Менахем ха-Мейри
Менахем ха-Мейри מנחם המאיריМенахем Мейри | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 1249 |
Умер | 1315 |
Религия | иудаизм |
Менахем бен Соломон ха-Мейри ( иврит : Менахем бен Шломо ха-Мейри ; французский : Дон Видаль Соломон , 1249 г.) [ 1 ] –1315 [ 2 ] ), обычно называемый ХаМейри , Мейри или просто Мейри , был знаменитым средневековым провансальским раввином и талмудистом . Хотя большая часть его обширных комментариев, охватывающих 35 трактатов Талмуда , не была публично доступна до начала XIX века, с тех пор они получили широкую известность и признание среди ученых-талмудистов.
Биография
[ редактировать ]Менахем ха-Мейри родился в 1249 году в Перпиньяне , который тогда входил в состав Княжества Каталония . Он был учеником раввина Реувена, сына Хаима из Нарбонны , Франция . В своих произведениях он называет себя ХаМейри («Мейри» или Мейрит; иврит : המאירי), предположительно в честь одного из своих предков по имени Меир (иврит: מאיר), и именно так он теперь известен. Некоторые предполагают, что имеется в виду Меир Детранкатлейх, ученик Раавада , который упоминается в трудах Мейри как один из его старших. [ 3 ]
В юности он осиротел от отца, и дети его были взяты в плен, когда он был еще молод. [ 4 ] но никаких дальнейших подробностей этих личных трагедий неизвестно.
Судя по нотариальным свидетельствам, хранившимся в Перпиньяне, Мейри зарабатывал на жизнь ростовщичеством, и его доход был довольно высоким.
Главным учителем Мейри был раввин Реувен бен Хаим, и он поддерживал тесную переписку и отношения с Рашбой , который, возможно, был величайшим еврейским раввином того времени. Хотя Мейри известен как один из величайших ученых своей эпохи, и, несмотря на его обширные знания и опыт в Торе , о чем свидетельствуют многие раввины его времени и его великий обширный труд « Бейт ха-Бехира» , нет никаких свидетельств того, что он когда-либо держал должность раввина или даже должность преподавателя в ешиве (еврейской школе религиоведения). Возможно, это соответствовало учению Рамбама . [ 5 ] который резко выступал против превращения раввината исключительно в средство существования. [ 3 ]
Бейт ха-Бечира
[ редактировать ]Его комментарий, « Бейт ха-Бечира » (буквально «Избранный дом», пьеса об альтернативном названии Храма в Иерусалиме , подразумевающая, что работа Мейри выбирает конкретное содержание из Талмуда, опуская дискурсивные элементы), является одним из самых монументальных. произведения, написанные на основе Талмуда . Эта работа представляет собой не столько комментарий, сколько сборник всех комментариев Талмуда, составленный аналогично Талмуду: сначала представлена Мишна , а затем изложены дискуссии, которые ведутся по ней. [ 6 ] Хаим Соловейчик описывает это так: [ 7 ]
- Мейри — единственный средневековый талмудист (ришон), чьи произведения можно читать почти независимо от талмудического текста, который он якобы комментирует. «Бейт ха-Бехира» не является постоянным комментарием к Талмуду. Мейри, в квази-маймониданской манере, намеренно опускает компромиссы сугья ; он, скорее, сосредотачивается на конечном результате дискуссии и представляет различные точки зрения на этот результат и заключение. Кроме того, он один, и опять же намеренно, предоставляет читателю справочную информацию. Его сочинения наиболее близки к вторичному источнику в библиотеке ришоним.
В отличие от большинства ришонимов , он часто цитирует Иерусалимский Талмуд , включая текстовые варианты, которых больше нет в других источниках.
Бейт ха-Бехира цитирует многих основных ришонимов , называя их не по имени, а скорее по выдающимся титулам. Конкретно: [ 3 ]
- Гедолей ха-Раббаним («Величайший из раввинов») - Раши
- Гедолей ха-Мефаршим («Величайший из комментаторов») - Раавад (или Гедолей ха-Магихим , «Величайший из комментаторов», когда цитируется как оспаривающий Рамбама или Рифа)
- Гедолей ха-Поским («Величайший из поским ») – Исаак Альфаси
- Гедолей ха-Мехабрим («Величайший из авторов») – Рамбам
- Геоней Сефарад («Блестящий Испании») – Ри Мигаш (или иногда Рабейну Шананель )
- Чачмей ха-Царфатим («Мудрый Франции») – Рашбам (или иногда Раши )
- Ахроней ха-Раббоним («Поздний из раввинов») - Рабейну Там
- Гедолей ХаДор («Величайший из поколения») – Рашба
Историческое влияние
[ редактировать ]Полная копия « Бейт ха-Бечира» хранилась в Палатинской библиотеке в Парме , была заново открыта в 1920 году и впоследствии опубликована. [ 8 ] Отрывки « Бейт ха-Бечира» по одному трактату «Бава Камма» были опубликованы задолго до публикации пармских рукописей, вошедших в ранний коллективный труд «Шитах Микубецет» . [ 3 ] Распространенным предположением было то, что подавляющее большинство работ Мейри не было доступно поколениям галахистов до 1920 года; как отражено в таких авторах начала 20-го века, как Хафец Хаим , Хазон Иш и Джозеф Б. Соловейчик , которые пишут, исходя из предположения, что Бейт ха-Бехира была недавно открыта в их время, [ 8 ] и далее подтверждается отсутствием упоминания Мейри и его мнений в обширной литературе по галахе до начала 20 века. [ 3 ]
Бейт ха-Бечира оказала гораздо меньшее влияние на последующее галахическое развитие, чем можно было бы ожидать, учитывая его статус. [ нужна ссылка ] Для этого было названо несколько причин. Некоторые современные поскимы отказываются принимать его аргументы во внимание на том основании, что столь долгое время неизвестная работа перестала быть частью процесса галахического развития. [ 8 ] Один источник заявил, что работа была проигнорирована из-за ее необычной длины. [ 8 ] Профессор Хайм Соловейчик , однако, предположил, что работа была проигнорирована из-за того, что она имела характер вторичного источника – жанра, который, как он утверждает, не ценился среди изучающих Тору до конца 20-го века. [ 9 ] [ 7 ]
Другие работы
[ редактировать ]по сей день Менахем Ха-Мейри также известен тем, что написал знаменитый труд, используемый еврейскими писцами , а именно «Кирьят Сефер» , двухтомный сборник, в котором излагаются правила орфографии , которых следует придерживаться при написании свитков Торы . [ 10 ]
Он также написал несколько небольших работ, в том числе комментарий к «Авот» , предисловие которого включает запись цепочки традиций от Моисея через Танаим .
Мейри также написал несколько комментариев ( Чидушим ) к нескольким трактатам Талмуда , которые в некоторой степени отличаются от некоторых его позиций в Бейт ха-Бечира . Большая часть этих комментариев была утеряна, за исключением комментария к «Трактату Бейца» . Кроме того, ему приписывался комментарий к «Трактату Эрувин» , но это приписывание, вероятно, было ошибкой. [ 11 ]
Галахические позиции
[ редактировать ]Комментарий Мейри известен своей позицией относительно статуса неевреев в еврейском законодательстве, утверждая, что дискриминационные законы и утверждения, содержащиеся в Талмуде, применимы только к идолопоклонническим народам древности. [ 12 ] [ 13 ]
По словам Дж. Дэвида Блейха , «христианство, столь благосклонно представленное Мейри, было не ортодоксальным тринитаризмом, а христианством, которое поддерживало теологию, формально заклейменную Церковью как еретическая». [ 14 ] Однако Яаков Эльман утверждал, что у Блайха не было источников для этого утверждения. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исраэль Та Шма, Хасифрут Хапаршани ЛаТалмуд , стр. 158-9 в томе 2, исправленное издание
- ^ Джейкоб Кац , Исключительность и толерантность , с. 114, сноска 3, где говорится, что дата оспаривается, но Зобель поддерживает дату 1315 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Мейер, плодовитый автор, чьи книги почти забыты — книги» . Архивировано из оригинала 29 мая 2016 г.
- ^ Кирьят Сефер, Мейри, Введение
- ↑ Рамбам, Комментарий к «Пиркей Авот» , 4:7.
- ^ Еврейская история - Биографии, буква R.
- ^ Jump up to: а б «Разрыв и реконструкция: трансформация современного православия» . Архивировано из оригинала 07 августа 2020 г. Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «112) Тексты Мейри – утеряны или проигнорированы?» .
- ^ Соловейчик (1994) , с. 335; примечание 54, с. 367ф.
- ↑ Два издания этой работы были напечатаны в Иерусалиме: одно в 1956 году, другое — в 1969 году.
- ^ Брейер, Адиэль (2021). «Хидушим о трактате ꜤЭрувин, приписываемом Хамейри» . Образование . 88.1 : 73–107.
- ^ Моше Хальбертал. « «Обладающие религией»: религиозная терпимость в учении Мейри» (PDF) . Журнал Эда . 1 (1).
- ^ Дэвид Гольдштейн, «Одинокий поборник толерантности: отношение Р. Менахема ха-Мейри к неевреям»
- ^ Обзор новейшей галахической периодической литературы
- ^ В Дэвида Бергера сборнике о еврейско-христианских отношениях (под редакцией Элишевой Карлебах и Дж. Дж. Шактера )
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «МЕИРИ, МЕНАЕМ БЕН СОЛОМОН» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Библиография
[ редактировать ]- Соловейчик, Гайм (1994). «Разрыв и реконструкция: трансформация современной ортодоксальности». Традиция . 28 (4): 320–376.