22, как предполагалось. [ 49 ]

MK 24 (тип 356)

[ редактировать ]

СМИ, связанные с супермарином Spitfire Mark 24 в Wikimedia Commons

Spitfire F.24 в музее RAF , Лондон

Окончательный вариант Spitfire, MK 24, был аналогичен MK 22, за исключением того, что он имел увеличенную вместимость топлива по сравнению с предшественниками, с двумя топливными баками по 33 галлона (150 л), каждый из которых был установлен в заднем фюзеляже. Были также ноль точки для ракетных снарядов под крыльями. У всех были большие « злобные » хвостовые подразделения; Модификации были также внесены в Trim Tab Gearings, чтобы улучшить обработку F MK 24. F MK 24 достиг максимальной скорости 454 миль в час (731 км/ч) и может достичь высоты 30 000 футов (9 100 м) за восемь минут, поставив его наравне с самыми продвинутыми истребителями по поршневым двигателям.

Несмотря на то, что Spitfire спроектировал как самолет-истребитель, он оказался универсальностью в других ролях. Как боец, вооружение F MK 24 состояло из четырех 20 -мм пушки Hispano - оперативный опыт доказал, что удары по силе этого более крупного оружия необходимо для преодоления более толстой брони, встречающейся на самолетах вражеских самолетов в ходе войны. Самолет также использовался в качестве бомбардировщика-истребителя, который с одной 500 фунтов (230 кг) и двумя бомбами 250 фунтов (110 кг), с ракетными прописью режущих рельсов, установленных в качестве стандарта. Поздние производственные самолеты были построены с более легкой, короткой, электрически запускаемой Hispano Mark v Cannon. Всего было завершено 81 мк 24 с, 27 из которых были преобразованием из MK 22S. Последний MK 24, который будет построен, был доставлен в феврале 1948 года и использовался до 1952 года 80 -й эскадрой . Некоторые из самолетов эскадрильи отправились в вспомогательные ВВС Гонконга , где они работали до 1955 года.

Введенный в эксплуатацию в конце 1945 года, F MK 24 сильно отличался от Spitfire Mk I, в два раза больше, почти в два раза сильнее и показал увеличение уровня подъема на 80 процентов по сравнению с прототипом, K5054 . Эти замечательные повышения производительности возникли главным образом в результате введения двигателя Rolls-Royce Griffon вместо знаменитого Мерлина более ранних вариантов. Оценка на 2050 л.с. (1530 кВт), 12-цилиндровый двигатель Griffon 61 с жидким охлаждением VEE имел двухэтапный нагнетатель, который дает Spitfire исключительную производительность на большой высоте, которой иногда не хватало ранних моделей.

Производство

[ редактировать ]

После разрушения основных работ Itchen и Woolston от Luftwaffe в сентябре 1940 года все изготовленные супермарены были построены в ряде « теневых заводов »; К концу войны было десять основных заводов и несколько небольших мастерских , которые создали многие компоненты. Главному заводу Бромвича также помогал меньшее количество теневых заводов. [ 50 ] Распределение производственных показателей взято из Air International 1985, с. 187. Информация о том, когда появился первые производственные самолеты из списков серийных номеров, представленных в Morgan and Shacklady 2000. Поскольку первые XIV были преобразованы из существующих планеров MK VIII, перечислены первые истинные серийные серийные серийные серийные. Затягиваемая разработка MK 21 означала, что этот вариант не достиг оперативной службы до января 1945 года.

Производство от Марка [ 51 ] [ 52 ]
Отметка Построен Числа построены Примечания
F MK XII Супермарин 100 Первый MK XII 13 октября 1942 года
F MK XIV, FR MK XIV Супермарин 957 Первый MK XIV RB142 28 октября 1943 г.
F MK 18 Супермарин 300 Первый MK XVIII, июнь 1945 г.
PR MK XIX Супермарин 224 Первый MK XIX RM626 май 1944 г.
F MK 21 Касл Бромвич 120 Первый MK 21 LA187 27 января 1944 г.
F MK 22 Supermarine, Castle Bromwich (27) + (260); 287 Первый MK 22 марта 1945 года
F MK 24 Супермарин 54 Первый Mk 24 марта 1946 года

Технические характеристики (Spitfire Mk.xiv)

[ редактировать ]

[ Цитация необходима ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 32 фута 8 в (9,96 м)
  • Размах крыльев: 36 футов 10 в (11,23 м) (эллиптические кончики полного пролета)
  • Высота: 10 футов 0 дюймов (3,05 м)
  • Область крыла: 242,1 кв. Фута (22,49 м. 2 )
  • Аэродинамическая профиль : NACA 2213 (корень), NACA 2209.4 (наконечник)
  • Пустой вес: 6578 фунтов (2984 кг)
  • Вес валового веса: 7 923 фунта (3594 кг)
  • Максимальный вес взлета: 8400 [ 53 ] фунт (3810 кг)
  • Силовая установка: 1 × Rolls-Royce Griffon 65 V12 с наддувом, 2050 л.с. (1530 кВт) при 8000 футов (2438 м)
  • Пропеллеры: 5-летний джабло-ротол

Производительность

  • Максимальная скорость: 441 миль в час (710 км/ч, 383 кН) в шестерне нагнетателя FS при 29 500 футов 391 миль в час в MS Supercharger Gear при 5500 футов. [ 54 ]
  • Боевой диапазон: 460 миль (740 км, 400 нми)
  • Диапазон паром: 1,090 миль (1,760 км, 950 нми)
  • Потолок обслуживания: 43 500 футов (13 300 м)
  • Скорость подъема: 5 040 футов/мин (25,6 м/с) в механизме MS Supercharger при 2100 футов 3550 футов/мин в передаче FS Supercharger на 22 100 футов. [ 54 ]
  • Время до высоты: от 7 минут до 22 000 футов (при максимальном весе) [ 55 ]
  • Загрузка крыла: 32,72 фунта/кв. Фута (159,8 кг/м 2 )
  • Мощность/масса : 0,24

Вооружение

  • Оружие: ** 2 × 20 мм (0,787-дюймовая) пушка Hispano Mk II, 120 RPG.
    • 4 × 0,303 дюйма (7,7 мм) Пулеметы подрумянивания, 350 руб. Заменен на 2 x .50 в (12,7 мм) M2 Browning Stackens 250 RPG MK XIVE и FR MK XIV.

Смотрите также

[ редактировать ]

Связанная разработка

  1. ^ McKinstry 2007, с. 257–258.
  2. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Барбик 1996, с. 165–167.
  3. ^ Laird & Matusiak 2009, стр. 39–42.
  4. ^ Министерство воздуха 1946, с. 8, 41–43.
  5. ^ Laird & Matusiak 2009, стр. 54–55.
  6. ^ Шорс и Томас 2008, с. 586, 607.
  7. ^ Цена 2002, с. 155
  8. ^ Jump up to: а беременный Quill 1983, p. 272
  9. ^ Эндрюс и Морган 1987, с. 227–228.
  10. ^ Morgan and Shacklady 2000, с. 464–475.
  11. ^ Morgan and Shacklady 2000, p. 593.
  12. ^ Buttler 2004, p. 11
  13. ^ Кук октябрь 1978, с. 490–492.
  14. ^ Цена 2002, с. 187, 189.
  15. ^ Quill 1983, с. 213–214.
  16. ^ Масштабные модели 1978
  17. ^ Цена 1999, с. 186–192.
  18. ^ Quill 1983, с. 217–218.
  19. ^ Jump up to: а беременный Томас 2008
  20. ^ Кук октябрь 1978, стр. 489, 491–492.
  21. ^ Цена 2002, с. 204–216.
  22. ^ Эти цифры были верны только первым прототипам, так как примеры серийного производства были оснащены Griffon 65 с различной передачей нагнетателя.
  23. ^ Quill 1983, с. 222–223.
  24. ^ Quill 1983, p. 224
  25. ^ Quill 1983, p. 226
  26. ^ Цена 1999, с. 217
  27. ^ Цифры для JF 319 , один из начальных шести MK XIV, преобразованных из MK VIIIS, протестированный в Boscombe Down. Производство MK XIVS имела несколько разных загрязнений.
  28. ^ McKinstry 2007, p. 355.
  29. ^ McKinstry 2007, p. 357.
  30. ^ Jump up to: а беременный Morgan and Shacklady 2000, p. 420.
  31. ^ Цена 2002, с. 205.
  32. ^ Шорс и Томас 2005, с. 297
  33. ^ Morgan and Shacklady 2000, с. 411–412.
  34. ^ Цена 1999, с. 205–206.
  35. ^ Aviaeology наклейки AOD72009.
  36. ^ Caygill 2004, p. 92
  37. ^ Цена 1999, с. 211.
  38. ^ Цена 2002, с. 217
  39. ^ Peebles 2001, с. 16–18.
  40. ^ Цена 1999, с. 216
  41. ^ Jump up to: а беременный Цена 2002, с. 225
  42. ^ Jump up to: а беременный Цена 2002, с.227.
  43. ^ Цена 2002, с. 248
  44. ^ Цена 2002, с. 229
  45. ^ Hancock 2008, p. 93.
  46. ^ Цена 2002, с. 231, 232.
  47. ^ Jump up to: а беременный Ovčáčik and Susa 2006, p. 2
  48. ^ "Spitfire F.22." Air-Britain Aeromiltaria, выпуск 2, 1991, с. 39–46.
  49. ^ Morgan and Shacklady 2000, с. 487–488.
  50. ^ Morgan and Shacklady 2000, с. 611–614.
  51. ^ Air International 1985, с. 187.
  52. ^ Morgan and Shacklady 2000
  53. ^ http://www.spitfireperformance.com/jf319_report_p3792.pdf [ только URL PDF ]
  54. ^ Jump up to: а беременный «Spitfire Mk XIV тестирование производительности» . www.spitfireperformance.com . Получено 22 июня 2017 года .
  55. ^ http://www.spitfireperformance.com/spitfire-xiv-ads.jpg [ Файл изображения голой URL ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Air International (статья). «Spitfire: просто превосходная часть третья» Air International Том 28, номер 4, апрель 1985 года. Бромли, Кент Великобритания.
  • Воздушное министерство. Примечания пилота для Spitfire XIV и XIX: Griffon 65 или 66 двигатель. ПУБЛИКАЦИЯ AIR 1565T & W. Лондон, Великобритания: министерство воздуха, апрель 1946 года.
  • Барбик, Власко. «Spitfire и его крыло: рисунки статьи и масштаба». Scale Aviation Modeller Том 2, выпуск 3, март 1996 г. Бедфорд, Великобритания: SAM Publications, DMZEE Marketing.
  • Баттлер, Тони. Британские секретные проекты: бойцы и бомбардировщики 1935–1950 . Hersham, Surrey, Великобритания: Midland, 2004. ISBN   1-85780-179-2 .
  • Кайгилл, Питер. Боевая легенда; Spitfire MKS VI-F.24 . Рамсбери, Марлбуру, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press, 2004. ISBN   1-84037-400-4 .
  • Кук, Питер. «Ранние Griffon Spitfires Часть 1: Статья и масштабные чертежи» Model Models Vol. 9, № 109, октябрь 1978 года. Хемел Хемпстед, Хартфордшир, Великобритания.
  • Кук, Питер. «Ранние Griffon Spitfires Часть 2: Статья и масштабные чертежи» Model Models Vol. 9, № 110, ноябрь 1978 года. Хемел Хемпстед, Хартфордшир, Великобритания.
  • Диббс, Джон и Тони Холмс. Spitfire: летающая легенда . Southampton UK: Osprey Publishing, 1997. ISBN   1-84176-005-6 .
  • Хэнкок, Ян. Жизнь Кена Уоллиса: инженер и экстраординарный авиатор . Flixton, Bungay, Suffolk, Великобритания: Авиационный музей Норфолк и Саффолк, 2008 (4 -е изд). ISBN   978-0-9541239-4-9 .
  • Лэрд, Малкольм и Стив Маккензи. Spitfire Anzacs; Раф колониальными глазами . Веллингтон, Новая Зеландия: Ventura Publications, 1997. ISBN   0-9583594-1-5 .
  • Лэрд, Малкольм и Войтек Матусиак. Merlin PR Spitfires в деталях: Classic Warbirds № 11 . Веллингтон, Новая Зеландия: Ventura Publications, 2009. ISBN   0-9582296-5-1
  • Listemann, Phil H. Allied Wings № 1: Supermarine Spitfire Mk.xii . Франция: RAF в Combat, 2007. ISBN   978-2-9526381-4-2 .
  • МакКинстри, Лео. Spitfire: Портрет легенды . Лондон: Джон Мюррей, 2007. ISBN   0-7195-6874-9 .
  • Морган, Эрик Б. и Эдвард Шаклади. Spitfire: история . Лондон: Key Publishing, 2000. ISBN   0-946219-48-6 .
  • Овчацин, Михал и Карел Суса. Vickers-Supermarine Spitfire F Mk.22/24 (на английском языке повсюду). Прага, Чешская Республика: Марк I, 2006. ISBN   80-86637-03-4 .
  • Пиблс, Кертис, Теневые рейсы: Секретная воздушная война Америки против Советского Союза. Novato, CA : Presidio Press, 2001. ISBN   0-89141-768-0
  • Цена, Альфред. История Spitfire . Лондон: Weidenfeld Anity, 1999 (New Ed). ISBN   1-85409-514-5 .
  • Цена, Альфред. История Spitfire . Эндерби, Лестер, Великобритания: Siverdale Books, 2002 (Rev 2 -е изд). ISBN   1-85605-702-X .
  • Перо. Джеффри. Spitfire: история испытательного пилота . Лондон: Arrow Books, 1983. ISBN   0-09-937020-4 .
  • Шорс, Кристофер и Томас, Крис. 2 -й тактические воздушные силы четвертый; Эскадрильи, камуфляж и маркировка, оружие и тактика 1943–1945 . Hersham, Surrey, Великобритания: Midland Publishing 2008. ISBN   978-1-906537-01-2 .
  • Смоллвуд, Хью. Spitfire в синем . Лондон: Osprey Aerospace, 1996. ISBN   1-85532-615-9 .
  • Томас, Эндрю. Гриффон Спитфайр Азы: самолеты тузов 81 . Лондон: Osprey Aerospace, 2008. ISBN   1-84603-298-9 .

Видеография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c44f7f39eb53bd1716518aa9d381e09__1724732700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/09/3c44f7f39eb53bd1716518aa9d381e09.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Supermarine Spitfire (Griffon-powered variants) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)