Jump to content

Музыка Бутана

Монахи играют на лингме в Лхуэнце Дзонге
Монахи играют на лингме в Лхуэнце Дзонге

Музыка Бутана является неотъемлемой частью его культуры и играет ведущую роль в передаче социальных ценностей. Традиционная бутанская музыка включает в себя целый спектр поджанров: от народных до религиозных песен и музыки. Некоторые жанры традиционной бутанской музыки переплетают вокал, инструменты, театр и танец, тогда как другие в основном вокальные или инструментальные. Гораздо более старые традиционные жанры отличаются от современной популярной музыки, такой как ригсар . [ 1 ]

Инструменты

[ редактировать ]
Бутанский драньен

Инструменты, используемые как в традиционных, так и в современных жанрах бутанской музыки, включают лингм ( флейту с шестью отверстиями), чиванг (тибетскую двухструнную скрипку) и драмнен (похожий на большой трехструнный ребек ); современные музыканты часто обновляют эти инструменты для использования в ригсаре . [ 2 ] [ 3 ]

Другие традиционные инструменты включают тангтанг намборонг (бамбуковая басовая флейта с четырьмя отверстиями), конгкха (бамбуковая губная арфа) и гомбу (рог быка или буйвола). К более новым инструментам относится янгчен , привезенный из Тибета в 1960-х годах. [ 1 ] [ 4 ] : 139–140 

В то время как в народной музыке Бутана часто используются струнные инструменты, в религиозной музыке обычно этого не происходит. [ 1 ] В отличие от многих стран, бутанская народная музыка почти никогда не включается в популярную музыку . [ 4 ] : 132 

Религиозная музыка

[ редактировать ]
Монахи играют в дунгчен, монашеская школа Дечен Пходранг, Тхимпху
Монахи играют в дунгчен , монашеская школа Дечен Пходранг, Тхимпху

Впервые Бутан был объединен в 17 веке, во время правления Жабдрунга Нгаванга Намгьяла (1594–1652); В тот же период произошел расцвет народной музыки и танцев. Обычно исполняется религиозная музыка, а ее тексты и танцы часто воспроизводят намтары , духовные биографии святых, и имеют отличительные маски и костюмы. Сегодня в Бутане существует прочная традиция монашеских песен и музыки, которую обычно не слышит широкая публика. [ 1 ] [ 5 ] В этих текстах обычно используется язык Chöke . [ 4 ] : 138, 146 

Чам

Танец Чам ​​- один из наиболее заметных религиозных музыкальных поджанров в Бутане, он распространен среди тибетских буддистов в Тибете и в других странах, имея корни в 8 веке. [ 6 ] : 17  Ламе и основателю Бутана Жабдрунгу Нгавангу Намгьялу также приписывают введение в бутанскую традицию множества танцев в масках. [ 1 ] Танцы чам, исполняемые во время современных бутанских цечу (фестивалей), действуют как для достижения просветления, так и для уничтожения злых сил в своего рода ритуальном очищении . [ 6 ] : 21, 180  Обычные люди смотрят танцы чам, чтобы получить духовную пользу и заслуги. [ 1 ] Музыка и хореография танца чам тесно связаны с тибетским буддизмом , однако некоторые общие черты происходят непосредственно из религии Бон . [ 6 ] : 32  В частности, Драмиин Чам является центром внимания многих современных чечу .

Народная музыка

[ редактировать ]

Влияние буддизма Друкпа и буддийской музыки на культуру Бутана таково, что многие народные песни и стили пения заимствованы из музыки Друкпа. [ 7 ] Хотя некоторым ламам и монахам приписывают сочинение определенной бутанской народной музыки, большинство ее создателей неизвестны или анонимны. [ 1 ] Как и религиозная музыка, тексты народной музыки чаще всего написаны на литературных дзонгкха или чоке , однако есть также несколько традиционных песен на кхенгкха и бумтангкха . [ 4 ] : 138, 146 

Вокальная и поведенческая дисциплина традиционного пения требует тщательной подготовки, чтобы освоить правильную высоту звука, мимику, жесты и общее поведение во время исполнения. [ 4 ] : 142 

Наряду с традиционной музыкой, танцы в масках и танцевальные драмы являются обычными компонентами народной музыки и занимают видное место на бутанских цечу (фестивалях). [ 4 ] : 133–4, 142–4  Энергичные танцоры, носящие красочные деревянные или составные маски, используют специальные костюмы и музыку, чтобы изобразить множество героев, демонов, мертвых голов, животных, богов и карикатур на простых людей. Танцы пользуются королевским покровительством и сохраняют не только древние народные и религиозные обычаи, но и увековечивают искусство изготовления масок. [ 8 ]

Бутанские народные песни включают в себя множество поджанров, включая шунгдру и боэдра , а также несколько второстепенных разновидностей, таких как жей и жем , юэдра , цангмо , ало , хорей и ауса . [ 1 ] [ 4 ] : 134  Традиционные песни и танцы также являются неотъемлемой частью стрельбы из лука в Бутане , известной своими текстами, которые варьируются от литературных и возвышенных до провокационных и бурлескных. [ 9 ]

Чунгдра

Чунгдра ( дзонгкха : གཞུང་སྒྲ་; Уайли : gzhung-sgra ; «центральная музыка») — одна из двух доминирующих форм бутанской народной музыки. Он был разработан в 17 веке и связан с народной музыкой центральных долин Паро , Тхимпху и Пунакхи , сердца культурной области Нгалоп . [ 4 ] : 136, 164  [ 10 ] Хотя песни шунгдры считаются светскими, тексты песен шунгдры часто содержат буддийские аллегории, например, «Як Легби Лхадар» , в которой певец рассказывает о своей прежней жизни в качестве яка , убитого в связи с небуддийским ритуалом в районе Гаса . [ 1 ]

Для шунгдры характерно использование расширенных голосовых тонов в сложных узорах, которые медленно украшают относительно простую инструментальную мелодию. Неподготовленным певцам, даже тем, у кого есть природные певческие способности, обычно трудно петь шунгдру. Это снизило популярность шунгдры по сравнению с ригсаром , динамичным поп- музыкальным стилем Бутана, основанным на электронных синтезаторах .

Боэдра

Боэдра ( дзонгкха : བོད་སྒྲ་; Уайли : бод-сгра ; « тибетская музыка ») — вторая из двух доминирующих форм бутанской народной музыки. Инструменты для боэдры часто включают чиванг , который символизирует лошадь . В отличие от Шунгдры, Боэдра возникла из тибетской придворной музыки . [ 1 ] [ 4 ] : 136, 161 

Zhey and zhem

Парные жей и жем ( дзонгкха : гжас/гжасмо; уайли : гжас / гжас-мо ) [ 4 ] : 136–7, 164  — тщательно поставленные вокальные выступления, часто исполняемые во время цечу (фестивалей). Они содержат элементы как шунгдры , так и боэдры . Быстроходный жем исполняют мужчины, а более плавный жем — женские танцы. Жей зародился в 17 веке, и, хотя среди современных жей существует значительное разнообразие, большинство из них имеют общие мелодии и танцевальные форматы. Первоначально танцоры выступали босиком и без какой-либо сложной формы, однако традиция носить длинные платья, головные уборы и традиционные ботинки установилась в 1970-х годах. [ 11 ]

В честь королевской свадьбы 2011 года бутанские танцоры исполнили четыре главных жей (Гоен Жей из Гасы , Ван Жей из Тхимпху , Нуб Жей из Тронгсы , Вучупай Жей из Паро ) и четыре второстепенных жей (Аули из Жей из Лайи , Лочох Бо, Лочо Хаа и Мирицемой Жей из Чухи ). [ 11 ] [ 12 ]

Гоен Жей имеет центральное значение среди всех жеев. Его истоки лежат в приходе к власти Жабдрунга Нгаванга Намгьяла , основателя Бутана. Согласно традиции, когда он приехал в 1616 году в Бангдекху ниже Вакейлы, место между Гасой и Лайей , жители Гоэна в Гасе исполнили сложный танец. Для выполнения танца потребуется два дня и 21 танцор. Танец состоит из 25 сложных шагов. Танцоры носят красное шерстяное гхо , черную нижнюю рубашку тего и красно-белую кабни в стиле древних воинов. Джейпон (танцмейстер) носит сложный головной убор. [ 11 ]

Вочху Жей из деревни Вочу («Деревня на реке Шакал»; современная деревня Вочху в Лунгний Гевог , Паро ), также берет свое начало в Шабдрунг Нгаванг Намгьял , впервые исполненном ламой в процессии для получения Шабдрунга. [ 11 ] [ 13 ]

Одним из представлений, находящихся под угрозой исчезновения, является «Ван Чжэй» из Тхимпху . По традиции, все началось с простолюдина из долины Ван, который отправился в Лайю . По пути он остановился в Гаса тшечу , где впервые увидел Гоен Жей. Вдохновленный, он остался учиться этому. Вернувшись к Ванге, он научил свой народ игре на жей в обмен на плату солью за каждую песню. В 1620 году с небольшими изменениями оно было исполнено в Тхимпху во время церемонии освящения монастыря Чагри . После этого его регулярно исполняли на приемах в честь важных тибетских Друкпа лам . Хотя Ван Чжэй когда-то был обычным явлением на равни, матчах по стрельбе из лука и свадьбах в зажиточных семьях, сейчас он исполняется реже, и молодые бутанцы не знают его значения. [ 11 ] [ 12 ]

Цангмо

Цангмо ( дзонгкха : ཙང་མོ་; Уайли : цанг-мо ), также считающийся литературным жанром, очень популярен в Бутане. Они состоят из исполняемых куплетов, первый из которых описывает соответствующий сценарий, за которым следует второй куплет, передающий такие моменты, как любовь, ненависть, оскорбление или насмешки. Цангмо можно петь в форме вызова и ответа и может быть средством соревнования. [ 1 ] [ 4 ] : 135–6, 163 

Лози

Лози ( дзонгкха : བློ་ཟེ་; Wylie : blo-ze ), буквально переводится как «украшения речи», относятся к двум различным вокальным традициям. Первый представляет собой короткие реплики, а второй представляет собой сборник баллад, которые варьируются от региона к региону. Все они касаются традиционных обычаев, одежды и литературы. Богатые метафорами, они известны и пересказываются обычными людьми на современном языке. Как и Цангмо, Лози можно петь в форме вызова и ответа и может быть средством соревнования. Некоторые Лози поются на народном языке. [ 1 ] [ 4 ] : 135–7, 162 

[ редактировать ]

Современный популярный ригсар жанр ( дзонгкха རིག་གསར་; Уайли : rig-gsar ; «новый тип») [ 14 ] появился в 1960-е гг. Ригсар можно отличить от большинства традиционной музыки с ее обновленными электронными инструментами, более быстрым ритмом и народным языком, особенно дзонгкха и цангла . Его контекст также можно противопоставить, поскольку ригсар - общая черта бутанского телевидения и кино. Некоторые из самых ранних мелодий ригсара были переводами современных популярных песен на хинди . Первым бутанским хитом ригсара стал «Женди Миго» популярную в Болливуде кинопесню , кавер на «Сайонара» из фильма « Любовь в Токио» . С 1960-х годов большое количество бутанских артистов исполнили каверы или выпустили ошеломляющее количество музыки ригсар. [ 4 ] : 132, 139, 145–8 

Ригсар приобрел популярность в Службе вещания Бутана , уступив место ригсар группе Таши Ненча , основавшей первую студию звукозаписи в Тхимпху в 1991 году. До этого периода бутанцы в основном слушали фильми и другие виды индийской поп- музыки. Ригсар — доминирующий стиль в популярной музыке Бутана, возникший в конце 1980-х годов. Первой крупной музыкальной звездой стала Шера Лендуп , карьера которой началась после хита 1981 года «Jyalam Jaylam Gi Ashi». [ 2 ]

К концу 1980-х годов ригсар уже не был столь популярен, его недоброжелатели ссылались на повторяющиеся простые мелодии, которые часто копировались непосредственно из зарубежной музыки. [ 2 ] С 1995 года, с основанием звукозаписывающей компании Norling Drayang , ригсар вернулся к относительной популярности как сплав элементов и инструментов англоязычной поп-музыки , индийской и непальской музыки . Ригсар по-прежнему широко распространен в Бутане, его слышно на улицах, в такси и автобусах, и его даже использует правительство для проведения санитарно-гигиенического просвещения. [ 4 ]

Существует также небольшая андеграундная металлическая сцена с такими группами, как Forsaken. [ 15 ]

В Бутане также наблюдается бум популярной музыки, например, шоу B-Pop, которое было проведено в целях продвижения творчества в мае 2018 года компанией M-Studio в сотрудничестве с Министерством информации и коммуникаций. [ 16 ]

Учреждения

[ редактировать ]

Королевская академия исполнительских искусств (RAPA) работает в рамках королевской прерогативы по документированию, сохранению и популяризации традиционной бутанской музыки, песен и танцев с 1954 года. Ее деятельность контролируется Министерством внутренних дел и культуры правительства Бутана . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Артисты Академии участвуют в фестивалях, гастролируют по школам Бутана, выступают перед туристами . [ 4 ] : 149–50 

Королевского университета Бутана Институт языков и культурных исследований (ILCS) в Семтокхе, Тхимпху , был единственным институтом университетского уровня, предлагающим факультативные курсы по традиционной и современной бутанской музыке, песням и танцам по состоянию на 2003 год. [ 4 ] : 150–1 

Ансамбль Aa-Yang , основанный Джигме Друкпа в 2010 году, представляет собой частную исполнительскую группу. В состав ансамбля входят участники с севера, востока и юга Бутана, что делает его одной из наиболее разнообразных в культурном отношении музыкальных групп Бутана. В 2013 году группа гастролировала по Швеции в течение 23 дней.

Khuju Luyang , частная группа исполнительских искусств, выступающая на международной сцене. Худжу Луян выиграл конкурс народной музыки и танцев в 2006 году и получил серебряную медаль от Королевского правительства Бутана за сохранение народного танца и музыки. [ 20 ] [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Клементс, Уильям М. (2006). Гринвудская энциклопедия мирового фольклора и фольклора: Юго-Восточная Азия и Индия, Центральная и Восточная Азия, Ближний Восток . Том. 2. Гринвуд Пресс. ISBN  9780313328497 . Проверено 16 октября 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Пенджор, Угьен (19 января 2003 г.). «От Нгесем Нгесем до Кху Кху Кху... Музыка Ригсара покоряет местных любителей музыки» . Онлайн- консультирование . Архивировано из оригинала 16 июля 2012 г. Проверено 30 октября 2011 г.
  3. ^ «Ригсар Драниен» . РАОнлайн . 17 июня 2011 г. Проверено 30 октября 2011 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Кинга, Сонам ​​(2003). «Атрибуты и ценности народных и популярных песен» (PDF) . Журнал исследований Бутана . 3 (1): 132–170 . Проверено 30 октября 2011 г.
  5. ^ Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Уорден, Роберт Л. (1991). Андреа Матлес Савада (ред.). Бутан: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Религиозная традиция – буддизм.
  6. ^ Jump up to: а б с Перлман, Эллен (2002). Тибетский сакральный танец: путешествие в религиозные и народные традиции . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN  0-89281-918-9 . Проверено 16 октября 2011 г.
  7. ^ «Звуки Громового Дракона» . Разделение ритма . 11 мая 2005 г. Проверено 16 октября 2011 г.
  8. ^ Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Уорден, Роберт Л. (1991). Андреа Матлес Савада (ред.). Бутан: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Фестивали.
  9. ^ Ренни, Фрэнк; Мейсон, Робин (2008). «12: Метафорический мир стрельбы из лука, Карма Педи». Бутан: способы познания . ИАП. стр. 95–103. ISBN  978-1-59311-735-1 . Проверено 25 сентября 2011 г.
  10. ^ Леви, Джон (1971). «Записка для Таши Ласо (дорожка 1)». Тибетские буддийские обряды из монастырей Бутана, Том IV (Примечания для СМИ). Лирикорд. п. 3.
  11. ^ Jump up to: а б с д и «Подарок из священного прошлого» . Бутан Наблюдатель онлайн. 11 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2011 г. Проверено 14 октября 2011 г.
  12. ^ Jump up to: а б Вангчук, Ринзин (16 октября 2011 г.). «Сюрприз Ван Чжэя» . Куэнзель онлайн. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г. Проверено 29 октября 2011 г.
  13. ^ Ренни, Фрэнк; Мейсон, Робин (2008). Бутан: способы познания . ИАП. стр. 170–1. ISBN  978-1-59311-735-1 . Проверено 15 октября 2011 г.
  14. ^ Дзонгкско -английский словарь: «RI» Дзонгкха-английский онлайн-словарь . Комиссия по развитию Дзонгкхи, правительство Бутана. Архивировано из оригинала 25 августа 2011 г. Проверено 23 октября 2011 г.
  15. ^ «Металл Бутан» . www.facebook.com .
  16. ^ «B-Pop шоу, проводимое в целях популяризации творчества – KuenselOnline» . www.kuenselonline.com . Проверено 23 октября 2018 г.
  17. ^ «Отдел: Культура: Отделы» . Нангси Ленкхаг – Министерство внутренних дел и культуры в Интернете . Правительство Бутана . Проверено 15 октября 2011 г.
  18. ^ Ардусси, Джон; Поммаре, Франсуаза (2007). Бутан: традиции и перемены . Библиотека тибетских исследований Брилла. ОЧКИ. стр. 3. ISBN  978-90-04-15551-0 . Проверено 15 октября 2011 г.
  19. ^ Лейтер, Сэмюэл Л. (2007). Энциклопедия азиатского театра: АН . Том. 1. Гринвуд Пресс. п. 61. ИСБН  978-0-313-33530-3 . Проверено 15 октября 2011 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  20. ^ «Построение бизнеса из соловьиной песни» . Бизнес Бутан онлайн. 22 октября 2010 г. Проверено 16 октября 2011 г.
  21. ^ «Отчет Совету директоров: Ядро сохранения культуры танца – Танцевальный проект Бутана, 2004–2006» . Ядро культуры онлайн . Проверено 16 октября 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e0f65a1bd3c6936adb44104ea63f163e__1719777420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/3e/e0f65a1bd3c6936adb44104ea63f163e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of Bhutan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)