Конституция Китайской Республики
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Конституция Китайская Республика | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Китайской Республики Конституция | ||
Упрощенный китайский | Китайской Республики Конституция | ||
|
Конституция Китайской Республики — пятая и действующая конституция Китайской Республики ( КР), ратифицированная Гоминьданом на сессии Учредительного национального собрания 25 декабря 1946 года в Нанкине и принятая 25 декабря 1947 года. вместе с дополнительными статьями , остается в силе на территориях, контролируемых Китайской республикой .
Предназначенный для всей территории Китайской Республики в том виде, в котором она была тогда создана, он никогда не применялся широко и эффективно из-за начала гражданской войны в материковом Китае во время обнародования конституции. Вновь избранное Национальное собрание вскоре ратифицировало Временные положения против коммунистического восстания 10 мая 1948 года. Временные положения символизируют вступление страны в чрезвычайное положение и предоставили Гоминьданом возглавляемому правительству Китайской Республики внеконституционные полномочия.
Дата | Другой основной закон | Расположение правительства | Промежуток времени |
---|---|---|---|
25 декабря 1947 г. - 10 мая 1948 г. | — | Нанкин | 4 месяца |
10 мая 1948 г. - 7 декабря 1949 г. | Временные положения против Коммунистическое восстание | Нанкин , Гуанчжоу (Кантон ) , Чунцин , Чэнту | 1 год, 6 месяцев |
7 декабря 1949 г. - 30 апреля 1991 г. | Тайбэй | 41 год, 4 месяца | |
1 мая 1991 г. – настоящее время | Дополнительные статьи Конституции | 33 года, 3 месяца |
После отступления правительства Китайской Республики на Тайвань 7 декабря 1949 года Временные положения вместе с военным положением превратили страну в авторитарное однопартийное государство, несмотря на конституцию. Демократизация началась в 1980-х годах. Военное положение было отменено в 1987 году, а в 1991 году Временные положения были отменены. Дополнительные статьи Конституции правительства были приняты, чтобы отразить фактическую юрисдикцию и реализацию отношений между двумя сторонами пролива . Дополнительные статьи также существенно изменили структуру правительства на полупрезидентскую систему с однопалатным парламентом , которая легла в основу многопартийной демократии на Тайване.
В 1990-х и начале 2000-х годов возникновение Конституции в материковом Китае привело к тому, что сторонники независимости Тайваня стали настаивать на принятии новой тайваньской конституции. [4] [5] [6] Однако попытки администрации Демократической прогрессивной партии создать новую конституцию во время второго срока президента ДПП Чэнь Шуйбяня не увенчались успехом, поскольку тогдашний оппозиционный Гоминьдан контролировал Законодательный юань . [7] [8] Было решено всего лишь реформировать Конституцию Китайской Республики, а не создавать новую. Последний раз в него вносились поправки в 2005 году с согласия Гоминьдана и ДПП. Последний пересмотр конституции состоялся в 2004 году. [9]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Династический Китай принял конституционную систему, колеблющуюся между феодальным распределением власти и централистической автократией. Идея конституционной монархии и писаной конституции стала влиятельной к концу 19-го века, во многом вдохновленная прецедентом Конституции Мэйдзи в Японии . Первая попытка достижения конституционализма в Китае была предпринята во время реформы ста дней, которая состоялась в 1898 году молодым императором Гуансюй и его сторонниками, настроенными на реформы, но переворот консервативных монархистов, верных вдовствующей императрице Цыси, положил конец этим усилиям. Однако та же фракция в конечном итоге приняла политику перехода к конституционализму. Однако первый конституционный документ был опубликован только в 1908 году, а первый конституционный документ, имеющий юридическую силу («Девятнадцать пактов»), не был реализован до 1911 года, после начала революции 1911 года , которая привела к концу династии Цин. в следующем году.
Колониальная история
[ редактировать ]В результате Первой китайско-японской войны предоставил Симоносекский договор Японии полный суверенитет над Тайванем. Уступка Китаем тайваньской префектуры облегчила бы введение на острове конституционного режима: Япония обнародовала Конституцию Мэйдзи шестью годами ранее. После этого японская колонизация вызвала ожесточенные дебаты вокруг применимости Конституции Мэйдзи к колониальным правительствам. Хотя олигархия Мэйдзи заявила, что их конституция не будет применяться к колониальным владениям, тайваньцы утверждали, что их натурализация в качестве японских граждан гарантировала права, перечисленные в Конституции Мэйдзи. [10] Эти юридические дебаты завершились предоставлением Тайваню особого правового статуса: Тайвань номинально стал управляться конституционным правлением. [11] Однако конституционные права постоянно нарушались японскими военными и государственной полицией. Представительные институты не были установлены конституцией. Точно так же император Мэйдзи предоставил большую часть исполнительной и законодательной власти генерал -губернатору Тайваня , назначенному военачальнику. [12]
В 1920-е годы наблюдался подъем политических движений коренных народов, поскольку тайваньские активисты стремились к местной автономии и большим политическим свободам. С 1921 по 1934 год политические активисты пытались обратиться к императорскому правительству Японии с просьбой о создании Тайваньской парламентской ассамблеи, но это не увенчалось успехом. И наоборот, формирование Тайваньского Альянса местной автономии ( 臺灣地方自治聯盟 [ zh ] ) в 1930 году в конечном итоге способствовал проведению ограниченных выборов в городские и поселковые советы в 1935 году. [13] Поддавшись этим политическим движениям, японское колониальное правительство учредило советы для интеграции общественного мнения с государством. Половина членов совета должна была избираться прямым голосованием избирателей, а оставшаяся половина членов совета должна была назначаться правительством. [14] 22 ноября 1935 года стал знаменательным днем проведения выборов в автономных региональных органах Тайваня. К участию допускаются только взрослые мужчины с более высоким социально-экономическим статусом. [15]
Конституция Мэйдзи не будет последним конституционным введением Тайваня: Тайвань столкнется с новым конституционным кризисом, когда правительство Китая Гоминьдана бежит на Тайвань во время гражданской войны в Китае . По мнению тайваньского ученого-юриста Е Цзюнь-жуна , эти конституции оставят прочное наследие тайваньскому конституционализму: они вдохновили конституционную коренизацию своими разрозненными рамками, служа основой для возможной конституционной идентичности Тайваня. [16] Даже сегодня в политической системе Тайваня существуют остатки японского колониализма. Вплоть до 2005 года Тайвань сохранял свою единую систему голосования без права передачи (SNTV) , что является свидетельством Конституции Мэйдзи. Созданная в Японии система SNTV предоставляет избирателям один голос в многомандатных округах. В отличие от единого передаваемого голосования (STV), голоса не подлежат передаче. Таким образом, лишние голоса от одного кандидата не могут быть переданы другим кандидатам. Эта избирательная система действовала в Японии до 1994 года, но в ограниченной форме сохраняется на Тайване. [17]
Ранние попытки китайской конституции
[ редактировать ]Временная конституция Китайской Республики была составлена в марте 1912 года и являлась основным правительственным документом Китайской Республики до 1928 года. Она предусматривала парламентскую систему западного образца , возглавляемую слабым президентом. Однако система была быстро узурпирована, когда Сун Цзяорэнь был убит по приказу президента Юань Шикая . [18] Сун был лидером Гоминьдана, который должен был стать премьер-министром после победы партии на выборах 1912 года . Юань регулярно игнорировал выборное собрание и брал на себя диктаторские полномочия. После его смерти в 1916 году Китай распался на военачальников , и правительство Бэйяна, действовавшее в соответствии с Конституцией, оставалось в руках различных военачальников.
К 1928 году Гоминьдан под руководством Чан Кайши установил контроль над большей частью Китая. 5 мая 1931 года националистическое правительство обнародовало Временную конституцию периода политической опеки. Согласно этому документу, правительство действовало в рамках однопартийной системы с высшей властью. Всекитайским съездом Гоминьдана , а эффективная власть принадлежала ЦИК Гоминьдана . В ленинской манере это позволило системе двойных партийно-государственных комитетов сформировать основу правительства. Гоминьдан намеревался, чтобы эта Конституция оставалась в силе до тех пор, пока страна не будет умиротворена и люди не станут достаточно «образованными», чтобы участвовать в демократическом правительстве.
- Первоначальный состав Комитета по разработке конституции недавно основанной Китайской Республики , сфотографированный на ступенях Храма Неба в Пекине , где проект был завершен в 1913 году.
- Члены редакционной комиссии проекта конституции 1913 года.
Процесс составления
[ редактировать ]Часть серии о |
Три принципа народа |
---|
Конституция была впервые разработана Гоминьданом ( Гоминьданом) как часть третьего этапа национального развития (т. е. представительной демократии ). Она установила централизованную республику с пятью ветвями власти (五權分立). Конституция берет свое начало в конце Второй китайско-японской войны . Надвигающаяся вспышка гражданской войны в Китае вынудила Чан Кайши принять демократическую конституцию, которая положит конец однопартийному правлению Гоминьдана. Коммунисты стремились создать коалицию, состоящую на одну треть из националистов, на одну треть из коммунистов и на одну треть из других партий, чтобы сформировать правительство, которое разработает новую конституцию. Однако, отвергая эту идею, Гоминьдан и КПК совместно провели съезд, на котором обе стороны представили свои взгляды. В ходе жарких дебатов многие требования Коммунистической партии были удовлетворены, включая всенародные выборы Законодательного юаня. Вместе эти проекты называются Конституционным проектом Политического собрания ( 政協憲草 ). Профессор Джон Чинг Сюн Ву , заместитель председателя Комиссии по разработке Конституции, был основным автором текста. [19]
Конституция с небольшими изменениями по сравнению с последним проектом была принята сессией Национального учредительного собрания 25 декабря 1946 года в Нанкине и обнародована национальным правительством 1 января 1947 года, а пятая и действующая китайская конституция официально вступила в силу 25 декабря 1947 года. Декабрь 1947 года. Принятие Конституции рассматривалось как третий и последний этап гоминьдановской реконструкции Китая. Коммунисты, хотя и присутствовали на съезде и участвовали в разработке конституции, бойкотировали Национальное собрание и заявили после ратификации, что они не только не признают конституцию Китайской Республики, но и все законопроекты, принятые националистической администрацией, также будут игнорироваться. Однако из-за их участия в выборах (около 800 из 3045 мест) их бойкот не помешал Ассамблее достичь кворума и, таким образом, избрать Чан Кайши и Ли Цзунжэня президентом и вице-президентом соответственно. Чжоу Эньлай бросил вызов легитимности Национального собрания в 1947 году, заявив, что Гоминьдан тщательно отбирал своих членов 10 годами ранее, и, таким образом, Ассамблея не могла быть законными представителями китайского народа.
- На Политической консультативной конференции в Чунцине последний проект конституции обсуждался различными политическими партиями, включая Гоминьдан и Коммунистическую партию Китая .
- Чан Кайши , председатель националистического правительства , передал проект, одобренный Политической консультативной конференцией, Ху Ши , поочередному председателю Национального учредительного собрания.
- У Чжихуэй , председатель Национального учредительного собрания, вручил ратифицированную конституцию Чан Кайши , председателю националистического правительства .
Содержание
[ редактировать ]Три принципа народа
[ редактировать ]В статье 1 Китайская Республика основана на Трех Народных Принципах ( китайский : 三民主義; пиньинь : Сан Мин Чжуи ), Миньцзу (民族), Минцюань (民權) и Миньшэн (民生), которые грубо определяются как национализм. , демократия и средства к существованию народа. [20] Он провозглашает Китай «народной демократической республикой, созданной народом и для народа». Статья 2 подтверждает, что национальный суверенитет исходит от граждан. Согласно статье 3, лица национальности Китайской Республики являются гражданами Китайской Республики. Наконец, статья 5 гарантирует равенство этнических групп страны.
Гражданские и политические права людей
[ редактировать ]Основные гражданские права и обязанности народа определены в главе 2 Конституции. Глава 12 определяет четыре политических права народа: выборы государственных должностных лиц, отзыв государственных должностных лиц, законодательная инициатива и референдум.
Разделение пяти держав (юаней)
[ редактировать ]В отличие от типичного разделения ветвей власти, конституция Китайской Республики устанавливает пятивластный полупарламентский режим конституционного управления. Пять ветвей власти, или юаней (院), включают в себя: исполнительный юань (行政院), законодательный юань (立法院), судебный юань (司法院), экзаменационный юань (考試院) и контрольный юань (監察院) . ). Разделение пяти властей основано на политической теории революционера Сунь Ятсена. В 1906 году Сунь Ятсен предложил для Китая систему пяти властей, добавив экзаменационный юань и контрольный юань для повышения эффективности правительства и предотвращения коррупции. В рамках этой системы Экзаменационная палата управляет отбором кандидатов на бюрократические должности, тогда как Контрольная палата следит за честностью правительства. Главы 5-9 Конституции определяют полномочия пяти юаней. В случае возникновения конституционных споров между Юанем статья 44 уполномочивает президента вмешиваться в посреднические заседания. Однако эта власть может быть ограничена юанем, который сохраняет за собой право отклонять президентские призывы к посредничеству. [21]
Расовые группы в приграничных регионах
[ редактировать ]Идеология Китайской националистической партии во время Синьхайской революции заключалась в создании единства между пятью традиционными этническими группами Китая ( ханьцы , маньчжуры , монголы , хуэй (мусульмане) и тибетцы ), чтобы противостоять европейскому и японскому империализму как единое целое. , сильная нация. В конституции есть статьи, защищающие равенство разных рас и политические права расовых групп в приграничных регионах. Однако поскольку провинции, подобные собственно Китаю были созданы на территории Маньчжурии и Синьцзяна . только защита местной автономии во Внутренней и Внешней Монголии и Тибете Четко регулировалась .
Подразделения государственной власти
[ редактировать ]Национальное собрание
[ редактировать ]Основанная на политической теории Сунь Ятсена, Конституция Китайской Республики отличает политические силы от правящих, создавая еще одно измерение сдержек и противовесов. Конституция ввела мощный авторитетный законодательный орган — Национальное собрание ( китайский : 國民大會; пиньинь : Гуоминь Дахуи ), который осуществлял политическую власть, исходящую от народа (статья 25). [22] Таким образом, Национальное собрание служило для проверки национальных институтов с руководящими полномочиями: президента и пяти юаней. Члены Национального собрания избирались народом прямым голосованием сроком на шесть лет на открытых выборах (статья 28). Согласно статье 27 Национальное собрание имело право вносить поправки в Конституцию, осуществлять инициативы и референдумы от имени граждан, а также избирать или отзывать президента и вице-президента. Наряду с Законодательным юанем и Контрольным юанем Национальное собрание выполняло парламентские функции, что вызывало путаницу в отношении того, какое учреждение выполняет функцию национального парламента. Законодательный юань, Национальное собрание и Контрольный юань были органами, избираемыми гражданами; Точно так же Национальное собрание и Контрольный юань осуществляли конституционные полномочия, аналогичные полномочиям, предоставленным законодательной власти западных конституционных правительств. [23] В 1957 году Конституционный суд постановил, что Национальное собрание, Законодательный юань и Контрольный юань «эквивалентны парламентам демократических стран», создав трехстороннюю парламентскую систему. [24] Конституционные реформы 1990-х годов позже были направлены на объединение полномочий и функций трех парламентов в один орган. После постепенной передачи полномочий Законодательному юаню Национальное собрание упразднило себя в 2005 году. [25]
Президентство
[ редактировать ]Президент Китайской Республики ( китайский : 總統; пиньинь : Цзунгтун ) — глава государства и главнокомандующий Вооружёнными силами Китайской Республики . До 1996 года президент и вице-президент избирались Национальным собранием. После нескольких раундов пересмотра конституции в 1990-х годах президент был избран на всеобщих свободных выборах в 1996 году . Срок полномочий президента и вице-президента составляет четыре года и может быть переизбран на дополнительный срок. Первоначально конституция Китайской Республики предусматривала, что президент является церемониальным номинальным главой, возглавляющим парламентскую республику : президент мог объявлять амнистию и помилование (статья 40), награждать почестями и наградами (статья 42), издавать чрезвычайные указы (статья 43) и выносить решения об арбитраже. при спорах между несколькими юанями (статья 44). [26] В других статьях перечислялись соответствующие полномочия, позволяющие президенту объявлять войну и заключать мир (статья 38), объявлять военное положение с одобрения Законодательного юаня (статья 39), а также назначать или снимать с должности военных чиновников (статья 41). Однако сочетание гражданской войны в Китае и сильных авторитарных порывов президента Чан Кайши привело к резкому расширению президентских полномочий, переведя Китайскую республику к полупрезидентскому конституционному режиму . В 1948 году Национальное собрание ратифицировало Временные положения против коммунистического восстания , которые заменили Конституцию, предоставив президенту расширенные административные и исполнительные возможности. [27] Согласно Временным положениям, президент больше не был обязан получать одобрение Законодательного Юаня при объявлении военного положения, как это предусмотрено статьей 39. [28] Кроме того, президент и вице-президент могли игнорировать ограничение на переизбрание в два срока, как описано в статье 47. В результате Чан Кайши до своей смерти отбыл на посту президента пять шестилетних сроков (двадцать семь лет). в 1975 году. Временные положения действовали на Тайване в течение сорока трех лет, пока не были отменены в 1991 году. Тем не менее, роль президента даже сегодня остается конституционно неоднозначной.
Исполнительный юань
[ редактировать ]Исполнительный юань ( китайский : 行政院; пиньинь : Синчжэнъюань ) является исполнительной ветвью власти Китайской Республики и «высшим административным органом государства». [29] Президентом Исполнительного Юаня является Премьер-министр , который назначается Президентом Китайской Республики и больше не требует согласия Законодательного Юаня . Премьер-министр может быть отстранен от должности путем вотума недоверия большинством голосов Законодательного юаня, после чего Президент может либо отстранить Премьер-министра, либо распустить Законодательный юань и инициировать новые выборы законодателей. Учитывая полупрезидентский режим конституционного управления , премьер-министр является главой правительства, а президент республики — главой государства. Хотя премьер-министр несет ответственность перед Законодательным юанем (что является общей чертой парламентских систем), президентское расширение власти изменило систему сдержек и противовесов между ветвями власти; функционально премьер стал подчиняться президенту.
Исполнительный совет Юаня , называемый «Кабинетом» ( китайский : 內閣; пиньинь : Nèigé), состоит из премьер-министра, вице-премьера, определенного количества министров и председателей комиссий, а также определенного количества министров без портфеля. (МВП). Согласно статье 56, эти члены кабинета назначаются президентом по рекомендации премьер-министра. Кабинет министров является основным органом исполнительной власти, определяющим политику, и решает административные вопросы на еженедельных заседаниях Кабинета министров. Статья 58 уполномочивает Кабинет министров оценивать законодательные или бюджетные законопроекты, касающиеся военного положения или амнистии, объявления войны, заключения мира или договоров и других вопросов; Впоследствии Кабинет министров представляет законопроекты в Законодательный юань. Кабинет министров принимает решения одним большинством голосов, на которое премьер-министр может наложить вето. Кроме того, Кабинет министров курирует «вопросы, представляющие общий интерес для различных министерств и комиссий».
Законодательный юань
[ редактировать ]Законодательный юань ( китайский : 立法院; пиньинь : Lìfώyuàn ) — однопалатный законодательный орган правительства Китайской Республики и «высший законодательный орган государства». [30] Законодательный юань состоит из 113 законодателей, которые избираются прямым голосованием посредством параллельной системы голосования сроком на 4 года. Как и парламенты других стран, Законодательный юань принимает законы, которые позже направляются президенту на подпись. Законодательный Юань возглавляют президент и вице-президент , которые избираются всеми членами Юаня. Затем Председатель Законодательного Юаня председательствует на заседаниях Юаня, периодических собраниях Юаня.
Согласно главе IV, Исполнительный юань подотчетен Законодательному юаню. Статья 63 наделяет Законодательный юань полномочиями утверждать законодательные или бюджетные законопроекты, а также законопроекты, направляемые Исполнительным юанем. Согласно статье 57, если Законодательный юань не согласен с основной политикой Исполнительного юаня, «он может посредством резолюции потребовать от Исполнительного юаня изменить такую политику». Затем Исполнительный Юань должен отреагировать на эту резолюцию и может потребовать внесения изменений в законопроект. Исполнительный Юань может также потребовать от Законодательного Юаня пересмотреть свое решение после получения одобрения Президента Республики. Если две трети Законодательного юаня поддержат первоначальную резолюцию после повторного рассмотрения, Премьер должен подчиниться этой резолюции или уйти в отставку.
Местные органы власти: провинции и округа
[ редактировать ]В главе XI Конституции страна состоит из двух типов уровней местного самоуправления: провинций (первый уровень, раздел I) и графств (второй уровень, раздел II).
Провинция — это подразделение страны первого уровня. В его состав входят 35 провинций, 1 специальный административный район, 2 региона, 18 специальных муниципалитетов, 14 лиг и 4 специальных знамени. Согласно статье 113, правительства каждого уровня провинции должны иметь провинциальный совет и губернатора, члены которого избираются непосредственно жителями провинции. Статья 118 описывает самоуправление муниципалитетов, находящихся под прямой юрисдикцией Исполнительного Юаня. Статьи 119 и 120 сохраняли автономию Внешней Монголии и Тибета .
Уезды (также пишутся как сянь) состоят из подразделений второго уровня в составе провинций с 2035 уездами, 56 контролируемыми провинциями городами, 34 бюро и 7 бюро управления со специальными муниципалитетами и лигами, состоящими из округов и 127 знамен. В статьях 124 и 126 описывается, что правительства каждого уровня округа требуют наличия совета графства и магистрата, каждый член которого и магистрат избираются населением округа. В статье 127 магистрат является главой местного самоуправления уезда и управляет делами, делегированными уезду центральным или провинциальным правительством.
Однако, несмотря на значительную потерю территории, даже после демократизации, провинции начали рационализироваться в 1998 году: уезды и провинциальные города управлялись непосредственно Исполнительным Юанем, а Цай Инь-вэнь администрация де-факто приостановила работу всех провинциальных правительств к 2018 году.
Приостановление действия конституции и военное положение
[ редактировать ]Реализация этой конституции сделала Китай с населением в 450 миллионов человек самой густонаселенной «бумажной демократией ». Хотя Конституция была предназначена для всего Китая Гоминьдан уже был полностью втянут в гражданскую войну с Коммунистической партией Китая , она не была реализована ни широко, ни эффективно, поскольку к моменту ее обнародования .
10 января 1947 года губернатор Чэнь И объявил, что новая Конституция Китайской Республики не будет распространяться на Тайвань после того, как она вступила в силу в материковом Китае 25 декабря 1947 года, поскольку Тайвань все еще находился под военной оккупацией , а также что тайваньцы политически наивны и не способны самоуправления. [31] Позже в том же году Чэнь И был уволен и правительство провинции Тайвань было создано .
18 апреля 1948 года Национальное собрание добавило в Конституцию « Временные положения против коммунистического восстания ». Временные положения вступили в силу 10 мая 1948 года, за десять дней до инаугурации первого президента Китайской Республики . Эти статьи значительно расширили власть президента и отменили ограничение на два срока для президента и вице-президента. С 7 декабря 1949 года Китайская Республика контролирует только « свободную территорию Китайской Республики », которая по сути представляет собой Тайвань , Пэнху , Цзиньмэнь , Мацу , Пратас и остров Тайпин , единственные территории, не отданные китайским коммунистам в Гражданской войне в Китае. Война .
С марта 1947 по 1987 год на Тайване действовало военное положение . Хотя конституция предусматривала регулярные демократические выборы, они не проводились на Тайване до 1990-х годов. В 1954 году Судебный юань постановил, что делегаты, избранные в Национальное собрание и Законодательный юань в 1947 году, останутся на своих постах до тех пор, пока не будут проведены новые выборы в материковом Китае , который в 1949 году перешел под контроль Коммунистической партии Китая. Это судебное решение позволил Гоминьдану беспрепятственно править Тайванем до 1990-х годов. В 1970-е годы стали проводиться дополнительные выборы в Законодательный юань . Хотя они были рассчитаны на ограниченное количество мест, они позволили перейти к более открытой политической системе. В 1991 году этим членам было приказано уйти в отставку последующим постановлением Судебного Юаня.
Демократизация
[ редактировать ]В конце 1980-х годов Конституция столкнулась с растущей демократизацией Тайваня в сочетании со смертностью делегатов, избранных в 1947 году. Столкнувшись с этим давлением, 22 апреля 1991 года первое Национальное собрание проголосовало за отстранение от должности и отменило Временные положения. принят в 1948 году и принял важные поправки (известные как «Первая редакция»), разрешающие свободные выборы.
27 мая 1992 года было принято несколько других поправок (известных как «Вторая редакция»), в первую очередь разрешающих прямые выборы президента Китайской Республики , губернатора провинции Тайвань и мэров муниципальных образований. Десять новых поправок взамен восемнадцати поправок Первой и Второй редакций были приняты 28 июля 1994 года. Поправки, принятые в июле 1997 года, упростили работу правительства провинции Тайвань и предоставили Законодательному юаню полномочия по импичменту. Впоследствии конституция была пересмотрена в 1999 и 2000 годах, причем предыдущая редакция была объявлена недействительной в том же году Советом великих судей . Дальнейший пересмотр конституции произошел в 2005 году, в результате которого была распущена Национальная ассамблея, реформирован Законодательный юань и предусмотрена возможность ратификации будущих конституционных изменений на референдуме.
Для принятия поправки к конституции Китайской Республики теперь требуется необычайно широкий политический консенсус, который включает одобрение трех четвертей кворума членов Законодательного юаня. Для этого кворума требуется не менее трех четвертей всех членов Законодательного собрания. После принятия Законодательным собранием поправки должны быть ратифицированы не менее чем пятьюдесятью процентами всех имеющих право голоса избирателей Китайской Республики, независимо от явки избирателей.
Поскольку конституция Китайской Республики, по крайней мере номинально, является конституцией всего Китая , в поправках избегалась какая-либо конкретная ссылка на территорию Тайваня, а вместо этого использовался географически нейтральный термин « Свободная территория Китайской Республики » для обозначения всех территорий, находящихся под контролем Китайской Республики. . Все поправки, внесенные после 1991 года, были сохранены как отдельная часть Конституции, объединенная в единый текст из двенадцати статей.
Проблемы
[ редактировать ]Вызов легитимности
[ редактировать ]высказали ряд критических замечаний по поводу конституции Сторонники независимости Тайваня . До 1990-х годов, когда Демократическая прогрессивная партия (ДПП) присоединилась к Гоминьдану (Гоминьдану) для внесения поправок в конституцию, сторонники независимости считали этот документ нелегитимным, поскольку он не был разработан на Тайване; более того, они считали Тайвань суверенной территорией Японии до тех пор, пока он не был уступлен Сан-Францисским мирным договором, вступившим в силу 28 апреля 1952 года. Сторонники независимости утверждали, что Конституция никогда не применялась по закону к Тайваню, поскольку Тайвань не был официально включен в территорию Китайской Республики посредством Национальное собрание в соответствии со статьей 4. Хотя конституция, обнародованная в 1946 году, не определяла территорию Китайской Республики, а в проекте конституции 1925 года отдельно перечислялись провинции Китайской Республики, и Тайвань в их число не входил. , поскольку Тайвань был частью Японии в результате Симоносекского договора. 1895 года. В статье I.4 конституции также предусмотрено, что «территория РПЦ является первоначально управляемой ею территорией, без разрешения Национального собрания не может быть изменена».
В 1946 году Сунь Фо , министр Исполнительного Юаня Китайской Республики, сообщил Национальному собранию, что «есть два типа изменений территории: 1. отказ от территории и 2. аннексия новой территории. Первым примером может быть независимость Монголии . и вторым примером может быть возвращение Тайваня . Оба варианта могут быть примерами изменения территории. [ нужна ссылка ] Никакой такой официальной аннексии Тайваньских островов Национальной ассамблеей Китайской Республики в соответствии с конституцией Китайской Республики никогда не происходило с 1946 года, хотя статья 9 Дополнительных статей Конституции Китайской Республики гласит: «Изменения функций, операций и Организация правительства провинции Тайвань может быть определена законом». Китайская Республика утверждает, что суверенитет Китайской Республики над Тайванем был установлен Актом о капитуляции Японии , который реализовал Потсдамскую декларацию и Каирскую декларацию . Союзники не согласились и не не согласились с этим обоснованием. Кроме того, Китайская Республика утверждает, что статья 4 Тайбэйского договора 1952 года аннулирует Симоносекский договор и первоначальную передачу суверенитета Тайваня от Китая к Японии. Поскольку контроль над Тайванем произошел в 1945 году, до обнародования конституции 1947 года, правительство Китайской Республики считает, что в резолюции Национального собрания нет необходимости.
Хотя для дискредитации применения Конституции на Тайване использовались как символические, так и юридические аргументы, документ приобрел большую легитимность среди сторонников независимости в конце 1980-х и начале 1990-х годов благодаря демократизации, и теперь он принят в качестве основного закона Китайской Республики. все основные партии и считали, что Конституция представляет суверенитет Тайваня. Однако есть предложения, особенно со стороны сторонников независимости Тайваня и сторонников движения за локализацию Тайваня , заменить действующую Конституцию документом, разработанным тайваньскими избирательными округами на Тайване.
Референдумы и конституционная реформа
[ редактировать ]Одним из недавних споров, связанных с конституцией, является право на референдум, упомянутое в Конституции. Конституция гласит, что «осуществление права инициативы и референдума должно быть предписано законом». [32] но закон, предписывающий эту практику, был заблокирован синей коалицией в основном из-за подозрений, что сторонники закона о референдуме будут использованы для отмены Конституции Китайской Республики и предоставления средств для провозглашения независимости Тайваня . [ нужна ссылка ] Закон о референдуме был принят 27 ноября 2003 г. [33] и подписан президентом Чэнь Шуйбяном 31 декабря 2003 г. [34] но закон устанавливает высокие стандарты для референдумов, например, требование о том, что они могут быть назначены президентом только во время неминуемого нападения. [34]
В 2003 году президент Чэнь Шуйбянь предложил провести в 2006 году референдум по принятию совершенно новой конституции 20 мая 2008 года, что совпадет с инаугурацией президента Китайской Республики на 12-й срок. Сторонники такого шага, а именно Пан-зеленая коалиция , утверждают, что действующая Конституция поддерживает конкретную идеологию (т.е. Три принципа народа ), которая подходит только для коммунистических государств ; кроме того, они утверждают, что необходимо более «эффективное» правительство, чтобы справиться с меняющимися реалиями. [ нужна ссылка ] Некоторые сторонники поддерживают замену структуры с пятью ветвями власти, изложенной в Трех народных принципах, на правительство с тремя ветвями власти. Другие ссылаются на нынешний тупик между исполнительной и законодательной ветвями власти и поддерживают замену президентской системы системой парламентской . Более того, в действующей Конституции до внесения поправок в отношении Тайваня прямо говорится: «Чтобы удовлетворить потребности нации до национального объединения...», что прямо противоречит пан-зеленой позиции, согласно которой Тайвань должен оставаться отделенным от Китая. В ответ « синяя коалиция» отказалась от противодействия неконституционным референдумам и предложила рассмотреть возможность проведения конституционных реформ. [ нужна ссылка ]
Народной Республики Предложение ввести в действие совершенно новую конституцию встретило сильную оппозицию со стороны Китайской и большое беспокойство со стороны Соединенных Штатов , которые опасались, что предложение переписать конституцию будет завуалированной попыткой добиться независимости Тайваня, поскольку это подорвет историческую связь с материковым Китаем и обойти первоначальные обязательства Чена «Четыре нет и одно без обещания». [ нужна ссылка ] В декабре 2003 года Соединенные Штаты заявили о своем несогласии с любым референдумом, который приведет Тайвань к формальной «независимости», - заявление, которое многие считали направленным против конституционных предложений Чена. [ нужна ссылка ]
В ответ Пан-синяя коалиция попыталась доказать, что новая конституция и конституционные референдумы не нужны и что неэффективность Конституции Китайской Республики может быть одобрена посредством обычного законодательного процесса. [ нужна ссылка ]
В своей инаугурационной речи 20 мая 2004 года Чэнь призвал к созданию «Комитета по конституционной реформе» из «членов правящей партии и оппозиционных партий, а также экспертов по правовым вопросам, академических ученых и представителей всех областей и охватывающих все страны». социальные классы», чтобы принять решение о надлежащих реформах. Он пообещал, что новая Конституция не изменит вопрос суверенитета и территории. Это предложение ни к чему не привело из-за отсутствия сотрудничества со стороны оппозиционной Pan-Blue. [ нужна ссылка ]
Бывший президент Ма Ин-цзю заявил, что конституционная реформа не является приоритетом для его правительства. [35]
См. также
[ редактировать ]- Циньдин Сяньфа Даган
- Временная конституция Китайской Республики
- Дополнительные статьи Конституции Китайской Республики
- Конституция Китайской Народной Республики
- История Китайской Республики
- Политика Китайской Республики
- Гоминьдан
- Коммунистическая партия Китая
- Демократическая прогрессивная партия
- История Тайваня
- Референдумы на Тайване
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Интерпретация JY №76» . Архивировано из оригинала 5 января 2019 г. Проверено 5 января 2019 г.
- ^ «Историческая справка о контроле Юаня» . 24 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 07 мая 2019 г. Проверено 5 января 2019 г.
- ^ «Ценные архивные записи — Academia Historica» . Архивировано из оригинала 07 мая 2019 г. Проверено 5 января 2019 г.
- ^ Чанг, Юн-пин (2 июля 2004 г.). «Ли начинает конституционную кампанию» . Тайбэй Таймс . Архивировано из оригинала 07 августа 2020 г. Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ Ко, Шу-лин (19 марта 2007 г.). «Группа продвигает новую конституцию» . Тайбэй Таймс . Архивировано из оригинала 07 августа 2020 г. Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ Ву, Мин-чи (28 октября 2003 г.). «Подходящие конституционные модели США и ЕС» . Тайбэй Таймс . Архивировано из оригинала 07 августа 2020 г. Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ Ву, София (22 апреля 2004 г.). «План новой конституции, а не график независимости: канцелярия президента» . Глобальная безопасность. ЦНА. Архивировано из оригинала 07 августа 2020 г. Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ Чанг, Юн-пин (21 ноября 2003 г.). «ДПП и Гоминьдан соглашаются провести дебаты между Ченом и Лиеном» . Тайбэй Таймс . Архивировано из оригинала 07 августа 2020 г. Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ «Введение(3)» . Канцелярия президента Китайской Республики (Тайвань). Седьмая ревизия. Архивировано из оригинала 07 августа 2020 г. Проверено 26 февраля 2015 г.
- ^ Такэкоси, Ёсабуро (2007). Японское господство на Формозе . [Издательство Кессинджер]. стр. 32–37. ISBN 978-0-548-23043-5 . OCLC 753479028 .
- ^ Такэкоси, Ёсабуро (2007). Японское господство на Формозе . [Издательство Кессинджер]. ISBN 978-0-548-23043-5 . OCLC 753479028 .
- ^ Хван, Джау-Юань; Чанг, Вэнь-Чен; Ляо, Форт Фу-Тэ (2003). «Развитие конституционного права и прав человека на Тайване перед новым веком». Институт развивающихся экономик . 24 : 21–80.
- ^ «Тайвань во времени: право голоса при двух режимах — Тайбэй Таймс» . www.taipeitimes.com . 10.10.2021. Архивировано из оригинала 07 октября 2022 г. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Ван, Йе-Ли (1996). «Политические последствия избирательной системы: единое непередаваемое голосование на Тайване» (PDF) . 政治學系 . 32 : 85–104. Архивировано (PDF) из оригинала 20 февраля 2022 г. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «В Тайчжуне открывается частный музей, посвященный активисту Линь Сянь-тану - Taipei Times» . www.taipeitimes.com . 26 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 8 октября 2022 г. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Цзюньжун, Да (2016). Конституция Тайваня: контекстуальный анализ . Харт Паблишинг. стр. 24–25. ISBN 978-1-84946-512-0 . OCLC 931861393 . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 г. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Единый непередаваемый голос (SNTV) —» . aceproject.org . Архивировано из оригинала 29 сентября 2022 г. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Сян, ах. «Убийство Сун Цзяорена и вторая революция» (PDF) . Республиканский Китай. Архивировано (PDF) из оригинала 7 августа 2020 г. Проверено 27 ноября 2016 г.
- ^ {{{first}}} {{{last}}}, Конституция доктора Ву , 132 Harvard Law Review 2300 (2019).
- ^ Дирлик, Ариф (2005). Марксизм в китайской революции . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд. п. 26. ISBN 9780742530690 .
- ^ «Конституция Китайской Республики (Тайвань) - Глава - База данных законов и постановлений Китайской Республики». Архивировано 20 октября 2021 г. в Wayback Machine . Law.moj.gov.tw. Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ «Конституция Китайской Республики (Тайвань) - Глава - База данных законов и постановлений Китайской Республики». Архивировано 20 октября 2021 г. в Wayback Machine . Law.moj.gov.tw. Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ Да, Цзюньжун (2016). Конституция Тайваня: контекстуальный анализ . Харт Паблишинг. ISBN 978-1-84946-512-0 . OCLC 931861393 . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 г. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Судьи Конституционного суда, интерпретации судебных юаней». Архивировано 20 октября 2021 г. в Wayback Machine . www2.judicial.gov.tw . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ «Конституционные изменения одобрены на Тайване» . Нью-Йорк Таймс . 08.06.2005. ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 г. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Конституция Китайской Республики (Тайвань) - Глава - База данных законов и постановлений Китайской Республики . Архивировано 20 октября 2021 г. в Wayback Machine » . Law.moj.gov.tw. Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ "Введение" . english.president.gov.tw . Архивировано из оригинала 23 октября 2021 г. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Пэн, Мин-мин (сентябрь 1971 г.). «Политические преступления на Тайване: законы и проблемы» . Китайский ежеквартальный журнал . 47 : 471–493. дои : 10.1017/s0305741000006196 . ISSN 0305-7410 . S2CID 154016264 . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 г. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Конституция Китайской Республики (Тайвань) - Глава - База данных законов и постановлений Китайской Республики» . Law.moj.gov.tw. Архивировано из оригинала 25 октября 2021 г. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Конституция Китайской Республики (Тайвань) - Глава - База данных законов и постановлений Китайской Республики». Архивировано 20 октября 2021 г. в Wayback Machine . Law.moj.gov.tw. Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ Керр, Джордж Х. (1965) Преданная Формоза, Бостон Хоутон Миффлин: стр. 240
- ^ Wikisource . Конституция Китайской Глава XII: Выборы, отзыв, инициатива и референдум, статья 136 – через
- ^ «Тайвань принял смягченный законопроект о референдуме» . Народная газета . 28 ноября 2003 г. Архивировано из оригинала 8 июля 2008 г. Проверено 12 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Закон о референдуме в Тайване подписан» . Новости Би-би-си . 2003-12-31. Архивировано из оригинала 19 декабря 2008 г. Проверено 12 ноября 2008 г.
- ^ Мо, Ян-чжи (1 мая 2006 г.). «Ма говорит, что конституционная реформа – это не ответ» . Тайбэй Таймс . Архивировано из оригинала 12 октября 2013 г. Проверено 20 марта 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Основной текст Конституции Китайской Республики (Тайвань)» . Канцелярия президента Китайской Республики (Тайвань). Архивировано из оригинала 23 октября 2020 г. Проверено 17 сентября 2020 г. также доступно в базе данных законов и правил . Министерства юстиции
- Сюэ, Хуа-юэнь (24 декабря 2001 г.). «День Конституции и конституционное правительство» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 17 сентября 2020 г.