Колоратура
Колоратура — это сложная мелодия с бегами , трелями , широкими прыжками и подобным виртуозным материалом. [1] [2] или отрывок из такой музыки. Оперные партии, в которых такая музыка играет заметную роль, и исполнители этих партий также называются колоратурами. [3] Его инструментальный эквивалент – орнамент .
Колоратура особенно встречается в вокальной музыке и особенно в оперном пении XVIII и XIX веков. Слово колоратура (англ. Великобритания : / ˌ k ɒ l ə rə COL ˈ tj ʊər ə / re- -ə- TURE -ə , США : / ˌ k ʌ l - / CUL - , Итальянский: [koloraˈtuːra] ) по-итальянски означает «окрашивание» и происходит от латинского слова colorare («раскрашивать»). [1]
История
[ редактировать ]Термин «колоратура» был впервые определен в нескольких ранних неитальянских музыкальных словарях: Преториуса Михаила «Syntagma musicum» (1618 г.); Себастьяна де Броссара » «Музыкальный словарь (1703 г.); и Иоганна Готфрида Вальтера » «Музыкальный лексикон (1732). В этих ранних текстах «этот термин рассматривается кратко и всегда со ссылкой на итальянское употребление». [4]
Кристоф Бернхард (1628–1692) определял колоратуру двумя способами: [4]
- каденция : «проходы, которые не так точно привязаны к планке, но часто простираются на два, три или более тактов дальше [и] должны выполняться только на главных закрытиях» ( Von der Singe-Kunst, oder Maniera , ок. 1649)
- убавление : «когда интервал изменяется на несколько более коротких нот, так что вместо одной длинной ноты ряд более коротких устремляется к следующей ноте через всевозможные прогрессии, шаг за шагом или скачком» ( Tractatus Compositionis , ок. 1657 г.)
Этот термин никогда не использовался в самых известных итальянских текстах о пении: Джулио Каччини » «Новая музыка (1601/2); Пьер Франческо Този , Мнения древних и современных певцов (1723 г.); «Мысли Джованни Баттиста Манчини и практические размышления о образном пении» (1774 г.); Мануэля Гарсии ( «Мемуар о человеческом голосе» 1841 г.) и «Завершенный трактат об искусстве пения» (1840–47); его также не использовали английские авторы Чарльз Берни (1726–1814) и Генри Фотергилл Чорли (1808–1872), оба подробно писали об итальянском пении того периода, когда украшения были необходимы. [4]
Современное использование
[ редактировать ]Термин «колоратура» чаще всего применяется к сложным и витиеватым фигурам или орнаментам в классической (конец 18 века) и романтической (19 век, особенно бельканто ) вокальной музыке. Однако старинная музыка 15, 16 и 17 веков, и в частности музыка барокко, продолжавшаяся примерно до 1750 года, включает в себя значительный объем музыки, для которой как вокалистам, так и инструменталистам требуется техника колоратуры. Таким образом, в современном музыковедческом смысле этот термин используется для обозначения яркой музыки всех периодов истории музыки, как вокальной, так и инструментальной. [4] Например, в Германии термин «колоратура» ( нем . Koloratur ) применялся к стереотипному и шаблонному орнаменту, используемому в клавишной музыке XVI века, написанной группой немецких органных композиторов, называемых « колористами » ( нем . Koloristen ). [2]
Несмотря на свое происхождение от латинского colorare («окрашивать»), этот термин не применяется к практике «окрашивания» голоса, то есть изменения качества или тембра техника voix sombrée). голоса в выразительных целях (например, используется Жильбера Дюпре в 1830-х годах). [4]
Вокальные диапазоны
[ редактировать ]Этот термин не ограничивается описанием какого-либо одного диапазона голоса. Овладеть техникой колоратуры могут все типы женского и мужского голоса. Колоратурные партии имеются для всех типов голоса в разных музыкальных жанрах . [3]
Тем не менее, термин «колоратура» , когда он используется без дополнительных уточнений, обычно означает «колоратурное сопрано» . Партия колоратурного сопрано , наиболее известная из которых — Царица Ночи в «Волшебной флейте» Моцарта . [5] имеет высокий диапазон и требует от певца легкого исполнения сложных орнаментов и украшений, включая бегущие пассажи, стаккати и трели . Колоратурное сопрано обладает вокальной способностью воспроизводить ноты выше высокой C ( C 6 ) и обладает тесситурой в диапазоне от A 4 до A 5 или выше (в отличие от сопрано низшего уровня, чья тесситура составляет G 4 –G 5 или ниже). [ нужна ссылка ]
Ричард Миллер называет два типа колоратурных голосов сопрано (колоратурное и драматическое колоратурное). [6] а также колоратурный голос меццо-сопрано, [7] и хотя он не упоминает колоратурное контральто, он включает упоминание о конкретных произведениях, требующих техники колоратуры для голоса контральто. [8]
Примеры колоратурной музыки для разных голосовых диапазонов включают:
- ( » Моцарта «Аллилуйя от «Exsultate» — «ликовать» ) может быть аранжирована и исполнена должным образом обученным контральто , меццо-сопрано или сопрано . Пьеса была написана для кастрата-сопрано .
- Ария « Вся долина возвысится» из Генделя » « Мессии — пример колоратурной пьесы для тенора .
- Каждый исполнитель главных партий в операх Россини должен владеть уверенной колоратурной техникой. [ нужна ссылка ] .
- Осмин, персонаж оперы Моцарта «Похищение из сераля» , — колоратурная партия для баса .
- Agitata da Due Venti («Возбужденные двумя ветрами»), ария колоратурного сопрано из Антонио Вивальди оперы «Гризельда » .
- Наки Алл'Аффанно - Нон Пиу Места, колоратурное контральто-рондо, из " оперы Россини Золушка" .
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Оксфордские американские словари .
- ^ Jump up to: а б Apple (1969), с. 184.
- ^ Jump up to: а б Стейн, Дж. Б.; Джандер, Оуэн, «Колоратура» в «Сэди» (1992) 1 :907.
- ^ Jump up to: а б с д и Джандер, Оуэн; Харрис, Эллен Т. «Колоратура» в Grove Music Online , www.grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 27 ноября 2006 г.
- ^ Рэндел (1986), с. 180.
- ^ Миллер (2000), стр. 7–9.
- ^ Миллер (2000), стр. 12–13.
- ^ Миллер (2000), с. 13.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Апель, Вилли, изд. (1969). Гарвардский музыкальный словарь , второе издание. Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-37501-7 .
- Миллер, Ричард (2000). Обучение сопрано . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513018-8 .
- Рэндел, Дон Майкл, изд.; Апель, Вилли, изд. (1986). Новый Гарвардский музыкальный словарь . Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-61525-0 .
- Сэди, Стэнли, изд. (1992). Оперный словарь Нью-Гроув (четыре тома). Лондон: Макмиллан. ISBN 978-1-56159-228-9 .