Династия Шан
Шан | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1600 г. до н.э. – ок. 1046 г. до н.э. | |||||||||||
Капитал | |||||||||||
Общие языки | Старый китайский | ||||||||||
Религия | Государственная религия Шан | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Король | |||||||||||
• в. 1600 г. до н.э. | Тай И | ||||||||||
• в. 1250 – 1191 гг. до н.э. | У Дин | ||||||||||
• в. 1075 – 1046 гг. до н.э. | Король Чжоу | ||||||||||
Историческая эпоха | Бронзовый век | ||||||||||
• Учредил | в. 1600 г. до н.э. | ||||||||||
в. 1046 г. до н.э. | |||||||||||
Область | |||||||||||
в. 1122 г. до н.э. [ 1 ] | 1 250 000 км 2 (480 000 квадратных миль) | ||||||||||
Валюта |
| ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Китай |
Шан | |||
---|---|---|---|
китайский | бизнес | ||
Ханью Пиньинь | Шан | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
китайский | Инь | ||
Ханью Пиньинь | Инь | ||
|
Часть серии о |
История Китая |
---|
Династия Шан ( китайский : 商朝 ; пиньинь : Шан чао ), также известная как династия Инь ( 殷代 ; Инь дай ), была китайской королевской династией , которая правила в долине Желтой реки во втором тысячелетии до нашей эры, традиционно преемница династии Шан. Династия Ся , а затем династия Западная Чжоу . Классический отчет о Шане основан на таких текстах, как « Книга документов» , «Бамбуковые летописи» и «Записки великого историка» . Современные ученые датируют династию периодом между 16 и 11 веками до нашей эры, причем относительно даты окончания существует больше согласия, чем даты начала.
Династия Шан — самая ранняя династия традиционной китайской истории, твердо подтвержденная археологическими свидетельствами. Раскопки в последней столице Шан Иньсюй , недалеко от современного Аньяна , обнаружили одиннадцать крупных королевских гробниц, фундаменты дворцов и ритуальных мест, содержащих военное оружие и останки животных и человеческих жертвоприношений. десятки тысяч бронзовых, нефритовых Были найдены , каменных, костяных и керамических артефактов.
На месте Аньяна обнаружен самый ранний известный образец китайской письменности , в основном предсказания, написанные на костях оракула – обычно панцирях черепах или бычьих лопатках . В ходе первоначальных научных раскопок в 1920-х и 1930-х годах было обнаружено более 20 000 экземпляров, а с тех пор их было обнаружено более чем в четыре раза больше. Надписи дают критическое понимание многих тем, от политики, экономики и религиозных практик до искусства и медицины на ранних этапах китайской истории . [ 2 ]
Традиционные аккаунты
[ редактировать ]Некоторые китайские классики обсуждают историю Шан, в том числе « Книгу документов» , «Мэн-цзы» и « Цзо Чжуань» . Из доступных ему источников династии Хань историк Сыма Цянь собрал хронологический отчет о Шане как часть « Записей Великого историка» ( ок. 91 г. до н. э. ). Сыма подробно описывает некоторые события эпохи Шан, в то время как другие упоминаются только как произошедшие во время правления конкретного короля. [ 3 ] Несколько иное описание Шана дано в « Бамбуковых анналах» , тексте, история которого сложна: хотя он был первоначально похоронен в 296 г. до н.э., подлинность сохранившихся рукописей вызывает споры. [ 4 ]
На протяжении всей истории Шан также называли «Инь» ( 殷 ). В «Записях великого историка» и «Бамбуковых анналах» это название используется как для династии, так и для ее последней столицы. Начиная с Хуанфу Ми в « Записок об императорах и королях» III веке нашей эры, слово «Инь» часто использовалось для обозначения второй половины эпохи Шан. Это также имя, которое преимущественно используется для обозначения династии в Японии, Корее и Вьетнаме и переводится как Ин , Ын и Ан на японском, корейском и вьетнамском языках соответственно. Название, по-видимому, возникло во времена последующей династии Чжоу ; он не появляется в надписях на костях оракула, в которых государство упоминается как «Шанг» ( 商 ), а его столица - как «Великое поселение Шан» ( 大邑商 ; Дайи Шан ). [ 5 ] - и он не встречается ни в каких бронзовых надписях, надежно датированных Западным Чжоу ( ок. 1046 – 771 до н. э.). [ 6 ]
Основополагающий миф
[ редактировать ]Основополагающий миф династии Шан описан Сыма Цянем в «Анналах Инь» . В тексте женщина по имени Цзяньди , которая была второй женой императора Ку , проглотила яйцо, брошенное черной птицей ( 玄鳥 ), и впоследствии чудесным образом родила Се . Говорят, что Се помог Юю Великому контролировать Великий Потоп , и за его службу ему было предоставлено место под названием Шан в качестве феодального владения. [ 7 ] Период до основания династии Шан известен как « Додинастический Шан » (или «Прото-Шан»). [ 8 ] [ 9 ]
Династический курс
[ редактировать ]В «Анналах Инь » Сыма Цянь пишет, что династия была основана через 13 поколений после Се, когда потомок Се Тан сверг нечестивого и жестокого последнего правителя Ся в битве при Минтяо . Записи Великого Историка повествуют о событиях времен правления Тан, Тай Цзя , Тай У , Пань Гэна , У Дина , У И и развратного последнего короля Ди Синя , но остальные правители Шан просто упоминаются поименно. В прошлом веке Ван Говэй продемонстрировал, что наследование трона Шан соответствует списку королей в « Записках великого историка» Сыма Цяня . Согласно « Записям великого историка» , Шан переносил свою столицу пять раз, причем последний переезд в Инь во время правления Пан Гэна положил начало золотому веку династии. [ 10 ]
Говорят, что Ди Синь, последний король Шан, покончил жизнь самоубийством после того, как его армия была разбита У Чжоу . Легенды гласят, что его армия и экипированные рабы предали его, присоединившись к повстанцам Чжоу в решающей битве при Муе . По словам И Чжоу Шу и Мэн-цзы, битва была очень кровопролитной. Классический Мин роман эпохи «Фэншэнь Яньи» пересказывает историю войны между Шанем и Чжоу как конфликта с соперничающими фракциями богов, поддерживающими разные стороны в войне.
После того, как Шан были побеждены, король У позволил сыну Ди Синя У Гэну править Шан как вассальным королевством. Однако Чжоу Ву послал троих своих братьев и армию, чтобы гарантировать, что У Гэн не восстанет. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] После смерти Чжоу Ву Шан присоединился к Восстанию Трех Стражей против герцога Чжоу , но восстание рухнуло через три года, оставив Чжоу контролировать территорию Шан.
Потомки королевской семьи Шан
[ редактировать ]После распада династии Шан правители Чжоу насильственно переселили «стойких Инь» и рассеяли их по территории Чжоу. [ 14 ] Некоторые выжившие члены королевской семьи Шан коллективно изменили свою фамилию с родового имени Цзы на имя своей павшей династии Инь. Семья сохранила аристократическое положение и часто оказывала необходимые административные услуги последующей династии Чжоу. Король Чжоу У пожаловал Линь Цзяня ( 林堅 ), сына принца Бигана , как герцога Болинга. В «Записках великого историка» говорится, что король Чжоу Чэн при поддержке своего регента и дяди, герцога Чжоу , объявил Вейцзыци ( 微子啟 ), брата Ди Синя, герцогом Сун со своей столицей. в Шанцю . Эта практика была известна как «enfeoffment трех поколений для двух королей». Герцоги Сун поддерживали обряды в честь королей Шан, пока Ци не завоевал Сун в 286 г. до н.э. Конфуций , возможно, был потомком королей Шан через герцогов Сун. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Династия Восточная Хань даровала Кун Ану титулы герцога Сун и «герцога, продолжающего и почитающего Инь», потому что он был частью наследия Шан. [ 18 ] [ 19 ] Эта ветвь семьи Конфуция является отдельной ветвью от линии, носившей титул маркиза деревни Фэншэн, а затем герцога Яньшэна.
Другой остаток Шан основал вассальное государство Гучжу (современный Таншань ), которое герцог Ци Хуань . разрушил [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Многие кланы Шан, мигрировавшие на северо-восток после распада династии, были интегрированы в культуру Янь в период Западного Чжоу. Эти кланы сохранили элитный статус и продолжали практиковать жертвенные и погребальные традиции Шан. [ 23 ]
И корейские, и китайские легенды, в том числе сообщения в « Книге документов» и « Бамбуковых анналах» , утверждают, что недовольный шанский принц по имени Цзизы , который отказался уступить власть Чжоу, покинул Китай с небольшой армией. Согласно этим легендам, он основал государство, известное как Гиджа Чосон , на северо-западе Кореи в период Кочосон древней корейской истории. Однако ученые спорят об исторической достоверности этих легенд.
Археология раннего бронзового века
[ редактировать ]До 20-го века династия Чжоу (1046–256 до н. э.) была самой ранней, которую можно было подтвердить на основе ее собственных записей. Однако во времена династии Сун (960–1279 гг. н.э.) антиквары собирали бронзовые ритуальные сосуды, относящиеся к эпохе Шан, на некоторых из которых были надписи. [ 24 ]
Долина Желтой реки
[ редактировать ]В 1899 году несколько учёных заметили, что китайские фармацевты продавали «кости дракона», отмеченные любопытными и архаичными иероглифами. [ 24 ] Наконец, в 1928 году они были обнаружены в месте, которое сейчас называется Иньсюй , к северу от Желтой реки недалеко от Аньяна , где Академия Синика проводила археологические раскопки до Второй китайско-японской войны в 1937 году. [ 24 ] Археологи сосредоточили свое внимание на долине Желтой реки в провинции Хэнань как на наиболее вероятном месте возникновения государств, описанных в традиционных историях.
После 1950 года остатки ранее обнесенного стеной поселения Чжэнчжоу Шан-Сити были обнаружены на территории современного города Чжэнчжоу . [ 24 ] Было установлено, что земляные стены в Чжэнчжоу, возведенные в 15 веке до нашей эры, имели ширину у основания 20 м (66 футов), поднимались на высоту 8 м (26 футов) и образовывали примерно прямоугольную стену. 7 км (4 мили) вокруг древнего города. [ 25 ] [ 26 ] Строительство этих стен из утрамбованной земли было унаследованной традицией, поскольку гораздо более древние укрепления этого типа были найдены на китайских неолитических стоянках культуры Луншань ( ок. 3000 – ок. 2000 до н. э. ). [ 25 ] В 2022 году при раскопках элитной гробницы внутри городских стен было обнаружено более 200 артефактов, в том числе золотое лицевое покрытие размером 18,3 на 14,5 см (7,2 на 5,7 дюйма). [ 27 ]
, был обнаружен памятник культуры Эрлитоу В 1959 году в Яньши, к югу от Желтой реки недалеко от Лояна . [ 25 ] Радиоуглеродное датирование предполагает, что культура Эрлито процветала ок. 2100–1800 гг. до н.э. Они строили большие дворцы, что свидетельствует о существовании организованного государства. [ 28 ] В 1983 году город Янши Шан был обнаружен в 6 километрах (3,7 миль) к северо-востоку от стоянки Эрлитоу в поселке Шисянгоу Яньши. Это был большой город-крепость, датируемый 1600 годом до нашей эры. Он имел площадь около 200 гектаров (490 акров) и отличался керамикой, характерной для культуры Эрлиган .
Остатки обнесенного стеной города площадью около 470 гектаров (1200 акров) были обнаружены в 1999 году за рекой Хуан от хорошо исследованного участка Иньсюй. Город, ныне известный как Хуаньбэй , судя по всему, был оккупирован менее столетия и разрушен незадолго до строительства комплекса Иньсюй. [ 29 ] [ 30 ] Между 1989 и 2000 годами важное поселение Шан было раскопано недалеко от Сяошуанцяо , примерно в 20 км к северо-западу от Чжэнчжоу. Охватывая промежуточный период между городищем Чжэнчжоу и поздними столицами на реке Хуань , он представляет собой наиболее заметные жертвенные ямы с сочлененными скелетами крупного рогатого скота, что является квинтэссенцией позднего ритуального комплекса Шан.
Китайские историки привыкли к идее о том, что одна династия сменяет другую, и с готовностью отождествляли стоянки Эрлиган и Эрлитоу с ранними Шан и Ся династиями традиционной истории . Реальная политическая ситуация в раннем Китае, возможно, была более сложной, поскольку Ся и Шан были политическими образованиями, существовавшими одновременно, точно так же, как известно, что ранний Чжоу , основавший государство-преемник Шан, существовал в то же время, что и ранний Чжоу, основавший государство-преемник Шан. Шан. [ 23 ] Также было высказано предположение, что легенда Ся возникла как миф Шан о более ранних людях, которые были их противоположностями. [ 31 ]
Другие сайты
[ редактировать ]Эрлиганская культура, сосредоточенная на территории Чжэнчжоу, встречается на обширной территории Китая, вплоть до территории современного Пекина, где по крайней мере одно захоронение в этом регионе в этот период содержало как бронзовую утварь в стиле Эрлиган, так и местную утварь. золотые украшения. [ 23 ] Обнаружение Чэнгу в стиле кинжала-топора в Сяохэнане демонстрирует, что даже на этом раннем этапе китайской истории существовали некоторые связи между отдаленными районами северного Китая. [ 23 ] Городище Паньлунчэн в средней долине Янцзы было важным региональным центром культуры Эрлиган. [ 32 ]
Случайные находки в других местах Китая выявили развитые цивилизации, современники поселения Аньян, но в культурном отношении отличающиеся от него, такие как обнесенный стеной город Саньсиндуй в провинции Сычуань . Западные ученые не решаются относить такие поселения к числу Шан. [ 33 ] Также, в отличие от Шан, нет известных свидетельств того, что в культуре Саньсиндуй существовала система письменности. Таким образом, позднее государство Шан в Аньяне обычно считается первой поддающейся проверке цивилизацией в истории Китая. [ 5 ]
Напротив, в самых ранних слоях культуры Учэн, предшествовавших Аньяну, были обнаружены фрагменты керамики, содержащие короткие последовательности символов, что позволяет предположить, что они могут быть формой письма, совершенно отличной по форме от символов на кости оракула, но образец слишком мал для расшифровки. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Генетические исследования
[ редактировать ]Исследование митохондриальной ДНК из могил простолюдинов Иньсюй показало сходство с современными северными ханьскими китайцами , но существенные различия с южными ханьскими китайцами. [ 38 ]
Абсолютная хронология
[ редактировать ]Самым ранним точно датированным событием в истории Китая является начало Регентства Гунхэ в 841 году до нашей эры, в начале династии Чжоу, дата, впервые установленная Сыма Цянем . Попытки установить более ранние даты сопровождались сомнениями относительно происхождения и передачи традиционных текстов, а также трудностями их интерпретации. Более поздние попытки сравнили традиционные истории с археологическими и астрономическими данными. [ 39 ] Было предложено как минимум 44 даты конца династии: от 1130 до 1018 года до нашей эры. [ 40 ]
- Традиционные даты династии, с 1766 по 1122 год до нашей эры, были рассчитаны Лю Синем во времена династии Хань. [ 41 ]
- Расчет, основанный на «старом тексте» Бамбуковых Анналов, дает даты от 1523 до 1027 г. до н.э. [ 41 ]
- Дэвид Панкеньер, пытаясь идентифицировать астрономические события, упомянутые в текстах Чжоу, датировал начало династии 1554 годом до нашей эры и ее свержение 1046 годом до нашей эры. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
- Хронологический проект Ся -Шан-Чжоу определил основание династии с основанием города-крепости культуры Эрлиган в Яньши , датируемого ок. 1600 г. до н.э. [ 45 ] Проект также пришел к дате окончания 1046 г. до н. э., основываясь на сочетании астрономических данных, рассмотренных Дэвидом Панкеньером, и радиоуглеродного датирования археологических слоев. [ 46 ]
- Дэвид Нивисон и Эдвард Шонесси приводят доводы в пользу конечной даты 1045 г. до н. э., основываясь на своем анализе «Бамбуковых анналов» . [ 47 ] [ 48 ]
- Радиоуглеродное датирование костей оракула позволило установить дату окончания 1041 г. до н. э. с погрешностью около 10 лет. [ 49 ]
Поздний Шан и Аньян
[ редактировать ]Самые старые из сохранившихся прямых записей датируются примерно 1250 годом до нашей эры в Аньяне и охватывают период правления последних девяти королей Шан. У Шана была полностью развитая система письма, сохранившаяся на бронзовых надписях и небольшом количестве других надписей на керамике, нефрите и других камнях, роге и т. д., но наиболее часто на костях оракула. [ 50 ] Сложность и изощренность этой системы письма указывает на более ранний период развития, но прямых доказательств этого до сих пор нет. Другие достижения включали изобретение многих музыкальных инструментов и небесные наблюдения Марса и различных комет астрономами Шан. [ 51 ]
Их цивилизация была основана на сельском хозяйстве и дополнена охотой и животноводством. [ 52 ] Помимо войны, Шан также практиковал человеческие жертвоприношения . [ 53 ] Черепа жертвенных жертв оказались похожими на современные китайские (на основе сравнения с останками с Хайнаня и Тайваня ). [ 54 ] [ 55 ] Раковины каури также были раскопаны в Аньяне, что позволяет предположить торговлю с жителями побережья, но морская торговля была очень ограниченной, поскольку Китай был изолирован от других крупных цивилизаций в период Шан. [ 56 ] Торговые отношения и дипломатические связи с другими грозными державами через Шелковый путь и китайские путешествия в Индийский океан не существовали до правления императора У во время династии Хань (202 г. до н.э. - 221 г. н.э.). [ 57 ] [ 58 ]
Придворная жизнь
[ редактировать ]В раскопанном королевском дворце в Иньсюй были обнаружены большие основания каменных колонн, а также утрамбованные земляные фундаменты и платформы, которые, по словам Фэрбенка, были «твердыми, как цемент». [ 24 ] Эти фундаменты, в свою очередь, первоначально поддерживали 53 здания деревянной стоечно-балочной конструкции. [ 24 ] В непосредственной близости от главного дворцового комплекса находились подземные ямы, использовавшиеся для хранения вещей, помещения для прислуги и жилые помещения. [ 24 ]
Многие королевские гробницы Шан в древние времена были прорыты туннелями и разрушены грабителями могил. [ 59 ] но весной 1976 года при открытии гробницы № 5 в Иньсюй была обнаружена гробница, которая не только не была потревожена, но и была одной из самых богато обставленных гробниц Шан, которые когда-либо встречались археологам. [ 60 ] Имея более 200 бронзовых ритуальных сосудов и 109 надписей Фу Хао имени , Чжэн Чжэньсян и другие археологи поняли, что наткнулись на гробницу Фу Хао, самого известного супруга У Дина, также известного как военный генерал и упомянутого в 170–180 гг. надписи на костях оракула. [ 61 ] Наряду с бронзовыми сосудами были найдены керамические и керамические сосуды, бронзовое оружие, нефритовые фигурки и гребни для волос, костяные заколки. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Археологическая группа утверждает, что большой ассортимент оружия и ритуальных сосудов в ее гробнице коррелирует с рассказами на костях оракула о ее военной и ритуальной деятельности. [ 65 ]
Столица была центром придворной жизни. Со временем развивались придворные ритуалы умиротворения духов, и помимо своих светских обязанностей король выполнял функции главы культа поклонения предкам . Часто король даже сам совершал гадания на костях оракула, особенно ближе к концу династии. Данные раскопок королевских гробниц указывают на то, что членов королевской семьи хоронили вместе с ценными вещами, предположительно для использования в загробной жизни. Возможно, по той же причине вместе с царским трупом заживо похоронили сотни простолюдинов, которые, возможно, были рабами.
Линия наследственных королей Шан управляла большей частью северного Китая, и войска Шан часто вели войны с соседними поселениями и кочевыми пастухами из степей внутренней Азии. Шанский царь в своих прорицаниях неоднократно выказывал беспокойство по поводу варваров, живущих за пределами цивилизованных регионов, составлявших центр территории Шан. [ нужны разъяснения ] В частности, группа, проживающая в горах Янь, регулярно упоминалась как враждебная Шан. [ 23 ]
Помимо своей роли главных военачальников, короли Шан также утверждали свое социальное превосходство, действуя в качестве первосвященников общества и проводя церемонии гадания. [ 67 ] Как показывают тексты на костях оракула, цари Шан считались наиболее квалифицированными членами общества, способными приносить жертвы своим царственным предкам и высшему богу Ди, который, по их верованиям, был ответственен за дождь, ветер и гром. [ 67 ]
Король назначал чиновников для управления определенной деятельностью, обычно в определенном регионе. В их число входили сельскохозяйственные чиновники, пасторы, кинологи и охранники. Эти офицеры руководили своими свитами при исполнении своих обязанностей, а некоторые стали более независимыми и стали самостоятельными правителями. Существовала базовая система бюрократии со ссылками на такие должности, как «Многие собачьи офицеры», «Много конных офицеров», «Многие ремесленники», «Многие лучники», или придворные титулы, такие как «Младший слуга по культивированию». или «Младший сервитор для чернорабочих». Членам королевской семьи будут переданы личные поместья; король предоставил им заранее определенные общественные работы, такие как возведение стен города в их регионах, раздавал материалы и отдавал им приказы. [ 68 ] В свою очередь, их поместья в конечном итоге принадлежали королевской земле, и они платили королю дань, а также докладывали ему о завоеванных землях. [ 69 ] Более отдаленные правители были известны как маркизы или графы, которые иногда оказывали дань и поддержку королю Шан в обмен на военную помощь и услуги авгуров. Однако эти союзы были нестабильными, о чем свидетельствовали частые королевские гадания на устойчивость таких отношений. [ 70 ]
Существование записей об убийствах противника, пленных и взятой добыче указывает на существование протобюрократии письменных документов. [ 71 ]
Религия
[ редактировать ]Религиозные ритуалы Шан включали гадание и жертвоприношения. Степень, в которой шаманизм был центральным аспектом религии Шан, является предметом споров. [ 72 ] [ 73 ]
Было шесть основных получателей жертвоприношений: [ 74 ]
- Ди, «Высший Бог»,
- Природные силы, такие как солнце и горы,
- Бывшие лорды, умершие люди, добавленные в династический пантеон,
- Додинастические предки,
- Династические предки и
- Королевские жены, которые были предками нынешнего короля
Шан верили, что их предки обладали властью над ними, и проводили ритуалы гадания, чтобы получить их одобрение на запланированные действия. [ 75 ] Гадание заключалось в том, чтобы разбить панцирь черепахи или лопатку быка, чтобы ответить на вопрос, а затем записать ответ на этот вопрос на самой кости. [ 72 ] Неизвестно, какие критерии использовали прорицатели для определения реакции, но считается, что это звук или рисунок трещин на кости. [ нужна ссылка ]
Шан также, похоже, верил в загробную жизнь, о чем свидетельствуют тщательно продуманные гробницы, построенные для умерших правителей. Часто в гробницу помещали «повозки, утварь, жертвенные сосуды и оружие». [ 76 ] Погребение короля включало в себя захоронение до нескольких сотен людей и лошадей, а также сопровождавших короля в загробную жизнь, в некоторых случаях их число даже составляло четыреста. [ 76 ] Наконец, гробницы включали такие украшения, как нефрит, который, возможно, считался Шаном, защищающим от гниения или дарующим бессмертие.
Религия Шан была очень бюрократичной и тщательно упорядоченной. Кости оракула содержали описания даты, ритуала, человека, предка и вопросов, связанных с гаданием. [ 72 ] В гробницах были расположены очень упорядоченные кости, группы скелетов лежали в одном направлении.
Бронзовая обработка
[ редактировать ]Китайское бронзовое литье и гончарное дело продвинулись вперед во времена Шан, при этом бронза обычно использовалась для изготовления ритуально значимых, а не утилитарных предметов. Еще в ок. В 1500 году до нашей эры ранняя династия Шан занималась крупномасштабным производством бронзовых сосудов и оружия. [ 77 ] Это производство требовало большой рабочей силы, которая могла бы справиться с добычей, переработкой и транспортировкой необходимых медных, оловянных и свинцовых руд. Это, в свою очередь, создало потребность в официальных менеджерах, которые могли бы контролировать как чернорабочих, так и квалифицированных ремесленников и ремесленников. [ 77 ] Королевскому двору Шан и аристократам требовалось огромное количество различных бронзовых сосудов для различных церемониальных целей и религиозных гаданий. [ 77 ] Церемониальные правила даже определяли, сколько бронзовых контейнеров каждого типа может иметь дворянин определенного ранга. С увеличением количества доступной бронзы армия также могла лучше оснащаться разнообразным бронзовым оружием. со спицами Бронза также использовалась для оснащения колесниц , появившихся в Китае около 1200 г. до н. э. [ 67 ]
-
Дин , датируемый Шаном
-
эпохи Шан Хоумуу Дин , самое тяжелое произведение бронзы, найденное на данный момент в Китае.
-
поздней эпохи Шан Дин с таоти . мотивом
-
Гу . , тип ритуального бронзового сосуда, используемого для хранения вина
-
Вы представляете судно в форме тигра, который сжимает в лапах человека. Музей Чернуски
Военный
[ редактировать ]Династия Шан вступила в длительные конфликты с северными приграничными племенами, называемыми Гуйфан . [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ]
Бронзовое оружие было неотъемлемой частью общества Шан. [ 81 ] Пехота Шан была вооружена разнообразным каменным и бронзовым оружием, включая копья, секиры, кинжалы на древках, составные луки, а также бронзовые или кожаные шлемы. [ 82 ] [ 83 ]
Хотя Шан зависел от военных навыков своей знати, правители Шан могли мобилизовать массы горожан и сельских простолюдинов в качестве призывников и солдат как для кампаний защиты, так и для завоеваний. [ 88 ] Аристократы и другие правители государств были обязаны снабдить свои местные гарнизоны всем необходимым снаряжением, доспехами и вооружением. Шанский король содержал в своей столице силы численностью около тысячи человек и лично вел их в бой. [ 89 ] Элементарная военная бюрократия также была необходима для того, чтобы собрать силы от трех до пяти тысяч человек для приграничных кампаний до тринадцати тысяч солдат для подавления восстаний.
Короли
[ редактировать ]
Самые ранние записи — это кости оракула, начертанные во времена правления королей Шан из У Дина . [ 92 ] На костях оракула нет списков царей, но на них записаны жертвоприношения предыдущим королям и предкам нынешнего короля, которые следуют стандартному графику, реконструированному учеными. На основании этих свидетельств ученые собрали предполагаемый список царей и генеалогию и обнаружили, что они в значительной степени согласуются с более поздними рассказами, особенно в отношении более поздних царей. [ 93 ] Согласно этому предполагаемому списку королей, У Дин был двадцать первым королем Шан. [ 93 ]
Короли Шан упоминались в костях оракула под посмертными именами . Последний символ каждого имени — это один из 10 небесных основ , который также обозначал день 10-дневной недели Шан, в который в рамках ритуального расписания этому предку приносились жертвы. Королей было больше, чем корней, поэтому имена имели отличительные префиксы, такие как да («большой», 大 ), чжун («средний», 中 ), сяо («меньший», 小 ), бу («внешний», 卜 ). и zu («предок», 祖 ), а также другие, более неясные. [ 94 ]
Короли в порядке преемственности, полученном на костях оракула, сгруппированы здесь по поколениям. Позднее правление было передано группам прорицателей костей оракула Дун Цзобинем . [ 95 ]
Поколение | Старшие братья | Основная линия спуска | Младшие братья | Фаза гадания | ||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Да И ( 大乙 ) [ а ] | [ б ] | ||||
2 | Да Дин ( 大丁 ) [ с ] | |||||
3 | Да Цзя ( 大家 ) | Бу Бин ( Бу Бин ) [ д ] | ||||
4 | [ и ] | Да 大庚Гэн | Сяо Цзя ( 小家 ) [ ж ] | |||
5 | Да 大戊Ву | Лю Цзи ( LV Ji ) [ г ] | ||||
6 | Чжун Дин ( 中丁 ) [ ч ] | Бу Рен ( Бу Рен ) | ||||
7 | Цзянь Цзя ( 戋甲 ) | Цзу И ( предок И ) | ||||
8 | Синь (祖辛Цзу | Цян Цзя ( Цян Цзя ) [ я ] | ||||
9 | Вещь ( 祖丁 ) | Нань Гэн ( 南庚 ) [ Дж ] | ||||
10 | Сян Цзя ( слон ) | Пан 盤庚Гэн | Сяо Синь ( 小心 ) | Сяо И ( 小一 ) | ||
11 | У Дин ( 武丁 ) | 1254-1197 гг. до н. э. (я) | ||||
12 | [ к ] | Гэн ( 祖庚 ) | Цзу 祖甲Цзя | 1206-1177 гг. до н.э. (II) | ||
13 | Линь 廩辛Синь [ л ] | Гэн 康丁Дин | 1187-1135 гг. до н.э. (III) | |||
14 | У И ( 武忠 ) | 1157–1110 до н.э. (IV) | ||||
15 | Вэнь У Дин ( 文武丁 ) | |||||
16 | Ди Йи ( Ди Йи ) [ м ] | 1121–1041 BC (V) | ||||
17 | Ди Синь ( Ди Синь ) [ н ] |
См. также
[ редактировать ]- Китайский суверен
- Исторические столицы Китая
- Додинастический Чжоу
- Женщины в древнем и императорском Китае
Примечания
[ редактировать ]- ^ Первый король известен в исторических записях как Тан . На костях оракула также идентифицированы шесть додинастических предков: Шан Цзя, Бао Бао И, Бин , Бао Дин, Ши Жэнь и Ши Гуйши Гуй.
- ^ Нет убедительных доказательств существования надписей на костях оракула до правления У Дина.
- ↑ Согласно « Историческим записям» и « Мэн-цзы» , Да Дин (там его называли Тай Дин) умер, не успев взойти на трон. Однако в костях оракула он получает ритуалы, как и любой другой король.
- ↑ Согласно «Историческим записям» , Бу Бин (там называемый Вай Бин) и 仲壬 Чжун Жэнь (не упоминается в костях оракула) были младшими братьями Дай Тина и предшествовали Да Цзя (также известному как Дай Цзя). Однако в «Мэн-цзы» , « Комментариях Цзо» и « Книге истории» говорится, что он правил после Да Цзя, о чем также свидетельствуют кости оракула.
- ↑ В исторических записях упоминается король Во Дин, не упомянутый в костях оракула.
- ^ В исторических записях Сяо Цзя указан как сын Да Гэна (известного как Тай Гэн) в «Анналах Инь», но как младший брат (как следует из костей оракула) в «Генеалогической таблице трех веков». .
- ↑ Согласно историческим записям , Люй Цзи (там его называли Юн Цзи) правил до Да У (там назывался Тай У).
- ^ Короли от Чжун Дина до Нань Гэна расположены в одном и том же порядке согласно Историческим записям и костям оракула, но есть некоторые различия в генеалогии, как описано в статьях об отдельных королях.
- ^ Статус Цян Цзя меняется в зависимости от истории костей оракула. Во время правления У Дина, Ди И и Ди Синя он не был включен в основную линию происхождения (эту позицию также занимают « Исторические записи») , но в промежуточные периоды правления он был включен в качестве прямого предка.
- ↑ Согласно историческим записям , Нань Гэн был сыном Цян Цзя (там его звали Во Цзя).
- ^ Кости оракула и Исторические записи включают старшего брата Цзо Цзю ( 祖己 ), который не правил.
- ^ Линь Синь упоминается как король в исторических записях и костях оракула последующих периодов правления, но не в костях двух последних королей. [ 96 ]
- ^ На костях оракула нет наследственных жертвоприношений последним двум королям из-за падения Шанга. Их имена, включая символ 帝 ; ди ; Слово «император» взято из гораздо более поздних «Бамбуковых анналов и исторических записей» . [ 97 ]
- ^ также упоминается как Чжоу ( 纣 ), Чжоу Синь ( 纣信 ) или Чжоу Ван ( 纣王 ) или путем добавления «Шанг» ( 商 ) перед любым из этих имен.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Турчин, Петр; Адамс, Джонатан М.; Холл, Томас Д. (декабрь 2006 г.). «Ориентация исторических империй и современных государств Восток-Запад» . Журнал исследований мировых систем . 12 (2): 219–229. дои : 10.5195/JWSR.2006.369 . ISSN 1076-156X .
- ^ Кейтли (2000) .
- ^ Кейтли (1999) , стр. 233–235.
- ^ Кейтли (1978b) .
- ^ Перейти обратно: а б Кейтли (1999) , с. 232.
- ^ Кейтли (1978a) , с. xiv.
- ^ Кейтли (1999) , с. 233, с дополнительными подробностями из исторических записей .
- ^ Альфред Шинц (1996). Волшебный квадрат: Города Древнего Китая . Аксель Менгес. п. 27. ISBN 978-3-930698-02-8 .
- ^ Чжоюнь Сюй (2012). Китай: новая культурная история . Издательство Колумбийского университета. п. 73. ИСБН 978-0-231-15920-3 .
- ^ Кейтли (1999) , с. 233.
- ↑ Бэй, Ён, два национальных теста. Архивировано 17 июня 2011 года в Wayback Machine (Бэй, Ён, два национальных теста).
- ^ Исследование «Трех тюрем» в эпоху ранней династии Чжоу и Бэй, Юн и Вэй Диван. Архивировано 26 июля 2008 г. в Wayback Machine (Бэй, Юн, Вэй - просмотр исследования).
- ↑ Анализ территорий и географических перспектив «Трех надзирателей» - также по вопросу о первоначальной вотчине Каншу. Архивировано 9 мая 2011 г. в Wayback Machine (перспективы в решении проблемы Каншу).
- ^ Один тип существования эксплуатируемых (Эксплуатируемых наличием...)
- ^ Яо, Синьчжун (2000). Введение в конфуцианство . Издательство Кембриджского университета. п. 23 . ISBN 0-521-64430-5 .
Считается, что Конфуций был потомком королевского дома династии Шан, и его семья жила в государстве Сун, пока его дедушка не был вынужден переехать в государство Лу.
- ^ Яо, Синьчжун (1997). Конфуцианство и христианство: сравнительное исследование Джен и Агапе . Сассекс Академик Пресс. п. 29. ISBN 1-898723-76-1 .
- ^ Ли Дайан Рейни (2010). Конфуций и конфуцианство: основы . Уайли. п. 66 . ISBN 978-1-4051-8841-8 .
- ^ Рэйф де Креспиньи (28 декабря 2006 г.). Биографический словарь от Поздней Хань до Трех Королевств (23–220 гг. Н.э.) . Брилл. п. 389. ИСБН 978-90-474-1184-0 .
- ^ «Книга биографии Хань Янху Чжумейюнь»: Вначале, во время правления императора У, Цзи Цзя, королева Чжоу, получила титул лорда Чжоу Цзинаня во времена императора Юаня, лорда Чжоу. Чжоу Цзинань был удостоен звания маркиза Чжоу Чэнсю и считался принцем вассалов. После того, как чиновники и врачи отправились в Инь, они были разбросаны по более чем десяти фамилиям. Уезды и округа часто доставали больших и продвигали своих потомков, но дисциплинировать их не могли. В это время Куан Хэн провел дискуссию и считал, что «у короля две королевы, поэтому он уважает своего предшественника и соединяет три объединения. Если он совершит преступление казни, его убьют, и он будет назван первым». Король, и он унаследует предка короля». Смысл «Весны и Осени» заключается в том, что принцы не могут сохранить свою страну. Теперь, когда династия Сун не смогла сохранить свою систему и потеряла страну, лучше сделать королеву Инь первым монархом и унаследовать династию Тан. Это не подходит для наследования династии Сун. Кроме того, ожидается, что королева Инь будет в династии Мин. что прямой потомок не будет доступен в течение длительного времени; даже если прямой потомок будет получен, первый прямой потомок вымер и не должен быть установлен. В «Книге обрядов» Конфуций говорил: «Цю из династии Инь». «Наши предки передали, что Конфуция уместно считать императрицей династии Тан.
- ↑ ). Архивировано 1 апреля 2010 года в Wayback Machine (Китайская культурная сеть Гужу
- ^ тайны Гужу. Раскрытие древней
- ^ анализ Гужу Определен
- ^ Перейти обратно: а б с д и Солнце (2006) .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фэрбанк и Голдман (2006) , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с Фэрбанк и Голдман (2006) , с. 34.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 43.
- ^ Йи, Ян, изд. (19 сентября 2022 г.). «Новые археологические открытия дают представление о происхождении китайской цивилизации на Желтой реке» . Глобал Таймс . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ Fairbank & Goldman (2006) , стр. 34–35.
- ^ Харрингтон, Спенсер П.М. (май – июнь 2000 г.). «Раскрытый город Шан» . Археология . 53 (3). Археологический институт Америки.
- ^ Лю, Чжунфу; Юэ, Чжаньвэй (2004). пробные раскопки города Хуанбэй Шан в Аньяне» PDF) . Китайская археология . Обследование Тан, Цзигэн, Чжичунь ; ( и « .2004.4.1.1 .
- ^ Аллан (1991) , с. 63.
- ^ Бэгли (1999) , стр. 168–171.
- ^ Бэгли (1999) , стр. 124–125.
- ^ Уилкинсон (2013) , с. 669.
- ^ Вагнер (1993) , с. 20.
- ^ Чунг (1983) .
- ^ Линь, Мейкун (2016). «Сейминско-Турбинская культура и Прото-Шёлковый путь» . Китайские культурные реликвии . 3 (1–2): 255, рис. 15. ISSN 2330-5169 .
- ^ Цзэн, Вэнь; Ли, Цзявэй; Юэ, Хонбин; Чжоу, Хуэй; Чжу, Хун (2013). Плакат: Предварительные исследования наследственных особенностей популяции Иньсюй . 82-е ежегодное собрание Американской ассоциации физических антропологов.
- ^ Ли (2002) , стр. 16–17.
- ^ Ли (2002) , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б с Кейтли (1999) , с. 248.
- ^ Панкеньер (1981–1982) , с. 23.
- ^ Панкеньер, Дэвид В. (2015). «Космополитический мандат». Астрология и космология в раннем Китае: соответствие Земли Небу . Издательство Кембриджского университета. п. 197. ИСБН 978-1-107-53901-3 .
- ^ Нивисон (2018) , с. 165.
- ^ Ли (2002) , с. 28.
- ^ Ли (2002) , стр. 31–34.
- ^ Шонесси, Эдвард Л. (1992). «Дата завоевания Шана Чжоу» . Источники истории Западной Чжоу: бронзовые сосуды с надписями . Издательство Калифорнийского университета. стр. 217–236. ISBN 978-0-520-07028-8 .
- ^ Нивисон, Дэвид С. (1983). «Даты Западной Чжоу». Гарвардский журнал азиатских исследований . Том. 43. Гарвард-Йенчинский институт. стр. 481–580. дои : 10.2307/2719108 . JSTOR 2719108 .
- ^ Лю и др. (2021) , стр. 165, 169
- ^ Цю (2000) , стр. 60.
- ^ Керр, Гордон (2013). Краткая история Китая . Олдкасл. п. 3. ISBN 978-1-84243-969-2 .
- ^ Бек, Роджер Б.; Блэк, Линда; Кригер, Ларри С.; Нейлор, Филипп С.; Шабака, Дахия Ибо (1999). Всемирная история: закономерности взаимодействия . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел. ISBN 0-395-87274-Х .
- ^ Флад, Роуэн (28 февраля 2010 г.). «Человеческие жертвоприношения династии Шан» . НГК представляет . Нэшнл Географик.
- ^ Петрусевский, Майкл (2005). «Физическая антропология Тихого океана, Восточной Азии и Юго-Восточной Азии: многомерный краниометрический анализ». В Сагарте, Лоран; Бленч, Роджер; Санчес-Масас, Алисия (ред.). Заселение Восточной Азии: соединение археологии, лингвистики и генетики . Рутледж Керзон. п. 203. ИСБН 978-0-415-32242-3 . п. .
- ^ Хауэллс, Уильям (1983). «Происхождение китайского народа: интерпретации недавних данных». В Кейтли, Дэвид Н. (ред.). Истоки китайской цивилизации . Издательство Калифорнийского университета. стр. 312–313. ISBN 978-0-520-04229-2 .
- ^ Fairbank & Goldman (2006) , с. 35.
- ^ Солнце (1989) , стр. 161–167.
- ^ Чен (2002) , стр. 67–71.
- ^ Торп (1981) , с. 239.
- ^ Торп (1981) , с. 240.
- ^ Торп (1981) , стр. 240, 245.
- ^ Торп (1981) , стр. 242, 245.
- ^ Ли (1980) , стр. 393–394.
- ^ Лернер и др. (1985) , стр. 77.
- ^ Торп (1981) , с. 245.
- ^ Юань, Цзин и Роуэн Флад. «Два вопроса, касающихся домашних лошадей в Китае». Вестник Музея дальневосточных древностей, вып. 75, 2003, стр. 110–126.
- ^ Перейти обратно: а б с Эбри, Уолтхолл и Пале (2006) , с. 14.
- ^ Ино, Роберт (2010). «История G380: Общество Шан» (PDF) . Университет Индианы.
- ^ Шварц, Адам К. (2020). Надписи на костях оракула с востока Хуаюаньчжуана . Грютер. hdl : 20.500.12657/23217 . ISBN 978-1-5015-0533-1 .
- ^ Кейтли (1999) , стр. 272–273, 286.
- ^ Кейтли (1999) , стр. 287.
- ^ Перейти обратно: а б с Чанг (1994) .
- ^ Кейтли (1998) .
- ^ Кейтли (1999) , стр. 253–254.
- ^ Кейтли (2004) .
- ^ Перейти обратно: а б Смит (1961) .
- ^ Перейти обратно: а б с Эбри, Уолтхолл и Пале (2006) , с. 17.
- ^ Крил, Херли Г. (1970). Истоки государственного управления в Китае . Издательство Чикагского университета. п. 232.
- ^ Таскин В.С. (1992). Материалы по истории кочевых племен Китая III-V веков (на русском языке). Том. 3 «Муджунс» , «Наука». Москва: Наука. Ч. ред. восток. горит. п. 10. ISBN 5-02-016746-0 .
- ^ Лоу М. и Шонесси Э.Л., ред., Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э., Нью-Йорк, Кембридж, 1999, ISBN 978-0-521-47030-8 , с. 269.
- ^ Сойер и Сойер (1994) .
- ^ Ван (1993) .
- ^ Сойер и Сойер (1994) , с. 35.
- ^ Ву, Сяо-юнь (2013). Колесницы в раннем Китае: происхождение, культурное взаимодействие и идентичность . БАР. ISBN 978-1-4073-1065-7 .
- ^ Роусон, Джессика (июнь 2020 г.). «Колесница и захоронения лежа: переоценка отношений позднего Шанского Китая с его северными соседями» . Журнал мировой предыстории . 33 (2): 135–168. дои : 10.1007/s10963-020-09142-4 . S2CID 254751158 .
- ^ Шонесси, Эдвард Л. (1988). «Исторические перспективы появления колесницы в Китае». Гарвардский журнал азиатских исследований . 48 (1): 189–237. дои : 10.2307/2719276 . ISSN 0073-0548 . JSTOR 2719276 .
- ^ Барбьери-Лоу, Энтони Дж. (февраль 2000 г.). «Колесные транспортные средства в бронзовом веке Китая (ок. 2000–741 гг. До н. э.)» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 99 .
- ^ Сойер и Сойер (1994) , с. 33.
- ^ Сойер и Сойер (1994) , с. 34.
- ^ «Шанский нож» . Британский музей.
- ^ Итак, Дженни Ф.; Банкер, Эмма К. (1995). Торговцы и рейдеры на северной границе Китая (PDF) . Сиэтл: Смитсоновский институт. стр. 35–36. ISBN 978-0-295-97473-6 .
Из королевских захоронений в столице Шан Аньяне было обнаружено достаточно северных бронзовых ножей, инструментов и приспособлений, чтобы предположить, что люди северного происхождения смешались с китайцами в своей столице. Эти артефакты, должно быть, попали в владения Шан в результате торговли, войны, смешанных браков или других обстоятельств.
- ^ Уилкинсон (2013) , с. 684.
- ^ Перейти обратно: а б Кейтли (1999) , с. 235.
- ^ Смит (2011) , стр. 3–5.
- ^ Кейтли (1999) , стр. 234–235, 240–241.
- ^ Кейтли (1978a) , с. 187.
- ^ Кейтли (1978a) , стр. 187, 207, 209.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Аллан, Сара (1991), Форма черепахи: миф, искусство и космос в раннем Китае , State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-9449-3 .
- Бэгли, Роберт (1999), «Археология Шан», в Loewe, Michael ; Шонесси, Эдвард Л. (ред.), Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. , Кембридж: Cambridge University Press , стр. 124–231, ISBN 978-0-521-47030-8 .
- Чанг, Кван-Чи (1994), «Шанг-шаманы», в Петерсоне, Уиллард Дж. (редактор), Сила культуры: исследования по истории китайской культуры , Гонконг: Издательство Китайского университета, стр. 10–36, ISBN 978-962-201-596-8 .
- Чен, Ян (2002), Морской шелковый путь и китайско-иностранные культурные обмены , Пекин: Издательство Пекинского университета, ISBN 978-7-301-03029-5 .
- Чунг, Квонг-юэ (1983), «Недавние археологические свидетельства, касающиеся происхождения китайских иероглифов», в книге Кейтли, Дэвид Н. (редактор), «Происхождение китайской цивилизации» , пер. Ноэль Барнард, Калифорнийский университет Press, стр. 323–391, ISBN. 978-0-520-04229-2 .
- Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн; Пале, Джеймс Б. (2006), Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история , Бостон: Houghton Mifflin, ISBN 978-0-618-13384-0 .
- Фэрбенк, Джон Кинг; Голдман, Мерл (2006), Китай: Новая история (2-е изд.), Издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-03665-9 .
- Кейтли, Дэвид Н. (1978a), Источники истории Шан: Надписи на костях оракула в Китае бронзового века , Беркли: University of California Press, ISBN 0-520-02969-0 . Второе издание в мягкой обложке 1985 года все еще находится в печати. ISBN 0-520-05455-5 .
- ——— (1978b), « Бамбуковые анналы и хронология Шан-Чжоу», Гарвардский журнал азиатских исследований , 38 (2): 423–438, doi : 10.2307/2718906 , JSTOR 2718906 .
- ——— (1998), «Шаманизм, смерть и предки: религиозное посредничество в неолите и Шанском Китае (ок. 5000–1000 до н. э.)», Asiatische Studien , vol. 52, нет. 3, стр. 763–831, doi : 10.5169/seals-147432 .
- ——— (1999), «Шанг: первая историческая династия Китая», Лоу, Майкл ; Шонесси, Эдвард Л. (ред.), Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. , Кембридж: Cambridge University Press , стр. 232–291, ISBN 978-0-521-47030-8 .
- ——— (2000), Пейзаж предков: время, пространство и сообщество в позднем Шанском Китае (ок. 1200–1045 до н.э.) , Китайская исследовательская монография, том. 53 года, Беркли: Институт восточноазиатских исследований Калифорнийского университета, ISBN. 978-1-55729-070-0 .
- ——— (2004), «Становление предков: религия позднего Шана и ее наследие», в Лагерви, Джон (редактор), Китайская религия и общество: трансформация поля , Гонконг: Издательство Китайского университета, стр. . 3–63, ISBN. 978-962-996-123-7 .
- Ли, Юн Куэн (2002), «Построение хронологии ранней китайской истории», Asian Perspectives , 41 (1): 15–42, doi : 10.1353/asi.2002.0006 , hdl : 10125/17161 , S2CID 67818363 .
- Лернер, Мартин; Мурк, Альфреда; Форд, Барбара Б.; Хирн, Максвелл; Валенштейн, Сюзанна Г. (1985), «Азиатское искусство», Недавние приобретения (Метрополитен-музей) (1985/1986): 72–88, doi : 10.2307/1513695 , JSTOR 1513695 .
- Ли, Чу-цинг (1980), «Великий бронзовый век Китая», Art Journal , 40 (1/2): 390–395, doi : 10.2307/776607 , JSTOR 776607 .
- Лю, Кэсинь; Ву, Сяохун; Юань, Сиксун; Дин, Фу, Дунпо, Ян (2021), «Радиоуглеродное датирование костей оракула позднего периода Шан в древнем Китае», Radiocarbon , 63 ( 1): 155–175, Bibcode : 2021Radcb..63..155L , doi : 10.1017/RDC.2020.90 .
- Маир, Виктор Х. (2011), «Религиозные образования и межкультурные контакты в раннем Китае», Кречь, Волхард; Стейнике, Мариан (ред.), Динамика в истории религий между Азией и Европой: встречи, представления и сравнительные перспективы , Брилл, стр. 85–110, ISBN 978-90-04-22535-0 .
- Нивисон, Дэвид С. (2018), Шварц, Адам К. (редактор), The Nivison Annals , De Gruyter Mouton, doi : 10.1515/9781501505393 , ISBN 978-1-5015-1454-8 .
- Панкеньер, Дэвид В. (1981–1982), «Астрономические даты в Шане и Западной Чжоу» (PDF) , Ранний Китай , 7 : 2–37, doi : 10.1017/S0362502800005599 , JSTOR 23351672 , S2CID 163543848 .
- Цю, Сигуй (2000), китайское письмо , перевод Маттоса и Гилберта Л.; Норман, Джерри, Беркли: Общество изучения раннего Китая и Институт исследований Восточной Азии, Калифорнийский университет, ISBN 978-1-55729-071-7 .
- Сойер, Ральф Д.; Сойер, Мэй-чун Ли (1994), Сунь Цзы «Искусство войны» , Нью-Йорк: Barnes and Noble, ISBN 978-1-56619-297-2 .
- Шонесси, Эдвард Л. (1988), «Исторические перспективы появления колесницы в Китае», Гарвардский журнал азиатских исследований , 48 (1): 189–237, doi : 10.2307/2719276 , JSTOR 2719276 .
- Смит, Адам Дэниел (2011), «Китайский шестидесятилетний цикл и ритуальное происхождение календаря» , в книге Стила, Джона М. (редактор), « Календари и годы II: Астрономия и время в древнем и средневековом мире », Оксбоу, стр. 1–37, doi : 10.7916/D8891CDX , ISBN. 978-1-84217-987-1 .
- Смит, Ховард (1961), «Китайская религия в династии Шан», International Review for the History of Religions , vol. 8, нет. 2, стр. 142–150, doi : 10.1163/156852761x00090 , JSTOR 3269424 .
- Сунь, Гуанци (1989), мореплавания История в Древнем Китае , Пекин: Ocean Press, ISBN 978-7-5027-0532-9 .
- Сунь, Ян (2006), «Колонизация северной границы Китая: Янь и ее соседи в ранний период Западной Чжоу», Международный журнал исторической археологии , 10 (2): 159–177, doi : 10.1007/s10761-006-0005- 3 , S2CID 143815200 .
- Торп, Роберт Л. (1981), «Дата гробницы 5 в Иньсюй, Аньян: обзорная статья», Artibus Asiae , 43 (3): 239–246, doi : 10.2307/3249839 , JSTOR 3249839 .
- Вагнер, Дональд Б. (1993), Железо и сталь в Древнем Китае , BRILL, ISBN 978-90-04-09632-5 .
- Ван Хунъюань (王红元) (1993), Введение в источники символов кандзи [ Происхождение китайских иероглифов ], Пекин: Sinolingua, ISBN. 978-7-80052-243-7 .
- Уилкинсон, Эндимион (2013), История Китая: новое руководство , Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-06715-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сыма Цяня « Исторические записи , Глава III - Династия Инь» , Журнал Королевского азиатского общества , том. 27, нет. 3, перевод Аллена, Герберта Дж., стр. 601–615, 1895 г., doi : 10.1017/S0035869X00145083 .
- Чанг, Кван-Чи (1980), Цивилизация Шан , Издательство Йельского университета, ISBN 0-300-02885-7 .
- Дуань, Чан-Цюнь; Ган, Сюэ-Чун; Ван, Джинни; Чиен, Пол К. (1998), «Перемещение центров цивилизации в Древнем Китае: факторы окружающей среды», Ambio , 27 (7): 572–575, JSTOR 4314793 .
- «Анналы бамбуковых книг: Династия Шан» , Китайская классика, том 3, часть 1 , перевод Легге, Джеймса, 1865, стр. 128–141.
- Ли, Юань-Юань; Шен, Син-Янь (1999), Китайские музыкальные инструменты , Серия монографий о китайской музыке, Издательство Китайского музыкального общества Северной Америки, ISBN 1-880464-03-9 .
- Нидхэм, Джозеф (1971), Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Часть 3 , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-07060-7 .
- Шен, Синьян (1987), «Акустика древних китайских колоколов», Scientific American , 256 (4): 94, Бибкод : 1987SciAm.256d.104S , doi : 10.1038/scientificamerican0487-104 .
- Тимперли, Гарольд Дж. (1936), Пробуждение Китая в археологии; Дальнейшие открытия в провинции Хо-Нан: королевские гробницы династии Шан, традиционно датируемые 1766–1122 гг . до н.э.