язык майду
Северо-восточный Майду | |
---|---|
Может быть | |
![]() Приветствие Майду на вывеске в Индиан-Вэлли, Калифорния | |
Родной для | Соединенные Штаты |
Область | Калифорния |
Вымерший | 2007 [1] |
Возрождение | 319 самопровозглашенных спикеров [2] |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | nmu |
глоттолог | nort2952 |
ЭЛП | Майду |
![]() Распространение майдуанских языков до контакта | |
![]() классифицируется как находящийся под угрозой исчезновения. Майду Согласно Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, | |
Майду / ˈ m aɪ d uː / , [3] также северо-восточный майду или горный майду — вымерший язык майдуа в Калифорнии , США. На нем говорили народы майду , традиционно населяющие горы к востоку и югу от пика Лассен в бассейнах рек Американ и Фезер . Эти речные регионы включают такие долины в горах северной Сьерра-Невады в Калифорнии, как: Индийская долина, Американская долина, Бьютт-Вэлли и Биг-Медоуз. Майду может также относиться к родственным языкам Конкоу и Нисенан .
История
[ редактировать ]До контакта народы майду жили в обществе охотников и собирателей в некоторых частях центральной Калифорнии . Эти народы жили в районе, который сейчас называется горой Лассен , Хани-Лейк , Сакраменто и озером Тахо . Они говорили на близкородственных языках, включая современные языки майду, конкоу и нисенан, а также язык чико и другие вымершие варианты.
Усилия по возрождению
[ редактировать ]Фаррелл Каннингем, один из самых молодых носителей ямани-маиду, преподавал «классы языка горного майду в Гринвилле, Сьюзанвилле, Невада-Сити и Оберне» и активно работал в театре Майду в Невада-Сити до своей смерти 11 августа 2013 года в возраст 37. [4] Активные усилия по возрождению языка ведутся с 2004 года. [5] По состоянию на 2011 год занятия по Майду были доступны в округе Невада, Калифорния . [6] [7]
Языковая семья Майдуан считается принадлежащей к пенутской языковой группе наряду с такими семьями, как мивок , винтун , йокут и олоне .
Фонология
[ редактировать ]Обозначения: В фонологическом обсуждении фонетические символы заключаются в косую черту / /, аллофоны заключаются в скобки [ ], а символы в круглых скобках ( ) представляют собой орфографию, отличную от IPA.
Согласные
[ редактировать ]У Майду восемнадцать согласных фонем. Перечисленные ниже согласные взяты из системы транскрипции, используемой Шипли. Орфография Шипли указана в скобках, если она отличается от транскрипции IPA.
губной | Альвеолярный | Палатальный | Велар | Глоттальный | ||
---|---|---|---|---|---|---|
носовой | м | н | ||||
Останавливаться | имплозивный | ɓ ⟨б⟩ | д ⟨д⟩ | |||
тонкий | п | т | с ~ тʃ ⟨c⟩ | к | ʔ | |
выбрасывающий | п' | т' | cʼ ~ tʃʼ ⟨cʼ⟩ | к' | ||
Фрикативный | с | час | ||||
аппроксимант | В | л | дж |
В 1950-х и 1960-х годах говорящие постарше сохранили небные остановки /c, c'/, тогда как более молодые говорящие использовали новаторскую небную аффрикату [tʃ], [tʃʼ], возможно, под влиянием английского языка. [8]
Перед велярными взрывными звуками /k, k'/, /m/ произносится как [ŋ].
гласные
[ редактировать ]В Майду шесть фонематических гласных. Опять же, диаграмма основана на орфографической системе, используемой Шипли.
Передний | Центральный | Назад | |
---|---|---|---|
Высокий | я | ɨ ⟨y⟩ | в |
Низкий | и | а | тот |
Эти шесть гласных характеризуются несколькими различными аллофонами в зависимости от фонетической среды, в которой они встречаются (начальный/неначальный, ударный/безударный и открытый/закрытый слоги). Основной фон гласных встречается в начальных открытых слогах с ударением. Самые низкие и центральные аллофоны встречаются в безударных закрытых слогах. По мнению Шипли, (a) и (y) имеют аллофоны, которые почти сходятся после централизации, (i) и (u) имеют аллофоны, которые едва центрируются и опускаются немного ниже, приближаясь к [ɪ] и [ʊ]. Между тем, (e) и (o) имеют больше изменений, чем (i) и (u), но меньше, чем (a) и (y).
Длина гласной не фонематична и меняется в зависимости от места гласной в слове. Гласные могут иметь длину гласных менее моры , одной моры или 1,5-2 мора. Гласная составляет менее одной моры в безударных слогах, около одной моры в закрытых ударных слогах и более одной моры в открытых ударных слогах.
Слоги
[ редактировать ]Слоги . в Maidu следуют базовой структуре CV или CVC Большинство слов состоят из чередующихся согласных и гласных, но встречаются и такие комбинации, как CVCVCCV. Во всех случаях слоги являются начальными согласными, а дифтонги в коде не встречаются . Слоги в Maidu отображают высоту звука в сочетании с ударением в слове. Слоги с основным ударением в слове имеют более высокий тон, более напряженные и содержат более длинные гласные. Вторичное ударение возникает при понижении тональности до среднего и удлинении гласной. Слабое ударение имеет тон от низкого до среднего и короткие гласные.
Морфология
[ редактировать ]Обозначения. В разделе морфологии некоторые обозначения используются для обозначения изменений, происходящих с морфемами, когда они спрягаются или комбинируются друг с другом. «I» указывает на изменение, при котором предыдущее слово претерпевает следующие изменения: после гласной (V) гласной и голосовой остановки (V') корень остается прежним, поэтому /wepa/ остается /wepa/. После ak или k' предыдущая гласная дублируется, поэтому /banak'/ становится /banak'a/. Во всех остальных случаях добавляется i, поэтому /jaman/ становится /jamani/. «R» указывает на дублирование предыдущего сегмента, поэтому /my/ становится /mymy/.
Существительные
[ редактировать ]Существительные Майду делятся на два класса. Первый класс состоит из терминов родства, но он не включает термины, относящиеся к ребенку и сыну. Существительные этого класса более ограничены в употреблении, чем другие существительные, так как всегда подлежат обладанию другим существительным. Эти термины, такие как /ne/ «мать», встречаются в сочетании с местоимением или указательным словом , например:
- никне - моя мать
- минне - твоя мать
- myne - (та) мать
Второй класс существительных состоит из свободных морфем и может быть разбит на более мелкие подклассы в зависимости от происхождения основы существительного. Первый подкласс содержит существительные, корень и основа которых совпадают, например /wepa/ «койот». Основа /kyle/ «женщина» примечательна тем, что обычно встречается как /kyle/, но может чередоваться с /kylok/, когда к нему добавляются суффиксы, образующие «старуха» и «женщины».
Второй подкласс содержит существительные, образованные от нескольких разных корней. Это сложное слово может образоваться из двух корней существительного (/mom/ 'вода' и /pano/ 'гризли' становится Mompano 'выдра'), корня существительного и вспомогательного глагола (/jask'ak/ 'худой' и /no/ «вдоль» становится jask'akno «тощий человек»), корень существительного и распределительный суффикс (/jaman/ «гора» и /R-to/ «все вокруг» становятся Jamanmanto «горы кругом»), корни существительного и неопознаваемая морфема (/k'am/ 'живот' и /pum/ 'мембрана' с бессмысленной морфемой /pu/ становятся k'ampumpu 'рубец') и корень существительного с уменьшительной морфемой (и /sol/ 'песня') и /Я-буду/ становлюсь солибом «частушка».).
Местоимения
[ редактировать ]Местоимения /nik'/ первого лица, /min/ второго лица, /maj/ третьего лица и /my/ указательного. /maj/ не встречается в единственном числе, поэтому конструкции с использованием /my/ служат формой третьего лица единственного числа. Они включают в себя конструкцию существительного («эта женщина» вместо «ее»), единственного числа («тот») и повторяющегося («тот человек»). Кроме /maj/, у местоимений нет особых форм множественного числа, поскольку они склоняются по числу вместе с другими существительными.
В то время как английский различает единственное и множественное число, Майду различает единственное, двойственное и множественное число . Эти флексии чаще всего используются в сочетании с местоимениями и гораздо реже используются с другими существительными. Как двойственные /c'o/, так и множественные /cy/ суффиксы имеют несколько алломорфов . Наряду с ними существует вторая морфема множественного числа /т'ыт'ы/, которая указывает как на множественное число, так и на уменьшительное значение .
Глаголы
[ редактировать ]Глаголы майду состоят из глагольной темы и ряда суффиксов. Как и существительные, корни глаголов в Майду происходят из нескольких разных источников. Некоторые глаголы, например /sol/ «петь», состоят из одного простого корня. Другие глаголы включают существительное в основу глагола, например /k'awba/ «рыть яму», которое представляет собой соединение /k'aw/ «грязь» и /ba/ «копать». Другие составные глагольные основы возникают в результате соединения двух отдельных глагольных корней, например, /t'ikc'e/ 'верить', /t'ik/ 'иметь достаточно' и /c'e/ 'видеть'. ' Как и существительные, некоторые основы глаголов включают компонент, который сам по себе не имеет значения, например /bokweje/ «вызывать», где /weje/ означает «говорить», а /bok/ не имеет известного значения. Третьи являются результатом глагола и вспомогательного глагола, и, наконец, набор глаголов, связанных с движением, использует /'y/ в качестве первого составного слова.
Глагол темы
[ редактировать ]Тема глагола представляет собой комбинацию основы глагола и одного или нескольких тематических суффиксов. Все тематические суффиксы не являются обязательными и поэтому могут быть исключены из глагола, при этом базовая основа сама по себе выступает в качестве темы.
- Причинный
- Обозначение речевого объекта
- Движение-Местоположение
- Отрицательный
- аспектуальный
- Доказательства
Причинный
[ редактировать ]Причинный суффикс /ti/ указывает на то, что актер вызывает действие, как в ma dondom 'as te 'yno ti k'as , что означает «я гулял с ребенком, держа его за руку» или «я заставил ребенка иди, держа (его) за руку». Эта морфема также встречается в таких словах, как /wono ti / «убивать», буквально «заставлять умирать».
Вербальный объект
[ редактировать ]Обозначение речевого объекта принимает пять различных форм. /'нас/ — это рефлексивный суффикс, например, в слове "wonoti" мы" - "он покончил с собой". Второй суффикс /jo/ обозначал как объект множественного числа, так и повторяющиеся действия. Это происходит в c'ani majse 'ono wo jo mak'as 'Я собираюсь ударить их (одного за другим) палкой по голове' и humbotmenwet 'как hesbopa jo dom 'Я все время пихал что-нибудь в мешок.' Третий суффикс используется широко и имеет неясное значение. /to/ можно использовать с /ju/ 'втереть', чтобы сформировать ju , чтобы 'втереть', и с /mej/ 'give', чтобы сформировать mej , чтобы 'купить'. Это может сработать для создания переходной формы глагола, хотя это не всегда так. /toto/, дублирование /to/ указывает на взаимное действие.
Движение-локация
[ редактировать ]Вспомогательные средства движения-локации встречаются в виде 16 различных суффиксов.
- -/c'ik/ over or in с подразумеванием закрытия или закрытия /puc'ik/ 'чтобы закрыться'
- -/c'o/ вверх и через край, вокруг сзади
- -/галка/вниз и прочь без и указание цели в движении
- -/dik/ до цели или задачи
- -/doj/ вверх /weledoj/ 'бежать вверх'
- -/есть/здесь
- -/комплект/ вниз
- - /k'oj/ подальше отсюда
- -/лек/ поспешно
- -/mit/ на или внутрь, подразумевая движение вниз
- -/n/ вниз по течению, под гору (обычно подразумевается юго-запад)
- -/нет/ вдоль, без указания направления или отношения /weleno/ 'бежать вперед'
- -/paj/ против, обычно в переносном значении /jodotpaj/ 'связывать/, /haspaj/ 'мочиться против (как это сделала бы собака)'
- -/pin/ сюда, без указания цели
- -/sip/ out of /t'upsip/ 'выплюнуть'
- -/та/ сверху
- -/вадж/ врозь
Некоторые из этих суффиксов могут встречаться вместе в ограниченных конструкциях: /c'opin/ 'за край и сюда', /c'ono/ 'за край чего-либо; в кругу», /noje/ «бесцельно» и /sippin/ «туда-сюда».
/doj/, /kit/, /k'oj/ и /mit/ теряют последнюю согласную перед суффиксом /nu/, который указывает длительность. /by/-/doj/-/nu/ становится bydonu 'высовываться'.
Отрицательный
[ редактировать ]Отрицательный суффикс /men/ имеет два варианта: /men/ после согласного и /n/ после гласного. kyloknonom 'как wetem men' usan 'женщины не танцевали' и mo n ma'amkano 'ты не будешь'
аспектуальный
[ редактировать ]Аспектный класс содержит шесть суффиксов.
- -/bos/ завершение weje bos k'as 'Я закончил говорить'
- -/c'yj/ неспособен hybonam jysip c'yj k'as 'Я не могу выйти из дома'
- -/doj/ inchoative nik'i lenom 'as jotit doj dom kak'an 'Мой сад начинает цвести и зеленеть'
- -/не/долговечный
- -/ти/ ради
- -/bew/ еще немного mym p'ybem 'as lalam bew k'an 'Этот мальчик стал немного выше'
Доказательства
[ редактировать ]Доказательный класс состоит из трех отдельных морфем.
- -/c'oj/ цитативное mym majdyk mykotom 'a c'oj ' am 'Говорят, это была бабушка этого человека'
- -/wew/ доказательное mym p'ybec'om 'as 'ydoj wew k'an 'Эти два мальчика, очевидно, подходят'
- -/ky/ кажется, он hututini wejepem ka ky k'an 'Как безумно он говорит'
Изменение глагола
[ редактировать ]Глагол завершается добавлением пяти флективных суффиксов . Эти суффиксы обозначают глагол для выражения времени , вида , модуса, лица и числа. Порядок этих суффиксов варьируется. Существует пять возможных вариантов изменения модуса: изъявительное, сослагательное, оптативное, вопросительное и герундиальное. Отдельные изъявительные модусы встречаются для настоящего-прошедшего, будущего, привычного прошлого и пунктуального прошлого. Оптативный режим можно разделить на монитив, намерение и наставление.
Ориентировочное настоящее-прошлое
[ редактировать ]Индикатив настоящего-прошедшего времени отмечен нулевой морфемой. /sol/ 'петь' становится solk'as 'я пел', sol'amk'as 'мы двое пели', sol'emk'es 'мы все пели', sol'amkano 'ты пел' или солк'ан «он, она, они пели». Множественность отмечается только от первого лица, в противном случае 2-е и 3-е лица не имеют маркировки, позволяющей различать двойственность или множественность. Это время глагола используется для выражения недавно завершенного действия, точечного действия, которое происходит, состояния бытия, уравнения (что-то есть что-то еще) или настоящего статического местоположения.
Будущее ориентировочное
[ редактировать ]Индикативный будущий индекс обозначается /ma/. solmak'as 'Я буду петь', solma'amk'as 'мы двое будем петь', solma'emk'es 'мы все будем петь', solma'amkano 'ты будешь петь' и solmak'an 'он, она , они будут петь». Будущее изъявительное указание указывает на будущее пунктуальное действие, директиву или мягкий императив.
Другое прошлое
[ редактировать ]Привычное прошедшее, отмеченное /'/ для прошлого и /us/ для привычки, указывает на действие, которое обычно совершалось в прошлом, например, weje'usas 'я говорил' или penem nikkotoc'om 'yhej'usan «Мои две бабушки ходили вместе». Пунктуальное изъявительное наклонение прошедшего времени, отмеченное простым знаком /'/, является редким временем глагола. Эта форма относится к одному действию в прошлом, которое не связано с текущим контекстом.
Сослагательное наклонение
[ редактировать ]сослагательное наклонение, отмеченное /k'e/, встречается только с /jak/ 'похожий' и /na/ 'результат', например, jakk'es 'я кажусь'.
Оптатив
[ редактировать ]Оптативный режим встречается в трех различных формах. Все три формы отмечены морфемой /b/. Монитив-оптатив, отмеченный /y'y/, указывает на возможное будущее событие неприятного или нежелательного характера, например, willoby'ys 'Я могу умереть'.
Интентивный оптатив встречается только от первого лица для обозначения намерения, а иногда также используется с указательными или вопросительными словами для образования вопросов, касающихся инструкций. Использование формы единственного числа является обычным явлением, тогда как двойственное и множественное число относительно редки. ' yk'oj ' означает 'Я собираюсь идти'
Поучительный оптатив обозначается /a/ и обычно использует /t/ как алломорф оптативного маркера. Эта форма указывает на идею «позволь», например, « yk'ojtas » «отпусти меня».
Вопросительный
[ редактировать ]Вопросительный режим отмечен /k'ade/, как в солькадах: «Я пою?».
Императив
[ редактировать ]Повелительный режим обозначается несколькими различными морфемами, в зависимости от того, как должно быть выполнено действие. /pi/ используется, когда действие должно выполняться в присутствии говорящего, как в c'enopi «Смотри!». /pada/ используется, когда действие должно быть завершено в отсутствие говорящего.
Синтаксис
[ редактировать ]Суффиксы падежа существительного
[ редактировать ]Существительные должны иметь один из десяти возможных падежных обозначений. Эти случаи подразделяются на четыре класса внешнего распределения. Эти классы бывают субъектными, объектными, притяжательными и локативными. Случаи:
- Субъект : Именительный падеж обозначается либо добавлением /m/, например /wepam/ из /wepa/ «койот», либо удалением последней согласной, как в /ni/, из /nik/ «I». Именительный падеж используется для исполнителя глагола, как A, так и B в предложении, где A = B, именования, а также для звательного падежа.
- Объект : В случае объекта также есть два алломорфа. Первая — это форма I, как упоминалось в разделе морфологии, так что /jaman/ становится /jamani/ «гора». Другие существительные не изменяются, например /nik/ 'I'. Этот падеж используется для прямых и косвенных объектов, а также используется некоторыми говорящими при именовании.
- Притяжательный падеж : притяжательный падеж обозначается /Ik'/ или /Ik'i/, как в /wepak'i/ 'койот', как /i/ как в /niki/ 'мой', или как /k'i/ как в /mink'i/ 'твой'. Притяжательный падеж используется как для обозначения фактических владельцев (мука Койота), так и образных или характерных владельцев (мука белого человека), а также в некоторых случаях для обозначения «ради».
Следующие семь падежей относятся к локативному классу:
- Комитатив : Комитатив обозначается /Ik'an/ или /k'an/ и означает «вместе с». ' 'wepak'an ' 'вместе с Койотом'
- Инструментальный падеж : Творительный падеж обозначается /ni/ и используется для обозначения средства, с помощью которого что-то делается, или с использованием чего-либо в качестве ингредиента. nik?opam jalulu ni solti'usan 'мой дедушка играл на флейте' или mym mahatim kak'an wolek'i Lawa ni japem 'что хлеб пекут из муки белого человека'.
- Местный падеж : местный падеж отмечен /di/. Этот падеж указывает на статическое местоположение в пространстве, пространство, в котором осуществляется действие, статическое местоположение во времени или «в сторону». kulu di kak'as 'ynojbodukkym 'Я редко хожу в темноте'.
- Аллатив : Аллативный падеж обозначается /nak/ или /na/. Этот падеж обычно означает «к» и редко означает «за». mym huskym c'aj na lykk'ojam 'змея переползла в другое место'
- Аблативный падеж : аблятивный падеж обозначается /nan/ и является маркером движения от чего-либо или происхождения объекта. wole nan 'as 'uni mek'as 'Я получил это от белого человека'
- Неопределенный локатив: Неопределенный локатив отмечен /te/. Этот падеж используется очень редко и обычно указывает на неизвестное говорящему место. homon te mink'i wat'a dakym 'где твое кухонное полотенце?'
- Линейный дистрибутив: Линейный дистрибутив отмечен знаком /нет/. Как и неопределенный местный падеж, этот падеж используется очень редко. Эта форма обозначает местоположение со значением «вдоль» или «рядом» и всегда встречается в сочетании с существительным, обозначающим что-то линейной формой. 'adom 'unim шить но моми кутидом t'uc'ikdom sewi 'odo tawalwonom 'Затем, выпустив всю воду из этой реки и перекрыв реку плотиной, они добыли золото.'
Порядок слов
[ редактировать ]Есть несколько разных классов слов, из которых состоит предложение Майду, разделенных на основные и второстепенные классы. Семью основными классами распределения являются подлежащее, дополнение, притяжательный падеж, локатив, конечный глагол, зависимый глагол и связка. К второстепенным классам относятся связки, формы колебаний, маркер ударения, временной абсолют, наречий абсолют, междометие и вопросительное слово. Все вместе сочетания слов этих классов составляют предложения.
Подлежащее, объект и локативные фразы
[ редактировать ]Единственный способ расширить субъект, объект или локатив — это использовать предшествующий притяжательный падеж. Эти связи могут возникать только с одной парой слов: одним притяжательным глаголом плюс подлежащее, дополнение или локатив.
Глагольные фразы
[ редактировать ]Расширения Глагола происходят только с Дополнением. Глагол и объект имеют неограниченное расположение. И VO, и OV возникают естественным путем. Единственное исключение из этого свободного порядка слов возникает при наличии двух объектов. Когда имеется пара объектов, обычно зависимый и независимый объект, порядок слов ограничивается OOV или OVO. Порядок слов VOO никогда не встречается.
Основное положение
[ редактировать ]Основное предложение в Maidu содержит одну глагольную фразу, от нуля до двух субъектных фраз, от нуля до четырех локативных фраз и, возможно, одну притяжательную фразу. Предложения с притяжательным падежом ограничиваются одной подлежащей фразой. Фразы относительно не ограничены в порядке слов. Единственным исключением является то, что Possessives всегда идет в конце предложения.
Наиболее распространенный порядок слов — подлежащее-местный падеж-глагол. Глагол обычно является последним предложением, за исключением случаев, когда присутствует притяжательное падеж. Подлежащее и локатив могут встречаться в расширенной глагольной фразе, образуя потенциальные конструкции предложений «Глагол-субъект-дополнение» и «наречие-местный падеж-глагол».
-mym
что
ПРЕДМЕТ
majdym-kak'an-nik'i
мужчина-мой
ГЛАГОЛ
в Гессене
друг
ПРЕДМЕТ
«Этот человек — мой друг».
- время
в горы
ЛОКАТИВ
-никтыникан
вместе с моим младшим братом
ЛОКАТИВ
- новости
летом
ЛОКАТИВ
-'yk'oj'usas
я ходил
ГЛАГОЛ
Летом я ходил в горы с младшим братом».
-единица
использовал для плетения
ГЛАГОЛ
-'шесть
что
кайлем
женщина
ПРЕДМЕТ
- дедушка
корзины
ОБЪЕКТ
«Эта женщина плела корзины».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Северо-восточный Майду в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.) (требуется подписка)
- ^ «Подробное описание языков, на которых говорят дома, и способность говорить по-английски» . www.census.gov . Бюро переписи населения США . Проверено 17 ноября 2017 г.
- ^ Лори Бауэр, 2007, Справочник студента-лингвиста , Эдинбург.
- ^ Литтл, Джейн Брэкстон (20 августа 2013 г.). «Ушел традиционалист Майду и преподаватель языка Фаррелл Каннингем» . Сеть СМИ Indian Country Today . Архивировано из оригинала 21 августа 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ Слейтер, Дашка. «Хранители утраченного языка. 82-летний лингвист и его молодой протеже — одни из последних носителей родного калифорнийского языка – и это его последний шанс» . Мать Джонс . № июль/август 2004 г. Проверено 19 июля 2012 г.
- ^ «Сохранение языка горных майду. Группа студентов изучает язык горных майду у Фаррелла Каннингема в округе Невада. Видео Гектора Амескуа» . Сакраменто Би . Архивировано из оригинала 21 июня 2009 г. Проверено 19 июля 2012 г.
- ^ «Рассказ Майду: красивый язык, захватывающий вечер» . Словесные путешествия: Блог . 30 января 2011 г. Проверено 19 июля 2012 г.
- ^ ( Шипли 1964 )
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Карен Лахайе. (2014) Грамматика горы Майду , ISBN 978-1-4961-4140-8 .
- Кэмпбелл, Лайл . (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-509427-1 .
- Хейзер, Роберт Ф. (1966). Языки, территории и названия индейских племен Калифорнии .
- Митхун, Марианна . (1999). Языки коренных народов Северной Америки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23228-7 (hbk); ISBN 0-521-29875-X .
- Шипли, Уильям (1964). Грамматика Майду . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обзор языка майду в исследовании Калифорнии и других индийских языков
- Индийский язык майду (майдун, нисенан, конкоу)
- Ресурсы OLAC на языке северо-восточного майду и о нем [ постоянная мертвая ссылка ]
- Майду , Калифорнийский языковой архив
- Майду, Иллюстративный эскиз
- Библиография Майду
- Базовый лексикон Майду в Глобальной лексикостатистической базе данных
- Люди, которые хотят, чтобы их язык исчез