Лурдес Портильо
Лурдес Портильо | |
---|---|
![]() Портильо получает награду в 2015 году | |
Рожденный | Чиуауа , Мексика | 11 ноября 1943 г.
Умер | 20 апреля 2024 г. | (80 лет)
Образование | Художественный институт Сан-Франциско |
Род занятий | Кинорежиссер, продюсер, писатель |
Годы активности | 1979–2024 |
Дети | 3 |
Веб-сайт | https://www.lourdesportillo.com/ |
Лурдес Портильо (11 ноября 1943 — 20 апреля 2024) — мексиканский кинорежиссер, продюсер и писатель. Политические перспективы фильмов Портильо были описаны как «тонкие» и основаны на точке зрения, сбалансированной ее опытом лесбиянки. [ 1 ] и женщина -чикана . [ 2 ] Фильмы Портильо широко изучались и анализировались, особенно учеными в области исследований чикано . [ 3 ]
Портильо получила свой первый опыт кинопроизводства в возрасте двадцати одного года, когда друг из Голливуда попросил ее помочь с документальным фильмом. Официальное обучение Портильо началось несколько лет спустя. [ 4 ] Таким образом, она снимала отмеченные наградами фильмы о Латинской Америке, Мексике и чикано / своем опыте и проблемах социальной справедливости как режиссер, так и сценарист. [ 5 ] около сорока лет. ) в 1979 году Со времени первого фильма Портильо «После землетрясения » ( Después del Terremoto она создала более 12 работ, демонстрирующих ее работу не только как режиссера, но и как активистку, художницу и журналистку. Хотя большая часть ее работ относится к жанру документального кино, она также создавала видеоинсталляции и сценарии.
Личная жизнь
[ редактировать ]Родился 11 ноября 1943 года в Чиуауа , Мексика. [ 6 ] Портильо эмигрировала со своими родителями, четырьмя братьями и сестрами в Лос-Анджелес , США, когда ей было тринадцать лет. [ 7 ] Работа отца Портильо администратором газеты в Мексике и его работа над полиграфическими проектами в США были среди тех вещей, которые разожгли живой интерес Портильо к рассказам. К двадцати годам в Портильо она устроилась на работу в образовательную кинокомпанию в Лос-Анджелесе, что открыло ей будущую карьеру в сфере документального кино. [ 8 ] Желая работать в более оживленном сообществе арт-кино, Портильо в начале 1970-х решил переехать в Сан-Франциско. [ 7 ] Она стала членом коллектива Cine Manifest, марксистского коллектива, который создавал документальные фильмы и постепенно начинал снимать полнометражные фильмы. [ 9 ] Она начала работать ассистентом Стивена Лайтхилла в художественном фильме « Над-под, вбок-вниз» (1972). [ 9 ]
Проработав несколько лет в Cine Manifest, она прошла стажировку в Национальной ассоциации инженеров и техников телерадиовещания в Сан-Франциско и в 1985 году окончила уделяя , Художественный институт Сан-Франциско со степенью магистра искусств особое внимание авангардному и экспериментальному кинопроизводству. [ 9 ] После этого Портильо начала карьеру продюсера и режиссера фильмов. В 1976 году Портильо основала собственную независимую кинокомпанию Xochitl Productions. [ 7 ] Она была участвует в работе нескольких киносообществ и групп, работая над тем, чтобы побудить больше кинематографистов третьего мира войти в киноиндустрию. В первые годы пребывания Портильо в Сан-Франциско она очень сблизилась с La Galería de la Raza, общественной выставочной площадкой, которая открылась в 1970 году и служила художественной галереей чикано и латиноамериканцев в районе Мишн Сан-Франциско. [ 9 ] Она участвовала в выставке CARA [Искусство чикано: сопротивление и утверждение в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе] в качестве консультанта, а также входила в состав правления Фонда киноискусства и IVF (Ассоциации независимого видео и кино). [ 9 ]
Портильо умер в Сан-Франциско 20 апреля 2024 года в возрасте 80 лет. [ 6 ]
Карьера
[ редактировать ]Фильмы Портильо обычно сосредоточены на Латинской Америке и опыте иммигрантов латиноамериканского происхождения в Соединенных Штатах. Во время учебы в Художественном институте Сан-Франциско она дебютировала в кино « Después del Terremoto» в 1979 году вместе с сорежиссером Ниной Серрано , сосредоточив внимание на опыте никарагуанской беженки, пострадавшей от землетрясения в Манагуа в 1972 году в Сан-Франциско. [ 9 ]
За ним последовала «Матери Пласа-де-Майо» , совместная постановка 1986 года с аргентинским режиссером Сусаной Блаустейн Муньос , с которой она познакомилась во время учебы в Художественном институте Сан-Франциско. [ 7 ] В фильме документируются действия « Матерей Пласа-де-Майо» , группы аргентинских женщин, которые еженедельно собираются на Пласа-де-Майо в Буэнос-Айресе, чтобы вспомнить своих детей, убитых или « пропавших без вести » военным режимом . Поворотным моментом в кинематографической карьере Портильо стал фильм, получивший двадцать международных наград и номинированный на премию Оскар в 1987 году как лучший документальный фильм. [ 10 ] Аудитория фильма Портильо значительно расширилась за пределы США и сыграла важную роль в международном освещении тяжелого положения матерей и пропавших детей. [ 9 ]
В своем третьем фильме « Ла Офренда: Дни мертвых» (1988) Портильо фокусируется на мексиканской культурной практике «День мертвых» и ее возрождении и восстановлении чиканами и чикано в США. По словам Портильо, изначально предполагалось, что фильм будет сниматься вместе с Сусаной Блаустейн Муньос , и вместе они подали заявку в Корпорацию общественного вещания на создание «Ла Офренды» . [ 9 ] Однако после съемок фильма оба режиссера поняли, что не могут продолжать совместную работу, и прекратили сотрудничество в кинопроизводстве. Портильо пришлось закончить фильм.
В 1992 году она сотрудничала с комедийной труппой чикано Culture Clash для создания экспериментального видео «Колумб на суде» в честь международного празднования путешествия Колумба в Америку. [ 9 ] Портильо с юмором смешал политическую сатиру и экспериментальные видеотехники, поместив фигуру Колумба в современный зал суда и предъявив ему обвинение в зверствах против коренных американцев. Они снова сотрудничали для фильма «Culture Clash: Mission Magic Mystery Tour» в 2001 году. Наряду с Culture Clash она также сотрудничала с труппой мимов Сан-Франциско .
«Дьявол никогда не спит» (1994), один из ее самых популярных фильмов, прекрасно отражает экспериментальный стиль кинопроизводства Портильо, а также ее интерес и связь с ее мексиканскими корнями. [ 11 ] Раскрывая тайну смерти своего любимого дяди Оскара Руиса Алмейды, Портильо исследовала бесчисленные драмы и слухи, окружающие жизнь и смерть ее дяди, которыми делились члены ее семьи. [ 9 ] Отойдя от традиционных стилей документального кино, Портильо напрямую взаимодействовала с фильмом, ставя под сомнение все, что рассказывают члены ее семьи, и фиксируя ее мыслительный процесс, когда она раскрывает еще больше скрытых секретов о своем дяде и семье. От сцен в сочетании с отрывками из мексиканских теленовелл на телеэкране до воссоздания семейных историй с помощью игрушечного реквизита, «Дьявол никогда не спит» отражает уникальность экспериментального стиля кинопроизводства Портильо. Документальный фильм Портильо, охватывающий различные темы, такие как семейная динамика в мексиканской культуре, гомосексуальность, гендерные роли и различие между частными и общественными семейными делами, представляет собой не просто историю жизни и смерти ее дяди Оскара, но и анализ властных отношений. в мексиканском обществе и культуре. [ 9 ] Недавно, в 2020 году, фильм «Дьявол никогда не спит» был включен в Национальный реестр фильмов для сохранения.
Перенесясь к своему фильму «Корпус: Домашний фильм о Селене» (1999), Портильо соединила историю Теджаны жизни певицы Селены со значением фанатов, тела и патриархата. Вдохновение для создания фильма пришло после просмотра Грегори Навы фильма «Селена » (1997). [ 9 ] Разочарованный тем, что в фильме основное внимание уделяется отношениям Селены с мужчинами в ее жизни, а не ее жизни как певицы, Портильо решил создать документальный фильм, посвященный поклонникам Селены и отвратительным подробностям ее жизни. [ 9 ] Она смогла заручиться поддержкой Авраама Кинтанильи , отца Селены, для своего документального фильма и получила доступ к музыке Селены и бета-видеокопиям выступлений и видеозаписям, недоступным для широкой публики, при условии, что Портильо будет следовать некоторым требованиям Авраама к фильму и исключить некоторые части, которые ему не нравились. Выполнив большинство монтажных работ, в следующем году, просмотрев окончательную версию незадолго до показа фильма на общественном телевидении « Точка зрения » , он потребовал еще больше правок, на что Портильо отказался, согласившись только на одно из своих требований, даже после угроз. подать на нее в суд за клевету и даже попытку заблокировать национальное вещание. [ 9 ] Несмотря на то, что фильму было трудно получить интервью, СМИ и небольшой бюджет фильма (около 130 000 долларов США), фильм Портильо выиграл «Золотой шпиль» на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1999 году.
Ее фильм «Сеньорита Экстравиада» (2001) был вдохновлен ее разговором с режиссером Рене Таджима-Пенья в Лос-Анджелесе в 1997 году. [ 7 ] Портильо заявила, что показала ей статью, в которой говорится об обнаружении около тридцати женщин, найденных мертвыми при аналогичных обстоятельствах в Сьюдад-Хуаресе , Мексика. Многие молодые женщины исчезали при загадочных обстоятельствах, и никаких зацепок по этому поводу не было. Обеспокоенный отсутствием освещения, Портильо решил создать документальный фильм, посвященный этим молодым женщинам, исчезнувшим в Хуаресе, взять интервью у членов их семей и изучить многие ветви власти, стоящие за отсутствием освещения этих случаев.
Со времени своего первого фильма в 1979 году Портильо продюсировала и сняла около дюжины других, отражающих ее творческий стиль кинопроизводства как визуального художника. [ 7 ] Ее работа охватывает истории на границе США и Мексики и подчеркивает сложность и разнообразие латиноамериканского опыта как внутри, так и за пределами США. Ее работа в качестве латиноамериканского режиссера охватывает истории, в центре которых находится женский опыт, и анализирует влияние социальных, экономических и политических систем, работающих на и против этих идентичностей. [ 9 ] Под влиянием радикального кино, работы Портильо сосредоточены на сочетании искусства и политики, выражая уникальность гибридных идентичностей, подобных ее, и важность осуждения несправедливости для латиноамериканских идентичностей. [ 12 ]
Награды
[ редактировать ]Портильо и ее фильмы [ 13 ] завоевали множество наград, в основном на региональных кинофестивалях. [ 14 ] Избранные награды:
- После землетрясения (1979)
- – Почетный диплом Краковского фестиваля короткометражных фильмов, 1979, Краков, Польша.
- Матери Пласа-де-Майо (1986)
- - Номинация на Эмми, новые и документальные фильмы, 1986, Национальная академия телевизионных искусств и наук.
- - Номинация на премию Оскар, лучший документальный фильм, 1986, Академия кинематографических искусств и наук.
- – Специальный приз жюри кинофестиваля Сандэнс, 1986, Парк-Сити, Юта.
- – Гран-при Ex-Aquo, Международный конкурс документальных и короткометражных фильмов, 1986, Бильбао, Испания.
- – Премия «Коралл», художественный документальный фильм, Международный фестиваль латиноамериканского кино, 1986, Гавана, Куба
- – Голубая лента, Американский фестиваль кино и видео, 1986 г., Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
- – Второе место в категории документальных фильмов, Сиднейский кинофестиваль, 1986, Сидней, Австралия.
- – Приз общественности и приз прессы, Фестиваль женского кино, 1986, Кретей, Франция.
- - Лучший фильм, Фестиваль документального кино Global Village, 1986, Нью-Йорк.
- – Первая премия Международной католической организации кино и аудиовизуальных материалов, 1995, Гавана, Куба.
- – Среди шести лучших фильмов, Международная ассоциация документального кино, 1986, Лос-Анджелес, Калифорния.
- – Приз Каракола Союза писателей и художников, Международный кинофестиваль, 1985, Гавана, Куба.
- – Лучшее из Северной Калифорнии, Национальный фестиваль образовательных фильмов, 1986, Окленд, Калифорния.
- – Лучший фильм, кинофестиваль Синкинг-Крик, 1986, Гринвилл, Теннесси.
- - Премия Ассоциации женщин-журналистов, Международный женский кинофестиваль, 1986, Кретей, Париж.
- – Премия «Золотые ворота», Международный кинофестиваль в Сан-Франциско, Сан-Франциско, Калифорния
- Ла Офренда: Дни мертвых (1988)
- – С отличием, Международная ассоциация документального кино, 1989, Лос-Анджелес, Калифорния.
- – Лучший полнометражный документальный фильм, Афинский кинофестиваль, 1989, Афины, Огайо.
- - Выбор режиссера, фестиваль кино и видео «Черная Мария», 1989, Вест-Ориндж, Нью-Джерси.
- – Голубая лента, Американский фестиваль кино и видео, 1990, Сан-Франциско, Калифорния.
- – Специальный приз жюри, кинофестиваль Синкинг-Крик, 1990, Гринвилл, Теннесси.
- – Приз за лучшее исследование убеждений, VISTAS, Кинофестиваль современного фольклора и популярной культуры, 1990, Лос-Анджелес, Калифорния.
- – Выдающиеся кинематографические достижения, лучший в категории, документальный фильм, Национальный фестиваль латиноамериканского кино и видео, 1991, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
- Жизнь (1989)
- – Кино Беркут, 1990 г.
- – Специальное упоминание, кинофестиваль в Сан-Антонио, 1990, Сан-Антонио, Техас.
- Колумб на суде (1992)
- – Лучшее видео, второе место, Третий ежегодный кино- и видеофестиваль Visual Artist, 1993, Сан-Хосе, Калифорния.
- – Почетное упоминание в области исследований коренных американцев, Американская ассоциация кино и видео, Иллинойс.
- – Биеннале Музея Уитни 1993 года, Нью-Йорк, Нью-Йорк.
- Зеркала сердца (1993)
- – Сильвер Хьюго, Чикагский кинофестиваль, 1994, Чикаго, Иллинойс.
- – Серебряное яблоко, Национальный фестиваль образовательных фильмов и видео, 1994, Беркли, Калифорния.
- Дьявол никогда не спит (1994)
- - Пять лучших документальных фильмов года, Независимая ассоциация документального кино, 1996, Голливуд, Калифорния.
- – Премия «Золотые ворота», Международный кинофестиваль в Сан-Франциско, 1995, Сан-Франциско, Калифорния.
- – Лучший полнометражный документальный фильм, Cinemafest в Сан-Хуане, 1995, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико
- – Лучший документальный фильм, Кинофестиваль в Сан-Антонио, 1995, Сан-Антонио, Техас.
- – Лучший документальный фильм, Mostra International de Filmes de Dones, 1995, Барселона, Испания.
- – Новые режиссеры / Новые фильмы, Киносообщество Линкольн-центра и Музей современного искусства, Нью-Йорк, 1995, Нью-Йорк.
- - Самый многообещающий латиноамериканский фильм, Независимый художественный проект, 1994, Нью-Йорк.
- — Включение в Национальный реестр фильмов , 2020 г.
- Корпус: Домашний фильм для Селены (1999)
- – Золотой Шпиль, Международный кинофестиваль в Сан-Франциско, 1999, Сан-Франциско, Калифорния.
- Лауреат премии CalArts/Herb Alpert в области искусств, 1999 г. [ 15 ]
- Мисс Стрей (2001)
- – Специальный приз жюри кинофестиваля «Сандэнс».
- – Лучший документальный фильм на Гаванском международном кинофестивале, премия Нестора Альмендроса на кинофестивале Human Rights Watch
- – Ариэль, премия Мексиканской киноакадемии.
- – Лучший документальный фильм, кинофестиваль Cinequest в Сан-Хосе, 2002 г.
- - Приз зрительских симпатий за лучший документальный фильм, Международный женский кинофестиваль в Кретей, 2002 г.
- – Премия IDA за художественные документальные фильмы, Международная ассоциация документального кино, 2002 г.
- – Приз ФИПРЕССИ на международном конкурсе, Фестиваль документального кино в Салониках, 2002 г.
Фильмография
[ редактировать ]- землетрясения После ( 1979 )
- Матери Пласа-де-Майо (1985) [ 18 ]
- Ла Офренда: Дни мертвых (1988)
- Жизнь (1989)
- Колумб на суде (1992)
- Зеркала сердца (1993)
- Дьявол никогда не спит (1994) [ 18 ]
- Иногда у меня немеют ноги (1995)
- Это твой день / Hoy es tu Día (1995)
- 13 дней (1997)
- Корпус: Домашний фильм о Селене (1999)
- Беседы с учеными о Селене (1999)
- Столкновение культур: Тайный тур Mission Magic (2001)
- Сеньорита Экстравиада/Пропавшая молодая женщина (2001)
- Мой Маккуин (2003)
- За гранью (2008)
- Звонок перемен: Девушки Сьюдад-Хуареса (2013)
- Состояние благодати (2020) [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- Список женщин-режиссеров кино и телевидения
- Список режиссеров-лесбиянок
- Список фильмов о ЛГБТ, снятых женщинами
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрегозо, Роза Линда, изд. (2001). Лурдес Портильо: Дьявол никогда не спит и другие фильмы (1-е изд.). Издательство Техасского университета . п. 11. ISBN 978-0292725249 .
- ^ Авила, Роберт (27 апреля 2009 г.). «SFIFF52: Лурдес Портильо, лауреат премии «Постоянство видения»» . SF360.org . Киносообщество Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 24 июля 2021 года . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ «Индекс латиноамериканского кино» . Сайт Лурдес Портильо . nd Архивировано из оригинала 27 июня 2007 года . Проверено 6 августа 2007 г.
- ^ «Жизнь афроамериканских женщин тогда и сейчас» . www.wmm.com . Архивировано из оригинала 26 февраля 2020 года . Проверено 26 февраля 2020 г. .
- ^ «IDA Documentary Awards 2017 — Лурдес Портильо» . Международная ассоциация документального кино . 12 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2020 г. . Проверено 26 февраля 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «Умерла Лурдес Портильо: номинированному на Оскар кинорежиссеру и активисту было 80» . Крайний срок . 21 апреля 2024 года. Архивировано из оригинала 21 апреля 2024 года . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Лурдес Портильо» , «Проливая бобы в Чиканоландии» , University of Texas Press, стр. 227–234, 31 декабря 2006 г., doi : 10.7560/709676-018 , ISBN 978-0-292-79593-8 , S2CID 240105002
- ^ Салас, Фред (29 октября 1998 г.). «Интервью с Лурдес Портильо» . Сайт Лурдес Портильо . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 6 августа 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Лурдес, Фрегосо, Роза Линда. Портильо (2001). Лурдес Портильо, Дьявол никогда не спит и другие фильмы . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-78912-8 . OCLC 929278331 . Архивировано из оригинала 22 апреля 2024 года . Проверено 8 декабря 2021 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Фрегосо, Роза Линдер (2001). Лурдес Портильо: Дьявол никогда не спит . Издательство Техасского университета. п. 1.
- ^ Броуди, Ричард (12 июня 2019 г.). Рецензия на « Дьявол никогда не спит: редкая классика мексиканско-американского документалиста» . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Архивировано из оригинала 21 января 2022 года . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ Портильо, Лурдес (2001). Чикано имеет значение: Лурдес Портильо: Дьявол никогда не спит и другие фильмы . Издательство Техасского университета. п. 9 – через электронную библиотеку Proquest.
- ^ «Лурдес Портильо» . БФИ . Архивировано из оригинала 21 августа 2019 года . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ «О Лурде: Награды» . lourdesportillo.com . Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 года . Проверено 11 марта 2017 г.
- ^ «Лурдес Портильо» . Премия Херба Альперта в области искусств . 1999. Архивировано из оригинала 21 августа 2019 года . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ «Художники США » Лурдес Портильо» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2023 года . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ «Лауреаты премии 2016 года» . Анонимом была женщина . Архивировано из оригинала 6 марта 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Майоркин, Орландо (22 апреля 2024 г.). «Лурдес Портильо, режиссер-документалист, номинированный на Оскар, умерла в возрасте 80 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 апреля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Виванкос Перес, Рикардо Ф. doi : 10.1057/9781137343581 Радикальная поэтика чикана . Лондон и Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2013.
- Виванкос Перес, Рикардо Ф. « Параллакс-взгляды на права человека: эксперимент Портильо Al más más allá » Обзор глобальных исследований 8.3 (осень/зима 2013 г.).
- Портильо, Л. (2001). Лурдес Портильо: Дьявол никогда не спит и другие фильмы . Издательство Техасского университета.
- Снова жив: Лурдес Портильо обсуждает «Дьявол никогда не спит»
- Рецензия на «Дьявол никогда не спит»: редкая классика мексиканско-американского документалиста
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Лурдес Портильо в банке видеоданных
- Лурдес Портильо на IMDb
- Лурдес Портильо в каталоге Women Make Movies
- Лурдес Портильо Ретроспектива в Музее современного искусства в Нью-Йорке, 22–30 июня.
- Архив Лурдес Портильо хранится в библиотеках Стэнфордского университета.
- Путеводитель по бумагам Лурдес Портильо в Интернет-архиве Калифорнии
- 1943 года рождения
- 2024 смерти
- Режиссеры из Сан-Франциско
- Американские кинопродюсеры
- Американские женщины-режиссеры
- Американские женщины-кинопродюсеры
- Американские женщины-сценаристы
- Американские художницы-лесбиянки
- Мексиканские ЛГБТ-кинорежиссеры
- ЛГБТ-кинопродюсеры
- Американские сценаристы ЛГБТ
- Американские кинорежиссеры мексиканского происхождения
- Мексиканские эмигранты в США
- Выпускники Художественного института Сан-Франциско
- Американские женщины-художницы XXI века
- Чиканский феминизм
- Чикано искусство
- Мексиканские режиссеры
- Мексиканские активисты
- Мексиканские сценаристы
- Мексиканские кинопродюсеры
- Мексиканские сценаристы ЛГБТ
- Жители города Чиуауа
- Американские ЛГБТ-кинорежиссеры